Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

Трудовой потенциал Реферат бесплатно

Июль12

План.

I. Введение.
II. Основная часть.
1. Понятие «рабочей силы», «человеческий капитал», «трудовой потенциал».
2. Компоненты трудового потенциала:
Здоровье
Нравственность
Творческий потенциал
Активность
Организованность
Образование
Профессионализм
3. Предпосылки реализации потенциала человека.
III. Заключение.

Введение.

Социология труда возникла одновременно с появлением социологии как науки. Сегодня социология труда – ведущее направление социологии, в которой выделяется целый ряд поднаправлений и отраслей: социология профессий, социология производственного коллектива, социология планирования, индустриальная социология.
Социология труда рассматривает роль человека в системе производственных отношений, его экономическое поведение, функционирование рабочей силы, эффективность использования трудовых ресурсов, обеспечение наиболее полного раскрытия способностей и дарований людей, социально – экономическую активность людей, их трудовой потенциал.
Анализ трудового потенциала позволяет рассмотреть движение способности работника к труду, которое происходит под непосредственным воздействием производства, но в то же время выходит за его пределы.

II.
1. Для определения возможностей участия человека в экономических процессах обычно используются понятия «рабочая сила» и «человеческий капитал». Под рабочей силой принято понимать способность человека к труду, т.е. совокупность его физических и интеллектуальных данных, которые могут быть применены в производстве. Практически рабочая сила характеризуется, как правило, показателями здоровья, образования и профессионализма. Человеческий капитал рассматривается, как совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами обычно считают здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность.
Набор характеристик, которые используются для определения возможностей эффективного труда, не в полной мере соответствуют реалиям современной экономики. Этот набор целесообразно расширить на основе понятия трудового потенциала. Его компоненты должны характеризовать:
1. психологические возможности участия в общественно полезной деятельности;
2. способность к генерации новых идей, методов, образов, представлений;
3. возможности нормальных социальных контактов;
4. рациональность поведения;
5. наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения определенных обязанностей и видов работ;
6. предложение на рынке труда;
Приведенным аспектам соответствуют следующие компоненты
трудового потенциала:
1. здоровье;
2. нравственность и умение работать в коллективе;
3. творческий потенциал;
4. активность;
5. организованность;
6. образование;
7. профессионализм;
8. ресурсы рабочего времени.
Показатели, характеризующие эти компоненты, могут относиться как
к отдельному человеку, так и к различным коллективам, в том числе к персоналу предприятия и населению страны в целом.

Примеры характеристик трудового потенциала.

Компо- Объекты анализа и соответствующие им показатели
ненты
трудового Человек Предприятия Общество
потенциала

Здоровье Трудоспособ- Потери рабочего Средняя
ность. Время времени из-за продолжи-
отсутствия на болезни травм. жизни.
работе из-за Затраты на обес- Затраты на
болезней. печение здоровья здравоохра
персонала. нение.
Смертность
по возрастам

Нравственность Отношение к окру- Взаимоотноше- Отношение
жающим. ния между к инвалидам,
сотрудниками. детям, преста-
Потери от релым. Престу
конфликтов. пность, социа-
льная напряже
нность.

Творческий Творческие Количество Доходы от
потенциал способности. изобретений, авторских
патентов, рацио- прав. Кол-во
Активность Стремление нализаторских патентов и
к реализации предложений, международ-
способностей. новых изделий ных премий
Предприимчивость. на одного работа- на одного
ющего. Предпри- жителя страны
имчивость. Темпы технич-
еского прогрес
са.
Организован- Аккуратность, Потери от Качество
ность. рациональность, нарушений законодатель-
дисциплинирован- дисциплины. ства. Качество
ность, бережливость Чистота. дорог и транс-
обязательность, Исполнитель- порта. Соблю-
порядочность. ность. дение договоров
и законов.

Образование. Знания. Кол-во Доля специа- Среднее кол-во
лет учебы в школе листов с выс- лет обучения
и вузе. шим и средним в школе и вузе.
образованием Доля затрат
в общей числен- на образование
ности работаю- в госбюджете.
щих. Затраты
на повышение
квалификации
персонала.

Профессио- Умения. Уровень Качество продук- Доходы от
нализм. квалификации. ции. Потери от экспорта.
брака. Потери от
аварий.

Ресурсы Время занятости Кол-во сотруд- Трудноспособ-
рабочего в течение года. ников. Количе- ное население.
времени. ство часов работы Количество
за год одного занятых. Уро-
сотрудника. вень безработ-
ицы. Кол-во
часов занятости
за год.

Трудовой потенциал человека является частью его потенциала как личности, т.е. по отношению к индивидууму трудовой потенциал – это часть потенциала человека, который формируется на основе природных данных (способностей), образования, воспитания и жизненного опыта.

2. Здоровье.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического и социального благополучия. Благополучие – это динамическое состояние ума, характеризующееся некоторой психической гармонией между способностями, потребностями и ожиданиями работающего и теми требованиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет окружающая среда.
В этом определении акцент сделан на субъективном восприятии здоровья. По существу, речь идет об удовлетворенности жизнью. Ряд психологов (в частности М. Аргайл) рассматривают удовлетворенность жизнью как определение того, что люди понимают под счастьем.
Удовлетворенность жизнью, несомненно, является важной характеристикой здоровья. Однако для многих людей, особенно студенческого возраста, счастье — это нечто большее, чем удовлетворенность жизнью. Например, счастьем можно считать ощущение того, что жизнь прекрасна. Определение Аргайла больше соответствует зрелому возрасту.
По Аргайлу существует много фактов и количественных характеристик позволяющих оценить здоровье населения разных стран на основе социологических опросов. На основе данных Аргайла и ряда иных публикаций можно утверждать, что, если исходить из определения ВОЗ (полное физическое и социальное благополучие), то более 60% населения развитых стран нельзя считать здоровым.
Известно, что по сравнению с этими странами в России состояние здоровья населения значительно хуже. Это утверждение основывается на объективных статистических показателях, средней продолжительности жизни, смертности и т.п. Особенно высока смертность мужчин в возрасте наибольшей работоспособности (25 – 45 лет). По сравнению с Германией она выше в три раза.
Заболевания и смертность в России значительно выше, чем в развитых странах, из-за низкого качества продуктов питания, его нерациональной структуры (мало витаминов), распространенности вредных привычек (алкоголь, курение), занятости на работах с неблагоприятными условиями труда (более 15 млн. чел.), недостаточных затрат на охрану труда, высокой загрязненности воздуха, воды и земли, плохой организации медицинского обслуживания, недостаточной технической оснащенности лечебных учреждений.
Существенным фактором высокой заболеваемости в России является самая большая в мире занятость женщин в материальном производстве, особенно при выполнении тяжелых и вредных работ.
При всех определениях здоровья крайней степенью неблагополучия в данной сфере является добровольный уход человека из жизни. Число самоубийств на 1 000 жителей в России существенно выше, чем в развитых странах (в 3 раза, чем в США, и в 4 раза, чем в Великобритании).
С 1987 года в России постоянно снижается средняя продолжительность жизни.

Нравственность.
Классики экономической науки стремились установить, как добро и зло, свойственные природе человека, влияют на экономическую деятельность и общественные отношения.
Нравственность и богатство часто рассматриваются как трудно совместимые понятия. Все религии мира и духовные учения осуждают стремление к богатству как основной цели жизни. Вместе с тем протестантизм, ислам и некоторые другие конфессии допускают, что при определенных условиях успешная и хозяйственная деятельность является богоугодным делом.
Успех деятельности благочестивого предпринимателя рассматривается в протестантизме как знак божественного одобрения. При этом увеличение прибыли должно направляться не на рост потребления, а на сбережение и последующее расширение производства. Интенсивный и качественный труд в сочетании с благочестием и умеренностью в потреблении материальных благ составляют образ жизни. Несомненно, что такой образ жизни создает весьма благоприятные условия для расширения производства и роста богатства страны.
Таким образом, экономическое значение протестантской этики определяется следующими требованиями:
1. Будь честен при всех условиях.
2. Строго выполняй договоры и обещания.
3. Будь трудолюбив, энергичен, предприимчив, старайся максимально использовать все свои способности для того дела, к которому ты призван Богом. Успех дела – это свидетельство того, что ты к нему призван.
4. Помни, что все, чем ты владеешь, принадлежит Богу. Человек лишь управляет богатством, который имеет истинного владельца.
5. Живи скромно, будь, умерен в потребностях, бережлив, аккуратен, избегай излишеств и развлечений. Копи деньги и вкладывай их в развитие своего дела.
Эта протестантская этика труда является основой официальной деловой этики практически во всех развитых странах (не только протестантских). В частности, этика труда в Японии построена на принципах, в значительной мере аналогичных рассматриваемым (честность, трудолюбие, аккуратность и др.). Отличия связаны преимущественно с тем, что на предприятиях Запада акцент делается на индивидуальных действиях, а в Японии — на коллективных.
При характеристике особенностей традиционной трудовой этики в России обычно, прежде всего, отмечается ее ориентация на коллективизм.
После изменения общественного строя и господствующей идеологии в 1917 году трудовая этика России осталась коллективистской. Ее основой стало соблюдение интересов государства. Нанесение любого ущерба так называемым общественным интересам каралось значительно суровее, чем интересам отдельного человека или семьи. Поскольку предприятия были собственностью государства, ущерб предприятию рассматривался как ущерб интересам страны со всеми правовыми последствиями.
Коллективизм в СССР по сравнению с общинностью и артельностью дореволюционной России оказался значительно более полным и все проникающим: коммуны, колхозы, коммунальные квартиры и т.д. Трудовая этика была крайне противоречивой. С одной стороны, многочисленны примеры искреннего трудового энтузиазма, вера в социалистические идеалы, помощь товарищам по работе, относительно низкий уровень преступности, с другой – ложь, доносы, ГУЛАГ, миллионы безвинно погибших и искалеченных людей.
В конце 80-х годов трудовая этика России вновь принципиально изменилась после очередного коренного изменения идеологии и общественного строя. 90-е годы характеризуются пестротой и противоречивостью моральных норм. До сих пор не сформировались какие-либо общие принципы, которые можно было бы сопоставить с протестантской этикой, социалистической этикой труда, другими этическими системами.
В научной печати и публицистике неоднократно отмечалось, что после 1985года российские предприниматели, чиновники, менеджеры быстро усвоили западные стандарты потребления, но не проявляю достаточной активности в освоении западных стандартов организации труда, особенно в части этических и правовых норм.
Одна из основных ошибок реформаторов экономики России после 1985 года состояла в том, что совершенно не учитывалось состояние морали и возможных изменений в ходе трансформации хозяйственных отношений.
В последние годы Россия воспринимается западными инвесторами, как страна с наиболее высокими в Европе уровнями коррупции и инвестиционного риска. Так как без инвестиций невозможно обеспечить развитие экономики и повышение уровня жизни, разработка и реализация мер по совершенствованию хозяйственной этики становится в настоящее время основным условием выхода страны из кризиса.

Творческий потенциал.

В конце ХХ века творческая деятельность становится наиболее значительным фактором экономического развития. Это проявляется в различных формах. Во всех развитых странах существенно выросла доля лиц, занятых преимущественно умственным трудом. Например, в США она увеличилась за 1950 – 1990 годы с 36 до 60%. Количество инженеров за этот период выросло в 4 раза, ученых – более чем в 5 раз. Так называемые «белые воротнички» составляют в США свыше 70% трудоспособного населения и получают более 80% фонда оплаты труда.
Увеличение объема продукции при снижении затрат рабочего времени и интенсивности труда становится возможным в следствии использования особого вида природных ресурсов – творческих способностей человека, которые в отличие от других ресурсов не могут быть исчерпаны. Наибольших успехов в экономическом развитии и повышение качества жизни добиваются те страны, где созданы наилучшие условия для реализации творческих способностей, особенно в сфере науки, изобретательства и рационализации.
Важной характеристикой творческого потенциала страны является количество изобретений. По многим причинам доля российских авторов в мировом фонде изобретений во много раз меньше доли авторов США и Японии. Особенно велико отставание по электроники, вычислительной технике, производству предметов быта.
Одной из характеристик эффективности науки является изобретательская активность ученых, то есть количество изобретений в год, приходящихся на одну тысячу научных сотрудников. Этот показатель в СССР в целом был 54, в РСФСР – 50, а в развитых странах – около 300 [Поиск. 1997 № 2 с. 8]. Следует иметь в виду, что число патентов характеризует не столько изобретательскую активность, сколько возможности страны в части регистрации изобретений. По ряду причин эти возможности в России значительно хуже, чем в развитых странах.
Наибольшие потери для экономики России обусловлены не столько недостаточным количеством изобретений, сколько отсутствием заинтересованности в их практическом применении. Классическим стал пример с методом непрерывной разливки стали, который был изобретен в СССР в 50-х годах, удостоен Ленинской и Государственной премий, признан во всем мире. По этому методу в Японии производят 90% стали, в ФРГ – 85%, в Южной Корее – свыше 70%, а в России – менее 15%.
Приведенные данные следует рассматривать – как масштабы резервов роста эффективности труда и богатства страны за счет лучшего использования творческого потенциала народа. Для России эти резервы исчисляются сотнями миллиардов долларов.
Пример М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, И.П. Павлова, Н.И. Вавилова, Л.Д. Ландау, П.Л. Капицы, Л.В. Кантаровича, А.Н. Туполева, Б. Пастернака, А. Платонова, И. Бродского, А. Солженицына и многих других показывает, что жители России не менее талантливы, чем их западные и восточные соседи. Немало из тех, кто родились в России и СССР, получили всемирную известность, став гражданами США, Франции и других стран. Эти факты свидетельствуют о значительном творческом потенциале жителей России. До последнего времени этот важный ресурс использовался очень плохо, что привело к негативным последствиям для экономики страны и благосостояния населения.
Активность.

Творческий потенциал человека определяет его способность к генерации новых идей и образов. Чтобы реализовать этот потенциал, то есть создать произведение науки, искусства, найти полезные ископаемые, организовать выпуск новой продукции и т.д., необходим определенный уровень активности. В экономической литературе она обычно трактуется как предприимчивость, которую многие авторы считают особым видом экономических ресурсов. Однако предприимчивость далеко не исчерпывает проявлений активности.
Природа активности человека глубоко и всесторонне исследована Л.Н. Гумилевым. Гумилев предложил называть стремление человека к новому, к изменению привычного, пассионарностью. Из этого термина он исключает «животные инстинкты, стимулирующие эгоистическую этику, и капризы, являющиеся симптомами разболтанной психики…» [Гумилев с. 261].
Л.Н. Гумилев подчеркивал, что пассионарность как особое энергетическое состояние человека относится не только к отдельным выдающимся личностям (политики, ученые, художники, полководцы и т.д.), но и к большим коллективам: этническим и социальным группам, населению страны. В пассионарном состоянии массы людей оказываются особенно восприимчивыми как к благородным, так и к низменным целям.
Несмотря на ряд, весьма спорных положений, концепция пассионарности важна для установления природы активности, ее истоков. Это имеет существенное значение для управления социальными процессами на предприятии и в обществе.
Концепция пассионарности Л. Н. Гумилева в определенной мере созвучна концепции пассионарности Л. Н. Гумилева в определенной мере созвучна концепции Х-эффективности, предложенной Х. Лейбенстайном.
Анализируя факторы роста эффективности, получаемая за счет лучшего размещения и распределения ресурсов, обычно сравнительно невелика (в пределах 1%) из приведенных им фактов следует, что рост эффективности определяется, прежде всего, отношением людей к труду, степенью их активности, заинтересованности в наилучшем использовании имеющихся ресурсов, в том числе собственного трудового потенциала. Эту часть сокращения затрат на единицу продукции, которая может измеряться десятками процентов, Лейбенстайн называет Х-эффективностью и подчеркивает, что она достигается в основном за счет улучшения мотивации труда.
Таким образом, совершенно разные люди – историк Л. Гумилев, экономист Х. Лейбенстайн – в разное время пытались найти фактор, характеризующий активность человека в различных сферах деятельности.

Организованность.

Важнейшей характеристикой организованности является рациональное использование времени.
Организованность человека характеризуется также его аккуратностью, дисциплинированностью, обязательностью, законопослушностью. Население развитых стран обладает этими качествами в значительно большей мере, нежели население других стран. Это обусловлено различными причинами, в том числе традициями и системой воспитания.
Так, в Германии детям с ясельного возраста постоянно внушают правило: «порядок – это половина жизни». Знаменитый «немецкий порядок» проявляется как в быту, так и в высоком качестве продукции, четкости законов, соблюдении договоров, цивилизованном разрешении социальных противоречий.
Японский опыт организации труда основан на 5 пунктах: упорядоченность, опрятность, чистота, чистоплотность, дисциплина. В России эти принципы хорошо известны, но у нас они обычно только провозглашаются, а в Японии и других развитых странах – выполняются.
Слово «порядочность» происходит от слова «порядок». Поэтому порядочность предполагает, прежде всего, высокую организованность во всех сферах деятельности человека, в том числе и в соблюдении этических норм.

Образование.

Затраты на образование – это лучшее помещение капитала для семьи и для общества. В различных странах неоднократно публиковались расчеты, из которых следует, что затраты на обучение окупаются быстрее, чем на оборудование.
Эффективность образования, в конечном счете, определяется масштабами распространения знаний и других результатов творческой деятельности. В частности, установлено, что рост уровня образования на один класс средней школы обеспечивает в среднем рост числа подаваемых рационализаторских предложений на 6% и на 50% сокращает сроки освоения рабочими новых операций.
За последние годы появилось много публикаций об отставании России в области образования от мирового уровня. В литературе чаще всего обсуждается количественный аспект нашего отставания от США и других стран. Здесь, действительно, много проблем, они обычно заслоняют существенные различия в степени использования полученных знаний на производстве. До последнего времени только 10% выпускников российских технических вузов были заняты собственно инженерной деятельностью. Остальные выполняли обязанности рабочих (свыше 20%), мастеров и других руководителей. Главная проблема в том, что на большинстве предприятий России пока не требуется значительной части тех знаний, которые дают вузы страны.

Профессионализм.

Уровень квалификации работников относится к важнейшим компонентам трудового потенциала. Во всех развитых странах существенно вырос удельный вес квалифицированных рабочих, и резко упала доля занятых ручным неквалифицированным трудом. Растут затраты как государства, так и фирм на профессиональную подготовку кадров.
В России квалификация рабочих мест растет явно недостаточными темпами. До сих пор высока доля малоквалифицированного ручного труда. В следствии недостаточной квалификации рабочих, инженеров, руководителей производства наша страна вынуждена тратить значительные валютные средства на оплату строительства современных предприятий, гостиниц и общественных зданий иностранными фирмами.
Недостаточный профессионализм рабочих, инженеров и руководителей является не только очевидным тормозом технического прогресса и роста эффективности. При высокой насыщенности территории страны химическими предприятиями, электростанциями, нефте-и газопроводами низкой квалификации персонала превращается в основной фактор риска, возможности аварий с тяжелейшими последствиями. После Чернобыльской катастрофы население активно выступает против АЭС. Атомная энергетика России после 1991 года практически не развивается.
Вместе с тем в настоящее время доля АЭС в общей выработке электроэнергии России составляет около 10%, то есть намного меньше, чем в большинстве развитых стран.
Как показывает мировой опыт, повышение безопасности АЭС России может быть достигнуто только в результате повышения технической и общей культуры, профессионализма и ответственности всех, кто строит и эксплуатирует сложные технические системы.
Поскольку базой профессионализма является общая культура и уровень образованности населения, степень отставания России от мировых стандартов квалификации работников примерно соответствует отставанию в области образования. Статистика показывает, что отставание тем больше, чем выше сложность труда. Иначе говоря, по профессионализму российский рабочий меньше отличается от американского или японского, чем российский инженер, и особенно руководитель, от своих зарубежных коллег.

3. Предпосылки реализации потенциала человека.

Основой потенциала человека являются качества, заложенные природой. Это относится, прежде всего, к здоровью (физическому и психическому), творческим способностям и до некоторой степени к нравственной ориентации личности. Развитие природных данных и их реализации определяются тремя основными системами:
семья;
коллектив, в котором осуществляется деятельность человека;
общество.
Влияние семьи обусловлено ее имущественным положением,
духовными интересами, профессиональной ориентацией, местом жительства и рядом других факторов. Вместе с природными способностями эти факторы характеризуют «стартовые» возможности индивида.
Потенциал человека может быть увеличен или уменьшен в процессе его деятельности. На современных эффективно работающих предприятиях сформированы системы анализа и развития человеческих ресурсов. Основное внимание обычно уделяется повышению квалификации. Наряду с этим значительные средства расходуются на поддержание и укрепление здоровья, развитие творческих способностей и других компонентов потенциала человека.
Реализация потенциала человека в очень большой мере зависит от общественных отношений, целей политики государства и средств их достижения. Для стран, достигших высокого уровня благосостояния народа, характерна политика, направленная на повышение качества человеческих ресурсов. Методы, которыми осуществляется такая политика, хотя и имеют национальные особенности, в целом едины: отбор и поощрение талантливых людей, улучшение образования, дифференциация оплаты труда в зависимости от его результатов.
В экономически развитых странах сформировалось уважительное отношение к культуре, науке и образованию. Функционируют государственные, общественные и частные фонды поддержки талантливых людей.
К сожалению, в России ХХ века сложилась иная ситуация. С одной стороны, в 20 – 40-х годах были созданы условия для того, чтобы дети рабочих и крестьян могли получить среднее и высшее образование. С другой – в эти же годы осуществлялось планомерное изгнание, и уничтожение значительной части российской интеллигенции.
Много веков человечество пытается найти идеальную форму общественного устройства. Этому посвящены сотни трактатов, содержащих теоретические схемы и анализ исторического опыта. Важнейшим критерием рациональности общественной системы является ее ориентация на максимально возможное развитие и использование способностей людей. Из этого критерия должна исходить любая социальная система: от государства до предприятия и любого коллектива, занятого общественно полезной деятельностью.

III. Заключение.

Человек обладает целым спектром личных качеств, совокупностью разнообразных способностей. Определенная их часть необходима для каждого конкретного вида труда. При этом существуют элементы социально – экономической неоднородности труда: существенные различия, в технической вооруженности различных его видов, сложности труда, соотношения физических и интеллектуальных, ручных и механизированных, рутинных и творческих элементов, а также требующемся для их исполнения уровня общеобразовательной, культурно – технической, профессиональной подготовки. Другие же способности человека, в том числе и трудового характера, не нашедшие применения в данном виде общественно организованного труда, могут реализовываться за его пределами как творчество в свободное от работы время.

Литература.

Генкин Б.М.: «Экономика и социология труда». 1998 г.
Жуков Л.И. и др.: «Экономика труда», 1991.
Колосницина М.Г.: «Экономика труда», 1998.
Рофе А.И.: «Экономика и социология труда», 1996.

автор опубликовано в рубрике Экономика труда | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция