Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

Отечественная история Контрольная работа бесплатно

Июнь25

Монголо-татарское иго и его роль в истории нашего Отечества.

Разоренной и опустошенной осталась Русь после того, как татаро-монголы ушли на запад. Большинство городов было сожжено, ремесленники частью погибли, частью были уведены в плен, пашни запустели и стали зарастать лесом, храмы были разграблены, многие из них сожжены. Погиб цвет русского воинства, вместе с ним — большинство русских князей и воевод. Хозяйственная и военная мощь Руси была резко подорвана.
Теперь, раскинув главную ставку в низовьях Волги, татаро-монголы начали устанавливать свой режим господства в русских землях, который впоследствии получил название татаро-монгольского ига. Завоеватели не оккупировали территорию Руси. Здесь постоянно не стояли татарские вой­ска, не размещалось татарское население, в городах не сидели наместники хана. Во главе русских княжеств по-прежнему стояли русские князья, со­хранились княжеские династии. Православная церковь беспрепятственно исправляла свои службы в оставшихся не разоренными храмах. В этом смысле русские княжества имели определенную автономию (от греч. «аутос» — сам и «номос» — закон), т. е. право заниматься своими собственны­ми делами.
Но эта автономия была крайне ограниченной. Во-первых, только с разрешения хана Золотой Орды русские князья имели право занимать престолы. Они получали на это специальные грамоты — ханские «ярлыки». После гибели великого князя владимирского Юрия Всеволодовича ярлык на великое княжение Владимирское получил его брат Ярослав Всеволодо­вич, бывший до этого времени киевским князем. Это был тот самый Яро­слав, отец Александра Невского, который не явился на подмогу своему брату на реку Сить, где и погиб Юрий.
Такие же ярлыки получили и другие русские князья, в том числе великий князь галицко-волынский Даниил, признавший власть Орды.
Ханы Золотой Орды зорко следили за поведением князей, не давали им усилиться, возродить русские вооруженные силы, сплотить вокруг себя народ. Они стравливали князей между собой, возбуждали зависть, поощряли междоусобицы, мешали централизации Руси под главенством какого-либо одного княжества, одного сильного государственного деятеля. Непокор­ных, сильных и самостоятельных убирали с пути разными способами. Так, великий владимирский князь Ярослав Всеволодович был в 1246 г. вызван в далекий Каракорум и там отравлен.
Во-вторых, татары возложили на русские земли тяжелую дань — «ордынский выход», который должно было платить все взрослое население. Для этого людей переписывали, делили на десятки, сотни, тысячи. Специальные татарские отряды баскаков, расположенные в русских княжествах следили за сбором этой дани и везли ее в Орду. В случае неповиновение они проводили жестокие карательные операции, мучили и убивали людей, терроризировали население. Русские люди должны были платить не только дань, но и другие налоги, введенные татарами. Русские города обязаны были поставлять в Орду и в Монголию искусных ремесленников, а во время войн Орды с соседями предоставлять распоряжение ханов военные отряды. Только духовенство и церковные земли были освобождены от дани. Татары с уважением относились ко всем религиям мира и даже разрешили открыть церкви на территории Орды.
В-третьих, время от времени для устрашения русских людей или в случае их неповиновения татарским порядкам ордынские ханы предпринимали против Руси большие карательные экспедиции и снова грабили, жгли русские земли, уводили людей в плен. Таким набегам подвергались и Севе­ро-Восточная Русь, и Галицко-Волынское княжество, и другие земли.
Итогом татаро-монгольского нашествия и установившегося ига стал очередной откат назад во всех областях русской жизни: обезлюдели города, оказались утраченными многие ремесленные специальности, захирело сельское хозяйство, в упадок пришла культура, на какое-то время даже прекратилось летописание. Замедлилась и централизация русских земель: своевольные князья, боярство снова старались уйти из-под влияния таких центров, как Владимир, Галич. А это наносило вред экономическому единству русских земель.
Большое отрицательное значение татаро-монгольского ига состояло и в том, что оно способствовало развитию в людях угодничества и раболе­пия перед сильными мира сего. Особенно эти качества развивались среди верхушки русского общества, в княжеской среде. Там понимали, что лесть, угодничество, унижение перед ханами и их помощниками помогали сохранить и преумножить власть и доходы. Зато такие люди, натерпевшись уни­жения перед татарами, сами старались потом унизить и оскорбить тех, кто находился в их подчинении. На протяжении десятилетий ига эти черты все больше и больше проявлялись в русской жизни и переходили уже на все русское общество, въедались в характер народа.
Вместе с тем Золотая Орда постоянно помогала русским князьям в их борьбе с врагами — литовцами, шведами, немцами. Иногда на помощь князьям приходила татарская конница. Это объяснялось тем, что ханы рассматривали борьбу с Русью как атаку на свои собственные владения. Не случайно многие пограничные с Владимирским княжеством земли не хоте­ли оказаться от него в зависимости, так как это означало бы и подчинение Орде. Поэтому не захваченные нашествием Смоленское и Полоцкое кня­жества тщательно оберегали свою независимость от Владимирского кня­жества и Новгорода.
Уточняя понятия «монголо-татарское нашествие» и «монголо-татарское иго» («ордынское иго») необходимо иметь в виду сле­дующее:
— во-первых, «Батыево нахождение» оказало такое сильное воз­действие на русские земли, судьбы их жителей, что будет правиль­нее говорить о домонгольской и ордынской эпохах отечественной истории;
— во-вторых, непрекращающаяся борьба русского народа с захват­чиками позволила Руси, непосредственно не входя в состав Золо­той Орды, сохранить свою государственность.
В целом, последствия монголо-татарского нашествия имели проявления во всех сферах жизни общества — социально-экономи­ческой, политической и культурной:
1. Особый ущерб от монголо-татарского нашествия понесли города, которые в это время в Европе богатели и освобождались от власти феодалов. В русских же городах на целый век прекра­тилось каменное строительство, сократилась численность городс­кого населения.
2. Исчез ряд ремесленных специальностей, особенно в ювелир­ном деле: производство перегодчатой эмали, стеклянных бус, зер­ни, скани.
3. Был уничтожен оплот городской демократии — вече.
4. Нарушены торговые связи с Западной Европой, русская тор­говля повернулась лицом на восток.
5. Замедлилось развитие сельского хозяйства. Неуверенность в завтрашнем дне и возросший спрос на меха способствовали по­вышению роли охоты в ущерб земледелию.
6. Произошла консервация холопства, исчезавшего в Европе. Рабы-холопы оставались главной силой в собственных хозяйствах князей и бояр вплоть до начала XVI в.
7. Застойным было состояние земледелия и форм собственнос­ти. В Западной Европе все большую роль играет частная собствен­ность. Ее защищает законодательство и гарантирует власть. На Руси сохраняется и делается традиционной государственная власть — собственность, ограничивающая сферу развития част­ной собственности.
8. В период ига на Руси в сложившихся феодальных отноше­ниях развились традиции восточного деспотизма. Вассалъно-дружинные отношения были заменены подданическими. Раздавая князьям ярлыки на княжение, золотоордынские ханы превраща­ли их не в вассалов, а в подданных «служебников». Князья, в свою очередь, стремились распространить подобный тип отношений на местную знать, дворян, дружинников. Успеху этой политики спо­собствовало то, что в ходе нашествия погибло большинство Рюри­ковичей, старших дружинников — носителей традиций киевского вассалитета.
9. В Орде русские князья усваивали новые, не известные на Руси формы политического общения («бить челом», т.е. лбом). Поня­тие абсолютной, деспотической власти, с которой русские были знакомы до сих пор лишь теоретически, на примере Византии, вошло в политическую культуру Руси на примере власти ордынс­кого хана.
10. Под влиянием специфически азиатских правовых норм и способов наказания у русских размывалось традиционное, родоплеменное представление о карающей власти общества («кровной мести») и ограниченности княжеского права наказывать людей (предпочтения «виры», штрафа). Карающей силой стало не обще­ство, а государство в лице налога. Именно в это время Русь узна­ла «китайские казни»: кнут («торговую казнь»), отрезание частей лица (носа, ушей), пытки на дознании и следствии. Это было со­вершенно новое отношение к человеку по сравнению с X в., временем Владимира Святославовича.
11. В условиях ига исчезло представление о необходимости баланса прав и обязанностей. Обязанности по отношению к монголо-татарам исполнялись не зависимо от того, давало ли это ка­кие-нибудь права. Это коренным образом расходилось с сословной моралью Запада, где обязанности были следствием определенных прав, предоставленных человеку. В России ценность власти ста­ла выше, чем ценность права. Власть подчиняла себе понятия права, собственности, чести, достоинства.
12. В это же время происходит ограничение прав женщин, харак­терное для восточного патриархального общества. Если на Западе процветал средневековый культ женщины, рыцарский обычай покло­няться Прекрасной Даме, то на Руси девушек запирали в высокие терема, оберегали от общения с мужчинами, замужние женщины должны были определенным образом одеваться (обязательно носить платок), были ограничены в имущественных правах, в быту.
13. Промежуточное положение Древней Руси между Западом и Востоком постепенно сменяется ориентацией на Восток. При посредничестве монголо-татар русские усваивают ценности поли­тической культуры Китая и арабского мира. Если правящие классы Запада в Х-XIII вв. в результате крестовых походов знакомились с культурой Востока как победители, то Русь, имея печальный опыт поражения, испытывала сильное влияние Востока в условиях кризиса традиционных ценностей.
14. Ордынское иго оказало мощное воздействие на культуру русского народа, способствовало смешению части монголов и на­селения Северо-Восточной Руси, стимулировало языковое заим­ствование. Но, признавая это влияние, важно иметь в виду, что оно не стало определяющим и доминирующим. Великорусский этнос, его язык и культура в целом сохранили свои качественные характеристики.
15. У русских в, условиях ордынского ига и неприязненного отношения католических стран Запада развивалась национальная православная традиция. Церковь оставалась единственным обще­национальным общественным институтом. Поэтому единство на­ции основывалось на осознании принадлежности к единой вере, идее богоизбранности русского народа.
16. Зависимость от монголо-татар, широкие торговые и поли­тические связи с Золотой Ордой и другими восточными дворами приводили к бракам русских князей с татарскими «царевнами», стремлению подражать обычаям ханского двора. Все это порож­дало заимствование восточных обычаев, распространявшихся от верхов общества до низов.
17. Иго законсервировало этап феодальной раздробленности на два столетия, и переход к централизации русского государства происходил со значительным опозданием по сравнению с западно­европейскими странами. Борьба за обретение государственной не­зависимости, воссоздание российской государственности, укрепле­ние национального самосознания и общественная консолидация развивались на основе внеполитической конфронтации с Ордой.
Таким образом, из-за разницы в темпе и направлении обще­ственного развития в жизни Руси и Западной Европы, имевших в Х-XII вв. сходные формы, к XIV-XV вв. возникли качественные различия.
Выбор Востока в качестве объекта взаимодействия для Руси оказался довольно устойчивым. Он проявился не только в приспо­соблении к восточным формам государства, общества, культуры в XIII-XV вв., но и в направлении экспансии централизованного Русского государства в XVI-XVII вв. Даже в XVIII в., когда глав­ным стало взаимодействие России и Европы, европейцы отмеча­ли склонность России давать восточные «ответы» на «вопросы» Запада, что сказалось в усилении самодержавия и крепостничества.

автор опубликовано в рубрике История России | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция