Методологические проблемы познания процессов социальной девиации в обществе: бедности, бездомности, бродяжничества, безработицы, отклоняющегося поведения детей, безнадзорности, жестокого обращения с детьми Доклад бесплатно ТГТУ
Методологические проблемы познания процессов социальной девиации в обществе: бедности, бездомности, бродяжничества, безработицы, отклоняющегося поведения детей, безнадзорности, жестокого обращения с детьми
Понятие «социализация» стало так широко распространяться, что его можно встретить не только в социологических исследованиях, но и в психологических и педагогических работах, в исследованиях по криминалистике, этнографии, социальной работе. Социализация употребляется в самых разнообразных смыслах, вплоть до полной потери своего собственного и обозначения смысла, прямо противоположного.
Почему происходит расширение содержания понятия «социализация»? Причин несколько, среди которых не последнюю роль играет отсутствие у понятия «социализация» парной (полярной) категории. Категориальной парой для социализации могла бы стать «девиация». Это позволило бы ограничить основное содержание не только понятия социализации, но и девиации, которое также в этом нуждается. Согласно самому общему определению, социализация – «процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе». Анализ различных концепций социализации показывает, что она имеет две составляющие, отражает два параллельных процесса:
1) процесс приспособления (адаптации) человека как биологического существа к жизни в обществе (усвоения социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включения в социальную практику); это происходит преимущественно в ранний период жизни человека — в детстве, отрочестве, юности;
2) процесс формирования личности — развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.
Определения понятия социализации, кроме процесса обретения социальной природы, социального опыта, отражают широкий спектр других процессов и явлений: это и адаптация, и инкультурация, и освоение норм и ценностей, и обучение, и освоение ролей, и становление личности, приобретение ею особых качеств. Широта подхода в данном случае неизбежна — концепции выстраиваются на категориях предельной абстракции – «личность» и «общество». Это значит, что все процессы, происходящие между ними, чрезвычайно разнообразны. Мы осознаем масштабность и полифункциональность процесса социализации, а значит и фундаментальность понятия со всем многообразием его смыслов. Однако любая категория, понятие или термин должны иметь свои границы.
Таким спасительным маяком нам представляется противопоставление социализации и девиации. Нельзя допускать их смешения. К сожалению, тенденция к такому смешению, как мы видели, существует. Выход из такой понятийной путаницы в принципиальном, на наш взгляд, уточнении понятия «социализация» как процесса, необходимо включающего освоение человеком, прежде всего норм морали и права данного общества. Сущность социализации состоит в том, что человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит, в процессе приобщения, освоения моральных и правовых норм. На этом месте сделаем переход от рассуждений о социализации как процессе к пониманию социализации как результата.
Нормы морали и права — это то, что является общим для социализации и воспитания. Воспитание является составной и, по-видимому, самой важной частью социализации, оно создает основу для духовного развития личности. О необходимости четко связывать социализацию с нормами морали и права наглядно свидетельствуют также определения понятия девиация. Так, при определении отклоняющегося поведения (девиантного и делинквентного) отмечается, что оно представляет собой «несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества». Также в этом контексте говорят об отклонении от общепринятых, культурных норм. При определении антиобщественных явлений, говорится, что они «находятся в противоречии с общепринятыми нормами нравственности и гуманизма». Правда, и сюда закралась все та же нечеткость. Порой нравственность рассматривается как относительная, «плюральная». В современных определениях девиации порой уже заложена эта относительность: кому «плохо», а кому – «хорошо», «нормально». Так, например, в современных западных учебниках по социологии мы можем найти следующие определения: «Под девиантным поведением понимается такое, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества: То, что «нормально» в субкультуре, может быть девиантно в обществе». Или: «Девиант — это в любом словаре — сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. В таком случае можно говорить о форме и размерах отклонения. Отношение к отклонению у людей различное. Поэтому в девиантности есть двусмысленность. То, что для одного — отклонение, для другого может быть привычкой. Оно относительно в плюралистическом обществе».
Социальная норма и социальное отклонение — два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп, классов и других социальных общностей. Можно выделить две основные функции социализации. Первая: всестороннее, протяженное во времени вхождение человека в объективный мир — отдельную часть социума, семью или другую общность. Социализация дает возможность понимать себя и интерпретировать поведение других людей, взаимодействовать с окружающими. Незнание общепринятых норм, их несоблюдение создают для личности ситуацию непредсказуемости. Вторая функция: социализация — один из факторов нормального воспроизводства общества. Общественное воспроизводство заключается в том, что происходит не только процесс простого воспроизводства социальной структуры, но и обновления всей системы общественных отношений. Кризис, нарушение общественного воспроизводства проявляется в деформации социальной структуры в целом и социального поведения действующих личностей. Противопоставление «социализации» и «девиации» подводит нас к социологическому рассмотрению взаимоотношения «сущего» и «должного». Этот вопрос, традиционно относящийся к области этики и философии, имеет принципиальное значение для социологии, т.к. представления о «должном» — идеалы, ценности, нормы — являются неотъемлемой частью как общественного и индивидуального сознания, так и общественной практики.
Если философы рассматривают социализацию как проблему, связанную с совершенствованием жизнедеятельности личности в системе социальных отношений, то психологи характеризуют это явление с позиции развития личности.
Процесс социализации выражает взаимодействие личности и общества, результатом которого является согласование обоюдных требований и ожиданий. Личность приспосабливается к существующим объективным условиям своего бытия. Но процесс социализации представляет собой одновременно и выявление индивидуализированной формы общественной сущности, то есть процесс саморазвития личности, обладающей определенной самодостаточностью.
Бедность. Не смотря на то, что историю бедности можно проследить, начиная с истории самого общества, в нашем государстве данный феномен стал предметом исследования лишь в современной отечественной социологии в начале 70- 90-х годов. Угроза обнищания на данный момент — глобальная социальная опасность. Безработица, экономическая и социальная нестабильность, несбыточность надежд, крушение планов интенсифицируют процесс маргинализации населения. Состояние бедности не позволяет социуму реализовать свои потенциальные возможности, а, следовательно, развиваться. Именно поэтому ее связывают с регрессом в общественном развитии.
Социальная проблема — это объективное противоречие, приводящее к нарушению пропорций социального функционирования и развития и на этой основе к дисбалансу интересов различных социальных групп, к разрушению доминирующих социальных ценностей, вследствие чего изменяются существенные свойства социума, и возникает «угроза» его привычной, устоявшейся жизнедеятельности.
Проблема бедности возникает в результате нарушения пропорций социального воспроизводства: пропорций деятельности (соотношения социально неоднородных видов труда, соотношения занятого и незанятого в общественном производстве населения); пропорций состояния (дифференциации населения по уровню обеспеченности материальными, духовными и социальными благами, соотно¬шения между элементами благосостояния и фазами его воспроизводства); пропорций отношений: человек — общество — природа, человек — социальная группа — класс — общество. В их основе лежит ключевая пропорция между производительной и потребительной силой общества, выражением которой является соотношение рабочего и свободного времени.
Проблема бедности связана с социальными формами отчуждения человека от человека (от общества), от предпосылок и результатов труда, от самого труда, с существенным ограничением потребления основных жизненных благ, с форми¬рованием таких условий, при которых субкультура бедных превращается в фактор дестабилизации жизни общества.
К наиболее типичным факторам, обусловливающим риски оказаться в той или иной группе бедных, относят: потерю здоровья, низкий уровень квалификации, вы¬теснение с рынка труда, низкий уровень среднедушевых реальных доходов и мате¬риальной обеспеченности, высокую семейную «нагрузку» (многодетные, неполные семьи и др.); индивидуальные особенности, связанные с образом жизни, ценностными ориентациями (не желающие трудиться, имеющие вредные привычки и т.п.).
Проблема бедности возникает в результате нарушения объективно обусловленных пропорций социального воспроизводства: пропорций деятельности (соотношения со¬циально неоднородных видов труда, соотношения занятого и незанятого в обществен¬ном производстве населения); пропорций состояния (дифференциации населения по уровню обеспеченности материальными, духовными и социальными благами, соотношения между элементами благосостояния и фазами его воспроизводства); пропорций отношений: человек — общество — природа, человек — социальная группа – класс — общество. В их основе лежит ключевая пропорция между производительной и по¬требительной силой общества, выражением которой является соотношение рабочего и свободного времени.
Проблема бедности связана с социальными формами отчуждения человека от человека (от общества), от предпосылок и результатов труда, от самого труда, с существенным ограничением потребления основных жизненных благ, с форми¬рованием таких условий, при которых субкультура бедных превращается в фактор дестабилизации жизни общества.
Бездомность и Бродяжничество. Решить проблему бродяжничества не так-то просто, потому что она носит системный характер, поясняет газета. И объявленная акция поможет навести лоск на столичных улицах лишь на непродолжительное время, считают эксперты. «Бродяжничество – это не просто аномалия, а целый пласт социальной жизни, который стал естественной и органичной частью общества. Оно связано с процессом социальной дезинтеграции. Люди оказываются неспособными эффективно вписаться в систему, и тогда либо происходит отказ от стандартов общества, либо наблюдается нехватка ресурсов для соответствия этим стандартам. В результате человек уходит в параллельную социальную реальность. Создается альтернативный социум, в котором люди чувствуют себя вполне адекватными».
Эта категория социума обладает своей собственной структурой, иерархией, живет по своим законам и правилам. Причем класс бродяг не может и не хочет адаптироваться к существующим в обществе стандартам. «Так что эта проблема нерешаема с точки зрения системы», – уверен социолог.
До тех пор пока бродяжничество будет позиционироваться как социальная проблема, некий порок общества, взаимосвязь этой категории людей с социумом будет теряться, что может привести к необратимым последствиям, в частности к росту преступности. Потому что отказ от общих правил не только приводит к снижению ответственности за свои действия, но и провоцирует создание новых законов и моделей поведения, в которых преступность становится нормой.
Несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру последних лет переходного периода – сохраняющийся экономический рост, низкий уровень безработицы, увеличение доходов населения – проблемы социального расслоения российского общества, роста неравенства и формирования круга домашних хозяйств, находящихся в состоянии крайней хронической бедности, ведущих асоциальный образ жизни и страдающих от социальной исключенности, сохраняют свою остроту. Более того, исследования последних лет позволяют говорить о формировании в России замкнутого круга социальной исключенности и связанного с ней бесправия, которые существуют на фоне отсутствия в обществе устойчивых и полноценно работающих механизмов, которые бы препятствовали попаданию человека на «социальное дно», а если такое все же случается — способствовали бы его возвращению к полноценной общественной жизни. Наше общество в значительной степени игнорирует проблему социальной исключенности, а лиц, столкнувшихся с ней, фактически отталкивает от себя.
Использование самого понятия бродяжничества отражает некоторую узость общественного понимания проблемы и сохраняющийся до настоящего времени дисбаланс между мерами помощи социально исключенным лицам и мерами защиты от них остальных членов общества (чаще в практике встречаются последние). В частности, бродяжничество как термин чаще всего используется в значении «скитание лица без постоянного места жительства и работы, без источников существования из одного пункта в другой или в пределах одного населенного пункта». Таким образом, очевидно, что бродяжничество – это форма поведения, являющаяся одним из проявлений глубоких негативных социальных явлений, в числе которых крайняя бедность, отсутствие доступа к рынку труда, социальным услугам, базовым для общества стандартам уровня и качества жизни. В совокупности все эти явления и означают социальную исключенность человека, приводящую в том числе (но не только!) к бродяжничеству. Иными словами, данное исследование предполагает изучение и систематизацию представлений о бродяжничестве проводить в более широком контексте – контексте социальной исключенности или маргинализации. Такая трактовка предмета исследования позволит сделать основной акцент на соблюдении прав человека, а также на разработке предложений, касающихся устранений и социальной профилактики не самого явления бродяжничества, а глубинных социо-экономических причин, его определяющих.
Безработица. Проблема занятости населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX веке. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.
Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 году во «Всеобщей декларации прав человека», где подчеркивается, что каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
Принято считать, что безработица – это своеобразная плата за рынок, издержки рыночной экономики. И, скорее всего, так оно и есть. В любой конкурентной борьбе есть победители и проигравшие. Речь идет о том, чтобы минимизировать, значительно снизить социальные последствия рыночного негатива, особенно в области реализации права на труд как одной из важнейших составляющих человеческой жизни. Наша страна, как и все страны переходной экономики, столкнулась с все более обостряющейся проблемой занятости населения, решение которой требует как значительных практических усилий, так и глубоких теоретических проработок. По оценкам Министерства труда и социального развития, в России на начало 1999 года насчитывается 8,5-9 млн. безработных граждан. Это 11,5 % активно экономического населения страны. Однако по официальным данным в нашей стране только 1 млн. 750 тыс. безработных. Таким образом, к услугам государственной службы занятости прибегает лишь один человек из каждых пяти, потерявших работу.
Скрытая безработица, таким образом, составляет около 7-8 млн. человек, а по официальным данным – 4-5 млн. Региональное распределение безработицы неравномерно: от 1 % в Москве до 7-8 % безработных в регионах, где находятся предприятия текстильной, оборонной, угольной отраслей.
Безработными (ст. 3) признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитывается выплата выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности и штата.
Безработица рассматривается как незанятость в общественном производстве трудоспособного и желающего работать населения.
Отклоняющееся поведение детей. Трудные дети: что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным термином? Для милиционера – это хулиган, для учителя «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя детского сада – шумный, подвижный, неуправляемый ребенок. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой – естественная норма жизни. Так кто же все-таки трудные дети? Трудные дети это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. М. Раттер отмечает, что психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это неотъемлемая часть процесса развития. Как отечественные, так и зарубежные психологи, и социологи отмечают рост количества детей группы риска. Общество и, прежде всего, учителя и родители тратят колоссальные усилия на преодоление этих отклонений. Ученые и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребенка тоже можно считать трудным.
Термин трудные дети часто употребляют наряду с таким термином, как дети группы риска. Довольно распространено и понятие «дети, находящиеся в особо трудных условиях», которое пришло в педагогическую науку и практику из документов ООН. За всеми этими понятиями стоят дети, в поведении которых наблюдаются те или иные отклонения или возможно прогнозировать их проявление вследствие действия на личность ребенка различных негативных факторов.
По медико-биологическим основаниям можно выделить следующие подгруппы детей данной категории: одаренные; инвалиды; имеющие клинику соматических расстройств; страдающие нервными расстройствами; страдающие психическими заболеваниями; с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью (СДВГ). В зависимости от положения ребенка в семье в категории трудных можно выделить: детей – социальных сирот; детей из неполных семей; детей из неблагополучных семей; детей из семей, в которых ребенок подвергается насилию.
В качестве основания можно также рассматривать возрастные этапы развития ребенка. И тогда в категории трудных можно выделить: детей, пришедших в первые классы школы («кризис, вызванный адаптацией к школе»); детей-подростков («кризис подросткового возраста»); детей-выпускников школы («кризис, вызванный вступлением в самостоятельную жизнь и необходимостью профессионального самоопределения»).
В зависимости от действия различных социально-экономических факторов, влияющих на судьбу ребенка, можно говорить о следующих подгруппах в категории трудных детей: социально-дезадаптированные дети; дети беженцев; дети мигрантов; дети из зоны военных конфликтов; дети – жертвы Интернет – зависимости.
Естественно, что представленная классификация может быть расширена и дополнена в зависимости от тех оснований, которые используются в классификационных целях. Поскольку понятие трудный ребенок предполагает отклонение в его поведении, постараемся ответить на вопрос: что же такое отклоняющееся (или, как принято его называть, девиантное) поведение? Представителями различных наук (медицины, психологии, педагогики) даются различные определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения. В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. В медицинской литературе под девиантным поведением
понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных
взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня. В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социальнопсихологических и нравственных норм, либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных
признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников.
Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе. Социальная норма исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций. Понятие «социальная норма» имеет широкий диапазон определенных параметров. Социальные нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня может оказаться отклонением и наоборот. В современном реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не оформились до конца другие, проблема формирования, толкования и применения норм становится чрезвычайно сложным делом. На
сегодняшний день, принципиальным критерием, определяющим категорию «социальная норма», служит разрушающее воздействие социальных явлений, которые являют собой реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека. Это и есть та граница, которая отделяет норму от девиации. Естественно, что по обе стороны от границы возникает масса пограничных ситуаций, которые зачастую затрудняют идентификацию социального явления. Неопределенность в критериях, границах дозволенного, отсутствие ясных и понятных мер ответственности за те или иные поведенческие акты объективно способствуют расширению «поля девиантности», обусловливая «размытость» его границ. Приведенная классификация и обоснование сущности девиантного поведения детей позволяет сделать вывод, что проблема девиантности – интердисциплинарная проблема, а организация работы с трудными детьми – это взаимодействие различных специалистов. Важное значение в работе с трудными имеет педагогическая деятельность. Главная задача работы педагогов – это профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетней молодежи. Всегда легче что-либо предупредить, нежели исправлять допущенные ошибки и корректировать последствия действия негативных факторов на формирующуюся личность. Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении, на наш взгляд, включает в себя в качестве первоочередных следующие меры: создание
комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей
(социальные педагоги, психологи, медики и др.); создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы; создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками; организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательнопрофилактической работой прежде
всего с детьми и подростками группы риска и их семьями; создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.); организацию детского досуга; информационнопросветительскую работу.
Беспризорность. Государство обязано обеспечить всем детям конституционные права на жизнь, охрану здоровья, образование, вырастить их полноценными членами гражданского общества. Распространение такого негативного социального явления как детская безнадзорность и беспризорность содержит в себе угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, подрывает нравственные основы общества. Безнадзорность и беспризорность детей представляют угрозу будущему России, поскольку перспектива развития государства непосредственно зависит от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.
Изменение общественного устройства в нашей стране разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению и развитию, привело к отторжению детей из неблагополучных семей к резкому увеличению количества детей, лишенных возможности получить необходимое содержание, воспитание и образование. Результатом этого стали безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних. Отторжение значительной части молодого поколения из сферы внимания семьи требует усилий и заботы со стороны общества и государства.
Опасность беспризорности видится в том, что такая среда способствует формированию личности, неприспособленной к нормальной общественной жизни на основе присущих обществу ценностей, норм и форм поведения. Будучи предоставленной самой себе, выживая за счет средств, полученных, как правило, незаконным путем значительная часть молодого поколения совершает преступления и будет считать это нормой и в своей дальнейшей жизни. Нахождение подростка длительное время в беспризорной криминальной среде фактически предопределяет его жизненный путь.
В чем основная причина детской безнадзорности и беспризорности? Прежде всего, в тяжелой социально-экономической ситуации в стране. Распад семей, алкоголизм, наркомания, безработица, слабая социальная поддержка малоимущих семей со стороны государства. Однако можно предположить, что даже после преодоления экономического кризиса, проблемы, связанные с детской безнадзорностью и беспризорностью все-таки останутся. Это долговременная проблема, для решения которой потребуется кропотливая совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур. И главное, нужно не только повышать уровень жизни подростков, но и укреплять их духовно-нравственные ценности.
Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания защиты и развития детей в 90-е годы», проблема выживания защиты и развития детей была признана приоритетной. Но так ли это на самом деле?
В действительности в системе профилактики детской безнадзорности и беспризорности и правонарушений продолжает сохраняться остаточный принцип финансирования, что лишает большинство правовых норм материальной основы. Устранению детской безнадзорности и беспризорности должна соответствовать социальная политика, направленная не на ликвидацию последствий, а на преодоление причин, порождающих детскую безнадзорность и беспризорность, их раннюю профилактику. Создание стройной законодательной системы и системы мер по ее реализации позволили бы на государственном уровне скоординировать усилия по работе с детьми. Эффективность системы пока недостаточна. И цифры, характеризующие состояние с детской безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних говорят сами за себя. В настоящее время по данным всех заинтересованных министерств и ведомств в стране число беспризорных детей более 100 тысяч, безнадзорных около 1 миллиона. Ежегодно сотрудниками органов внутренних дел выявляется и помещается в центры временной изоляции для несовершеннолетних до 60 тыс. детей и подростков.
Что же происходит? Ведь в Конституции Российской Федерации записано, что ребенок имеет право на охрану здоровья, на право жить в семье, на обучение, на труд и многое другое. В Семейном кодексе Российской Федерации также закреплено право жить и воспитываться в семье. На самом деле кризис семьи привел к росту количества детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время их насчитывается более 700 тысяч, причем только 5 процентов фактически сироты, а остальные сироты при живых родителях. 248 тысяч материалов в отношении родителей, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию детей, было рассмотрено правоохранительными органами. Количество административных и уголовных мер к родителям возрастает. А какой же результат? Цифры о количестве детей, покинувших семью, свидетельствуют о том, что меры, предпринимаемые государством и обществом по улучшению положения семьи, недостаточны. Отношение к вопросам сохранения семьи надо менять. Нужно проводить четкую государственную и социальную политику в интересах семьи, создавая благоприятные социально-экономические условия для стабилизации и повышения жизненного уровня семей, находящихся за чертой бедности, дети из которых, как правило, пополняют ряды беспризорных и безнадзорных. Исследования, проводимые в стране, позволяют выделить ряд причин, способствующих росту безнадзорности, среди которых: рост числа асоциальных семей; безработные родители; беженцы и вынужденные переселенцы; нестабильные браки (разводы); низкий уровень благосостояния семьи; негативный опыт отношений с родителями; неготовность школы оказывать социально-педагогическую поддержку и сопровождение учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; наличие у части учащихся негативного учебного опыта.
В исследованиях, проведенных учеными Общественного института развития школы (Санкт-Петербург) в 2001 году, причины, способствующие росту беспризорности и безнадзорности, классифицированы следующим образом:
– социально-экономические причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);
– социально-педагогические причины (невнимание родителей и школы к проблемам ребенка, нежелание школы заниматься проблемными детьми, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.);
– психолого-педагогические причины (разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе и др.).
Какими бы причинами ни было обусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.
Экономические и идеологические кризисы вызвали резкий рост числа детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей, привлекаемых, в силу безнадзорности, активизировавшимися криминальными структурами к алкоголю, наркотикам, преступной деятельности. Это привело государство к необходимости защиты и поддержки таких проблемных детей, активно притягиваемых антиправовым полем экономического и идеологического кризиса.
Успешность социально-педагогической поддержки ребенка, подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, объективно связана с необходимостью решения социальных проблем, возникающих в ходе идущих в стране социально-экономических преобразований.
В научной литературе эти проблемы классифицируются следующим образом:
– проблемы свободы выбора и социального творчества — трудности на пути реализации ребенком его интересов и потребностей, установления социального статуса и др.;
– проблемы социальной адаптации и дезадаптации — трудности усвоения и приспособления к существующим нормам социальной жизни, трудности в разрушении тех норм, которые являются социально опасными, несут в себе угрозу для жизни и здоровья ребенка;
– проблемы социальной интеграции или дезинтеграции — трудности воссоединения или разъединения потребностей, интересов и возможностей ребенка, его семьи с возможностями, потребностями и интересами других людей, трудности в расширении социальных связей и др.
Эффективное решение данных проблем возможно только в рамках формирующейся государственной социальной политики. Однако, по мнению М. С. Мартыновой, к настоящему времени проблемы ребенка не рассматриваются государством и обществом целостно. Негативную роль в решении перечисленных проблем играет ведомственная разобщенность.
Сегодня можно говорить о том, что система социального воспитания несовершеннолетних в новых социально-экономических условиях находится на этапе становления. Общественные институты, институт семьи, школы пока не стали партнерами, не определили свою «социально-педагогическую нишу», свою роль в социальном воспитании, которую М. А. Галагузова определяет как «педагогически ориентированную и целесообразную систему помощи в образовании и воспитании детей, нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь».
В настоящее время в результате экономической нестабильности, утраты духовно- нравственных ориентиров появился ряд опасных тенденций, прежде всего, – возрастание асоциального поведения в детской, подростковой и молодежной среде (бродяжничество, ранняя алкоголизация, наркомания и проституция, нарушение норм морали, рост самоубийств). Растет число детей и подростков, находящихся в состояние школьной и социальной дезадаптации, все острее встает вопрос о росте криминализации в среде детей и подростков.
Сохранение тенденций устойчивого роста количества детей с различными проблемами в развитии приведет в ближайшее время к увеличению доли социально дезадаптированных лиц среди граждан трудоспособного возраста и дальнейшему обострению социально-экономических проблем.
В то же время современная педагогическая практика при всех ее проблемах, трудностях, недостатках сохраняет статус одного из основных институтов социализации личности, ее становления и развития, антиподом которых становится девиантное развитие. Комплексное решение проблемы профилактики девиантного поведения школьников с участием социологов, юристов, педагогов, психологов в условиях организованного детского коллектива.
Процесс социализации сложен для детей, воспитывающихся в полноценных семьях, а тем более – в условиях социальной депривации (в учреждениях интернатного типа, неблагополучных семьях). Ребенок является центром пересечения целого комплекса проблем: социальных, экономических, психологических, правовых. Следовательно, необходим комплексный подход к вопросу социализации подростка, что позволит на качественно новом уровне решать вопросы:
— своевременного выявления и коррекции отклоняющегося развития ребенка;
— социализации и адаптации подростка в социум;
— формирование культурной среды;
— снятие эмоционального напряжения и агрессии посредством социо-культурной терапии;
— привитие интереса к самообслуживающему труду на базе современной бытовой техники;
— обучения здоровому образу жизни при интенсивных занятиях общефизической подготовкой.
Жестокое обращение с детьми. Выделение насилия в семье в самостоятельную социальную проблему – только первый шаг, направленный на ее разрешение. На этом пути много препятствий. Это и отсутствие четких определений, теоретической базы, научной основы и отсутствие полной информации о степени распространенности данного явления.
Недостаток информации по проблеме насилия зачастую приводит к тому, что необходимость разрешения вопросов, связанных с насилием, вызывает сопротивление и желание передать весь груз коррекционной и профилактической работы сотрудникам правоохранительных органов. Такое отношение характерно не только для педагогов и школьной администрации (часто не осознающих глубину существующего насилия даже в их школе, не говоря уже об обществе) но и для школьных психологов. Психологи же кроме страха перед работой с проблемами, связанными с насилием, часто испытывают еще и профессиональный информационный голод. Сложность состоит и в отсутствии концептуального аппарата и критериев: что понимаем под насилием, кто такой человек, совершающий насилие, характеристика жертвы и т.д. Кроме того, у психолога нет четкого, осознанного представления своих возможностей в разрешении проблем, связанных с насилием. Тем не менее, сейчас уже начинает формироваться социальный запрос на подобную информацию, причем как от специалистов-практиков, так и от их потенциальных клиентов: подростков и взрослых.
Еще нет разработанных теоретических и методологических концепций о причинах и условиях насилия в семье. Это так же относится и пассивной роли государства по данному вопросу – это:
— отсутствие федерального закона, обеспечивающего защиту жертв домашнего насилия;
— судебная и правоохранительная практика, отрицающая проблему домашнего насилия;
— высокая степень латентности данного явления: как объективная, обусловленная тем, что о фактах насилия в семье не заявляется в правоохранительные органы, так и субъективная, обусловленная сокрытием фактов насилия в семье правоохранительными органами.
Историческое отношение общества и государства к жестокости в семье менялось. Раньше многие виды насилия в быту были фактически узаконены.
Патриархальное устройство государства, исповедуя формальный принцип невмешательства в семейные дела, наделяло при этом мужчину широкими властными полномочиями по отношению к другим членам семьи.
В прошлом были редкие попытки объяснить бытовое насилие, в том числе, и по отношению к ребенку, через различные психологическое особенности личности. В частности, указывалось на нарушение эмоциональной способности к сопереживанию, отсутствие сочувствия и альтруизма, на повышенную тревожность, враждебность, слабость самоконтроля, на низкую устойчивость к стрессам, на деформацию личности и ее психологического склада, на искажение социализации и ценностного отношения к человеку и др. С точки зрения социальной психологии такая позиция в принципе неверна.
Насилие со стороны близкого, в котором ребенок всегда пытается найти опору и поддержку, наносит больший психологический и физический ущерб, чем насилие со стороны постороннего. В данном случае нарушается основной принцип семьи – безопасное существование любого ее члена.
С теоретической точки зрения насилия над детьми можно рассматривать как проявления страха: страха насилия и страха виктимизации.
Страх является одной из важных доминант, определяющих психологическое состояние и поведение человека, а источники страха многочисленны и разнообразны. Различия многообразных проявлений страха в индивидуальном и групповом сознании во многом связаны с уровнем осознания реальной опасности, которую влечет за собой меняющаяся в обществе криминогенная ситуация. Вместе с тем, интенсивность проявлений страха зависит, конечно, и от общего контекста социальной ситуации, от общего уровня социальной защищенности граждан, в частности детей. Кроме того, нельзя не помнить о том, что у подростка есть еще один страх, – страх открыться взрослому (это касается и физического насилия, в частности, сексуального, и психического насилия дома и вне его).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1999.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М.,2000.
3. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. — М.: Мысль, 1985.
4. Вульфов Б.З. Взаимодействие факторов социализации личности ребенка // Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка. — Челябинск, 1996.
5. Завьялов Ф.Н., Спиридонова Е.М. Уровень жизни бомжей // Социс.- 2000. — № 2.
6. Радаев В.В. Работающие бедные: велик ли запас бедности // Социс. — 2000.- № 8.
7. Социальные отклонения. — М.: Юридическая литература, 1989.
8. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. – 815 с.