Международное право Проблемно-тематический курс 3000 рублей МИЭП
Тема 1. Место международного права в глобальной нормативной системе. Его соотношение с внутригосударственным правом.
1. Какая точка зрения Вам кажется правильной?
Тема 2. Источники международного права.
2. Не носят ли резолюции Организации Объединенных Наций надгосударственного властного характера, и не является ли она единым всемирным законодательством органом? Ознакомьтесь с существующими представлениями об отсутствии или наличии надгосударственности в международной системе. Каково Ваше мнение на этот счет? Как может быть решена проблема членства государств в международных организациях без ущерба для их интересов?
Тема 3. Нормы международного права.
2. В чем Вы видите проблему эффективности действия норм международного права в процессе регулирования международных отношений? Как добиться повышения этой эффективности, имея в виду, что часть важнейших норм международного права распространяется только на определенную группу субъектов международного права, а другие субъекты не охвачены их действием и не ограничены их нормативными установлениями?
Тема 4. Субъекты международного права и их правосубъектность.
Проанализировав приведенные выше точки зрения, выскажите и обоснуйте Ваше мнение: является индивид носителем международной правосубъектности или нет? Каким образом индивид может участвовать в международно-правовых отношениях помимо вышеизложенных обстоятельств и какие, с Вашей точки зрения, это будет иметь для него, государств, международных организаций юридические последствия?
Тема 5. Соотношение международного и внутригосударственного права.
В каком реальном соотношении друг к другу находятся нормы международного и внутригосударственного права России? Является ли международное право нормообразующим фактором российской правовой системы? Влияет ли национальное право России на формирование международного права? Докажите фактическое наличие или отсутствие примата одной из указанных правовых систем над другой. Каким образом молено решить проблему потенциальных коллизий международных и внутригосударственных норм России?
Тема 6. Право международных договоров.
Основными источниками международного права являются договор и обычай. В течение тысячелетий объем международных отношений, урегулированных международным договором, увеличивался, а объем отношений, находящихся под регулирующим воздействием международного обычая, уменьшался. Однако международный обычай все еще в значительной степени влияет на степень и эффективность правового регулирования международных отношений. В некоторых случаях международный обычай оперативнее регулирует международные отношения, чем договор, потому что при этом не требуется выполнение юридических формальностей, необходимых при заключении международного договора, занимающего весьма продолжительное время.
5. Как Вы считаете, в чем заключается и как может быть решена проблема соотношения международного договора и международного обычая как главных источников международного права? В чем могут проявиться отказ от международного обычая и признание международного договора единственным источником международного права?
Тема 7. Международные организации в системе международно-правовых отношений.
Международная организация участвует в процессе международного правотворчества, однако она не обладает универсальной правосубъектностью как государство, ее правосубъектность ограничена волей учредителей.
В связи с этим теория международного права предусматривает разные подходы к анализу правосубъектности международной организации в сфере правотворчества. Так, согласно одному из них международная организация только тогда имеет право создавать нормы международного права, когда в ее учредительных документах, уставе содержится это право. Согласно другому подходу международная организация может участвовать в создании норм международного права только в силу своей правосубъектности.
2. Как может быть решена задача обеспечения равного участия субъектов международного права, включая международную организацию, в создании норм международного права, учитывая ее производный характер и разный объем компетенции?
Тема 8. Ответственность в международном праве.
Индивид несет ответственность за нарушение норм международного права.
1. В каких случаях физическое лицо несет ответственность по международному праву? Как соотносятся меры ответственности физического лица и государства по международному праву?
Тема 9. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.
На X конгрессе ООН посвященном борьбе с транснациональной организованной преступностью в г. Вене (Австрия) в апреле 2000 г. было отмечено, что для повышения эффективности борьбы с преступностью на международном уровне потребуется принятие универсального международно-правового акта.
Таким нормативным актом явилась заключенная в декабре 2000 г. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. Конвенция имеет две главные цели — устранение различий национальных правовых систем, блокирующих меры по взаимной правовой помощи, и установление единых стандартов для национальных законов, так чтобы они могли эффективно применяться в борьбе с организованной преступностью.
Тем самым Конвенция призвана решить главную проблему, которая всегда служила барьером для сотрудничества государств и международных организаций в борьбе с организованной преступностью, — унификации и, в конечном счете, гармонизации уголовных законодательств государств на основе единообразных принципов.
3. Попытайтесь мотивированно сформулировать ответ на вопрос: что в национальном законодательстве России будет унифицировано, и на основе каких принципов, для повышения эффективности борьбы с организованной преступностью? В чем заключается проблема процесса унификации и каким международно-правовым принципам должно соответствовать уголовное законодательство России в части, касающейся международного сотрудничества в борьбе с организованной международной преступностью? Как можно наиболее продуктивно решить эту проблему с учетом общих целей унификационного процесса, сформулированного в 1926 г. в резолюции Брюссельского конгресса Международной ассамблеи уголовного права — «рассматриваемые и унифицированные принципы, положенные в основу разрабатываемых проектов уголовных кодексов, должны по возможности предусматривать общее начало применения репрессий»?
Тема 10. Дипломатические привилегии и иммунитеты.
В пункте 3 ст. 22 Венской конвенции 1961 г. «О дипломатических сношениях» указано, что «средства передвижения дипломатического представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий». В то же время в доктрине международного права неоднократно высказывалось мнение о возможности обыска дипломатической машины в том случае, если она используется в преступных целях.
Кроме того, определенные сложности могут возникать в тех случаях, когда дипломатическими автомашинами перевозятся грузы для дипломатического представительства. В соответствии с Конвенцией 1961 г. дипломатические грузы не освобождены от досмотра, однако дипломатическое средство передвижения досмотру не подлежит.
Поскольку дипломатические средства передвижения не пользуются той неприкосновенностью, которая предоставляется помещениям дипломатического представительства, представители местных органов власти вправе войти в дипломатическую автомашину без разрешения ее владельца, если в автомашине дипломата находится гражданин, подлежащий задержанию.
Так, если этот гражданин спрятан в автомашине (багажнике, под ковром и т.д.), представитель органов власти не вправе извлечь его оттуда, так как это будет означать обыск автомашины. Если же гражданин находится в автомашине открыто, т.е. виден снаружи, представитель органов власти может остановить машину и потребовать выхода из нее этого гражданина. При отказе последнего выйти из автомашины представитель органов власти вправе, открыв дверцу, осуществить задержание принудительно.
Дипломатическая автомашина, поставленная на стоянку с нарушением правил дорожного движения, может быть подвергнута отбуксировке. Перемещение дипломатической автомашины представителями органов власти представляет собой принудительное действие, иммунитет от которого Конвенцией 1961 г. не предусматривается.
Помимо вышеизложенного необходимо учитывать то обстоятельство, что дипломатического иммунитета дипломатический представитель может быть лишен только руководителями государства, которое он представляет, в соответствии с законодательством этого государства.
1. Как может быть решена проблема устранения противоречий между нормами Конвенции 1961 г. и действиями представителей власти государств, предпринимающих определенные акции в отношении средств передвижения дипломатических представительств в соответствии с полномочиями, предоставляемыми им местным законодательством?
Тема 11. Международная безопасность.
Организация Объединенных Наций в момент учреждения была уполномочена поддерживать всеобщий мир и обеспечивать глобальную международную безопасность международно-правовыми средствами при сохранении равного вооруженного потенциала стран-участниц как гарантию вооружен¬ного сдерживания.
Однако в дальнейшем было заключено большое количество двусторонних, многосторонних и универсальных договоров, в соответствии с которыми начался процесс сокращения отдельных видов вооружений либо их полного уничтожения. Это явление получило наименование разоружения.
Таким образом, принцип разоружения как одно из средств достижения международной безопасности не был предусмотрен Уставом ООН.
Тем не менее, такие юристы, как Ч. Райн, Л. Форлати и А. Гардина, считают, что международные договоры о сокращении и ликвидации отдельных видов вооружений в своей совокупности послужили основой принципа разоружения и права международного разоружения как одного из институтов и подотраслей права международной безопасности.
Точку зрения, согласно которой право разоружения складывается как отрасль международного права, вырастающая из права международной безопасности, поддержали российские ученые Д.И. Фельдман и P.M. Тимербаев.
Профессор Лондонского университета У. Батлер придерживается противоположной точки зрения, в соответствии с которой «международное право ограничения вооружений и разоружения чрезмерно туманно».
2. В чем, по Вашему мнению, заключается проблема обеспечения всеобщего разоружения при отсутствии данного принципа в Уставе ООН 1945 г., Декларации о принципах международного права 1970 г. и Заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.? Приведите аргументы в пользу наличия или отсутствия права разоружения и ограничения вооружений как сформировавшейся отрасли международного права. Аргументируйте вывод о необходимости установления равной безопасности в международных отношениях.
Тема 12. Мирное разрешение международных споров.
5. В чем заключается проблема получения мандата и финансирования миротворческих операций в СНГ, учитывая, с одной стороны, компетенцию в этой сфере Совета глав государств, а с другой – отсутствие единого бюджета СНГ и вытекающую из этого неурегулированность вопросов финансирования операций странами – членами СНГ, в связи с чем СНГ вынуждено просить финансовые средства у Совета Безопасности ООН?
Тема 13. Международное право и права человека.
3. Каковы условия, определяющие степень и время участия международных норм в юридической защите прав и свобод человека? Почему такие условия наступают?
Тема 14. Международное морское право.
В последнее время возросло значение международно-правового регламентирования общественных отношений, связанных с использованием и исследованием морских пространств.
Россия как прибрежное государство весьма заинтересована в установлении благоприятного правового режима использования и исследования ею примыкающих к ее территории акваторий, в частности, арктической океанской зоны.
1. Как ранее осуществлялось регулирование арктической океанской зоны и как, по Вашему мнению, оно должно осуществляться в настоящее время с учетом вступления в силу Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.?
Тема 15. Международное воздушное право.
Парижская конвенция «О регулировании аэронавигации» 1919 г. и Чикагская конвенция «О международной гражданской авиации» 1944 г. закрепили принцип полного и исключительного суверенитета государства над его воздушным пространством.
В декабре 1991 г. было подписано Минское соглашение стран — членов Содружества Независимых Государств, в соответствии с которым воздушные пространства над всеми странами — членами СНГ провозгла¬шались единым воздушным пространством, что противоречит Конвенциям 1919 г. и 1944 г., а также Уставу СНГ 1993 г., признающему суверенность всех входящих в него государств.
Кроме того, в мире имеется всего несколько государств, обладающих правом проводить сертификацию воздушных судов на предмет летной годности, так как они являются производителями авиатехники. В их состав из членов СНГ входят только Россия, Украина и Узбекистан.
3. В чем заключается и как может быть решена проблема реализации норм международного воздушного права в воздушном пространстве стран — членов СНГ?
Тема 16. Международное космическое право.
6. Какой из указанных источников в целом более эффективно регулирует международные отношения, складывающиеся под влиянием специфики космической деятельности? Приведите в качестве примеров конкретные ситуации, при возникновении которых отношения более логично было бы регулировать обычными, а не договорными нормами и объясните почему.
Тема 17. Международное экономическое право.
В XVII в. зарождается наука международного права, в системе которой международное экономическое право занимает достойное место и развивается вместе с ним.
Экономическая область межгосударственных отношений является одной из наиболее насыщенных. Экономическое сотрудничество на международном уровне сейчас актуально как никогда. Имеется большое коли¬чество региональных и субрегиональных международных экономических организаций, в рамках которых международное экономическое сотрудни¬чество достигает наивысшей степени интенсивности.
Так, в 1957 г. в Риме был заключен договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЭС), впоследствии через Шенгенское соглашение 1990 г. и Маастрихтские договоренности 1992 г. трансформировавшегося в Европейский союз.
В конце 1991 г. прекратил свое существование СССР и было образо¬вано Содружество Независимых Государств (СНГ). В настоящее время в рамках СНГ складывается союз России и Беларуси.
В Европейском союзе введена жесткая система принятия, реализации и контроля за исполнением решений, обязательных для всех входящих в него стран.
В СНГ существует система принятия и исполнения решений, принимаемых только теми государствами, которые заинтересованы в них.
1. Выскажите и обоснуйте свою точку зрения о правовом статусе ЕС и СНГ с точки зрения развития основных и отраслевых принципов и институтов международного права в целом и международного экономического права в частности.
Тема 18. Международное экологическое право.
Распад СССР, появление значительного числа новых государств существенно затруднили принятие соответствующих мер в области охраны окружающей среды на территории бывшего Союза. Особенность возникшей ситуации состояла в том, что ряд экологических проблем, которые раньше были внутригосударственными, приобрел международный характер и потребовал координации усилий всех государств — участников СНГ.
Границы природоохранных объектов не всегда совпадают с границами государств, а сами эти объекты порой располагаются на территории нескольких государств. Примером может служить Беловежская Пуща, расположенная на территории четырех государств — России, Беларуси, Польши и Украины. В этих случаях государства должны принимать совместные меры для обеспечения надлежащей международно-правовой охраны таких природных памятников.
В чем заключается и как может быть решена проблема координации усилий государств в сфере международно-правового регулирования вопросов сохранения памятников природы и других объектов, представляющих экологическую значимость, с учетом расположения этих объектов на территории нескольких государств и различия их внутренних экологических законодательств?
Тема 19. Международное право в период вооруженных конфликтов.
Нормы международного гуманитарного права обязывают конфликтантов не выбирать объектами нападения гражданское население и сооружения, не имеющие отношения к военным. Кроме того, при любых обстоятельствах запрещаются нападения неизбирательного характера.
По мнению швейцарского юриста-международника, советника Международного комитета Красного Креста Г.-П. Гассера, «проблема состоит в том, что в современной войне неизбежным следствием нападений является разрушение гражданских объектов, находящихся вблизи от «законной» цели. Международное право полностью не запрещает такие нападения, но устанавливает для них ограничения».
3. Как может быть разрешена обозначенная выше проблема, с учетом того, что указанные обстоятельства складывались в процессе ведения военных действий российской армией на территории Республики Чечня, а также американскими вооруженными силами на территориях Ирака, Кувейта, Афганистана, Сербии, Боснии и Герцеговины и в других местах в конце XX- начале XXI в.?
Тема 20. Территории и пространства в международном праве.
Большинство войн, произошедших в истории человечества, явилось следствием территориальных претензий одного или нескольких государств к другим. Для оправдания выдвижения территориальных претензий и активных действий, включая вооруженные акции по их удовлетворению, провозглашались различные концепции. Международному праву известны следующие концепции территориальных претензий: «исторической территории», «этнической территории», «религиозной территории», концепция «сферы интересов», «серой зоны», «жизненного пространства», «большого жизненного пространства» и др.
Оправдывая свои действия данными концепциями и на их основании, территориальные претензии предъявлялись и предъявляются: Грецией к Македонии, Соединенными Штатами Америки к Мексике и Канаде, Эстонией и Японией к России, Арменией к Азербайджану и др.
1. Приведите примеры предъявления территориальных претензий в рамках и на основании упомянутых концепций. В чем заключается содержание этих концепций? Как может быть разрешена проблема территориальных претензий в современных исторических условиях и на перспективу?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ