Конопатов В.В. Работа Тверского областного Центра детского и семейного чтения им. А.С. Пушкина в статусе социального института
«Работа Тверского областного Центра детского и семейного чтения
им. А.С. Пушкина в статусе социального института».
Главный библиотекарь 12 разряда
КОНОПАТОВ В.В.
Тверской областной Центр детского и семейного чтения им. А.С.Пушкина (ТОЦДСЧ) был создан в 1992 году на базе Областной детской библиотеки им. А.С.Пушкина (1919 год) и является ее законным правопреемником.
ТОЦДСЧ им. А.С.Пушкина на данный момент является организационным, консультативным, социальным и методическим Центром для всех библиотек Тверской области, обслуживающих детское население, в т.ч.: 58 детских библиотек, отделений, филиалов ЦБС Тверской области; 10 библиотек детских домов-интернатов, 52 школьных библиотек г. Твери.
Надо отдать должное и Методической службе ТОЦДСЧ им. А. С. Пушкина. Она сумела не только выжить, но и приобрести особое значение в развитии библиотечной отрасли. Взаимодействие с другими структурами осуществляется на основе договоров и социальных заказов. Организационно-методический отел Центра работает с большой сетью библиотек, обслуживающих детское население книгой и является методическим центром для 36 детских библиотек, филиалов, отделов, отделений ЦБС Тверской области.
В 2003-2004 годах приоритетными направлениями методической службы Центра были аналитическая деятельность, консультативная, практическая помощь, выявление и внедрение библиотечного опыта, библиотечных новшеств, организация системы повышения квалификации, подготовка нормативных документов и методических разработок, координация работы с другими структурами и учреждениями.
Являясь организатором творческо-производственной деятельности в сфере укрепления духовного и нравственного здоровья юных тверитян-читателей, ТОЦДСЧ им. А.С.Пушкина за короткий срок значительно поднял престиж Центра: были улучшены все производственные показатели — пользователей записано в два раза больше, внедрены новые библиотечные технологии, созданы компьютерные программы «АС-Библиотека-2» — обработка литературы, библиографическая программа; «Читатели»; авторские библиотечные программы: «Милосердие», «Подросток», «Библиотечная Пушкиниана», «В поисках добра и красоты», «Мы — славяне», «Моя голубая планета» и др.
В 1998 и 2001 гг. Центр становится Победителем Всероссийских конкурсов по экологическому просвещению населения. Известно, что 2001-2010 годы решением ООН объявлены международным десятилетием и ненасилия в интересах детей планеты, а 2003 год – годом пресной воды и исходя из этого, ТОЦДСЧ им. А. С. Пушкина рассматривал экологическое просвещение детей и подростков как одно из ведущих направлений своей деятельности. Состоявшаяся в сентябре 2003 года в г. Твери на базе ТОЦДСЧ Всероссийская научно-практическая конференция уже своей темой обратила внимание на одну из важнейших проблем современности – воспитание экологической культуры детей и подростков. В 2003 году в Центре был создан собственный CD—ROM «От экологии природы к экологии души», его получили все участники Всероссийской научно-практической конференции по экологическому просвещению детей и подростков.
Реализуя право ребенка на свободный доступ к информации, ТОЦДСЧ им. А.С. Пушкина последовательно и целенаправленно работает по программе «Дети. Информация. Книга». Монтаж и установка сетевого оборудования, установка компьютера-сервера, лазерного принтера продолжили развитие новых технологий в Центре. Это позволило существенно расширить возможности информационного обслуживания пользователей, перейти к комплексным программам, одновременно включающим и формирование фондов, и создание библиографической информации и обслуживание читателей.
Издание научных сборников и статей, CD—ROMов, организация и участие сотрудников Центра во Всероссийских и Международных научно-практических конференциях, семинарах, значительно повысили престиж Центра, расширили круг общения и взаимодействие с ведущими российскими детскими библиотеками и общественными организациями.
Еще одним главным приоритетным направлением ТОЦДСЧ им. А.С. Пушкина является патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание способствовало приобщению детей и подростков к чтению, к истории и современной жизни России, любви к своей малой Родине.
Юношеский сектор отдела обслуживания детей и юношества в последнее время работал по авторской библиотечной программе зав. сектором Э.А. Галенчиковой «Мы славяне». Реализовывалась эта программа по двум направлениям: историческому и героико-патриотическому. По каждому из этих направлений обязательно проводится цикл бесед, встреч, обзоров, книжно-иллюстративных выставок, мини-исследований. Заслуживают внимания проводимые в рамках этой программы мастер-классы, которые ведут педагоги, мастера, краеведы из Академии славянской культуры, ТГККиК, городского краеведческого клуба. На этих занятиях подростки смогли не только ознакомиться с ручным шитьем, вязанием и вышиванием на пяльцах, русским песнопением и русскими народными играми и танцами, но самим попробовать сплести лапти, вышить гладью и золотой ниткой на холщевой рубахе, хороводить и петь давно забытые народные песни.
По теме «Великая отечественная война 1941-1945 гг.» ТОЦДСЧ им. А.С. Пушкина работает постоянно. Еще в середине 90-х годов были разработаны циклы «Дети и война», «Женщины и война», «Калининцы в годы Великой Отечественной войны». В 2003-2004 годах были разработаны и проведены литературно-музыкальные композиции «У войны не женское лицо», «В пламени войны» (о молодых героях-калининцах в годы ВО войны), «Военной песни негасимый свет» под руководством работников читального зала (автором литературно-музыкальных композиций — зав. отделом Бобоедовой Л.Г., главным библиотекарем Конопатовым В.В. и библиотекарем Матиевской И.Г.). Был выпущен цикл бесед «Дедушкины медали», «Мои сверстники на войне».
По-прежнему, большой интерес у читателей вызывают проводимые Центром традиционные Недели: Новогодняя, Рождественская, Пушкинская, краеведческая, экологическая, а также акция «Подростки против наркомании».
В настоящее время в орбиту социального воздействия библиотек все в большей мере входят группы населения, которые требуют неустанной работы, помощи и внимания, поскольку их жизнедеятельность носит ущербный, ограниченный характер из-за врожденных или приобретенных дефектов физического и умственного развития.
При всей остроте экономических проблем с особым вниманием общество в целом и каждый из нас должен отнестись к вопросам социальной реабилитации детей-инвалидов, т.к. по их положению можно судить о культуре и нравственности общества, в котором они живут.
Особое признание завоевал Центр своими традиционными и инновационными формами работы среди самой незащищенной категории населения — детьми с ограниченными физическими возможностями, детьми «риска», людьми преклонного возраста.
Одним из актуальных и приоритетных направлений государственной политики в социальной сфере является комплексная реабилитация инвалидов. Это одна из тех категорий населения, которая особо остро ощущает проявления неравенства в экономическом, социальном, моральном и политическом аспектах.
Дети-инвалиды имеют такие же интересы, мечты, стремления, как и их здоровые сверстники. Среди них много талантливых, одаренных ребят, живо интересующихся литературой, желающих быть нужными и полезными обществу. Встреча с книгой для детей с ограниченными возможностями – это всегда праздник, радость познания. Такое общение особенно важно для детей с недугом, ограничивающим возможность их передвижения.
Главным источником удовлетворения читательских потребностей детей-инвалидов и других читателей является библиотечный фонд ТОЦДСЧ им. А.С. Пушкина. Библиотечный фонд – это основа функционирования Центра. Комплектование фонда является составной частью его формирования, представляет собой отбор, заказ и приобретение документов, соответствующих функциям библиотеки, информационным потребностям и читательскому спросу ее абонентов. Работая с детьми-инвалидами, Центр комплектуется литературой, отвечающей задачам социальной реабилитации таких читателей. При формировании книжного фонда мы учитываем: социальный и возрастной состав детей-инвалидов, их интересы, запросы, специализацию. Приобретаем книги с адаптированными текстами и красочными иллюстрациями для детей с нарушением слуха, пониженным интеллектом. Библиотечный фонд Центра не ограничивается только печатными изданиями (книги, журналы, газеты), но и содержит аудиовизуальные материалы, электронные ресурсы.
Определяющим моментом в снижении уровня детской инвалидности в области является подготовка молодежи, будущих родителей к осознанному материнству и отцовству. Поэтому Центр ставит своей задачей – вести просветительскую работу по пропаганде здорового образа жизни. Мы отслеживаем, заказываем и приобретаем литературу данной тематики. Предполагается продолжать приобретение информационной, методической, просветительской литературы по правам и льготам для детей-инвалидов в целях повышения правовых знаний их родителей, а также для специалистов, работающих с этой категорией детей.
Дети-инвалиды имеют право на беспрепятственное пользование книжным богатством. Для них ТОЦДСЧ им. А.С. Пушкина имеет в своем фонде книги серий: «Юный исследователь» (изд-во «РОСМЭН»); «Очевидец. Обо всем на свете» (Изд-во «Дорлинг Киндерсли»); «Моя первая энциклопедия» (Изд-во «Кристина и С»); «Детская краткая энциклопедия» (История. Природа. География. Изд-во «Слово»).
Приобретены занимательные серии: Книги-бродилки: серия «Проведи меня по книжке» или «Читай и играй вместе с нами» – изд-во «Лабиринт-Пресс»; Книги-пищалки: серия «Веселые голоса» — изд-во «Белфакс»; Книжки-вырубки: серия «Веселые машинки» — изд-во «Белфакс»; Книги-игры: серия «Поиграй со мной» — изд-во «РОСМЭН-Пресс»;
Библиотечное обслуживание детей-инвалидов началось в 1995 году с организации и проведения массовых мероприятий в коррекционных вспомогательных школах г. Твери. Администрация этих школ обратились в ТОЦДСЧ им. А. С. Пушкина с просьбой о проведении досугово-познавательных программ для их учащихся. В этих школах обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, мозговыми нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, проблемным развитием. Они нуждались в особых адаптированных программах. Сотрудники Центра стали разрабатывать такие программы совместно с дефектологом и психологом, и реализовать их на практике в работе с детьми с ограниченными возможностями.
Опыт, приобретенный Центром в работе с этими детьми, послужил основой для создания в 1998 году целевой библиотечной программы «Милосердие», которая выиграла Грант Института «Открытое общество» (Фонда Сороса). Основные цели и задачи программы «Милосердие» — создание безбарьерной культурной среды, обеспечение доступности социокультурной информации для различных групп инвалидов, совершенствование механизмов социализации и образования инвалидов, организации системы рекреативно-досуговой деятельности детей-инвалидов.
В рамках реализации программы «Милосердие» обслуживание детей-инвалидов проводилось по двум направлениям:
vКоллективная работа (работа с группами детей коррекционных школ, слабослышащими детьми, детьми, находящимися на длительном лечении в областном реабилитационном детском Центре, детских санаториях-профилакториях пп. Сахарове и Эммауса (всего 115 детей с 5 до 18 лет, в 1995 г. — 23 человека)
vИндивидуальная работа с обслуживанием детей-инвалидов на дому, обслуживанием на абонементах, в Пушкинском зале (всего 21 ребенок с 7 до 15 лет, в 1995 г. — 3 ребенка)
ТОЦДСЧ им. А.С.Пушкина обслуживает ежемесячно 21-го читателя-инвалида 1-2 групп на дому (по заявкам), выполняет различные справки по телефону и письменно. В библиотеке имеется картотека таких читателей.
Было очень важно для сотрудников Центра на первоначальном этапе работы с детьми-инвалидами обеспечить их доверие к библиотечным работникам; комфортность обслуживания: заказать книги по телефону, согласовать график посещений и его строгое соблюдение, предоставлять читателям права выбора из привезенного комплекта новых книг и журналов, снабжать их информационными списками.
В самом Центре было выделено специализированное дополнительное помещение, построен пандус для въезда в библиотеку детей-инвалидов — колясочников; был сформирован фонд из ярких красочных книг-игрушек для их показа и синхронного перевода для слабослышащих детей и детей-инвалидов; приобретены компьютеры и электронные книги-альбомы, стерео-книги, фотоальбомы, видео и аудиокассеты для обучения детей-инвалидов компьютерной грамотности и проведения для них различных досугово-познавательных мероприятий.
С 1997 года в ТОЦДСЧ им. А.С.Пушкина ежегодно проводится Неделя милосердия, цель которой содействовать формированию культуры чтения инвалидов, развитию их творческих возможностей, духовного обогащения, социальной реабилитации. Участниками этой Недели являются дети-инвалиды, их родители, учащиеся коррекционных и вспомогательных школ г. Твери, читатели Центра. В ее рамках проводятся мероприятия: «Дарите людям добро» (театрализованное представление), «Солнечный гений» (литературно-музыкальная гостиная о жизни и творчестве А.С.Пушкина)», занятия программы эстетического воспитания «Мудрость красоты», «В гостях у добрых сказочников» (литературные праздники), «Азбука вежливости» (литературная игра), «Зеленые страницы Верхневолжья» (игра-путешествие) и др.
В период проведения Недель милосердия сотрудниками Центра используются как традиционные формы работы, так и инновационные, такие, например, как мастер-классы. Так, презентация выставки о русских ремеслах «Детям на радость, всем на удивление», организованная в Центре при содействии Тверского государственного колледжа культуры и искусства, прошла как мастер-класс. Эта форма работы наиболее эффективна для детей-инвалидов и учащихся коррекционных школ, так как позволяет сочетать рассказ с демонстрацией определенных навыков. Студенты колледжа рассказали и показали детям как нужно прясть, вышивать. Во время этого показа они пели русские народные песни, водили хороводы, активно вовлекая в действо детей-инвалидов.
На протяжении пяти последних лет ТОЦДСЧ им. А.С.Пушкина проводит фестиваль детского творчества «Вернисаж талантов», на котором представлены поделки детей-инвалидов. Во время фестиваля проходит ярмарка-распродажа этих поделок. Средства, полученные от продажи детских поделок, идут на приобретение учебной литературы для коррекционных и вспомогательных школ.
В 2002 году Тверской городской филиал ОПД «Женская Ассамблея Тверской области» провел в ТОЦДСЧ им. А.С.Пушкина благотворительную акцию «Здесь сердцу детскому тепло», в период проведения которой в Пушкинском зале Центра была организована выставка поделок и рисунков детей-инвалидов; состоялась встреча с отцом Александром, священником Церкви «Белая Троица», было организовано театрализованное представление «Широкая Масленица».
Детей-инвалидов, нуждающихся в библиотечном обслуживании помогли найти Центру тверские государственные службы социальной помощи населения, специализированные учреждения, обслуживающие эти категории населения. Так, если в 1995 году Центр обслуживал только одну группу вспомогательной школы (23 чел.), то в 1999 — 2001 гг. к Центру обратилось уже четыре специализированных учреждения, в т.ч.: Тверской областной реабилитационный Центр для детей и подростков, детские санатории-профилактории пп. Сахарово и Эммауса, школа для слабослышащих и глухих детей, коррекционная школа № 2 VI вида, вспомогательная школа VIII вида. В 2001 году с аналогичной просьбой обратилась администрация Центра временной изоляции несовершеннолетних г. Твери.
Развивая данное направление деятельности, работники Центра интересуются опытом других организаций, работающих с этой категорией граждан. Сотрудники Центра установили прочные связи с Областной библиотекой для слепых г. Твери, побывали на семинарах, организованных Российской государственной детской библиотекой г. Москвы, принимая на вооружение опыт и знания коллег.
Высокий престиж ТОЦДСЧ им. А.С.Пушкина среди социальных учреждений, обслуживающих детей с ограниченными физическими возможностями, стал возможен благодаря тесной координации с государственными, коммерческими, общественными организациями, не равнодушными к проблемам детей-инвалидов, людей преклонного возраста.
При поддержке спонсоров в ТОЦДСЧ им. А.С.Пушкина в 1999 году был создан родительский клуб «Теплый дом» (автор программы Бобоедова Л.Г.) для родителей детей с ограниченными физическими возможностями. Была разработана специальная воскресная программа занятий, которая получила название «Волшебные ступени» (автор программы Васильева Г.Г.).
Для знакомства детей-инвалидов и оказания помощи их родителям по отбору лучшей литературы и периодики информационно-библиографическим отделом совместно с отделами обслуживания были выпущены рекомендательные списки литературы, информационные листки новых поступлений: «Читаем я и мама», «Помоги себе сам», «Чтение с увлечением», «Как хорошо уметь читать», «Книга твоей мечты» и др.
В ходе реализации этого проекта нами были выявлены организации, занимающиеся проблемами детей-инвалидов. Нашими помощниками стали: Городской реабилитационный центр; Коррекционные школы города; Некрасовский детский дом; Общественная организация «Матери детей — инвалидов»; Общественный городской центр «Семья»; Санатории-профилактории для детей и подростков п.п. Сахарово, Эммаус; Центр детей – инвалидов.
Также была выявлена численность детей — инвалидов и основные характеристики их заболеваний: мозговые нарушения, интеллектуальная недостаточностъ, проблемное развитие, церебральный паралич и др. Эти дети нуждались в особых адаптированных библиотечных программах, которые были составлены совместно с дефектологом и психологом. С целью изучения читательских потребностей и интересов детей-инвалидов было проведено анкетирование, интервьюирование, тестирование. Их результаты были использованы при составлении рекомендательных списков литературы, проведении досугово-позновательных программ для этой категории читателей.
Изучение читательских интересов детей-инвалидов и их обслуживание выявило необходимость:
1. Формирования фонда: книг — игрушек, электронных книг — игр, фотоальбомов, стерео–книг и др; CD—ROMов; видео кассет: не только художественных, но и научно–познавательных фильмов; аудио кассет — для проведения различных мероприятий с детьми–инвалидами.
2. Создания комфортных условий: установка пандуса позволила детям-инвалидам въезжать на инвалидных колясках в читальный зал Центра; приобретение специальных столов — к ним можно подъезжать на инвалидных колясках.
В Центре организовывались постоянные выставки, открытые просмотры литературы, обзоры, беседы, литературные праздники, игры-викторины, которые с удовольствием посещали дети-инвалиды и их родители.
Второй этап проекта включал в себя: реализацию авторских библиотечных программ, планов проведения массовых мероприятий; активизацию творческой деятельности детей с ограниченными физическими возможностями, их умение общаться на равных со сверстниками.
Подводя итоги выполнения проекта, работники Центра детского и семейного чтения им. А.С. Пушкина оценивают работу на хорошо. Наши партнеры — на отлично. Это прослеживается по благодарностям родителей, учителей школ.
Высокий престиж Центра среди социальных учреждений, обслуживающих детей с ограниченными возможностями, стал возможен благодаря тесной координации с государственными, коммерческими, общественными организациями, не равнодушными к проблемам детей-инвалидов. Активными друзьями, помощниками, спонсорами являются: «Тверьдорстрой», банк «Тверь», городской филиал ОПД «Женская Ассамблея Тверской области», акционерное объединение «Волжский пекарь», фирма «Тритон».
Опыт работы Центра с детьми-инвалидами обобщен и рекомендован к внедрению для всех библиотек, обслуживающих детское население Тверской области. В настоящее время с этой категорией населения работают детские библиотеки городов Вышнего Волочка, Торжка, Торопца, Нелидова и т.п.
ТОЦДСЧ им. А.С. Пушкина — школа передового опыта с детьми-инвалидами, на его базе дважды в год проходят семинары, практикумы для библиотекарей 10-ти школ детских домов и интернатов, детских, сельских библиотек, отделений, филиалов ЦБС Тверской области.
На страницах местной периодической печати, на радио и телевидении постоянно освещается работа Центра с детьми с ограниченными физическими возможностями.
В заключении хотелось бы отметить, что в последние годы общество все более открыто говорит о своих болевых точках вообще и о проблеме детей-инвалидов в частности. Участие в судьбе ребенка- инвалида принимает и библиотека, в которой мы работаем (Тверской Областной Центр детского и семейного чтения им. А.С.Пушкина). Необходимо вернуть этим ребятишкам веру в то, что они полноправные члены общества. Книга для них, может быть, единственное окно в большой мир, друг и советчик, собеседник и врач, а слово «читать»- равнозначно для кого-то понятию «жить», общаться с другим миром. Эта работа требует душевных сил, тепла, любви и терпения к каждому ребенку.
Восьмой год ТОЦДСЧ им. А. С. Пушкина работает по программе «Милосердие».Восьмилетний опыт работы с этой категорией читателей показывает, что сам факт приобщения к миру книг приобретает для них исключительно важное значение. Ведь удачно подобранная книга и разговор о ней с библиотекарем — это событие для ребенка, настоящий праздник. Обслуживание таких детей требует тонкого индивидуального подхода, проникнуто состраданием и терпением. Поэтому к работе с этой категорией читателей привлечены люди отзывчивые, добрые и добросовестные, которые стараются сделать все возможное, чтобы дети преодолели чувство одиночества, социального дискомфорта, неуверенности в себе и в собственных силах, чтобы у них появилось желание учиться умению общаться, познавая чудесный мир книг. Все эти годы мы тесно и плодотворно сотрудничали со вспомогательной коррекционной школой № 2 для детей с ограниченными возможностями. Большинство семей неблагополучных; с мизерным материальным достатком. Эти семьи не могут создать условия для полноценного развития и воспитания детей. Большинство ребят не знакомы с такими понятиями как родительская любовь и ласка. Поэтому мы делаем все возможное, чтобы скрасить серые будни ребятишек.
Нами была проведена огромная массовая работа по организации досуга детей, индивидуальная работа. Выходы с беседами, обзорами, викторинами стали традиционны. Тематика таких мероприятий разнообразна: этика, экология, краеведение, работа с художественной и научно-познавательной литературой. Все эти мероприятия мы стараемся делать для них как праздник души. Проводим игры-путешествия, игры-развлечения, конкурсы, книгосерпантины, обучающие игры-обзоры, необыкновенные выставки (например, выставки «Фотозагадка», «Угадай, кто мы?», Выставка-сюрприз и т.д.).
В стенах Центра был проведен День открытых дверей под общим названием «Вас ждет чудесный Книгоград». Праздник получился необычным, так как это было своеобразное путешествие по чудесному городу, где живут великие волшебники-книги. В ярком сарафане у входа в этот замечательный город ребят встретила королева Книгограда. Она рассказала о маршруте путешествия по городу, в вестибюле огромное ласковое солнышко улыбалось ребятам. Каждый ребенок получил «лучик яркого солнышка» — необычную медальку, с которой он отправился в путешествие. Истинное удовольствие ребята испытали, очутившись на «улице необычных книг» — книг-гигантов. «Переулок волшебный экран» подарил ребятам еще одну радость — замечательные мультфильмы. На «Улице угадай-ка» ребят ждал сказочный кроссворд, музей сказок, где ребята встретились со своими любимыми сказочными героями. «Лабиринты подземного города», «Улица музыкальная» — удивительные маршруты, по которым стоит пройти. И в завершении праздника «Улица сладкоежек» попотчевала ребят вкусными сладостями. И, конечно же, самовар, который собрал всех в тесную и дружную семью.
Наши посещения выливаются часто в «праздник души». Дети с нетерпением ждут встречи с нами, а мы стараемся всегда дарить эту радость общения детям.Мы не оставляем без внимания также и слабослышащих детей. Каждую среду Центр ждет их в гости. С этой категорией читателей работать не легко, так как одни слышат не очень хорошо, а другие совсем не слышат. Поэтому приходится работать с синхронным переводчиком. Мы стараемся знакомить таких ребят с красочными, яркими книгами, показываем им видеопрограммы «Чудеса растительного мира», «Пушкинские сказки» и т.д. Были проведены экскурсии по библиотеке, путешествия в страну «Журналию», литературные праздники «В гостях у Чукоши» и «Мой Пушкин». Подготовлены рекомендательные списки литературы «В гости Азбука пришла», «Для вас, почемучки», «Классики детям» и т.д.
Восемь лет работы по программе «Милосердие» это только начало нашей деятельности на пути социальной помощи детям. Мы стараемся искать новые, интересные и продуктивные формы работы, создавая уютную, теплую, домашнюю обстановку. Хочется верить, что чудо открытия красоты останется жить в душах детей, поможет им не очерстветь в наше трудное время, а добрые, прекрасные, мудрые книги будут способствовать этому. Ведь душу исцелит добро. Итог работы ТОЦДСЧ имени А.С. Пушкина – это выпуск CD—ROMа «Милосердие», это диск методических рекомендаций по работе с детьми с ограниченными возможностями, в который вошли более 30 сценариев, анализы и т.д.
Сейчас наблюдается устойчивый интерес библиотек к возрождению давней традиции русской интеллигенции — организации семейных чтений. С этой целью в начале этого года в Центральной детской библиотеке была создана служба информационного комфорта семьи.
Ее основными направлениями стали:организация работы сектора семейного чтения, который обеспечивает библиотечное обслуживание дошкольников, младших школьников, их родителей; работа по семейному формуляру «Читает папа,читает мама, читаю я…»;деятельность консультационного образовательного центра «Мальвина» (для детей, готовящихся к школе, с привлечением специалистов — педагогов, психологов, медиков), где помогают организации трансферного обучения и досуга, развитию речи, овладению техникой чтения и письма; приобщают дошкольников к истокам народоведения и русскому языку с помощью популяризации русской детской литературы; развивают логическое мышление, интеллект, математические навыки с помощью математических игр, ребусов, рисунков-загадок; учат общению с компьютером; выявляют способности к изучению иностранных языков.
Накопленные Центром знания в обслуживании детей-инвалидов, детей «риска» и других групп читателей позволят хотя бы немного облегчить жизнь детям, нуждающимся в социальной поддержке и реабилитации, и в этом мы, сотрудники ТОЦДСЧ им. А.С.Пушкина, видим свою основную задачу.