Социальное партнерство и его роль в механизме регулирования социально-трудовых отношений статья из журнала
Исторический опыт XX в. наглядно продемонстрировал роль и значение институтов социального партнерства в становлении демократического правового гражданского общества. Естественный способ развития социального партнерства состоял в том, что первоначально этот институт возникает и совершенствуется в виде коллективных переговоров с целью заключения коллективных договоров в рамках отдельных предприятий. Затем постепенно появляются иные формы партнерства, например участие работников в различных совместных органах на предприятиях, вплоть до советов директоров. Следующим этапом укрепления социального партнерства как института гражданского общества явилось возникновение национальных органов социального партнерства и заключение общенациональных соглашений. Характерно для этого этапа то, что их предметом становятся отношения не только в сфере труда, но и в иных социально значимых сферах. И, наконец, закономерным итогом развития социального партнерства стало закрепление его правового статуса в международных актах.
Понятие социального партнерства как общественно-политического и правового феномена является достаточно новым для российской действительности. Термин «социальное партнерство» различные авторы понимают по-разному: как совместную деятельность правительства, предпринимателей и профсоюзов, относящуюся к насущным вопросам трудовой и социальной жизни граждан и общества в целом; как специфический тип общественных отношений, присущих цивилизованному обществу рыночной экономики; как систему отношений, направленных на обеспечение согласования интересов работников и работодателей, особый социальный институт гражданского общества, основанный на признании необходимости и ценности всех социальных групп, образующих структуру общества, их право отстаивать и практически реализовывать свои интересы; как особый тип регуляции социальных отношений на рынке труда; как тип отношений между работодателями и работниками.
Важность института социального партнерства для регулирования трудовых отношений подчеркивается тем, что в Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2000-2001 гг. было включено обязательство правительства ввести в образовательный стандарт высшего профессионального образования дисциплину «Регулирование трудовых отношений на принципах социального партнерства» (п. 40 Соглашения). В связи с тем что этот пункт Соглашения не был выполнен, он повторно включен в Генеральное соглашение на 2002-2004 гг.
Трудовое законодательство на федеральном уровне впервые закрепило понятие социального партнерства. Трудовой кодекс в ст. 23 определяет социальное партнерство как систему взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
Сегодня почти в 30 субъектах Российской Федерации имеются законы о социальном партнерстве. Так, например, Закон Ставропольского края «О социальном партнерстве», принятый в июне 1997 г., дает ему следующее определение: «Социальное партнерство — основа взаимоотношений между работниками, профсоюзами и их объединениями, работодателями и их объединениями, исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения социальной стабильности, общественного развития и выражающаяся во взаимных консультациях, переговорах, достижении и заключении сторонами соглашений, коллективных договоров, принятии совместных решений» (ст. 1 указанного Закона).
Закон о коллективных договорах также применяет понятие социального партнерства. Статья 13 указанного Закона относит вопросы социального партнерства к содержанию коллективного договора, а ст. 21 — к содержанию соглашений, заключаемых на различных уровнях. Федеральный закон от 1 мая 1999 г. «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» предусматривает в качестве одной из основных задач Комиссии распространение опыта социального партнерства (ст. 3 Закона).
Понятие социального партнерства как социального института значительно шире, чем это же понятие в качестве института трудового права1. Внимание общества к этому институту выразилось в том, что в Москве был создан Экспериментальный центр социального партнерства, в задачи которого входит разработка концепции социального партнерства с участием самых разных некоммерческих организаций — от ветеранских до правозащитных.
Как социальный институт социальное партнерство представляет собой особый тип регулирования социальных отношений не только в сфере труда, но и в большинстве общественно значимых сфер, включая важнейшую из них — экономическую. Главной целью социального партнерства является не только достижение социального консенсуса на основе исторически обусловленного компромисса интересов наемных работников, работодателей и государства, но и стабильное развитие государства как демократического, правового, социального гражданского общества. Факторы и объективные причины возникновения социального партнерства многообразны, их можно подразделить на несколько групп.
1. Экономические причины. Промышленная революция XVIII—XIX вв. привела к бурному росту крупных промышленных предприятий, на которых были заняты десятки тысяч наемных работников, труд которых стал явлением социально значимым, определяющим ход развития мировой цивилизации.
2. Социально-политические причины: возникновение и укрепление профессиональных союзов как представителей наемных работников; буржуазные революции и возникновение новых типов государств с демократическим способом правления; усиление классовой борьбы в конце XIX — начале XX в.; социалистическая революция в России и распространение коммунистической идеологии в мире.
3. Политико-правовые причины: более активное вмешательство государства в регулирование трудовых отношений, возникновение и развитие национальных систем трудового права; создание МОТ и развитие международных трудовых норм и норм, закрепляющих принципы социального партнерства; преимущество основных прав и свобод человека над всеми остальными правами.
4. Идеологические причины: общий рост культурного уровня населения, осознание широкими массами единства и взаимозависимости мира; опасность конфронтационных, насильственных способов решения любых вопросов.
Отдельные попытки установления социального партнерства можно обнаружить на начальном этапе возникновения и развития российских профсоюзов. Один из первых коллективных договоров между представителями рабочих и владельцами предприятий был заключен в 1907 г. на московских красильных фабриках. В советское время при жестком централизованном управлении экономикой возможности социального партнерства на всех уровнях были сведены к минимуму. Тем не менее и в этих условиях социальное партнерство развивалось в различных формах.
Одной из форм социального партнерства на предприятии является коллективный договор. В советское время такие договоры заключались до 1932 г. После введения централизованной тарифной системы оплаты труда в 1932 г, коллективный договор потерял свой смысл как один из возможных регуляторов трудовых отношений и к началу 40-х гг. он практически перестал существовать. Практика заключения коллективных договоров была возобновлена в 1947 г. К другим формам социального партнерства на предприятиях в советский период можно отнести: производственные комиссии, которые состояли из представителей администрации и работников; постоянно действующие производственные совещания; научно-технические общества (НТО); Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР) и др. В связи с централизованным регулированием труда в СССР на долю администрации и профкома оставалось лишь около 10% от общего объема регулирования труда.
Объективными причинами возрастания роли социального партнерства в России стали либерализация российской экономики, появление предприятий различных форм собственности, децентрализация управления экономикой, приватизация и т. д.
Говоря о социальном партнерстве, нужно учитывать роль государства в его правовом урегулировании. Прежде всего, оно определяет основные принципы, которым обязаны подчиняться все стороны отношений по социальному партнерству, включая и само государство. Именно установление юридической основы социального партнерства позволяет свести к минимуму возможные конфликты. Если же конфликт становится неизбежным, то законодательство большинства демократических государств предусматривает возможность оказания партнерами силового давления друг на друга в рамках юридических норм. Государство выполняет также и роль арбитра в трудовых конфликтах.
2. Субъекты социального партнерства.
Из определения социального партнерства, приведенного выше, следует, что субъектами отношений по социальному партнерству являются работники (их представители), работодатели (их представители), а также государственные и муниципальные образования в лице их полномочных органов. Представителями работников в отношениях социального партнерства являются профессиональные союзы, их правовой статус определяется довольно большим количеством нормативных актов. Конституция РФ, провозглашая в ст. 30 право каждого на объединение в профессиональные союзы с целью защиты своих интересов, тем самым предполагает представительские права профсоюзов. В ст. 31 ТК РФ прямо подчеркивается, что «представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом».
Вопрос правосубъектности профсоюзов имеет некоторые специфические особенности. По общему мнению большинства ученых-юристов, основой правосубъектности профсоюзов является их социальное значение. По своей природе профсоюзы являются участниками многих общественных отношений, регулируемых различными отраслями права. Это дает основания многим ученым характеризовать профсоюзы как многоотраслевые субъекты права и выделять в их правосубъектности две составляющие — общую правосубъектность и отраслевую. Общая или межотраслевая правосубъектность профсоюзов характеризуется такой категорией права, как юридическое лицо. И тем не менее отсутствие у первичной профсоюзной организации статуса юридического лица не лишает ее основных прав, прямо предусмотренных законом. Например, права вести от имени работников организации переговоры по заключению коллективного договора, права давать согласие на увольнение руководителей профсоюза в случаях, прямо предусмотренных законом (ст. 374 ТК РФ) или коллективным договором, и т. д. Таким образом, первичная профсоюзная организация, не прошедшая государственную регистрацию, выступает в правоотношениях как профсоюзный представитель, действующий на основе устава (положения), решения вышестоящего профсоюзного органа либо по его доверенности.
Закон допускает представительство органами профсоюзов интересов работников, не являющихся членами профсоюза, на переговорах в двух случаях (ст. 29-31 ТК РФ), когда профсоюзная организация объединяет более 50% от общего числа работников организации, а также в случае наделения их соответствующими правами работниками, не являющимися членами профсоюза. Это факт может подтверждаться как решением общего собрания (конференции), так и личными заявлениями работников.
Следует отметить, что в соответствии с решением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 1992 г., если законом предусмотрено представительство профсоюзов, оно не может быть заменено никаким другим представительством, в том числе и органами общественной самодеятельности организации. Еще одной особенностью института представительства является тот факт, что на территориальном уровне предусматривается право представлять интересы работников только для органов профессиональных союзов соответствующего уровня (ст. 29 ТК РФ; ст. 19 Закона о коллективных договорах).
В отличие от ранее действовавшего трудового законодательства (до 1 февраля 2002 г.), Трудовой кодекс РФ не предусматривает права каждой профсоюзной организации вести переговоры от своего имени и заключать коллективный договор только от имени объединяемых ею работников. В том случае, если со стороны работников в переговорах по заключению коллективного договора намерены участвовать несколько профсоюзных организаций, они должны в течение пяти календарных дней создать единый орган, представляющий интересы работников (ст. 37 ТК РФ и ст. 12 Закона о коллективных договорах). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от членов профсоюза, объединяемых профсоюзными организациями. Если представители работников не достигли согласия при формировании единого органа, закон предписывает право представлять интересы всех работников в коллективных переговорах профсоюзной организации, объединяющей более половины работников. В том случае «если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается формирование представительного органа (ст. 37 ТК РФ).
Следует отметить нечеткость формулировок Трудового кодекса РФ в части, определяющей процедуру формирования представительного органа работников. На практике эта процедура вызывает известные трудности. Несмотря на происшедшие в последние годы значительные изменения в профсоюзном движении, тем не менее во многих организациях сохраняется ситуация, когда членами одной и той же профсоюзной организации являются как непосредственно наемные работники, так и управляющий персонал, вплоть до генеральных директоров акционерных обществ. Такое положение прямо противоречит ст. 2 Конвенции МОТ № 98 1949 г. «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров», которая закрепляет запрет на вмешательство в деятельность организаций трудящихся со стороны предпринимателей. Таким образом, участие членов администрации, т. е. представителей работодателя в трудовых отношениях, в общем собрании (конференции), определяющей представителей от работников в отношениях социального партнерства, является неправомерным.
Трудовой кодекс, предусматривая право работников на определение своих представителей на общем собрании (конференции), не конкретизирует состав его участников общего собрания (конференции). Если следовать логике изложенного выше, то норма ст. 31 ТК РФ, предусматривающая право общего собрания (конференции) определять представителя работников в отношениях социального партнерства, подразумевает, что члены администрации, тем более те, кто в соответствии с приказом работодателя представляет его интересы в отношениях социального партнерства, не могут принимать участие в этом собрании (конференции). Следуя логике закона, необходимо сделать вывод о том, что общее собрание (конференция) организации может проводиться как с участием всех работников (включая и администрацию), с которыми заключены трудовые договоры, так и без участия администрации. В первом случае такое общее собрание (конференция) проводится для заключения коллективного договора (поскольку в нем могут регламентироваться права и обязанности, в том числе и администрации), во втором случае подобное собрание проводится с целью определения представителей в органах социального партнерства (включая комиссию по переговорам).
Закон предусматривает несколько уровней социального партнерства выше уровня конкретного предприятия, и, соответственно, на каждом из этих уровней в механизме социального партнерства присутствуют три группы субъектов: правительство, представители работников и работодателей. На федеральном уровне заключается Генеральное соглашение, участниками которого могут быть общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство РФ. На федеральном уровне также могут заключаться отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения. Представителями работников в этом случае являются соответствующие отраслевые либо межотраслевые профсоюзы или их объединения. Закон о профсоюзах допускает объединение в один профсоюз не только работников одной отрасли, но и работников нескольких отраслей. Такое объединение называется межрегиональным профсоюзом. Межотраслевые тарифные соглашения заключаются от имени работников межрегиональными профсоюзами. На федеральном уровне также заключаются профессиональные тарифные соглашения, представителями которых со стороны работников являются соответствующие профсоюзы и их объединения.
Характеристика участников отношений по социальному партнерству как субъектов соответствующих правоотношений должна включать в себя основные права и обязанности сторон. Право на ведение коллективных переговоров от имени наемных работников закреплено как международным трудовым законодательством (конвенции, рекомендации и иные нормативные документы МОТ), так и национальным законодательством России.
Правовой статус профсоюзов как субъектов социального партнерства закреплен не только Законом о профсоюзах, но и Трудовым кодексом РФ, а также законами об общественных объединениях, о некоммерческих организациях, о коллективных договорах и др. Основой правосубъектности профсоюзов является их социальная роль в обществе. Закон о профсоюзах называет основной целью создания профсоюзов представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов их членов. Для осуществления законодательно определенной цели профсоюзы должны обладать соответствующими правами и обязанностями.
Сегодня профсоюзы лишены права законодательной инициативы, которое у них было в советский период, но тем не менее они имеют право принимать участие в нормотворчестве и законотворчестве. Закон о профсоюзах закрепил обязанность соответствующих государственных органов рассматривать проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, и принимать эти акты с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Для обеспечения реального осуществления на практике этого права законодательство закрепляет следующие правомочия профсоюзов:
— на своевременное получение от соответствующих государственных органов готовящихся проектов законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права и интересы работников;
— на своевременное проведение предварительных консультаций с соответствующими государственными органами и органами социального партнерства (например, трехсторонними комиссиями) с целью достижения консенсуса по предполагаемым решениям.
Социальное партнерство осуществляется в различных формах, которые зависят и от уровня указанного партнерства. Так, на уровне конкретного предприятия кроме переговоров, направленных на заключение коллективного договора, закон предусматривает и иные формы социального партнерства, которые, как правило, закрепляются в этих договорах. Среди них принятие решений администрацией по согласованию с профсоюзом, совместно с ним либо с его санкции.
Законодательство о профсоюзах предоставляет право профсоюзного контроля не только за соблюдением трудового законодательства России, но и в других социальных сферах, близко связанных с трудом. Профсоюзный контроль вправе осуществлять:
— профсоюзные органы;
— профсоюзные представители (доверенные лица), в том числе руководители профсоюза или объединения профсоюзов, профорганизаторы, профгрупорги или другие лица, уполномоченные уставом профсоюза или объединения профсоюзов либо положением о профсоюзной организации или решением профсоюзного органа;
— профсоюзные представители, уполномоченные на представительство в коллегиальных органах управления организацией, в органах управления государственными внебюджетными фондами, в комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества, в других органах;
— профсоюзные представители, уполномоченные на представительство в комиссии для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора, соглашения, на контроль за выполнением коллективного договора, соглашения, а также профсоюзные представители, уполномоченные на представительство в комиссии по трудовым спорам, в процедурах и органах по разрешению коллективных трудовых споров, в суде при рассмотрении дел, связанных с социально-трудовыми отношениями.
Непосредственно в организациях важное значение в осуществлении профсоюзного контроля отводится профсоюзным уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда, общественным инспекторам выборного органа первичной профсоюзной организации, а также различным специально создаваемым общественным комиссиям профсоюзного органа. Нередко с целью укрепления социального партнерства его участники организуют совместные комиссии, которые могут осуществлять перечисленные выше функции контроля. При этом контроль может перейти в форму административно-общественного.
Российское законодательство допускает возможность представлять интересы работников органам, отличным от профсоюзных. Очевидно, вводя понятие представительного органа работников, законодатель не был до конца последователен. Действительно, не ясен сам статус представительного органа работников. Согласно ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение. Это право регулируется Законом об общественных объединениях. Организационно-правовые формы общественных объединений установлены в ст. 7 данного Закона. Среди них есть такая форма, как орган общественной самодеятельности. Понятие этого вида общественного объединения раскрывается в ст. 12. Согласно данной статье орган общественной самодеятельности — это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализации программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, строит свою работу на основе самоуправления и в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Он не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.
Порядок создания органа общественной самодеятельности предусмотрен ст. 18 Закона об общественных объединениях. Толкование ст. 12 упомянутого Закона позволяет сделать вывод о том, что введенный Трудовым кодексом РФ термин «представительный орган работников» является по терминологии Закона об общественных объединениях органом общественной самодеятельности. Поскольку данный орган является общественным объединением и в то же время не ставит коммерческих целей, на него распространяется действие законов об общественных объединениях и о некоммерческих организациях. Изучение этих нормативных актов позволяет уяснить правовой статус представительного органа работников».
Так как Трудовой кодекс РФ среди принципов социального партнерства закрепляет полномочность представителей сторон, то профсоюзная организация в случае возникновения конфликтной ситуации при формировании представительного органа работников» вправе потребовать подтверждения его полномочий. Как, кстати, и любой другой участник социального партнерства. Совершенно очевидно, что, с одной стороны, вводя понятие представительного органа работников, а с другой стороны, подтверждая право профсоюзного органа на представительство в соответствии с законом и уставными документами, законодатель создает предпосылки для конкуренции этих органов, что и показывает практика. Какие же документы должны быть предъявлены представительным органом работников для подтверждения своих полномочий? Этот перечень устанавливается ст. 18 Закона об общественных объединениях. Согласно ей правоспособность общественного объединения возникает с момента принятия решения о его создании, утверждении устава, формирования руководящих и контрольно-ревизионных органов. Данные решения должны приниматься на общем собрании трудового коллектива (конференции). Таким образом, факт создания представительного органа работников должен подтверждаться: протоколом общего собрания трудового коллектива (конференции) и уставом (положением).
Легитимность перечисленных документов необходимо определять исходя из того, что собрание должно быть правомочным. Согласно ст. 29 Закона о некоммерческих организациях общее собрание (конференция) трудового коллектива по учреждению представительного органа работников правомочно, если на нем присутствует более двух третей от общего числа членов трудового коллектива (либо избранных делегатов), так как вопросы формирования руководящих органов представительного органа работников и принятие уставных документов относятся к исключительной компетенции общего собрания (конференции) и должны приниматься квалифицированным большинством. В случае если решение о создании представительного органа работников принималось на конференции, необходимо проверить наличие полномочий делегатов конференции. Их полномочия должны подтверждаться выписками из протоколов проведения общих собраний по подразделениям, которые, в свою очередь, также должны были иметь кворум для принятия решения, а именно — более двух третей членов данного подразделения организации. Выписки должны быть надлежащим образом оформлены.
Для уяснения правового положения представительного органа работников необходимо установить круг вопросов, в решении которых он правомочен участвовать. Есть круг полномочий данного органа, который определяется исходя из анализа текста Трудового кодекса РФ (статутные полномочия). Там, где Кодекс прямо предписывает решение вопроса с учетом мнения представительного органа работников, это право реализуется представительным органом работников на основании закона. Что касается иных прав, то они должны соответствовать целям и задачам, которые установлены в уставных документах.
Наличие иного органа, представляющего интересы работников, отличного от профсоюзной организации, не может препятствовать ей осуществлять свои полномочия (ч. 2 ст. 31 ТК РФ). Вопрос определения компетенции профсоюзных органов и отграничение их полномочий от полномочий иных представительных органов работников также представляет собой определенную сложность.
Полномочия профсоюзных органов, согласно ст. 3 Закона о профсоюзах, определяются уставами профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации. В п. 1 ст. 7 названного Закона говорится о том, что профсоюзы самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, осуществляют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия. Пункт 2 ст. 7 также устанавливает обязательные положения, которые должны содержаться в уставе, среди них — порядок образования и компетенция профсоюзных органов и сроки их полномочий. Компетенция различных профсоюзных организаций, входящих в структуру профсоюза и их органов, определяется на основе гл. II Закона о профсоюзах, а также ряда других федеральных законов и подзаконных актов. Несмотря на то что в последнее десятилетие XX в. российские профсоюзы были лишены большого количества прав в самых различных областях жизнедеятельности общества, тем не менее закон предоставляет значительные права профсоюзам в сфере не только трудового, но и гражданского права (например, в жилищных правоотношениях), а также в административных, гражданско-процессуальных, социально-обеспечительных правоотношениях.
Например, полномочия профсоюзных органов в социально-обеспечительных отношениях определяются такими законами, как Закон об основах соцстрахования, Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», рядом подзаконных актов: Положением о Фонде социального страхования РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101, Инструкцией о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования РФ от 2 октября 1996 г. № 162/2187/07-01-07 (п. 6.1), Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13-6.
Большинство из перечисленных нормативных актов закрепляют права профсоюзов на представительство членов профсоюза, а также на осуществление контроля за соблюдением законодательства в указанных сферах, независимо от числа объединяемых ими членов. Следовательно, работодатель не вправе, например, отказывать профсоюзной организации в осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением законодательства при распределении ведомственного жилья или в предоставлении путевок за счет средств социального страхования под предлогом того, что профсоюзная организация объединяет в своем составе менее 50 % работников и в организации существует иной представительный орган работников, либо отказывать такой организации включить своих представителей в комиссию по переговорам с целью заключения коллективного договора и т. д.
Законодательство РФ, закрепляя конкуренцию в представительстве интересов работников, ставит задачу в рамках закона найти пути взаимодействия выборного профсоюзного органа с иным представительным органом работников в интересах как членов профсоюза, объединенных в первичную профсоюзную организацию, так и всех работников организации. Каковы же правовые основы данного взаимодействия?
Право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется не только Кодексом, но и иными федеральными законами (ст. 52 ТК РФ). В то же время п. 3 ст. 16 Закона о профсоюзах определяет, что профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией. В силу п. 1 ст. 11 Закона о профсоюзах профсоюзная организация является законным представителем объединяемых ею членов по вопросам трудовых и связанных с трудом отношений (т. е. уполномочена на представительство своими уставными документами и законом). Отсюда следует, что профсоюзная организация вправе делегировать своих представителей в представительный орган работников даже после избрания его общим собранием (конференцией) трудового коллектива. Данный вывод прямо подтверждается ч. 5 ст. 37 ТК РФ, которая гласит, что в том случае, когда в организации для ведения переговоров с целью заключения коллективного договора не создан представительный орган либо он создан решением общего собрания (конференции), любая профсоюзная организация вправе направить своих представителей в состав представительного органа до момента подписания коллективного договора.
В то же время Трудовой кодекс РФ предусматривает, что по ряду вопросов полномочия закрепляются именно за выборным профсоюзным органом, а не за представительным органом работников (например, «работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации вводить режим неполного рабочего времени на срок до шести месяцев» (ст. 73); работодатель обязан в письменной форме сообщить выборному профсоюзному органу не позднее, чем за два месяца о необходимости сокращения численности или штата работников, а если это может I привести к массовому увольнению работников — не — позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (ст. 82) и т. д. Ясно, что такой подход законодателя делает неравноправными органы профсоюзов и иные представительные органы. Если профсоюзы в силу прямого указания закона вправе осуществлять свои полномочия даже в том случае, когда Кодекс закрепляет их за представительными органами работников, то иные представительные органы работников не вправе осуществлять полномочия, предусмотренные законом для профсоюзных органов. В части взаимоотношения прав и обязанностей выборных профсоюзных органов и иных представительных органов в организации Трудовой кодекс РФ требует значительных дополнений.
«Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов» (ч. 3 ст. 29). Из приведенного текста следует, что на уровне социального партнерства выше организации закон устанавливает только профсоюзное представительство. Это положение Трудового кодекса РФ, закрепляющее в некоторых случаях представительские права только за профсоюзами, не является уникальным. Так, например, участие трудящихся в отношениях социального партнерства на предприятии в Финляндии регулируется Актом о сотрудничестве внутри предприятия. Данный нормативный акт закрепляет право представлять интересы работников за профсоюзными органами. В то время как не организованные в профсоюз трудящиеся могут избирать своих представителей только в том случае, если они составляют большинство на данном предприятии.
Одним из наиболее сложных моментов в налаживании механизма социального партнерства является создание представительных органов работодателей как стороны отношений по этому партнерству. Дело в том, что принцип трипартизма, заложенный в основу механизма социального партнерства промышленно развитых западных стран, явился итогом многолетнего эволюционного развития отношений социального партнерства в данных странах. При этом все институты и элементы механизма социального партнерства на Западе длительно вызревали внутри социально-трудовых отношений.
В России, как и в большинстве стран Восточной Европы, сменивших общественно-политический строй в начале 90-х гг., соответствующие институты и элементы социального партнерства не формировались естественным способом в рамках социалистической системы хозяйствования. Одной из основных причин такого положения являлось монопольное положение государственной формы собственности во всех отраслях экономики и практически почти полное отсутствие иных форм собственности. И если профсоюзы как участники различных общественных отношений и существовали в социалистическую эпоху, то реальные собственники, отличные от государства, появились лишь к середине 90-х гг. Это обусловило трудности формирования механизма социального партнерства как в России, так и в большинстве стран Восточной Европы из бывшего социалистического лагеря.
Сегодня основу объединений работодателей в России, выступающих субъектами социального партнерства, составляют либо государственные предприятия, либо предприятия с преобладающей долей собственности в руках государства, либо крупнейшие частные компании. Большинство средних и мелких предпринимателей предпочитают оставаться в тени и не принимают участие в процедурах социального партнерства. Тем не менее закон предусматривает обязанность работодателя вступить в коллективные переговоры, если с их инициативой выступили представители работников, а также его ответственность за уклонение от этих переговоров.
На федеральном уровне субъектами социального партнерства со стороны работодателей выступают общероссийские их объединения. На уровне субъекта Федерации работодатели представлены органами региональных и межрегиональных объединений работодателей, действующих на уровне данного субъекта Федерации. На территориальном (муниципальном) уровне работодателей представляют руководители организаций, расположенных на территории данного муниципального образования, и другие уполномоченные в соответствии с уставами этих организаций лица; полномочные органы объединений работодателей, действующих на территории муниципального образования, и иные уполномоченные работодателями лица.
На профессионально-отраслевом уровне социального партнерства работодателей представляют органы соответствующих отраслевых объединений, руководители организаций отрасли (отраслей), другие уполномоченные работодателями лица.
Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. «Об объединениях работодателей» определил их правовое положение, а также порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. В ряде субъектов Российской Федерации еще ранее были приняты законодательные акты об объединениях работодателей.
Основными принципами объединения работодателей являются добровольность вхождения в объединения, независимость от государственных органов и органов местного самоуправления, политических партий, движений, профсоюзов и любых других общественных объединений. Закон регулирует порядок образования и прекращения деятельности объединений работодателей, закрепляет их права и обязанности.
Трудовой кодекс РФ дает определение представителей работодателей, понимая под ними руководителя организации или уполномоченных им лиц «в соответствии с настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами». Трудовой кодекс РФ предусматривает, что особенности правового положения объединений работодателей должен устанавливать федеральный закон (ст. 33).
Изменения в социально-политическом устройстве России не могли не сказаться на изменении правового положения государства и его участия в различных общественных отношениях, и прежде всего в социально-трудовых. Отход от командно-административной системы управления, при которой государство регламентировало фактически все стороны жизни общества, либерализация всех аспектов жизнедеятельности современного социума привели к возникновению новых механизмов регулирования общественных отношений. Сегодня функция государства по созданию, развитию и совершенствованию механизма социального партнерства во всех сферах деятельности является важнейшей его функцией. Принцип социального партнерства предполагает, прежде всего, создание со стороны государства необходимых предпосылок в различных сферах деятельности — в законодательной, административной, юрисдикционной и т. д.
Правовое положение государства в рамках социального партнерства имеет определенные особенности, заключающиеся в том, что оно выступает как субъект публичной власти, который взаимодействует с иными субъектами отношений по социальному партнерству на началах равенства. Субъектами социального партнерства со стороны государства являются его органы власти, имеющие соответствующие компетенцию и полномочия. Так, на федеральном уровне социальными партнерами со стороны государства выступают Правительство РФ — при заключении Генерального соглашения; Министерство здравоохранения и социальной защиты РФ, соответствующий орган по труду — при заключении профессионального тарифного соглашения. На уровне субъектов РФ социальными партнерами, представляющими государство, выступают органы исполнительной власти субъекта, органы по труду или органы местного самоуправления.