СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ КАК ОСНОВНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ ЦЕННОСТЬ статья из журнала
Важнейшей, сущностной ценностью человека как социального существа (т. е. личности) признается его социальная значимость, понимаемая как способность человека оказывать влияние на ход дел в сообществе и проявляющаяся в акте социального признания.
Понятие «ценность» трактуется в нашей философской и социологической литературе по-разному, несмотря на общность мировоззренческих позиций. Разница взглядов вызвана, по-видимому, различием исследовательских задач и интересов ученых. Очень часто ценность понимается как значение некоторого предмета или явления для человека. В данном случае она обретает статус свойства или качества этого предмета или явления. Ценностью называют и само явление (материальное или идеальное), имеющее значение для человека.
Социальная значимость — фундаментальная общечеловеческая ценность на индивидуальном уровне, причем постольку, поскольку данный человек выступает как социальное существо. Отдельные люди могут быть асоциальны, т. е. ориентированы на другие ценности, но здесь не о них речь.
Социальная значимость, однако, не существует в «чистом виде» и не выступает как для всех понятная и желанная цель. Аналогично стоимости, которая, как известно, не воспринимается чувственным образом, социальная значимость не может существовать вне более привычных обыденному сознанию форм. Последние и суть те ценности, к достижению которых люди стремятся более или менее осознанно, обретая вместе с ними социальную значимость. Каковы же модусы, в которых проявляется социальная значимость?
Отвечая на этот вопрос, наметим несколько групп ценностей, среди которых модусы социальной значимости занимают первое место. По сути своей они представляют собой целевые ценности субъекта деятельности и несут несомненные признаки своего социального происхождения. В эту группу входят: Святость, Знание, Мастерство, Слава (Популярность), Власть, Дело, Богатство. То, что эти ценности суть проявления чего-то более общего, подтверждается возможностью превращения их друг в друга, хотя и не на взаимной основе в смысле легкости перехода. Так, Святость может перейти во Власть (пример аятоллы Хомейни), а Слава (Популярность) в Богатство («звезды» кино, эстрады и их гонорары сравнительно с обычными артистами). Но обратные переходы иногда невозможны или же весьма затруднены.
Вторая группа — также общечеловеческие ценности субъекта деятельности, целевые, но имеющие преимущественно природную, биологическую основу. Это — Здоровье, Сила, Красота, Ум (как природные задатки), Удовольствие. Последнее имеет целый спектр своих собственных модусов — от Блаженства, связанного с мистическим приобщением к Абсолюту, до грубого Кайфа от наркотиков, включая Удовлетворение (от чистой совести, исполненного долга, хорошо сделанной работы и т. д.). Удовольствие выступает, по-видимому, как необходимый компонент, позволяющий человеку «усваивать» иные ценности. Ибо если человек не получает удовольствия от обладания властью или богатством, то последние тем самым выпадают из системы его личных ценностей.
Третья группа — инструментальные ценности, социальные по-своему происхождению. В нее входят Право, Справедливость, Свобода, Солидарность, Милосердие и т. д. Они выступают в качестве регуляторов межчеловеческих (и межгрупповых) отношений, упорядочивают деятельность субъектов по достижению целевых ценностей и вводят в рамки неизбежную при этом конкуренцию индивидов и групп. Инструментальные ценности играют роль критериев, на основании которых достижение целевых ценностей признается законным или нравственным.
В четвертую группу входят инструментальные ценности, имеющие природное происхождение. Это — Жизнь, Ум, Здоровье, Сила, Ловкость и др. Наличие этих ценностей (а зачастую благ, ибо они достаются нередко даром, без усилий) облегчает достижение социальной значимости или выступает в качестве необходимой предпосылки этого. Некоторые из них могут выступать и в качестве целевых ценностей субъекта, например Сила или Здоровье. На практике несомненно встречаются случаи, когда человек ради Силы или Здоровья отказывается от Богатства или Власти. Более того, он может отказаться от любых форм социальной значимости, тратя усилия только на поддержание своего биологического существования (бродяги). Но ведь тем самым человек отрекается от своего бытия в качестве социального существа. Его влияние на дела общества ничтожно. В статье же речь идет именно об этом бытии. Названные ценности считаются инструментальными лишь потому, что социальная значимость признается высшей ценностью, определяющей смысл человеческого существования.
Еще одной группой целевых ценностей могут выступить характеристики природной среды, поддающиеся контролю со стороны индивида или группы, т. е. Земля, Вода, Руды и т. д. Обобщенно эти ресурсы можно назвать Вещество, Энергия, Пространство. Контроль над ними придает субъекту социальную значимость, поскольку они представляют собой природный субстрат Богатства.
Наконец, высшими общечеловеческими ценностями и на индивидуальном и на социальном уровне следует считать Общество (Родная страна), Человечество (Родной Народ), Человека, Природу, ибо эти явления выступают в качестве безусловных предпосылок существования всех людей, причем деятельность последних способна заметным образом сказаться на их существовании.
Целевые ценности субъекта, выступающие как модусы социальной значимости, представляются в контексте наших рассуждений важнейшими. Так или иначе человек стремится к социальной значимости, что с психологической точки зрения выглядит как процесс самоутверждения. Но очевидно, что обладание разными ценностями ведет к разной социальной значимости, т. е. сказывается на разных сферах жизнедеятельности общества, а человек оказывается значимым в разных социальных слоях или группах. Значимость мудреца не равна значимости богача, художника, вождя и т. д., а значимость последних не равна между собой. Кроме того, способы достижения разных модусов социальной значимости далеко не одинаковы. Нельзя с помощью одной и той же деятельности достичь Славы, Богатства, Святости, Власти. Но сказанное не исключает того, что человек может проявить себя в разных сферах деятельности.
Поскольку основу всей жизни общества составляет материальная деятельность, то самый первоначальный способ достижения социальной значимости — поставление обществу продуктов труда, что невозможно без определенного уровня мастерства. Иначе говоря, Мастерство —первоначальная ценность для человека как социального существа. В случае принятия продукта труда общество должно компенсировать человеку его трудовые затраты и тем самым совершить акт социального признания.
Возможны две типичные процедуры социального признания. Первая основана на непосредственной оценке того или иного индивида экспертами или судьями, признающими право индивида на обладание властью, богатством, почестями, мастерством и т. д. Процедуры этого типа существуют в любом обществе. Это может быть хвалебная песня в честь удачливого охотника, оглашение завещания, присуждение ученой степени или престижной премии и т. п. Этот тип социального признания можно назвать «личным», поскольку человек непосредственно оценивает человека. Второй тип — «безличный» — через рынок. В этом случае процедура социального признания сводится к акту купли-продажи. Если продукт труда принят рынком, то тем самым признана и социальная значимость человека, но оценивается не сам человек непосредственно, а его продукт.
Оба эти способа необходимы обществу, но современная (западноевропейская) цивилизация основана на рыночном хозяйстве, поэтому рынок — стержневой способ обретения субъектом социальной значимости, ибо он позволяет объективно (насколько это вообще возможно) оценить продукт и, следовательно, социальную значимость человека. Получение социального признания вне рынка чревато субъективизмом и произволом, а деятельность производителя ориентирует не на достижение объективно высоких результатов, но на потакание вкусам и склонностям лица, вершащего акт социального признания.
Устойчивость и масштаб социальной значимости соотносятся, вероятно, со степенью свободы, предоставляемой индивиду обществом. Чем сильнее общественное признание, чем выше социальная значимость человека (или группы), тем слабее общественный контроль за деятельностью этих людей или групп.
Добиться снятия общественного контроля можно и законным и незаконным путями. Законный путь — демократические процедуры, рынок и т. д., где в основе лежат мастерство, эффективность работы и гарантированность ожидаемых обществом результатов. Незаконный — тирания, хищения и т. д. Но в обоих случаях для снятия общественного контроля необходимо владеть определенными личностными и деловыми качествами (мастерство), а зачастую и общественно значимыми Ресурсами.
В обществах прогрессивного типа, «открытых развитию», все ценности (модусы социальной значимости) «дозволены», доступны для любых субъектов. Нельзя лишь достигать их незаконным путем, через преступление, поэтому и существует процедура или акт социального признания.
В консервативных обществах, направленных на «самовоспроизводство», не все ценности доступны для всех на законных основаниях, и свобода субъекта в этом смысле ограничена. Отдельными ценностями или вообще нельзя обладать, или же они доступны только для избранных, «посвященных».
В примитивных обществах усеченность набора ценностей до известной степени оправдана, ибо перед ними непосредственно стоит одна главная задача — выжить. Поэтому само общество получает статус не только главной, но и подавляющей ценности. Все, что непосредственно не служит выживанию, безжалостно отсекается. Отсюда склонность к самоизоляции таких обществ и их консервативность.
Реально существующие общества трудно разделить на «чисто» консервативные или «чисто» прогрессивные. Та или иная возможность развития всегда существует. Но можно выделить тенденции, способствующие развитию или консервации общественных структур, и выявить преобладание таких тенденций в определенном обществе. Критерием здесь может служить та степень свободы индивидуальной деятельности, которая изначально допускается обществом, иначе говоря, степень свободы индивида по выбору ценностей — модусов социальной значимости — и свободы деятельности, направленной на их достижение.
Таким образом, степень индивидуальной свободы связана со значимостью человека в обществе. Чем большими свободами пользуются изначально индивиды, тем изначально же они значимее для общества, поскольку воздействие на общество свободного индивида в среднем всегда весомее, нежели воздействие несвободного индивида или же индивида с усеченной свободой.
Общество, основанное на универсальном наборе ценностей, имеет более богатые возможности развития. Следовательно, заинтересованное в развитии общество должно узаконить все модусы социальной значимости, т. е. обеспечить права человека, ибо, с нашей точки зрения, права человека — средство, позволяющее ему свободно достигать социальной значимости через любой из ее модусов.
В любом обществе достаточным престижем пользуется хозяйственная деятельность, т. е. деятельность, технологически увязывающая и использующая социальные (рабочая сила и собственность) и природные ресурсы. Группа хозяев обеспечивает сохранение и приумножение материального богатства, основы жизни общества, и в силу весомости своей общественной функции задает тонус всей общественной жизни и морали. Она выступает эталонной группой, сверять с которой свое поведение вынуждены все остальные. Если хозяева выносят свой товар на рынок, то и другие вынуждены делать то же. Если же продукт распределяется централизованно или по связям, то точно так же поступают все остальные группы, ибо способ компенсации усилий, признанный хозяевами, оказывается ведущим. Не используя его, другие группы не могут компенсировать усилия, затраченные на выполнение своей общественной функции.
Обществу крайне важно, чтобы именно хозяева получали социальное признание через рынок, поскольку иные формы контроля, направленные на повышение эффективности деятельности этой группы, оказываются неудовлетворительными. Следовательно, ценность Дело (Хозяйство) и рынок как способ получения социальной значимости должны культивироваться обществом.
Общество имеет один главный интерес — выжить. Но существование общества в его исторической реальности предполагает, с одно; стороны, определенную стабильность, а с другой — постоянное развитие. Следовательно, реальный интерес общества можно представит как постоянное разрешение противоречия между стабильностью и развитием, но в условиях определенной гармонии.
Гармоничное разрешение названного противоречия предполагает выполнение двух условий: 1) все модусы социальной значимости должны быть доступны на законных основаниях для всех членов общества и 2) непременно должны применяться оба способа (процедуры) признания социальной значимости, т. е. рынок и экспертиза. Доступность ценностей обеспечивает наиболее полный простор для применения человеческой энергии, что создает потенциал развития общества и удовлетворяет стремление человека к социальной значимости. Наличие обеих процедур позволяет обеспечить надлежащий контроль над качеством продукции и профессиональной квалификацией, а в целом объективно оценить социальную значимость человека. Должно быть исключено существование особых элитных групп, члены которых пользуются особыми привилегиями при достижении социальной значимости.