Сохраним природные богатства – возродим Россию статья из сборника
Введение
Население страны за годы реформ не стало жить лучше. Мало того, большая его половина оказалась за чертой бедности. Вся деятельность правительств свелась к выпрашиванию у международного сообщества валютной кредитной милостыни и статуса государства с рыночной экономикой. Взятые в кредит многие миллиарды долларов не позволили решить ни одной проблемы. России имеет на порядок заниженный (по сравнению с возможностями) бюджет. Ведь совершенно очевидно, что без развития реального сектора экономики и её модернизации в целом до современного уровня, позволяющего производить и экспортировать не только энергоносители, но и, в первую очередь, конкурентоспособную продукцию высоких технологий и сферы услуг, страна не займёт достойного места на мировом рынке и не будет богатой. Власть за все перестроечные годы не выдвинула ни одной по-настоящему амбициозной программы социально-экономического развития страны за исключением, может быть, ставшей уже пресловутой и, конечно, изначально несбыточной, задачи увеличения в 2 раза ВВП к 2010 году.
Имея всё необходимое для ресурсной безопасности, государство не обеспечивает население достатком в соответствии с прожиточными, медицинскими и другими социальными нормами. Поэтому люди – главный наш ресурс – вымирают. С сожалением приходится констатировать, что в начале XXIвека по уровню жизни своих граждан Российская Федерация занимает место лишь в пятом десятке стран мира примерно из 150 государств.
Проведенный КПРФ системный анализ показывает, что причиной стало бездумное, и, как теперь стало ясно, преступное реформирование государственного устройства, народного хозяйства и всего общества в целом. Именно эта, теперь уже многолетняя широкомасштабная акция, привело страну к полной потере ресурсной безопасности.
Концепция устойчивого развития экономики
В документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио – де — Жанейро, 1992 год), её программе «Повестка дня на XXIвек» определена концепция «новой эры экономического роста – роста значительного и в то же время социально и экологически устойчивого». Были предложены долгосрочные стратегии, которые бы позволили обеспечить устойчивое развитие мировой экономики на продолжительный период, эффективно решать проблемы экономики природопользования. Одним из важнейших определений устойчивого развития экономики является развитие, при котором человечеству необходимо жить только на проценты с природного капитала, не затрагивая его самого, т.е. с обеспечением его, по крайней мере, простого воспроизводства, а не проедать сам капитал. При этом наука выделила 2 основных критерия устойчивого развития на длительную перспективу, исходя из их классификации и динамики воспроизводства: для возобновляемых природных ресурсов – обеспечивать режим их простого воспроизводства, для невозобновляемых – максимально возможное замедление темпов исчерпания их запасов с перспективой замены их в будущем не лимитированными видами ресурсов.
Без учёта этих критериев реализация концепции устойчивого развития экономики невозможна. Что же мы видим в современной России?
Характеристика и состояние природных ресурсов и природопользования
Россия сегодня имеет около 14% мировых запасов нефти и до 40% запасов газа. При 2% населения земного шара, она добывает примерно 13% мирового объёма минеральных ресурсов. Общий объём разведанных ресурсов в стране оценивается в 13 триллионов долларов, а неразведанных – до 200 триллионов. За последние 15 лет геологоразведочные работы в стране были значительно свёрнуты. Рухнула вся система геологоразведки. Только за период с 1994 по 2002 год показатели геологоразведки по многим минеральным ископаемым были в 3-4 раза ниже, чем в советское время.
В настоящее время идет активное «проедание» нефтяных запасов России, а прирост добычи превышает прирост разведанных запасов. Степень износа основных производственных фондов в нефтедобыче оценивается в 55%, в нефтепереработке — в 80%. Процветающие нефтяные компании стремятся добыть как можно больше сразу и не брать то, что на глубине. По данным ученых Российской академии наук, если раньше на 1 добытую тонну нефти списывали 1 тонну запасов, то сейчас списывается 4! Еще хуже с месторождениями минерального сырья. Геологоразведочные работы почти не проводятся, новые месторождения не осваиваются. То есть идет хищническая эксплуатация недр, когда из них выжимают максимум прибыли и затем забрасывают. В результате такого «хозяйственного» отношения к дарованным нам природой и Богом богатствам за последнее десятилетие доля России в мировом производстве традиционных продуктов топливно-сырьевого комплекса резко упала. В 1990 г., к примеру, РСФСР производила 9,1% мирового объема электроэнергии, 17% нефти, 31% газа, 8% угля, 11% железной руды, 9% древесины. В последнем году прошлого века было произведено 5,8% мирового объема электроэнергии (падение в 1,6 раз), 9% нефти (почти в 2 раза меньше), 25% газа, 5% угля, 7% железной руды. Доля производства древесины уменьшилась в 3 раза. Доходы от отраслей минерально-сырьевой базы с 1990 г. уменьшились примерно в 1,5 раза. Сегодня перечисленные показатели ещё более удручающи. В России отчётливо проявляется расхищение природных ресурсов в условиях ускоренного перехода к рынку. По заявлению Министра Ю. Трутнева через 20 – 25 лет наша страна может столкнуться с дефицитом разведанных полезных ископаемых, а при нынешнем уровне добычи нефти хватит лет на 35 – 40. Если добыча нефти по – прежнему будет осуществляться бесконтрольно, в 2010 году Россия будет вынуждена закупать топливо за рубежом. Ведь, после 1970-х годов практически не было открыто ни одного крупного высокопродуктивного месторождения. Из десятков тысяч лицензий, выданных на аукционной основе лицензий, выданных Минприроды совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ эффективно работают менее 15%.
По заключению Совета безопасности Российской Федерации в начале XXIвека ситуация может ещё более ухудшиться из-за проявившихся в последнее десятилетие негативных тенденций в ресурсопользовании. Их дальнейшее развитие создаёт реальные угрозы экономической безопасности страны. В условиях перехода к т.н. рыночной экономике государство резко снизило уровень государственного управления в этой сфере, тогда как мировой опыт требует обратного.
И не случайно оголтелой первоначальной атаке генералов от приватизации при прямом попустительстве Ельцина и его правительств подверглись главные природные богатства: его минерально-сырьвой комплекс и вся его добывающая и перерабатывающая промышленность. С передачей в руки частника ресурсного комплекса, как основного бюджетообразующего источника финансовых поступлений в странуи стержня реального сектора экономики, началось разрушение главной линии обороны экономики государства. Это привело к полному дерегулированию экономики., что не позволило бы ни одно государство в мире. И в дореформенной России, с её ресурсными и географическими масштабами, государство было самым крупным собственником и выступало в роли ТИТУЛЬНОГО владельца природных ресурсов.
Природная рента также досталась владельцам и менеджерам добывающих компаний. Ими присваивается до 80% сверхприбыли. Тогда, как в основных нефтедобывающих странах доля прибыли государства от добычи нефти составляет от 60 до 90%.
На фоне уже фактически установившегося монополизма естественных монополий в России особенно цинично выглядит озвученная газетой «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ» от 23 марта 2005 года «революционная инициатива главной естественной монополии страны – «Газпрома»: отменить государственное регулирование цен на газ для всех промышленных потребителей уже в следующем году…… А население, бюджетные организации и ЖКХ, которых «Газпром» намерен пощадить, наверняка ощутят все прелести отмены регулирования из-за неизбежного роста цен в промышленности». Очевидно, что подобное заявление председателя правления концерна А. Миллера не могло бы прозвучать без согласования с властью, так как государство является одним из акционеров концерна. И действительно, уже на встрече с отечественными бизнесменами 24 марта т.г. Президент В. Путин одобрил предложения об уменьшении срока давности по приватизационным сделкам с 10 до 3 лет. И это обескураживающее событие произошло тогда, когда, как следует из полученного опроса общественного мнения, сегодня 75 – 80% населения стоит за национализацию разворованной собственности и, в первую очередь естественных монополий. Нас очень беспокоит, что добыча и использование природных ресурсов производятся сейчас без возобновления тех системных работ, которые могли бы восполнять наличие в нашем природно-ресурсном комплексе соответствующего количества полезных ископаемых. Речь идет об их разведке, использовании, о контрольных функциях. Действующие нормативные акты, регламентирующие работы в отрасли, выполняются лишь на 14 – 20%.
Экспертами прогнозируется, что в ближайшие 50 лет объёмы мировой горнодобычи возрастут в пять раз. Занимая 11,5% территории мира и располагая национальным богатством (по некоторым оценкам) в 10 раз большим мирового ВВП, Россия уже сегодня находится и в дальнейшем будет находиться в эпицентре внимания агрессивного интереса экономически развитых Западных стран и стран Юга – Восточной Азии. Деться мировому хозяйству от российских ресурсов некуда.
А что же проект будущего закона о недрах, внесённый Министерством природных ресурсов России на рассмотрение правительства? В какой мере он способен законодательно и идеологически поправить положение? Уже первое знакомство с документом разочаровывает его дальнейшей жёсткой либерализацией: при формальном провозглашении участков недр федеральной собственностью в недропользование вводятся элементы гражданско-правовых отношений, разрешается вторичный оборот прав на пользование недрами. Статья 19 так прямо и называется «Право пользования участком недр как объект оборота», где однозначно определено, что «право пользования участком недр является имущественным правом. Оно может переходить от одного лица к другому в порядке правопреемства и быть предметом гражданско-правовых сделок….». В проекте подтверждается отказ от принципа «двух ключей», закрепляется бесправие регионов и отвергается конкурсные процедуры выявления наиболее эффективных недропользователей. По многим существенным вопросам предлагаемый закон не будет иметь прямого действия: разработка большого ряда механизмов отдана на откуп правительству и министерству. Хотя известно, что подзаконные акты медленно или совсем не разрабатываются и не обеспечивают должной стабильности.
О лесной реформе
Готовится в стране и новая лесная реформа. Основой её будет новый Лесной кодекс, проект которого уже внесён правительством в Государственную Думу. Год назад Правительство также вносило в Думу проект нового кодекса. При этом главным аргументом в пользу того проекта служило утверждение, что мол «государство – плохой собственник и никакой хозяин» и что их надо заменить хорошим частником и олигархом. Обсуждая этот документ в Правительстве РФ, на «круглых столах» и на Парламентских слушаниях, мы говорили: «государство», это – не абстрактное понятие и во всех народно-хозяйственных делах его представляет правительство. Стало быть,
именно правительство несёт прямую ответственность за неудовлетворительное состояние в природопользовании и, в частности, в использовании лесного фонда. Крупнейшие учёные, практики и специалисты лесного дела в один голос утверждают, что главной причиной всех бед в лесном хозяйстве является уход оттуда государства с его руководящими, контролирующими и регулирующими функциями. Поэтому плохим хозяином объективно является правительство с его политикой либерализации и монетизацией в экономике, а плохого хозяина надо менять.
Отвечает ли новая редакция кодекса, как главного законодательного документа отрасли, этим требованиям? Изменилось ли что — либо в лесопользовании за последний год? Думаю, что нет.
В новом проекте Лесного кодекса по-прежнему прописано право и возможность введения частной собственности на участки земель из состава лесного фонда. И заключаемые сделки будут осуществляться по правилам действующего земельного и гражданского законодательства.
До сих пор остаётся нерешенным чрезвычайно важный вопрос защиты и охраны леса от незаконных вырубок, транспортировки и продажи мимо государственной казны миллионов кубометров древесины. По официальным данным, приведенным в Парламентской газете от 3 марта т.г., только за 2004 год через порты Приморского и Хабаровского краёв уплыло за кордон, в основном в Японию, более миллиона кубометров «левой» древесины. Поток грузов из России, а это в основном лес и рыба, за 5 лет вырос в 10 раз. И продолжает расти. Причём темпы левого экспорта превышают официальный на порядок.
На этом государство теряет десятки миллиардов рублей доходов.
Большую тревогу вызывает ситуация, связанная с природоохранной, экологической деятельностью. Особо следует сказать о заповедных территориях. Пусть их сегодня в стране много, но и наступление на них ведется широким фронтом: они застраиваются коттеджами, отводятся под застройку муниципальным жилищным фондом, просто засоряются. Хищнические инстинкты частников проявляются при прямом захвате ими территорий и незаконном строительстве в лесопарковых и природоохранных зонах, заповедных местах. Всё чаще пришедшие за дарами леса или на отдых и рыбалку к водоёмам люди, включая жителей близлежащих населённых пунктов, наталкиваются на заборы с колючей проволокой, охранников с собаками и т.д. По всей стране зафиксировано много случаев нарушения соответствующего законодательства. Вот некоторые. В Московской области на реке Клязьме в охранной зоне строятся многоэтажные дома. Застраиваются берега заповедных Телецкого озера, Селигера, водоёмов на родине Есенина, озера «Байкал». У людей отбирают леса, водные ресурсы, необходимый для жизни чистый воздух, землю. Остаётся бедственным социальное положение населения, работающего и живущего в зонах промышленного лесопользования. С передачей функций охраны и ухода за территориями субъектам Российской Федерации без должной финансовой и материально-технической поддержки из центра заповедники в короткие сроки фактически утратят свой статус. Более того, стала очевидным фактом нескоординированность, крайняя неэффективность и неспособность в целом различных служб, призванных охранять природные ресурсы.
Поэтому целесообразно для управления заповедными территориями восстановить отдельную федеральную службу, наделив её соответствующими полномочиями и обеспечив необходимыми финансовыми и материально-техническими ресурсами, а на базе различных природоохранных структур сформировать единую мобильную систему защиты и охраны природных ресурсов.
Становится всё более очевидным устранение и прямой уход государства из лесной экономики с утратой управляющих, регулирующих и контролирующих функций.
Недопустимым следует считать в создавшейся ситуации и пренебрежение и прямое игнорирование достижений современной отечественной и зарубежной лесной и экологической науки.
По нашему глубокому убеждению, причины, породившие весь этот хаос в лесном хозяйстве,очевидны. Решение всех этих задач и проблем – дело исполнительной власти, в т.ч. и в субъектах Федерации.
Но для этого необходим комплексный подход на основе бережного, рачительного использования лесных ресурсов при усилении роли государства, с применением рыночных механизмов. Следует создать отечественную конкурентоспособную перерабатывающую лесную промышленность, прекратить грабёж народных богатств, навести порядок и стимулировать экономическую мотивацию среднего и малого бизнеса.
Водный кодекс
Россия занимает второе место в мире по количеству водных ресурсов, и совершенно ясна народно-хозяйственная и социальная важность их для государства и каждого его жителя. Не вызывает также сомнения необходимость грамотного управления таким сложным природным комплексом. Реализуется ли эта функция в нужной степени сегодня и каковы её перспективы завтра. Ответ может быть только отрицательным. Чтобы управлять надо качественно и количественно оценить объект управления, а до сих пор нет единого кадастра водных ресурсов, что не позволяет реализовать сразу три необходимые для управления функции: учёт, анализ и планирование. Да, и планирование, без которого ни одно цивилизованное государство, и, именно, государство, не осмелится взяться за управление таким сложным объектом. Закреплено ли всё это законодательно, включая и сам механизм управления? Оказывается, нет. Более того, если по Водному кодексу 1995 года вода являлась государственной собственностью, то по проекту нового закона водные ресурсы могут быть в федеральной, в муниципальной и в личной собственности, а также в собственности юридических лиц. Под прикрытием ложных целей о якобы работе данного ресурса на экономику страны (а на самом деле на олигархов и хапуг – предпринимателей) на аукционной основе значительная часть водоёмов сможет попасть в частные руки со всеми вытекающими для страны и простых людей последствиями. В случае принятия Федеральным собранием нового проекта Водного кодекса власть фактически монетизирует вслед за лесом и недрами последний природный ресурс.
Без активного вмешательства и участия в работе по регулированию ресурсопользования и, более того, без взятия на себя функций монопольного руководства всеми компонентами ресурсопользовавния государство, решившееся хотя бы на частичную приватизацию недр и других природных богатств страны, может оказаться и политическим и экономическим банкротом. Что мы и наблюдаем в последнее десятилетие в России. Особенно это тревожно и потому, что агрессивная глобализация всё больше становится новой разновидностью колониализма.
В этой связи примером для нас может служить братская Республика Белорусь, которая, по сути, не имея в достатке собственных минерально-сырьевых и энергетических ресурсов, демонстрирует высокие темпы развития своей промышленности. Стремительно растёт объём внешней торговли. Рост ВВП в Белоруси в 2003 году составил 11%, в 2004 – 11%. На 2005 год запланировано не меньше. В социальной сфере государство постоянно вместе с национальным бизнесом наращивает поддержку всех слоёв населения. В братской республике руководители и бизнесмены не противопоставляют государственную плановую и рыночную экономики. Они говорят, что союз рынка с государством и стал той мощной пружиной, которая поднимает вверх белорусскую экономику. Высокие показатели развития экономики демонстрируют и Китайская Народная Республика и Республика Вьетнам, также успешно сочетающие плановые и рыночные механизмы хозяйствования.
Сегодня ни у Правительства РФ, ни у Федерального собрания нет политической воли и научно обоснованной стратегии для конструктивной работы по ресурсопользованию в интересах государства и населения страны. Часто заявляется, что государство должно уйти из экономики. И это – реальная политика властей. При этом целесообразность подобной доктрины аргументируется некоей временной экономической выгодой. Безусловно, при распродаже богатств что-то перепадёт и государству и населению. Но неужели опыт захвата заводов, фабрик, нефтяных и газовых компаний не доказал всю пагубность такой политики. И великая страна, разгромившая фашизм, идя к великой дате – 60-ти летию Победы, и имевшая почти равный с США бюджет, сократила его в 25 раз! Мы считаем, что это очень опасный тезис, потому что, если мы уходим из экономики, значит, мы, государство, уходим из политики, мы уходим от социальных обязательств. Это дестабилизирует общество, усилит социальную напряжённость и приведёт к обнищанию народа, что противоречит ст.7 Конституции Российской Федерации, согласно которой «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека…». Природные ресурсы должны быть общенародной собственностью. Нахождение основных минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в руках естественных монополий, не контролируемых государством, стало непреодолимым препятствием на пути развития реального сектора экономики страны. Превращение их в голый товар уже привело и в дальнейшем приведёт к росту цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, к потере их конкурентоспособности, снижению потребления и, как следствие, к снижению жизненного уровня населения.
При регулирующей роли государства использование природной ренты и прибыли должно стать одним из главных источников развития промышленности и сельского хозяйства, формирования бюджета и гарантировать социальную стабильность в обществе.
Представительная и исполнительная власть, её центральные и региональные органы, отечественный бизнес и отечественная наука, общественность и общество в целом несут ответственность за принятие соответствующих законодательных актов, определяющих использование и судьбу природных богатств страны.
Как никогда государству сегодня необходима национальная программа восстановления и наращивания природного потенциала на базе развития кооперации, интеграции, социальной инфраструктуры, создания новых рабочих мест.
Проводимая ныне социально-экономическая политика Ельцина – Путина и их правительств это – цунами для абсолютного большинства населения России и будущих поколений.
Остановитесь, господа! Вы уже вывели миллионы людей на улицы, и они не позволят, как было раньше, обирать себя до нитки.
Имейте в виду, ни российские хунвейбины, ни спецназы, ни армия не будут защищать олигархов и вашу политику. Победа в любом случае будет за трудовым народом и Великой Россией!