СМИ КАК КОММУНИКАТИВНАЯ СИСТЕМА статья из журнала
Целостность системы СМИ в современных условиях обретает многопрофильные характеристики, поскольку результатом ее функционирования становятся интенсивные процессы общения, информационного взаимодействия все более широкого круга личностей, общностей, других социальных субъектов, информационные отношения между ними. Значительно возрастают возможности СМИ не только как средства приобщения к духовному потенциалу общества личности, различных групп, возникающих в ходе существенных перемен в общественном разделении труда, но и как средства привлечения к процессам обогащения, развития этого потенциала в ходе общественной трансформации самых разнообразных субъектов духовной, духовно-практической и практической деятельности1.
Поддерживать целостность системы СМИ в условиях становления информационного общества значительно труднее, чем прежде, так как существенно видоизменяются ее компоненты, их характер взаимодействия со средой системы, и, следовательно, усложняется обеспечение интегрального результата взаимосвязи этих компонентов.
Целостность СМИ как коммуникативной системы характеризуется единым интегральным результатом, который возникает «на выходе» данной системы. Этим результатом являются социально значимые акты общения в масштабе всего общества, способствующие формированию такого состояния общественного сознания, сознания различных общественных групп, общностей, которое соответствует развитию условий жизни общества. Эти акты общения, поддерживающие и развивающие систему информационных отношений в обществе, составляют основу массовых коммуникаций я представляют собой косвенное, опосредованное информа-
В «Большом энциклопедическом словаре» понятие «потенциал» (от лат. potentia — сила) — это «источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной
ионное взаимодействие, достигаемое на базе таких технологий, каК печать, телевидение, радио, Интернет и др.
Конечно, эти технологии Moiyr быть использованы и используются также в коммуникациях между индивидами в целях их личного общения. Но специфика массовой коммуникации состоит в том, что в этом типе общения они выступают не просто как индивиды, а как личности, участвующие в процессах социального взаимодействия для осуществления совместной социальной деятельности2. Понятие «личность» следует отличать от понятия «индивид» (единичный представитель человеческого рода). Личность не равна индивиду. По мнению известного ученого А.Н- Леонтьева, «это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе»3.
Массовая коммуникация потому и называется массовой, что она обеспечивает общение между индивидами как носителями социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или какой-либо общности (определенной совокупности людей, имеющих общие социальные признаки: группа социальная, профессиональная, региональная, демографическая, этническая и др.). Общение осуществляется индивидами, но в процессе этой деятельности каждый из них испытывает потребность во взаимодействии. Социально-значимое взаимодействие между индивидами, дающее возможность им уже как личностям лучше познать условия своего существования, активнее использовать это познание не только в личных, но и в коллективных, общественных целях, затрагивает интересы массы, тех или иных общностей — широких кругов населения, народа4, т.е. численно больших, рассредоточенных аудиторий5.
Особенность массовой коммуникации состоит не только в том, что она опосредована техническими средствами, что информация адресована массовой аудитории, а не отдельному индивиду. Содержащаяся в ней информация — это только часть циркулирующей в обществе информации, та ее часть, которая представляет собой совокупность различных проявлений общественного и группового сознания. Поэтому массовая коммуникация являет собой общественный механизм перехода индивидуальных духовных продуктов в общественное достояние, в духовный потенциал общества, если эти продукты выступают актами, проявлениями общественного сознания, его различных уровней — теоретического, обыденного, массового сознания, идеологии и общественной психологии, его различных форм, таких как политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, наука и др. Коммуникация в СМИ обеспечивает доступ к этим продуктам, к массовой (благодаря своей социальной значимости) информации различных социальных субъектов — личности (вплетенной в систему социальных связей), а следовательно, и группы, общности—и других структурных социальных образований.
Индивид как личность, вступая в массовую коммуникацию в качестве коммуникатора, передающего информацию (политик, писатель, художник, ученый, педагог, публицист и др.), только тогда может быть коммуникатором в массовом информационном процессе, когда предлагаемый им духовный продукт действительно обогащает, модифицирует духовный потенциал общества, приближая общественное сознание, профессиональное сознание своей группы и т.п. к необходимой степени зрелости, к адекватному пониманию личностью реальных условий жизни общества, возможностей его дальнейшего развития, соответственно корректирует позиции, состояние сознания, модели поведения членов социума, различных его групп.
Индивид как личность, вступая в массовую коммуникацию как коммуникант, приобщается к духовному потенциалу общества и различных общественных групп, обеспечивая себе, а значит, и группам, к которым относится, более адекватное понимание условий жизни общества, совокупность же этих индивидов обогащает, корректирует профессиональное и иное сознание тех или иных общественных групп, модели их поведения, с тем чтобы коллективно участвовать в реализации создаваемых планов той или иной совместной деятельности.
Следует отметить, что информационно-производящая и массовая коммуникативная деятельность присуща любому виду социальной деятельности. Другое дело, что массовые коммуникации благодаря общественному разделению труда в значительной своей части переходят «в ведение» средств массовой информации. И этому есть объяснение. Было бы нецелесообразно, если бы, например, каждая отрасль промышленности имела свои собственные пути сообщения — железнодорожные, воздушные и др. — для перевозки грузов в масштабе всей страны или если бы различные виды деятельности имели бы собственные почтовые отделения, отделения связи и т.п. В результате общественного разделения труда в рамках социальной системы была создана подсистема средств массовой информации, которая стала обеспечивать информационную связь внутри различных видов социальной деятельности и между ними, но не на уровне общения
индивидов и пространственно не рассредоточенных групп (для этого есть формы межиндивидуального общения, в том числе почта, телеграф, телефон, электронная почта и др.), а как социально значимое информационное взаимодействие между личностями, внутри различных групп, социумов, общества в
целом.
Какой же интегральный результат должны давать СМИ в процессе своего функционирования как коммуникативной системы?
— Социальная деятельность личности во всех ее проявлениях,
во всех тех ролях, которые эта личность играет в обществе в соответствии с местом в общественной системе, должна поддерживаться необходимым уровнем ее информационного взаимодействия, общения с широким кругом представителей духовной, практической и духовно-практической деятельности, чтобы в полной мере удовлетворить потребности этой личности в массовой информации.
— В процессе своей деятельн ости у личности возникает потребность в социальном диалоге, в информировании субъектов политической, экономической и иной деятельности. СМИ призваны обеспечить участие в массовом информационном процессе всех творчески активных сил общества, выступающих с социально значимой информацией.
— Интегральным результатом деятельности СМИ как коммуникативной системы должно быть создаваемое ими единое информационное пространство6, которое образуется тогда, когда СМИ помогают членам общества общаться, взаимодействовать друг с другом, чтобы на основе обогащения, развития духовного потенциала общества и его освоения совместно и организованно участвовать в различных видах социальной деятельности.
Целостность системы СМИ достигается тогда, когда они обеспечивают информационное взаимодействие, общение во всех сферах духовной, духовно-практической и практической деятельности и между этими сферами, когда они способствуют совместной социальной деятельности в соответствии с условиями и возможностями общественного развития.
Целостность коммуникативной системы СМИ возникает как результат их взаимодействия с теми условиями экономической, политической и духовной жизни, в которых они функционируют. Стройная и разветвленная система СМИ способна создать широ-кую совокупность информационных отношений в обществе, которая обеспечивает обмен информацией:
— между индивидами как личностями (общение);
— между субъектами политических, правовых, нравственных, эстетических и других общественных отношений (информирование, воспитание, образование, управление);
— между субъектами духовной, духовно-практической и практической деятельности (научные, художественные, политические, правовые, образовательные, деловые, производственные, рекламные и другие коммуникации);
— между поколениями (социализация) и др.
Выступая важным результатом функционирования системы СМИ, информационные отношения, создаваемые ими, отнюдь не являются самоцелью массовой информационной деятельности, хотя с точки зрения информационного общества это необходимое условие его становления и развития. Они также необходимое условие формирования зрелых субъектов социального творчества, средство совершенствования политических, правовых, нравственных, эстетических и других общественных отношений, адекватных характеру развития жизни общества. Они необходимый информационный механизм, способствующий становлению субъективного фактора исторического процесса. Совершенствование информационных отношений содействует формированию такого состояния сознания членов общества (мировоззрения, общественного мнения, социальных норм, традиций), которое соответствует состоянию общественного сознания в целом.
Формируемые в масштабе всего общества массовые коммуникации, информационные отношения являются основанием целостности системы СМИ:
— удовлетворяют информационные потребности личности, различных общественных групп и организаций, содействуя их активному участию в процессах экономической, политической и культурной жизни общества;
— обеспечивают взаимодействие, сотрудничество, координацию и разделение труда между ними на основе совместно формируемых моделей поведения каждого социального субъекта;
— объективно и полно отражают условия жизни общества;
— собирают, производят и распространяют информацию в соответствии с динамикой общественного развития;
— привлекают к производству информации все творчески активные силы, которые служат общественному прогрессу, создают и обогащают духовный потенциал общества;
— используют для массового информационного процесса современные информационные и коммуникационные технологии;
— обеспечивают реализацию мнгообразных функций СМИ в соответствии с процессами их актуализации, ростом информационных потребностей членов общества.
Целостный характер всей системы средств массовой коммуникации проявляется в интегральном результате ее функционирования.
Если система носит целостный характер, она имеет своим
интегральным результатом следующее:
— обеспечивает информационное взаимодействие всех субъектов социальной деятельности, осуществляемой в обществе;
— создает для каждого из них возможность адекватно и полно осознавать условия своего существования, формировать по отношению к ним свою позицию, свою модель поведения;
— формирует информационные механизмы и процессы непрерывного перехода индивидуальных духовных продуктов в коллективные, общественные, основой которых является общественное сознание. Оно включает различные уровни сознания (теоретическое и обыденное, идеологию и общественную психологию), различные формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку), а также различные его состояния (общественное мнение, общественное настроение и др.);
— создается информационное взаимодействие внутри каждого вида деятельности в обществе — практической, духовной и духовно-практической, а также между ними, способствующее регулированию процессов совместных действий индивидов, различных групп, организаций, адекватных изменяющимся условиям
жизни общества.
В современных условиях целостность системы СМИ подвергается серьезным испытаниям. Происходят значительные разрывы в информационном пространстве, нарушаются информационные связи между членами общества, различными категориями населения, между обществом и личностью, государством и его гражданами, регионами и центром и т.п.
Целостность системы СМИ нарушается в следующих случаях:
— если различные социальные субъекты имеют разные возможности доступа к массовой информации, удовлетворения своих информационных потребностей; если у одних эти возможности позволяют в полной мере удовлетворять их информационные потребности, а у других таких возможностей нет и их потребности совсем не удовлетворяются или удовлетворяются далеко не полностью;
— если у этих субъектов имеются разные возможности в распространении информации, в распространении своих взглядов, в обогащении, развитии духовного потенциала общества через массовый информационный процесс;
— если деятельность СМИ не способствует поддержанию каких-либо массовых информационных отношений — общенациональных, межрегиональных, внутрирегиональных и др.;
— если члены общества не имеют оптимального информационного механизма для консолидация, вызревания их идейного и организационного единства, направленного на преобразование условий общественной жизни в соответствии со сложившимися объективными возможностями;
— если участники любого типа деятельности — духовной, духовно-практической и практической — не имеют возможности полноценно взаимодействовать друг с другом для успешной совместной реализации их общественных функций.
Для достижения целостности системы СМИ необходимо:
— в полной мере и эффективно выполнять многообразные функции СМИ, активизируемые в соответствии с общественными потребностями, информационными запросами личности, различных общественных групп и организаций;
— содействовать полному и объективному отражению условий жизни общества и информированию об этих условиях всех субъектов информационных отношений, осуществляющих те или иные виды социально активной и иной деятельности и нуждающихся в соответствующих массовых коммуникациях;
— собирать, производить и распространять информацию в соответствии с динамикой общественного развития;
— обеспечивать формирование широкого круга авторов, выступающих в СМИ, адекватного всей совокупности творчески активных субъектов общественных отношений, способных обогатить духовный потенциал общества;
— располагать современными информационными технологиями для формирования широкого потока динамичной и качественной информации.
Когда идет речь об информационном взаимодействии, общении тех, кто участвует в духовной, духовно-практической и практической деятельности, то прежде всего имеются в виду творчески активные силы, которые имеют потребность и возможность в создании социально значимых духовных продуктов, отражающих условия жизни различных групп общества и указывающих на существующие проблемы и резервы их решения, на достижения и недостатки в совместной деятельности людей по реализации ими своих и общих целей.
Нарушением целостности СМИ, а вместе с этим и свободы печати, свободы информационной деятельности является произвольный или ангажированньгй подбор авторского состава, не соответствующий принципам плюрализма и толерантности, не свидетельствующий о приверженности к диалогу и о терпимом
отношении к различным мнениям. Отказ от сотрудничества одним в угоду другим существенно извращает содержание духовного потенциала общества, отраженного в СМИ, в плане его адекватности условиям жизни общества, искажает механизмы обшения, информационного взаимодействия личности, различных групп, общностей, а следовательно, процесс формирования общественных отношений.
Обедняется, теряет свое разнообразие и альтернативность познавательный процесс, в нем могут возобладать тенденции к одномыслию, к инертности мышления. Организационный процесс ограничивается, так как лишается вариантности решений, способов их исполнения. Процессы трудовой деятельности снижают уровень инициативности, творческого поиска и т.д. К примеру, в современных общероссийских СМИ слабо представлен «голос» регионов. Хотя часто это связано с экономическими трудностями, но серьезные нарушения демократических свобод здесь налицо. В результате существенно страдает взаимодействие каждой региональной общности с обществом в целом. У местного населения возникает чувство отчужденности от дел всего общества. Ему представляется, что центр игнорирует его мнения и опыт, слабо контролирует деятельность местных властных структур, местных элит. Творчески активные силы региона лишаются общероссийской трибуны, возможности активно влиять на общественные дела, участвовать в обсуждении актуальных общественных проблем. Значительно ограничиваются также процессы межрегионального общения.
Открытость, возможность широкого общения, конструктивного обсуждения назревших общественных проблем — серьезная помеха на пути сепаратизма, национализма и отчужденности от общественных дел, а также некомпетентности и злоупотреблений в деятельности властных структур в центре и на местах7.
Немало фактов асоциальных, корпоративных отношений СМИ к своей коммуникативной деятельности. Так, нетерпимость Друг к другу различных научных школ часто переносится на средства массовой информации. Вместо того чтобы в споре рождать истину, СМИ предоставляют трибуну одному научному Направлению и отказывают другому. На телевидении и радиовещании бывает так, что талантливые певцы, композиторы, даже те, кто завоевал широкую популярность у населения, месяцами и годами не появляются в эфире, в то время как другие его вообще Не покидают.
И другой аспект целостности СМИ — представительный характер их аудитории по отношению к социальной структуре общества. В современных российских СМИ существуют две противоречивые тенденции. Быстрыми темпами возрастает количество информирующих средств: каналы телевидения, радиостанции, стремительно растет число редакций газет, журналов, издательств, а аудитория средств массовой информации сокращается. Судите сами: в 90-е годы количество общероссийских газет увеличилось с 43 до 333 наименований, т.е. в 7,7 раза. В связи с распадом СССР существенно уменьшалась потенциальная читательская аудитория, бушевали экономические кризисы, резко падала платежеспособность массового читателя, а новые газеты все появлялись и появлялись!
Одновременно со стремительным ростом количества наименований общероссийских газет значительно сокращался разовый тираж этих изданий: в завершившемся десятилетии он снизился почти в 3 раза, а годовой — в 13 раз. Если в 1990 г. разовый тираж общероссийских газет составлял 110,8 млн экз., то в 2000 г. он уменьшился до 39,1 млн. Количество наименований новых журналов превысило за этот период количество ранее выходящих, т.е. возросло более чем в 2 раза (с 1140 до 2781), в то время как разовый тираж журнальной периодики сократился впятеро (с 2,6 млрд до 0,5 млрд экз.)8.
Резкий рост количества средств массовой информации свидетельствует о возросших потребностях тех, кто хотел бы активнее участвовать в деятельности СМИ в качестве коммуникатора, — это прежде всего появившаяся в постсоветский период политическая и экономическая элита. Причем, конечно, существует экономический интерес у издателей и учредителей новых СМИ. Особенно это касается рекламных и некоторых других изданий. Однако во многих случаях создаются заранее убыточные СМИ, так как их цель — оказать определенное влияние на базе чьих-то корпоративных интересов. Не случайно у большинства новых СМИ бюджеты инвестиционные, т.е. они покрывают расходы на производство информации в основном за счет инвесторов. Эти СМИ находятся в значительной степени на содержании у различных коммерческих структур.
Вывод здесь очевиден; деньги для создания новых СМИ брались в эти годы не столько из карманов читателей, сколько из других — особенно у инвесторов и рекламодателей. Доля их вклада в редакционные бюджеты современных изданий весьма значительна, в то время как доля вклада в бюджет читателей
8 Печать Российской Федерации в 2000 году. М, 2001. С. 90, 104.
(розничная торговля, подписка) у многих газет и журналов невысока. Такое соотношение ведущих факторов формирования бюджета существенно усиливает позиции инвесторов и рекламодателей и снижает роль аудиторной составляющей, а это ведет к росту ангажированности российских СМИ, их зависимости от властных и иных политических, а также коммерческих и других структур.
Конечно, в условиях роста количества наименований газет и журналов стало возможным полнее учитывать разнообразные информационные запросы личности, различных аудиторных групп. Умножаются информационные связи, усиливается общение внутри многочисленных групп населения, возрастают их политические, деловые, научные, художественные и иные коммуникации на основе складывающегося нового общественного разделения труда. Горизонталь информационных взаимодействий стала полнее охватывать социальные, профессиональные, этнические, конфессиональные и другие группы, участники которых проживают в различных регионах страны. Политическая пресса, деловая, женская, молодежная и многие другие типологические группировки превратились в разветвленные системы СМИ.
Но резонно задать вопрос: могут ли СМИ, имеющие высокую инвестиционную и рекламную зависимость, обеспечивать аудиторию объективной информацией о своем инвесторе, как, впрочем, и о крупном рекламодателе, в плане выявления негативных сторон в его работе, объективно анализировать его деятельность, выполнять функции контроля как представителя общественности за его деятельностью? Ясно, что происходят определенные искажения в выполнении функций журналистики по отношению к информационным потребностям аудитории, к общественным потребностям. И это толкает нас не к открытому обществу, а к закрытому. Политический плюрализм и толерантность носят в этих случаях чисто декоративный характер, а до реального плюрализма здесь еще далеко.
Следует отметить, что вначале трансформация системы печати в постсоветский период характеризовалась в определенном смысле реализацией лозунга Г. Мясникова, провозглашенного им в письме Ленину. Как известно, он призывал, чтобы в России была печать от анархистов до монархистов. Сейчас мы наблюдаем выход изданий различных политических течений, хотя они, как правило, маловлиятельны, а богатые инвесторы их не жалуют.
Главным инвестором многих печатных СМИ в условиях тяжелого экономического положения большинства изданий выступает государство, а также его банковский сектор, различные властные, крупные промышленно-финансовые структуры. Характерными черами таких изданий являются их усиленное внимание к информационным запросам инвесторов и более слабая зависимость от денег читателей. Иными словами, инструментальная модель журналистики, которая была основной в советский период, успешно продолжает существовать и в наше время9.
Типологическая модель СМИ связана прежде всего с характером их целостности как системного объекта, который в значительной степени определяется типом общения между людьми, типом обмена массовой информацией.
Тип общения демократического, открытого общества отвечает следующим потребностям:
— способствует приобщению к его духовному потенциалу всех, кто испытывает потребности в знаниях, в освоении духовных ценностей общества, нуждается в информации для активного участия в общественных делах: в практической, духовной и духовно-практической деятельности;
— содействует формированию духовного потенциала общества благодаря участию в его обогащении всех творчески активных сил, создающих и распространяющих массовую информацию, в которой испытывают потребность различные социальные субъекты;
— имеет результатом такого общения формирование зрелого субъективного фактора общественного развития.
Тип информационных отношений, формируемых посредством СМИ в демократическом обществе, — это отношения субъект-субъектные, когда информирующие и информируемые действуют на равных, взаимодействуя друг’ с другом.
Процессы преобразований, происходящие в современной России, в том числе в сферах практической, духовно-практической, а также духовной деятельности, в полной мере присущи и взаимодействиям, коммуникациям в этих сферах — политическим, деловым, научным, художественным и др. Преобразования в экономике, политике, культуре, иные изменения в среде системы СМИ ведут к преобразованиям в ней, в ее основных компонентах, в структуре и функциях, в характере организации. Типологическая модель СМИ типизирует эти процессы, но, пока они не завершились, она сама имеет соответствующие переходные формы.
Следует, на наш взгляд, различать целостность СМИ как коммуникативной системы и целостность СМИ как системы творческой журналистской, публицистической деятельности, т.е. как системы креативной.
Говоря о целостности СМИ как системы творческой деятельности, существующей наряду с наукой, литературой, искусством,
мы можем выделить следующие ее признаки, проявляющиеся «на выходе73 этой деятельности, в ее интегральном результате. СМИ формируют в духовном потенциале общества, непрерывно преобразуя его в соответствии с динамикой общественного развития, целостную картину текущей действительности, целостную картину подвижного содержания явлений в динамике их развития и синхронно процессу этого развития, не отставая от него. Ее составляет потенциальная информация, которая в процессе распространения усваивается аудиторией. Это информация о событиях и фактах из различных сфер деятельности, их публицистический анализ, информация, характеризующая общественное мнение по поводу данных событий и фактов. Это позитивные и негативные образцы отношения и поведения людей в связи с происходящими событиями. Это модель поведения личности, различных групп на уровне духовно-практического освоения текущей действительности.
Литературно-художественная деятельность СМИ призвана:
— создавать духовные продукты, в то время как коммуникативная их собирает, обрабатывает, распределяет, группирует и целенаправленно распространяет;
— формировать в содержании своих произведений и в сознании членов общества, различных его групп картину текущей, повседневной действительности, отражающей конкретные события и факты реальных условий жизни общества и этих групп и непрерывно воспроизводить происходящие в данных условиях изменения синхронно этим переменам (коммуникативная формирует коллектив штатных журналистов, дает им творческие задания, организует сотрудничество с авторами и аудиторией, осуществляет редактирование и др.);
— выражать и формировать общественное мнение членов общества, его различных групп по поводу происходящих событий и явлений текущей действительности, корректировать оценку происходящего в соответствии с возникающими переменами;
— способствовать общественной консолидации, т.е. на основе создаваемых духовных продуктов формировать модель поведения массовой аудитории, планы совместных действий членов общества, различных его групп.
Следует отметить, что оба типа деятельности в система СМИ тесно переплетаются друг с другом, но друг друга не заменяют.