Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

Сказочники остаются с нами навсегда статья из журнала

Апрель5

Памела Ликдон Трзверс родилась в Австралии. Писать она начала еще в детстве: сочиняла короткие рассказы, подражая авторам дешевых книжек, пьесы для школьных спектаклей. «К сожалению, — писала Памела Трзверс много лет спустя, — я никогда не узнаю, какая добрая фея наделила меня при крещении удивительным даром, чистейшей из земных радостей — вечной любовью к сказке. Этот дар проявился во мне весьма рано, когда я еще принадлежала миру природы. Яблоко Евы еще красовалось на ветке, у каждого соловья был император, внимавший его песням, а любой муравей или жучок мог оказаться на поверку заколдованным принцем».

В 1923 г. Памела Трзверс переезжает в Англию, где понача­лу пробует себя на сцене как тан­цовщица и актриса. Но увлече­ние литературой побеждает, она начинает сотрудничать в «Новом английском еженедельнике», для которого пишет очерки, стихи, рецензии.

Отец Памелы был ирландцем, и, может быть, именно «зов кро­ви» определил ее интерес к ир­ландской литературе, а затем и знакомство со знаменитыми ир­ландскими поэтами того време­ни, прежде всего с Г.Расселлом и В. Йейтсом.

«Мэри Поппинс» — книга, про­славившая Памелу Трзверс, — появилась в 1934 г. Писательни­ца признавалась, что не помнит, как возник замысел этой сказоч­ной повести. В ответ на настой­чивые расспросы журналистов обычно приводила слова Клайва Льюиса, считавшего, что в мире есть «только один Создатель», а задача писателя лишь «собрать в единое целое уже существую­щие элементы», причем, переде­лывая реальность, они изменяют и самих себя.

«Мэри Поппинс» сразу имела оглушительный успех. Критика встретила нового автора с за­видной доброжелательностью. «Я была очень рада, что рецен­зии на мою книгу публиковали взрослые газеты, ведь я никогда не считала «Мэри Поппинс» дет­ской книжкой. Я и думать не ду­мала о юных читателях и лелеяла надежду, что моей книгой будут зачитываться взрослые — так и вышло. Многие дамы писали мне, что, когда они читали мою книгу детям, отцы тихонько под­крадывались к дверям детской, чтобы тоже послушать».

Первый успех окрылил писа­тельницу, и уже на следующий год она сочиняет продолжение сказки. Мэри Поппинс возвра­щается. В 1944 г. появляется «Мэри Поппинс открывает дверь», в 1952 г. — «Мэри Поп­пинс в парке». Спустя двадцать с лишним лет писательница вновь обращается к своей героине, вы­пустив забавную книгу «кулинар­ных рассказов» — «Мэри Поп­пинс на кухне», и, наконец, в 1982 г. вышла коротенькая книж­ка «Мэри Поппинс на Вишневой улице».

Популярности сказочных повестей во многом содейст­вовали замечательные рисунки известной    художницы    Мэри Шеппард. Писательница и ил­люстратор много спорили о том, как должна выглядеть героиня — сказочная и реальная одновременно. Однажды в пылу спора Памела Трэверс указала на изящную фарфо­ровую голландскую куклу: вот на кого похожа Мэри Поппинс! Но у художницы было свое мнение, ее Мэри Поппинс — стройная и хрупкая, исполне­на внутренней силы, земная, почти заурядная и одновре­менно сказочная.

Мэри Поппинс — противо­речивый и сложный образ: она воплощение  идеальной  няни, добропорядочной и надежной. Она  читает  все,  что  должна знать настоящая леди, ее бо­тинки всегда начищены, полоса­тый  передник  накрахмален,   от нее исходит аромат поджарен­ных тостов и мыла «Солнечный свет», но… ее взгляд «устремлен за грань этого мира», и именно это  притягивает к  ней детей. Для Джейн и Майкла Бэнкс каж­дая встреча с удивительной ня­ней сулит необыкновенные при­ключения,   превосходящие   их самые дерзкие фантазии. При­чем   волшебные  превращения происходят в самых заурядных условиях с самыми обыкновен­ными предметами и людьми. И в этом удивительная находка Па­мелы Трэверс: ее героиня тво­рит волшебство в полном соот­ветствии  с законами детской фантазии.

Писательница много зани­малась изучением мифа и сказки, даже посвятила спе­циальную книгу анализу раз­личных вариантов сюжета «Спящей красавицы». «Мир предстает детям в первона­чальном единстве, — писала она в предисловии к этой кни­ге. — Не услышав еще ни од­ной сказки, ребенок живет в мире мифов и легенд, где Святой Георгий и Король Ар­тур, пусть и под другими име­нами, охраняют скрещения дорог и заветные тропы, а ужасный дракон Грендель, еще не сраженный Беовульфом, принимая различные обличья, изрыгает пламя налево и направо. Считалки, дразнилки, незатейливые песенки — все они заключают в себе удиви­тельные истории. Но в еще большей степени источником мифов становятся случайно услышанные обрывки взрослых разговоров, пересудов и спле­тен. Осторожный намек, пред­взятое мнение, театрально прижатый к губам указательный палец чреваты сказками, как облака дождем. Иногда мне кажется, что ребенок, умеющий слушать, не нуждается в чте­нии, наши сказки ему ни к чему, он создает их сам. Достаточно, следуя собственной логике и вкусу, сложить вместе отдель­ные фрагменты и — сказка готова! Для меня многозначи­тельные взгляды и кивки мами­ных подруг, чинно шествовав­ших под зонтиками или беседо­вавших за чаем под легкий перезвон посуды, явились пер­выми упражнениями на пути по­стижения мифа. Когда спустя годы я прочла античные мифы о Зевсе, посетившем Данаю в об­разе золотого дождя, о Персее, сразившемся с горгоной Меду­зой, о подвигах Аргонавтов, то и дело оказывавшихся на воло­сок от гибели, — все эти приключения не казались мне уди­вительными: ведь я уже была знакома с их современными версиями, которые подслушала из бесед взрослых».

Чудеса Мэри Поппинс — из числа тех, которые, восходя к древним мифам и классиче­ской сказке, рождаются за чай­ным столом или на прогулке в парке, в кондитерской или в мясной лавке — повсюду! Мэри безусловно по праву заслужи­вает титула Леди совершенст­во не только потому, что ее по­ведение безукоризненно с точ­ки зрения взрослых, но и потому, что она удивительным образом сумела сохранить ценнейшее качество детства — способность видеть чудеса в обычных явлениях. Именно это свойство позволя­ет Мэри Поппинс подобрать нарисованную на асфальте сливу и как ни в чем не бывало откусить ее. При этом важно отметить, что Мэри Поппинс не совершает чудес сама, она лишь провоцирует их.

Ощущение реальности вол­шебства,   которое   Мэри   Поппинс приносит в семью  Бэнксов,  изменяет их отношение к действительности. В отличие от большинства классических ска­зочных  героев  Мэри  Поппинс не сулит им счастливого реше­ния   многочисленных  проблем — Памела Трэверс  отказывается от принятой концовки: они жи­ли долго и счастливо. Для писательницы, как и для ее героини, залогом  счастья,  жизненного    успеха,  является  способность   человека, не уклоняясь, встретить вызов судьбы. Необходимо всегда быть готовым к переменам, из которых, собственно, и состоит наша жизнь, — имен­но этому учит Мэри Поппинс своих воспитанников (а писа­тельница — читателей). А то, что эти слова вложены в уста героини, воплощающей поря­док и стабильность, делает их особенно весомыми. Впрочем, «стабильность» героини, как и все в ее характере, — относи­тельна: Мэри, не расстающаяся со своим знаменитым зонтиком и дорожной сумкой, в любой миг готова отправиться в путь, стоит лишь перемениться на­правлению ветра.

Маленькие читатели забра­сывали Памелу Трэверс письмами. Писательница при­знавалась, что особенную ра­дость ей приносят письма маль­чиков. Девочки постоянно спра­шивают, какой ваш любимый цвет или как вы начали писать книги. Мальчишек же волнует суть вещей: почему Мэри Поп­пинс поступила именно так? Де­ти не желали расставаться с любимой героиней и требовали но­вых книг. «Мадам, — писал автору один из юных читателей, — вы отослали прочь Мэри Поппинс. Этого я вам никогда не прощу! Вы заставили всех детей пла­кать!»

И Памела Трэверс снова бра­лась за перо, чтобы осушить дет­ские слезы и чтобы самой снова окунуться в заветный сказочный мир. Как-то Памела Трэверс при­зналась одному журналисту, что только что перечла одну из своих сказок: «Не могла оторваться! Мне хотелось узнать, что будет дальше, я не отложила книгу, по­ка не прочла всю от корки до кор­Ки». Речь шла о «Мэри Поппинс возвращается».

Однажды Памелу Трэверс попросили написать автобио­графию для литературной эн­циклопедии. Это оказалось сов­сем не простым делом: «Я не привыкла писать о личных про­блемах, меня волнуют только идеи, — признавалась писа­тельница. — Разве так важно, какую кашу любил Джон Ките? Кому это интересно? Настоящая биография это история ду­ши. И автобиография превратилась в рассказ о любимой героине — Мэри Поппинс. «Я ни­когда не считала, что придумала ее. Мо­жет, это она придумала меня. Видимо, поэтому мне так трудно писать о себе».

Памела Л. Трэверс прожила интересную жизнь, много пу­тешествовала, занималась изу­чением мифологии, мировых ре­лигий и мистических учений, по­сле войны жила попеременно то в Англии, то в США, преподавала в американских колледжах, дол­гие годы сотрудничала в извест­ном философско-мистическом журнале «Парабола». Ее дом был наполнен книгами — они были повсюду: на бесчисленных пол­ках вдоль стен, на столах, на по­лу. «Случись мне остаться без крыши над головой, я смогу построить себе дом из книг», — шу­тила писательница.

Миллионы читателей во всем мире ждут новых встреч с люби­мой героиней. И может, не слу­чайно Памела Трэверс отказа­лась от замысла написать книгу «До свидания, Мэри Поппинс». Искусство способно преодолеть разлуку. Писательница верила в бесконечность жизни.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция