Россия в мировом сообществе статья из журнала
Изменения, происходящие в мире под воздействием глобализации, оказывают серьезное влияние на решение вопросов национальной и международной безопасности и могут привести к трансформации организационных принципов их обеспечения. События последнего времени свидетельствуют о том, что ставка при этом все больше делается на силовые и, прежде всего, военные методы. Глобальная война США против терроризма превратила весь мир в поле боя.
Идет упорная борьба за сферы влияния, главной целью которой становится контроль над ресурсосодержащими пространствами и коммуникациями.
В условиях глобализации на международной арене сталкиваются множественные интересы не только государств, но и различных общественно-политических и религиозных сил, международных организаций, таких субъектов международно-экономических отношений, как транснациональные корпорации и мировые финансовые центры. Серьезную опасность представляют организованные в сети транснациональные преступные организации.
В этих реалиях апелляции к международно-правовым принципам и нормам, традиционно ориентированным на межгосударственные отношения, становится недостаточно. Требуется поиск новых гибких форм сотрудничества России с региональными центрами силы, влияние и политика которых определяется такими ключевыми факторами, как экономико-финансовые отношения, обеспеченность ресурсами, уровень и качество жизни, военная мощь.
В США, несмотря на их изолированное географическое положение, сосредоточено 60% мировой экономики, которая основана на американском долларе. Вместе с тем нехватка энергетических ресурсов и тенденции к значительному наращиванию их потребления побуждают США искать гарантированные источники поставок, в том числе путем использования военной силы, что способно дестабилизировать ситуацию не только на региональном уровне, но и в глобальном масштабе. Особую остроту проблеме придает и тот факт, что высокий уровень благосостояния американского населения, превышающий в 6 раз аналогичный показатель для Европы, требует для своего поддержания дополнительных ресурсов. Обеспокоенность тем, что снижение этого уровня может обострить ситуацию внутри страны, является дополнительным стимулом, побуждающим власти США к «упреждающим акциям», способным вызвать эскалацию насилия и дестабилизировать международную обстановку.
США претендуют на роль единственной сверхдержавы, стремящейся использовать нынешний период максимального взлета своей мощи для формирования международного порядка, сохраняющего их ведущее место и процветание в течение всей обозримой перспективы. Военные расходы США составляют свыше половины расходов на оборону всех стран мира, США являются единственной страной в мире, способной осуществлять глобальное военное вмешательство.
Совместные усилия в борьбе с международным терроризмом улучшили российско-американские отношения. Однако США под предлогом необходимости проведения долгосрочных антитеррористических мероприятий, по существу, ведут курс на поступательное вытеснение Российской Федерации с постсоветского пространства.
Другим центром силы, оказывающим существенное влияние на формирование политики в области национальной безопасности, является Европа, интегрирующаяся в рамках Европейского союза, который приобретает черты не только политического, социального, экономического, но и военно-политического альянса.
В Европе процессы интеграции, направленные на создание единого экономического, социального и правового пространства, формируют платформу для эффективного взаимодействия как внутри континента, так и за его пределами.
Экономическое сотрудничество с Россией, которая поставляет в Европу 70% нефти и 90% газа, во многом позволяет обеспечить гарантии социального развития стран региона и способствует укреплению системы общеевропейской безопасности.
Вместе с тем процессы европейской регионализации все больше вступают в противоречие с процессами глобализации, главным проводником которой выступают США, что в итоге создает почву для возможных политических разногласий и определенной конфронтации, особенно вследствие возрастания стремления ЕС к усилению своего влияния на постсоветском пространстве и в Северокавказском регионе.
Китай, Индия и другие государства Юго-Восточной Азии в экономическом отношении отстают от указанных выше мировых центров силы. Это объясняется нехваткой топливно-энергетических ресурсов и трудностями социального характера.
Китай в течение ближайших десятилетий станет одним из мощных центров силы, основным экономическим, политическим и военным конкурентом США и их союзников в регионе. По этой причине, набирающий политическую, экономическую и военную силу Китай, будет стремиться к тому, чтобы постоянно демонстрировать свою готовность защищать собственные национальные интересы и ограничить сферы американского доминирования, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Несмотря на нестабильность региона Юго-Восточной Азии в целом и наличие в нем существенного конфликтного потенциала, сотрудничество России с Индией, Китаем и другими государствами создает хорошие предпосылки для решения проблем международной безопасности.
Африка и Ближний Восток имеют значительные запасы сырья, но очень слабую экономическую базу, что во многом является причиной бедности большей части населения и постоянной социальной напряженности и конфликтов на этнической и религиозной почве.
С другой стороны, топливно-энергетические ресурсы стран региона, привлекают к себе внимание сильных государств, которые готовы применить вооруженные силы для установления контроля над интересующими их месторождениями.
Россия, расположенная на двух континентах, на 1/7 части суши, в географическом отношении соприкасается с другими центрами силы и вынуждена реагировать на конфликты в других регионах.
Россия является самодостаточной страной. В ее недрах сосредоточено около 16% всех минерально-сырьевых ископаемых и иных невозобновляемых природных ресурсов планеты, она имеет самые большие в мире запасы пресной воды и древесины.
Вместе с тем, несмотря на то, что в энергетическом плане Россия является самодостаточным государством, полицентризм в экономике, в том числе обусловленный влиянием иностранных инвесторов и ТНК, не позволяет добиться стабильности и обеспечить социальное благополучие и процветание всего населения.
Отсутствие достаточного демографического потенциала препятствует освоению сибирского и дальневосточного регионов, где сосредоточены основные запасы топливно-сырьевых ресурсов и создает предпосылки для заселения этого огромного пространства мигрантами из других стран, вытесняющими коренное население.
Однако, несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, Россия, в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно будет продолжать играть важную роль в мировых процессах.
В перспективе более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами должны быть ориентированы на создание условий для повышения конкурентных преимуществ национальной экономической системы России посредством интенсивного развития её реального сектора.
В целом процесс мирового развития характеризуется высокой степенью экономической и социальной поляризации, что ведет к возникновению войн и вооруженных конфликтов.
В экономическом отношении новые высокотехнологичные отрасли требуют интеллектуального потенциала и таких ресурсов, которые являются предметом монопольного владения отдельных государств, что также повышает вероятность конфликтных ситуаций.
Все большее значение в качестве мировых центров силы будут приобретать межгосударственные (наднациональные) организации и негосударственные образования.
В обозримой перспективе НАТО будет продолжать играть роль важнейшего инструмента проведения американской политики. Экспансия НАТО на Восток и увеличение военной мощи альянса в непосредственной близости от границ России объективно ведут к образованию новых разделительных линий и эрозии действующих режимов контроля над вооружениями в Европе.
Огромное превосходство, которое приходится по обычным вооруженным силам на страны, составляющие союзную с США систему, создает значительные проблемы для обеспечения безопасности других государств, в которых проживает 85% населения мира. В связи с этим у них появляется стимул к приобретению средств сдерживания против коалиции меньшинства с превосходящими экономическими, техническими и военными возможностями. Все это создает существенную угрозу международной безопасности, так как в результате может привести к нарастанию процесса распространения оружия, и, прежде всего, оружия массового уничтожения, который на более высоких стадиях эскалации может стать стихийным и выйти из-под контроля.
Несмотря на осуждение Североатлантическим альянсом международного терроризма, на Балканах имеет место его фактическая поддержка и использование в собственных целях. Очевидно, что конфликты в бывшей Югославии, относятся к числу управляемых со стороны Запада. Расчленение югославской федерации, продолжавшееся почти десять лет и завершившееся полным распадом страны на ряд мелких несамостоятельных образований, может представлять собой модель для аналогичных действий в отношении России.
В настоящее время агрессивные устремления США и их ближайших союзников сосредоточены на Среднем Востоке. Применение ими военной силы против Ирана и Сирии приведёт не только к полной дестабилизации в регионе, но и к новому мощному всплеску насилия, терроризма и жертв среди мирного населения, которыми уже длительное время сопровождается оккупация Ирака войсками коалиции.
На формирование геополитической и геостратегической обстановки на Юге и в других регионах мира будет оказывать существенное влияние так называемый «исламский фактор». Он будет проявлять себя, через укрепление позиций исламских государств, а с другой — посредством создания негосударственных объединений, в том числе, экстремистской направленности.
Международный терроризм, эксплуатирующий исламскую идеологию, представляет собой непосредственную угрозу безопасности стран – лидеров глобализации и для многих полиэтнических государств Евразии.
Распространение ядерного оружия и других видов ОМУ усугубляет угрозу международного терроризма, так как одна изцелей террористов — получение доступа к оружию массового поражения становится реально досягаемой. В силу этого международный терроризм угрожает всей системе стратегической безопасности.
Россия представляет собой уникальную региональную цивилизацию и является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями, в течение многих веков объединяющими православие и ислам в рамках единой государственности. Это создает благоприятные предпосылки для развития отношений с исламским миром и сотрудничества с исламскими странами в решении вопросов обеспечения национальной и международной безопасности.
Объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.
Укрепление позиций Российской Федерации в мировом сообществе в интересах ее национальной безопасности должно проходить по следующим направлениям:
— сохранение и расширение имеющихся у России возможностей влияния и потенциала в целях упрочения положения на мировой арене;
— выступление с инициативными предложениями мирного компромиссного решения тех конфликтных ситуаций, в которых США тяготеют к применению военной силы;
— подготовка рекомендаций по совершенствованию норм международного права в целях их адаптации к новым реалиям в интересах обеспечения международной и национальной безопасности;
— активизация участия в процессе реформирования международных организаций, включая ООН, в целях повышения их роли в современном мире;
— реализация целенаправленной стратегии, использующей статус России как великой военной державы в интересах упрочения международного мира и безопасности, что позволило бы на длительный период придать новый динамизм ее экономическому и политическому развитию.
Для укрепления позиций в мировом сообществе России необходима поддержка других субъектов международных отношений, формируемая на гибкой договорной многосторонней и двусторонней союзнической и партнерской основе. Россия, исходя из геополитических и военно-стратегических соображений, рассматривает пространство СНГ как сферу своих особых интересов, имеющих приоритетное значение в обеспечении национальной безопасности.
Российская Федерация будет и в дальнейшем активно развивать сотрудничество со всеми мировыми и региональными центрами силы и, прежде всего, с Индией, Китаем, Бразилией, Ираном.
Российская Федерация стремится к созиданию таких международных отношений, которые служили бы максимальному благу и удовлетворению законных интересов собственного народа, сопредельных наций, всего мирового сообщества. Россия становится на сторону жертв агрессии, а также нелегитимного и нравственно неоправданного политического давления извне.
В условиях нарастания процессов интернационализации, интеграции и глобализации, одной из важнейших задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является отстаивание духовной, культурной и иной самобытности народа, защита его законных интересов.
Российская Федерация будет стремиться к достижению такого мироустройства, которое формировалось бы на началах справедливости и равенства людей, исключало бы подавление их воли глобальными центрами политического, экономического и информационного влияния.