Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИДЕИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНТЕЛЛЕКТА И ЯЗЫКА ЖИВОТНЫХ статья из журнала

Март9

 

Исследования ранних бихевиористов и гештальтистов имели большое значение для развития представлений о психологических возможностях биологических видов. Если Торндайку и его коллегам удалось покончить с тенденциями антропоморфизма в науке о пове­дении животных и обосновать объективные естественнонаучные ме­тоды, то Келер со своими размышляющими шимпанзе, по выраже­нию известного психолога Л.С. Выготского, перекинул мост через бездну, разделяющую разумное и неразумное поведение, и положил начало объективному экспериментальному изучению интеллекта.

Современная наука находится на стадии настоящей революции в области познания и новой волны интереса к механизмам мышления человека и животных. Нет сомнения, что эти вопросы важны не толь­ко для различных отраслей биологии, но также для психологии, лингвистики, кибернетики и робототехники. Исследователи стали признавать, что внутренние когнитивные процессы, которые раньше считались присущими только человеку — такие, как познание и запо­минание, решение проблем, формирование понятий, выражение на­дежды, намерений, ,принятие решений — оказывают значительное воздействие на поведение животного.

Конечно, если сравнивать по степени сложности, между мышле­нием человека и животных существуют огромные различия. Мысли­тельный процесс животного может ограничиваться осознанием свя­зей между явлениями реального мира — такими, как отношения с со­родичами, жертвами или хищниками, и не содержать мыслей о самих этих мыслях. Но уже то, что проблема выявления сознательной умст­венной деятельности животных поставлена и успешно решается, го­ворит о совершенно новой стадии подхода к выявлению истоков чег ловеческог.о разума.

Перечислю несколько основных результатов, полученных в по­следние десятилетия, не приводя здесь детального библиографиче­ского обзора, так как все эти работы будут подробно описаны в со­ответствующих главах. Здесь мне бы хотелось только обозначить степень того огромного прогресса, который достигнут в понима­нии психической деятельности животных главным образом в по­следние два десятилетия и практически не отражен пока в повсед­невных представлениях, школьных учебниках и художественной литературе.

У некоторых высших позвоночных животных и у насекомых (ме­доносных пчел, муравьев и общественных ос) обнаружены способно­сти к абстрагированию, в частности оперированию пространствен­но-геометрическими признаками предметов, а также способность использовать эмпирические правила — например предсказывать тра­екторию движения объектов (Мазохин-Поршняков, 1968, 1989). Оказалось, что птицы некоторых видов (врановые, попугаи) могут оценивать количество предметов и их способности выходят далеко за рамки представлений экспериментаторов начала века (Pepperberg, 1987; Зорина, 1990). Шимпанзе способны использовать не только простейшие арифметические операции, но и такие визуальные сим­волы, как буквы и цифры (Boysenetal., 1996). Исследуя высшие фор­мы интеллектуальной деятельности животных, ученые разработали множество очень изящных методов. Например, с помошью игры, по­хожей на настольный хоккей, удалось показать, что только антропо-

иды (но не низшие обезьяны) могут представить себя в роли партне­ра и соответственно изменять свои действия (Povinellyetal., 1992).

Эти и другие открытия заставляют нас по-иному смотреть на те действия животных, которые они совершали, быть может, не толь­ко сотни лет назад, но и вообще задолго до появления человеческих цивилизаций. Шимпанзе, например, изготавливают заостренные палочки для выуживания термитов из прочных термитников, а зе­леная цапля ловит рыбу с помошью приманки: расщепляет веточку на кусочки, подносит один из них к воде, а затем хватает мелкую рыбу, привлеченную плавающей приманкой. Но только сейчас, в свете имеющихся сведений о когнитивной деятельности жизот-ных, мы обращаем внимание на то, что обезьяны могут изготовлять свои орудия вдали от термитника, да еще и передают эти палочки друг другу, т.е. как бы планируют свою будущую деятельность, а в действиях цапли пытаемся вычленять элементы «сознательного» поведения.

Характерной особенностью исследований последних десятиле­тий является взаимопроникновение этологического и психологичес­кого подходов к решению конкретных задач. Нередко это позволя­ет выйти на принципиально иной уровень понимания механизмов поведения. Для объяснения сложных форм поведения животных в естественных условиях разрабатываются специальные схемы лабо­раторных экспериментов. Такой подход позволяет объяснить явле­ния, которые оставались непонятными многие годы. Например, ставшие классическими примеры передачи «культурных традиций» у японских макак («культура мытья овощей») и у синиц (традиции открывания молочных крышек) получили более простое и эконо­мичное, чем ранее, объяснение с помощью нового полхода к иссле­дованию социального научения (sociallearning, подробно в главе Ь). Были выделены различные формы социального научения (Tomasello. 1990), наиболее сложные из которых — соревновательное научение (эмуляция) и инструктирование («учительство»). Данная форма по­ведения, основанная на социальном взаимодействии и на проявле­нии когнитивных способностей, обнаружена только у антропоидов и врановых птиц. Это связано с наличием у них так называемого ком­петентного сознания (theoryofmind), т.е. способности «судить» о восприятии и компетенции своих сородичей и до известной степени предсказывать их поведение. Исследование этой способности связа­но с фундаментальным вопросом о соотношении в социальном пове­дении животных врожденных стереотипов, закрепленных при фор­мировании эволюпионно стабильных стратегий, и гибких форм поведения, основанных на развитых когнитивных способностях (по­дробно в главе 8). Например, экспериментально показано, что если  сойки, запасающие корм в кладовых, видят, что за ними наблюдают другие члены сообщества, то они перепрятывают содержимое тайни­ков, оставшись в одиночестве. Однако так поступают только те осо­би, у которых есть собственный воровской опыт. «Наивные» птицы, которые сами ранее не воровали у других, не предпринимают мер предосторожности. У этих же птиц были выявлены случаи прямого инструктирования при передаче навыков от взрослых к молодым (Clayton, Dickinson, 1998; Midfordetal., 2000).

Более чем двадцатилетние исследования в нескольких заповедни­ках Африки выявили локальные «очаги культуры» у шимпанзе, кото­рые различаются по способам употребления орудий и некоторым яр­ко выраженным формам социального взаимодействия (Goodall, I986; McGrew,I974, 1992; Whitenetal., 1999). Однако даже основы «куль­турной приматологии», не говоря уже о более простом «традицион­ном поведении» птиц и млекопитающих, могут быть объяснены с привлечением сравнительно простых форм социального научения (подробно в главе 7).

Сочетание полевых и лабораторных исследований позволило вы­яснить, что некоторые виды птиц и млекопитающих, делающие запа­сы в кладовых, способны запомнить расположение нескольких тысяч тайников и хранить эту информацию в памяти несколько месяцев (Shettleworth, 1990). Исследования этого феномена, впервые выяв­ленного в естественных условиях, показали, что наиболее продук­тивный метод изучения обучения и памяти — это анализ с помощью методов психологии того, как животные в условиях лаборатории ре­шают проблемы, с которыми им приходится сталкиваться в приро­де. Именно в последние два десятилетия познания зоологов о при­способленности поведения к условиям среды объединяются с кон­цептуальным аппаратом и методами психологии. Это можно считать началом новых достижений на пути изучения памяти (подробно в главах 3 и 4).

Один из самых перспективных подходов к решению проблемы выявления сознательной умственной деятельности животных осно­вывается на изучении многообразия способов их общения и диапа­зона возможностей коммуникации (подробно в главе 5). Долгое время было принято считать, что сигналы, подаваемые животными, являются случайными побочными продуктами их физиологических состояний — боли, тревоги, удовольствия и т.п. В середине XX сто­летия исследователи пришли к выводу о том, что некоторые из этих сигналов несут семантическую информацию о важных для живот­ных предметах и событиях, и попытались эти сигналы расшифро­вать. Оказалось, однако, что попытки «взломать коды» приносят плоды крайне редко и в весьма специфических ситуациях, когда

очень выразительные сигналы животных соответствуют жестко де­терминированным природным ситуациям. Тем не менее, можно привести два примера чрезвычайно значительных результатов, до­стигнутых в этой области.

Первый пример — это сенсационное открытие К. фон Фришем символического языка танцев пчел. Совершая ряд специфических движений в темноте улья, пчела-разведчица «сообщает» пчелам-сборщицам информацию о направлении, отдаленности и степени привлекательности источников пищи, воды или полостей, пригод­ных для роя. Отметим, что сигналы отделены во времени и простран­стве от того момента, когда происходит общение пчел. Фон Фриш описал язык танцев пчел еще в начале 1920-х годов, получил Нобе­левскую премию после бурных полувековых дискуссий в 1973 г, но окончательно мир признал за такими скромными созданиями, как пчелы, наличие символического языка лишь в 1990-е годы, после то­го как датский ученый А. Михельсен создал пчелу-робота, передаю­щую живым пчелам в улье сигналы о том, куда лететь за нектаром.

Второй пример — это расшифровка «слов» зеленых мартышек, осуществленная американскими исследователями. Т. Струзейкер в 1960-е годы впервые выделил акустические сигналы, «обозначаю­щие» для обезьян разных хищников (орла, леопарда и змею) и вы­зывающих у них различные реакции, т.е. заставляющие спасаться совершенно разными способами. В 1980-е годы подробные иссле­дования осуществили Р. Сифард и» Д. Чини. Функциональные се­мантические сигналы, относящиеся к разным видам опасности, а также к обнаружению пищи были впоследствии описаны для не­скольких видов животных, в том числе и для домашних кур. Это позволило провести сравнительный анализ, и ограниченность «сло­варя» животных несколько разочаровала исследователей. Свою программную лекцию в Кембридже в 1998 г. Чини и Сифард назва­ли «Почему у животных нет языка?». Они отмечали скудное количе­ство семантических обозначений в естественной коммуникации ис­следованных видов, неспособность животных комбинировать сиг­налы и продуцировать новые.

Огромные изменения в наших представлениях о коммуникатив­ных и тесно связанных с ними когнитивных способностях животных произвели эксперименты, связанные с использованием языков-по­средников, т.е. искусственных языков, изобретенных (или адаптиро­ванных) людьми для общения с животными. Это направление откры­ли Алан и Беатрис Гарднеры, которые в конце 1960-х годов опублико­вали первые результаты своего диалога с первой обезьяной, обучен­ной жестовому языку глухонемых. Их последователи использовали также иные варианты общения с обезьянами: наборы пластиковых  символов, организацию диалога при помощи клавиатуры компьюте­ра. Результаты были ошеломляющими: шимпанзе (а в последующих опытах орангутаны и гориллы) оказались способными формировать новые понятия, комбинируя освоенные ими слова, сообщать о про­шлых и будущих событиях, строить синтаксически правильные про­стые предложения и даже обманывать, шутить и ругаться. Использо­вание символов-изображений оказалось полезным и в общении ис­следователей с дельфинами. А в основу диалога с попугаем был поло­жен английский язык. И. Пепперберг обучила африканского серого попугая жако использовать английские слова для того, чтобы про­сить те вещи, с которыми он хочет поиграть, отвечать на вопросы о цвете и форме предметов, говорить о том, различаются ли два пред­мета, а если это так, то различны ли они по цвету и по форме. Так «разговорить» попугая удалось при помощи остроумного методичес­кого приема: помимо двух «собеседников» — самого попугая и экспе­риментатора — в диалоге принимал участие ассистент, который играл роль второго попугая. В тех случаях, когда настоящий попугай оши­бался, его «дублер» отвечал на вопросы правильно и получал в свое распоряжение предметы, которыми тот хотел завладеть.

Нужно отметить, что полученные результаты, хотя и очень значи­тельные, касаются искусственных языков, специально изобретенных или модифицированных исследователями для общения с животны­ми. Они не дают представления о степени сложности коммуникации этих видов в природе.

Автором совместно с Б.Я. Рябко был предложен принципиально новый подход к изучению сложных форм коммуникации социаль­ных животных: не пытаться расшифровать их сигналы и не исполь­зовать язык-посредник, а «просить» их передавать информацию, за­ранее заданную в эксперименте. При этом подходе задается не толь­ко «качество» этой информации, но и ее количество, измеряемое в битах. Применение идей теории информации позволило выявить у нескольких видов муравьев систему коммуникации, не уступающую по сложности языку танцев пчел. При передаче сообщений муравьи способны проявлять чудеса интеллекта, сравнимые с достижения­ми высших позвоночных животных: они улавливают закономерно­сти и используют их для сжатия (кодирования) информации, оце­нивают число объектов и даже могут прибавлять и отнимать неболь­шие числа.

Итак, хотя не раскрыты еще тайны мозга и механизмы поведения, но из представлений исследователей явно исчезает пропасть, обозна­ченная в древности Платоном и Аристотелем и еще несколько деся­тилетий назад надежно отделявшая интеллект человека от «неразум­ного» поведения других биологических видов.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция