Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

Разрешение политических конфликтов статья из журнала

Март9

 

         Динамика политического, как и любого другого, конфликта имеет некоторые универсальные стадии (скрытое назревание противоре­чий, напряженность, эскалация и разрешение). Однако централь­ным моментом противостояния в политике всегда является борьба элит за власть.

         Борьба за власть между политическими элитами и внутри них явление, в общем-то, ординарное. В демократических условиях она имеет интегрирующую функцию, поскольку способствуют рацио­нальному урегулированию интересов отдельных общественных групп. Она приводит к упадку и даже кризису общества и государства, если ведется некомпетентными в управлении, коррумпированными группами без соблюдения «правил игры» и без какого-либо влияния общественных групп на характер этой борьбы. Когда в подобные политические конфликты вовлекаются политические партии, дру­гие политические субъекты, политические системы общества ока­зываются под угрозой распада.

         Последствия конфликтов между правящими и неправящими груп­пами и внутри них зависят от степени развития демократических институтов. В тех странах, где существует разделение власти и где парламентаризм имеет богатую традицию, где политическая культу­ра высока и где не существует острых национальных и религиозных (или конфессиональных) противоречий, эти конфликты решаются главным образом путем рационального компромисса. В них и пере­ход власти от одной политической группы к другой происходит без серьезных общественных потрясений. В странах, где подобная практика отсутствует, конфликты между различными фракциями напо­минают военные действия. Парламентские столкновения перено­сятся на «улицу». Власти прибегают к насилию. Такая форма поли­тических конфликтов чревата гражданской войной. Особая опас­ность состоит в том, что отдельные крупные партии в некоторых из этих стран имеют (или имели) свои военизированные или вооруженные отряды. Само собой разумеется, что конфликты между сторонниками этих партий и властью, перенесенные на «улицу», за ко­торыми стоят соответствующие политические элиты (или псевдо­элиты), не могут быть мирными.

         Известно, что главным легитимным средством разрешения полити­ческих конфликтов является конституция. Иногда, особенно в ус­ловиях перехода к качественно новому состоянию общества, возни­кает необходимость ее пересмотра.

         Существуют, однако, обстоятельства, которые затрудняют прове­дение конституционной реформы. Не рекомендуется, в частности, проводить ее в ходе коренной трансформации экономической сис­темы. Деловая активность с самого начала нуждается в большой пра­вовой уверенности, так что конституция должна быть принята до начала трансформации.

         Если население питает доверие к законодательным и контроль­ным органам (типа конституционного суда), а конституция была одобрена квалифицированным большинством, то отдельным груп­пам уже не удастся с легкостью уклониться от тягот, откорректиро­вав пути трансформации в свою пользу или перетащив в новую сис­тему свои старые привилегии. Порукой тому является ускоренен­ность важнейших элементов новой экономической системы в кон­ституции (при условии, что сделано это четко и исключена возмож­ность неоднозначных толкований).

         Очевидно, что для стран, проводящих преобразование экономи­ки, особое значение имеет законодательное закрепление взаимоот­ношений государства и общества, поэтому важно вконституции определить пределы государственного вмешательства в экономику. Представители так называемой экономической теории конституции, основанной на взглядах Нобелевского лауреата Дж. Бьюкенена, разработали ряд предложений в этой связи; в частности, предложено фиксировать в конституции предельную долю государства в экономике, установить границы налогообложения и государственной задолженности. Важное значение имеют также запреты на вмеша­тельство в ценообразование и на определенную практику субвенций. Наконец, может быть ограничен и объем промышленной государ­ственной собственности.

         Правда, с введением подобных запретов возникает опасность, что фиксированные в конституции цели могут оказаться недости­жимыми, конституция утратит, таким образом, связь с реальностью, а потому в конце концов и свое влияние. Чтобы избежать этого, целесообразно дополнить конституцию временно действующим «трансформационным наказом», который предусматривает осущест­вление определенных мер лишь до тех пор, пока не будет создана установленная конституцией экономическая система. Этим «нака­зом», действующим лишь на этапе реформирования, предписывает­ся принятие и проведение такой программы трансформации, кото­рая сама по себе не является предметом конституции, но, как и кон­ституция, защищена квалифицированным большинством.

         Подобная программа трансформации должна с необходимостью охватывать все элементы перехода к рыночному хозяйству, которым угрожает несовершенство политической конкуренции и которые не урегулированы конституцией. Сюда относятся прежде всего элемен­ты, связанные со значительным перераспределением доходов и иму­щества. Именно здесь особенно велика опасность создания полити­ческого неравновесия, потому что наиболее ожесточенные столк­новения, естественно, случаются в связи с распределением и пере­распределением собственности. Если положения программы транс­формации приняты квалифицированным большинством, то веро­ятность блокирования ее меньше. Благодаря этому возрастают шансы того, что политические конфликты будут проходить в рамках той экономической системы, которую стремятся построить, а не по Вопросу о выборе самой этой системы.

         Предлагаемая стратегия дает больше преимуществ с точки зрения завоевания доверия населения. Прежде всего, политики освобождаются от давления, которое могли бы оказывать на них различные группы по интересам. Поскольку политические институты с самого начала трансформации защищены конституционным по­рядком, они перестают быть «переменной», зависящей от преврат­ностей политического процесса, и становятся долгосрочным постоянным фактором.

         Конечно, не следует замалчивать того факта, что трансформа­ция, даже и защищенная статьями конституции, не снимает острых проблем. В некоторых странах конституции обладают высокой дей­ственностью, даже не будучи полностью кодифицированными. В других странах конституции остаются на бумаге и беспрестанно нарушаются. Таким образом, шансы на конституционное решение любой проблемы в разных странах весьма различны. Поскольку дей­ственность конституционных норм в значительной степени зависит от опыта, а отдельные восточноевропейские страны, а также Россия имеют некоторый опыт, то шансы такого решения существуют.

         Экономическая теория конституции предполагает, что с корен­ными политическими реформами согласны все участники процесса только в том случае, если обеспечено такое положение, когда никто не может уклониться от связанных с этим обязательств. В этом от­ношении представители данной теории требуют соблюдения прин­ципа принятия конституции квалифицированным большинством, считая такой подход практичным. Но не следует упускать из виду, что голосование по новой конституции может вызвать к жизни стра­тегический образ действий совершенно особого рода, когда не­многочисленные группы могут выдвинуть непомерные требования, угрожая в противном случае отказать в своем согласии. Если по этой причине приходится отказаться от правила единогласия, то это оз­начает, что группам придется подчиниться новым нормам против их воли. Эту проблему можно решить, например, таким образом, чтобы правило единогласия относилось только к представительным органам, члены которых, возможно, менее зависимы материально от результатов решения.

         Заметим, что и в обществах с развитой либеральной демократией конфликты между политическими элитами и внутри них часто от­личаются неразборчивостью в средствах, демагогией, прибегают к обманам и интригам, потому что политика нередко далека от морали и противоречит ей. Однако большая разница между статусом поли­тических элит в обществах с развитой либеральной демократией и в постсоциалистических обществах состоит в том, что первые на­много жестче контролируются общественностью.

         Создать серьезную основу для преодоления отчуждения и создания атмосферы доверия между представителями государства и на­селения чрезвычайно трудно даже в условиях стабильного общества. Традиция соблюдения конституции обычно играет важную роль, но проблема состоит в том, что любая конституция должна дополняться правовой системой, отвечающей конкретной ситуации и использу­ющейся активной поддержкой большинства населения.

         Обычно конституция вносит ясность в вопрос о компетенции основных политических институтов. Однако их структура не должна быть слишком сложной и обременительной для налогоплательщика. Может быть и ограничен объем собственности в руках государства.

         Опасность заключается и в том, что цели, зафиксированные в конституции, могут оказаться недостижимыми. Тогда политическое равновесие нарушается. В частности, значительное перераспреде­ление доходов и имущества, связанное с конкуренцией, может обо­стрить ситуацию. В подобных условиях политикам трудно освобо­диться от давления, которое оказывает на них различные группы по интересам.

         Главная же проблема состоит в том, что в ряде стран, особенно неразвитых в экономическом и политическом отношениях, консти­туция постоянно нарушается, что заметно ослабляет государствен­ную власть.

         Чтобы конфликты между населением и элитами, между группа­ми элит оставались в конституционных рамках, не привели к необ­ратимым для общества последствиям, необходимо выполнение не­скольких условий:

— создание серьезного базиса доверия населения к политике и политикам;

— приоритет профессиональных качеств, а не национальных при­знаков при кадровом формировании органов власти;

— создание демократических (общественных) организаций по контролю за действиями и сменяемостью власти;

— пресечение деятельности экстремистских (национальных, ре­лигиозных) организаций и движений;

— поощрение создания и совершенствования институтов граж­данского общества со свойственными ему толерантными многосторонними связями.

         Что касается конкретных способов разрешение политических кон­фликтов, то их предостаточно. Выбор зависит от субъектов кон­фликта, от его места и времени. В одних случаях для достижения согласия используется механизм референдумов и выборов, в дру­гих оно обеспечивается с помощью указов, декретов, приказов ис­полнительной власти или принятия необходимых законов (парла­мент). Формы разрешения конфликтов могут быть как силовыми (подавление, принуждение), так и ненасильственными (поиск кон­сенсуса и компромисса). Осознание этого факта должно было бы сопровождаться и пониманием того, что для многих людей история зачастую не является учительницей жизни и что новые поколения не всегда делают необходимые выводы из ее самых мрачных годов. В современных условиях акцент на мирное разрешение внут­ренних политических конфликтов в России является крайне необ­ходимым.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция