Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

Развитие историко-культурных центров в России статья из журнала

Март9

 

         Природно-историко-культурный центр с музеефицированными археологическим и этнографическим комплексами должен стать одним из самых интересных и привлекательных объектов туриз­ма. Для этого предполагаются создание традиционной экспозиции и показ реконструированных, желательно функционирующих ком­плексов.

         В археологической и этнографической деревнях наряду с реконструированными комплексами могут работать мастерские по производству самой разной продукции. Очень интересный при­мер такой организации туристской деятельности имеется в бол­гарском городе Толбухин. Созданный в нем этнографический ком­плекс поставил и успешно решает задачи сохранения, осмысления и показа архитектуры, быта и экономического прошлого города конца XIX — начала XX вв. В состав комплекса входят реставри­рованные дома, каменные водоемы, ремесленные мастерские (мед­ницкая, кузнечная, столярная, суконодельная, вязальная, ткацкая, скорняжная, резьбовая, ювелирная, переплетная, гончарная, бон­дарная, седельная, точильная, мастерские для музыкальных инст­рументов и болгарской национальной вышивки). В этих мастер­ских народные мастера по подлинным образцам и старой технике оригинальными инструментами вырабатывают произведения вы­соких художественных качеств. Посетителям предоставлена воз­можность ознакомиться с производственными процессами.        На территории комплекса действуют лавки, в которых продаются буза и кренделя, а также винный погребок, трактир, кафе и торговый ряд, где болгарские и иностранные гости могут приобрести выра­ботанные в народном стиле произведения ремесленников: обши­тые жилеты, пестрые шерстяные чулки, хлопчатобумажные выши­тые полотенца, мужские и женские меховые безрукавки, головные уборы, народные инструменты (гайды и кавалы), медницкие, юве­лирные изделия и др.

         Широко известным является археолого-этнографический исследовательский центр Памунки в США. Комплекс Памунки начал строиться в 1976 г. по инициативе вождей индейского племени памунки, остатки которого живут в резервации в бассейне одно­именной реки в штате Виргиния. Памунки представляет собой музей истории племени и одновременно его культурный центр. Индейская деревня построена по образцу поселений доколумбовой Америки, т. е. до первой встречи индейцев с английскими ко­лонистами-пионерами. В ней возрожден образ жизни, который в указанный период вели индейцы памунки. Тогда они добывали себе пропитание охотой, собирательством и огородничеством, вы­ращивая кукурузу и овощи, изготовляли керамику, но не знали металлов. Интересно отметить, что экспериментаторы, пробовав­шие вести образ жизни индейцев, обнаружили, что более всего их силы экономили орудия, которые полностью соответствовали ин­дейским оригиналам.

         Деревня располагается на небольшом участке площадью 0,4 га, к которому примыкают небольшие обрабатываемые поля, на ко­торых выращиваются традиционные сорта кукурузы, бобы, фа­соль, подсолнечник, табак, различные сорта тыкв. Все виды работ производятся только инструментами, изготовленными по старин­ным индейским образцам. Вся деревня состоит из нескольких жи­лых комплексов, каждый из которых включает жилище на одну семью и примыкающую к нему хозяйственную часть (кладовую* мастерскую, один или несколько очагов, складские ямы и площад­ки, где выполняются разнообразные сезонные или повседневные работы). В каждом доме может разместиться семья из двух-четырех человек. Внутренний интерьер дома точно воспроизводит на­стоящие индейские жилища племени памунки. В его центре располагается очаг для приготовления пищи и обогрева. Несмотря на что дома все сплошь деревянные, они хорошо держат тепло. Хотя тип индейских жилищ один, каждое из них имеет свои инди­видуальные особенности. При сооружении каждого из них исполь­зовались различные материалы и технические приемы. Посреди деревни имеются общий большой очаг и место для собраний. Здесь обжигается керамика, проводятся совместные мероприятия и праз­дники, готовятся и подаются общие блюда.

         По замыслу сотрудников, археолого-этнографический исследовательский центр Памунки не представляет собой раз и навсегда законченный комплекс. Между существующими строениями воз­водятся новые жилища с соответствующими хозяйственными комплексами, при возведении которых будут продолжаться раз­личные эксперименты. По мере появления новых домов старые ре­монтируются, перестраиваются или при необходимости перено­сятся. Таким образом деревня постоянно меняется. Соответствен­но, экскурсантов и туристов, посетивших ее вновь по прошествии некоторого времени, ждут новые знания и впечатления о жизни старинного индейского поселения.

         Создание музеефицированных комплексов происходит на па­мятниках не только древней или средневековой истории, но и бо­лее близкого к нам времени. Так, в Ридли-Крик-Стей-Парке в граф­стве Делавэр, штат Пенсильвания (США) в 1974 г. начали воссоз­дание одной из ферм европейских колонистов, которые проникли на североамериканский континент в XVIIXVIII вв.

         Отстраивая ферму, экспериментаторы тщательно изучили все возможные исторические и археологические источники. Интерес­но, что при попытках следовать за оригинальной технологией выяснилось, что некоторые приемы приходится разрабатывать заново, так как в письменных материалах и археологических па-ходках имеются многочисленные пробелы.

         Кстати, это весьма распространенное заблуждение — считать, что все подробности истории нового и новейшего времени имеются в письменных источниках. Как показывает опыт историков археологов практически всех стран, это далеко не так.

         Современный туризм характеризуется повышением интерактивности, т. е. туристы и посетители уже не удовлетворены ролью только зрителей и слушателей — пассивных потребителей. Поэто­му очень важным представляется вовлечение их в познавательно, воспитательный процесс в качестве участников.

         Для желающих может быть организовано проживание в усло­виях, скажем, бронзового века или Средневековья, не говоря уже о возможности примерить натуральный костюм, оружие разных времен и народов, а также попробовать блюда, приготовленные по рецептам, технологии и в посуде далеких  эпох. Сюда же входит организованное по желанию заказчиков участие в различных обрядах, ритуалах, исторических событиях.

         Посетители археолого-этнографической деревни смогут не толь­ко познакомиться с экспонатами-подлинниками в основной экспо­зиции и приобрести репликации оригинальных вещей — этот вид туристских услуг традиционен и используется повсеместно. Ин­новацией является знакомство с живым процессом и технологией изготовления этих вещей (очень эффектным и эмоционально за­поминающимся фактором является соблюдение всех элементов подлинности — мастера работают в костюмах и применяют инструменты соответствующих эпох). Развивая эту идею, можно пред­ложить экскурсантам попробовать себя в этом процессе. Естествен­но, речь идет о несложных и безопасных видах производств. Участ­ники одного из фестивалей по технологии древних производств (организатор проведения фестиваля — Энгельсский краеведческий музей под руководством директора СИ. Спиридоновой), стали свидетелями того, насколько большой интерес может вызвать дан­ное направление. Организованные перед краеведческим музеем г. Энгельса Саратовской области площадки, на которых мастера в присутствии зрителей вживую изготавливали наконечники стрел из камня, плели тесьму, лепили и обжигали керамические сосуды, ковали оружие, вышивали, привлекли большое количество прохо­жих, людей, не имеющих никакого отношения к проводимому ме­роприятию. Немногие из наших современников имеют представление о том, что и как изготавливалось даже нашими бабушками идедушками. Поэтому люди независимо от пола и возраста часами наблюдали за происходящим. Но надо было видеть глаза и эмоциональное состояние зрителей, когда им предложили попробовать сделать вещи самим. Взрослые мужчины, подростки и дети оспа­ривали друг у друга право принять участие в этом процессе. Одновременно мастера из числа участников фестиваля и прохожих обменивались опытом.

         В некоторых научно-туристских центрах туристов привлекают к участию в научных экспериментах. При этом выясняется очень много интересных фактов, например влияние антропологических, о половозрастных и этнических особенностей на характер производ­ства того или иного продукта.

         Такая совместная деятельность не только развлекает и обучает туристов, но и приносит ощутимую пользу науке.

         Помимо экспозиции, мастерских, киосков по продаже сувениров, печатной, рекламной и другой продукции центра, в нем обязатель­но должны быть кафе или другие пункты питания. Как показывает опыт, чем больше времени проводят экскурсанты и туристы на объектах (в музеях, комплексах, заповедниках и т. д.) и чем боль­шим количеством услуг, предоставляемых на этих объектах, они воспользуются, тем больший (духовный, моральный, материальный и финансовый) положительный эффект получат все стороны туристской деятельности (объект, субъект, участник и т. д.).

         В состав центра могут входить спортивные комплексы, игро­вые, в том числе и детские, площадки.

         Весьма желательно его расположение на берегу водоема — озе­ра, реки и т. п. В этом случае должны быть организованы пункты проката спортивного и водного инвентаря, пляж, прогулки па яхте, катере или лодке.

         Одним из новых направлений в развитии современного челове­чества является создание новых оздорови тельных психофизиологи­ческих методик. В настоящее время во многих городах создаются фитнес-центры, секции йоги, восточных гимнастик типа ушу, тайцзы и др. Организуются краткосрочные курсы по освоению методик оздоровления и омоложения. Центр может и должен иметь постоянные спортив­ные секции традиционных и новых направлений и организовывать временные курсы и семинары. Речь идет об оздоровлении системы жизнедеятельности современного человека. Представляется, что это одно из наиболее перспективных направлений в туристской деятельности может и должно войти в систему работы центра. Особо  подчеркнем, что в данном случае речь не идет о восстановлении здоровья больных людей — для этих целей существуют соответствующие санатории, лечебницы и курорты.

         Центр обязательно должен располагать гостиницей, а еще лучше гостиничным комплексом (для иногородних туристов, а также  для участников различных мероприятий). Оптимальный вариант — создание нескольких гостиничных зон, рассчитанных на разное количество и контингент гостей. Все это, несомненно, при­влечет отдыхающих и, соответственно, увеличит доходы центра. На базе центра предполагается создание бюро по организации культурного туризма, которое будет заниматься разработкой туристских маршрутов по области, региону и за его пределами с учетом в первую очередь задач пропаганды природного и истори­ко-культурного наследия. Во время пеших, автомобильных, вод­ных, конных и других экскурсий и походов, помимо познаватель­ного отдыха и развлечений, под руководством опытного инструк­тора-специалиста может решаться проблема поиска новых и контроля за сохранностью уже известных памятников природы, истории и культуры.

         Представляется, что в настоящее время этот вид активного отдыха и развлечений может стать одним из самых недорогих и доступных видов туризма и в первую очередь для российских граждан.

         В состав центра могут входить не только комплексы, располо­женные на его территории. На его базе вполне возможна органи­зация различных походов, экспедиций, экскурсий самых разных категорий сложности и продолжительности по времени. Центр может располагать собственными филиалами или заключать до­говоры с владельцами «домиков в деревне» (агротуризм), сезон­ных или круглогодичных туристских баз в отдаленных районах региона или области, в которой он расположен («домики рыбака и охотника», экологический туризм).

         Кроме маршрутов, на базе комплексных (например, геолого-палеонтолого-археологических экспедиций), в разных районах областей, могут быть организованы стационарные, полустацио­нарные или временные летние или зимние лагеря, в первую оче­редь рассчитанные на семейный, молодежный и детский виды от­дыха.

         На базе центра вполне возможна разработка программ дляприверженцев экстремального туризма.

         Обладая разнообразными ресурсами, центр имеет больше возможностей создавать оригинальные турпродукты, а также работать с разными по составу категориями населения.

         Основой развлекательного направления центра все же предпочтительнее избрать культурный туризм как один из наиболее универсальных, распространенных и перспективных видов туризма.

         Однако его необходимо сочетать со всеми другими разновидностями сферы туристской деятельности. Так становится возможным решать сразу несколько задач — образовательно-воспитатель­ную, оздоровительную, рекреационно-восстановительную, а также проблему сохранения, изучения и использования природного и историко-культурного наследия.

         Развитие развлекательного направления работы центра будет способствовать решению одной из самых актуальных в наше время социальных проблем — занятости населения. Сфера обслужи­вания неизбежно потребует создания новых рабочих мест — от сто­рожей и уборщиц до специалистов высокого уровня в деле органи­зации туристского бизнеса — менеджеров, туроператоров, турагентов, экскурсоводов, инструкторов и т. д.

Развитие историко-культурных центров в России

         Следует отметить, что на территории России в настоящее вре­мя создаются туристские центры или парки, включающие в себя несколько направлений в туристской деятельности. Имеются на­учно-исследовательские центры, включающие туристскую деятель­ность (такие как специализированный природно-ландшафтный и историко-археологический центр Аркаим в Челябинской об­ласти).

         Аркаим представляет собой один из 24 центров южноуральской «Страны городов», открытой в последние полтора десятилетия.

         Заповедник начался с экспериментальной площадки, на которой археологи пытались реконструировать древние жилища XVII в. до н э. История этой реконструкции началась с одного жилища. При­ем выполнили его инструментами, сделанными по оригинальным образцам бронзового века.

Основной целью строительства было проведение научного эксперимента: за какое количество времени семья из восьми человек может построить жилища площадью 32 кв. м, работая по 7 часов в день? А освежевать тушу животного каменным ножом? Изгото­вить наконечник стрелы?

         В результате возник своеобразный музей древних производств. Туристы, приезжающие посмотреть на грандиозное сооружение — ровесника древнеегипетских пирамид, могут также принять учас­тие в экспериментах, а при желании — и в строительстве реконст­руируемых объектов.

         В процессе реконструкции древних производств еще в начале 1990-х гг. родилась идея сохранения Аркаима как историко-куль­турного центра. В настоящее время музей-заповедник Аркаим, помимо собственно городища, включает в себя целый комплекс охранных, выведенных сегодня из хозяйственного землепользова­ния территорий, в пределах которых находятся около 400 архео­логических памятников разных эпох. В рамках исторического парка Аркаим впервые в истории России был совершен переход от «то­чечной» охраны отдельного археологического памятника к созда­нию уникальных культурных и природных территорий. Таким способом не только была существенно повышена эффективность сбережения культурного наследия, но и произошло его активное включение в экономическую и социальную жизнь региона.

         Еще одним очень интересным примером является созданный в 1996 г. на базе памятника археологии и истории федерального значения «Татарское городище» научно-образовательный и куль­турный центр (НОКЦ) Татарское городище. Создателями этого центра, расположенного на окраине г. Ставрополя, стали Ставро­польский государственный университет и Ставропольский краевед­ческий музей. Городище представляет собой реликтовый комплекс объектов культурного и природного наследия, сложившийся на про­тяжении многих веков тесного взаимодействия человека с приро­дой. Татарское городище входит составной частью в археологичес­кий и природный музей-заповедник. По мере развития ставрополь­ские специалисты выдвинули идею о преобразовании части территории заповедника в археологический палеоландшафтный парк города, в котором охранная, научно-исследовательская и музейно-экспозиционная работа сочеталась бы с культурно-развлека­тельными и просветительско-воспитательными мероприятиями.

         Интересная и важная работа по обоснованию создания историко-археологического и ландшафтного музея-заповедника Ирендык Баймакском районе Республики Башкортостан была выполнена российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева в рамках договора с Научно-производственным центром по охране и использованию памятников истории и культуры Министерства культуры Респуб­лики Башкортостан.

         Предложение о создании в этом регионе музея-запопедника было сформулировано на основе многолетней экспедиционной и анали­тической работы Центра по изучению недвижимых объектов куль­турного наследия Республики Башкортостан.

         Изучение территории специалистами Института наследия по­казало, что выделяемая территория имеет уникальные характери­стики с точки зрения сохранности и разнообразия исторического и природного наследия.

1. На рассматриваемой территории выявлено более 200 архео­логических и археолого-этнографических объектов, относящихся как к различным по хронологии видам памятников: эпохи мезоли­та, неолита, энеолита, развитой и поздней бронзы, раннего желез­ного века, раннего и позднего Средневековья и этнографического времени, так и к различным типам археологических памятников (городище типа Аркаима, курганы «с усами», курганные группы, менгиры и пр.).

2. Выбранный регион имеет очень высокую степень сохранно­сти естественных природных ландшафтов; здесь практически не­тронутыми остаются участки степных предгорий и склонов хреб­та Ирендык.

3. Район очень живописен в любое время года. Он до сих пор не подвержен интенсивному хозяйственному освоению и сохраняет как ландшафтную самобытность, так и целостность археологичес­ких и природных ландшафтных комплексов.

4. Регион также является южной оконечностью знаменитого «яшмового пояса Урала».

5. Территория Баймакского района является также местом наивысшей концентрации башкирского населения.

6. Здесь сохраняются национальные традиции, существуют реальные возможности для возрождения традиционного природопользования.

         Предложенный для музея-заповедника участок расположен к востоку от районного центра Баймак. Он представляет собой компактную территорию (примерно 20×18 км), центральным на­селенным пунктом которой является село Баишево.

         В границы проектируемого музея-заповедника включены многочисленные уникальные археологические памятники, а также часть хребта Ирендык с предгорьями. Особенностью данного археологи­ческого микрорайона является сочетание на сравнительно неболь­шой территории памятников практически всех периодов освоения человеком этого региона. Фактически здесь представлена своеоб­разная эталонная археологическая шкала Южного Урала.

         Историко-археологический и ландшафтный музей-заповедник Ирендык поставил целью своей работы реализацию следующих концептуальных положений.

1.  Главной задачей музея-заповедника является сохранение и использование в познавательных и культурных целях богатого хро­нологического и типологического собрания археологических памят­ников. Прежде всего это городище Улак I — поселение эпохи сред­ней бронзы (XIV в. до н. э.). Памятник представляет исключи­тельный интерес — такое устройство планировки представлено на памятниках круга Аркаима, но в данном случае сохранность па­мятника намного лучше, так как он не подвергался распашке и не был раскопан ранее. Интересными для показа являются группа курганов в «Долине саков» по левому берегу реки Большая Уртазымка. Редкими памятниками являются курганы «с усами», рас­положенные недалеко от села Баишево. Внимание привлекут и древние камни — менгиры.

2. На основе таких замечательных объектов возможно создание интересного археологического музея. В нем могут быть не только представлены различные археологические памятники и разные стадии археологических раскопок, но и подготовлены для широко­го показа древние мастерские каменных орудий, показаны особен­ности средневековых поселений и поселений этнографического периода, которые также здесь присутствуют.

3. В музейном комплексе особое место займет этнографический центр, создание которого возможно на базе старого села Мансурово, где существует возможность возрождения исторического традиционного хозяйства башкир. Очень интересный этнографичес­кий объект и объект производственной археологии можно также воссоздать на базе бывшего золотого прииска по реке Буриле, ко­торый существовал в начале XX в.

4 Особое внимание будет уделено системе мероприятий по со­хранению и показу природного и ландшафтного своеобразия тер­ритории музея-заповедника.

5.  Богатство и разнообразие археологических памятников по­зволяют также говорить о формировании на базе музея-заповедни­ка своеобразного научного археологического полигона. Это может быть как проведение специальных археологических практик, так и решение общеобразовательных задач. В частности, музей-запо­ведник может стать объектом обязательного посещения учащими­ся средних школ, гуманитарных вузов республики, здесь будут проходить практику студенты-историки башкирских вузов. Эта территория может стать базой привлечения специалистов-архео­логов не только из Башкортостана, но и из различных районов России и со всего мира.

6. Важной функцией музея-заповедника будет также организа­ция туристского обслуживания. В этой сфере будут решаться зада­чи формирования специализированных научных туристских про­грамм для ученых-археологов и для других специалистов, занима­ющихся исследованиями истории, культуры и природы Башкирии, и задачи организации экскурсионных поездок для взрослых и детей.

7. Музей-заповедник Ирендык может стать ключевым участ­ком своеобразного Золотого кольца Башкортостана, проходящего через Уфу, Стерлитамак, Баймак, Белорецк и соединяющего дру­гие интересные объекты па этом маршруте к востоку и западу от Уральских гор.

         Администрацию музея-заповедника было предложено размес­тить в исторической части города Баймака, создав здесь научную базу (с первичным хранилищем археологических материалов, ла­бораторией, научным архивом и библиотекой и пр.), а также историко-этнографический музейный комплекс Старый Баймак. Дан­ный комплекс в районном центре явится своеобразными воротами в музей-заповедник.

8. В перспективе возможно появление новой функции музея-заповедника — создание здесь резиденции Президента Республики Башкортостан для приема официальных и почетных гостей. Дип­ломатическая практика последних десятилетий показывает все более частое использование загородных резиденций для официальных приемов, знакомство посредством подобной резиденции с народной культурой и традициями страны.

         В работе по обоснованию создания музея-заповедника Ирендык сформулированы предложения по его границам, конкретные предложения но развитию различных видов деятельности, даны расчеты по штатному составу, по необходимым затратам и капитальным вложениям на первый период.

         Формирование первого в республике Башкортостан историко-археологического и ландшафтного музея-заповедника Ирендык в Баймакском районе позволит, по мнению разработчиков проекта, решить следующие важные задачи:

1) сохранение уникального археологического региона;

2) включение культурного и природного наследия Республики Башкортостан в систему культурного общемирового наследия;

3) создание нового научного и культурного центра в восточной части республики (включая Темясово — бывшую первую столицу республики, Баймак и Сибай), повышение социального и экономического потенциала этого региона;

4) организацию первого в истории Республики Башкортоста музея-заповедника как важного методического примера для создания системы историко-культурных территорий в других района республики.

         Создание музея-заповедника открывает новый аспект популяризации национального наследия Республики Башкортостан. Он несомненно, явится новым достойным объектом культуры народов Российской Федерации.

         В качестве еще одного примера можно привести проект создания такого Центра в черте города Саратова на базе музеефикаци памятника археологии и истории — многослойного Алексеевского городища (к сожалению, как по объективным, так и по субъективным причинам так и не воплощенных в жизнь).

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция