Психологические основы делового общения статья из журнала
Успешность делового общения во многом определяется хорошим знанием индивидуально-психологических особенностей общающихся.
С античных времен известны самые различные подходы к описанию структуры личности, предложены сотни классификаций, типологий человека. Первое систематическое описание индивидуальных особенностей поведения принадлежит ученику Платона Теофрасту, который пытался ответить на главный вопрос: «Почему греки, живущие в одних и тех же климатических условиях, воспитанные и получившие образование по одной системе, так сильно различаются между собой?» В Трактате «Характеры» он обобщил свои наблюдения и описал тридцать «характеров», выделенных на основе отрицательных качеств поведения (порочность, льстивость, хвастовство и т. д.). Любопытно замечание английского исследователя А. Робака, сделанное им две тысячи лет спустя: «Благодаря авторам античности и их прототипам с определенной долей уверенности можно утверждать, что природа людей, разделенных веками и океанами, остается той же, иначе говоря, люди характеризуются одними и теми же индивидуальными различиями, будь то древние греки или американцы двадцатого столетия» [86, 455].
Рассмотрим подробнее те психологические характеристики, которые представляют интерес с точки зрения организации рациональной и эффективной речевой коммуникации.
2.1. Типология темперамента
Одной из важнейших особенностей человека является его темперамент. Латинское слово temperamentumпереводится как «надлежащее соотношение частей».
Темперамент — это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний.
В истории учения о темпераменте выделяют три основные системы взглядов на факты, которые обусловливают проявления темперамента в поведении. Самыми ранними из них являются гуморальные (жидкостные) теории (Гиппократ, Гален и др.). Древние греки
предполагали, что определенное соотношение жидкостей организма, а их тогда было известно только четыре: кровь (отсюда — сангвиник), желчь (холерик), черная желчь (меланхолик) и слизь (флегматик), являются причиной различий в психике и поведении человека. В связи с этим выделялись четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический. Эти термины стали широко употребительными.
В начале XX в. были сделаны попытки «увязать» темперамент с особенностями строения тела человека. Так, немецкий психопатолог Э. Кречмер утверждал, что каждому типу телосложения соответствует определенный психологический склад темперамента: астеникам (хрупкое телосложение, узкие плечи, длинные конечности) свойственна замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость; пикники (невысокий рост, полнота, бочкообразная грудь) жизнерадостны, общительны, разговорчивы, легко заводят друзей; атлеты (пропорциональное крепкое телосложение, выраженная мускулатура) агрессивны, властолюбивы.
С типами телосложения темперамент связывали американские исследователи У. Шелдон, С. Стивене и др.
В 30-х гг. XX столетия академик И. П. Павлов впервые обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он однозначно связывал свойства нервной системы — комбинацию силы, уравновешенности и подвижности — с тем или иным типом темперамента. Согласно И. П. Павлову, сангвиник обладает сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы; холерик — сильным, подвижным, но неуравновешенным типом; флегматик — сильным, уравновешенным, но инертным; меланхолик — слабым типом нервной системы [86, 441].
Дальнейшие исследования отечественных ученых (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. С. Мерилин и др.) показали, что структура основных свойств нервной системы намного сложнее, а число комбинаций гораздо больше, чем это представлялось ранее. Однако названные четыре типа темперамента как наиболее обобщенные используются для изучения индивидуальных особенностей личности.
Отметим, что со временем менялись представления и о составляющих темперамента. И хотя многие свойства, относящиеся к темпераменту, были описаны еще в древности, до сих пор нет единого общепринятого списка психологических свойств того или иного темперамента. Приведем общие характеристики разных темпераментов, данные в справочной литературе по психологии:
48
Сангвиник — субъект, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции — преимущественно положительные — быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживает неудачи.
Холерик — субъект, отличающийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким сменам настроений, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.
Флегматик — субъект, который отличается низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новым обстоятельствам. У флегматика преобладает спокойное ровное настроение. Чувства и настроение обычно стабильны. При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бледность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий.
Меланхолик — субъект, который характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолика отличают высокая эмоциональная чувствительность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность.
Отметим, что «чистый тип» темперамента встречается довольно редко, однако преобладание той или иной тенденции четко проявляется в поведении человека. Например, сангвиник обычно бывает инициатором в общении. В кругу незнакомых людей он чувствует себя уверенно и непринужденно, а меланхолик, наоборот, теряется в новой обстановке, испытывает смущение среди неизвестных людей.
Следует иметь в виду, что темперамент определяет лишь динамические, а не содержательные характеристики человека. У каждого темперамента есть свои достоинства и недостатки. Среди выдающихся личностей встречаются представители всех темпераментов. Например, по данным психологов, Наполеон, Леонардо да Винчи, Дюма-отец, Герцен были сангвиниками; Петр I, Пушкин, Суворов — холериками; Гоголь, Чайковский — меланхоликами; Кутузов, Крылов — флегматиками.
2.2. Сенсорная типология
По мнению психологов, большое влияние на эффективность общения, на установление взаимопонимания оказывают сенсорные системы человека, связанные с ощущением и восприятием.
«Это правда, что все мы используем наши «сенсоры» (глаза, уши, нос, осязание и т. д.), чтобы «знать» мир вокруг нас. Но неправда, что мы делаем это так же, как кто-нибудь еще. Мы не только обрабатываем информацию своим уникальным способом, но и передаем то, что испытываем, другим людям тоже своим уникальным способом», — подчеркивают известные американские психотерапевты Стивен Хеллер и Терри Ли Стил в книге «Монстры и волшебные палочки» [92, 74].
Выделяют три типа людей в зависимости от преобладающей сферы сенсорного опыта.
Визуальный тип. Люди этого типа представляют информацию в виде ярких картин, зрительных образов. Рассказывая что-либо, жестикулируют, как бы рисуя в воздухе представляемые образы. В разговоре часто пользуются фразами: «Вот посмотрите…», «Давайте представим…», «Я ясно вижу, что…», «По-моему, это выглядит хорошо…», «Решение уже вырисовывается…», «Не могли бы вы показать это на примере…».
Во время воспоминания эти люди смотрят прямо перед собой, вверх, влево вверх, вправо вверх.
Аудиальный тип. Люди этого типа склонны использовать много слов, чтобы добиться лучшего понимания. Они любят фразы типа: «По-моему, это звучит хорошо..>, «Я слышу, что вы говорите…», «Вот послушайте…», «Начинают звонить во все колокола…», ^Неслыханное дело» и пр.
Вспоминая что-либо, эти люди как бы слышат либо свой собственный голос, либо речь другого. При этом их взор обращен вправо, влево или влево вниз.
Кинестетический тип. Эти люди хорошо запоминают ощущения, движения. Вспоминая, они как бы сначала воссоздают, повторяют движения и ощущения тела. В разговоре используют в основном такие слова и фразы: взять, схватить, ощутить, «Мне тяжело…», «Возьмем другой случай», «Тошнит от этого» и т. п.
Вспоминая свои ощущения, они смотрят вниз или вправо вниз [89].
Установлено, что 40% людей предпочитают визуальную систему для выражения своих переживаний. Другие 40% отдают предпочтение в общении кинестетической системе, а 20% — аудиальной.
Конечно, следует особо отметить, что люди используют в общении все три типа сенсорики, но обычно одна из них является доминантной, ведущей.
Чтобы определить ведущую сенсорную систему другого человека, рекомендуется обращать внимание на слова, которые использует индивид для описания своего внутреннего опыта. Для установления хорошего контакта с партнером по общению целесообразно использовать те же самые процессуальные слова, что и он.
Как показали исследования, визуальному человеку нужно время и пространство, что «создать» свои картины. Если к нему подойти очень близко и слишком быстро, он будет чувствовать напряжение. Когда же вы поймете, что ему с вами комфортно, медленно придвигайтесь к нему и как-то прикоснитесь. Кинестетик, наоборот, сочтет что вы холодны и нечувствительны, если вы сядете или встанете слишком далеко и не будете притрагиваться к нему. Поэтому, если быстро приближаться и прикасаться к визуальному человеку и встать далеко от кинестетика, можно потерять контакт и не установить взаимопонимание [92, 114].
2.3. Психогеометрическая типология
В психологии менеджмента получил распространение так называемый психогеометрический подход к типологии личности, разработанный американским психологом С. Деллингер, специалистом по социально-психологической подготовке управленческих кадров, и
описанный в книге «Психогеометрия для менеджеров» А. А. Алексеевым и Л. А. Громовой.
Психогеометрия — это система анализа типологии личности на основе наблюдения за поведением человека и предпочитаемого человеком выбора какой-либо геометрической фигуры — квадрата, треугольника, круга, прямоугольника, зигзага.
По мнению авторов названной книги, психогеометрия — уникальная практическая система анализа личности. Она позволяет очень быстро определить форму и тип личности, дать подробную характеристику личных качеств человека и особенностей его поведения, представить сценарий действий человека определенного типа в конкретных ситуациях.
Психогеометрическая диагностика не нуждается в особых психологических знаниях, она осуществляется на основе собственных наблюдений или анализа собранной информации.
В литературе дается описание основных форм личности с точки зрения психогеометрического подхода, рассматриваются признаки для экспресс-диагностики психотипа личности, анализируются основные психологические особенности поведения каждого типа. Кратко охарактеризуем психогеометрические типы личности.
«КВАДРАТ»
Общая характеристика — неутомимый труженик: выносливый, терпеливый; эрудирован в различных областях знаний; любит порядок и стабильность; хорошо владеет мыслительным анализом; логически верно просчитывает свои ходы в общении; внимателен к деталям; любит прядок и следит за тем, чтобы его никто не нарушил; живет по плану; прекрасно организует себя и других; хороший администратор; не суетлив; эмоционально сух; эффективно действует только при полной определенности и четком понимании своей функциональной роли.
Внешний вид — консервативный, опрятный, строгий, неяркий.
Рабочее место — каждая вещь на своем месте, казенный вид.
Речь — логичная, последовательная, ясная, обстоятельная, медленная, монотонная, сухая, речевые штампы, точная профессиональная терминология.
Язык тела — скованная, напряженная поза («зажатость»); рассчитанные движения, точные, скупые жесты; медленная, солидная походка; бесстрастное лицо; деланный или «нервный» смех.
Характеристики поведения — организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций; планирование, аналитичность, внимательность к деталям, ориентация на факты, цифры; пристрастие к письменной речи; аккуратность, чистоплотность, практичность, экономность; упорство, настойчивость, твердость в решениях; терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция; слабый «политик»; узкий круг друзей и знакомых.
В общении с «квадратом» следует строго соблюдать регламент, правила делового этикета, излагать материал последовательно и логично, делать выводы по каждому разделу. Доводы необходимо подкреплять цифрами и фактами, ссылками на источники. Рекомендуется сдерживать эмоции, вести себя уверенно. Покажите, что дело у вас на первом месте.
«ТРЕУГОЛЬНИК»
Общая характеристика — лидирует во всех ситуациях; способен концентрироваться на главной цели; энергичная, неудержимая, сильная личность, решителен; способен быстро анализировать ситуацию; прагматически ориентирован, умеет моментально вскрыть суть проблемы; очень уверен в своих силах; часто рискует; обладает доминирующей установкой на цели; несамокритичен; честолюбив; стремится достичь высокого положения; интриган; сильный эгоцентрик; детонатор межличностных отношений.
Внешний вид — модный, шикарный, элегантный, дорогие вещи соответствуют ситуации, ухоженный.
Рабочее место — символы статуса и успеха, порядок.
Речь — логичная, ясная, краткая, ориентированная на суть проблемы, уверенная, властная, эмоциональная, быстрая, четкая, невысокий громкий голос, остроты, жаргон.
Язык тела — ненапряженная поза; плавные, уверенные движения; широкие выразительные жесты; уверенная энергичная походка; непроницаемая маска; сжатые губы, проницательный взгляд, властное рукопожатие.
Характеристика поведения — лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу; прагматизм, способность подчинить себя достижению цели; ориентация на суть проблемы; уверенность в себе, решительность, импульсивность, склонность к риску, энергичность, смелость; работоспособность, нетерпеливость; великолепный политик; остроумие; широкий круг общения, узкий круг друзей.
В общении с «треугольником» целесообразно демонстрировать уверенность в себе. Не следует смущаться от его пристального взгля-
да. В речи сразу сформулируйте проблему, выделите главные вопросы, опустите второстепенное, детали. Будьте лаконичны. Приготовьтесь к тому, что вас будут нетерпеливо перебивать, задавать вопросы, не дослушав до конца. Постарайтесь предусмотреть возможные вопросы, продумайте ответы, цифры заучите. Держитесь как человек с солидными связями, обеспечивающими надежность положения.
«ПРЯМОУГОЛЬНИК»
Общая характеристика — неудовлетворен своим образом жизни; тяжело переживает изменения своего статуса; может впасть в состояние замешательства; не определен в отношении себя; внутренне возбужден; непоследователен и непредсказуем; имеет низкую самооценку; тяготеет к общению для получения поддержки; часто становится объектом манипуляций. Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Это «временная» форма личности.
Внешний вид — меняющийся, неопрятный, не соответствующий ситуации.
Рабочее место — беспорядок.
Речь — неуверенная, неясная, сбивчивая, эмоциональная, с «паузами нерешительности», скороговорками; колебания громкости и высоты голоса; высокий, срывающийся голос, междометия, «слова паразиты», путаные вопросы.
Язык тела — неуклюжие, резкие, отрывистые движения; неуверенные, незаконченные жесты; неуверенная меняющаяся походка; бегающий взгляд, хихиканье, краска смущения, стыда.
Характеристика поведения — изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность; любознательность, позитивная установка на все новое; смелость (до безрассудства); низкая самооценка; неуверенность в себе; доверчивость; импульсивность; нервозность; быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, непунктуальность; имитация поведения других людей («примеривание ролей»).
В общении с «прямоугольником» держитесь просто, но демонстрируйте уважение, можно начать со сдержанного комплимента, говорите в доверительном тоне, просите войти в положение, терпелит во выслушивайте, настаивайте мягко, не показывая в чем-либо свое превосходство, можно жаловаться на жизнь.
«КРУГ»
Общая характеристика — стремится к гармонии личностных отношений; доброжелателен; хороший коммуникатор; обладает способ-ностью сопереживать; умеет «читать» состояния людей по их действиям; очень популярен у коллег; старается угодить всем; больше интересуется контактами с людьми, чем делом; стремится не принимать непопулярные решения; избегает конфликтов; часто нерешителен; предпочитает демократический стиль руководства; ориентируется на субъективные факторы при анализе проблем; прирожденный психолог.
Внешний вид — неофициальный (часто без галстука), небрежный, моложавый (мужчина); неизысканная, женственная, полная (женщина).
Рабочее место — уютная, домашняя обстановка.
Речь — непоследовательная, отклоняющаяся от главной темы; эмоциональная, успокаивающая, плавная, скорее медленная; сочный, густой, скорее низкий голос; восторженные оценки; комплименты; «мы» предпочтительнее «я».
Язык тела — расслабленная поза; свободные плавные движения; доброжелательная улыбка; частые кивки головой в знак поддержки; «зеркальное» поведение; минимальная социальная дистанция; жизнерадостная походка, легко подстраивающаяся под походку другого; подчеркнуто доброжелательные приветствия.
Характеристика поведения — высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция; спокойствие; уступчивость, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, слабый политик, болтливость, способность уговаривать, убеждать других; сентиментальность, тяга к прошлому; склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня; широкий круг друзей и знакомых.
В общении с «кругом» держитесь естественно. Оптимальной формой обсуждения проблем является доверительная, непринужденная беседа. Желательно ссылаться на свой собственный опыт, задавать вопросы личного характера, отмечать его человеческие достоинства.
«ЗИГЗАГ»
Общая характеристика — не заинтересован в консенсусе; любит заострять конфликт идей; остроумен; язвителен; хорошо чувствует социодинамику в группах, которыми управляет; тяготеет к разнообразию во всех сферах жизни; стремится к независимости; прекрасный генератор идей; эмоционально возбудим; мастер самопрезентации; несдержан, экспрессивен, эксцентричен в действиях и отношениях; не умеет довести начатое дело до конца.
Внешний вид — растрепанный, неряшливый, небрежный, демонстративный, экстравагантный, иногда супермодный.
Рабочее место — беспорядок, запущенность, театрально-демонстративное оформление.
Речь — непоследовательная, ассоциативная, яркая, образная, эмоциональная, зажигательная, быстрая; богатые голосовые вариации, восторженные оценки; богатая лексика, жаргон, остроты.
Язык тела ~ ненапряженные, быстроменяющиеся позы; быстрые плавные движения, оживленная жестикуляция, стремительная походка, «живая мимика», «всевидящий взгляд», манерность.
Характеристика поведения — жажда изменений; жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями; мечтательность, устремленность в будущее; позитивная установка ко всему новому; восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения; стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, душа компании, остроумие, безалаберность; узкий круг друзей.
В общении с «зигзагом» рекомендуется говорить быстро, кратко и по существу. Речь не должна быть шаблонной. Устанавливать и поддерживать контакт с ним помогают доброжелательность и чувство юмора. Не можете сами острить, покажите, что понимаете и
цените его юмор.
Предложенные описания разных психогеометрических типов позволяют оперативно определить характер партнера по общению, сориентироваться в выборе эффективного коммуникативного стиля и конкретных поведенческих приемов.
Необходимо учитывать, что в реальной действительности чаще всего встречаются смешанные типы людей. Поэтому важно уметь выделить доминирующие признаки личности и с учетом их строить процесс коммуникации.
2.4. Психологические типы по Юнгу
Большой интерес для нас представляет психологическая типология личности, предложенная известным швейцарским психоаналитиком, психиатром и культурологом К. Юнгом (1875—1961).
Его классификация психологических типов выглядит следующим образом:
56
1. Экстравертный тип
— экстравертный мыслительный тип
— экстравертный чувствующий тип
— экстравертный ощущающий тип
— экстравертиый интуитивный тип
2. Интровертный тип
— интровертный мыслительный тип
— интровертный чувствующий тип
— интровертный ощущающий тип
— интровертный интуитивный тип
В основе юнговской типологии лежит выделение преобладающей направленности личности на внешний (экстраверсия) и внутренний (интроверсия) мир, а также доминирующей психической функции (мышление, чувство, ощущение, интуиция). «Функциональной сущностью ощущения, — отмечает К. Юнг, — является установить, что нечто существует, мышление говорит нам, что означает это нечто, чувство — какова его ценность, а интуиция предполагает, откуда оно появилось и куда следует» [100, 657—658].
Разделяя людей в зависимости от общей установки на экстравертов («обращенных вовне») и интровертов («обращенных внутрь», в себя), К. Юнг подчеркивает, что речь идет о «фундаментальной противоположности», обнаруживающейся всегда, когда мы имеем дело с личностью: «Наблюдая за течением человеческой жизни, мы замечаем, что судьба одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его собственным субъектом. И так как мы все, в известной степени, отклоняемся в ту или иную сторону, то мы естественным образом всегда склонны понимать все в смысле своего собственного типа [100, 29].
Вот как К. Юнг описывает эти два типа людей в статье «Психологическая типология»:
Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему объекту, отзывчивостью и готовностью воспринимать внешние события, желанием влиять и оказываться под влиянием событий, потребностью вступать в взаимодействие с внешним миром, способностью выносить суматоху и шум любого рода, а в действительности, находить в этом удовольствие, способностью удерживать постоянное внимание к окружающему миру, заводить много друзей и знакомых без особого, впрочем, разбора, и, в конечном итоге, присутствием ощу-
щения огромной важности быть рядом с кем-то избранным, а следовательно, сильной склонностью демонстрировать самого себя. Соответственно, жизненная философия экстраверта и его этика несут в себе, как правило, высоко коллективистскую природу (начало) с сильной склонностью к альтруизму. Его совесть в значительной степени зависит от общественного мнения. Моральные опасения появляются, главным образом, тогда, когда «другие люди знают». <…> Избегается все, от чего может потускнеть парад оптимизма и позитивизма. О чем бы он ни думал, чего ни делал или не намеревался сделать, подается убедительно и тепло <…>
Интроверсия, с другой стороны, направленная не на объект, а на субъект и не ориентированная объектом, поддается наблюдению не так легко. Интроверт не так доступен, он как бы находится в постоянном отступлении перед объектом, пасует перед ним. Он держится в отдалении от внешних событий, не вступая во взаимосвязь с ними, и проявляет отчетливое негативное отношение к обществу, как только оказывается среди изрядного количества людей. В больших компаниях он чувствует себя одиноким и потерянным. <…> Его нельзя отнести к разряду общительного человека. <…> Такой человек имеет обыкновение выглядеть неловким, неуклюжим, зачастую нарочито сдержанным, <…> Он легко делается недоверчивым, своевольным, часто страдает от неполноценности своих чувств и по этой причине является также завистливым. <…> В его картине мира мало розовых красок, поскольку он сверхкритичен и в любом супе обнаруживает волос. В обычных условиях он пессимистичен и обеспокоен. <…> Его собственный мир — безопасная гавань, заботливо опекаемый и огороженный сад, закрытый для публики и спрятанный от любопытных глаз. Лучшим является своя собственная компания. В своем мире он чувствует себя как дома, и любые изменения в нем производит только сам. <…> Толпа, большинство взглядов и мнений, общественная молва, общий энтузиазм никогда не убедят его ни в чем, а скорее заставят укрыться еще глубже в своей скорлупе [100, 652-655].
В своих работах К. Юнг обращает внимание на то, что ни один человек не является только экстравертом или только интровертом, а сочетает в себе обе возможные установки. Как он пишет, «у интроверта где-то на заднем плане в неразвитом состоянии дремлет экстраверсия, тогда как у экстраверта подобное теневое существование ведет интроверсия» [100, 93].
Теория К. Юнга приобрела большую популярность. Его критерий интервертированности — экстравертированности был положен в ос-нову многих моделей структуры личности, созданных учениками различных направлений (например, Г. Айзенк, А. А. Зворыкин и др.).
Широкую известность получил разработанный на базе юнговских идей «Индикатор типов Майерс—Бриггс», предназначенный для выявления индивидуальных предпочтений с целью более конструктивного использования различий между людьми. Он переведен на японский, испанский, французский, немецкий и другие языки. Психологами составлены разнообразные тесты для определения психологических особенностей личности с учетом их основных установок.
Появились многочисленные пособия практического характера, помогающие деловым людям лучше узнать себя и своих партнеров, правильнее ориентироваться в процессе общения.
Одним из них является книга О. Крегера и Дж. М. Тьюсон «Типы людей и бизнес». Авторы описывают методику, которая позволяет каждому человеку определить собственный психологический тип. По их мнению, он представляет собой комбинацию четырех пар альтернативных предпочтений, получивших условные обозначения:
Экстраверт (Е) Интроверт (I)
Сенсорный (S) — Интуитивный (N)
Мыслительный (Т) — Чувствующий (F)
Решающий (J) — Воспринимающий (Р)
В книге подробно рассматриваются особенности поведения людей конкретного типа, их слабые и сильные стороны, даются практические рекомендации, как достичь гармонии и добиться успеха в разных сферах жизни и трудовой деятельности.
Приведем несколько советов авторов, как научиться понимать противоположный психологический тип:
Для Экстравертов (Е)
Вы можете всех заговорить, у вас слова «срываются с языка». Попробуйте сосчитать до 10 и помолчать. Лучше пусть кто-либо другой выскажет ваши мысли. Если некому это сделать — ничего страшного. Слушайте, слушайте, слушайте. Даже попробуйте повторять, что было сказано, прежде чем добавить собственное суждение.
Для Интровертов (I)
Вам свойственно созерцать, размышлять в одиночестве и держать свои мысли про себя. Старайтесь приучить себя быстро отвечать, не раздумывая, насколько ваши ответы уместны и значительны. Не бой-
тесь быть многословным. Повторяйте себе: «Не бояться быть многословным! Повтори это снова, Сэм!»
Для Сенсорных (S)
Вам свойственно крепко стоять на земле и смотреть в корень дела, которое вы выполняете. Отступите от правила и дайте поработать фантазии. Придумайте 10 приятных перспектив на завтра или следующую неделю.
Для Интуитивистов (N)
Вы любите наслаждаться вдохновляющими планами на будущее. Попробуйте пережить за 5 или 10 минут столько сенсорных ощущений, сколько их вам выпадет. Прикасайтесь к чему-либо, смотрите, нюхайте, пробуйте, слушайте мир вокруг, не пытаясь доискиваться до смысла. Испытайте все ощущения этого момента.
Для Мыслительных (Т)
Вы любите быть объективным. Прежде чем принять решение, думайте, что об этом скажут другие. Пользуйтесь их словами и спрашивайте себя: «Как я отношусь к тому, что происходит?».
Для Чувствующих (F)
Вы хотите, чтобы все вокруг были в согласии и гармонии. Когда происходит взрыв несогласия, не пытайтесь защищать ту или другую сторону. Не пугайтесь, если голоса будут повышены. Повторяйте себе: «Это только обмен идеями. В этом нет ничего личного».
Для Решающих (J)
Вы любите организованность и порядок. Позволяйте иногда происходить внезапным вещам. По крайней мере один раз в день постарайтесь не обращать внимание на беспокоящее вас обстоятельство. Постарайтесь допустить, что об этом не стоит волноваться. Спросите себя: «Разве это имеет какое-либо значение?».
Для Воспринимающих (Р)
Вам свойственна тенденция «таскать каштаны из огня» и гнаться за бесконечными вариантами и дилеммами. Попытайтесь решить по крайней мере один вопрос раньше намеченного срока, обещайте себе, что не будете отвлекаться, пока не добьетесь результата [42,420—431].
О. Крегер и Дж. М. Тьюсон подчеркивают, что, согласно теории типологии, предпочтения обнаруживаются в каждом из нас довольно рано и сохраняются на всю жизнь, становясь со временем устойчивей. Чтобы ярче продемонстрировать эту мысль, они прибегают к сравнению типа личности и его развития с домом: «Ваш тип подобен фундаменту: он не претерпевает радикальных изменений в течение жизни. Остальную часть дома можно сравнить с вашим поведением, внешними проявлениями вашего типа. С течением времени дом подвергается многим изменениям: добавляется комната, еще один слой краски, благоустраивается территория, обновляется интерьер и т. д. Спустя двадцать лет дом значительно отличается от своего первоначального варианта, фундамент же остается неизменным. С годами мы сильно меняемся и даже можем удивить этим друга, с которым не виделись много лет. Но подобно фундаменту дома, наша индивидуальность остается почти такой же, а изменения в большей степени являются поведенческими».
Нами охарактеризованы различные модели структуры личности и ее взаимодействия с окружающей средой (психотипы). Они строятся на разных базовых основаниях (темперамент, сенсорика, преобладающая направленность личности на внешний и внутренний мир и др.) и отражают чрезвычайную сложность психологии человека, многообразие его индивидуальных свойств.
Приведенные классификации, бесспорно, помогут деловому человеку расширить свои представления о психологических особенностях индивида, что позволит более осознанно и конструктивно подходить к решению стратегических и тактических задач общения.
Однако следует иметь в виду, что определить тот или иной психологический тип не так просто. А если учесть, что ни один из описанных типов, так уже неоднократно отмечалось, в «чистом виде» фактически не встречается, то задача становится еще более сложной. Нужны специальные методики, технологические инструкции, тесты для выявления того или иного психотипа.
В реальной жизни люди строят свои взаимоотношения с другими людьми чаще всего интуитивно, на основе собственного опыта, нередко методом проб и ошибок. В деловом общении, как показывает практика, этого порой недостаточно. Неумение распознать индивидуально-психологический тип партнера может привести к серьезным просчетам и неудачам, помешать в организации продуктивного процесса коммуникации. Поэтому при подготовке к ответственным переговорам, важным встречам и т. п. рекомендуется консультироваться у специалистов-психологов, а еще лучше, если есть такая возможность, иметь в своей организации штатного психолога.
2.5. Психологические принципы оказания влияния на человека
В процессе делового общения используются самые различные приемы, помогающие убедить партнера в чем-либо, добиться его согласия на что-то, побудить к определенным действиям. Все многообразие этих тактик опирается на фундаментальные психологические принципы, лежащие в основе человеческого поведения. Описанию этих принципов посвящен серьезный труд «Психология влияния» крупного специалиста в области экспериментальной и социальной психологии Р. Чалдини. «Самая информативная и увлекательная работа, когда-либо написанная о влиянии людей друг на друга»-, — так характеризует эту книгу Д. Майерс, автор знаменитой «Социальной психологии». Кратко охарактеризуем эти принципы.
Принцип контраста. Суть его заключается в том, что если второй предмет явно отличается от первого, мы будем склонны преувеличивать их различие. Этот принцип практически применим ко всем видам восприятия.
Значительное преимущество данного принципа состоит в том, что его применение практически не поддается обнаружению. Поэтому им довольно охотно пользуются продавцы различных товаров (предлагают покупателю сначала очень дорогие товары, а затем те, которые реально планируют продать; сначала крупные вещи, например, костюм, пальто, а затем аксессуары к ним), агенты по недвижимости (показ потенциальных покупок начинают с пары неподходящих домов с явно завышенной ценой), автомобильные дилеры (они вначале договариваются относительно цены на новую машину, и только после этого предлагают на выбор предметы, которые могут быть добавлены), страховые агенты (предлагают разные виды страхования, начиная с самых дорогих) и др.
Принцип взаимного обмена. Люди обычно стараются отплатить каким-то образом за то, что предоставил им другой человек. Если они этого не делают, то могут вызвать общественное неодобрение, навлечь на себя социальные санкции, например, ярлыки негативного характера — неблагодарный, жадный, прижимистый и др.), поэтому многие стараются избежать ситуации, в которой их могли бы посчитать неблагодарными. Этим и пользуются так называемые «профессионалы уступчивости», излюбленная тактика которых заключается в том, чтобы дать человеку что-нибудь перед тем, как попросить его об ответной услуге.
Это правило является универсальным, его влияние часто превосходит влияние других факторов, которые обычно определяют уступчивость (например, чувство симпатии).
Люди, которые нам не нравятся, — непривлекательные или навязчивые торговцы, знакомые с тяжелым характером, представители странных или непопулярных организаций — могут вынудить нас делать то, что им хочется, просто оказав нам небольшую любезность до того, как они обратятся со своими просьбами, притязаниями.
Широкое применение правило взаимного обмена находит в самых различных сферах жизни общества, в том числе и в торговой области. Примером может служить предоставление бесплатных образцов продукции. Опытные презентаторы предлагают потенциальным покупателям попробовать продукт, примерить товар, попользоваться им какое-то время, вручают им в качестве подарка пробные варианты и т. п. В результате многие люди чувствуют себя обязанными что-то приобрести.
Правило взаимного обмена действует и тогда, когда нам оказывают непрошеную услугу. На этом основана методика сбора пожертвований многих благотворительных организаций. Присылается поздравительная открытка, преподносится небольшой сувенир, а затем следует просьба сделать соответствующий взнос на те или иные цели.
Правило взаимного обмена может спровоцировать и неравноценный обмен. Чтобы не чувствовать себя обязанным кому-либо, человек идет на более серьезную услугу, чем та, которую оказали ему.
Принуждение к обмену взаимными уступками лежит в основе простой методики получения согласия «отказ — затем — отступление». Она также имеет название «как открыть дверь, которую захлопнули перед твоим носом». Эта методика сводится к тому, что выдвигающий требование сначала сильно завышает его, понимая, что оно в обязательном порядке будет отвергнуто, затем отступает от него к своему реальному требованию, которое чаще всего и выполняется, так как выглядит уступкой. Этой методикой довольно часто пользуются торговцы на базарах, рынках, супермаркетах и т. д.
Принцип социального доказательства. Согласно этому принципу, люди, определяя для себя, как действовать в данной ситуации, ориентируются на поведение других людей в подобных обстоятельствах. Поэтому, чтобы добиться согласия человека, побудить его к выполнению требований, применяют принцип социального доказательства — сообщают ему, что многие известные люди (конкретно называется, кто) уже согласились с выдвинутым требованием, будут принимать участие в чем-либо и т. д. Известно, рекламные агенты любят повторять, что тот или иной продукт очень быстро раскупается. При проведении выборной кампании обязательно называются влиятельные лица, поддерживающие выдвинутую кандидатуру. Во время благотворительных акций непременно перечисляются люди, которые уже сделали крупные вклады. На презентациях стараются подчеркнуть, кто постоянно пользуется услугами данной фирмы, демонстрируемыми товарами и т. д.
По мнению специалистов, 95% людей являются по своей природе имитаторами и только 5% — инициаторами, поэтому действия других людей убеждают гораздо больше, чем выдвигаемые аргументы.
Принцип социального доказательства является наиболее действенным при наличии двух факторов. Одним из них считается неуверенность. Когда люди сомневаются в чем-то, когда ситуация пред-ставляется им непонятной и неопределенной, они склонны обращать внимание на поведение других людей и считать его правильным. Интересным в связи с этим представляется объяснение исследователями причин возникновения апатии у стороннего наблюдателя несчастного случая. По их мнению, наблюдатели, если их несколько, не помогают скорее потому, что они не уверены в необходимости оказания помощи, а не потому, что черствы по своей природе. Люди не помогают потому, что не знают, действительно ли имеет место чрезвычайная ситуация и должны ли именно они предпринять какие-то действия. А вот когда люди чувствуют ответственность за происходящее, они очень отзывчивы.
В книге «Психология влияния» автор описывает случай из своей жизни: «Я попал в довольно серьезную автомобильную аварию. И я, и другой водитель получили тяжелые повреждения: он потерял сознание и тяжело осел на руль своей машины. Я же, весь окровавленный, сумел, пошатываясь, вылезти наружу. Несчастный случай произошел на перекрестке дорог, на виду нескольких человек, остановивших свои машины у светофора. Когда я опустился на колени у дверцы моего автомобиля, пытаясь прийти в себя, светофор переключился. Машины тронулись с места; водители глазели на меня, но не останавливались.
Я, помнится, подумал: «О да, это происходит именно так, как показывают исследования. Они все проезжают мимо!» К счастью, будучи социальным психологом, я знал о результатах исследований, в ходе которых изучалось поведение сторонних наблюдателей. Думаю, только поэтому мне в голову пришла правильная мысль. Я понял, что надо делать. Вытянувшись так, чтобы меня лучше было видно, я указал рукой на водителя одной из машин и поручил ему: «Вызовите полицию». Второму и третьему водителям, также указывая прямо на них, я сказал: «Подъезжайте к краю дороги, нам нужна помощь». Реакция этих людей была мгновенной. Они немедленно позвонили в полицию и «скорую помощь», они своими носовыми платками стерли кровь с моего лица, они подложили мне под голову пиджак, они вызвались дать показания в полиции, а один из них даже предложил поехать со мной в больницу.
Помощь была оказана мне быстро и заботливо. Кроме того, она оказалась «заразительной». После того, как водители, ехавшие в другом направлении, увидели остановившиеся из-за меня машины, они также остановились и начали заботиться о другой жертве несчастного случая. Теперь принцип социального доказательства работал на
нас. Важнее всего было заставить шар катиться в нужном направлении. Как только реакция началась, я расслабился и позволил искренне озабоченным свидетелям происшествия и естественному движущему моменту социального доказательства доделать остальное».
Второй фактор, при наличии которого принцип социального доказательства оказывает наибольшее влияние, это сходство. Люди склонны следовать примеру похожих на них индивидов.
Интересный эксперимент провели психологи из Колумбийского университета. «Исследователи разложили на земле в разных местах Манхэттена бумажники, чтобы понаблюдать за поведением тех, кто их найдет. Во всех бумажниках было по два доллара наличными, чек на 26 долларов и сведения о «владельце» бумажника. Кроме того, в каждый бумажник было вложено письмо, из которого становилось ясно, что бумажник терялся не один раз, а дважды. Письмо было написано владельцу бумажника человеком, который якобы нашел его раньше и собирался вернуть хозяину. Нашедший отмечал в своем письме, что он рад помочь и что ему приятно оказать услугу. Для любого, кто бы нашел бумажник, было бы очевидно, что этот действующий из лучших побуждений индивид сам потерял бумажник по дороге к почтовому ящику — бумажник был завернут в конверт с адресом владельца. Исследователи хотели узнать, сколько человек, нашедших такой бумажник, последуют примеру первого нашедшего и отправят нетронутый бумажник по почте его владельцу. Однако прежде чем разбросать бумажники, исследователи изменили одну деталь в половине писем.
Некоторые письма были написаны как будто бы средним американцем на стандартном английском языке, в то время как другие письма были написаны на ломаном английском языке, выдававшем прибывшего иностранца. Другими словами, человек, который первым нашел бумажник и попытался его вернуть, характеризовался данным письмом либо как похожий на большинство американцев, либо как непохожий.
Интересно было узнать, изменит ли планы людей, которые нашли бумажник и письмо, фактор сходства. Ответ был ясным: только 33% бумажников были возвращены, когда первый нашедший показался людям непохожим на их, и по меньшей мере 70% бумажников были возвращены, когда его сочли «своим» [95, 133—134].
Безусловно, при принятии важных решений люди не должны ориентироваться на действия «похожих других», следует опасаться влияния неадекватных социальных доказательств.
Принцип благорасположения. Люди охотнее соглашаются выполнить требование тех, кто им знаком и кто им нравится. Многочисленные исследования позволили выделить основные факторы, влияющие на отношение окружающих к индивиду. Это прежде всего физическая привлекательность. Эксперименты показали, что мы автоматически приписываем индивидам, имеющим приятную внешность, такие положительные качества, как талант, доброта, честность, ум. Внешне привлекательные люди кажутся более убедительными, и им требуется затрачивать меньше сил для того, чтобы изменить мнение других людей и получить желаемый результат. Поэтому на работу в модные магазины, кафе, рестораны стараются брать симпатичных молодых людей, торговых агентов учат хорошо одеваться и правильно себя вести, проведение презентаций нередко предлагают провести людям с привлекательной внешностью и т. д.
Чтобы добиться расположения, той или иной уступки, используют и такой фактор, как сходство (сходство происхождения, стилей жизни, мнений, взглядов, убеждений, личностных качеств и т. п.). Исследования подтверждают, что нам нравятся люди, похожие на нас. Поэтому искушенные коммуникаторы обязательно намекают на какое-либо сходство с собеседником (учились в одной школе, увлекаются тем же видом спорта, посетили одинаковые зарубежные страны и др.). Известно, что на специальных курсах торговых агентов учат «зеркально отражать» позу клиента, его настроение и стиль речи, так как это дает позитивные результаты.
Ученые отмечают, что наше благорасположение довольно часто вызывают люди, расточающие нам похвалы. Мы любим комплименты и поддаемся их влиянию. Этим пользуются и те, кто желает чего-либо добиться от нас.
На расположение людей друг к другу могут оказывать влияние и ассоциации с чем-то плохим или хорошим. В Древней Персии был такой обычай. Если гонец прибывал во дворец с известием о победе, его встречали как героя и обращались с ним по-царски: щедро кормили, поили, всячески ублажали. Но если посланец прибывал с недоброй вестью о поражении, с ним не церемонились: без всяких рассуждений несчастного казнили. «Природа плохой новости заражает того, кто ее сообщает», — писал в свое время Шекспир. Нередко мы начинаем испытывать недобрые чувства к человеку, сообщившему нам неприятную информацию. И наоборот, положительные ассоциации помогают расположить людей к себе и побудить их пойти на уступки. Неслучайно, рекламодатели любым способом стараются
связать демонстрацию товаров, продуктов, услуг с именами знаменитостей. Во время избирательных кампаний политики окружают себя популярными деятелями: крупными учеными, известными писателями, замечательными актерами и др.
Исследователи пришли к выводу: «Мы обращаемся к принципу ассоциации в основном тогда, когда нашему социальному имиджу наносится урон, мы испытываем повышенное желание восстановить свой авторитет посредством демонстрации своих связей с преуспевающими членами общества. В то же самое время мы стремимся скрыть свои связи с людьми, потерпевшими неудачу» [95, 185].
Интерес вызывает еще один аспект, связанный с правилом ассоциации. В 1930-х гг. известный психолог Грегори Разран, опираясь на идеи выдающегося физиолога Ивана Павлова, разработал так называемую ланчевую методику. Он обнаружил, что во время еды у испытуемых улучшалось отношение к собеседникам и к тому, что они говорили. Эта методика нашла широкое применение в деловой жизни. Поэтому во время проведения различных мероприятий, на которых должны приниматься важные решения, организаторы обязательно предусматривают роскошный завтрак, изысканный обед, ланч на природе, товарищеский ужин, фуршет и т. п. Местом деловых встреч нередко являются кафе, рестораны, загородные дачи, уютные столики в парках и скверах, бани и др. Используя благодушное настроение во время еды, деловые партнеры быстрее приходят к согласию в решении своих вопросов, легче идут на уступки друг другу, но иногда становятся жертвами «профессионалов уступчивости». И об этом не следует забывать.
Можно ли вообще уменьшить влияние принципа благорасположения на принятие решений? Психологи рекомендуют поступать следующим образом. Если требующий что-либо нам очень нравится, мы должны мысленно отделить этого человека от его предложений и принять решение, основанное только на достоинствах самого предложения.
Принцип авторитета. Как показали многочисленные эксперименты, проведенные психологами, в людях глубоко укоренилось сознание необходимости повиновения авторитетам. Такое поведение по сложившейся традиции считается правильным и часто представляется людям рациональным способом решения проблем. Действительно, следуя указаниям авторитетных лиц, мы получаем реальные практические преимущества — позволяем себе быть автоматически послушными и механически, не задумываясь, выполнять требования авторитета (начальника, шефа, руководителя, родителей, старшего товарища, признанного знатока, ученого и т. п.).
Во многих ситуациях и не имеет смысла сопротивляться мнению авторитетного лица, особенно если он на самом деле является специалистом в какой-либо области. Опасность же такого поведения состоит в том, что в большинстве случаев люди не способны критически оценивать распоряжения признанных авторитетов, не подвергают сомнению явно ошибочные приказы, начинают слепо выполнять то, что от них требуют (например, медицинская сестра строго выполняет предписания врача, допустившего ошибку при написании рецепта и пр.).
Довольно часто люди реагируют не на авторитет как таковой, а на его символы, которыми считаются титулы, одежда, личные вещи, марка автомобиля и т. п. Окружающие, как правило, с большим почтением относятся к лицам, обладающим каким-либо символом авторитета, хотя и не имеющим никаких преимуществ. В пяти классах австралийского колледжа проводили такой эксперимент. Некоего человека представили как гостя из Англии, работающего в Кембриджском университете. Но его статус в каждом классе был представлен по-разному. В одном классе его назвали студентом, в другом классе — лаборантом, в третьем классе лектором, в четвертом классе — старшим лектором и, наконец, в пятом классе — профессором. После того, как человек покидал учебную аудиторию, учащихся просили оценить его рост. Было выяснено, что при каждом повышении статуса «английский гость» вырастал в глазах студентов в среднем на полдюйма, так что в качестве «профессора» он выглядел на два с половиной дюйма выше, чем в качестве «студента» [95, 203].
К сожалению, мы порой механически сопротивляемся идеям индивидов, чей статус не предполагает наличие авторитета. Например, один из западных писателей взял известный роман, изданный десять лет тому назад полумиллионным тиражом, автор которго был награжден Национальной книжной премией, перепечатал его слово в слово, подписал неизвестным именем и послал рукопись в 28 литературных агентств и издательских фирм. Все издательские организации, включая ту, которая первоначально опубликовала роман, отвергли рукопись, как не отвечающую предъявляемым требованиям.
Этим и пользуются некоторые коммуникаторы, а иногда и откровенные мошенники. Чтобы создать видимость авторитета, они активно демонстрируют его символы и добиваются желаемого результата. Поэтому очень важно научиться определять, когда необходимо следовать требованиям авторитетов, а когда не стоит этого делать.
Исследователи советуют в сложных ситуациях задавать себе два вопроса: «Действительно ли этот авторитет является специалистом в данной области?» и «Насколько правдивым будет, по нашему мнению, этот авторитет в данном конкретном случае?»
Понятно, что даже самый авторитетный и уважаемый человек не может быть специалистом во всех областях знания и разбираться в тонкостях любого дела, поэтому необходимо сосредоточиться на истинном статусе человека, а не на символах его авторитета.
Определенную настороженность вызывают люди, которые сразу сообщают о себе что-то негативное, предлагают какую-то услугу в ущерб себе, оказывают повышенное внимание и т. п. Нередко таким образом нас пытаются убедить в своей честности и расположить к себе, чтобы соответствующим образом оказать на нас воздействие.
В условиях информационного взрыва, характерного для всех сфер общественного развития, люди вынуждены использовать стереотипные способы поведения. Решение пойти на уступки, принять предложение, подписать какой-либо документ, что-то приобрести и т. д. все чаще будет приниматься автоматически, на основании одного, заслуживающего доверия элемента информации. Однако, когда этими принципами начинают манипулировать, мошеннически ими пользоваться, они становятся опасными и требуют защитной реакции.
Знание рассмотренных выше психологических принципов влияния помогает современному деловому человеку правильно ориентироваться в нашем сложном, многообразном и динамичном мире, позволяет принимать адекватные решения, не стать игрушкой чьих-то манипуляций.