Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

Противоречия, парадоксы и трудности современного управления статья из журнала

Март9

 

Постоянно меняющийся мировой рынок является мощным сти­мулирующим фактором совершенст­вования системы управления совре­менной организации. По утверждению современных аналитиков менеджмен­та, различные перемены, происходя­щие внутри организаций, несмотря на их противоречивость, являются до­статочно стойкими и постоянными [1, 2]. Для сохранения конкурентоспособ­ности организаций их руководители используют различные пути, включая изменение стратегий, целей и систе­мы управления. Учитывая факторы, нарушающие конкурентоспособность организаций, руководители пытаются найти новые стратегии в менеджмен­те, т.е. отрицательные явления обра­тить в свою противоположность.

Деятельность различных компаний показала, что ни одна из них не может сохранить постоянно конкурентоспо­собность, если будет избегать обнов­ления и совершенствования самой сис­темы управления, а также подходов и методов [5]. Ориентируясь на перс­пективные требования к управлению а новом тысячелетии, существуют кон­кретные предложения по концепциям сохранения жизнеспособности совре­менных организаций. К таким рекомен­дациям, в частности, относятся:

     создание системы коллективно­го управления как долгосрочной программы;

      принятие и реализация творчес­ких идей персонала;

     создание условий для самореали­зации личности работников;

     делегирование  руководителями части своих полномочий;

     изменение отношения менедже­ров среднего звена управления к персоналу в сторону их улучшения отношений между ними;

     сокращение   бюрократической системы внутри организаций;

     состояние системы децентрали­зации принятия организационных решений;

      развитие культуры и философии

организаций и т.д. [4].

Результатом реализации подобных программ в менеджменте нового ве­ка могут быть повышение мотиваци-онной силы труда работников и самих менеджеров, развитие творческой ак­тивности персонала, быстрейшее про­хождение информации по всем иерар­хическим ступеням организационной лестницы, а также возникновение но­вого подхода к оценке и подготовка управленческих кадров и персонала.

Управление современными орга­низациями во многих своих аспек­тах имеет психологическое содержа­ние, что способствует возникновению противоречий внутри него. Основное противоречие внутри управления на­блюдается между его объективным содержанием и субъективными мето­дами его осуществления.

Главными объектами управления внутри организационных структур яв­ляются:

а)  работник со всеми  присущими ему психологическими особенностями;

б)  рабочая группа (по терминоло­гии социальной психологии — «малая группа»);

в)  организация как одна большая группа.

Основным субъектом управления является руководитель (менеджер), занимающий место в организации, на­деленный полномочиями, правами, властью над подчиненным ему персо­налом. В системе современных органи­заций достаточно большого масштаба разделяют деятельность руководите­лей и не руководителей,а количество уровней управления определяется размером самой организационной структуры. Поэтому управленческая и неуправленческая деятельность чет­ко обозначена. Управление — это од-

но из самых сложных, трудных и про­тиворечивых явлений в человеческой жизнедеятельности. Известный совре­менный теоретик управления Р. Уегер-меж писал, что «… управление в высо­ком смысле слова — это все-таки го­раздо больше искусство, чем наука» [4]. Такая трактовка процесса управ­ления основывается на том, что оно является сложным системным явле­нием, содержащим различные трудно­сти, противоречия и парадоксы. Оно пронизано насквозь психологическим содержанием. Причем основным дей­ствующим лицом в управлении являет­ся человек со своими способностями, интеллектом, мотивацией, личностны­ми особенностями, объединяемыми понятием «человеческий фактор».

Все имеющиеся функции управле­ния реализуются через систему ре­шения управленческих задач, кото­рые могут быть классифицированы по различным критериям: значимости, сложности, трудности, изменения во времени и т.д. Очень важным являет­ся вопрос, связанный с трудностями управления и его психологическими причинами. Руководители всех уров­ней управления хорошо понимают, что успешная работа организации в зна­чительной степени зависит не только от них самих, но и от персонала, кото­рый разделяют на производственный, к которому относят рядовых работни­ков («синие воротнички», и непроиз­водственный (инженеры, научные ра­ботники лабораторий и т.п. — «белые воротнички»).

Американские ученые долгое вре­мя упускали из виду роль социальных факторов в управлении до тех пор, по­ка не обратили внимание на «рабочие группы» как на одно из реальных яв­лений социальной психологии. Позд­нее их стали называть «малыми груп- пами». Теория «малых групп» была перенесена в промышленность. С фе­номеном «малых групп» в практике управления впервые столкнулся оппо­нент Ф.У. Твйлора, основатель концеп­ции «человеческих отношений» Элтон Мэйо, хотя теоретиком «малых групп» считался один из учеников 3. Фрейда основатель социометрии Джекоб Мо­рено. С точки зрения Дж. Морено, са­мое важное для работника — это его положение в группе. Упрек свой в ад­рес руководства предприятий Морено относил к тому, что они не учитыва­ют важный «социодинамический эф­фект малой группы» как мощный фак­тор, повышения производительности труда. Дж. Морено показал, что необ­ходимо объединить «человеческие от­ношения» Э. Мэйо с феноменом «ма­лых групп» для достижения положи­тельных результатов экономического характера. По мере развития теории и практики управления менялись и са­ми работники: улучшался уровень их квалификации, что стало основанием их сближения с людьми интеллекту­ального труда. Неправильное отноше­ние к персоналу предприятий приво­дило работников в состояние неудов­летворенности. Это сопровождалось тем, что квалифицированные и не­удовлетворенные работники при пер­вом удобном случае старались уйти на другое место работы. Современные руководители боятся того, что обра­зованные рабочие могут познать тай­ны управления организацией и стать конкурентами своим управляющим. Культурно-технический уровень ра­бочих и их униженное положение яв-лнется определенным ограничителем эффективной деятельности организа­ции. Как отмечал известный теоретик менеджмента американский ученый Р. Лайкерт, рабочий согласен получать меньше в деньгах, чем отказаться от возможности выкладывать свои мыс­ли по поводу работы. Здесь можно от­метить стремление рабочего проявить свой интеллектуальный потенциал, т.е. определенным образом самореа­лизовываться [14].

Отсутствие менеджерского отно­шения к труду у персонала, в чем упре­кают его руководители, и отчужден­ность каждого отдельного работника приводят и к отчужденности в систе­ме, порождающей это явление. В та­ких условиях персонал становится от­рицательно мотивированным в своей работе. В этой связи у руководства появляется проблема, как заставить рабочих почувствовать, что он может стать участником в управлении орга-

низацией. Однако эта проблема со­пряжена с другой — не давать рабо­чим реальных прав в управлении. Пси­хологический смысл ее сводится к тому, что индивидуальная мотивация работника меняет свою модальность, а сам работник становится объектом манипулирования со стороны руко­водства. Относительно участия рабо­чих в принятии решений управляющие до сих пор считают, что «пускай рабо­чий думает, но не решает!».

Как отмечали известные амери­канские исследователи проблем пси­хологии организаций профессора Д. Кац и Р. Кан, «Если у рабочих нет известной свободы в решениях, учас­тие может стать неэффективным или превратиться в бумеранг. Если их за­ставляют тратить время и энергию на обсуждение пустяков, в то время как важные вопросы остаются под запре­том, это может их привести в ярость» [16]. Руководители очень боятся, что­бы работники не выносили за преде­лы предприятия информацию о делах компании и не передавали бы секре­ты конкурентам. По этой причине ру­ководители остаются монополистами информации, на основе которой при­нимаются нужные решения. В исто­рии управления компаниями известны случаи, когда руководство допускало хотя и малое, но все же участие рабо­чих в выработке решений. Но от этого руководители быстро отказались, по­скольку это участие было чревато се­рьезными отрицательными для произ­водства последствиями. Результатом этого явилось возвращение к прежним, авторитарным методам управления. В этой связи можно также обратиться к словам известного социального аме­риканского психолога Д. Мак-Грегора, который пояснял: «…если работникам позволят влиять на решения, их каса­ющиеся, то вскоре они захотят участ­вовать в таких решениях, до которых им нет дела» [17]. Управляющие пони­мают, что работники способны к изоб­ретательской деятельности, однако изобретения их являются своеобраз­ным «оружием» против ускорения ра­боты по сравнению с установленной нормой. Думающие руководители зна­ют, что промышленность теряет очень много, лишая работников творческо­го отношения к своему труду. Многое из того, что знает персонал о работе техники на предприятиях, скрывается от руководства, чтобы использовать эти знания в своей «битве» против по­вышения норм выработки. Поэтому между рабочими и администрацией идет нескончаемая «тихая война», ко-

торая снижает эффективность дея­тельности всей организации. Там, где проявляются социальные конфликты, которые нужно разрешать, стали при­меняться такие термины, как «шизо­идная культура», «отклоняющиеся от нормы личности» и др., не без учас­тия американских психологов [1]. Раз­витие промышленности привело к то­му, что ряд ученых пришли к выводу о том, что социальные конфликты при­водят человека к состоянию кризи­са личности, к потере смысла жизни, волнению, самоубийствам и т.д. Здесь явно обнаруживается прямая зависи­мость между урбанизацией общества и психологией человека. Сталкива­ясь с трудностями в управлении, сов­ременные руководители среднего зве­на управления пытаются переложить их на плечи мастеров. В этой связи мастерам предлагается использовать специально составленные для них на­ставления «Как быть человечным на работе». В обязанности мастеров вхо­дит целый ряд предписаний, которые ему настоятельно рекомендуется ис­полнять, в частности:

а)  проявлять личный интерес к ра­ботникам, хотя ему это и не нужно, и не хочется;

б)  давать минимальные сведения об организации;

в)  информировать  работников  о работе, т.е.  осуществлять обратную связь;

г)  признавать  статус  работника, чтобы он ощутил свою значимость для организации;

д)  выслушивать  рабочих,  чтобы дать им почувствовать, что к ним от­носятся с уважением;

е)  советоваться с рабочими по не­которым  второстепенным  вопросам, которые не составляют сути управле­ния организацией [6].

Известный исследователь про­блем управления П. Друкер очень чет­ко подметил в свое время, что «важ­ны не действительные условия, а жес­ты, показывающие заботу о рабочих и интерес к ним». То есть здесь речь идет о фальшивых отношениях с ра­ботниками предприятий [6]. Несмотря на рекомендации психологов и соци­ологов в западных компаниях вкрап­лять некоторые элементы демокра­тии в управление, главенствующая роль остается все же за авторитарны­ми методами в управлении, а призывы менять методы управления остаются до сих пор благими пожеланиями. От­дельные авторы, например Паккард и др., отмечали, что на предприяти­ях запада царит гнетущая атмосфера  подслушивания, слежки за работника­ми и других неблаговидных действий со стороны мастеров, управляющих, психологов и социологов [6]. Система подобных мероприятий серьезно трав­мирует психику персонала и является одним из факторов, усложняющих де­ятельность организаций. Сотрудники Гарвадской школы бизнеса обобщи­ли возможные причины межгрупповых конфликтов в организациях. Согласно их мнению, эти конфликты вызывают:

1)  существование в группах раз­личных целей;

2)  неодновременное   окончание объема работ в группах;

3)  несовпадение индивидуальных и групповых целей;

4)  наличие различного количества иерархических уровней в формальных структурах [4].

Естественно, что наличие конфлик­тов внутри групп и организации в це­лом являются серьезной трудностью в управлении ими. Руководитель, на­блюдая за совместной работой групп, иногда вмешивается, когда назревает конфликт, а в некоторых случаях он намеренно провоцирует его, если то­го требует управленческая ситуация. Однако правильный подбор персона­ла может облегчить работу руководи­теля, поскольку в такой группе будет меньше условий, приводящих к разно­гласиям. В этом вопросе очень важ­ным является выбор критериев, по ко­торым должны формироваться рабо­чие группы. Одним из таких критериев является производственный прин­цип — создание «малых групп», кото­рые должны работать как единый про­изводственный отдел. Другой — фун­кциональный критерий, дозволяющий учитывать специализацию внутри ор­ганизационной структуры, например производственные бригады, марке­тинг и др. [9]. Из сказанного выше ста­новится ясно, что современное управ­ление организациями сталкивается со многими трудностями различного ха­рактера. Одной из трудностей, кото­рая зарыта в «дебрях» управления, является проблема руководства не только персоналом, но и самими ме­неджерами. Такая проблема сущест­вует в реальности и не является до сих пор решенной. Со времен извест­ности Ф. Тейлора и до настоящего вре­мени рассматривается на Западе во­прос о коллективном управлении как своеобразном стиле руководства. Од­нако следует напомнить, что в свою бытность Ф. Тейлор был против «ар­тельной формы труда», которая, по его  мнению,  может рождать только

коллективный эгоизм и безответс­твенность.

В нашей стране в период «разви­того» социализма в 80-е гг. на многих предприятиях применялась бригадная форма организации труда, которая не оправдала себя ни экономически, ни психологически. Известный авторитет в области управления Дж. Харрингтон пояснял, что «коллективное участие должно быть управляемым процессом. Оно не возникает само по себе, как нельзя его добиться и насильственны­ми методами» [8]. К тому же коллек­тивное управление чревато развалом самой организационной структуры из-за того, что производительный пер­сонал может засыпать руководство различными проблемами, мнениями, предложениями и решениями [8].

Практика зарубежного менеджмен­та показала, что рядовые работники были бы только «за» систему коллек­тивного управления. Что касается ру­ководителей среднего и низового зве­ньев управления, то они, по существу, незнакомы с коллективным управле­нием и его возможностями, поэтому они не хотят неизвестности и боятся его. Они свыклись со своим стилем руководства, а его возможное изме­нение является для них ничем иным, как большим риском. Коллективное управление может принести им од­ни неприятности, хлопоты, напряжен­ность, к тому же они просто не гото­вы к нему, а потеря части полномочий является прямой угрозой их статусу, престижу, власти, что рождает у них только отрицательные эмоции и страх [1]. Некоторые фирмы США все же пы­таются перейти к новой форме управ­ления, что вызывает большую обеспо­коенность у руководителей среднего и низового звеньев управления, так как они боятся:

     потерять гарантию занятости;

     лишиться своего авторитета, ко­торый они долго завоевывали;

     увеличения объема работ;

     лишения сових прав и полномо­чий;

     лишиться своего начальственного положения ввиду изменения отно­шений между ними и подчиненны­ми;

      искренности намерений высшего руководства [8].

Социальные психологи, работаю­щие в многочисленных западных ком­паниях, считают, что применяемые до сих пор автократические методы в управлении являются недопустимы­ми, так как ухудшают мотивацию ра­ботников,   унижая   их  человеческое

достоинство. Однако большинство организаций применяют именно ав­торитарные методы руководства как беспроигрышные, для которых харак­терен жесткий порядок, дисциплина и контроль. Интерес руководителей к персоналу заключен только в профес­сиональных и деловых качествах его. Такой подход является свидетель­ством обезличенного подхода руково­дителей к работникам. Индивидуаль­ность работника не интересует руко­водителей. С точки зрения психологии это можно объяснить наличием сте­реотипов мышления руководителей и их социальных установок, основанных на прошлом опыте. Если руководи­тель по определенным причинам пе­реходит в другую профессиональную категорию со снижением его статуса, то его оценки быстро меняются по от­ношению к вышестоящим менеджерам и к персоналу. В центр его внимания попадают уже не профессиональные качества руководителя, а поведен­ческие реакции. Например, он будет оценивать, как его нынешний руково­дитель общается с исполнителями, на­сколько он к ним внимателен, добро­желателен, готов ли помочь в трудной ситуации, насколько справедливо оце­нивает вклад работника в общее дело и т.п. [9]. Область управления произ­водством для руководителя не пред­ставляет для него таких трудностей, какой является область межлич­ностных отношений. Область обще­ния всегда остается для него сферой «неопределенности» в силу своего субъективизма. Именно в этой сфе­ре руководитель чувствует себя уяз­вимым. Отрицательным психологи­ческим фактором является непони­мание многими руководителями того, что их негативные оценки своих под­чиненных снижают личностную оцен­ку, подрывают веру в себя у исполни­теля. После такой оценки работник непроизвольно снижает свою актив­ность в труде, отказывается от иници­ативы там, где это ему дозволяется, уменьшает производительность труда. В данном случае речь идет о демоти-вации к труду. Выше были рассмотре­ны трудности, с которыми сталкивает­ся современное управление организа­циями.

Однако помимо трудностей суще­ствуют также противоречия и пара­доксы этого управления. Одним из наиболее существенных противоре­чий в управлении является стремле­ние организации к стабильности при постоянном движении вперед. То есть статика и динамика организации как  определенной структуры находятся в определенном взаимодействии. О ста­бильности в работе организации мож­но говорить только тогда, когда от­сутствуют кризисные процессы. При их наличии для организации «стабиль­ность уступает место неустойчивым дисгармоничным переменам» [4].

Одним из известных зарубежных исследователей процессов организа­ционных изменений Дж. Гарнером бы­ло подмечено, что «единственная воз­можная стабильность ~ это стабиль­ность в движении» [5]. Смысл этого противоречия заключается в опре­делении «динамического неравно­весия», сущность которого состоит в том, что всегда внешние переменные деятельности организации приводят к тому, что прошлый практический опыт управления с его хорошо отлаженны­ми стереотипами обязательно долж­ны быть нарушены, поскольку органи­зация не может правильно отреагиро­вать на эти перемены. Именно поэтому управление считается постоянным ба­лансированием на грани между мно­жеством противоречий, ни одну сторо­ну которой нельзя не учесть, так счи­тает Р. Уотермен [4].

В современных условиях децентра­лизации производства одной из важ­ных предпосылок уменьшения органи­зационной структуры является «фор­мирование информации», которое могло бы приблизить вертикальную структуру к горизонтальной путем ук­рупнения отдельных подразделений, т.е. так называемых «рабочих групп». Теоретически это возможно, но прак­тически трудно осуществимо. Прохож­дение информации по разным ступе­ням иерархической (бюрократичес­кой) структуры также способствует росту числа противоречий внутри управления. Считается, что чем боль­ше иерархических ступеней насчиты­вается в организации, тем более раз­дробленной является ее структура [10]. В каждой организации имеются барьеры прохождения информации к ее адресату. Серьезный барьер в дви­жении информации представляет со­бой бюрократия, которая выполняет роль своеобразного фильтра, задер­живая информацию или внося в нее свою коррективу. Другими барьерами продвижения информации могут быть: неясность содержания, боязнь кри­тик или санкций со стороны началь­ства; недостаточная компетентность сотрудников, не способных адекватно ее оценить. Так считают Дж. Гарднер и его сотрудники [13]. Противоречием и одновременно трудностью в управле-

нии является то, что руководители не дают своим подчиненным четкой, яс­ной, правдивой и полной информации относительно работы организации, о чем выше уже говорилось. Подобные действия руководителей не являются обоснованными, но объяснением тако­го поведения руководителей являет­ся то, что они боятся утечки инфор­мации.

Одним из противоречий внутри управления организациями является наличие двух противоположных тен­денций в функционировании произ­водства. Проявляется оно в том, что чем больше будут скапливаться запа­сы на производстве, тем спокойнее будет вести себя тот, кто отвечает за простои, вызванные отсутствием сы­рья. И, наоборот, чем меньше будет запасов сырья, тем лучше будет чувс­твовать себя менеджер, отвечающий за подвижность оборотных средств. Поэтому внутри одного и того же пред­приятия находятся два работника, ко­торые представляют противополож­ные интересы [4, 11].

Приведем пример другого вида противоречий в работе одной и той же организации. В ряде случаев возника­ет конфликт между менеджером, от­вечающим за качество дорогостоящей продукции, и руководителем, отвеча­ющим за ее реализацию. Это — при­мер столкновения интересов различ­ных менеджеров внутри одной орга­низации [4]. В этой связи возникает вопрос, каким образом можно избе­жать конфликта целей? По всей ви­димости, целесообразно было бы од­ному и тому же лицу отвечать за эти две задачи. Тогда ответственный за эти задачи не будет тратить силы на конфликты с коллегами, представ­ляющие противоположные интересы, а будет принимать оптимальное для данной управленческой ситуации ре­шение. Одним из важнейших противо­речий в управлении считается стрем­ление к стабильности при постоянном движении вперед [4]. Смысл этого се­рьезного противоречия в управлении заключается в поисках «динамиче­ского» неравновесия, и сводится он к следующему. В организациях сущест­вует принятое практикой правило на­хождения способов решения целей и проблем [13]. Вместе с тем всегда ме­няющиеся внешние переменные дея­тельности организации приводят к то­му, что прошлый опыт с его хорошо ус­тоявшимися стереотипами должны с необходимостью быть нарушены, что­бы правильно можно было реагиро­вать на перемены. В наиболее разви-

тых американских компаниях важным фактором в управлении считают так называемую «созидательную конф­ронтацию», что на первый взгляд ка­жется парадоксом. Руководители этих компаний требуют от менеджеров расхождения во мнениях, а не поис­ка «гармонии в управлении», которой нет и быть не может. Делается это для стимулирования творческой активно­сти менеджеров, проявления креатив­ности. Требования к менеджерам ис­ходят из того, что они имеют дело с достаточно компетентными работни­ками, готовыми принять правду такой, какой она есть, будучи независимы­ми в своих суждениях, и готовыми от­крыто их изложить. Деятельность эф­фективных управляющих состоит в том, что они стремятся найти истину, но одновременно с этим ждут любого несовпадения во взглядах, суждени­ях, чтобы проанализировать свои дей­ствия, а также решения на основе тес­ных контактов со своими коллегами и потребителями. Таким образом, ме­неджер действует в обстановке про­тиворечивой реальности, без которой невозможно движение вперед.

Пользуясь новейшей технологией, и строя новые стратегические планы в управлении, руководители в пси­хологическом плане испытывают не­уверенность из-за страха на непред­виденном этапе их деятельности под-вегнуться опасности превратиться из «первооткрывателей» в исполни­телей, в придаток мощной техники и орудий труда. Такие руководители ис­пытывают, таким образом, психоло­гический дискомфорт, который часто приводит их в состояние внутренне­го психологического конфликта. От­ражением противоречия в управле­нии является также мысль лауреата Нобелевской премии известного аме­риканского ученого Г. Саймона о том, что для повышения эффективности управления степень влияния органи­зации на каждого отдельного работ­ника должна быть как можно боль­шей, а свобода действий — как можно меньшей. По его мнению, руководите­ли должны очень тонко чувствовать ту грань свободы действий, которую нельзя перешагнуть, поскольку это может принести вред поставленным целям.

Г. Саймон дает некоторые реко­мендации руководителям: «… чтобы определить сферу влияния или влас­ти в каждом конкретном случае, на­до разбить решения, которые прини­мает подчиненный, на составляющие части и после этого определить, ка- кие из них находятся под контролем начальника, а какие должны быть ос­тавлены подчиненному» [15]. В управ­ленческой практике такой подход мы можем найти в рамках «классической школы управления» — строгое наблю­дение за действиями персонала и ог­раничение его свободы в этих дей­ствиях. Такой подход по отношению к работникам своими истоками уходит в тейлоризм, когда работник был ли­шен всякой свободы действий под ло­зунгом «Работай, не рассуждая» [3]. В последние два десятилетия XX в. зарубежные исследователи проблем управления, а также наши ученые много писали о «новом управленчес­ком мышлении» [4]. При этом следу­ет отметить, что специалисты по «но­вому управленческому мышлению» но связывали его с ожиданием «крупней­ших технологических прорывов» или глубоких изменений в системе потре­бительских предпочтений. «Новое мышление руководителей нацелено на поиск новых путей совершенство­вания производства на всех уровнях управления. Оно не является чем-то дискретным и функционирует посто­янно в поисках сбалансированности производства при наличии определен­ного риска потерь. Однако может по­казаться, что «новое управленческое мышление» определенным образом связано с возможностью впитать в се­бя все новое, что рождается внутри организации в процессе реализации интеллектуальных возможностей ру­ководителей и его подчиненных, спо­собных создавать новые идеи. В связи с такой мыслью возникает вопрос: так ли это на самом деле происходит? Об­ратимся к одному известному факту применения моделей в целях прогно­зирования эффективности деятельно­сти организаций. На этот счет А. Мес-кон с соавторами утверждали, что финансовые американские руководи­тели и западноевропейские управля­ющие маркетингом слишком мало ис­пользуют модели в целях принятия решений, что является своего рода парадоксом [2]. Почему так происхо­дит? Причина этого явления кроется в боязни принятия ответственности, ли­бо в их недостаточной компетентнос­ти в указанной области. Кроме того, они видят часто в моделях только то, что хотят видеть, т.е. то, что соответ­ствует их субъективным представле­ниям по конкретному вопросу управ­ления. Таким образом, получается, что определенный недостаток знаний у руководителей является определен­ным тормозом для использования ме-

тода моделирования в области управ­ления.

Парадоксально, но факт, что в условиях третьего тысячелетия, как и 90 лет назад во времена Ф. Тейло­ра, основной формулой в работе за­рубежных компаний для персонала является призыв: «Работники долж­ны делать то, что им говорят, и быть счастливы от этого». В результате та­кого подхода рабочий лишался воз­можности творчества, и ему ничего не оставалось, как не проявлять боль­шого интереса к работе. Такое явле­ние подтверждает известную в психо­логии двухфакторную теорию «X и У» Д. Мак-Грегора. Напомню некоторые положения этой теории, в которой от­ражались воззрения Ф. Тейлора. Со­гласно этой теории:

а)  средний работник не любит тру­диться;

б)  работников нужно принуждать к работе;

в)  средний работник избегает ини­циативы [17].

Теория Д. Мак-Грегора является примером соединения двух разнона­правленных подходов. Теория X явля­ется примером «экономического» под­хода к человеку, что было свойственно Ф. Тетюру. Однако Д. Мак-Грегор пони­мал, что в условиях современного про­изводства человек стремится к неза­висимости, росту, ответственности как мощному мотивационному фактору. Ес­ли руководители хотят добиться успеха в работе своей фирмы, то следует ис­пользовать максимально мотивацион-ные возможности работников. Поэтому Д. Мак-Грегор предложил, в дополне­ние к первой, другую теорию — Те­орию У. Она была опубликована им в 60-е гг., но. до настоящего времени не утратила своей значимости. Основны­ми положениями Теории У были:

1)  внешний контроль и угрозы на­казания не являются определяющими в трудовой активности большинства работающих;

2)  усилия, прилагаемые человеком к достижению цели, пропорциональны ожидаемому вознаграждению;

3)  человек не только принимает на себя ответственность, но и стремит­ся к ней;

4)  творческая деятельность свой­ственна не только узкому, но и широ­кому кругу людей;

5)  в условиях современного про­изводства интеллектуальные возмож­ности человека используются только частично \М\.

Вряд ли можно удивляться по пово­ду того, что работник не отдает всего

себя предприятию. Психологическое объяснение этого явления достаточ­но простое: предприятие, на котором он работает, для него является чу­жим, а сам работник в условиях рын­ка — нечто иное, как товар. Об этом проникновенно писал Э. Фромм {12]. Если обратиться к практике управле­ния 80-х гг. нашими отечественнными предприятиями, то можно отметить, что наши ученые экономисты, а так­же социальные психологи и социологи пытались применять псевдонаучные методы формирования у работников «чувства хозяина» на предприятиях, которое по существу было им, конеч­но, чужим. Конечно, это был очеред­ной абсурд.

Парадоксом в условиях крупного бизнеса является позиция, когда от работника требуется полное доверие к руководителю, но при этом самому работнику доверия не оказывается. С помощью приемов манипулирова­ния личностью работника маскируют­ся механизмы эксплуатации рабочей силы на предприятиях [12].

Любое давление на работника по­казывает, что на него нельзя воздейс­твовать, если не принимать во внима­ние группу, членом которой он явля­ется. Еще в 20-е гг. Э. Мэйо отмечал, что «в каждом нормально действую­щем предприятии управление име­ет дело не с отдельными работника­ми, а всегда с коллективом работаю­щих людей». Введенная Мэйо теория патернализма была предметом напа­док со стороны американских прагма­тиков-управляющих, которые считали эту теорию «мистикой» и совершенно ненужной теорией, поскольку конку­ренция в бизнесе не нуждается, с их точки зрения, в «человеческих отно­шениях». Даже были своеобразнее по­пытки «похорон» теории Э. Мэйо. Так, американский профессор Дж. Келли в своей книге «Поведение организации» высказался по этому поводу: «Старая концепция человеческих отношений со своими панацеями как управлен­ческая философия скончалась». Кри­тикуя Э. Мэйо, Д. Мак-Грегор пытал­ся оправдать прагматические позиции Ф. Тейлора. Противоречием в системе управления является также наличие солидарности рабочих. С одной сторо­ны, ее можно рассматривать как явле­ние сплоченности работников в усло­виях производственной деятельности, а с другой стороны, ее можно найти внутри собственной иерархии наряду с управленческой, которая узаконе­на социальным статусом менеджеров. Что касается иерархии в рабочей ере де, то она рождает такие психологи­ческие явления, как различия в инте­ресах, стремлениях, что, в конечном итоге, приводит к конфликтам. Пси­хология работника такова, что люди по-разному относятся к труду, различ­ным образом воспринимают одни и те же условия труда, профессиональные требования и реагируют также на них по-разному. Это зависит от целого ря­да причин: личностных особенностей работников, их мотивационной сфе­ры, ценностных ориентации и т.д. Из различий в поведении людей следу­ет необходимость дифференцирован­ного психологического подхода, как к отдельному работнику, так и к целым группам, внутри которых есть неофи­циальный лидер. К факторам, «взры­вающим» малую группу как отдельную ячейку организации, можно отнести явление, при котором менеджеры ла­вируют между группами и поддержи­вают равновесие в отношениях между ее членами. В практике управления та­кими крупными американскими корпо­рациями, как «Крайслер», «Дженерал электрик» и др., в случаях, когда тре­буется снизить издержки производства и повысить производительность тру­да, все запланированные и тщательно подготовленные руководителями орга­низационно-управленческие меропри­ятия наталкиваются на преграды чело­веческого фактора, поскольку рабочие в этом не заинтересованы [4].

Единственно, что в этом помога­ет, — это применение жесткого авто­ритарного метода управления. Такой прием уже давно показал себя как са­мый эффективный. Сторонники жест­ких методов в управлении доказали, что неудовлетворенность, агрессия и т.п. психологические явления час­то поощряются в работе. Поэтому ру­ководитель-автократ может добиться высокой производительности труда от работников. Для подтверждения та­кого рода противоречий в управлен­ческой практике нередко ссылаются на 3. Фрейда, приводя в качестве на­учного аргумента высказывание его о том, что «продуктивная работа отчас­ти является функцией выражения аг­рессивности по отношению к лидеру» [6]. Явно выраженным противоречием психологического свойства в процес­се управления является отсутствие положительной связи между удов­летворенностью трудом и производи­тельностью труда работника. Как по­казали отечественные и зарубежные исследования, нет гарантии того, что неудовлетворенные работники тру­дятся хуже, чем удовлетворенные.

Проведенное автором этой статьи совместно с социальным психологом Н.С. Верховской обследование более 200 рабочих предприятия «Кристалл» несколько лет назад — государст­венного тогда еще предприятия, пос­тавляющего на экспорт бриллианты, показало, что неудовлетворенные работники вовсе не собираются ос­тавлять свое место работы, в то вре­мя как «удовлетворенные» работни­ки ждут удобного случая уйти с пред­приятия. Причин тому было слишком много, начиная от объективно тяже­лых условий труда (монотонная, по­стоянно действующая стрессогенная обстановка в цехах в связи с возмож­ностью потери алмазов и большим ма­териальным наказанием за это, осве­щенность рабочего места, превышаю­щая многократно допустимые нормы, по данным медицинского обследова­ния сотрудников Института профзабо­леваний АМН РФ) и кончая унижени­ем человеческого достоинства в ви­де раздевания догола рабочих (но не мастеров!!!) при входе и выходе с за­вода. В настоящее время это предпри­ятие уже стало частным, но в его ра­боте мало что изменилось, по данным, полученным нами у рабочих этого за­вода.

Парадоксом является то, что в современных развитых организаци­ях в условиях производственной дея­тельности людей пытаются сделать послушными исполнителями, механи­чески отвечающими на любой сигнал бюрократической системы, что име­ло место еще в самом начале XX в. на американских заводах и продолжает­ся до сих пор.

Так называемые «белые воротнич­ки» в большей степени, чем «синие во­ротнички», отвечают отрицательными реакциями на то, что им не дают воз­можности реализовать свои способ­ности, а также творческий и личност­ный потенциал в таких важных делах, как формирование структуры органи­зации и т.п. Они обязаны делать толь­ко все в соответствии с имеющейся инструкцией. Естественно,это порож­дает неудовлетворенность работой, усложняет отношения с членами ма­лой группы и с руководителями, что, в конечном счете, приводит к конф­ликтным действиям. В области управ­ления производством большую рабо­ту в США выполняют консультативные фирмы. Ими был выявлен очень важ­ный психологический момент, смысл которого заключался в том, что работ-ники независимо от того, какой статус имеют внутри организации, в своем

большинстве недовольны тем, что их недооценивает руководство. При этом не имеет значения — хорошо или пло­хо они работают. Реакция на работни­ков со стороны руководителей явля­ется однотипной. Трудности в органи­зациях осложняются еще и тем, что люди приходят на рабочие места со своими индивидуальными ценностя­ми, которые сформировались под вли­янием общественных процессов. Это приводит к противоречиям между ин­дивидуальными и организационными ценностями, что в значительной сте­пени затрудняет поведение и работни­ков, и руководителей.

Еще в конце прошлого века из­вестный ученый С. Арджирис отме­тил важное противоречие между тре­бованиями к поведению работника и тем, что общество считает правиль­ным и необходимым. Это противоре­чие основывается на том, что ценнос­тью в обществе признается зрелое, т.е., «взрослое поведение субъекта», в то время как структура рабочих действий и управление трудом исхо­дят из «незрелых детских реакций». При такой позиции возникает рассо­гласование между этими двумя вида­ми требований к поведению работни­ка, что приводит к новому парадок­су: социальные нормы общественного поведения в отдельных организациях не соответствуют друг другу. По этой причине человеческие ресурсы рас­сматриваются как определенный то­вар, который должен четко соответ­ствовать жестко зафиксированным производственным требованиям рабо­ты. Причем такие требования практи­чески полностью исключают возмож­ности изобретательской деятельно­сти, нововведений,ответственности и свободы выбора тактических средств решения организационной задачи [12]. Такого рода ситуация на предприяти­ях неизбежно приводит к конфликт­ному развитию ценностей, что может привести к возникновению социаль­ного конфликта. Современная теория менеджмента доказывает необходи­мость личностного роста работников и формирования ответственного пове­дения в целях адекватной адаптации личности.

Практика современного управ­ления доказывает, что оно «грешит» многими противоречиями. Это выра­жается в том числе и в различных под­ходах к оценке эффективного руко­водства. Так как практика всегда идет впереди теории, то для некоторых ус­ловий управления вовсе не обяза­тельно, чтобы руководитель проявлял  только положительные свои качества, поскольку личность — это сложное и противоречивое психологическое яв­ление. Можно при этом отметить, что в деятельности самого руководите­ля как главного субъекта управления также можно найти различные проти­воречия, которые осложняют его ра­боту и работу всей организации. Сре­ди них можно выделить следующие:

1.  Деятельность   руководителей осуществляется  в условиях строго структурированных планов (страте­гических, тактических, оперативных), осуществляемых людьми с их личност­ными, характерологическими, темпе-раментальными,  мотивационными  и другими особенностями, которые не могут быть спланированными, струк­турированными и предсказуемы.

2.  Дилемма  выбора  руководите­лем тактик решения поставленных це­лей между рискованными действия­ми и устоявшимися, отработанными на практике стреотипами,

3.  Отсутствие  постоянной   реф­лексии и оценки руководителем своих способностей и управленческих уме­ний, а также личностных особеннос­тей в условиях постоянно меняющих­ся управленческих ситуаций.

4.  Различие в индивидуальных ин­тересах, ценностях работников и их руководителей.

5.  Принятие управленческих реше­ний без учета мнения исполнителей.

6.  Строгое требование выполнять инструкции работниками в ущерб их стремлению к творчеству и самореа­лизации.

7.  Рассогласование  в  индивиду­альной мотивации руководителя на

достижение успеха в деятельности и отсутствия положительной мотивации работников.

Организации, как большие соци­альные группы людей, существуют для выполнения работы, которая не под силу одному человеку. В конеч­ном итоге организация служит людям, а не только бизнесу. Если она начина­ет работать в режиме сбоев, тогда лю­ди будут вынуждены ее изменить.

Резюме

1.  Трудности, противоречия и па­радоксы присущи деятельности лю­бой организации.

2.  Человеческий фактор является основополагающим в системе управ­ления организациями.

3.  Управление полностью прониза­но психологическими явлениями, свя­занными с совместной деятельностью людей.

4.  Жесткие авторитарные методы руководства в современных зарубеж­ных компаниях считаются ведущими и наиболее результативными.

5.  Стереотипы и инерция мышле­ния руководителей являются тормо­зом в развитии организационных сис­тем.

6.   Мотивация   руководителей   и персонала не всегда согласуются.

7.  Расхождение индивидуальных, групповых и организационных целей существенно тормозят эффективную деятельность современных компаний.

ЛИТЕРДТУРА

1. Зигерт В., Лаяг Л. Руководить без кон­фликтов / Пер. с нем. М.: Экономика, 1990.

2.    Мескон М. , Альберт М., Хедоури Ф. Ос­новы менеджмента / Пер. с англ. М.: Де­ло, 1992.

3.    Ладанов И.Д. Практический менедж­мент. М.: Дело, 1995.

4.    Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность луч­шие компании / Пер. с англ. М.: Дело, 1988.

5.    Тичи Н., Деванна М.А. Лидеры реорга­низации / Пер. с англ. М.: Экономика, 1990.

6.    Друкер П. Производительность труда «белых воротничков» / Пер. с англ. М.: Экономика, 1988.

7.    Розанова В.А. Психологический харак­тер некоторых противоречий в управ­лении // Психология в бизнесе. 1998, №1.

8.    Розанова В.А. Трудности управления и их психологические принципы // Управ­ление персоналом. 1997, № 3.

9.    Розанова  В.А.   Психология  управле­ния // Управление персоналом. 2003.

10.  Розанова В.А. Психологические пара­доксы в управлении. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.

11.  Розанова В.А. Психология управленче­ской деятельности. М.: Экзамен, 2003.

12.  Фрош Э. Психоанализ и этика / Пер. с англ. М.: Республика, 1993.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция