Противоречия, парадоксы и трудности современного управления статья из журнала
Постоянно меняющийся мировой рынок является мощным стимулирующим фактором совершенствования системы управления современной организации. По утверждению современных аналитиков менеджмента, различные перемены, происходящие внутри организаций, несмотря на их противоречивость, являются достаточно стойкими и постоянными [1, 2]. Для сохранения конкурентоспособности организаций их руководители используют различные пути, включая изменение стратегий, целей и системы управления. Учитывая факторы, нарушающие конкурентоспособность организаций, руководители пытаются найти новые стратегии в менеджменте, т.е. отрицательные явления обратить в свою противоположность.
Деятельность различных компаний показала, что ни одна из них не может сохранить постоянно конкурентоспособность, если будет избегать обновления и совершенствования самой системы управления, а также подходов и методов [5]. Ориентируясь на перспективные требования к управлению а новом тысячелетии, существуют конкретные предложения по концепциям сохранения жизнеспособности современных организаций. К таким рекомендациям, в частности, относятся:
• создание системы коллективного управления как долгосрочной программы;
• принятие и реализация творческих идей персонала;
• создание условий для самореализации личности работников;
• делегирование руководителями части своих полномочий;
• изменение отношения менеджеров среднего звена управления к персоналу в сторону их улучшения отношений между ними;
• сокращение бюрократической системы внутри организаций;
• состояние системы децентрализации принятия организационных решений;
• развитие культуры и философии
организаций и т.д. [4].
Результатом реализации подобных программ в менеджменте нового века могут быть повышение мотиваци-онной силы труда работников и самих менеджеров, развитие творческой активности персонала, быстрейшее прохождение информации по всем иерархическим ступеням организационной лестницы, а также возникновение нового подхода к оценке и подготовка управленческих кадров и персонала.
Управление современными организациями во многих своих аспектах имеет психологическое содержание, что способствует возникновению противоречий внутри него. Основное противоречие внутри управления наблюдается между его объективным содержанием и субъективными методами его осуществления.
Главными объектами управления внутри организационных структур являются:
а) работник со всеми присущими ему психологическими особенностями;
б) рабочая группа (по терминологии социальной психологии — «малая группа»);
в) организация как одна большая группа.
Основным субъектом управления является руководитель (менеджер), занимающий место в организации, наделенный полномочиями, правами, властью над подчиненным ему персоналом. В системе современных организаций достаточно большого масштаба разделяют деятельность руководителей и не руководителей,а количество уровней управления определяется размером самой организационной структуры. Поэтому управленческая и неуправленческая деятельность четко обозначена. Управление — это од-
но из самых сложных, трудных и противоречивых явлений в человеческой жизнедеятельности. Известный современный теоретик управления Р. Уегер-меж писал, что «… управление в высоком смысле слова — это все-таки гораздо больше искусство, чем наука» [4]. Такая трактовка процесса управления основывается на том, что оно является сложным системным явлением, содержащим различные трудности, противоречия и парадоксы. Оно пронизано насквозь психологическим содержанием. Причем основным действующим лицом в управлении является человек со своими способностями, интеллектом, мотивацией, личностными особенностями, объединяемыми понятием «человеческий фактор».
Все имеющиеся функции управления реализуются через систему решения управленческих задач, которые могут быть классифицированы по различным критериям: значимости, сложности, трудности, изменения во времени и т.д. Очень важным является вопрос, связанный с трудностями управления и его психологическими причинами. Руководители всех уровней управления хорошо понимают, что успешная работа организации в значительной степени зависит не только от них самих, но и от персонала, который разделяют на производственный, к которому относят рядовых работников («синие воротнички», и непроизводственный (инженеры, научные работники лабораторий и т.п. — «белые воротнички»).
Американские ученые долгое время упускали из виду роль социальных факторов в управлении до тех пор, пока не обратили внимание на «рабочие группы» как на одно из реальных явлений социальной психологии. Позднее их стали называть «малыми груп- пами». Теория «малых групп» была перенесена в промышленность. С феноменом «малых групп» в практике управления впервые столкнулся оппонент Ф.У. Твйлора, основатель концепции «человеческих отношений» Элтон Мэйо, хотя теоретиком «малых групп» считался один из учеников 3. Фрейда основатель социометрии Джекоб Морено. С точки зрения Дж. Морено, самое важное для работника — это его положение в группе. Упрек свой в адрес руководства предприятий Морено относил к тому, что они не учитывают важный «социодинамический эффект малой группы» как мощный фактор, повышения производительности труда. Дж. Морено показал, что необходимо объединить «человеческие отношения» Э. Мэйо с феноменом «малых групп» для достижения положительных результатов экономического характера. По мере развития теории и практики управления менялись и сами работники: улучшался уровень их квалификации, что стало основанием их сближения с людьми интеллектуального труда. Неправильное отношение к персоналу предприятий приводило работников в состояние неудовлетворенности. Это сопровождалось тем, что квалифицированные и неудовлетворенные работники при первом удобном случае старались уйти на другое место работы. Современные руководители боятся того, что образованные рабочие могут познать тайны управления организацией и стать конкурентами своим управляющим. Культурно-технический уровень рабочих и их униженное положение яв-лнется определенным ограничителем эффективной деятельности организации. Как отмечал известный теоретик менеджмента американский ученый Р. Лайкерт, рабочий согласен получать меньше в деньгах, чем отказаться от возможности выкладывать свои мысли по поводу работы. Здесь можно отметить стремление рабочего проявить свой интеллектуальный потенциал, т.е. определенным образом самореализовываться [14].
Отсутствие менеджерского отношения к труду у персонала, в чем упрекают его руководители, и отчужденность каждого отдельного работника приводят и к отчужденности в системе, порождающей это явление. В таких условиях персонал становится отрицательно мотивированным в своей работе. В этой связи у руководства появляется проблема, как заставить рабочих почувствовать, что он может стать участником в управлении орга-
низацией. Однако эта проблема сопряжена с другой — не давать рабочим реальных прав в управлении. Психологический смысл ее сводится к тому, что индивидуальная мотивация работника меняет свою модальность, а сам работник становится объектом манипулирования со стороны руководства. Относительно участия рабочих в принятии решений управляющие до сих пор считают, что «пускай рабочий думает, но не решает!».
Как отмечали известные американские исследователи проблем психологии организаций профессора Д. Кац и Р. Кан, «Если у рабочих нет известной свободы в решениях, участие может стать неэффективным или превратиться в бумеранг. Если их заставляют тратить время и энергию на обсуждение пустяков, в то время как важные вопросы остаются под запретом, это может их привести в ярость» [16]. Руководители очень боятся, чтобы работники не выносили за пределы предприятия информацию о делах компании и не передавали бы секреты конкурентам. По этой причине руководители остаются монополистами информации, на основе которой принимаются нужные решения. В истории управления компаниями известны случаи, когда руководство допускало хотя и малое, но все же участие рабочих в выработке решений. Но от этого руководители быстро отказались, поскольку это участие было чревато серьезными отрицательными для производства последствиями. Результатом этого явилось возвращение к прежним, авторитарным методам управления. В этой связи можно также обратиться к словам известного социального американского психолога Д. Мак-Грегора, который пояснял: «…если работникам позволят влиять на решения, их касающиеся, то вскоре они захотят участвовать в таких решениях, до которых им нет дела» [17]. Управляющие понимают, что работники способны к изобретательской деятельности, однако изобретения их являются своеобразным «оружием» против ускорения работы по сравнению с установленной нормой. Думающие руководители знают, что промышленность теряет очень много, лишая работников творческого отношения к своему труду. Многое из того, что знает персонал о работе техники на предприятиях, скрывается от руководства, чтобы использовать эти знания в своей «битве» против повышения норм выработки. Поэтому между рабочими и администрацией идет нескончаемая «тихая война», ко-
торая снижает эффективность деятельности всей организации. Там, где проявляются социальные конфликты, которые нужно разрешать, стали применяться такие термины, как «шизоидная культура», «отклоняющиеся от нормы личности» и др., не без участия американских психологов [1]. Развитие промышленности привело к тому, что ряд ученых пришли к выводу о том, что социальные конфликты приводят человека к состоянию кризиса личности, к потере смысла жизни, волнению, самоубийствам и т.д. Здесь явно обнаруживается прямая зависимость между урбанизацией общества и психологией человека. Сталкиваясь с трудностями в управлении, современные руководители среднего звена управления пытаются переложить их на плечи мастеров. В этой связи мастерам предлагается использовать специально составленные для них наставления «Как быть человечным на работе». В обязанности мастеров входит целый ряд предписаний, которые ему настоятельно рекомендуется исполнять, в частности:
а) проявлять личный интерес к работникам, хотя ему это и не нужно, и не хочется;
б) давать минимальные сведения об организации;
в) информировать работников о работе, т.е. осуществлять обратную связь;
г) признавать статус работника, чтобы он ощутил свою значимость для организации;
д) выслушивать рабочих, чтобы дать им почувствовать, что к ним относятся с уважением;
е) советоваться с рабочими по некоторым второстепенным вопросам, которые не составляют сути управления организацией [6].
Известный исследователь проблем управления П. Друкер очень четко подметил в свое время, что «важны не действительные условия, а жесты, показывающие заботу о рабочих и интерес к ним». То есть здесь речь идет о фальшивых отношениях с работниками предприятий [6]. Несмотря на рекомендации психологов и социологов в западных компаниях вкраплять некоторые элементы демократии в управление, главенствующая роль остается все же за авторитарными методами в управлении, а призывы менять методы управления остаются до сих пор благими пожеланиями. Отдельные авторы, например Паккард и др., отмечали, что на предприятиях запада царит гнетущая атмосфера подслушивания, слежки за работниками и других неблаговидных действий со стороны мастеров, управляющих, психологов и социологов [6]. Система подобных мероприятий серьезно травмирует психику персонала и является одним из факторов, усложняющих деятельность организаций. Сотрудники Гарвадской школы бизнеса обобщили возможные причины межгрупповых конфликтов в организациях. Согласно их мнению, эти конфликты вызывают:
1) существование в группах различных целей;
2) неодновременное окончание объема работ в группах;
3) несовпадение индивидуальных и групповых целей;
4) наличие различного количества иерархических уровней в формальных структурах [4].
Естественно, что наличие конфликтов внутри групп и организации в целом являются серьезной трудностью в управлении ими. Руководитель, наблюдая за совместной работой групп, иногда вмешивается, когда назревает конфликт, а в некоторых случаях он намеренно провоцирует его, если того требует управленческая ситуация. Однако правильный подбор персонала может облегчить работу руководителя, поскольку в такой группе будет меньше условий, приводящих к разногласиям. В этом вопросе очень важным является выбор критериев, по которым должны формироваться рабочие группы. Одним из таких критериев является производственный принцип — создание «малых групп», которые должны работать как единый производственный отдел. Другой — функциональный критерий, дозволяющий учитывать специализацию внутри организационной структуры, например производственные бригады, маркетинг и др. [9]. Из сказанного выше становится ясно, что современное управление организациями сталкивается со многими трудностями различного характера. Одной из трудностей, которая зарыта в «дебрях» управления, является проблема руководства не только персоналом, но и самими менеджерами. Такая проблема существует в реальности и не является до сих пор решенной. Со времен известности Ф. Тейлора и до настоящего времени рассматривается на Западе вопрос о коллективном управлении как своеобразном стиле руководства. Однако следует напомнить, что в свою бытность Ф. Тейлор был против «артельной формы труда», которая, по его мнению, может рождать только
коллективный эгоизм и безответственность.
В нашей стране в период «развитого» социализма в 80-е гг. на многих предприятиях применялась бригадная форма организации труда, которая не оправдала себя ни экономически, ни психологически. Известный авторитет в области управления Дж. Харрингтон пояснял, что «коллективное участие должно быть управляемым процессом. Оно не возникает само по себе, как нельзя его добиться и насильственными методами» [8]. К тому же коллективное управление чревато развалом самой организационной структуры из-за того, что производительный персонал может засыпать руководство различными проблемами, мнениями, предложениями и решениями [8].
Практика зарубежного менеджмента показала, что рядовые работники были бы только «за» систему коллективного управления. Что касается руководителей среднего и низового звеньев управления, то они, по существу, незнакомы с коллективным управлением и его возможностями, поэтому они не хотят неизвестности и боятся его. Они свыклись со своим стилем руководства, а его возможное изменение является для них ничем иным, как большим риском. Коллективное управление может принести им одни неприятности, хлопоты, напряженность, к тому же они просто не готовы к нему, а потеря части полномочий является прямой угрозой их статусу, престижу, власти, что рождает у них только отрицательные эмоции и страх [1]. Некоторые фирмы США все же пытаются перейти к новой форме управления, что вызывает большую обеспокоенность у руководителей среднего и низового звеньев управления, так как они боятся:
• потерять гарантию занятости;
• лишиться своего авторитета, который они долго завоевывали;
• увеличения объема работ;
• лишения сових прав и полномочий;
• лишиться своего начальственного положения ввиду изменения отношений между ними и подчиненными;
• искренности намерений высшего руководства [8].
Социальные психологи, работающие в многочисленных западных компаниях, считают, что применяемые до сих пор автократические методы в управлении являются недопустимыми, так как ухудшают мотивацию работников, унижая их человеческое
достоинство. Однако большинство организаций применяют именно авторитарные методы руководства как беспроигрышные, для которых характерен жесткий порядок, дисциплина и контроль. Интерес руководителей к персоналу заключен только в профессиональных и деловых качествах его. Такой подход является свидетельством обезличенного подхода руководителей к работникам. Индивидуальность работника не интересует руководителей. С точки зрения психологии это можно объяснить наличием стереотипов мышления руководителей и их социальных установок, основанных на прошлом опыте. Если руководитель по определенным причинам переходит в другую профессиональную категорию со снижением его статуса, то его оценки быстро меняются по отношению к вышестоящим менеджерам и к персоналу. В центр его внимания попадают уже не профессиональные качества руководителя, а поведенческие реакции. Например, он будет оценивать, как его нынешний руководитель общается с исполнителями, насколько он к ним внимателен, доброжелателен, готов ли помочь в трудной ситуации, насколько справедливо оценивает вклад работника в общее дело и т.п. [9]. Область управления производством для руководителя не представляет для него таких трудностей, какой является область межличностных отношений. Область общения всегда остается для него сферой «неопределенности» в силу своего субъективизма. Именно в этой сфере руководитель чувствует себя уязвимым. Отрицательным психологическим фактором является непонимание многими руководителями того, что их негативные оценки своих подчиненных снижают личностную оценку, подрывают веру в себя у исполнителя. После такой оценки работник непроизвольно снижает свою активность в труде, отказывается от инициативы там, где это ему дозволяется, уменьшает производительность труда. В данном случае речь идет о демоти-вации к труду. Выше были рассмотрены трудности, с которыми сталкивается современное управление организациями.
Однако помимо трудностей существуют также противоречия и парадоксы этого управления. Одним из наиболее существенных противоречий в управлении является стремление организации к стабильности при постоянном движении вперед. То есть статика и динамика организации как определенной структуры находятся в определенном взаимодействии. О стабильности в работе организации можно говорить только тогда, когда отсутствуют кризисные процессы. При их наличии для организации «стабильность уступает место неустойчивым дисгармоничным переменам» [4].
Одним из известных зарубежных исследователей процессов организационных изменений Дж. Гарнером было подмечено, что «единственная возможная стабильность ~ это стабильность в движении» [5]. Смысл этого противоречия заключается в определении «динамического неравновесия», сущность которого состоит в том, что всегда внешние переменные деятельности организации приводят к тому, что прошлый практический опыт управления с его хорошо отлаженными стереотипами обязательно должны быть нарушены, поскольку организация не может правильно отреагировать на эти перемены. Именно поэтому управление считается постоянным балансированием на грани между множеством противоречий, ни одну сторону которой нельзя не учесть, так считает Р. Уотермен [4].
В современных условиях децентрализации производства одной из важных предпосылок уменьшения организационной структуры является «формирование информации», которое могло бы приблизить вертикальную структуру к горизонтальной путем укрупнения отдельных подразделений, т.е. так называемых «рабочих групп». Теоретически это возможно, но практически трудно осуществимо. Прохождение информации по разным ступеням иерархической (бюрократической) структуры также способствует росту числа противоречий внутри управления. Считается, что чем больше иерархических ступеней насчитывается в организации, тем более раздробленной является ее структура [10]. В каждой организации имеются барьеры прохождения информации к ее адресату. Серьезный барьер в движении информации представляет собой бюрократия, которая выполняет роль своеобразного фильтра, задерживая информацию или внося в нее свою коррективу. Другими барьерами продвижения информации могут быть: неясность содержания, боязнь критик или санкций со стороны начальства; недостаточная компетентность сотрудников, не способных адекватно ее оценить. Так считают Дж. Гарднер и его сотрудники [13]. Противоречием и одновременно трудностью в управле-
нии является то, что руководители не дают своим подчиненным четкой, ясной, правдивой и полной информации относительно работы организации, о чем выше уже говорилось. Подобные действия руководителей не являются обоснованными, но объяснением такого поведения руководителей является то, что они боятся утечки информации.
Одним из противоречий внутри управления организациями является наличие двух противоположных тенденций в функционировании производства. Проявляется оно в том, что чем больше будут скапливаться запасы на производстве, тем спокойнее будет вести себя тот, кто отвечает за простои, вызванные отсутствием сырья. И, наоборот, чем меньше будет запасов сырья, тем лучше будет чувствовать себя менеджер, отвечающий за подвижность оборотных средств. Поэтому внутри одного и того же предприятия находятся два работника, которые представляют противоположные интересы [4, 11].
Приведем пример другого вида противоречий в работе одной и той же организации. В ряде случаев возникает конфликт между менеджером, отвечающим за качество дорогостоящей продукции, и руководителем, отвечающим за ее реализацию. Это — пример столкновения интересов различных менеджеров внутри одной организации [4]. В этой связи возникает вопрос, каким образом можно избежать конфликта целей? По всей видимости, целесообразно было бы одному и тому же лицу отвечать за эти две задачи. Тогда ответственный за эти задачи не будет тратить силы на конфликты с коллегами, представляющие противоположные интересы, а будет принимать оптимальное для данной управленческой ситуации решение. Одним из важнейших противоречий в управлении считается стремление к стабильности при постоянном движении вперед [4]. Смысл этого серьезного противоречия в управлении заключается в поисках «динамического» неравновесия, и сводится он к следующему. В организациях существует принятое практикой правило нахождения способов решения целей и проблем [13]. Вместе с тем всегда меняющиеся внешние переменные деятельности организации приводят к тому, что прошлый опыт с его хорошо устоявшимися стереотипами должны с необходимостью быть нарушены, чтобы правильно можно было реагировать на перемены. В наиболее разви-
тых американских компаниях важным фактором в управлении считают так называемую «созидательную конфронтацию», что на первый взгляд кажется парадоксом. Руководители этих компаний требуют от менеджеров расхождения во мнениях, а не поиска «гармонии в управлении», которой нет и быть не может. Делается это для стимулирования творческой активности менеджеров, проявления креативности. Требования к менеджерам исходят из того, что они имеют дело с достаточно компетентными работниками, готовыми принять правду такой, какой она есть, будучи независимыми в своих суждениях, и готовыми открыто их изложить. Деятельность эффективных управляющих состоит в том, что они стремятся найти истину, но одновременно с этим ждут любого несовпадения во взглядах, суждениях, чтобы проанализировать свои действия, а также решения на основе тесных контактов со своими коллегами и потребителями. Таким образом, менеджер действует в обстановке противоречивой реальности, без которой невозможно движение вперед.
Пользуясь новейшей технологией, и строя новые стратегические планы в управлении, руководители в психологическом плане испытывают неуверенность из-за страха на непредвиденном этапе их деятельности под-вегнуться опасности превратиться из «первооткрывателей» в исполнителей, в придаток мощной техники и орудий труда. Такие руководители испытывают, таким образом, психологический дискомфорт, который часто приводит их в состояние внутреннего психологического конфликта. Отражением противоречия в управлении является также мысль лауреата Нобелевской премии известного американского ученого Г. Саймона о том, что для повышения эффективности управления степень влияния организации на каждого отдельного работника должна быть как можно большей, а свобода действий — как можно меньшей. По его мнению, руководители должны очень тонко чувствовать ту грань свободы действий, которую нельзя перешагнуть, поскольку это может принести вред поставленным целям.
Г. Саймон дает некоторые рекомендации руководителям: «… чтобы определить сферу влияния или власти в каждом конкретном случае, надо разбить решения, которые принимает подчиненный, на составляющие части и после этого определить, ка- кие из них находятся под контролем начальника, а какие должны быть оставлены подчиненному» [15]. В управленческой практике такой подход мы можем найти в рамках «классической школы управления» — строгое наблюдение за действиями персонала и ограничение его свободы в этих действиях. Такой подход по отношению к работникам своими истоками уходит в тейлоризм, когда работник был лишен всякой свободы действий под лозунгом «Работай, не рассуждая» [3]. В последние два десятилетия XX в. зарубежные исследователи проблем управления, а также наши ученые много писали о «новом управленческом мышлении» [4]. При этом следует отметить, что специалисты по «новому управленческому мышлению» но связывали его с ожиданием «крупнейших технологических прорывов» или глубоких изменений в системе потребительских предпочтений. «Новое мышление руководителей нацелено на поиск новых путей совершенствования производства на всех уровнях управления. Оно не является чем-то дискретным и функционирует постоянно в поисках сбалансированности производства при наличии определенного риска потерь. Однако может показаться, что «новое управленческое мышление» определенным образом связано с возможностью впитать в себя все новое, что рождается внутри организации в процессе реализации интеллектуальных возможностей руководителей и его подчиненных, способных создавать новые идеи. В связи с такой мыслью возникает вопрос: так ли это на самом деле происходит? Обратимся к одному известному факту применения моделей в целях прогнозирования эффективности деятельности организаций. На этот счет А. Мес-кон с соавторами утверждали, что финансовые американские руководители и западноевропейские управляющие маркетингом слишком мало используют модели в целях принятия решений, что является своего рода парадоксом [2]. Почему так происходит? Причина этого явления кроется в боязни принятия ответственности, либо в их недостаточной компетентности в указанной области. Кроме того, они видят часто в моделях только то, что хотят видеть, т.е. то, что соответствует их субъективным представлениям по конкретному вопросу управления. Таким образом, получается, что определенный недостаток знаний у руководителей является определенным тормозом для использования ме-
тода моделирования в области управления.
Парадоксально, но факт, что в условиях третьего тысячелетия, как и 90 лет назад во времена Ф. Тейлора, основной формулой в работе зарубежных компаний для персонала является призыв: «Работники должны делать то, что им говорят, и быть счастливы от этого». В результате такого подхода рабочий лишался возможности творчества, и ему ничего не оставалось, как не проявлять большого интереса к работе. Такое явление подтверждает известную в психологии двухфакторную теорию «X и У» Д. Мак-Грегора. Напомню некоторые положения этой теории, в которой отражались воззрения Ф. Тейлора. Согласно этой теории:
а) средний работник не любит трудиться;
б) работников нужно принуждать к работе;
в) средний работник избегает инициативы [17].
Теория Д. Мак-Грегора является примером соединения двух разнонаправленных подходов. Теория X является примером «экономического» подхода к человеку, что было свойственно Ф. Тетюру. Однако Д. Мак-Грегор понимал, что в условиях современного производства человек стремится к независимости, росту, ответственности как мощному мотивационному фактору. Если руководители хотят добиться успеха в работе своей фирмы, то следует использовать максимально мотивацион-ные возможности работников. Поэтому Д. Мак-Грегор предложил, в дополнение к первой, другую теорию — Теорию У. Она была опубликована им в 60-е гг., но. до настоящего времени не утратила своей значимости. Основными положениями Теории У были:
1) внешний контроль и угрозы наказания не являются определяющими в трудовой активности большинства работающих;
2) усилия, прилагаемые человеком к достижению цели, пропорциональны ожидаемому вознаграждению;
3) человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней;
4) творческая деятельность свойственна не только узкому, но и широкому кругу людей;
5) в условиях современного производства интеллектуальные возможности человека используются только частично \М\.
Вряд ли можно удивляться по поводу того, что работник не отдает всего
себя предприятию. Психологическое объяснение этого явления достаточно простое: предприятие, на котором он работает, для него является чужим, а сам работник в условиях рынка — нечто иное, как товар. Об этом проникновенно писал Э. Фромм {12]. Если обратиться к практике управления 80-х гг. нашими отечественнными предприятиями, то можно отметить, что наши ученые экономисты, а также социальные психологи и социологи пытались применять псевдонаучные методы формирования у работников «чувства хозяина» на предприятиях, которое по существу было им, конечно, чужим. Конечно, это был очередной абсурд.
Парадоксом в условиях крупного бизнеса является позиция, когда от работника требуется полное доверие к руководителю, но при этом самому работнику доверия не оказывается. С помощью приемов манипулирования личностью работника маскируются механизмы эксплуатации рабочей силы на предприятиях [12].
Любое давление на работника показывает, что на него нельзя воздействовать, если не принимать во внимание группу, членом которой он является. Еще в 20-е гг. Э. Мэйо отмечал, что «в каждом нормально действующем предприятии управление имеет дело не с отдельными работниками, а всегда с коллективом работающих людей». Введенная Мэйо теория патернализма была предметом нападок со стороны американских прагматиков-управляющих, которые считали эту теорию «мистикой» и совершенно ненужной теорией, поскольку конкуренция в бизнесе не нуждается, с их точки зрения, в «человеческих отношениях». Даже были своеобразнее попытки «похорон» теории Э. Мэйо. Так, американский профессор Дж. Келли в своей книге «Поведение организации» высказался по этому поводу: «Старая концепция человеческих отношений со своими панацеями как управленческая философия скончалась». Критикуя Э. Мэйо, Д. Мак-Грегор пытался оправдать прагматические позиции Ф. Тейлора. Противоречием в системе управления является также наличие солидарности рабочих. С одной стороны, ее можно рассматривать как явление сплоченности работников в условиях производственной деятельности, а с другой стороны, ее можно найти внутри собственной иерархии наряду с управленческой, которая узаконена социальным статусом менеджеров. Что касается иерархии в рабочей ере де, то она рождает такие психологические явления, как различия в интересах, стремлениях, что, в конечном итоге, приводит к конфликтам. Психология работника такова, что люди по-разному относятся к труду, различным образом воспринимают одни и те же условия труда, профессиональные требования и реагируют также на них по-разному. Это зависит от целого ряда причин: личностных особенностей работников, их мотивационной сферы, ценностных ориентации и т.д. Из различий в поведении людей следует необходимость дифференцированного психологического подхода, как к отдельному работнику, так и к целым группам, внутри которых есть неофициальный лидер. К факторам, «взрывающим» малую группу как отдельную ячейку организации, можно отнести явление, при котором менеджеры лавируют между группами и поддерживают равновесие в отношениях между ее членами. В практике управления такими крупными американскими корпорациями, как «Крайслер», «Дженерал электрик» и др., в случаях, когда требуется снизить издержки производства и повысить производительность труда, все запланированные и тщательно подготовленные руководителями организационно-управленческие мероприятия наталкиваются на преграды человеческого фактора, поскольку рабочие в этом не заинтересованы [4].
Единственно, что в этом помогает, — это применение жесткого авторитарного метода управления. Такой прием уже давно показал себя как самый эффективный. Сторонники жестких методов в управлении доказали, что неудовлетворенность, агрессия и т.п. психологические явления часто поощряются в работе. Поэтому руководитель-автократ может добиться высокой производительности труда от работников. Для подтверждения такого рода противоречий в управленческой практике нередко ссылаются на 3. Фрейда, приводя в качестве научного аргумента высказывание его о том, что «продуктивная работа отчасти является функцией выражения агрессивности по отношению к лидеру» [6]. Явно выраженным противоречием психологического свойства в процессе управления является отсутствие положительной связи между удовлетворенностью трудом и производительностью труда работника. Как показали отечественные и зарубежные исследования, нет гарантии того, что неудовлетворенные работники трудятся хуже, чем удовлетворенные.
Проведенное автором этой статьи совместно с социальным психологом Н.С. Верховской обследование более 200 рабочих предприятия «Кристалл» несколько лет назад — государственного тогда еще предприятия, поставляющего на экспорт бриллианты, показало, что неудовлетворенные работники вовсе не собираются оставлять свое место работы, в то время как «удовлетворенные» работники ждут удобного случая уйти с предприятия. Причин тому было слишком много, начиная от объективно тяжелых условий труда (монотонная, постоянно действующая стрессогенная обстановка в цехах в связи с возможностью потери алмазов и большим материальным наказанием за это, освещенность рабочего места, превышающая многократно допустимые нормы, по данным медицинского обследования сотрудников Института профзаболеваний АМН РФ) и кончая унижением человеческого достоинства в виде раздевания догола рабочих (но не мастеров!!!) при входе и выходе с завода. В настоящее время это предприятие уже стало частным, но в его работе мало что изменилось, по данным, полученным нами у рабочих этого завода.
Парадоксом является то, что в современных развитых организациях в условиях производственной деятельности людей пытаются сделать послушными исполнителями, механически отвечающими на любой сигнал бюрократической системы, что имело место еще в самом начале XX в. на американских заводах и продолжается до сих пор.
Так называемые «белые воротнички» в большей степени, чем «синие воротнички», отвечают отрицательными реакциями на то, что им не дают возможности реализовать свои способности, а также творческий и личностный потенциал в таких важных делах, как формирование структуры организации и т.п. Они обязаны делать только все в соответствии с имеющейся инструкцией. Естественно,это порождает неудовлетворенность работой, усложняет отношения с членами малой группы и с руководителями, что, в конечном счете, приводит к конфликтным действиям. В области управления производством большую работу в США выполняют консультативные фирмы. Ими был выявлен очень важный психологический момент, смысл которого заключался в том, что работ-ники независимо от того, какой статус имеют внутри организации, в своем
большинстве недовольны тем, что их недооценивает руководство. При этом не имеет значения — хорошо или плохо они работают. Реакция на работников со стороны руководителей является однотипной. Трудности в организациях осложняются еще и тем, что люди приходят на рабочие места со своими индивидуальными ценностями, которые сформировались под влиянием общественных процессов. Это приводит к противоречиям между индивидуальными и организационными ценностями, что в значительной степени затрудняет поведение и работников, и руководителей.
Еще в конце прошлого века известный ученый С. Арджирис отметил важное противоречие между требованиями к поведению работника и тем, что общество считает правильным и необходимым. Это противоречие основывается на том, что ценностью в обществе признается зрелое, т.е., «взрослое поведение субъекта», в то время как структура рабочих действий и управление трудом исходят из «незрелых детских реакций». При такой позиции возникает рассогласование между этими двумя видами требований к поведению работника, что приводит к новому парадоксу: социальные нормы общественного поведения в отдельных организациях не соответствуют друг другу. По этой причине человеческие ресурсы рассматриваются как определенный товар, который должен четко соответствовать жестко зафиксированным производственным требованиям работы. Причем такие требования практически полностью исключают возможности изобретательской деятельности, нововведений,ответственности и свободы выбора тактических средств решения организационной задачи [12]. Такого рода ситуация на предприятиях неизбежно приводит к конфликтному развитию ценностей, что может привести к возникновению социального конфликта. Современная теория менеджмента доказывает необходимость личностного роста работников и формирования ответственного поведения в целях адекватной адаптации личности.
Практика современного управления доказывает, что оно «грешит» многими противоречиями. Это выражается в том числе и в различных подходах к оценке эффективного руководства. Так как практика всегда идет впереди теории, то для некоторых условий управления вовсе не обязательно, чтобы руководитель проявлял только положительные свои качества, поскольку личность — это сложное и противоречивое психологическое явление. Можно при этом отметить, что в деятельности самого руководителя как главного субъекта управления также можно найти различные противоречия, которые осложняют его работу и работу всей организации. Среди них можно выделить следующие:
1. Деятельность руководителей осуществляется в условиях строго структурированных планов (стратегических, тактических, оперативных), осуществляемых людьми с их личностными, характерологическими, темпе-раментальными, мотивационными и другими особенностями, которые не могут быть спланированными, структурированными и предсказуемы.
2. Дилемма выбора руководителем тактик решения поставленных целей между рискованными действиями и устоявшимися, отработанными на практике стреотипами,
3. Отсутствие постоянной рефлексии и оценки руководителем своих способностей и управленческих умений, а также личностных особенностей в условиях постоянно меняющихся управленческих ситуаций.
4. Различие в индивидуальных интересах, ценностях работников и их руководителей.
5. Принятие управленческих решений без учета мнения исполнителей.
6. Строгое требование выполнять инструкции работниками в ущерб их стремлению к творчеству и самореализации.
7. Рассогласование в индивидуальной мотивации руководителя на
достижение успеха в деятельности и отсутствия положительной мотивации работников.
Организации, как большие социальные группы людей, существуют для выполнения работы, которая не под силу одному человеку. В конечном итоге организация служит людям, а не только бизнесу. Если она начинает работать в режиме сбоев, тогда люди будут вынуждены ее изменить.
Резюме
1. Трудности, противоречия и парадоксы присущи деятельности любой организации.
2. Человеческий фактор является основополагающим в системе управления организациями.
3. Управление полностью пронизано психологическими явлениями, связанными с совместной деятельностью людей.
4. Жесткие авторитарные методы руководства в современных зарубежных компаниях считаются ведущими и наиболее результативными.
5. Стереотипы и инерция мышления руководителей являются тормозом в развитии организационных систем.
6. Мотивация руководителей и персонала не всегда согласуются.
7. Расхождение индивидуальных, групповых и организационных целей существенно тормозят эффективную деятельность современных компаний.
ЛИТЕРДТУРА
1. Зигерт В., Лаяг Л. Руководить без конфликтов / Пер. с нем. М.: Экономика, 1990.
2. Мескон М. , Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1992.
3. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М.: Дело, 1995.
4. Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании / Пер. с англ. М.: Дело, 1988.
5. Тичи Н., Деванна М.А. Лидеры реорганизации / Пер. с англ. М.: Экономика, 1990.
6. Друкер П. Производительность труда «белых воротничков» / Пер. с англ. М.: Экономика, 1988.
7. Розанова В.А. Психологический характер некоторых противоречий в управлении // Психология в бизнесе. 1998, №1.
8. Розанова В.А. Трудности управления и их психологические принципы // Управление персоналом. 1997, № 3.
9. Розанова В.А. Психология управления // Управление персоналом. 2003.
10. Розанова В.А. Психологические парадоксы в управлении. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.
11. Розанова В.А. Психология управленческой деятельности. М.: Экзамен, 2003.
12. Фрош Э. Психоанализ и этика / Пер. с англ. М.: Республика, 1993.