Проект современной модели образования в России до 2020 года статья из журнала
Дошкольное образование
Отечественная практика и многочисленные исследования в разных странах мира показывают, что вклады в раннее детское развитие и дошкольное образование являются наиболее результативными с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов. В связи с этим значимость дошкольного образования, традиционно ориентированного прежде всего на решение воспитательных задач, все более возрастает. Дошкольное образование должно не только обеспечивать равные стартовые условия для подготовки детей к освоению общеобразовательных программ, но и стать социальным институтом, чутким к интересам семей. Это означает, что предстоит не только заботиться о доступности услуг дошкольного образования, но и активнее вовлекать в воспитание дошкольников родителей, создавая детсковзрослые образовательные сообщества.
Исходя из этого, самостоятельным элементом современной модели образования становится система раннего развития детей (от 0 до 3 лет). Уже к 2010 г. будут созданы специальные службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания и целевые программы сопровождения детей из семей группы риска. Для эффективной реализации этих программ будут разработаны специальные методические рекомендации субъектам РФ, муниципалитетам и образовательным учреждениям.
Для массового охвата дошкольным образованием государство будет поддерживать многообразные программы раннего развития детей, предлагаемые организациями различной формы собственности. В рамках данных программ особое внимание будет уделено выявлению одаренных детей и детей с возможными трудностями в развитии. Данный тип образовательных услуг направлен прежде всего на максимально полное использование образовательного потенциала семей.
За счет повышенного внимания к раннему развитию детей можно будет добиться снижения числа обучающихся по коррекционным программам и значительного повышения результатов начального общего образования.
Предшкольное образование (4–6 лет) существует, как правило, в форме дошкольных учреждений с жестко стандартизированной услугой, которые не обеспечивают достаточно широкого охвата детей услугами дошкольного образования. Уже к 2012 г. для расширения охвата разнообразными услугами дошкольного образования будут привлекаться организации разной формы собственности. Государственночастное партнерство в этой сфере будет выражаться в системе нормативноподушевого финансирования программ дошкольного образования, которое предполагает возможность получения бюджетного финансирования негосударственными организациями, оказывающими услуги дошкольного образования.
При этом принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования станет гибкость образовательных программ, их «подстраиваемость» под различные потребности семей. Конкретными вариантами новой схемы могут быть группы дошкольного образования при общеобразовательных учреждениях, группы кратковременного пребывания детей при образовательных учреждениях различных типов и видов, в т.ч. при учреждениях дополнительного образования.
Уже в возрасте 3–7 лет у ребенка формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает использование эффективных технологий развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателейпедагогов. В ближайшие четыре года необходимо провести модернизацию технологий дошкольного образования, а затем за четырепять лет – переподготовку воспитателей.
В целом уже в ближайшей перспективе предшкольный этап образования в разных формах может стать всеобщим и массовым. Предстоит провести широкую общественную дискуссию в отношении введения обязательного года предшкольного образования. Ответив на данный вопрос в среднесрочной перспективе, можно будет перейти к системным и всеохватывающим изменениям в дошкольном образовании в последующие годы. В результате будет обеспечена успешная адаптация каждого ребенка к школе, ранняя позитивная социализация и, как следствие, снижение случаев асоциального поведения.
Общее образование
Во второй половине двадцатого века среднее (полное) общее образование стало всеобщим и обязательным. Поэтому актуальной становится организационная модель школьного образования, предполагающая разделение по возрастам – создание отдельных школ для детей, обучающихся в младших классах, и старшеклассников.
Нередко наряду с отдельными начальными школами и «школами третьей ступени» на базе средних общеобразовательных школ в качестве самостоятельных учреждений также рассматривается школа для учащихся средней ступени на базе основных общеобразовательных школ – так называемая «подростковая школа». Это не означает выделение средней ступени в отдельный уровень образования. Опыт ряда зарубежных стран, субъектов РФ и образовательных учреждений показывает, что «подростковая школа», оставаясь ступенью общего образования, может стать весьма эффективной для России с учетом общих тенденций развития сети образовательных учреждений.
Таким образом, важной частью новой модели образования является выделение специфических методов и подходов к обучению на разных возрастных ступенях. К 2015 г. будет завершен эксперимент, в ходе которого будут апробированы конкретные механизмы обновления внутренней структуры школьного образования. К 2020 г. этот переход может быть осуществлен в масштабах всей страны.
Другим важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. В практике деятельности инновационных образовательных учреждений такой подход принято называть компетентностным. Речь идет об овладении обучающимися умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. При таком подходе существенно меняется роль и задачи изучения дисциплин социальногуманитарного и естественнонаучного циклов, возрастает значимость учебных курсов с элементами освоения технологий. В них будут активно использоваться проектные методы, вовлекающие школьников в практическую деятельность. Изменится подход к преподаванию естественнонаучных дисциплин. Акцент будет сделан на проведении исследований, выдвижении и проверке гипотез, решении аналитических и проектных задач. Это потребует разработки новых образовательных технологий и учебных материалов, использования информационнокоммуникационных технологий. Инновационное развитие страны требует обновления к 2015 г. всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода.
К 2011 г. будет завершен организационный переход на принципы профильного обучения. При этом профильное обучение будет обеспечивать возможность построения школьником индивидуальных образовательных траекторий. К 2015 г. будет завершено методическое и технологическое обеспечение широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий, в т. ч. с использованием информационных технологий и возможности вместе с получением общего образования осваивать профессиональные навыки, модули программ начального и среднего профессионального образования. В среднесрочном периоде предстоит разработать и внедрить соответствующие программы по переподготовке и повышению квалификации работников общеобразовательных учреждений.
Для реализации модели общего образования, основанной на компетентностном подходе, профильном обучении, использовании новых образовательных технологий и учебных материалов изменится сеть образовательных учреждений. Наиболее качественно работающие образовательные учреждения станут базовыми школами, услугами которых смогут пользоваться все большее число семей, проживающих в близлежащих населенных пунктах. Укрупнение базовых школ, особенно школ старшей ступени, их приоритетное оснащение современным учебным оборудованием позволит создавать в них насыщенную образовательную и коммуникативную среду, а также обеспечит возможности эффективного выбора и реализации индивидуальных образовательных маршрутов.
Профильное обучение также сделает возможной разгрузку детей, в т. ч. на подростковой ступени школы. Свободное от уроков время школьника станет ценнейшим ресурсом самообразования и дополнительного образования. Это означает, что резко сузится поле принуждения ребенка и расширится пространство его инициативного действия. Все это потребует расширения сферы дополнительного образования школьников. К 2012 г. каждый школьник в среднем за счет бюджетных средств получит возможность не менее 2 ч в неделю заниматься внеурочной деятельностью в рамках образовательной программы, а к 2020 г. – не менее 6 ч.
Поскольку в новой модели процесс обучения становится многообразным и вариативным, важную роль начнет играть как внешняя, так и внутренняя система оценки качества образования, ориентированная на новые качественные результаты. В этой оценке наряду со стандартизированными внешними экзаменами будут применяться новые методы оценивания, отражающие индивидуальные творческие образовательные достижения ребенка. К 2012 г. в практику войдет система оценки качества образования, построенная на выборочном статистическом анализе, а к 2015 г. будет создана единая цифровая система добровольного учета образовательных достижений школьников. Таким образом, одновременно с совершенствованием единого государственного экзамена получат развитие и другие институты оценки результатов общего образования школьников.
Для обеспечения нового качества образования необходимо будет не только повысить зарплату педагогов, но и изменить систему их подготовки и переподготовки. Потенциал педагогических вузов может оказать непосредственное влияние на развитие сети гуманитарных и классических университетов в Российской Федерации. Учителя, как правило основной и старшей школы, получат возможность пройти профессиональную подготовку и переподготовку в специализированных магистратурах.
Профессиональное образование
1. Структура профессионального образования будет обеспечивать для каждого гражданина России возможность получить базовую профессиональную подготовку на востребуемом им уровне: краткосрочные программы профессиональной подготовки и профессионального образования, прикладной (технический) бакалавриат, академический бакалавриат. Одновременно будет предложен постоянно обновляемый набор модульных программ освоения профессиональных квалификаций для эффективной адаптации к запросам рынка труда. Эти программы будут оптимизированы по сроку обучения и открыты для всех желающих.
2. Инновационный характер профессионального образования будет обеспечиваться за счет:
- постоянно растущей исследовательской компоненты высшего образования;
- интеграции ряда образовательных программ с реальным производством, в т. ч. посредством предоставления образовательных услуг ведущими предприятиями соответствующих отраслей;
- создания системы независимых от институтов образования профессиональных стандартов и экзаменов, обеспечивающих постоянную отбраковку устаревших образовательных программ, включая механизмы независимого присвоения квалификаций выпускникам учреждений профессионального образования.
3. Основными структурными элементами системы высшего образования станут университеты, академии и институты, среди которых будут выделяться:
- сеть вузов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих геополитические, кадровые и исследовательские задачи общенациональных инвестиционных проектов («федеральные университеты»);
- сеть вузов, реализующих интегрированные инновационные программы, научноисследовательские проекты, решающие кадровые и исследовательские задачи инновационной экономики по наиболее приоритетным направлениям развития науки и техники на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности, поддерживаемых на конкурсной основе («национальные исследовательские университеты»);
- университеты регионального значения, реализующие многопрофильные программы для кадрового обеспечения социальноэкономического развития субъектов РФ;
- институты, реализующие главным образом программы бакалавриата (в т. ч. прикладного).
Адекватно этому предстоит обновить законодательство, в т.ч. типологию образовательных учреждений.
4. В системе профессионального образования не будет «тупиковых траекторий». Получит распространение мобильность студентов, поддержанная системой зачета кредитных единиц. При этом увеличится число программ, по итогам освоения которых наряду с государственной осуществляется общественнопрофессиональная аттестация выпускников, программ, требующих прохождения профессионального экзамена для выхода на рынок труда.
5. Широкое развитие получит государственночастное партнерство в образовании, в т. ч.:
- объединения работодателей будут реально вовлечены в разработку и реализацию государственной образовательной политики (разработка законодательных и иных нормативных правовых актов в области профессионального образования, формирование перечней направлений подготовки (специальностей), разработка федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, участие в процедурах контроля качества профессионального образования);
- инновационная инфраструктура вузов (бизнесинкубаторы, технопарки, венчурные предприятия) будет строиться совместно с бизнесом;
- некоммерческие организации (в т. ч. представляющие объединения работодателей) будут формировать общественногосударственную систему профессиональных стандартов (служащих базой разработки федеральных государственных образовательных стандартов) и независимых профессиональных экзаменов;
- с учетом результатов эксперимента по отработке организационных механизмов образовательного кредитования сформируется система государственной поддержки образовательного кредитования студентов, обеспечивающего доступность как образовательных кредитов для всех студентов, получающих платное образование, так и сопутствующих образовательных кредитов (т. е. кредитов на сопутствующие расходы) для всех нуждающихся в них студентов.
6. Одно из ключевых изменений – модернизация подходов к существующей системе текущего финансирования учреждений профессионального образования. Ближайший шаг – переход к нормативному подушевому финансированию, обусловливающему прозрачную конкуренцию вузов за способных выпускников школ в условиях единого государственного экзамена как формы внешней независимой объективной аттестации. Аналогично традиционной форме вступительных испытаний предполагается установить границу в баллах для тех, чьи знания и компетентности будут недостаточны для освоения программ высшего профессионального образования. Также предлагается установить порог в баллах, выше которого выпускники школ будут иметь право на получение высшего профессионального образования за счет бюджетных средств. При этом вузам может быть предоставлена возможность самостоятельно принимать решение о том, на какие направления обучения и с каким баллом единого государственного экзамена принимать абитуриентов по результатам конкурса. Этот механизм позволит преодолеть существующий разрыв между школой и вузом в предъявляемых требованиях к учащемуся, студенту. При этом не все расходы на реализацию образовательных программ должны быть включены в подушевые нормативы финансирования. Развитие кадровой, научноисследовательской, материальнотехнической базы целесообразно осуществлять посредством специальной государственной поддержки программ развития с учетом стоимости конкретных направлений подготовки, обновления производственных и исследовательских технологий. Часть такого финансирования будет предоставляться на конкурсной основе.
7. Значительные изменения произойдут в начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании.
Часть программ среднего профессионального образования будет переведена в статус прикладного бакалавриата, в т. ч. с включением соответствующих учреждений в состав вузов. При условии экспертной проработки данного механизма в сети федеральных учреждений среднего профессионального образования прикладной бакалавриат будет более специализирован, нацелен на освоение конкретных компетенций с одновременной возможностью получения фундаментальных знаний.
На базе учреждений начального и среднего профессионального образования будут реализовываться наряду с образовательными программами для получающих профессиональное образование впервые программы повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов. Часть общеобразовательных и социальных функций учреждений начального профессионального образования может быть передана системе общего образования.
При этом время освоения программ начального профессионального образования будет существенным образом сокращено, а сами программы сориентированы на освоение конкретного набора компетенций. В связи с этим предстоит отработать механизмы общественнопрофессиональной аккредитации программ профессионального образования.
Некоторые образовательные учреждения, реализующие программы среднего профессионального образования, могут быть включены в состав университетов или крупных образовательных комплексов.
8. В системе высшего профессионального образования произойдут следующие изменения.
В систему академического и прикладного бакалавриата будет вовлечено более двух третей выпускников общеобразовательных школ. Таким образом, высшее образование станет социальным стандартом поколения, вступающего в активную жизнь в первой четверти 21го века. За счет этого будет обеспечена долгосрочная конкурентоспособность России в мировой экономике, постоянное порождение инноваций и готовность к восприятию и использованию нового во всех отраслях экономики.
Массовый бакалавриат, доступный для каждого гражданина России, успешно освоившего программу общеобразовательной школы и готового вкладывать усилия в свое дальнейшее образование, должен обеспечивать освоение самого широкого набора компетентностей – от фундаментальных знаний и методов исследований до прикладных умений, позволяющих быть конкурентоспособным на рынке труда. Укрупнение направлений подготовки бакалавров будет сочетаться с широким простором для инициативы учебных заведений и самих студентов: федеральным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавров будет регламентироваться около 50% учебного плана, образовательные учреждения будут определять порядка 20%, а доля самостоятельно выбираемых студентами курсов превысит 30%.
Завершится переход к уровневому высшему образованию при существенном сокращении перечня специальностей высшего профессионального образования, направлений подготовки на уровне бакалавриата и при введении более высоких нормативов финансирования программ магистратуры.
В рамках бакалавриата будет обеспечен широкий выбор курсов с тем, чтобы к завершению этого периода обучения выпускник был готов к началу трудовой деятельности, а также к продолжению обучения.
Возникнет новая система стипендиального обеспечения студентов, предполагающая существенное увеличение размера стипендий за счет повышения адресности их предоставления. Более широкое распространение получат стипендии за высокие результаты обучения. Увеличится размер стипендий для студентов из социально незащищенных слоев населения.
Радикально изменится ситуация с обеспечением студентов общежитиями, будут построены и отремонтированы десятки студенческих общежитий при крупных вузах.
Следует подчеркнуть, что реализация данного комплекса мер в отношении профессионального образования не означает исключительную приоритетность системы высшего образования. Развитие форм получения начального и среднего профессионального образования, учитывая актуализирующиеся потребности экономики в выпускниках соответствующих образовательных программ, становится еще более значимым. Уже в среднесрочном периоде данные программы планируется сориентировать не только на подготовку кадров – вчерашних выпускников общеобразовательных учреждений, но также и на переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов рынка труда. Начальное и среднее профессиональное образование, реализуя модульный принцип построения образовательных программ, может стать главной составной частью системы непрерывного профессионального образования.
Непрерывное образование
Конкурентоспособность стран в современных условиях при росте значимости человеческого капитала зависит уже не только от деятельности традиционных образовательных институтов, но и от возможности постоянно повышать уровень и расширять спектр компетентностей, используемых в экономике и социальной жизни. Граждане, получившие профессиональное образование и желающие повысить уровень своих навыков или получить новые, являются ключевым ресурсом экономики. Освоение новых навыков и знаний становится для граждан самостоятельной потребностью, а для экономики – растущим сектором услуг и ресурсом ее развития.
Поэтому обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем. Все большую роль в них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры), так и информальное (спонтанное) образование, которое реализуется за счет самообразования граждан в насыщенной культурнообразовательной среде.
К 2020 г. система неформального образования в России будет характеризоваться:
- многообразием организаций, оказывающих образовательные услуги;
- прозрачной для рынка труда и рынка образовательных услуг системой квалификаций;
- наличием механизма подтверждения результатов полученного неформального образования через экзамены и сертификацию;
- работой образовательных консультантов, которые оказывают гражданам поддержку в выстраивании сложных образовательных траекторий, проходящих нередко и через формальные, и через неформальные институты.
К 2020 г. значительную поддержку получит самостоятельная образовательная деятельность граждан в богатой культурнообразовательной среде. Создание такой среды будет происходить как через традиционные учреждения культуры (музеи, библиотеки и т. д.), так и посредством активного формирования образовательных интернетресурсов, через использование радио, телевидения и иных средств массовой информации.
Уже в ближайшей перспективе предстоит заложить основы для непрерывного образования граждан. С этой целью следует создать условия для своевременного повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов. Прежде всего необходимо провести инвентаризацию требований к системе повышения квалификации и переподготовки в различных сферах деятельности. Ведомствами совместно с объединениями работодателей, в т.ч. в рамках соответствующих профессиональных стандартов, должны быть установлены нормы периодичности повышения квалификации рабочих и специалистов определенных сфер деятельности. Учитывая постоянно растущий спрос на повышение квалификации в рыночном секторе экономики, в бюджетном секторе предстоит разработать и внедрить конкурентные подходы к повышению квалификации и переподготовке рабочих и специалистов. В этой связи традиционные институты повышения квалификации должны быть существенным образом модернизированы с обязательным использованием механизмов деятельности автономных учреждений, нормативноподушевого финансирования, финансовохозяйственной самостоятельности учреждений бюджетной сферы.
Предстоит разработать такие методы финансирования непрерывного профессионального образования, которые связаны в первую очередь с образовательными запросами конкретных граждан – потребителей услуг непрерывного образования, а также с актуальными и перспективными потребностями отрасли. Это особенно важно для работников тех отраслей, где система повышения квалификации остается попрежнему громоздкой и не в полной мере ориентируется на многообразие потребностей конкретных специалистов. Персонифицированные системы финансирования повышения квалификации позволят организациям гибко ориентироваться в отношении многообразия потребностей граждан при получении социальных услуг. В частности, в образовании целесообразно развитие системы поддержки самообразования профессорскопреподавательского состава вузов по перспективным направлениям науки и инноваций через развитие деятельности соответствующих фондов.
В этой связи одним из основных видов деятельности служб занятости станет содействие профессиональному совершенствованию граждан, непрерывная переподготовка и обновление квалификации. При этом программы непрерывного профессионального образования взрослых должны значительно активнее реализовываться в учреждениях профессионального образования, которым в условиях временного демографического спада предстоит расширять спектр предоставляемых образовательных услуг в соответствии с запросами граждан и рынка труда.
В перспективе произойдут следующие изменения в рамках развития непрерывного образования.
1. Расширение круга поставщиков услуг дополнительного образования. Это может происходить как за счет активизации внутрифирменного образования через налоговые льготы*, включая отнесение расходов на внутрифирменное обучение к расходам на себестоимость продукции, так и за счет поддержки государственночастного партнерства в области непрерывного образования. Здесь возможны специальные программы поддержки учреждений, оказывающих услуги дополнительного образования.
Особое внимание предстоит уделить развитию возможностей некоммерческих организаций для реализации государственных функций в области образования. Данные организации уже играют немалую роль в системе дополнительного образования детей и молодежи. С учетом опыта ряда субъектов РФ государственный и муниципальный заказ на услуги дошкольного и дополнительного образования детей и молодежи, летние культурнообразовательные программы может распределяться также и среди негосударственных организаций.
2. Формирование национальной рамки квалификаций, профессиональных стандартов, системы сертификации квалификаций. От того, насколько Россия сможет внедрить механизмы независимой сертификации квалификаций, зависит не только мобильность на внутреннем рынке труда, но и позиционирование передовых российских технологий на международной арене. Здесь предстоит на основе принципов паритетного софинансирования отработать механизмы государственной поддержки центров сертификации квалификаций как для выпускников системы начального и среднего профессионального образования, так и для рабочих и специалистов рынка труда, в особенности в области высокотехнологичных производств, в первую очередь информационных технологий. Существенное внимание в деятельности центров сертификации квалификаций должно быть уделено оценке квалификаций мигрантов, желающих эффективно работать в России.
Деятельность системы сертификации квалификаций, содержание обновляющихся профессиональных стандартов должно адекватным образом отражаться на образовательных стандартах традиционных образовательных институтов. Предстоит разработать и внедрить механизм взаимосвязи и взаимовлияния профессиональных и образовательных стандартов через национальную рамку квалификаций. В среднесрочной перспективе предстоит также уточнить профессиональные квалификационные требования для каждой профессии и специальности, поднять престиж рабочих профессий.
3. Формирование богатой культурнообразовательной среды, способствующей самообразованию и непрерывному образованию. Здесь в первую очередь предстоит обеспечить деятельность общедоступных национальных библиотек электронных (цифровых) образовательных ресурсов на основе собственных разработок и локализации лучших образовательных ресурсов со всего мира.
С использованием информационных технологий должна быть модернизирована деятельность библиотек, учреждений культуры и досуга. Существенное внимание будет уделено государственной поддержке дистанционных технологий обучения посредством формирования общедоступных сервисов самообразования через Интернет.
4. Получит развитие система образовательного консультирования и поддержки непрерывного образования. При службах занятости будут сформированы центры консультирования по вопросам получения дополнительного образования. Предоставление услуг карьерного консультирования по профессиональной ориентации и выбору соответствующей образовательной траектории будет осуществляться также в общеобразовательных и других учебных заведениях.
При реализации направлений развития непрерывного образования предстоит учесть позитивный опыт Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в части подготовки менеджеров и распространить его на подготовку специалистов по другим направлениям деятельности в приоритетных отраслях экономики. Ключевыми этапами развития непрерывного образования должны стать такие этапы как: анализ позитивного опыта в системе непрерывного образования; институциональная поддержка инициатив по развитию непрерывного образования; поддержка инициатив в системе непрерывного образования; распространение передовых технологий в системе непрерывного образования.
Пошаговое движение к современной модели образования даст возможность целенаправленно формировать человеческий капитал страны, исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики и конкурентоспособности России в мире.
Необходимым условием, обеспечивающим движение к современной модели образования, является формирование на основе достижений и в развитие ПНПО при организующей роли ФЦПРО государственной программы, систематизирующей и взаимоувязывающей все государственные меры в области развития образования, включая реализуемые в рамках федеральных и региональных программ, целевых программ и проектов.