Программа партии кадетов статья из журнала
Программа партии кадетов — главная партия либеральной буржуазии, а после Февральской революции — всей буржуазии России.
Процесс формирования кадетской партии начался в 1902 г., когда нараставшего революционного движения пролетариата ускорились политическое размежевание и самоопределение других классов. Ее учредительный съезд проходил 12-18 октября 1905 г. На следующий день после Манифеста 17 октября, вырванного у царя Всероссийской политической стачкой, было официально объявлено о создании Конституционно-демократической партии. Так как это название было малопонятно массам и нередко отпугивало их, на II съезде, состоявшихся через два месяца, в январе 1906 г. было решено добавить и виде подзаголовка второе название: «Партия Народной Свободы». После свержения самодержавия из всех общероссийских буржуазных партий, действовавших до революции сохранялась фактически одна — кадетская. Вокруг нее и произошла консолидация всех других буржуазных партий и политических организаций. Она в короткое время превратилась в главную политическую силу буржуазной России, в руководителя всего буржуазно-помещичьего контрреволюционного фронта. Господство кадетов среди буржуазных партий и организаций было непререкаемым. По ним равнялись, а чаще всего просто прятались за спиной другие буржуазные партии и группы. Кадетский центральный комитет превратился в полном смысле слова вполитический штаб буржуазии, в котором вырабатывались стратегия и тактика ее борьбы против продолжения революции, за упрочение капиталистического строя в стране.
Несмотря на недостатки в партийном строительстве (наличие в партии мертвых душ» как следствие записи в нее порой списками, слабость связей между партийными комитетами различного уровня и др.). Кадетам удалось создать достаточно дисциплинированную и централизованную партию, все звенья в которой в основном проводили линию ее ЦК. Кадеты были единственной, кроме большевиков, крупном общероссийской партией, просуществовавшей вплоть до Октябрьской революции без раскола.
Имел место в 1917 г. и рост ее рядов. Если и конце марта кадетские организации были в 52 губерниях и областях России, то к середине октября в 73. Официальных данных о своей численности в 1917 г, кадеты не публиковали. Исследователи считают, что она равнялась 65-80 тысяч.
Социальныйсостав кадетской партии был неоднородным и существенно менялся на разных этапах исторического развития страны. В годы первой российской революции социальной основой кадетов являлись городские мелкобуржуазные слои (массы городских обывателям помещики, средняя городская буржуазия, которая вела свое хозяйство на западноевропейский лад. В большом количестве в кадетской партии была представлена либеральная интеллигенции. Как правило, это была высокооплачиваемая, так называемая цензовая интеллигенция: профессора, приват-доценты, врачи, адвокаты, преподаватели гимназий, видные литераторы, редакторы газет и журналов и т. д. Многие из них были помещиками, владели крупной земельной собственностью.
После революции 1905-1907 гг. в кадетской партии шло, два параллельных процесса, характеризующихся, с одной стороны, ее дальнейшимсближением на почве национализма и империализма с экономическими хозяевами России крупными буржуа, а с другой — отходом от мелкобуржуазных демократических элементов, убеждавшихся на практике в несостоятельности конституционных иллюзий кадетов. Особенно быстро менялся состав кадетской партии после Февральской революции.
Надежды кадетов в это время превратиться в самую большую демократическую партию страны не оправдались. Рост их рядов произошел преимущественно не за счет демократических слоев населения, на них они первоначально рассчитывали. Их попытки привлечь на свою сторону крестьянство, в том числе переодетое в солдатские шинели, провалились. Основная, неимущая или малоимущая, масса крестьян проявила крайнюю враждебность к ним из-за аграрной программы. Не увенчавшись успехом и их усилия привлечь на свою сторону женщин-работниц и трудящуюся молодежь.
Зато в кадетскую партию хлынули состоятельные слои населения. Она стала прибежищем сил стоящих правее ее, сторонников старого режима, в том числе бывших черносотенцев и националистов. Сами кадеты так объясняли этот процесс: «Крупные собственники, землевладельцы или торговцы примыкают иногда к партии народной свободы, потому что надеются здесь более, чем у других, найти опору для своих классовых интересов».
Но в кадетской партии и в 1917 г. значительную долю составляла интеллигенция. Это особенно проявлялось в составе ее руководящих органов. Из 66 членов кадетского ЦК, избранного и мае на VIII съезде, около 1/3 было профессорами, а всего представителей интеллигентского труда было не менее двух третей. Из выявленных данных о 122 председателях различных комитетов кадетской партии видно, что наибольшее количество (101) также принадлежало к интеллигенции.
Что представляла из себя программа кадетской партии? Начнем с того, что она была принята на 1 съезде партии в октябре 1905 г. По роду записанных в ней демократических требований, а также требований социально-экономического характера она порой шла дальше программ тогдашних западноевропейских либеральных партий. «Наша программа, — говорил во вступительном словом на съезде кадетский лидер П.Н. Милюков, — является, несомненно, наиболее левой из всех, какие предъявляются аналогичными нам политическими группами Западной Европы».
II. Государственный строй
13. Россия должна быть демократической парламентарной республикой. Законодательная власть должна принадлежать народному предводительству.
Во главе исполнительной власти должен стоять президент республики избираемый на определенный срок народным представительством, управляющий через посредство ответственного перед народным представительством министерства.
14. Народные представители избираются всеобщею, равною, прямою подачей голосов, без различия вероисповедания, национальности и пола.
Партия допускает в своей среде различие мнений по вопросу об организации народного представительства в виде одной или двух палат, в которых вторая палата должна состоять из представителей от органа местного самоуправления, реорганизованных на началах всеобщего голосования и распространенных на всю Россию.
15. Законодательная часть осуществляется народными представительства. Народное представительство устанавливает также государственную роспись доходов и расходов и контролирует законность и ценность действий высшей и низшей администрации.
16. Ни одно постановление, распоряжение, указ, приказ и тому подобный акт, не основанный на постановлении народного представительства, как бы он ни назывался и от кого бы он ни исходил, не может иметь силы закона.
17. Государственная роспись, в которую должны быть вносимы все расходы государства, устанавливается не более как на один ход законодательным порядком. Никакие налоги, пошлины и сборы в пользу государства, равно и государственные займы не могут быть устраняемы иначе, как в законодательном порядке.
18. Членам собрания народных представителей принадлежит право законодательной инициативы.
19. Министры ответственны перед собранием народных представителей, членам которого принадлежит право запроса и интерпелляции.
III. Местное самоуправление и автономия.
20. Местное самоуправление должно быть распространено на все Российское государство.
21. Представительство в органах местного самоуправления, приближенное к населению путем учреждения мелких самоуправляющих единиц, должно быть основано на всеобщем, равном, прямом и закрытом голосовании без различия пола, вероисповедания, национальностей, причем собрания высших самоуправляющихся союзов могут быть образованы путем избрания собраниями низших таких же союзов. Губернским земствам должно быть представлено право вступать во временные и постоянные союзы между собою.
22. Круг ведомства органов местного самоуправления должен простираться на всю область местного управления, включая полицию безопасности и благочиния и за исключением лишь тех отраслей управления, которые в условиях современной государственной жизни необходимо должны быть сосредоточены в руках центральной власти, с представлением в пользу органов местного самоуправления части средств, поступающих в настоящее время в государственный бюджет.
23. Деятельность местных представителей центральной власти должна сводиться к надзору за законностью деятельности органов местного самоуправления, причем окончательное решение по возникающим в этом отношении спорам и сомнениям должно принадлежать судебным учреждениям.
24. Высшим территориальным самоуправляющимся союзам (губернским или областным земствам) должны быть предоставлены права провинциальной автономии (издания местных законов) в определенных сферах местной хозяйственной, культурной и национально-культурной жизни, с обеспечением для государственной власти возможности останавливать введение в действие законов, нарушающих установленные общегосударственной конституцией пределы автономии.
25. При установлении конституции Российской Республики упомянутые в предыдущем параграфе права местной автономии предоставляются органам самоуправления губерний и соответствующих их территориальных делений (ныне существующих областей). Вместе с тем конституция должна открыть закономерный путь к удовлетворению желаний местного населения относительно слияния установленных территориальных единиц в более обширные области, разделения их на меньшие единицы, изменение их границ и компетенции. Сверх того автономным единицам должна быть предоставлена свобода вступать между собой во временные или постоянные соглашения для совместного осуществления через общие органы тех или иных задач, входящих в круг их ведения.
26. Конституция Финляндии, обеспечивающая ее особенное государственное положение, должна быть всецело восстановлена. Всякие дальнейшие мероприятия, общие России и Финляндии, должны быть впредь делом соглашения между законодательными органами России и Финляндии.
IV. Суд.
27. Все отступления от начал судебных уставов 20 ноября 1864 года, устанавливающих отделение судебной власти от административной , несменяемость, независимость и гласность суда и равенство всех перед судом, как внесенные позднейшими новеллами, так и допущенные при самом составлении уставов, упраздняются. В этих видах прежде всего а) не подлежит никаким ограничениям правило о том, что никто не может быть подвергнут наказанию без вошедшего в силу приговора конституционного суда; б) всякое вмешательство министра юстиции в назначение на судейские должности или перемещение судей, а тем более в производство судебных дел, устраняются; судьи наград не получают; в) ответственность должностных лиц определяется на общем основании; г) компетенция суда присяжных определяется исключительно тяжестью наказания, назначенного в законе, безотносительно к роду дел, причем, однако, этой компетенции во всяком случае подлежат все преступления государственные и против законов о печати. Суд с сословными представителями упраздняется. Компетенции выборного мирового суда подчиняются и дела волостной юстиции. Волостной суд и институт земских начальников упраздняется. Требование имущественного ценза как для замещения должности мирового судьи, так и для отправления обязанностей присяжного заседателя отменяется; д) восстанавливается принцип единства кассационного суда; е) адвокатура организуется на началах истинного самоуправления.
28. Независимо от этого в осуществлении наиболее назревших и бесспорных требований уголовной политики и процесса: а) смертная казнь вменяется, безусловно, навсегда; б) вводиться условное осуждение; в) устанавливается защита на предварительном следствии; г) в обряд предания суду вводиться состязательное начало.
29. Ближайшей задачей является полный пересмотр уголовного уложения, отмена постановлений, противоречащих началам политической свободы, и переработка проекта гражданского уложения.
V. Финансовая и экономическая политика.
30. Пересмотр государственного расходного бюджета в целях уничтожения непроизводительных по своему назначению или своим размерам расходов и соответственно затрат государства на действительные нужды народа.
31. Отмена выкупных платежей.
32. Развитие прямого обложения на счет косвенного, общее понижение косвенного обложения и постоянная отмена косвенных налогов на предметы потребления народных масс.
33. Реформа прямых налогов на основе прогрессивного подоходного и имущественного обложения; введение прогрессивного налога на наследство.
34. Соответствующее положения отдельных производств, понижение таможенных пошлин в видах удешевления предметов народного потребления и технического подъема промышленности и земледелия.
35. Государственное и общественное содействие кооперации во всех видах, обращение средств сберегательных касс на развитие мелкого кредита.
VI. Земельный вопрос.
36. Земли сельскохозяйственного пользования должны принадлежать трудовому земледельческому населению.
37. Неотложной мерой в этом направлении должно быть осуществление земельной реформы, ближайшим образом имеющей в виду удовлетворение нужды в земле малоземельного и безземельного населения, занимающегося земледельческим трудом.
38. Для сохранения за трудовым землевладением его прямого назначения должны быть установлены законом меры к устранению возможности для отдельных лиц приобретать землю сверх трудовой, а также обращать земли сельскохозяйственного пользования и в пределах трудовой нормы в источник постоянного перехода.
39. В виду многообразия форм трудового землевладения как по областям России, так и в пределах областей, решающее значения в этом вопросе должно принадлежать, главным образом, правосознания хозяйственным расчетам и воле самого заинтересованного. В соответствии с этим, последнему должна быть предоставлен широкая возможность сохранять, устанавливать и развивать землевладения, какие являются для него предпочтительными.
40. Все земельные союзы (общины, общества с подворными владениями, товарищества и пр.) — с устранением сословных ограничений административной опеки и других пережитков старого порядка должны приобрести характер частно-правовых организаций. Внутренняя организация и деятельность союзов должны определяться законом и вырабатываемыми ими уставами или договорами.
41. В частности, по отношению к общинному землевладению необходимо:
а) устранение из действующих законоположений мер насильственного разрушения общинного владения:
б) установление порядка выхода и выдела отдельных членов из общины, обеспечивающего интересы как выходящих и выделяющихся, так и прочих общинников;
в) допущение законом переуступки отдельными общинникам своего права участия о общинном владении посторонним лицам, с наделяющим ограждением при этом интересов общины;
г) устранение чересполосицы между закрепленными за отдельными домохозяевами участками и общинными землями.
42. Необходима широкая постановка землеустроительного дела, а также работ по заготовке и устройству земель для переселенцев. Государственная и общественная организация переселений. Система мер по подъему производительности трудового землевладения, как-то; мелиорация, сельскохозяйственный кредит, мероприятия агрономического характера, широкая постановка сельскохозяйственного образования, дальнейшее развитие и укрепление кооперации и т. п.
43. Леса должны принадлежать государству, за исключением лесных площадей, могущих получить сельскохозяйственное назначение п. 5, «Гл. Основ зем. реформы»), а также состоящих во владении трудового населения (надельных и т. и) и общественных учреждений. Эксплуатация должна определяться общим планом, обеспечивающим какправильную постановку лесного хозяйства, так и удовлетворение нужд страны, охрану лесов защитного значения и пр.
Главные основания земельной реформы (к № 37 общей программы).
а) Для целей земельной реформы наличный запас государственных земель(включая бывшие удельные и кабинетские) пополняется землями монастырскими, церковными, принадлежащими крестьянскому и дворянским банкам и принудительно отчуждаемыми частновладельческих, физических и юридических лиц).
б) Принудительному отчуждению не подлежат: земли сельских общин превышающие трудовой нормы мелкие владения отдельщиц и участки членов товариществ; земли под фабриками и заводами, сады, виноградники, огороды и т. п.; земли, принадлежащие городам, земствам и находящимся в их ведении учреждениям; или других учреждений, предназначенные для образовательных, общественно-санитарных, научных и других общеполезных целей.
в) В прочих частных владениях подлежит принудительному отчуждению все количество земли сверх трудовой нормы. В местностях, где нет недостатка земли для нормального обеспечения местного малоземельного и безземельного земледельческого населения, тем владельцам, ведут хозяйство собственным инвентарем, предоставляется сохранять за собою количество земли больше трудовой, но не свыше усталой для того предельной нормы Оставление за частным владельцем участка превышающего указанную предельную норму, может быть допущено только и том случае, когда подлежащие учреждения признают необходимым сохранить данное хозяйство в прежнем его виде или установить постепенный порядок его ликвидации.
г) Земли общего государственного запаса, за исключением подлежащих сохранению лесов и тех земельных участков, которые признано необходимым оставить в непосредственном распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления для культурно-хозяйственных и других государственных и общественных целей, обращаются прежде всего на удовлетворение нужд местного мало- и безземельного трудового земледельческого населения, применительно к устанавливаемым для того нормам обеспечения. Земли государственного запаса, остающиеся за удовлетворением по указанным нормам нужд местного населения, могут быть предназначены для надобностей после обеспечения того же населения или же могут быть обращены переселенцев из других местностей. При недостатке в данной запаса земель для нормального обеспечения местного мало-ильного земледельческого населения должна быть применена помощь государства тем, кто пожелает выселиться в другие районы.
д) Законом должны быть указаны те местности, в которых по обилию лесов, последние могут быть использованы для отвода населению на сельскохозяйственные нужды, и должно быть определено, какая именно для лесов может получить такое назначение.
е) Упомянутые выше нормы обеспечения мало- и безземельного населения, трудовые нормы и предельные нормы того количества земли, районах с достаточным запасом земель может быть оставляема за владельцами при условии эксплуатации ее собственным инвентарем, вырабатываютсяпо отдельным районам местными земельными учреждениями и определяются затем законом.
Примечание. Указанные предельные нормы должны устанавливаться применительно к обычному, по местностям, размеру хозяйств полу-трудового типа, т. е. тех хозяйств, в которых наряду с наемными рабочими принимают непосредственное участие в сельскохозяйственных работах и сами владельцы земли.
ж) Принудительное отчуждение частновладельческих земель производится путем выкупа их государством. В основу оценки земли полагается нормальная ее доходность, с устранением из расчета тех повышающих ее доходность элементов, которые обуславливаются нуждами земельного населения, ненормальными условиями найма рабочих. Во владениях, превышающих известные устанавливаемые пределы, излишек земли сверх этих пределов, оценивается по нормам прогрессивно понижаемым соответственно упомянутого излишка. Нормы доходности земли вырабатываются местными земельными учреждениями и устанавливаются законом.
з) Земли государственного запаса отводятся нуждающемуся населению на началах постоянного (бессрочного) пользования как коллективным единицам: обществам с подворным владение, общинам, товариществам и прочим союзам земледельцев, так и отдельным владельцамсообразно с местными особенностями существующего трудового землевладения и желаниями населения.
и) Выкупная сумма за отчуждаемые земли выплачивается владельцам выкупными свидетельствами. Государство принимает на ceбя погашение всей выкупной суммы и уплату известной, определяемой законом процентов по выкупным свидетельствам. Остальная частя лежащих ежегодно уплате процентов покрывается особым налогом с земель, отводимых в пользование населению.
VII. Рабочее законодательство
45. Свобода рабочих союзов и собраний.
46. Право стачек. Наказуемость правонарушений, совершаемых во время или по поводу стачек, определяется на общем основании и ни в коем случае не может быть увеличиваема.
47. Распространение рабочего законодательства и независимой инспекциитруда на все виды наемного труда; участие выборных от рабочих инспекций в надзоре зa исполнением законов, охраняющие интересы трудящихся.
48.Введение законодательным путем восьмичасового рабочего дня. Немедленное осуществление этой нормы всюду, где она в данное время возможна, и постепенное ее введение в остальных производствах. Запрещение ночных и сверхурочных работ, кроме технически и общественно необходимых.
49. Развитие охраны труда женщин и детей и установление особых мер охраны труда мужчин во вредных производствах.
50. Учреждение примирительных камер из равного числа представителей труда и капитала для нормировки всех oтношений найма, неурегулированных рабочим законодательством и разбора споров и несогласий, возникающих между рабочими и предпринимателями.
51. Обязательное при посредстве государства страхование от болезни (в течение определенного срока), несчастных случаев и профессиональных заболеваний, с отнесением издержек на счет предпринимателей.
52. Государственное страхование на случай старости и неспособности к труду для всех лиц, живущих личным трудом.
53. Установление уголовной ответственности за нарушение законов по охране труда.
VIII. По вопросам просвещения
Народное просвещение должно быть организовано на началах свободы, демократизации и децентрализации его, понимая под осуществление следующих начал.
54. Свобода частной и общественной инициативы в открытии и организации учебных заведений всех типов и в области внешкольного просвещения; свобода преподавания.
55. Уничтожение всех стеснений к поступлению в школу, связанных полом, происхождением, религией.
56. Между различными ступенями школ для всех разрядов должна быть установлена прямая связь для облегчения перехода от низшей ступени к высшей.
57. Полная автономия и свобода преподавания в университетах и других высших школах. Увеличение их числа. Уменьшение платы за слушание лекций. Организация просветительной работы высшей школы для широких кругов населения. Свободная организация студенчества.
58. Количество средних учебных заведений должно быть увеличено соответственно общественной потребности; плата в них должна быть предоставлено широкое участие в постановке учебно-воспитательного дела.
59. Введение всеобщего, бесплатного и обязательного обучения в начальной школе. Передача начального образования в заведывание органа местного самоуправления. Организация органами самоуправления материальной помощи нуждающимися учащимися.
60. Устройство органами местного самоуправления образовательных учреждений для взрослого населения, элементарных школ для взрослых, народных библиотек, народных университетов. Развитие профессионального образования.