ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА сатья из сборника
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА
За минувшие два десятилетия в изучении древних обществ достигнуть! впечатляющие успехи. Открыты ранее неизвестные очаги древнейших культур и цивилизаций, доказано, что человек выделился из животного мира не 800 тыс. лет назад, как думали раньше, а более 2,5 млн. лет, по-новому стали трактоваться многие вопросы материальной культуры первобытного общества. Значительно увеличилась фактологическая Паза археологии, а благодаря привлечению методов естественных и точных паук расширились и ее познавательные возможности. Это позволило перейти к решению сложных проблем реконструкции экономических и социальных структур древних обществ.
Вместе с достижениями в изучении материальной культуры, истории хозяйства, культурно-исторических связей первобытного общества заметные сдвиги произошли п в исследованиях духовной жизни древних охотников, рыболовов и собирателей. J3 процессе раскопок стоянок, поселений и могильников, относящихся к различным периодам каменного века, найдены многочисленные, нередко уникальные, образцы искусства малых форм, при исследовании пещер открыты не только новые гравюры н барельефы, но и монументальные живописные росписи, причем как в Европе, так и в Азии (например, Каповая пещера на Урале, Хойт-Цэпкер Агуй в Монголии).
Изучеппе этого обильного материала, связанного с художественным творчеством людей первобытного общества, привело к появлению целого ряда интересных публикаций, в которых затрагиваются различные аспекты древнего искусства, начиная от хронологии и стилистики п кончая сложными общетеоретическими проблемами, и первую очередь — происхождения и семантики его образов.
Г) советской исторической пауке в настоящее время сложилось целое направление по исследованию вопросов первобытного искусства (3. Л. Абрамова, О. II. Бадер, Л. 11. Окладников, Л. Д. Столяр, А. А. Формозов, L>. А. Фролов Резко возрос интерес к этому феномену человеческой культуры и за рубежом, где появился ряд крунных, специальных работ, носвященных искусству охотников на мамонтов и северных оленей (П. Грациози, 3. Гидеон, Г. Кюн, А. Леруа-Гуран, А. Лямипг-Амперер и др.)2. Важно при этом то, что в разработку проблем происхождения и сущности древнейшего искусства, истоков художественного творчества и эстетического чувства в целом наряду с археологами, историками, искусствоведами все активнее включаются ученые многих других отраслей знаний: антропологи, философы, социологи, биологи, психологи, математики. И это вполне закономерно.
Первобытное искусство никогда не было отвлеченной академической темой. С первых находок образцов палеолитического искусства оно оказалось в центре острой идеологической борьбы между идеализмом и материализмом.
Прошло около 150 лет после того, как в 1834 г. никому но известный сельский нотариус Аидрс Бруйо нашел во Франции, в гроте Шаффо, на берегу р. Шараиты, фрагмент кости северного оленя с выгравированными на нем двумя фигурками грациозных ланей. Это был первый ставший достоянием пауки образец художественного творчества палеолитического человека. За ним вскоре последовали новые находки анималистических гравированных рисунков и скульптур, которые были обнаружены не только в гротах Франции, по и в Швейцарии, Италии, Моравии, России.
Многие из них отличались совершенством исполнения, высоким художественным содержанием, реализмом в изображении животных, давно исчезнувших как в Европе, так и в Азии. Таким, например, было полное реалистической мощи и творческой силы изображение мамонта на пластине из мамонтового бивня, найденное в пещере Ла-Мадлсн.
Открытие этих шедевров искусства ледниковой эпохи явилось неожиданным, непонятным, противоречило сложи вшнмея представлениям о примитивности палеолитического человека и его культуры.
Даже наиболее авторитетные специалисты в области искусства палеолита XIX столетня, такие как Э. Лартз, Г. Кристи, 0. Пьотт, не смогли полностью оценить масштабность п значимость этого открытия. Они были прежде всего естествоиспытателями, и их в найденных гравированных и скульптурных изображениях главным образом интересовало то, что могло служить доказательством существования человека одновременно с ископаемыми животными в плейстоценовую эпоху. Проблемы истории человеческого духа, чувства прекрасного оставались за пределами их поисков. Как и многие другие материалистически мыслящие исследователи, они находились во власти привычных идеалистических представлении там, где дело касалось человека н общества. U объяснении истоков художественного творчества палеолита они исходили из господствовавших тогда философских и эстетических представлений, опиравшихся, с одной стороны, иа эволюционистскую концепцию Ч. Дарвина, с другой — па теоретические построения ‘И. Канта и Ф. Шиллера, трактовавших искусство как проявление инстинктивных внутренних побуждений, «выражением духа». Эволюционисты мыслили определенными, ужо сложившимися категориями, у них была своя неизменная if вполне, но их мнению, проверенная на опыте модель мира-и его развития. История всего живого, твердо знали они, движется только от простого к смоленому, от низших ступеней развитии к высшим. М вдруг в самом начале человеческого развитии, когда люди еще не умели лепить глиняные горшки, шлифовать каменные орудия, пользоваться луком и стрелами, когда на месте Лондона и Парижа бродили мамонты, появились такие удивительные образцы художественного мастерства, как изображение из Ла-Мадлсн, а вместе с ним и еще более поразительные пещерные росписи г. Альтамире, в Фон до Гом и в других пещерах Франции и Испании. Попять и объяснить существование развитого, реалистического искусства в глубине палеолитического времени в рамках эволюцноиистпческого мировоззрения было невозможно. И такой ситуации создавались благоприятные условия для появления идеалистических концепций. Да, очевидно, что именно здесь, в области происхождения искусства, дух, наконец берет реванш и с полной наглядностью торжествует свою победу над материей, над строгими законами ее развития, над закономерностями общественной жизни. Так думали сторонники умозрительных построений И. Канта и Ф. Шиллора.
Э. Лартэ и его последователи (Э. Пьетт, Э. Картальяк) рассматривали искусство «делювиальной» древности как результат инстинктивного стремления дикаря к «художественному самовыражению», как «продукт чисто художественного творчества», рожденного из досуга легкой и счастливой жизни. Э. Картальяк, например, толковал художественные палеолитические изображения как проявление «индивидуализма» первобытных людей, когда «каждый как мог выражал свои впечатления. Их по-пастоящему волновало искусство, и при всяком удобном случае они старались вырезать рисунки, чтобы потом, получив от них удовольствие, бросить или разбить их без сожаления»3. Подобные построения вели к обоснованию пзначателыюстп «чистого искусства», «искусства для искусства».
Теория «искусство для искусства», основы которой были заложены идеями Э. Лартэ, получила широкое распространение в конце XIX — начале XX столетия. Ее модифицированные вариации можно видеть и на страницах современных изданий, посвященных художественному творчеству палеолитического человека. Так, но мнению известного исследователя искусства и культуры палеолита П. Грациози, искусство возникло неожиданно, без подготовки, «взрыво-подобно» и сразу в совершенном, вполне закопченном виде, художественно зрелым. «Попытки преодолеть этот абсурд логическими построениями, считает II. Грациози,— носят чисто индуктивный характер, и хотя они не лишены привлекательности, но при серьезном анализе выясняется, что они не имеют иод собой основы»’1. Без подготовительной ступени, без каких-либо предпосылок, значит, в нарушение закономерностей общественного развития, вис связи с потребностями общества — как проявление свободной творческой силы и волн человеческого духа, не отягощенного зависимостью от материальных условий существования, не имеющего в них своих истоков.
Это в полной .мере соответствует идеалистической теории «искусство для искусства», в основе которой лежит мировоззрение индивидуализма.
В 70-х — 80-х гг. XIX в. в связи с открытиями новых земель и пародов происходит заметный качественный сдвиг
в развитии этнографии, антропологии, психологии. Ученые разных стран получают в свои руки великое множество фактов, большой частью ранее но известных, о быте, хозяйственном устройстве, духовной культуре аборигенных племен. Попытки их осмысления и интерпретация привели к появлению ряда фундаментальных трудов но сравнительной этнографии. Крупнейшими этнографами того времени Э. Топ-лором, Дж. Фрэзером, Дж. Мак-Лелиапом, Б. Спенсером разрабатываются идеи о ранних формах религии: тотемизме, анимизме, фетишизме, культе предков. Дж. Фрэзером, в частности, выдвигается концепция происхождения религии, согласно которой первобытный человек вначале верил в свою собственную способность воздействовать на окружающую его природу путем «симпатической магии». Магическое мышление, согласно этой концепции, основывается на двух принципах: 1) подобное производит подобное, или следствие похоже на свою причину («гомеопатическая магия»); 2) вещи, которые находились в контакте друг с другом, продолжают взаимодействовать и на расстоянии («контагиозная магия»)6. Эти идеи вскоре проникли в первобытную археологию, а принцип «подобное порождает подобное» был применен при интерпретации образов палеолитического искусства. Еще в 1805 г. патриарх английской этнографии I). Тейлор сделал попытку объяснить смысл изображении ледниковой эпохи верой в магическое взаимодействие объекта и ого изображения е. Параллельно с Э. Тэйлором аналогичная гипотеза о происхождении искусства была предложена русским исследователем .11. К. Поповым, который, сопоставляя палеолитические рисунки с рисунками эскимосов, пришел к мысли, что искусство палеолита возникло но из-за «поисков удовольствий», а из-за стремления подчинить себе с помощью магии и колдовства стихийные силы природы и диких зверей 7. Так были заложены основы магической теории происхождения искусства палеолита. После открытия пещерных росписей в Комбарсль, Фон до Гом, Пэр-иои-Иэр, Альтамире с высокохудожественными изображениями северных оленей, лошадей, мамонтов и бизонов, признания их подлинности и их палеолитического возраста эта магическая теория получила новые сильные импульсы.
Идея о том, что охотники древнекаменного века рисовали па стенах пещер крупных животных, па которых охотнлись, нс радп «забавы и удовольствия», а с целью магичоско-го воздействия на них, чтобы обеспечить удачу в промысле и содействовать их плодородию, была активно поддержана и развита в трудах С. Рейнака, А. Брей ля, Л. Бегуна, Л. Левн-Брюля, Г. Кюпа и др.8 Сила магической теории заключалась в том, что она указывала на социальные корни первобытного искусства и прямо, как это казалось сначала, связывала его с потребностями общеетиа.
Первобытному охотнику нужно было добыть зверя, п он стремился сделать это всеми возможными и доступными ему средствами. Так как в силу ограниченности своего умственного развития и технических возможностей он мыслил ложными магическими категориями, то ему казалось, что л унией подготовкой к охоте будет использование принципов маги и, первобытного колдовства. Принципы эти — подобное замещает подобное, часть замещает целое. Чтобы овладеть зверем, достаточно нарисовать его на стене пещеры или куске кости, камня. Зверь будет околдован, он окажется во власти охотника. Следовательно, чем более похож рисунок па реального зверя, тем вероятнее успех охотничьего предприятия. Так родился реализм палеолитических росписей н скульптур.
Этот ход мысли подтверждался огромной массой этнографических ^фактов со всего мира. Открытие магического содержания в искусство палеолита было ноэтому важнейшим вкладом в его изучение после установления самого факта его наличия. И это был, несомненно, сильный удар, направленный против идеалистической трактовки сущности этого искусства, против теории «искусства для искусства», против попыток отрицать наличие социальных закономерностей в развитии художественной деятельности человека. Однако сторонники магической теории и в первую очередь Л. Лови-Брюль чрезмерно увлеклись противопоставлением первобытного человека современному. Они рисовали его, и прежде всего его ум, его миропонимание, как нечто в полной мерс противоположное современному человеку. Так появилась теория о «дологическом» мышлении, о «иррациональном» миропонимании «примитивных» племен, отдаленном пропастью от мышления современного человека. Первобытный человек находился, согласно этим взглядам, полностью во власти ложных, иллюзорных представлений о себе самом и об окружающем мире. Там действовали, по его представлениям, только законы магии, «еимнльиой» (по сходству) и
«парциальной» (целое по части). Положение о «дологическом» мышлении первобытного человека было заимствовано от Л. Леви-Брюля Н. Я. Марром. В отличие от Л. Леви-Брюля Н. Я. Марр, стремившийся быть марксистом и применять марксистскую методологию в области своих собственных исследований, пошел много дальше. Если Л. Лови-Брюль не ставни и не мог ставить перед собой задачу преодоления идеализма, то П. Я. Марр такую задачу считал для себя основной и центральной.
II одной из проблем, где, казалось, нужно было сделать это 15 первую очередь, явилась проблема происхождения искусства. Нужно было дать бой прежде всего сторонникам теории «искусства для искусства», эстетам «чистой воды». Так родилась серия работ П. Я. Марра и его ближайшего сторонника И. VI. Мещанинова, в которых так или иначе рассматривалась проблема происхождения искусства. Сложилась стройная и закопченная концепция, влияние которой иногда можно обнаружить и в настоящее время. Б чем же сущность этой концепции?.
И. И. Мещанинов исходил из утверждения II. Я. Марра о том, что звуковой речи предшествовала кинетическая, язык жестов. Любой жест кинетической речи мог быть закреплен в рисунке: «Человек мог представить свое желанно условным сигналом, выраженным или путем движения самого тела и его частей, пли же нанесением этого сигнала на имевшуюся в распоряжении человека твердую поверхность, воспроизводя движение тела, руки и пр., или же условно передавая их хотя бы самым простым построением линейного чертежа»9.
Поскольку письмо, в понимании И. П. Мещанинова, есть средство общения в графической форме, такие жесты были уже нс чем иным, как письменностью палеолита.
Так, по мнению 11. П. Мещанинова, еще в нижнем палеолите зародилось «письмо», возникла письменность, предшествовавшая звуковой речи и подходящая вплотную к самому рубежу, отделяющему человека от его звериных предков. Поэтому он готов был искать зачатки «письма» даже в самых древних остатках деятельности человека: «Сравнительная легкость изображения различного положения руки нанесением ее в прямолинейном рисунке или условною передачею штрихового графического вынуждает- нас с большой осторожностью отнестись к многим условным знакам, нередко … бочно воспринимаемым нами как простые искусственные или даже случайные нарезки на твердом материале, на дереве, кости или камне, относимых к различным временам так называемой доистории»10.
К мустьерскому времени И. И. Мещанинов относил «диффузные пиктографические знаки», соответствующие по своему характеру «аморфному жесту», «аморфной стадии речи (стадии мелкого охотника среднего палеолита)». Такой облик пиктограммы «вполне удовлетворял требованиям древнейшего ,,письма» палеолитических эпох».
Археологи, по его словам, «чрезмерно углубились в изучение почти исключительно формы вещи» и потому не увидели аморфных-пиктограмм мустьерского времени.
В верхнем палеолите «диффузная пиктограмма» переходит в «расчлененное пиктографическое письмо», «в детализацию прежнего диффузного образа передачею его охотпичьею сценою с изображением стреляющих люден». Эти перемени связывались II. II. Мещаниновым со стадиальным переходом от «мелкой охоты к крупной», с укрупнением охотничьих объединении, «расчлененном труда по охоте, рыболовству, начинающемуся скотоводству и мотыжному земледелию»11. Однако это «письмо», но мнению И. М. Мещанинова, но существу псе еще оставалось «аморфно-образным», а не «аморфпо-сшпетическим, каковым ему надлежало быть при действующем строе членораздельной речи». Это была, но его словам, «аморфная пиктограмма типа альтамирскнх рисунков». Такой архаизм всрхиопалсолнтнчсской письменности И. И. Мещанинов объяснял тем, что она была замкнута среди представителей «избранного круга» (магов, колдунов) и потому оставалась «немым свидетелем переходной норы от аморфного к аморфпо-сиитстпческому строю»12. Что касается утилитарного назначения кинетической речи, а следовательно, и Выросшего на се основе «письма», И. И. Мещанинов не признавал за ними никакой другой цели, никакого другого содержания, кроме культа и магии, кроме «сношения с магической силой», с тотемом.
«13 Альтампрс,— писал он,— мы имеем письмо уже осед-шего коллектива охотников на крупного зверя, цель письма подобного рода заключалась в обслуживании общения с тотемом и магическою сплою». «Основною целью такого произведения (было) связаться с магическою силою, т. е. войти с
нею в сношение». И далее: «Рисунок палеолита представляет собою не что иное, как письмо, притом использованное тесным кругом охотников-руководителей в их сношениях с магическою силою и с тотемом своего коллектива»13.
Исходя из отождествления палеолитической стенописи с письмом и «магического» характера последнего, И. И. Мещанинов отрицал какое-либо художественное значение памятников искусства палеолита, их эстетическую и связанную с последней специфическую познавательную ценность.
«Так называемая „пещерная живопись»,— утверждал И. И. Мещанинов,— есть не что иное, как только лить „художественная обработка пиктографии»». «Рисунок в этой стадии еще далек от своей последующей установки — удовлетворения эстетического чувства». «Все эти реалистические изображения но могли не носить же самого утилитарного значения и были такими же знаками, графически представленными, т. е. теми же письменами, а вовсе не памятниками чистого искусства»».
Центр тяжести концепции П. Я. Марра и И. И. Мещанинова лежит, следовательно, в отрицании эстетического качества, эстетического содерншния в искусстве палеолитического человека. Иными словами — в отрицании его специфики. Это достигалось, как мы видели, двумя способами. Первый заключался в том, что содержание искусства сводилось целиком к магии, к «общению с тотемом», нездешними силами, к первобытной колдовской направленности |Г‘. Второй способ сводился к отождествлению образцов палеолитического искусства с письменностью. И в том, и и другом случае утилитарная сторона искусства противопоставляла его эстетическому качеству. Если худолчсственпос произведение имеет утилитарное содержание, например магическое или религиозное, оно лишено эстетической сущности,— таков логический выводив этого противопоставления. Г> этом выводе но отношению к искусству палеолита можно видеть отражение старой растерянности эволюционистов перед самим фактом ого существования: вот, казалось, наконец, препятствие устранено и все стало па свое место! То, что идеалисты считали искусством, на самом деле вовсе не имело эстетического содержания, это только искусствоиодобная деятельность. Однако в действительности истинное решение вопроса найдено не было и, во всяком случае, это было не то решение, которое вытекало бы из духа и сущности марксизма.
Мм но можем отрицать, что в искусстве палеолита имелась определенная информация, которая передавалась через его образы от художника к зрителю. Ыо такое расширение определения письменности, которое предлагал И. И. Мещанинов, никак не может быть принято. И если даже согласиться с ним, оно никак но может быть основанием для отрицания эстетического качества в образцах палеолитической живописи: ведь даже обычное письмо, каллиграфическое, может нести определенную эстетическую нагрузку. Одно не исключает другого! II точно так же магическое пли любое, другое религиозное содержание но исключает эстетической ценности произведений искусства. Примером могут служить хоралы и мессы Баха, Моцарта, мадонны. Рафаэля, Зевс Фидия, готические соборы и деревянные храмы старой Руси.
Таким образом, интересная по замыслу и направленности против идеализма попытка построения марксистской теории, исчерпывающе отвечающей па вопрос о существе палеолитического искусства, предпринятая П. Я. Марром, пе привела к решению проблемы, а, напротив, снова завела исследователей в тупик. В мыслях Н. Я. Марра много интересного, такого, что и до сих пор остается без ответа, по то, о чем говорилось выше, идет не в русло марксизма, а в сторону от подлинного материализма и диалектики.
Что же касается марксизма, то еще Ф. Энгельс без тени сомнения признавал истинно художественные, без кавычек, достоинства хороню знакомых ему образцов искусства палеолитического человека. Г. Б. Плеханов, излагая основные марксистские положения о развитии искусства, направленные против теории «искусства для искусства», писал: «Искусство есть общественное явление, п если дикарь действительно совершенный индивидуалист, то напрасно мы стали бы спрашивать себя, каково было его искусство: мы не открыли бы у него никаких признаков художественной деятельности. Но эта деятельность не подлежит ни малейшему сомнению: первобытное искусство — вовсе не миф»10.
Итак, с точки зрения марксизма первобытное искусство вовсе не миф! Именно искусство, а не искусствоиодобная деятельность. Следовательно, оно представляет собой такую деятельность человека, спецификой которой является эстетическое начало, чувство прекрасного. К. Маркс предостерегал от примитивной, лволюцпоиистпческой трактовки истории искусства и художественной деятельности, свойственной продета вито л им вульгарного материализма. Он выступал против соблазна упрощенческого механистического толкования сложного процесса смены художественных форм. Имея в виду, в частности, эпос, он писал, что «в области самого искусства известные значительные формы его возможны только на низкой ступени развития искусства» 17.
То, что сказано здесь К. Марксом, относится, как видно из контекста его высказываний во введении к «Экономическим рукописям (1857 — 1858 гг.)», не только к древним грекам и их искусству, а в целом к первобытно-общинной формации. 15 его высказываниях о первоначальных формах искусства содержится и точное определение специфики его ранних форм. Б обществе, не знающем сложных форм общественного разделения труда, не разделенном на антагонистические классы, искусство еще не выделено в особую самостоятельную сферу духовного производства. II. Я. Марр и И. И. Мещанинов глубоко ошибались, когда вслед за Л. А. Богдановым искали в первобытной общине верхнего палеолита «класс магов» — организаторов производства, мастеров письма и авторов настенных росписей в пещерах. Напротив, но мысли Б». Маркса, искусство па первых ого этапах является «сообщим достоянием п «вплетено» в жизнь древнего человека. Вплетено, но вовсе не’отсутствует. Бо взглядах К. Маркса па идеолргию первобытной общины, на ее мировоззрение и мироощущение выражена совершенно ясно п определенно и его точка зрения на ту специфическую основу, из которой искусство черпает свою силу и в которую уходят самые глубокие его корни. Это не магия, не колдовские ритуалы, а нечто иное, несравненно болео обширное и сложное.
Истоки искусства и эстетического восприятия мира, эстетической оценки действительности коренятся в мифологии. Определяя суть мифологии, на основе которой выросли образы древнегреческого эпоса, а вместе с ним скульптуры, театра, поэзии и живописи античной эпохи, К. Маркс прямо указал на то, что этой сутью является бессознательно-художественная переработка в сознании человека природы и общественного бытия. Это кардинальное положение марксизма было еще глубже и полнее разработано в ленинской теории отражения, в известных высказываниях В. И. Ленина о двух видах фантазии, творческой и «пустоцвета».
Да, и искусстве палеолита было представлено магическое содержание, бесспорна его колдовская охотничья направленность. Несомненен и культ плодородия, о котором наглядно, с предельной выразительностью свидетельствуют женские статуэтки, изображающие прежде всего женщину-мать — символ плодородия.
Но в этом искусстве столь же выпукло представлено и противоположное начало. В нем суммирован отраженный через призму воображения художника практический, вполне реальный, трудовой опыт первобытной общины. Представлены и ее реальные общественные интересы: забота о единстве и благополучии общественного коллектива. Истинной же почвой, па которой это искусство возникло, была по магия, а труд, сформировавшиеся в процессе труда чисто человеческие способности, чувства и качества, отличающие человека от животного.
Магии, конечно, могла способствовать вначале материализации этих новых для нашей планеты качеств человека как социального существа, в том числе искусства, эстетического переживания. По се роль сводилась не более чем к роли внешнего стимула — катализатора.
Она не могла родить искусство, поскольку была ему противоположна по своей сути. Да, конечно, пещерные росписи появились потому, что в силу своей ложной теории охотничьей магии человек нуждался в изображении животного, потому, что ему нужно было изобразить зверя. По то, что он смог изобразить зверя, и притом так живо, так похоже, уже совсем не зависело от любой магической теории. Это целиком определялось его физическими возможностями, в первую очередь наличием гибкой и умелой руки, а также всех человеческих чувств, рожденных в результате предшествующей истории человека. Л еще больше — состоянием его ума, интеллектуальными способностями, творческим воображением. II не в последнюю очередь — чисто человеческой потребностью выразить I! наиболее ощутимой, впечатляющей форме тс переживания, тс эмоции, которые созрели в его психике, в его внутреннем мире и искали своего выхода в общении с другими людьми.
Именно это отношение к миру, оценка всего происходящего в природе и обществе явились одним из тех важнейших свойств человека как общественного существа, которые положили окончательную грань между человеком и животным. Таким образом, возможность возникновения искусства как новой формы деятельности человека коренилась в самой его природе. По возможность эта была реализована в полной мере не только в силу внутренних потребностей человека к самовыражению, к передаче чувств и переживаний, но и под влиянием определенных стимулов, связанных с его трудовой деятельностью, общественными нуждами и повседневной борьбой за существование. Нельзя отрицать и того, что в развитии художественной деятельности определенную роль сыграла и потребность в сплочении первобытной общины. В частности, важную социальную роль играло искусство как форма передачи информации, как способ общения, как система воспитательных средств.
Зачатки эстетического отношения к действительности, первые проявления чувства прекрасного и связанной с ним творческой фантазии, как мы теперь знаем, появились уже в конце мустьерского времени, около 00—40 тыс. лет назад. Их появление было вполне закономерным результатом длительного развития человека и общества. 11 здесь нужно отдать должное мустьерскому человеку — неандертальцу и его достижениям.
В мустьерское время происходят не только важные изменения в материальной культуре, по совершаются и коренные сдвиги в сознании самого человека. Об этом убедительно свидетельствуют захоронении мустьерского времени. Одно из них открыто в Средней Азии в гроте Тешик-Таш. Захоронение мальчика-неандертальца здесь было окрулсепо рогами козла, специально поставленными в виде круга — повсеместного символа солнца. Еще более яркая картина предстала перед исследователями при раскопках пещеры Шанидар в Ираке. Неандертальцы, похоронившие умерших в этой пещере, не только обеспечили сохранность останков одного из членов своей общины, у которого при жизни была ампутирована рука, но и засыпали погребения сородичей цветами. Об этом говорит пай денная в шанидарскнх захоронениях цветочная пыльца. Приведенные факты — выражение не только достаточно развитых общественных связей, но и эстетических чувств. О возникновении художественной деятельности и первых признаках эстетического отношении к действительности в мустьерское время свидетельствуют также находки образцов различных, на первый взгляд, прими-тивных изображений. Так, в мустьорских слоях Ля Феррасп и Ле Мустье найдены кости животных с нанесенными на них параллельными нарозками, в Донской пещере на Кавказе — плитка известняка с прорезанным изображением креста, в местности Тата (Венгрия) — галька с перекрещивающимися линиями, в Внлено (ФРГ) и Турскс Маштала (Чехослона-кия) — фрагменты костей животных с геометрически правильными насечками, в пещерах Ля Феррасп, Ло Мустье, Леш дель Азе — куски охры и охряные «карандаши»18. В дополнение к этому можно назвать и более выразительные находки самого последнего времени. Это, например, лопатка мамонта, обнаруженная в надежно датированном слое мусть-ерского времени на стоянке Молодова-I на Днестре. На поверхности лопатки видны насечки, выгравированные линии, мотивы зигзага, кнадратов, ямки, лунки, полоски черной краски, а также контурная фигура животного 1!\ На стоянке Пронятин под Терпонолсм также в мустьерском слое и вместе с типично мустьерским инвентарем найдена продольно расчлененная лучевая кость зубра с гравированным изображением животного (возможно, лошади, но предположению В. И. Бибикова)20.
Эти первые в истории художественного творчества орнаментальные композиции в виде чередующихся нарезок, простейшего зигзага, единичных полосок краски, примитивных изображений животных имеют принципиальное зна-‘ чение для понимания происхождения искусства. Это образцы, пусть еще и примитивной, но уже изобразительной деятельности. Их создатели сумели преодолеть инерцию старой косности ума и хаоса ассоциации. Они отобрали в бурном потоке впечатлений то, что для них было наиболее важным и существенным. Ясное взамен неясного и расплывчатого, логика на смену туманным ощущениям — таков объективный смысл этих древнейших образцов изобразительной деятельности. Они представляют собой связующую нить от мустье к уникальным памятникам искусства верхнего палеолита.