ПРИЧИНЫ ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЫ статья из журнала
ПРИЧИНЫ ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЫ
Преступность на Северном Кавказе, вся нравственно-психологическая, духовная, политическая, экономическая ситуация в этом сложном регионе в немалой степени зависят от ситуации в Чечне, в первую очередь, от военных действий на ее территории. Поэтому для нас первостепенное значение имеет: знание причин чеченской войны. Это весьма непростая задача, если учитывать нетипичный характер этой войны, сложное переплетение лежащих в основе ее детерминации этнопсихологических, религиозных и культурологических явлений и процессов.
Во-первых, может вызвать недоумение то, что войну против России ведет только чеченский народ при относительной лояльности к ней других северокавказских стран. Между тем федеральная власть не относилась именно к чеченцам как-то особенно, чем могла бы вызвать активно враждебное отношение к себе. В ходе сталинских репрессий чеченцы пострадали не больше, чем другие народы Северного Кавказа.
Во-вторых, после первой чеченской войны 1994-1996 годов российские центральные власти смирились с тем, что Чечня больше не подчиняется им и фактически стала независимой. Чеченские же руководители сразу после подписания Хасавюртовских соглашений, грубо попирая их, объявили о своем суверенитете. Их стали поддерживать некоторые восточные и прибалтийские страны, а также, что важно подчеркнуть, многие экстремистские мусульманские центры. Казалось бы, налицо все необходимые благоприятные условия для того, чтобы Чечня и дальше шла по пути строительства своего независимого государства. Пропасть между ней и Россией все расширялась, не только в политическом плане, но и в нравственном.
Однако летом 1999 года произошло совершенно неожиданное событие: маленькая Чечня напала на Россию, великую державу, обладающую атомным оружием, чем сразу поставила под удар свою с таким трудом и с такими жертвами обретенную независимость. Точнее — она ее потеряла, следовательно, агрессия была крайне непродуманным, неразумным, незрелым, чрезмерно эмоциональным шагом. Но он был сделан, причем нападение было совершено в отношении вроде бы братской мусульманской республики — Дагестана. Агрессия, что важно отметить, ничем не была спровоцирована. Однако ее объектом был не только Дагестан, а вся Россия, что доказывается террористическими взрывами в Москве и других городах. Следовательно, война велась со всей Россией — нагло, самоуверенно, со всей возможной жестокостью и попранием всех цивилизованных правил ее ведения.
Все кратко очерченные выше явления требуют объяснения. Оно тем более необходимо, поскольку до сих пор не было внятного и научно обоснованного объяснения всей совокупности чеченских событий.
Объяснение может состоять в том, что чеченцы как этнос еще не достигли того уровня развития, когда они смогли бы создать свое государство и жить абсолютно суверенно. Поэтому собственную внутреннюю несостоятельность чеченские экстремистские лидеры стремились компенсировать внешней агрессией, совершенно бессознательно исходя из того, что в случае краха их агрессии внутренние неразрешимые экономические и политические проблемы отпадут сами собой. Иными словами, просто исчезнет необходимость решения таких проблем. Это был самоубийственный шаг.
Подобные явления в разных странах бывали неоднократно. Но все-таки остается неясным, почему настроения населения Чечни были и остаются столь деструктивными. При этом нужно учитывать, что наиболее образованная и активно созидательная часть людей чеченской национальности, в первую очередь интеллигенция, уже давно начала выезжать за пределы своей родины и не принимала участия ни в военных действиях, ни в террористических актах. Их исход самым губительным образом отразился на чеченском обществе, потерявшем из-за этого свой творческий потенциал. Это негативно сказалось на нравственности и культуре чеченского народа, но миграция интеллигенции свидетельствует о том, что в Чечне не было условий для реализации творческих возможностей. Республика оказалась практически полностью в руках людей, которые не признавали ничего, кроме силы, и умели только разрушать. Они вряд ли четко представляли себе, какое будущее должны построить для своего народа и, конечно, совсем не понимали, что реализуемое глобальное насилие может привести к уничтожению их самих. Не случайно, что эти экстремисты искажали сдельные положения мусульманской религии, используя собственные интерпретации для оправдания агрессии.
В качестве основы для объяснения причин чеченской войны может быть взято следующее соображение.
В силу особенностей исторического развития, национальной идеологии и национального характера в XX веке среди чеченцев сформировался значительный энергетический потенциал. Однако окружающие условия жизни воспринимались значительной частью чеченцев в качестве угрожающих их существованию. У них образовался высокий уровень тревожности и страха, что в совокупности с групповым ощущением своей исключительности придавал этому потенциалу разрушительный характер. Представители чеченской интеллигенции, в частности, Автарханов, пытались направить этот потенциал в общественно полезное русло, но их попытки не увенчались успехом. Разрушительная агрессия стала прочно доминировать в отношениях с соседями, что выразилось в постоянных нападениях на них, похищении людей, скота и т.д. Имели место нападения и на военные объекты российской армии, но в этой связи очень важно отметить, что иногда нападения совершались ради нападения как такового и не преследовали корыстных целей. Это были попытки самоутверждения и демонстрации своей силы. Деструктивная тенденция отразилась и во внутренней жизни республики, в результате чего были уничтожены образовательная, экономическая и здравоохранительная системы, отдельные вооруженные группировки постоянно конфликтовали друг с другом, публичные казни стали обычной практикой. Одним словом, произошел отказ от завоеваний цивилизации и откат к первобытным, диким отношениям и стандартам.
Разрушительный потенциал можно уподобить закупоренному кипящему котлу, который не может кипеть бесконечно, ему обязательно нужен выход. Поэтому в 1992-1994 годах чеченские лидеры, активно поддерживаемые значительной частью населения, потребовали полной независимости. Но есть основания думать, что дело было не столько в независимости — культурное развитие чеченского народа никто не ограничивал, и ему никто не угрожал, — сколько в том, чтобы дать выход агрессии.
Механизм накопления и реализации энергии в народе в целом схож, наверное, с такими же процессами у отдельного человека. Как целый народ, так и конкретный индивид лишь в редких случаях может ответить на вопрос; для чего он все это делает или сделал, в чем смысл всех его действий.
На первый взгляд может показаться странным, что чеченцы начали агрессивную войну, несмотря на то что основная масса народа оставалась бедной. Но, как показывает мировая практика, бедность народа отнюдь не препятствует агрессии. У большой социальной группы, какой является этнос, должна быть аккумулирована большая энергия, которая толкает ее на насилие. Кроме того, оружия у чеченцев было более чем достаточно, военачальников тоже хватало, к тому же воинственность и мужество составляют одну из важнейших черт их национального характера: По-видимому, материальный достаток народа может служить препятствием для захватнических войн — очень велик риск потерять этот достаток. Страны Атланты совершили ошибку, когда после Первой Мировой войны довели немцев до нищеты. Тем самым они способствовали накоплению ответной разрушительной энергии, что привело к последующим захватническим воинам.
Еще до напала прямого нападения на Дагестан чеченские боевики вели себя чрезвычайно агрессивно, что проявлялось не только самих нападениях на соседей и российскую армию, но и в откровенно наглых высказываниях политических деятелей республики. Создавалось впечатление, что они готовы на все и очень уверены в своей несокрушимости. Конечно, боевики и власти Чечни обладали немалыми военными возможностями, но созданная ими республика была лишь нелепой и злобной пародией на государство.
Наряду с накоплением разрушительного потенциала вторым мощным фактором, толкающим чеченцев на войну с Россией, стала поддержка исламских экстремистских (террористических) центров.
Ни всегда с неослабевающим вниманием следили за развитием нацонально-религиозной ситуации в России. Создание в 1996 году «независимой» Чечни было расценено ими как гигантский шаг в мусульманском экстремистском движении. Помощь этого движения была отнюдь не только политической, идеологической и психологической, но и материальной (деньгами, людьми, оружием), причем усилившейся в последние годы. Поэтому есть все основания считать, что с началом войны в Дагестане Россия стала жертвой нападения не только со стороны Чечни, но и экстремистских кругов ислама. Следовательно, война с чеченскими боевиками есть не только борьба с терроризмом и за территориальную целостность страны, но и отражение иностранной агрессии. Война, которую ведет Россия, навязана ей и, вне всякого сомнения, является справедливой.
Огромный интерес мусульманского терроризма к Чечне объясняется отнюдь не только тем, что Чечня объявила себя мусульманским шариатским государством — в мире немало и других мусульманских стран, которые, однако, не имеют никаких связей с экстремизмом. Дело главным образом в том, что «государственная» власть и боевики в Чечне являются приверженцами террористических методов и именно их реализуют в своей деятельности, а это и есть теория и практика самих зарубежных исламских экстремистов. Подчеркну, что речь идет не об исламе как таковом, который не более агрессивен, чем христианство или буддизм.
Исламские террористические движения давно ведут террористическую войну с западными странами и западной цивилизацией в целом. Содержанием мотивов ненависти этих движений являются зависть и ревность к более благополучному, обеспеченному образу жизни в западных странах, которые находятся на ином уровне экономического и культурного развития, пока еще недосягаемом для них. На самом деле западная культура просто иная, но иногда она воспринимается как несравненно лучшая. Подобного рода взгляды испокон веков разжигали в человеке зависть и ненависть к своему более удачливому и счастливому соседу или любому другому; который казался таковым.
Отсюда террористические акты в отношении официальных лиц и простых граждан западных стран. При этом террористы внятно не объясняют, чем вызваны их деструктивные действия, в чем их смысл. Скорее всего, они просто не знают подлинных мотивов своего поведения. Однако в последние годы террористическая активность исламского экстремизма против Запада заметно ослабла, но это вовсе не означает, что соответствующие центры отказались от террористических методой решения своих проблем. Здесь другая причина: появился новый, наш взгляд, более уязвимый объект агрессии — Россия. Вот где можно добиться несравненно больших успехов, чем если взрывать самолеты или автобусы с туристами! Тем более что в форпостах России появилась большая брешь — Чечня с родной террористической идеологией. Надо использовать эту брешь и максимально расширить ее, тогда успехи экстремистов будут более значительными.
Соединение разрушительного энергетического потенциала самой Чечни, точнее — части ее народа — с таким же потенциалом экстремистских мусульманских центров дало чеченскую войну.
Если эта гипотеза верна, России следует обратить внимание на Афганистан: там не первое десятилетие накапливаются огромные разрушительные силы. Если они не исчерпали себя в гражданской войне и войне с СССР, то очень возможна афганская агрессия в отношении соседей. Зарубежные ее спонсоры и вдохновители не заставят себя ждать. То что афганцы бедны, а страна разорена, ни в коем случае не воспрепятствует внешней агрессии. В Афганистане в изобилии имеются оружие и большой военный опыт, кроме того, немалое количество людей, которые ничего не умеют делать, кроме как воевать.
Наличие большого разрушительного потенциала у какого-нибудь народа отнюдь не обязательно должно повлечь негативное отношение к нему и тем более применение к населению репрессивных мер. Самое главное — направить его в позитивное русло — созидания материальных и духовных благ. Сделать это не менее сложно, чем обезвредить и наказать террористов. Что касается Чечни, то эта деятельность с активным участием России уже начата.
Обстоятельный и глубокий анализ чеченской войны еще предстоит сделать. Он необходим хотя бы ради того, чтобы не допустить подобной войны в будущем. Исследователи чеченских событий должны проявить максимум объективности, уделить должное внимание не только экономическим и политическим стимулам этих событий, что у нас традиционно делается, но и психологическим, в том числе этнопсихологическим, и духовным факторам, что представляет собой особую сложность. В войне на Северном Кавказе действовали живые люди со своим субъективным миром; они поступали так или иначе далёко не всегда под давлением материальных обстоятельств, тем более материальной выгоды, часто и вопреки им. Среди чеченских боевиков, несомненно, было много бескорыстных людей, которые свой образ действий без колебаний считали единственно верным и справедливым, Их честность в сочетании со смелостью и отвагой может послужить вдохновляющим примером для целенаправленного воспитания молодых людей, из которых бесчестные политики и грязные авантюристы вновь могут захотеть сделать пушечное мясо.
Одна из основных проблем в области познания подлинных причин чеченской войны, как и природы религиозного, националистического и сепаратистского терроризма и экстремизма в целом, состоит в объяснении того, почему соответствующие идеи обладают огромной воспламеняющей и разрушительной силой. Почему, подчиняясь им, с таким неистовством и фанатичной одержимостью многие люди принимают мученический крест. В чем необычная притягательность религиозных и националистических призывов. Думается, что ответы на эти очень сложные вопросы необходимо искать с помощью психоанализа и аналитической психологии, мифологических понятий и категорий к архетипических представлений, признавая, что духовный путь национальной или религиозной группы прокладывается по своим специфическим законам, не имеющим ничего общего с вульгарным материализмом. Этот путь подчас очень неоднозначен и противоречив, его изменения и потенции будут понятны только в случае выработки достоверной теоретической концепции. Иначе говоря, это будет постижение истории и ее смысла.