Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

ПРИЧИНЫ ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЫ статья из журнала

Март9

ПРИЧИНЫ ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЫ

         Преступность на Северном Кавказе, вся нравственно-психологи­ческая, духовная, политическая, экономическая ситуация в этом слож­ном регионе в немалой степени зависят от ситуации в Чечне, в первую очередь, от военных действий на ее территории. Поэтому для нас пер­востепенное значение имеет: знание причин чеченской войны. Это весьма непростая задача, если учитывать нетипичный характер этой войны, сложное переплетение лежащих в основе ее детерминации эт­нопсихологических, религиозных и культурологических явлений и процессов.

         Во-первых, может вызвать недоумение то, что войну против Рос­сии ведет только чеченский народ при относительной лояльности к ней других северокавказских стран. Между тем федеральная власть не от­носилась именно к чеченцам как-то особенно, чем могла бы вызвать активно враждебное отношение к себе. В ходе сталинских репрессий чеченцы пострадали не больше, чем другие народы Северного Кавказа.

         Во-вторых, после первой чеченской войны 1994-1996 годов рос­сийские центральные власти смирились с тем, что Чечня больше не подчиняется им и фактически стала независимой. Чеченские же руко­водители сразу после подписания Хасавюртовских соглашений, грубо попирая их, объявили о своем суверенитете. Их стали поддерживать некоторые восточные и прибалтийские страны, а также, что важно подчеркнуть, многие экстремистские мусульманские центры. Казалось бы, налицо все необходимые благоприятные условия для того, чтобы Чечня и дальше шла по пути строительства своего независимого госу­дарства. Пропасть между ней и Россией все расширялась, не только в политическом плане, но и в нравственном.

         Однако летом 1999 года произошло совершенно неожиданное со­бытие: маленькая Чечня напала на Россию, великую державу, обладающую атомным оружием, чем сразу поставила под удар свою с та­ким трудом и с такими жертвами обретенную независимость. Точнее — она ее потеряла, следовательно, агрессия была крайне непродуманным, неразумным, незрелым, чрезмерно эмоциональным шагом. Но он был сделан, причем нападение было совершено в отношении вроде бы братской мусульманской республики — Дагестана. Агрессия, что важно отметить, ничем не была спровоцирована. Однако ее объектом был не только Дагестан, а вся Россия, что доказывается террористическими взрывами в Москве и других городах. Следовательно, война велась со всей Россией — нагло, самоуверенно, со всей возможной жестокостью и попранием всех цивилизованных правил ее ведения.

         Все кратко очерченные выше явления требуют объяснения. Оно тем более необходимо, поскольку до сих пор не было внятного и науч­но обоснованного объяснения всей совокупности чеченских событий.

         Объяснение может состоять в том, что чеченцы как этнос еще не достигли того уровня развития, когда они смогли бы создать свое государство и жить абсолютно суверенно. Поэтому собственную внутреннюю несостоятельность чеченские экстремистские лидеры стремились компенсировать внешней агрессией, совершенно бессознательно исхо­дя из того, что в случае краха их агрессии внутренние неразрешимые экономические и политические проблемы отпадут сами собой. Иными словами, просто исчезнет необходимость решения таких проблем. Это был самоубийственный шаг.

         Подобные явления в разных странах бывали неоднократно. Но все-таки остается неясным, почему настроения населения Чечни были и остаются столь деструктивными. При этом нужно учитывать, что наиболее образованная и активно созидательная часть людей чечен­ской национальности, в первую очередь интеллигенция, уже давно на­чала выезжать за пределы своей родины и не принимала участия ни в военных действиях, ни в террористических актах. Их исход самым гу­бительным образом отразился на чеченском обществе, потерявшем из-за этого свой творческий потенциал. Это негативно сказалось на нрав­ственности и культуре чеченского народа, но миграция интеллигенции свидетельствует о том, что в Чечне не было условий для реализации творческих  возможностей. Республика оказалась практи­чески полностью в руках людей, которые не признавали ничего, кроме силы, и умели только разрушать. Они вряд ли четко представляли себе, какое будущее должны построить для своего народа и, конечно, совсем не понимали, что реализуемое глобальное насилие может привести к уничтожению их самих. Не случайно, что эти экстремисты искажали сдельные положения мусульманской религии, используя собственные интерпретации для оправдания агрессии.

         В качестве основы для объяснения причин чеченской войны мо­жет быть взято следующее соображение.

         В силу особенностей исторического развития, национальной иде­ологии и национального характера в XX веке среди чеченцев сформи­ровался значительный энергетический потенциал. Однако окружающие условия жизни воспринимались значительной частью чеченцев в каче­стве угрожающих их существованию. У них образовался высокий уро­вень тревожности и страха, что в совокупности с групповым ощущени­ем своей исключительности придавал этому потенциалу разрушитель­ный характер. Представители чеченской интеллигенции, в частности, Автарханов, пытались направить этот потенциал в общественно полез­ное русло, но их попытки не увенчались успехом. Разрушительная аг­рессия стала прочно доминировать в отношениях с соседями, что выра­зилось в постоянных нападениях на них, похищении людей, скота и т.д. Имели место нападения и на военные объекты российской армии, но в этой связи очень важно отметить, что иногда нападения соверша­лись ради нападения как такового и не преследовали корыстных целей. Это были попытки самоутверждения и демонстрации своей силы. Де­структивная тенденция отразилась и во внутренней жизни республики, в результате чего были уничтожены образовательная, экономическая и здравоохранительная системы, отдельные вооруженные группировки постоянно конфликтовали друг с другом, публичные казни стали обыч­ной практикой. Одним словом, произошел отказ от завоеваний цивили­зации и откат к первобытным, диким отношениям и стандартам.

         Разрушительный потенциал можно уподобить закупоренному кипящему котлу, который не может кипеть бесконечно, ему обязательно нужен выход. Поэтому в 1992-1994 годах чеченские лидеры, активно поддерживаемые значительной частью населения, потребовали полной независимости. Но есть основания думать, что дело было не столько в независимости — культурное развитие чеченского народа никто не ограничивал, и ему никто не угрожал, — сколько в том, чтобы дать выход агрессии.

         Механизм накопления и реализации энергии в народе в целом схож, наверное, с такими же процессами у отдельного человека. Как целый народ, так и конкретный индивид лишь в редких случаях может ответить на вопрос; для чего он все это делает или сделал, в чем смысл всех его действий.

         На первый взгляд может показаться странным, что чеченцы нача­ли агрессивную войну, несмотря на то что основная масса народа оста­валась бедной. Но, как показывает мировая практика, бедность народа отнюдь не препятствует агрессии. У большой социальной группы, ка­кой является этнос, должна быть аккумулирована большая энергия, ко­торая толкает ее на насилие. Кроме того, оружия у чеченцев было более чем достаточно, военачальников тоже хватало, к тому же воинствен­ность и мужество составляют одну из важнейших черт их националь­ного характера: По-видимому, материальный достаток народа может служить препятствием для захватнических войн — очень велик риск по­терять этот достаток. Страны Атланты совершили ошибку, когда после Первой Мировой войны довели немцев до нищеты. Тем самым они способст­вовали накоплению ответной разрушительной энергии, что привело к последующим захватническим воинам.

         Еще до напала прямого нападения на Дагестан чеченские боевики вели себя чрезвычайно агрессивно, что проявлялось не только самих нападениях на соседей и российскую армию, но и в откровенно наглых высказываниях политических деятелей республики. Создавалось впе­чатление, что они готовы на все и очень уверены в своей несокруши­мости. Конечно, боевики и власти Чечни обладали немалыми военными возможностями, но созданная ими республика была лишь нелепой и злобной пародией на государство.  

         Наряду с накоплением разрушительного потенциала вторым мощным фактором, толкающим чеченцев на войну с Россией, стала поддержка исламских экстремистских (террористических) центров.

         Ни всегда с неослабевающим вниманием следили за развитием нацонально-религиозной ситуации в России. Создание в 1996 году «независимой» Чечни было расценено ими как гигантский шаг в мусульманском экстремистском движении. Помощь этого движения была отнюдь не только политической, идеологической и психологической, но и материальной (деньгами, людьми, оружием), причем усилившейся в последние годы. Поэтому есть все основания считать, что с началом войны в Дагестане Россия стала жертвой нападения не только со стороны Чечни, но и экстремистских кругов ислама. Следовательно, война с чеченскими боевиками есть не только борьба с терроризмом и за тер­риториальную целостность страны, но и отражение иностранной агрес­сии. Война, которую ведет Россия, навязана ей и, вне всякого сомне­ния, является справедливой.

         Огромный интерес мусульманского терроризма к Чечне объясня­ется отнюдь не только тем, что Чечня объявила себя мусульманским шариатским государством — в мире немало и других мусульманских стран, которые, однако, не имеют никаких связей с экстремизмом. Де­ло главным образом в том, что «государственная» власть и боевики в Чечне являются приверженцами террористических методов и именно их реализуют в своей деятельности, а это и есть теория и практика са­мих зарубежных исламских экстремистов. Подчеркну, что речь идет не об исламе как таковом, который не более агрессивен, чем христианство или буддизм.

         Исламские террористические движения давно ведут террористи­ческую войну с западными странами и западной цивилизацией в целом. Содержанием мотивов ненависти этих движений являются зависть и ревность к более благополучному, обеспеченному образу жизни в за­падных странах, которые находятся на ином уровне экономического и культурного развития, пока еще недосягаемом для них. На самом деле западная культура просто иная, но иногда она воспринимается как не­сравненно лучшая. Подобного рода взгляды испокон веков разжигали в человеке зависть и ненависть к своему более удачливому и счастливо­му соседу или любому другому; который казался таковым.

         Отсюда террористические акты в отношении официальных лиц и простых граждан западных стран. При этом террористы внятно не объясняют, чем вызваны их деструктивные действия, в чем их смысл. Ско­рее всего, они просто не знают подлинных мотивов своего поведения. Однако в последние годы террористическая активность исламского экстремизма против Запада заметно ослабла, но это вовсе не означает, что соответствующие центры отказались от террористических методой решения своих проблем. Здесь другая причина: появился новый, наш взгляд, более уязвимый объект агрессии — Россия. Вот где можно добиться несравненно больших успехов, чем если взрывать самолеты или автобусы с туристами! Тем более что в форпостах России появилась большая брешь — Чечня с родной террористической идеологией. Надо использовать эту брешь и максимально расширить ее, тогда успехи экстремистов будут более значительными.

         Соединение разрушительного энергетического потенциала самой Чечни, точнее — части ее народа — с таким же потенциалом экстремист­ских мусульманских центров дало чеченскую войну.

         Если эта гипотеза верна, России следует обратить внимание на Афганистан: там не первое десятилетие накапливаются огромные разрушительные силы. Если они не исчерпали себя в гражданской войне и войне с СССР, то очень возможна афганская агрессия в отношении со­седей. Зарубежные ее спонсоры и вдохновители не заставят себя ждать. То что афганцы бедны, а страна разорена, ни в коем случае не воспре­пятствует внешней агрессии. В Афганистане в изобилии имеются ору­жие и большой военный опыт, кроме того, немалое количество людей, которые ничего не умеют делать, кроме как воевать.

         Наличие большого разрушительного потенциала у какого-нибудь народа отнюдь не обязательно должно повлечь негативное отношение к нему и тем более применение к населению репрессивных мер. Самое главное — направить его в позитивное русло — созидания материальных и духовных благ. Сделать это не менее сложно, чем обезвредить и на­казать террористов. Что касается Чечни, то эта деятельность с актив­ным участием России уже начата.                                 

         Обстоятельный и глубокий анализ чеченской войны еще предсто­ит сделать. Он необходим хотя бы ради того, чтобы не допустить по­добной войны в будущем. Исследователи чеченских событий должны проявить максимум объективности, уделить должное внимание не только экономическим и политическим стимулам этих событий, что у нас традиционно делается, но и психологическим, в том числе этнопсихологическим, и духовным факторам, что представляет собой осо­бую сложность. В войне на Северном Кавказе действовали живые люди со своим субъективным миром; они поступали так или иначе далёко не всегда под давлением материальных обстоятельств, тем более матери­альной выгоды, часто и вопреки им. Среди чеченских боевиков, несо­мненно, было много бескорыстных людей, которые свой образ дейст­вий без колебаний считали единственно верным и справедливым, Их честность в сочетании со смелостью и отвагой может послужить вдох­новляющим примером для целенаправленного воспитания молодых людей, из которых бесчестные политики и грязные авантюристы вновь могут захотеть сделать пушечное мясо.

         Одна из основных проблем в области познания подлинных при­чин чеченской войны, как и природы религиозного, националистиче­ского и сепаратистского терроризма и экстремизма в целом, состоит в объяснении того, почему соответствующие идеи обладают огромной воспламеняющей и разрушительной силой. Почему, подчиняясь им, с таким неистовством и фанатичной одержимостью многие люди при­нимают мученический крест. В чем необычная притягательность рели­гиозных и националистических призывов. Думается, что ответы на эти очень сложные вопросы необходимо искать с помощью психоанализа и аналитической психологии, мифологических понятий и категорий к архетипических представлений, признавая, что духовный путь нацио­нальной или религиозной группы прокладывается по своим специфи­ческим законам, не имеющим ничего общего с вульгарным материа­лизмом. Этот путь подчас очень неоднозначен и противоречив, его из­менения и потенции будут понятны только в случае выработки досто­верной теоретической концепции. Иначе говоря, это будет постижение истории и ее смысла.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция