ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ статья из журнала
Общие принципы системного исследования еще не получили достаточной специальной теоретической разработки: и обоснования применительно к анализу художественных систем, прежде всего художественного произведения. Материальной данностью литературного произведения, чувственно воспринимаемой читателем (слушателем), является его текст. Но произведение не тождественно тексту. Подчеркивая их нетождественность, М. А. Сапаров писал: «Художественное произведение, являющее диалектику объекта и субъекта, не есть вещественная данность, знаковая структура, оно , именно произведение, т. е. сложно детерминированная духовно-практическая деятельность, хотя и неотрывно впряженная с материальной данностью артефакта, но никоим образом к нему не сводимая»3.
Известно, что всякая система представляет собой диалектическое единство элементов, отбираемых в соответствии с принципами необходимости и достаточности; сочетание и взаимодействие этих элементов определяется целью, для которой система создается.
Для организации функциональной системы «необходимо наличие «системообразующего фактора», стремления к цели, т.е. к полезному результату для: данной системы». Понятие цель (в иной терминологии — доминанта) определяет и исходную позицию творца системы, и результат его деятельности. Доминанта реализуется, осуществляется в системе; поэтому, когда мы определяем доминанту, мы должны представить ее как нечто, находящееся вне системы: она существует до системы (как «вещь в себе»: исходный принцип, авторская установка) и возникает после системы (как «вещь для нас»: достояние читателя). Определение доминанты — это исходный пункт системного исследования: «выделение в качестве начальной категории такого простого, абстрактного понятия, которое содержит в себе в скрытом, неразвернутом виде противоречия, приводящие в познании процесса к дальнейшему развертыванию необходимых определений».
Выделить такое понятие при системном анализе художественного произведения нетрудно: это — идея произведения, основной элемент его содержания. Произведение создается для того, чтобы выразить идею; такова цель художника. Но в отличие от идеи философской, политической, нравственной, научной это — идея художественная, реализуемая в художественных образах, которые воплощают в себе пафос творчества художника. Потому-то понятие «художественная идея» и содержит в себе в скрытом, неразвернутом виде противоречия, которые раскрываются в процессе исследования художественной системы.
Итак, категория доминанты-цели художественной системы существенно отличается от аналогичной категории
Композиция — носитель универсального, родового свойства литературы как искусства. Композицией порождается ритм — как атрибут, свойство данной художественной системы, данного произведения. Поскольку каждый структурный уровень имеет свою композицию, постольку каждому уровню присущ свой ритм.
Речевой строй произведения — носитель видового свойства литературы как искусства слова, ее качественного своеобразия с точки зрения материала, из которого творится художественная форма. Сюжет, динамический строй произведения — носитель другого видового свойства литературы: ее специфики как искусства временного; он являет собой способ созидания содержательной формы. В процессе этого созидания, развертывания порождается художественное время-пространство — свойство, атрибут художественной системы. Оно существует, как и ритм, на разных ее уровнях. На уровне повествования — как соотнесенность времени повествования со временем действия, материализованная в различных формах грамматического времени; на уровне сюжета — как соотнесенность времени хронологического и пространства геотопографического (фабульного) со временем-пространством художественным (сюжетным).
Таким образом, художественная система литературного произведения — это единство речевого строя и сюжета, организуемое композицией и обладающее ритмическими и пространственно-временными свойствами.
Каждый из элементов художественной системы представляет собой подсистему, состоящую из своих элементов. Так, элементами речевого строя являются разновидности художественной лексики (тропы) и художественного синтаксиса (фигуры), элементами сюжета (в разных его аспектах) — характеры, конфликты, ситуации, события.
Отношения, существующие внутри каждого элемента художественной системы, — это отношения координационные, одноуровневые. Отношения между элементами системы (речевой строй — сюжет) — отношения разноуровневые, субординационные. Субординационными являются и отношения более высокого порядка: произведение — жанр и произведение — стиль.
Для того чтобы возможно точнее определить суть этих отношений, нужно обратиться к соотношению понятие «художественная система» и «художественный мир».
Художественная система — это категория формальная: это система значимых форм, в которой находят свое} конкретное воплощение принципы coзидания художественного мира.
«Художественный мир» — это категория содержательная. Содержание искусства является отраженная действительность, точнее — диалектическое единство отражения внешней действительности и созидания внутренней действительности произведения. Создавая произведение словесного искусства художник изображает реальную, внешнюю действительность и одновременно творит новую, внутреннюю действительность произведения. Двуединство этих начал составляет единство художественного мира произведения. Художественный мир — это аналог не только мира реального, того, что есть в действительности, но и того, что может быть по вероятности, и того, что должно быть по необходимости.
Категория художественный, или поэтический, мир нашла свое теоретическое обоснование в учении Белинского о художественности. Но в применении, к конкретному анализу термин «худо-‘ жественный мир» зачастую употребляется в чересчур расширительном смысле, границы этого понятия размываются, и оно становится обозначена ем всей совокупности проблем, обра зов, стилевых особенностей художника 2|. Как создается единство худо жественного мира?
Предварительные и ближайшие условия такого единства, которые действуют в пределах данного произ ведения, с наибольшей полнотой и це лостностью представлены в норма) жанра. Непосредственные резуль т а т ы этого же единства воплошень в образах произведения. Основные принципы осуществления этоге единства — в их конкретной исторической и социальной обусловленности — включены в художественный метод, как система способов его осуществления составляет стиль.
Таким образом, категории «стиль» и «художественная система» оказываются близкими с точки зрения структуры и функции обозначаемого ими объекта. Этот объект — система значимых форм, созидающих художественный мир произведения. Но между понятиями «стиль» и «художественная система» есть принципиальное различие. Стиль — это всегда нечто неповторимо индивидуальное. В отличие от термина «художественная система», фиксирующего особенности объективного бытия произведения, термин «стиль» подчеркивает субъективную окрашенность, индивидуальную, авторскую принадлежность данной системы. «.Понимание стиля неразрывно связано с системностью художественного целого и приращением смысла в результате организации словесного материала по определенному (каждый раз особому) принципу». Все элементы, отношения и свойства художественной системы в творчестве данного художника и в данном произведении приобретают стилевое выражение. А это происходит потому, что каждый крупный художник создает свои, специфические для его художественной системы элементы — не «сверх» тех, что для нее необходимы и достаточны, а путем открытия их новых возможностей и путем сочетания, комбинирования речевых, сюжетных, композиционных ресурсов.
Но ведь за понятием «художественная система произведения» стоит и другое, более широкое, абстрактное понятие — «жанр произведения». Категория жанра относится к более высокому уровню абстракции, чем категория стиля, потому что она обозначает нечто общее, повторяющееся, присущее разным произведениям, созданным разными художниками. Идя от жанра к художественной системе, мы конкретизируем жанровые признаки, выявляя их в данном произведении — в его стилевой системе.
Итак, системный анализ художественного произведения — это, по существу, анализ его жанрово-стилевого единства.
Разграничение категорий «элементов» в процессе художественного восприятия внешняя форма (художественная речь) переходит во внутреннюю форму (сюжет), а постижение идейно-эстетического смысла увиденного приводит читателя к овладению духовными ценностями, т.е. содержанием произведения искусства. Так форма переходит в содержание.
Для формирования художественной системы литературного произведения необходимы и достаточны два элемента: художественная речь (речевой строй), сюжет (динамический строй) — и композиция как строй отношений между элементами и внутри них.