Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ статья из журнала

Март9

 

         Общие принципы системного иссле­дования еще не получили достаточной специальной теоретической разработки: и обоснования применительно к анали­зу   художественных    систем,    прежде всего художественного   произведения.   Материальной   данностью    литера­турного произведения, чувственно вос­принимаемой     читателем      (слушате­лем), является его текст. Но произве­дение не тождественно тексту. Подчер­кивая их нетождественность, М. А. Сапаров писал:  «Художественное произведение, являющее диалектику объек­та и субъекта,   не   есть   вещественная данность,    знаковая    структура,    оно , именно произведение, т. е. сложно  де­терминированная      духовно-практиче­ская деятельность,   хотя   и   неотрывно впряженная   с  материальной   данностью артефакта, но никоим образом к нему  не   сводимая»3.

         Известно, что всякая система пред­ставляет собой диалектическое единст­во элементов, отбираемых в соответ­ствии с принципами необходимости и достаточности; сочетание и взаимодей­ствие этих элементов определяется целью, для которой система создается.

         Для организации функциональной системы «необходимо наличие «системо­образующего фактора», стремления к цели, т.е. к полезному результату для: данной системы». Понятие цель (в иной терминологии — доминанта) определяет и исходную позицию твор­ца системы, и результат его деятель­ности. Доминанта реализуется, осуще­ствляется в системе; поэтому, когда мы определяем доминанту, мы должны представить ее как нечто, находящее­ся вне системы: она существует до си­стемы (как «вещь в себе»: исходный принцип, авторская установка) и воз­никает после системы (как «вещь для нас»: достояние читателя). Определе­ние доминанты — это исходный пункт системного исследования: «выделение в качестве начальной категории такого простого, абстрактного понятия, кото­рое содержит в себе в скрытом, нераз­вернутом виде противоречия, приводя­щие в познании процесса к дальней­шему развертыванию необходимых оп­ределений».

         Выделить такое понятие при си­стемном анализе художественного про­изведения нетрудно: это — идея про­изведения, основной элемент его содер­жания. Произведение создается для того, чтобы выразить идею; такова цель художника. Но в отличие от идеи философской, политической, нравст­венной, научной это — идея художест­венная, реализуемая в художествен­ных образах, которые воплощают в се­бе пафос творчества художника. Пото­му-то понятие «художественная идея» и содержит в себе в скрытом, неразвер­нутом виде противоречия, которые рас­крываются в процессе исследования художественной системы.

         Итак, категория доминанты-цели художественной системы существенно отличается от аналогичной категории

         Композиция — носитель универ­сального, родового свойства литерату­ры как искусства. Композицией порождается ритм — как атрибут, свойство данной художественной си­стемы, данного произведения. Посколь­ку каждый структурный уровень имеет свою композицию, постольку каждому уровню   присущ  свой   ритм.

         Речевой строй произведения — но­ситель видового свойства литературы как искусства слова, ее качест­венного своеобразия с точки зрения материала, из которого творится худо­жественная форма. Сюжет, динамиче­ский строй произведения — носитель другого видового свойства литературы: ее специфики как искусства времен­ного; он являет собой способ созида­ния содержательной формы. В процес­се этого созидания, развертывания по­рождается художественное время-про­странство — свойство, атрибут худо­жественной системы. Оно существует, как и ритм, на разных ее уровнях. На уровне повествования — как соотнесен­ность времени повествования со вре­менем действия, материализованная в различных формах грамматического времени; на уровне сюжета — как со­отнесенность времени хронологическо­го и пространства геотопографического (фабульного) со временем-пространством художественным (сю­жетным).

         Таким образом, художественная система литературного произведе­ния — это единство речевого строя и сюжета, организуемое композицией и обладающее ритмическими и прост­ранственно-временными свойствами.

         Каждый из элементов художествен­ной системы представляет собой подси­стему, состоящую из своих элементов. Так, элементами речевого строя явля­ются разновидности художественной лексики (тропы) и художественного синтаксиса (фигуры), элементами сю­жета (в разных его аспектах) — характеры, конфликты, ситуации, события.

         Отношения, существующие внутри каждого элемента художественной си­стемы, — это отношения координаци­онные, одноуровневые. Отношения между элементами системы (речевой строй — сюжет)  — отношения разноуровневые, субординационные. Субординационными являются и отношения более высокого порядка: произведе­ние жанр и   произведение стиль.

         Для того чтобы возможно точнее определить суть этих отношений, нужно обратиться к соотношению понятие «художественная система» и «художественный   мир».

         Художественная система — это ка­тегория формальная: это система значимых форм, в которой находят свое} конкретное воплощение принципы coзидания художественного мира.

         «Художественный мир» — это категория содержательная. Содержание искусства является отраженная дейст­вительность, точнее — диалектическое единство отражения внешней действи­тельности и созидания внутренней действительности произведения. Создавая произведение словесного искусства художник изображает реальную, внеш­нюю действительность и одновременно творит новую, внутреннюю действи­тельность произведения. Двуединство этих начал составляет единство художественного мира произведения. Художественный мир — это аналог не только мира реального, того, что есть в действительности, но и того, что мо­жет быть по вероятности, и того, что должно быть по необходимости.

         Категория художественный, или по­этический, мир нашла свое теоретиче­ское обоснование в учении Белинского о художественности. Но в применении, к конкретному анализу термин «худо-‘ жественный мир» зачастую употребля­ется в чересчур расширительном смысле, границы этого понятия размы­ваются, и оно становится обозначена ем всей совокупности проблем, обра зов, стилевых особенностей худож­ника 2|. Как создается единство худо жественного мира?

Предварительные и ближайшие условия такого единства, которые действуют в пределах данного произ ведения, с наибольшей полнотой и це лостностью представлены в норма) жанра. Непосредственные резуль т а т ы этого же единства воплошень в образах произведения. Основные принципы осуществления этоге единства — в их конкретной историче­ской и социальной обусловленности — включены в художественный метод, как система способов его осуществления составляет стиль.

         Таким образом, категории «стиль» и «художественная система» оказыва­ются близкими с точки зрения струк­туры и функции обозначаемого ими объекта. Этот объект — система значи­мых форм, созидающих художествен­ный мир произведения. Но между по­нятиями «стиль» и «художественная система» есть принципиальное разли­чие. Стиль — это всегда нечто неповто­римо индивидуальное. В отличие от термина «художественная система», фиксирующего особенности объектив­ного бытия произведения, термин «стиль» подчеркивает субъективную окрашенность, индивидуальную, автор­скую принадлежность данной системы. «.Понимание стиля неразрывно связа­но с системностью художественного це­лого и приращением смысла в резуль­тате организации словесного материа­ла по определенному (каждый раз осо­бому) принципу». Все элементы, от­ношения и свойства художественной системы в творчестве данного худож­ника и в данном произведении приоб­ретают стилевое выражение. А это происходит потому, что каждый круп­ный художник создает свои, специфи­ческие для его художественной систе­мы элементы — не «сверх» тех, что для нее необходимы и достаточны, а путем открытия их новых возможно­стей и путем сочетания, комбинирова­ния речевых, сюжетных, композицион­ных ресурсов.

         Но ведь за понятием «художествен­ная система произведения» стоит и другое, более широкое, абстрактное понятие — «жанр произведения». Ка­тегория жанра относится к более высо­кому уровню абстракции, чем катего­рия стиля, потому что она обозначает нечто общее, повторяющееся, прису­щее разным произведениям, создан­ным разными художниками. Идя от жанра к художественной системе, мы конкретизируем жанровые признаки, выявляя их в данном произведении — в его  стилевой системе.

         Итак, системный анализ художест­венного произведения — это, по суще­ству, анализ его жанрово-стилевого единства.

         Разграничение категорий   «элементов» в процессе художественного восприя­тия внешняя форма (художественная речь) переходит во внутреннюю форму (сюжет), а постижение идейно-эсте­тического смысла увиденного приводит читателя к овладению духовными цен­ностями, т.е. содержанием произведе­ния искусства. Так форма переходит в содержание.

         Для формирования ху­дожественной системы литературного произведения необходимы и достаточ­ны два элемента: художественная речь (речевой строй), сюжет (динами­ческий строй) — и композиция как строй отношений между элемента­ми   и  внутри  них.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция