Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ (истоки и этапы до 1992 г.) статья из журнала

Март9

 

Возрождающееся уже более 10 лет российское предприниматель­ство столкнулось с трудностями, причины которых необходимо по­нять и проанализировать, чтобы определить фазы развития предпри­нимательства, в первую очередь малого, индивидуального, семейного, коллективного, и решить стоящие перед ним задачи. Для этого важно разобраться с тем, что представляла собой предпринимательская дея­тельность в СССР (если таковая была).

Более чем 70-летняя история советского государства включала этапы использования возможностей частного и кооперативного пред­принимательства, а также государственного капитализма. В прямой форме — это новая экономическая политика (весна 1921-1928 гг.), в косвенной — дискуссии в периоды 1963-1965 гг. и 1985-1987 гг., когда в стране широко обсуждали необходимость и характер пред­стоящих экономических реформ.

Предпринимавшиеся попытки реформации были историчес­ки обусловлены. Поэтому надо соотнести их с прерванным револю­циями 1917 г. развитием России как особой евроазиатской цивили­зации и великой державы.

Следует вспомнить о двух крупнейших реформациях XIX в., сыг­равших решающую роль в оживлении и подъеме отечественного пред­принимательства в сугубо крестьянской стране, в которой, как извест­но, немало предпринимателей — купцов, лесопромышленников, ману­фактурщиков и др. — вышли из крестьянства. Речь идет об отмене в 1861 г. тормозившего прогресс в России крепостного права и о рефор­мах С. Витте и его сподвижников на рубеже XIXXX вв., которые заложили необходимый правовой и экономический фундамент стаби­лизации и подъема экономики России1. Была создана финансовая и производственно-коммуникационная инфраструктура — банки, биржи, ярмарки, новые транспортные магистрали, заводы, фабрики, склады и т.п. Резко повысилась предпринимательская активность. Даже при самодержавии частная собственность давала быструю отдачу. На рубеже XIXXX вв. и в первое десятилетие XX в. произошла уско­ренная интеграция России в мировое капиталистическое хозяйство.

Российское государство взяло под защиту иностранных инвесто­ров, участвующих в высокорисковых проектах и освоении слаборазви­тых регионов (губерний). Высокие темпы формирования крупного ка-питалистического предпринимательства в финансовой, производствен­ной и торговой сферах были характерны для Санкт-Петербурга, Мос­квы, Нижнего Новгорода, Урала, Поволжья, Одессы, Харькова. Склады­вались первые предпринимательские семьи и династии — Рябушин-ских, Морозовых, Филипповых, Мамонтовых я др. Экономический подъем сопровождался расцветом меценатства, культурного собира­тельства. Малое и среднее частное предпринимательство, традиционно носившее семейный характер, развивалось е торговле, массовом питании, сфере услуг, сельском хозяйстве, пошиве одежды и обуви, пищевой промышленности, строительстве. Индивидуальное частное предприни­мательство преобладало в медицине, адвокатуре, мелкой торговле.

В  реформировании сельского хозяйства,  обеспечивающего продовольственную безопасность и самодостаточность страны, суще­ственно продвинуться не удалось. Эти проблемы пытался разрешить после 1905 г.  новый премьер и выдающийся реформатор П.  Сто­лыпин. Но его реформы натолкнулись на мощное сопротивление традиционистов, не смирившихся с потерей помещичьих привиле­гий. Решительность, жесткость П. Столыпина стоили ему жизни. Вместе с тем десятилетне поисков и борьбы не прошло даром,  В сельском хозяйстве России перед первой мировой войной намети­лись серьезные сдвиги. Возрос экспорт зерна, яиц, семян подсолнеч­ника, сливочного масла, других сельскохозяйственных продуктов, а также текстиля, угля, лесоматериалов, металла.

Воина 191-i г. и переход к мобилизационной экономике наруши­ли ход реформации, отбросив экономику России назад. Революции 1917 г., особенно октябрьская, привели к тяжелейшим последствиям во всех сферах производства и общественной жизни.

Весной 1921 г. с введением нэпа началось возрождение частного предпринимательства  в рамках государственного  капитализма. Глубокие корни частной собственности и способность рыночных механизмов (при должном правовом регулировании и экономиче­ской свободе) быстро восстанавливаться дали положительные ре­зультаты-: рост производства в сельском хозяйстве и промышлен­ности; ускорение и увеличение товарооборота; обеспечение стиму­лов к высокопроизводительному труду; развитие финансовой систе­мы.  Были введены новая устойчивая валюта — золотой червонец, свобода частной торговли, воссозданы биржи, банки, синдикаты, ак­ционерные общества внешней торговли и т.п.

Почему же в условиях нэпа удалось быстро восстановить пред­принимательскую активность? Слишком мало времени прошло пос­ле революций 1917 г.. к тому же »военный» коммунизм не успел подавить частнособственнический интерес и уничтожить корни част­ной собственности. Позитивную роль играла потребительская коопе­рация. В российской деревне остались крепкие крестьянские хозяй-

‘На нечто подобное рассчитывали реформаторы-либералы з 1992- ] 993 г. Но из-за небольшого опыта » бессистемности своих дейеганД он» не соразмерили нега­тивные социальные последствия, э частности, быстрое обнищание масс, которое уси­лилось  «лефолтовыми» решениям» 17 августа 1998 г. 80

Предпринимательству в России

—,…ц -. гоист

ства кулаков, середняков. Была восстановлена устойчивая экономи­ческая связь между городом и деревней в форме прямого товарооб­мена и более гибких товарно-денежных отношений.  Свободные и договорные цены, золотой червонец, хождение обеспеченных ценных бумаг (акций, векселей, облигаций) сыграли огромную стимулирую­щую роль в развитии производства и внешней торговли, привлече­нии иностранных капиталов. В городах и селах интенсивно развива­лись в этот период кредитно-паевые кооперативы (их союзы), ис­пользовались такие механизмы, как кредитование индивидуальных предпринимателей и семейных частных предприятий, взаимное фи­нансирование, которые и ныне могли бы дать значительный эффект. Резкое свертывание частного предпринимательства, потреби­тельской кооперации в городах произошло в годы «сталинских» пятилеток — индустриализации (1928-1932 гг.) и колхозного стро­ительства (1933-1937 гг.).

Становление тоталитаризма и формирование командно-адми­нистративной системы, жесткое нормирование потребления при на­растании дефицита, введение карточной системы сопровождались подавлением частного интереса, Потребительская кооперация была вытеснена в деревню.

Отдельные административные и экономические послабления государство сделало в послевоенный период (1946-1950 гг.). В про­цессе проведения денежно-финансовой и ценовой реформ (1947-1948 гг.) были постепенно отменены карточки, началось восста­новление промышленности и промысловой кооперации, артелей, кустарничества, ремесленничества, отхожих промыслов, развитие \   потребительской кооперации.

За рамками жестких норм сохранились анклавы предпринима­тельских инициатив в торговле, общественном питании, сфере быто­вых услуг, малом строительстве в Москве, республиках Закавказья, Средней Азии, на Дальнем Востоке. Развивались ремонт и пошив одеж­ды, обуви, мелкое производство при городских рынках. Теневая, цехо­вая и «лагерная» экономики функционировали по своим законам, умело уходя от контроля административных органов.

Начавшаяся в стране оттепель в обществе, политике, культуре, экономике (после смерти И. Сталина и особенно после XX съезда партии а 1956 г.) характеризовалась ослаблением административ­ных ограничений в деревне (колхозникам стали выдавать паспор­та). Но в целом в проведении экономической политики не было последовательности. Неурожайные годы привели к нарастанию де­фицита продуктов, повышению цен в 1961 г.. «наезду» на личные подсобные хозяйства, Надежды на гражданские и экономические свободы в полной мере не оправдывались.

Тем не менее развивались новые формы агропромышленных и торговых отношений, сочетавшие специализацию, кооперацию и на­чальные стадии организационно-технологической интеграции (по образцу агроиндустрнальных комбинатов). От глаз прокуроров уме­ло прятали производственные и торговые предприятия (цеха) в кол­хозах II совхозах.  Многие колхозы стали торговать на городских  рынках прибалтийских республик, Украины, Ростовской области и других регионов. Происходило восстановление художественных и ку­старных промыслов и производств3. Делались попытки ввести внут­рипроизводственный хозяйственный расчет. Сыграло свою роль влия­ние стран-членов СЭВ, сохранивших в определенных масштабах час­тную собственность в торговле, сфере услуг, сельском хозяйстве.

Реформы председателя Совмина СССР А. Косыгина и его коман­ды (1965-1967 гг.) были связаны с попытками сделать более гибки­ми планирование и экономическое стимулирование (с оплатой за ко­нечный результат) в промышленности и строительстве. Это были годы расцвета экономико-математического направления с использованием в основном в теории цен равновесия и других рыночных категорий.

Особо выделялась пятилетка 1966-1970 гг. как период высоких темпов экономического роста. Нарастанию импорта потребительских товаров способствовали доходы от роста экспорта нефтепродуктов. Новый рывок сделала потребительская кооперация. Мутации же открытого и теневого предпринимательства «по-советски» в торгов­ле и сфере услуг (отдыха), производстве трикотажных изделий, одеж­ды, обуви, сувениров, местных строительных материалов, мебели, хо­зяйственных товаров имели место в курортных зонах республик Прибалтики и Закавказья, Москве, Московской области. В весьма специфической плодоовощной отрасли (вследствие большой «неуч-генки», запутанности нормирования, возможностей «списывания» по­терь) складывались особые (национальные) кланы торговцев, тене­вых предпринимателей. Поддержка развития личных подсобных хо­зяйств, приусадебных участков, малых форм хозяйствования в кол­хозах и совхозах, индивидуальной трудовой деятельности (надом­ной деятельности) позволяла сохранять некоторый потенциал част­ного интереса, предприимчивости и инициативы.

Новая система планирования и экономического стимулирова­ния 1965-1967 гг. опиралась уже не на территориальный принцип управления, а на отраслевой при усилении централизации управле­ния1. Местные мелкие и малые формы хозяйствования, получившие поддержку в предшествующий период доминирования территориаль­ного принципа, в 1965-1975 гг. оказались «задвинутыми». Отставание СССР в области менеджмента, компьютеризации, упущенные «зеле­ная» и отчасти технологическая революции, которые во многих ка­питалистических и развивающихся странах создали необходимые ус­ловия для новой фазы роста малого предпринимательства, вызывало беспокойство у части экономистов и советского руководства.

Попытки осуществить экономические реформы в Советском Сою­зе (А. Косыгиным, М. Горбачевым, Н. Рыжковым и др.) оказались тщет-

1Paaairnicмелких, малых форм хозяйствования а экономике Советского Союза сначала основывалось па так называемом «территориальном подходе к управлению» с опорой па республиканские и местные возможности а условиях действия совнар­хозов (1957-1965 гг.). Малый бизнес в России. Аналитическое пособие. М.: Консэко,

1998 г. с. 36-37.

4 В 1965-1966 гг. было воссоздано около 30 союзис-республиканских министерств (к началу 197о г. — 35).

S2

Предпринимательство в России

ными не только из-за отсутствия правовой и политической базы. Глав­ное в том, что без приватизации собственности, без глубокой реформы в сельском хозяйстве (и сопряженных с ним отраслях) практически невоз­можно провести трансформацию общественной системы и экономики.

Напомним постулат, воспроизведенный еще в XVIII в. физиокра­тами: «Земля — мать богатства, труд — его отец». При этом нельзя забывать базовое положение А. Смита о трех основных первичных рыночных факторах производства: земле, труде и капитале. Внима­ние к этим проблемам неслучайно. Возрождение предприниматель­ства в годы перестройки, особенно в 1992 г., началось с «конца» * конечной фазы воспроизводственного процесса — с торговли, сферы услуг. Сельское хозяйство и другие сопряженные с ним отрасли были забыты. Быстрорастущие же банковские и торговые капиталы (скорее, спекулятивные) не стали источником инвестиций для производства.

Периодические провалы в сельском хозяйстве ускорили начало длительного периода стагнации, а потом и стагфляции. Нарастал продо­вольственный дефицит, во многих регионах (особенно промышленных) вводилось нормирование (талонного, карточного типа). Одновременно предпринимались импульсивные попытки наступления на теневую эко­номику в надежде найти дополнительные ресурсы продовольствия. Ухудшение ситуации в экономике, ужесточение политического режима привели к росту эмиграции, диссидентства, первой и второй «волнам» оттока предприимчивых людей в Израиль, США и другие страны.

Повышение цен 15 сентября 1981 г. на деликатесы, мебель, ковры, ювелирные изделия и т.д. можно признать как первую пробную ры­ночную терапию. Образовывались новые временно равновесные соотно­шения спроса и предложения, что повысило интерес к маркетингу, рекламе, изучению рынка и характера спроса потребителя. Начались новые дискуссии о возможностях кооперативов, частной собственности и частного сектора в сельском хозяйстве, которые происходили в преддверии принятия Продовольственной программы (май 1982 г.), чему способствовало изучение зарубежного, в частности венгерского, опыта, основной интерес в котором представляли новые кооперативные и интеграционные формы в сельском хозяйстве, пищевой промыш­ленности (консервной, виноделии и т.п.), торговле. Эти направления пытались реализовать в Молдавии, Литве, Белоруссии. Возросли тем­пы развития комиссионной и кооперативной торговли в городах. Рас­ширилось проведение выставок-продаж, оптовых ярмарок. Выделим также период поддержки малых форм и «советского» предпринима­тельства в связи с подготовкой Программы развития производства товаров и сферы услуг до 2000 г. Делалась попытка поддержать ВПК в новой технологической фазе с одновременным началом конверсии, с первыми усилиями расширить производство телевизоров, холодиль­ников и других товаров с ориентацией на потребительский спрос.

С приходом нового партийного руководства во главе с М. Горба­чевым в 1985 г. наряду с общим оживлением в жизни общества («глас­ностью», «плюрализмом» и т.п.) перестройка началась с попыток найти новые подходы к преобразованиям в экономике, отягощенной крайне неэффективной структурой, непомерными расходами на ВПК в ущерб  АПК и социальной сфере. А ведь именно в этих секторах должны преобладать малые и средние предприятия.

Первыми были приняты решения о повышении роли террито­риальных (республиканских, краевых, областных) органов управле­ния, направленные на расширение прав местных советов народных депутатов, переходе в регионах на принципы самоуправления и само­финансирования. В первую очередь это относилось к отраслям пищевой и легкой промышленности, бытовому обслуживанию, местному ;<и-лищно-комунальному хозяйству, производству строительных матери­алов, строительству, торговле, общественному питанию, потребительс­кой кооперации. В названных сферах должны были развиваться ин­дивидуальные и малые формы, гибко реагирующие на спрос населе­ния. В ряде союзных республик (в основном прибалтийских), краев (Краснодарский и др.) и областей (Московская, Тульская и др.) начались экономические эксперименты с целью поиска гибких форм хозяйствования: освоение мелкосерийного производства по заказам торговых организаций; введение договорных цен и ассортиментных концепций; открытие производителями фирменных магазинов для изучения спроса; создание хозрасчетных цехов (малых производств) на средних и крупных предприятиях. В ходе этих экспериментов встал вопрос об арендных отношениях и новой роли кооперативов.

Аренда явилась важной ступенью на пути образования коопера­тивов и других форм предпринимательства. Здесь большое значение имел закон 1987 г. «О госпредприятии (объединении)». Вводимые в соответствии с ним формы хозяйственного расчета стимулировали освоение гибких форм арендных отношений на небольших предприя­тиях местной промышленности и бытового обслуживания.

Пионерной же отраслью по распространению индивидуального и семейного арендного подрядов выступало бытовое обслуживание. Аренд­ный подряд осваивали кафе, бары, небольшие торговые предприятия, бригады и фермы в сельском хозяйстве. Аренда, как впоследствии и кооперативы, была необходимым шагом к разгосударствлению — под­готовительному этапу системной приватизации. Отрабатываемые при аренде и в кооперативах принципы и механизмы окупаемости, воз­вратности, самоконтроля способствовали проявлению ответственности, нацеленности на конечный результат, рисковостн. А именно эти черты органически свойственны малому предпринимательству.

Исключительно сложным было движение общественного созна­ния к правовому и гражданскому признанию частной собственности (как священного права гражданина в демократическом обществе). В мае 1987 г. вступил в действие закон «Об индивидуальной трудовой деятельности». Этим законом снимались ограничения на занятия на­родно-художественными промыслами, ремесленничеством, кустарниче­ством, извозом, ремонтом и другими видами бытового обслуживания, надомным трудом; упрощалась регистрация индивидуалов: снижались налоги; повышалась ответственность за предоставленные декларации о доходах, получение патента и т.п. Быстрый рост занимающихся ИТД (с 429 тыс. человек в 1988 г. до 723 тыс. человек в 1989 г., пли на 69%) показал значительный потенциал частного (индивидуального, семейно-

го) предпринимательства, который в последующие годы, особенно пос­ле введения закона РФ »О государственной поддержке малого пред­принимательства» (июнь 1995 г.), трансформировался в субъекты ма­лых частных предпринимательств без образования юридического лица. Несмотря на преобладание консервативного восприятия, отношение к коммерсантам, предпринимателям в обществе постепенно менялось.

На благоприятные условия, созданные законом «О кооперации в СССР» (1988 г.), среди новых малых форм хозяйствования быст­рее всех отреагировали новые кооперативы. Благодаря академику ВАСХНИЛ В. Тихонову и его сподвижникам в этот, безусловно, про­грессивный закон удалось включить положения о хозяйственной са­мостоятельности кооперативов (открытии своего счета в банке, рас­ходовании средств, закупках сырья, материалов, оборудования и т.п.), о самофинансировании (покрытии затрат за счет паевых взносов его членов и доходов по результатам работы), о гибких формах самоуп­равления, участия коллектива в распределении прибыли (доходов) как на оплату труда, так и на развитие.

Все это свидетельствовало о том, что зарождающиеся коопера­тивы фактически являются прообразом малых частных предприя­тий. Конструктивную роль в интенсивном развитии кооперативного движения сыграли съезды кооператоров (особенно первый). Орга­низатором этих съездов выступил Союз кооператоров (позднее — и предпринимателей) во главе с В. Тихоновым.

Владимир Александрович Тихонов — динамичный, резкий в своих суждениях человек отличался прогрессивными взглядами. Он сумел сплотить вокруг себя ини­циативную группу, в которую зходнлн яркие и самодостаточные люди, его соратники по воссозданию и развитию кооперативного движения: И. Кивелиди, М. Массарский, А. Федоров, В. Туманов и др. И ныне память о В. Тихонове живет в его учениках. Кооперативы, малые предприятия, созданные при его участия, а также Фонд поддер­жки малых предприятий (его имени) а Республике Коми — яркое свидетельство того, что усилия !ie были напрасными.

Кооперативы несли в себе мощный заряд легализуемой пред­принимательской активности и предельную для тех реальных усло­вий гибкость в хозяйственной деятельности. Число кооперативов в строительстве, производстве товаров, массовом питании, бытовых ус­лугах за 1988-1989 гг. возросло более чем в 10 раз, численность заня­тых в них — в 10 раз, объемы реализуемых товаров и услуг — почти в 20 раз. С новым сектором приходилось считаться. С 1988 г. доля выручки от реализации продукции (работ, услуг) кооперативов воз­росла с примерно 1% в ВВП до 4,4% в 1989 г.

Столь бурное развитие новых кооперативов можно признать как ренессанс предпринимательства в бывшем Советском Союзе и интенсивный старт формирования начального капитала. Изучение деятельности новых кооперативов, проведенное при участии работ­ников Государственной комиссии СМ СССР по экономической ре­форме в 1989-1990 гг., показало, что их хозяйственная эффектив­ность была в 5-6 раз выше эффективности аналогичных (порой со­седних) государственных предприятий.

Однако было бы неправильно считать, что развитие новых коо­перативов шло беспроблемно. «Рывок» этого сектора с резким ростом оборота наличных денежных средств, уходящих в какой-то мере от контроля государства (в лице Госбанка СССР), вызвал у оппонентов (среди партийных функционеров, некоторых руководителей прави­тельства) желание поставить под контроль доходы (прибыль) коопе­раторов. Это было связано не в последнюю очередь с общей экономи­ческой ситуацией в стране 1989-1990 гг. Рост заработной платы на государственных предприятиях, доходов кооперативов и других ком­мерческих структур опережал увеличение производства товаров пер­вой необходимости. По ряду продуктовых позиций (мясу, молочным продуктам, животному и растительному маслу, сахару, муке, соли), которые закупались коммерческими структурами (кафе, ресторана­ми и т.п.) по относительно низким стабильным ценам для производ­ства и продажи готовой продукции (по свободным ценам), суще­ственно возрос дефицит. В то же время конечная продукция и услу­ги кооперативов реализовывались по более высоким свободным (ры­ночным) договорным ценам. Это вызывало раздражение у низко- И средиедоходных групп населения (пенсионеров, учителей, врачей г .д.).

Большинство кооперативов (около 80%) были созданы внутри или при государственных предприятиях, научно-исследовательских организациях, которым они по договорам реалпзовывалн значитель­ную часть своей продукции и услуг. Эти организации расплачива­лись из своих источников (образуемых по соответствующей модели хозрасчета фондов) в безналичной форме, не затрагивая собственный фонд оплаты труда и премирования. Естественно, кооперативы полу­чали за заказанную работу наличные денежные средства, стимулируя своих работников за качество продукции и срочность работы на бо­лее высоком уровне, чем госпредприятия.

Определенную зависть у консерваторов, традициоиистов вызва­ли налоговые каникулы, которые предоставлялись кооперативам, про­изводящим товары народного потребления и услуги по социальным заказам (строительство и ремонт школ, детских садов, яслей, дорог и т.п.). Речь идет об освобождении прибыли от налогов на 2 года с момента создания кооператива. Неразвитость налогового законодатель­ства, да и всей правовой базы, отсутствие таких общепринятых в мире рыночных форм, как малые предприятия, коммерческие банки, фоку­сировали внимание общественности только на одной этой организа­ционно-правовой форме предпринимательской деятельности. С помо­щью подстраивающихся под политическую конъюнктуру СМИ гипер­трофировались негативные моменты в работе кооперативов в ущерб

86

тому положительному, что они привнесли в хозяйственную жизнь и на потребительский рынок (в условиях еще начальных разговоров о приватизации, конкуренции и свободных ценах).

Среди экономистов и юристов, занимавшихся проблемами но* вых кооперативов с участием представителей международных органи­заций (ЮНИДО, МОТ и других), все более росло понимание того, что новые кооперативы в Советском Союзе — это прежде всего част­ные предпринимательские структуры, поскольку они не отвечают кри­териям международного кооперативного альянса, таким, как: возвраще­ние паевых взносов (вкладов) членов кооператива при их выходе из него; объединение кооперативов в единые системы по всей агропромыш­ленной и торговой цепочке; отсутствие единоначалия в управлении, так как принципиальные вопросы деятельности кооперативов решают правление и собрание членов; осуществление оперативного управле­ния нанятыми менеджерами; приоритет значимости социальной вза­имопомощи членов кооперативов и их семей перед прибылью.

Широкое изучение зарубежного опыта (Японии, США, ФРГ, Шве­ции, Венгрии, Италии, Испании и других стран) и обобщение практи­ки одобренного ранее эксперимента в Эстонии позволили Государ­ственной комиссии по экономической реформе (с привлечением эко­номистов, юристов, предпринимателей) подготовить в августе 1990 г. первое постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Для «обкатки» основных положений и механизма введения в действие этого постановления были проведе­ны обсуждения его в предпринимательских структурах с выездом на места. Прежде всего необходимо было понять, будут ли кооперативы «переходить» в малые предприятия, какие преимущества и трудности ждут их при перерегистрации, чтб общество (регион) выиграет и чтб потеряет. Налоговые льготы, которые предусматривало постановление для новых малых предприятий (на старте), вызвали, естественно, одоб­рение. А вот размерные критерии малого предприятия, основным из которых была среднесписочная численность занятых (в промышлен­ности и строительстве до 200 человек), подверглись критике.

Указанное постановление, безусловно, сыграло позитивную роль. С одной стороны, им были введены новые понятия и критерии, рас­пространялись полезные нормы зарубежного хозяйственного права, обобщались результаты проведенных экспериментов. С другой — при­нятые стартовые льготы приближали практику хозяйствования к меж­дународному опыту становления малого бизнеса. Но в реальной дей­ствительности сохранялось одно серьезное противоречие: упор де­лался на государственные малые предприятия. Дело о том, что с провоз­глашением многоукладности экономики не была разработана зако­нодательная база становления и государственной поддержки част­ных (и иных форм собственности) малых предприятий. Эту задачу Предстояло решать уже в условиях усилившихся центробежных тен­денции, обособления и выхода союзных республик из СССР.

Осторожная позиция по отношению к конституционно-законода­тельному закреплению права на частную собственность и ее защиту (при усилении  центробежных тенденций)  привела к тому,  что  в  РСФСР и ряде других союзных республик более продвинутыми оказались законы о собственности, предприятиях и предприниматель­ской деятельности. Признавалась многоукладность экономики с пра­вом граждан на частную собственность (на предприятия, средства про­изводства, результаты хозяйственного использования имущества, при­надлежащего собственнику). В законе «О собственности в РСФСР» (декабрь 1990 г.) было зафиксировано право собственника при осу­ществлении предпринимательской деятельности заключать догово­ры с гражданами об использовании их труда. Равенство различных форм собственности становилось правовой нормой. Признавалась недопустимость со стороны государства установления ограничений иди, наоборот, преимуществ в правах той или иной формы собственности. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (де­кабрь 1990 г.) зафиксировал в качестве таковой общественно полез­ную хозяйственную деятельность, нацеленную на получение прибыли (дохода), связанную с ответственностью за используемое имущество (собственность) и рисками. Этот закон определил общие правовые нормы по созданию предприятий разных форм собственности. Но в нем были обойдены малые предприятия, а среди организационно-правовых форм предприятий в качестве субъектов предприниматель­ской деятельности не упоминались кооперативы.

Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддер­жке и развитию малых предприятий в РСФСР» (июль 199! г.) наря­ду с размерными критериями определяло организационно-экономи­ческие условия развития малых предприятий, устанавливало налого­вые льготы для них, уравнивало в правах малые предприятия разных форм собственности. Постановление инициировало работу в областях, краях, республиках Российской Федерации по развитию малых пред­приятий и разработке программ их развития.

В апреле 1991 г. вместо Государственной комиссии по реформе начал действовать Государственный совет по экономической реформе. При правительстве в мае 1991 г. был создан первый союзный Коми­тет по развитию и поддержке малого предпринимательства и разра­ботана первая программа государственной поддержки этого сектора. При президенте Советского Союза М. Горбачеве был создан Совет предпринимателей. Организацию его работы взял на себя Союз про­мышленников и предпринимателей во главе с А. Вольским. Провалу ГКЧП 19-21 августа 1991 г. в немалой степени способствовала пози­ция предпринимателей. В сентябре произошло фактическое подчине­ние союзных министерств (ведомств) российским структурам.

Пытался развернуть свою работу Комитет по оперативному управлению народным хозяйством (при президентах СССР и Рос­сии) во главе с И. Силаевым. IO. Лужковым, Г. Явлинским. Этот Ко­митет предпринимал попытки к тому, чтобы сохранить единое экономическое пространство, в чем были заинтересованы и союзы предпринимателей. Но центробежные тенденции усиливались, в рес­публиках шло создание своих структур поддержки предпринима­тельства. Осенью-зимой 1991 г. нарастал дефицит основных продук­тов питания. Российское правительство, з которое вошли Е. Гайдар.

38

Предпринимательство в России

Б. Федоров, Г. Бурбулис и другие, начало с заявлений о подготовке реформы цен и грядущей либерализации экономики. Сложившаяся к концу 1991 — началу 1992 гг. ситуация в экономике поставила перед обществом и, конечно, перед предпринимателями вопрос о выборе дальнейшего жизненного пути — выборе своей позиции и места в намечавшихся на 1992 год реформах.

В 1989-1991 гг. стали формироваться партнерские отношения меж­ду возрождающимся (все более весомо о себе заявляющем) предприни­мательством и теряющим административные рычаги государством (его институтами), исполнительной и законодательной ветвями власти. Ос­новные линии этих отношений сводились и сводятся к следующему:

— формирование полной (в том числе для включения в междуна­родное правовое поле) и работающей законодательно-нормативной базы (законы, указы, постановления, распоряжения, инструкции и т.п.);

— разработка эффективной налоговой, инвестиционно-кредитной, таможенной, торговой политики;

— создание устойчивой многоуровневой банковской системы, финан­совой, информационной инфраструктуры для государственной, обще­ственной и коммерческой поддержки предпринимательства, особенно малого (различные фонды, инвестиционные, страховые компании, пала­ты, агентства, центры подготовки кадров, службы безопасности и т.п.);

  развитие системы социального партнерства, способной обеспе­чить баланс интересов государства (в лице правительства), работода­телей (в лице союзов предпринимателей) и профсоюзов (от лица наемных работников, индивидуальных, семейных предпринимателей).

Однако надо подчеркнуть, что в целом за прошедшие 1989-1999 годы отношения государства и бизнеса не стали сбалансированными, действительно партнерскими, в основе которых лежит конституируе­мый гражданский договор. Наоборот, в последний период, особенно после 17 августа 1998 г., эти отношения обострились. Формировавше­еся с 1992 г. государство олигархически-криминального типа не могло быть цивилизованным партнером бизнеса, поскольку оно опиралось прежде всего на олигархические структуры, определявшие 25-30% ВВП (вместе с теневой, криминальной экономикой — 51-60% ВВП). Это происходило з ущерб малому бизнесу, создающему 10 — 12?о ВВП (с теневой составляющей — 15-17% ВВП), и теряющей вес государ­ственной собственности основном в ВПК — 23-34% ВВП).

Возможно, что в период 2005-2015 гг. процессы очищения и воз­рождения сильного российского государства с опорой на социально ориентированную рыночную .-экономику (с развивающимся сектором малых и средних предприятий производственно-инновационного ха­рактера) дадут шанс (в логике столетних циклов) осуществления но­вой предпринимательской революции з ответ на вызовы XXI века.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция