ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ (истоки и этапы до 1992 г.) статья из журнала
Возрождающееся уже более 10 лет российское предпринимательство столкнулось с трудностями, причины которых необходимо понять и проанализировать, чтобы определить фазы развития предпринимательства, в первую очередь малого, индивидуального, семейного, коллективного, и решить стоящие перед ним задачи. Для этого важно разобраться с тем, что представляла собой предпринимательская деятельность в СССР (если таковая была).
Более чем 70-летняя история советского государства включала этапы использования возможностей частного и кооперативного предпринимательства, а также государственного капитализма. В прямой форме — это новая экономическая политика (весна 1921-1928 гг.), в косвенной — дискуссии в периоды 1963-1965 гг. и 1985-1987 гг., когда в стране широко обсуждали необходимость и характер предстоящих экономических реформ.
Предпринимавшиеся попытки реформации были исторически обусловлены. Поэтому надо соотнести их с прерванным революциями 1917 г. развитием России как особой евроазиатской цивилизации и великой державы.
Следует вспомнить о двух крупнейших реформациях XIX в., сыгравших решающую роль в оживлении и подъеме отечественного предпринимательства в сугубо крестьянской стране, в которой, как известно, немало предпринимателей — купцов, лесопромышленников, мануфактурщиков и др. — вышли из крестьянства. Речь идет об отмене в 1861 г. тормозившего прогресс в России крепостного права и о реформах С. Витте и его сподвижников на рубеже XIX— XX вв., которые заложили необходимый правовой и экономический фундамент стабилизации и подъема экономики России1. Была создана финансовая и производственно-коммуникационная инфраструктура — банки, биржи, ярмарки, новые транспортные магистрали, заводы, фабрики, склады и т.п. Резко повысилась предпринимательская активность. Даже при самодержавии частная собственность давала быструю отдачу. На рубеже XIX—XX вв. и в первое десятилетие XX в. произошла ускоренная интеграция России в мировое капиталистическое хозяйство.
Российское государство взяло под защиту иностранных инвесторов, участвующих в высокорисковых проектах и освоении слаборазвитых регионов (губерний). Высокие темпы формирования крупного ка-питалистического предпринимательства в финансовой, производственной и торговой сферах были характерны для Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Урала, Поволжья, Одессы, Харькова. Складывались первые предпринимательские семьи и династии — Рябушин-ских, Морозовых, Филипповых, Мамонтовых я др. Экономический подъем сопровождался расцветом меценатства, культурного собирательства. Малое и среднее частное предпринимательство, традиционно носившее семейный характер, развивалось е торговле, массовом питании, сфере услуг, сельском хозяйстве, пошиве одежды и обуви, пищевой промышленности, строительстве. Индивидуальное частное предпринимательство преобладало в медицине, адвокатуре, мелкой торговле.
В реформировании сельского хозяйства, обеспечивающего продовольственную безопасность и самодостаточность страны, существенно продвинуться не удалось. Эти проблемы пытался разрешить после 1905 г. новый премьер и выдающийся реформатор П. Столыпин. Но его реформы натолкнулись на мощное сопротивление традиционистов, не смирившихся с потерей помещичьих привилегий. Решительность, жесткость П. Столыпина стоили ему жизни. Вместе с тем десятилетне поисков и борьбы не прошло даром, В сельском хозяйстве России перед первой мировой войной наметились серьезные сдвиги. Возрос экспорт зерна, яиц, семян подсолнечника, сливочного масла, других сельскохозяйственных продуктов, а также текстиля, угля, лесоматериалов, металла.
Воина 191-i г. и переход к мобилизационной экономике нарушили ход реформации, отбросив экономику России назад. Революции 1917 г., особенно октябрьская, привели к тяжелейшим последствиям во всех сферах производства и общественной жизни.
Весной 1921 г. с введением нэпа началось возрождение частного предпринимательства в рамках государственного капитализма. Глубокие корни частной собственности и способность рыночных механизмов (при должном правовом регулировании и экономической свободе) быстро восстанавливаться дали положительные результаты-: рост производства в сельском хозяйстве и промышленности; ускорение и увеличение товарооборота; обеспечение стимулов к высокопроизводительному труду; развитие финансовой системы. Были введены новая устойчивая валюта — золотой червонец, свобода частной торговли, воссозданы биржи, банки, синдикаты, акционерные общества внешней торговли и т.п.
Почему же в условиях нэпа удалось быстро восстановить предпринимательскую активность? Слишком мало времени прошло после революций 1917 г.. к тому же »военный» коммунизм не успел подавить частнособственнический интерес и уничтожить корни частной собственности. Позитивную роль играла потребительская кооперация. В российской деревне остались крепкие крестьянские хозяй-
‘На нечто подобное рассчитывали реформаторы-либералы з 1992- ] 993 г. Но из-за небольшого опыта » бессистемности своих дейеганД он» не соразмерили негативные социальные последствия, э частности, быстрое обнищание масс, которое усилилось «лефолтовыми» решениям» 17 августа 1998 г. 80
Предпринимательству в России
—,…ц -. гоист
ства кулаков, середняков. Была восстановлена устойчивая экономическая связь между городом и деревней в форме прямого товарообмена и более гибких товарно-денежных отношений. Свободные и договорные цены, золотой червонец, хождение обеспеченных ценных бумаг (акций, векселей, облигаций) сыграли огромную стимулирующую роль в развитии производства и внешней торговли, привлечении иностранных капиталов. В городах и селах интенсивно развивались в этот период кредитно-паевые кооперативы (их союзы), использовались такие механизмы, как кредитование индивидуальных предпринимателей и семейных частных предприятий, взаимное финансирование, которые и ныне могли бы дать значительный эффект. Резкое свертывание частного предпринимательства, потребительской кооперации в городах произошло в годы «сталинских» пятилеток — индустриализации (1928-1932 гг.) и колхозного строительства (1933-1937 гг.).
Становление тоталитаризма и формирование командно-административной системы, жесткое нормирование потребления при нарастании дефицита, введение карточной системы сопровождались подавлением частного интереса, Потребительская кооперация была вытеснена в деревню.
Отдельные административные и экономические послабления государство сделало в послевоенный период (1946-1950 гг.). В процессе проведения денежно-финансовой и ценовой реформ (1947-1948 гг.) были постепенно отменены карточки, началось восстановление промышленности и промысловой кооперации, артелей, кустарничества, ремесленничества, отхожих промыслов, развитие \ потребительской кооперации.
За рамками жестких норм сохранились анклавы предпринимательских инициатив в торговле, общественном питании, сфере бытовых услуг, малом строительстве в Москве, республиках Закавказья, Средней Азии, на Дальнем Востоке. Развивались ремонт и пошив одежды, обуви, мелкое производство при городских рынках. Теневая, цеховая и «лагерная» экономики функционировали по своим законам, умело уходя от контроля административных органов.
Начавшаяся в стране оттепель в обществе, политике, культуре, экономике (после смерти И. Сталина и особенно после XX съезда партии а 1956 г.) характеризовалась ослаблением административных ограничений в деревне (колхозникам стали выдавать паспорта). Но в целом в проведении экономической политики не было последовательности. Неурожайные годы привели к нарастанию дефицита продуктов, повышению цен в 1961 г.. «наезду» на личные подсобные хозяйства, Надежды на гражданские и экономические свободы в полной мере не оправдывались.
Тем не менее развивались новые формы агропромышленных и торговых отношений, сочетавшие специализацию, кооперацию и начальные стадии организационно-технологической интеграции (по образцу агроиндустрнальных комбинатов). От глаз прокуроров умело прятали производственные и торговые предприятия (цеха) в колхозах II совхозах. Многие колхозы стали торговать на городских рынках прибалтийских республик, Украины, Ростовской области и других регионов. Происходило восстановление художественных и кустарных промыслов и производств3. Делались попытки ввести внутрипроизводственный хозяйственный расчет. Сыграло свою роль влияние стран-членов СЭВ, сохранивших в определенных масштабах частную собственность в торговле, сфере услуг, сельском хозяйстве.
Реформы председателя Совмина СССР А. Косыгина и его команды (1965-1967 гг.) были связаны с попытками сделать более гибкими планирование и экономическое стимулирование (с оплатой за конечный результат) в промышленности и строительстве. Это были годы расцвета экономико-математического направления с использованием в основном в теории цен равновесия и других рыночных категорий.
Особо выделялась пятилетка 1966-1970 гг. как период высоких темпов экономического роста. Нарастанию импорта потребительских товаров способствовали доходы от роста экспорта нефтепродуктов. Новый рывок сделала потребительская кооперация. Мутации же открытого и теневого предпринимательства «по-советски» в торговле и сфере услуг (отдыха), производстве трикотажных изделий, одежды, обуви, сувениров, местных строительных материалов, мебели, хозяйственных товаров имели место в курортных зонах республик Прибалтики и Закавказья, Москве, Московской области. В весьма специфической плодоовощной отрасли (вследствие большой «неуч-генки», запутанности нормирования, возможностей «списывания» потерь) складывались особые (национальные) кланы торговцев, теневых предпринимателей. Поддержка развития личных подсобных хозяйств, приусадебных участков, малых форм хозяйствования в колхозах и совхозах, индивидуальной трудовой деятельности (надомной деятельности) позволяла сохранять некоторый потенциал частного интереса, предприимчивости и инициативы.
Новая система планирования и экономического стимулирования 1965-1967 гг. опиралась уже не на территориальный принцип управления, а на отраслевой при усилении централизации управления1. Местные мелкие и малые формы хозяйствования, получившие поддержку в предшествующий период доминирования территориального принципа, в 1965-1975 гг. оказались «задвинутыми». Отставание СССР в области менеджмента, компьютеризации, упущенные «зеленая» и отчасти технологическая революции, которые во многих капиталистических и развивающихся странах создали необходимые условия для новой фазы роста малого предпринимательства, вызывало беспокойство у части экономистов и советского руководства.
Попытки осуществить экономические реформы в Советском Союзе (А. Косыгиным, М. Горбачевым, Н. Рыжковым и др.) оказались тщет-
1Paaairnicмелких, малых форм хозяйствования а экономике Советского Союза сначала основывалось па так называемом «территориальном подходе к управлению» с опорой па республиканские и местные возможности а условиях действия совнархозов (1957-1965 гг.). Малый бизнес в России. Аналитическое пособие. М.: Консэко,
1998 г. с. 36-37.
4 В 1965-1966 гг. было воссоздано около 30 союзис-республиканских министерств (к началу 197о г. — 35).
S2
Предпринимательство в России
ными не только из-за отсутствия правовой и политической базы. Главное в том, что без приватизации собственности, без глубокой реформы в сельском хозяйстве (и сопряженных с ним отраслях) практически невозможно провести трансформацию общественной системы и экономики.
Напомним постулат, воспроизведенный еще в XVIII в. физиократами: «Земля — мать богатства, труд — его отец». При этом нельзя забывать базовое положение А. Смита о трех основных первичных рыночных факторах производства: земле, труде и капитале. Внимание к этим проблемам неслучайно. Возрождение предпринимательства в годы перестройки, особенно в 1992 г., началось с «конца» * конечной фазы воспроизводственного процесса — с торговли, сферы услуг. Сельское хозяйство и другие сопряженные с ним отрасли были забыты. Быстрорастущие же банковские и торговые капиталы (скорее, спекулятивные) не стали источником инвестиций для производства.
Периодические провалы в сельском хозяйстве ускорили начало длительного периода стагнации, а потом и стагфляции. Нарастал продовольственный дефицит, во многих регионах (особенно промышленных) вводилось нормирование (талонного, карточного типа). Одновременно предпринимались импульсивные попытки наступления на теневую экономику в надежде найти дополнительные ресурсы продовольствия. Ухудшение ситуации в экономике, ужесточение политического режима привели к росту эмиграции, диссидентства, первой и второй «волнам» оттока предприимчивых людей в Израиль, США и другие страны.
Повышение цен 15 сентября 1981 г. на деликатесы, мебель, ковры, ювелирные изделия и т.д. можно признать как первую пробную рыночную терапию. Образовывались новые временно равновесные соотношения спроса и предложения, что повысило интерес к маркетингу, рекламе, изучению рынка и характера спроса потребителя. Начались новые дискуссии о возможностях кооперативов, частной собственности и частного сектора в сельском хозяйстве, которые происходили в преддверии принятия Продовольственной программы (май 1982 г.), чему способствовало изучение зарубежного, в частности венгерского, опыта, основной интерес в котором представляли новые кооперативные и интеграционные формы в сельском хозяйстве, пищевой промышленности (консервной, виноделии и т.п.), торговле. Эти направления пытались реализовать в Молдавии, Литве, Белоруссии. Возросли темпы развития комиссионной и кооперативной торговли в городах. Расширилось проведение выставок-продаж, оптовых ярмарок. Выделим также период поддержки малых форм и «советского» предпринимательства в связи с подготовкой Программы развития производства товаров и сферы услуг до 2000 г. Делалась попытка поддержать ВПК в новой технологической фазе с одновременным началом конверсии, с первыми усилиями расширить производство телевизоров, холодильников и других товаров с ориентацией на потребительский спрос.
С приходом нового партийного руководства во главе с М. Горбачевым в 1985 г. наряду с общим оживлением в жизни общества («гласностью», «плюрализмом» и т.п.) перестройка началась с попыток найти новые подходы к преобразованиям в экономике, отягощенной крайне неэффективной структурой, непомерными расходами на ВПК в ущерб АПК и социальной сфере. А ведь именно в этих секторах должны преобладать малые и средние предприятия.
Первыми были приняты решения о повышении роли территориальных (республиканских, краевых, областных) органов управления, направленные на расширение прав местных советов народных депутатов, переходе в регионах на принципы самоуправления и самофинансирования. В первую очередь это относилось к отраслям пищевой и легкой промышленности, бытовому обслуживанию, местному ;<и-лищно-комунальному хозяйству, производству строительных материалов, строительству, торговле, общественному питанию, потребительской кооперации. В названных сферах должны были развиваться индивидуальные и малые формы, гибко реагирующие на спрос населения. В ряде союзных республик (в основном прибалтийских), краев (Краснодарский и др.) и областей (Московская, Тульская и др.) начались экономические эксперименты с целью поиска гибких форм хозяйствования: освоение мелкосерийного производства по заказам торговых организаций; введение договорных цен и ассортиментных концепций; открытие производителями фирменных магазинов для изучения спроса; создание хозрасчетных цехов (малых производств) на средних и крупных предприятиях. В ходе этих экспериментов встал вопрос об арендных отношениях и новой роли кооперативов.
Аренда явилась важной ступенью на пути образования кооперативов и других форм предпринимательства. Здесь большое значение имел закон 1987 г. «О госпредприятии (объединении)». Вводимые в соответствии с ним формы хозяйственного расчета стимулировали освоение гибких форм арендных отношений на небольших предприятиях местной промышленности и бытового обслуживания.
Пионерной же отраслью по распространению индивидуального и семейного арендного подрядов выступало бытовое обслуживание. Арендный подряд осваивали кафе, бары, небольшие торговые предприятия, бригады и фермы в сельском хозяйстве. Аренда, как впоследствии и кооперативы, была необходимым шагом к разгосударствлению — подготовительному этапу системной приватизации. Отрабатываемые при аренде и в кооперативах принципы и механизмы окупаемости, возвратности, самоконтроля способствовали проявлению ответственности, нацеленности на конечный результат, рисковостн. А именно эти черты органически свойственны малому предпринимательству.
Исключительно сложным было движение общественного сознания к правовому и гражданскому признанию частной собственности (как священного права гражданина в демократическом обществе). В мае 1987 г. вступил в действие закон «Об индивидуальной трудовой деятельности». Этим законом снимались ограничения на занятия народно-художественными промыслами, ремесленничеством, кустарничеством, извозом, ремонтом и другими видами бытового обслуживания, надомным трудом; упрощалась регистрация индивидуалов: снижались налоги; повышалась ответственность за предоставленные декларации о доходах, получение патента и т.п. Быстрый рост занимающихся ИТД (с 429 тыс. человек в 1988 г. до 723 тыс. человек в 1989 г., пли на 69%) показал значительный потенциал частного (индивидуального, семейно-
го) предпринимательства, который в последующие годы, особенно после введения закона РФ »О государственной поддержке малого предпринимательства» (июнь 1995 г.), трансформировался в субъекты малых частных предпринимательств без образования юридического лица. Несмотря на преобладание консервативного восприятия, отношение к коммерсантам, предпринимателям в обществе постепенно менялось.
На благоприятные условия, созданные законом «О кооперации в СССР» (1988 г.), среди новых малых форм хозяйствования быстрее всех отреагировали новые кооперативы. Благодаря академику ВАСХНИЛ В. Тихонову и его сподвижникам в этот, безусловно, прогрессивный закон удалось включить положения о хозяйственной самостоятельности кооперативов (открытии своего счета в банке, расходовании средств, закупках сырья, материалов, оборудования и т.п.), о самофинансировании (покрытии затрат за счет паевых взносов его членов и доходов по результатам работы), о гибких формах самоуправления, участия коллектива в распределении прибыли (доходов) как на оплату труда, так и на развитие.
Все это свидетельствовало о том, что зарождающиеся кооперативы фактически являются прообразом малых частных предприятий. Конструктивную роль в интенсивном развитии кооперативного движения сыграли съезды кооператоров (особенно первый). Организатором этих съездов выступил Союз кооператоров (позднее — и предпринимателей) во главе с В. Тихоновым.
Владимир Александрович Тихонов — динамичный, резкий в своих суждениях человек отличался прогрессивными взглядами. Он сумел сплотить вокруг себя инициативную группу, в которую зходнлн яркие и самодостаточные люди, его соратники по воссозданию и развитию кооперативного движения: И. Кивелиди, М. Массарский, А. Федоров, В. Туманов и др. И ныне память о В. Тихонове живет в его учениках. Кооперативы, малые предприятия, созданные при его участия, а также Фонд поддержки малых предприятий (его имени) а Республике Коми — яркое свидетельство того, что усилия !ie были напрасными.
Кооперативы несли в себе мощный заряд легализуемой предпринимательской активности и предельную для тех реальных условий гибкость в хозяйственной деятельности. Число кооперативов в строительстве, производстве товаров, массовом питании, бытовых услугах за 1988-1989 гг. возросло более чем в 10 раз, численность занятых в них — в 10 раз, объемы реализуемых товаров и услуг — почти в 20 раз. С новым сектором приходилось считаться. С 1988 г. доля выручки от реализации продукции (работ, услуг) кооперативов возросла с примерно 1% в ВВП до 4,4% в 1989 г.
Столь бурное развитие новых кооперативов можно признать как ренессанс предпринимательства в бывшем Советском Союзе и интенсивный старт формирования начального капитала. Изучение деятельности новых кооперативов, проведенное при участии работников Государственной комиссии СМ СССР по экономической реформе в 1989-1990 гг., показало, что их хозяйственная эффективность была в 5-6 раз выше эффективности аналогичных (порой соседних) государственных предприятий.
Однако было бы неправильно считать, что развитие новых кооперативов шло беспроблемно. «Рывок» этого сектора с резким ростом оборота наличных денежных средств, уходящих в какой-то мере от контроля государства (в лице Госбанка СССР), вызвал у оппонентов (среди партийных функционеров, некоторых руководителей правительства) желание поставить под контроль доходы (прибыль) кооператоров. Это было связано не в последнюю очередь с общей экономической ситуацией в стране 1989-1990 гг. Рост заработной платы на государственных предприятиях, доходов кооперативов и других коммерческих структур опережал увеличение производства товаров первой необходимости. По ряду продуктовых позиций (мясу, молочным продуктам, животному и растительному маслу, сахару, муке, соли), которые закупались коммерческими структурами (кафе, ресторанами и т.п.) по относительно низким стабильным ценам для производства и продажи готовой продукции (по свободным ценам), существенно возрос дефицит. В то же время конечная продукция и услуги кооперативов реализовывались по более высоким свободным (рыночным) договорным ценам. Это вызывало раздражение у низко- И средиедоходных групп населения (пенсионеров, учителей, врачей г .д.).
Большинство кооперативов (около 80%) были созданы внутри или при государственных предприятиях, научно-исследовательских организациях, которым они по договорам реалпзовывалн значительную часть своей продукции и услуг. Эти организации расплачивались из своих источников (образуемых по соответствующей модели хозрасчета фондов) в безналичной форме, не затрагивая собственный фонд оплаты труда и премирования. Естественно, кооперативы получали за заказанную работу наличные денежные средства, стимулируя своих работников за качество продукции и срочность работы на более высоком уровне, чем госпредприятия.
Определенную зависть у консерваторов, традициоиистов вызвали налоговые каникулы, которые предоставлялись кооперативам, производящим товары народного потребления и услуги по социальным заказам (строительство и ремонт школ, детских садов, яслей, дорог и т.п.). Речь идет об освобождении прибыли от налогов на 2 года с момента создания кооператива. Неразвитость налогового законодательства, да и всей правовой базы, отсутствие таких общепринятых в мире рыночных форм, как малые предприятия, коммерческие банки, фокусировали внимание общественности только на одной этой организационно-правовой форме предпринимательской деятельности. С помощью подстраивающихся под политическую конъюнктуру СМИ гипертрофировались негативные моменты в работе кооперативов в ущерб
86
тому положительному, что они привнесли в хозяйственную жизнь и на потребительский рынок (в условиях еще начальных разговоров о приватизации, конкуренции и свободных ценах).
Среди экономистов и юристов, занимавшихся проблемами но* вых кооперативов с участием представителей международных организаций (ЮНИДО, МОТ и других), все более росло понимание того, что новые кооперативы в Советском Союзе — это прежде всего частные предпринимательские структуры, поскольку они не отвечают критериям международного кооперативного альянса, таким, как: возвращение паевых взносов (вкладов) членов кооператива при их выходе из него; объединение кооперативов в единые системы по всей агропромышленной и торговой цепочке; отсутствие единоначалия в управлении, так как принципиальные вопросы деятельности кооперативов решают правление и собрание членов; осуществление оперативного управления нанятыми менеджерами; приоритет значимости социальной взаимопомощи членов кооперативов и их семей перед прибылью.
Широкое изучение зарубежного опыта (Японии, США, ФРГ, Швеции, Венгрии, Италии, Испании и других стран) и обобщение практики одобренного ранее эксперимента в Эстонии позволили Государственной комиссии по экономической реформе (с привлечением экономистов, юристов, предпринимателей) подготовить в августе 1990 г. первое постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Для «обкатки» основных положений и механизма введения в действие этого постановления были проведены обсуждения его в предпринимательских структурах с выездом на места. Прежде всего необходимо было понять, будут ли кооперативы «переходить» в малые предприятия, какие преимущества и трудности ждут их при перерегистрации, чтб общество (регион) выиграет и чтб потеряет. Налоговые льготы, которые предусматривало постановление для новых малых предприятий (на старте), вызвали, естественно, одобрение. А вот размерные критерии малого предприятия, основным из которых была среднесписочная численность занятых (в промышленности и строительстве до 200 человек), подверглись критике.
Указанное постановление, безусловно, сыграло позитивную роль. С одной стороны, им были введены новые понятия и критерии, распространялись полезные нормы зарубежного хозяйственного права, обобщались результаты проведенных экспериментов. С другой — принятые стартовые льготы приближали практику хозяйствования к международному опыту становления малого бизнеса. Но в реальной действительности сохранялось одно серьезное противоречие: упор делался на государственные малые предприятия. Дело о том, что с провозглашением многоукладности экономики не была разработана законодательная база становления и государственной поддержки частных (и иных форм собственности) малых предприятий. Эту задачу Предстояло решать уже в условиях усилившихся центробежных тенденции, обособления и выхода союзных республик из СССР.
Осторожная позиция по отношению к конституционно-законодательному закреплению права на частную собственность и ее защиту (при усилении центробежных тенденций) привела к тому, что в РСФСР и ряде других союзных республик более продвинутыми оказались законы о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности. Признавалась многоукладность экономики с правом граждан на частную собственность (на предприятия, средства производства, результаты хозяйственного использования имущества, принадлежащего собственнику). В законе «О собственности в РСФСР» (декабрь 1990 г.) было зафиксировано право собственника при осуществлении предпринимательской деятельности заключать договоры с гражданами об использовании их труда. Равенство различных форм собственности становилось правовой нормой. Признавалась недопустимость со стороны государства установления ограничений иди, наоборот, преимуществ в правах той или иной формы собственности. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (декабрь 1990 г.) зафиксировал в качестве таковой общественно полезную хозяйственную деятельность, нацеленную на получение прибыли (дохода), связанную с ответственностью за используемое имущество (собственность) и рисками. Этот закон определил общие правовые нормы по созданию предприятий разных форм собственности. Но в нем были обойдены малые предприятия, а среди организационно-правовых форм предприятий в качестве субъектов предпринимательской деятельности не упоминались кооперативы.
Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» (июль 199! г.) наряду с размерными критериями определяло организационно-экономические условия развития малых предприятий, устанавливало налоговые льготы для них, уравнивало в правах малые предприятия разных форм собственности. Постановление инициировало работу в областях, краях, республиках Российской Федерации по развитию малых предприятий и разработке программ их развития.
В апреле 1991 г. вместо Государственной комиссии по реформе начал действовать Государственный совет по экономической реформе. При правительстве в мае 1991 г. был создан первый союзный Комитет по развитию и поддержке малого предпринимательства и разработана первая программа государственной поддержки этого сектора. При президенте Советского Союза М. Горбачеве был создан Совет предпринимателей. Организацию его работы взял на себя Союз промышленников и предпринимателей во главе с А. Вольским. Провалу ГКЧП 19-21 августа 1991 г. в немалой степени способствовала позиция предпринимателей. В сентябре произошло фактическое подчинение союзных министерств (ведомств) российским структурам.
Пытался развернуть свою работу Комитет по оперативному управлению народным хозяйством (при президентах СССР и России) во главе с И. Силаевым. IO. Лужковым, Г. Явлинским. Этот Комитет предпринимал попытки к тому, чтобы сохранить единое экономическое пространство, в чем были заинтересованы и союзы предпринимателей. Но центробежные тенденции усиливались, в республиках шло создание своих структур поддержки предпринимательства. Осенью-зимой 1991 г. нарастал дефицит основных продуктов питания. Российское правительство, з которое вошли Е. Гайдар.
38
Предпринимательство в России
Б. Федоров, Г. Бурбулис и другие, начало с заявлений о подготовке реформы цен и грядущей либерализации экономики. Сложившаяся к концу 1991 — началу 1992 гг. ситуация в экономике поставила перед обществом и, конечно, перед предпринимателями вопрос о выборе дальнейшего жизненного пути — выборе своей позиции и места в намечавшихся на 1992 год реформах.
В 1989-1991 гг. стали формироваться партнерские отношения между возрождающимся (все более весомо о себе заявляющем) предпринимательством и теряющим административные рычаги государством (его институтами), исполнительной и законодательной ветвями власти. Основные линии этих отношений сводились и сводятся к следующему:
— формирование полной (в том числе для включения в международное правовое поле) и работающей законодательно-нормативной базы (законы, указы, постановления, распоряжения, инструкции и т.п.);
— разработка эффективной налоговой, инвестиционно-кредитной, таможенной, торговой политики;
— создание устойчивой многоуровневой банковской системы, финансовой, информационной инфраструктуры для государственной, общественной и коммерческой поддержки предпринимательства, особенно малого (различные фонды, инвестиционные, страховые компании, палаты, агентства, центры подготовки кадров, службы безопасности и т.п.);
— развитие системы социального партнерства, способной обеспечить баланс интересов государства (в лице правительства), работодателей (в лице союзов предпринимателей) и профсоюзов (от лица наемных работников, индивидуальных, семейных предпринимателей).
Однако надо подчеркнуть, что в целом за прошедшие 1989-1999 годы отношения государства и бизнеса не стали сбалансированными, действительно партнерскими, в основе которых лежит конституируемый гражданский договор. Наоборот, в последний период, особенно после 17 августа 1998 г., эти отношения обострились. Формировавшееся с 1992 г. государство олигархически-криминального типа не могло быть цивилизованным партнером бизнеса, поскольку оно опиралось прежде всего на олигархические структуры, определявшие 25-30% ВВП (вместе с теневой, криминальной экономикой — 51-60% ВВП). Это происходило з ущерб малому бизнесу, создающему 10 — 12?о ВВП (с теневой составляющей — 15-17% ВВП), и теряющей вес государственной собственности (в основном в ВПК — 23-34% ВВП).
Возможно, что в период 2005-2015 гг. процессы очищения и возрождения сильного российского государства с опорой на социально ориентированную рыночную .-экономику (с развивающимся сектором малых и средних предприятий производственно-инновационного характера) дадут шанс (в логике столетних циклов) осуществления новой предпринимательской революции з ответ на вызовы XXI века.