ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ ФИНАНСОВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
По окончании наблюдения временный управляющий должен сделать один из следующих выводов:
— возможности восстановления платежеспособности должника и целесообразности введения внешнего управления;
— невозможности восстановления платежеспособности должника и целесообразности введения процедуры конкурсного производства.
По нашему мнению, это основной вопрос не только проведения финансово-экономического анализа деятельности должника, но и всей процедуры наблюдения. Его значимость определяется, с одной стороны, дальнейшей судьбой должника, а с другой — требованием наиболее полного учета интересов кредиторов.
Анализ финансового состояния может проводить как сам временный управляющий, так и по договоренности с ним соответствующие специалисты. В связи с этим становятся целесообразными и расходы на привлечение к оценке финансового состояния аудиторских и консалтинговых организаций, поскольку от достоверности выводов будут зависеть не только перспективы принятия судебного решения о введении внешнего управления, но и реальная возможность восстановления платежеспособности должника в установленные сроки.
Ранее действовавшие законы о несостоятельности не регламентировали процедуру проведения арбитражным управляющим финансово-экономического анализа деятельности должника.
В июне 2003 г. Правительство РФ устранило пробел в законодательстве и утвердило постановлением от 25 июня 2003 г. № 367 в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа.
Правила определяют принципы и условия проведения арбитражным управляющим финансового анализа, а также состав сведений, используемых арбитражным управляющим при его проведении.
Финансовый анализ проводится арбитражным управляющим в целях:
— подготовки предложения о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника и обоснования целесообразности введения в отношении должника соответствующей процедуры банкротства;
— определения возможности покрытия за счет имущества должника судебных расходов;
— подготовки плана внешней управления;
— подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении процедуры финансового оздоровления (внешнего управления) и переходе к конкурсному производству;
— подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.
В документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются:
дата и место его проведения;
фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и местонахождение саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является;
наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, номер дела, дата и номер судебного акта о введении в отношении должника процедуры банкротства, дата и номер судебного акта об утверждении арбитражного управляющего;
полное наименование, местонахождение, коды отраслевой принадлежности должника;
коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности должника и показатели, используемые для их расчета, рассчитанные поквартально не менее чем за двухлетний период, предшествующий возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротстве), а также за период проведения процедур банкротства в отношении должника, и динамика Их изменения;
причины утраты платежеспособности с учетом динамики изменения коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности;
результаты анализа хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности должника, его положения на товарных и иных рынках;
результаты анализа активов и пассивов должника;
результаты анализа возможности безубыточной деятельности должника;
вывод о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника;
вывод о целесообразности введения соответствующей процедуры банкротства;
вывод о возможности (невозможности) покрытия судебных расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему (в случае, если в отношении должника введена процедура наблюдения).
В ходе анализа должны использоваться лишь документально подтвержденные данные, а заключения и выводы – основываться на расчетах и реальных фактах. Помимо этого анализом охватываются все важные сферы деятельности должника, в Правилах имеется описание механизмов расчета финансовых показателей и информации, которая должна быть получена в результате.
С введением в действие постановление Правительства РФ № 367 можно предположить, что Правительство РФ существенно изменило концепцию финансового анализа. Если раньше анализ финансово-хозяйственной деятельности сводился к определению значений финансовых коэффициентов путем деления одних отчетных данных на другие отчетные данные, то в настоящее время они играют скорее второстепенную роль. Отсутствуют нормативные значения коэффициентов, а также и законодательная база, закрепляющая их. В Правилах не указаны какие-либо критерии значений коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности должника. Несмотря на четкое описание информации, которая должна выявляться в ходе финансового анализа, отсутствуют механизмы ее определения и источники, например, по анализу внешних условий деятельности, анализу рынков, т.е. конкретные значения коэффициентов не являются основой для выводов по финансовому анализу. Поэтому заключение должно основываться на анализе причин, повлекших за собой данную динамику коэффициентов.
Арбитражным управляющим при обосновании своих выводов и заключений по финансовому анализу предоставляется право самостоятельного поиска источников и механизмов определения информации, которая должна быть непосредственно отражена в финансовом анализе.
Государственная политика Правительства РФ сводится к значительному повышению планки в оценке квалификации арбитражных управляющих, т.к. лишь высококвалифицированный арбитражный управляющий сможет выявить причины, повлиявшие на платежеспособность предприятия, провести четко ориентированный комплекс мер на восстановление платежеспособности, вывести предприятие из кризисного состояния.
Как показывает практика, на предприятиях-банкротах отсутствует большая часть необходимой для анализа информации, реальное состояние должника не соответствует данным его учета. Однако, несмотря на все эти сложности, арбитражные управляющие должны провести анализ финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с постановлением Правительства РФ № 367.
Опыт анализа хозяйственной и финансовой деятельности несостоятельных предприятий позволяет сформулировать некоторые выводы.
1) Проводимый арбитражным управляющим в рамках процедуры наблюдения анализ финансово-хозяйственной деятельности должен носить комплексный характер.
2) Основная задача осуществляемого комплексного анализа — обоснование арбитражным управляющим антикризисных мероприятий (процедур внешнего управления активами предприятия).
3) С точки зрения направленности проводимый в рамках наблюдения анализ должен носить в первую очередь перспективный характер.
4) Предприятию для регулярного анализа своей деятельности достаточно выбрать не более 10 целевых коэффициентов — наблюдаемых показателей, которые должны определять состояние бизнеса.
5) Выбор коэффициентов производится по значимости их для анализа деятельности конкретного предприятия. Расчет всех возможных коэффициентов в конечном итоге может оказаться абсолютно бесполезным и даже мешать сосредоточиться на действительно полезной информации. Каждый показатель должен «найти» своего пользователя, который может принимать на основании его значения конкретные управленческие решения.
6) Детализированный анализ финансово-экономического состояния предприятия включает следующие этапы:
— подготовка к анализу, или предварительный этап (характеристика направлений деятельности предприятия, проверка правильности оформления финансовых документов, проверка баланса на достоверность, проверка общей финансовой отчетности, уточнение схемы анализа по структуре и выбранным коэффициентам, уточнение критериев оценки);
— расчет показателей по финансовой отчетности, или расчетный этап (общая структура баланса, структура брутто-баланса, аналитическая структура баланса, расчет аналитических коэффициентов);
— оценка результатов анализа, или аналитический этап (проведение анализа и написание аналитического заключения о финансовом состоянии предприятия).
7) Задачи финансового — оценка текущего состояния предприятия и моделирование его будущих состояний при различных прогнозах развития его деятельности.
8) Задачи экономического анализа — выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.
9) Полномасштабное исследование деятельности предприятий включает в себя:
анализ положения предприятия на рынке и его способности адаптироваться к условиям экономической конъюнктуры:
— анализ финансового состояния предприятия;
— анализ внутренней производственной эффективности (анализ использования ресурсов, анализ динамики величины и структуры затрат);
— анализ инвестиционной политики и эффективности привлечения средств на нужды финансирования капитальных вложений;
— анализ организационной структуры и системы управления компанией, документооборота и распределения полномочий между руководством и подразделениями;
— анализ состояния бухгалтерского учета и отчетности (аудиторская экспертиза);
— анализ налоговой политики компании и разработку мер по оптимизации платежей в бюджет;
— экспертизу информационных систем, обеспечивающих процесс управления предприятием;
— общие выводы из анализа хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия; выявленные «узкие места» хозяйственной деятельности предприятия; рекомендации для выработки управленческой политики на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу.