Права горожанина с средневековом городе статья из сборника
Как известно, с определенного момента особую роль в нем стало играть представление об обладании правами горожанина, или, как часто пишут в литературе — правами бюргера. Само формирование этого понятия представляет большой интерес. Если в первых хартиях, как правило, говорится о правах, привилегиях жителей города — горожан, то в последующих уже ставится вопрос о том, кто может считаться таковыми. С точки зрения социальной это означало кристаллизацию и консолидацию бюргерства как сословия. Характерно, однако, что основание для обладания статусом горожанина, как правило и по преимуществу (несмотря на возможность сочетания с другими критериями и на региональные варианты), — это владение домом или землей в городе, то есть нечто, не связанное с занятиями, которые мы считаем собственно городскими. Городское право, выросшее из иных видов средневекового права и в то же время отражающее ценностные ориентации средневековых горожан, удержало эту норму, откровенно ориентированную на главную ценность средневекового общества — недвижимость.
Одна из южнофранцузских грамот XIII в. зафиксировала представления о критериях принадлежности к городскому сообществу в восприятии горожан и права. Доказывая свои права, истцы утверждали, что они проживают в этом городе уже более 20 лет, служили в войске этого города и платили положенные налоги, и потому должны считаться его жителями, на что противная сторона возражала, указывая, что истцы не платили вступительного коммунального взноса и налогов и не служили в войске, а вот он-то, ответчик, полноправный горожанин, ибо приобрел дома и другую недвижимость и «подготовился должным образом, чтобы явиться перед консулами» и теперь может представить письменный документ о признании его горожанином, писанный публичным нотарием. К сожалению, нам неизвестно, какие свидетельства представили обе стороны суду, характерно, однако, что консулы признали истцов жителями города.
С точки зрения права формирование понятия «горожанин» означало смену субъекта права. Если первые городские хартии в идеале имели в виду все население города, то теперь часть его оказывается за рамками собственно городских правовых норм (т.е. и за рамками единого правосудия и справедливости, что несомненно раскалывало общность города в целом и, как мы знаем, было причиной многочисленных конфликтов). Таким образом, можно сказать, что территориальное право перерастает в сословное. Крайне важно, что городское право не знает полноправных и неполноправных горожан, а делит население города нагорожан и негорожан. Последние практически не фигурируют в городских юридических документах; либо речь может идти лишь об их изъятии из ведения города и ее форме, либо о них просто умалчивают. И то и другое характеризует городское право как достаточно жесткую систему, несмотря или вопреки, а может быть, по причине определенной открытости городского слоя, его утопического стремления к гомогенности общины.
Известно, что особую роль для жителей городов, особенно находившихся в сеньориальной зависимости, играло получение — или фиксация — свободного статуса жителей. Разумеется, интерес права к этому вопросу сильно варьирует в зависимости от региона и условий его развития, т.е. от его актуальности: он может быть выражен предельно откровенно (ст. 1 права Гослара), через декларирование отмены сервильного статуса, либо через нормы, отменяющие или фиксирующие отсутствие определенного рода поборов (например, права мертвой руки, как это часто бывало в пиренейских фуэро).
Характерно, что именно этот вопрос ложится в основу «системного» соответствия содержания разных его отраслей друг другу. В средневековом праве и практике личная свобода не обязательно сопровождалась и свободой распоряжения имуществом; городские же хартии свидетельствуют о постепенном подтягивании, достройке «свобод»: личный свободный статус предполагал отмену (или фиксацию отсутствия) права мертвой руки и брачного побора, т.е. открывал дорогу свободному наследованию и свободе брака; к этому добавлялось свободное распоряжение имуществом, в том числе и недвижимым (хотя иногда с предпочтением в пользу согорожан). Из этого естественно вырастало право «одного года и одного дня» и принцип «городской воздух делает свободным», хотя они не отменяли наличия рабов и зависимых у самих горожан, усиливая сословный характер права сословностью понятия свободы.
Естественно, особое внимание всякое право уделяет разрешению конфликтов. Средневековое право города также отчетливо осознает их неизбежность, и фиксируя прецеденты, и формируя категориальный аппарат, и предлагая способы их разрешения.
Конфликты между горожанами, особенно в том, что касалось имущественного, обязательственного, гражданского права, разрешались прежде всего путем судебного разбирательства. В зависимости от их характера тяжба могла проходить в цеховом, гильдейском суде, в судебратства либо в городском суде. Система доказательств долгое время основывалась на соприсяжничестве, хотя и не чуждалась здравого смысла, опиравшегося на свидетельства и обстоятельства дела. Влияние купеческого суда, а потом и рецепции римского права привело к повышению роли письменных доказательств и свидетельств, что не препятствовало тем не менее сохранению в некоторых местах вплоть до XVI в. Божьего суда. Право учитывает возможность примирений и соглашений перед судом или вне его, перед свидетелями. С XII—XIII вв. (в зависимости от региона) вырабатывается форма арбитражного суда.
Жизнь в городе в силу естественных причин — скученности, концентрации разнородных интересов, акцентированных социальных различий, участия в политических событиях и т.д. — давала больше поводов для проявления насилия, в том числе и в форме преступления, чем жизнь деревенская. Городское право знает такие виды преступлений, как убийства, драки, изнасилования, побои, грабежи, кражи — они составляют непременные темы любого городского свода постановлений, естественно, в больших подробностях, чем многие вопросы повседневной, «мирной» жизни, в силу своего выпадения из нормального, «правильного» хода событий.
В случаях насилия, влекших за собой уголовные тяжбы, само наказание являлось своего рода разрешением и завершением конфликтов, учитывая то понимание правосудия, которое характерно для средневекового сознания: восстановление истины и справедливости имело своим необходимым элементом воздаяние за содеянное. Именно поэтому в течение длительного времени в городском праве в пенитенциарной системе присутствует принцип талиона, который лишь постепенно заменяется штрафами. Точно так же, несмотря на то, что кровная месть в пределах города запрещается, изгнание осужденного с одновременным объявлением его вне закона фактически молчаливо признавало ее возможность. В то же время в этом явлении весьма важно отметить переход/перевод конфликта с семейно-родового уровня на общинный, ибо объявленный вне закона был таковым для всей городской общины, и существование такой нормы предполагало/вменяло единое отношение и одинаковые действия всех горожан.
Если говорить о пенитенциарной системе в целом, то она основывалась на обычном и королевском праве и, пожалуй, в большей степени была связана/зависела от окружающего мира, — местной традиции, политической ситуации и т.д. — чем от городского развития как такового. В городских хартиях мы находим в качестве кары за уголовные преступления талион, вергельд, телесные наказания (плети), клеймление, острижение волос, нанесение увечий, разрушение дома, обезглавливание, объявление вне закона, изгнание, позорный столб и др. — в зависимости от времени и места.
Особое внимание городские хартии уделяют конфликтам в общественных местах. По сути дела, охрана «мира» характерна и для королевского законодательства, и для обычного права. Не будучи собственно городскими, подобные установления, тем не менее, приобретали особое значение в его стенах, в связи со скученностью населения и повышенной опасностью возникновения конфликтов.
Городское право отразило и осознание горожанами необходимости «профилактики преступлений». Об этом говорят и строгие наказания а нарушения мира, и запреты появляться в общественных местах с oружием (или обнаженным оружием), характерные для городских хартий и установлений. Во многих городах, особенно в период политической и экономической нестабильности, городские советы издавали единовременные акты, ограничивавшие свободу собраний на улицах, вводившиетребования ходить по улицам ночью со светом и т.д., как это было вЛиссабоне в период волнений конца XIV в.
Многие наказания и по типу, и по форме приведения в исполнение прежде всего публичные, тоже играли роль своего рода предупреждений. Недаром в Англии в XIII в. нарушение хлебопекарной технологии влекло за собой демонстрацию преступника с буханкой, повешенной на шею по всем улицам города, а в южно-французских городах за кражу приговаривали к избиению палками pertotamviltam. И то, и другое несомненно должно было и устрашать, и объединять общину. Наконец, не последнюю роль в борьбе с преступлениями играло знакомство горожан с законами и установлениями, настоятельно осуществлявшееся в городе.
И здесь мы переходим к очень важной проблеме — социализирующей функции права в жизни средневекового горожанина.
С течением времени право как форма нормативного мышления обособилось от норм моральных и религиозных, а затем оказалось в руках сугубых профессионалов, одновременно став сложной и разветвленной дисциплиной. В средневековье, как мы видели уже на материале понятийного аппарата, представлений об источниках права, характера суда, эти формы были все же еще очень близки и постоянно переплетались. Блестящей иллюстрацией этому может служить знаменитое требование к любому, отправляющему общественную должность, быть человеком «доброй славы», что подразумевало верность, честность, законопослушность, ответственность, спокойный нрав. Набор положительно оцениваемых качеств интересен сам по себе, если сравнить его, скажем, с предписаниями идальго в Семи партидах или представлениями о достоинствах рыцаря. К сожалению, они не всегда бывают описаны подробно, иногда текст установления содержит лишь указание на необходимость обладания famabona, но, видимо, под этим термином скрыто примерно то же. Таким образом, право фиксирует определенный нравственный стереотип, лишь соответствуя которому горожанин мог стать полноценным и полноправным участником общественной жизни. Более того, то же требование предъявлялось участникам судебного процесса или сделки — соприсяжнику, поручителю и т.д., учитывалось при вынесении приговора. Так, зафиксированные ценностные установки, будучи осмыслены с точки зрения права, уже навязывались и таким образом воспроизводились в обществе.
Нормы городского права были таковы, что неизбежно втягивали в правоведение и правотворческую деятельность практически каждого горожанина, по крайней мере в идеале. Этого требовали правила скрепления сделок, особенно на недвижимость, когда соседи непременно должны были выступать в роли свидетелей; этому способствовало участие в судах разного уровня, и в качестве членов судебной коллегии, и в качестве присяжников, свидетелей, поручителей, не говоря уже об участии в городском управлении. Городская ассамблея давала возможность творить правовые нормы, в то время как открытость заседаний судов, пока она существовала, создавала условия для контроля со стороны населения года за соблюдением законов и установлений. В крупных городах с высоко развитым управлением преимущественно юга Европы эту роль игра-пи так называемые «анкеты» и доносы на должностных лиц.
В такой ситуации знание обычаев и законов было необходимым компонентом знаний о мире и участия в общественной жизни. Возможным же оно становилось в силу доступности правовой информации. Она обеспечивалась участием в ассамблеях, возможностью присутствия на суде, оглашением решений и установлений городского совета, равно как и королевских ордонансов, на городской площади, записью законодательных актов, городских и королевских, в городской книге. До нас дошли грамоты, подтверждающие, что члены городского совета доводят до сведения жителей обращения к ним короля. В городских школах дети горожан получали первые знания в области права. Наконец, появление законоведов и возможность воспользоваться их консультацией открывала дополнительные пути к знакомству с предметом. В то же время оно играло двойственную роль, как бы отчуждая юриспруденцию, право от его создателей и пользователей.
Приобщение к правотворчеству и знанию права в подобных формах, подразумевавших его практическое освоение и применение, делало право живым и актуальным для горожанина. В то же время в разнообразии его уровней и видов, сосуществовавших в городе, проявлялась, как и в других областях жизни, одна из особенностей городской жизни — наличие паутины/множественности однопорядковых, но различимых явлений. Позволю себе предположить, что как полилингвизм меняет психологию человека, так и привычка к разнообразным формам правовой жизни приучала горожанина к большей динамичности, терпимости и гибкости восприятия социального мира.
Итак, обстоятельства рождения городского права обусловили его двойственность. С одной стороны, ему были присущи черты, общие для всего средневекового права, что особенно сказывалось в формах, которые оно обретало. Этому способствовала и вечная тяга к врастанию в окружающий мир, к тому, чтобы обладать теми знаками и признаками статуса, которые имели лица привилегированного статуса. С другой бороны, целый ряд привилегий и свободы — личная, брака, собственности — постоянно сталкивали город именно с этими слоями общества и по сути ставили город как субъект права вне иерархии: ведь в идеале житель города – «ничей» вассал, «ничей» зависимый. Отсюда — парадоксальное явление, если учесть гетерогенность города как феномена и как социума — определенная замкнутость на себя и как результат этого в праве — консолидация сословия и ненавязчивая фиксация своих, отличных от иных слоев, ценностей, что позволяло их воспроизводить.