Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

Права горожанина с средневековом городе статья из сборника

Март9

 

         Как известно, с определенного момента особую роль в нем стало играть представление об обладании правами горожанина, или, как час­то пишут в литературе — правами бюргера. Само формирование этого понятия представляет большой интерес. Если в первых хартиях, как правило, говорится о правах, привилегиях жителей города — горожан, то в последующих уже ставится вопрос о том, кто может считаться та­ковыми. С точки зрения социальной это означало кристаллизацию и консолидацию бюргерства как сословия. Характерно, однако, что осно­вание для обладания статусом горожанина, как правило и по преимуще­ству (несмотря на возможность сочетания с другими критериями и на региональные варианты), — это владение домом или землей в городе, то есть нечто, не связанное с занятиями, которые мы считаем собственно городскими. Городское право, выросшее из иных видов средневекового права и в то же время отражающее ценностные ориентации средневе­ковых горожан, удержало эту норму, откровенно ориентированную на главную ценность средневекового общества — недвижимость.

         Одна из южнофранцузских грамот XIII в. зафиксировала представ­ления о критериях принадлежности к городскому сообществу в воспри­ятии горожан и права. Доказывая свои права, истцы утверждали, что они проживают в этом городе уже более 20 лет, служили в войске это­го города и платили положенные налоги, и потому должны считаться его жителями, на что противная сторона возражала, указывая, что ист­цы не платили вступительного коммунального взноса и налогов и не служили в войске, а вот он-то, ответчик, полноправный горожанин, ибо приобрел дома и другую недвижимость и «подготовился должным обра­зом, чтобы явиться перед консулами» и теперь может представить пись­менный документ о признании его горожанином, писанный публичным нотарием. К сожалению, нам неизвестно, какие свидетельства предста­вили обе стороны суду, характерно, однако, что консулы признали истцов жителями города.

         С точки зрения права формирование понятия «горожанин» означа­ло смену субъекта права. Если первые городские хартии в идеале име­ли в виду все население города, то теперь часть его оказывается за рамками собственно городских правовых норм (т.е. и за рамками единого  правосудия и справедливости, что несомненно раскалывало общность города в целом и, как мы знаем, было причиной многочисленных конфликтов). Таким образом, можно сказать, что территориальное право перерастает в сословное. Крайне важно, что городское право не знает полноправных и неполноправных горожан, а делит население города нагорожан и негорожан. Последние практически не фигурируют в городских юридических документах; либо речь может идти лишь об их изъя­тии из ведения города и ее форме, либо о них просто умалчивают. И то и другое характеризует городское право как достаточно жесткую систему, несмотря или вопреки, а может быть, по причине определенной от­крытости городского слоя, его утопического стремления к гомогенности общины.

         Известно, что особую роль для жителей городов, особенно находившихся в сеньориальной зависимости, играло получение — или фиксация — свободного статуса жителей. Разумеется, интерес права к этому вопросу сильно варьирует в зависимости от региона и условий его раз­вития, т.е. от его актуальности: он может быть выражен предельно от­кровенно (ст. 1 права Гослара), через декларирование отмены сервиль­ного статуса, либо через нормы, отменяющие или фиксирующие отсут­ствие определенного рода поборов (например, права мертвой руки, как это часто бывало в пиренейских фуэро).

         Характерно, что именно этот вопрос ложится в основу «системно­го» соответствия содержания разных его отраслей друг другу. В средне­вековом праве и практике личная свобода не обязательно сопровожда­лась и свободой распоряжения имуществом; городские же хартии сви­детельствуют о постепенном подтягивании, достройке «свобод»: лич­ный свободный статус предполагал отмену (или фиксацию отсутствия) права мертвой руки и брачного побора, т.е. открывал дорогу свободно­му наследованию и свободе брака; к этому добавлялось свободное рас­поряжение имуществом, в том числе и недвижимым (хотя иногда с пред­почтением в пользу согорожан). Из этого естественно вырастало право «одного года и одного дня» и принцип «городской воздух делает свобод­ным», хотя они не отменяли наличия рабов и зависимых у самих горо­жан, усиливая сословный характер права сословностью понятия свобо­ды.

         Естественно, особое внимание всякое право уделяет разрешению конфликтов. Средневековое право города также отчетливо осознает их неизбежность, и фиксируя прецеденты, и формируя категориальный аппарат, и предлагая способы их разрешения.

         Конфликты между горожанами, особенно в том, что касалось имущественного, обязательственного, гражданского права, разрешались прежде всего путем судебного разбирательства. В зависимости от их характера тяжба могла проходить в цеховом, гильдейском суде, в судебратства либо в городском суде. Система доказательств долгое время основывалась на соприсяжничестве, хотя и не чуждалась здравого смысла, опиравшегося на свидетельства и обстоятельства дела. Влияние купеческого суда, а потом и рецепции римского права привело к повышению роли письменных доказательств и свидетельств, что не пре­пятствовало тем не менее сохранению в некоторых местах вплоть до XVI в.  Божьего суда. Право учитывает возможность примирений и сог­лашений перед судом или вне его, перед свидетелями. С XIIXIII вв. (в зависимости от региона) вырабатывается форма арбитражного суда.

         Жизнь в городе в силу естественных причин — скученности, концентрации разнородных интересов, акцентированных социальных различий, участия в политических событиях и т.д. — давала больше поводов для проявления насилия, в том числе и в форме преступления, чем жизнь деревенская. Городское право знает такие виды преступлений, как убийства, драки, изнасилования, побои, грабежи, кражи — они состав­ляют непременные темы любого городского свода постановлений, ес­тественно, в больших подробностях, чем многие вопросы повседневной, «мирной» жизни, в силу своего выпадения из нормального, «правильно­го» хода событий.

         В случаях насилия, влекших за собой уголовные тяжбы, само нака­зание являлось своего рода разрешением и завершением конфликтов, учитывая то понимание правосудия, которое характерно для средневе­кового сознания: восстановление истины и справедливости имело своим необходимым элементом воздаяние за содеянное. Именно поэтому в те­чение длительного времени в городском праве в пенитенциарной систе­ме присутствует принцип талиона, который лишь постепенно заменяет­ся штрафами. Точно так же, несмотря на то, что кровная месть в преде­лах города запрещается, изгнание осужденного с одновременным объяв­лением его вне закона фактически молчаливо признавало ее возмож­ность. В то же время в этом явлении весьма важно отметить переход/пе­ревод конфликта с семейно-родового уровня на общинный, ибо объяв­ленный вне закона был таковым для всей городской общины, и сущест­вование такой нормы предполагало/вменяло единое отношение и оди­наковые действия всех горожан.

         Если говорить о пенитенциарной системе в целом, то она основыва­лась на обычном и королевском праве и, пожалуй, в большей степени была связана/зависела от окружающего мира, — местной традиции, по­литической ситуации и т.д. — чем от городского развития как такового. В городских хартиях мы находим в качестве кары за уголовные преступ­ления талион, вергельд, телесные наказания (плети), клеймление, острижение волос, нанесение увечий, разрушение дома, обезглавливание, объявление вне закона, изгнание, позорный столб и др. — в зависимости от времени и места.

         Особое внимание городские хартии уделяют конфликтам в общественных местах. По сути дела, охрана «мира» характерна и для королев­ского законодательства, и для обычного права. Не будучи собственно городскими, подобные установления, тем не менее, приобретали особое значение в его стенах, в связи со скученностью населения и повышен­ной опасностью возникновения конфликтов.

         Городское право отразило и осознание горожанами необходимости  «профилактики преступлений». Об этом говорят и строгие наказания а нарушения мира, и запреты появляться в общественных местах с oружием (или обнаженным оружием), характерные для городских хартий и установлений. Во многих городах, особенно в период политической и экономической нестабильности, городские советы издавали единовременные акты, ограничивавшие свободу собраний на улицах, вводившиетребования ходить по улицам ночью со светом и т.д., как это было вЛиссабоне в период волнений конца XIV в.

         Многие наказания и по типу, и по форме приведения в исполнение прежде всего публичные, тоже играли роль своего рода предупреждений. Недаром в Англии в XIII в. нарушение хлебопекарной технологии влек­ло за собой демонстрацию преступника с буханкой, повешенной на шею по всем улицам города, а в южно-французских городах за кражу пригова­ривали к избиению палками pertotamviltam. И то, и другое несомненно должно было и устрашать, и объединять общину. Наконец, не послед­нюю роль в борьбе с преступлениями играло знакомство горожан с зако­нами и установлениями, настоятельно осуществлявшееся в городе.

         И здесь мы переходим к очень важной проблеме — социализирую­щей функции права в жизни средневекового горожанина.

         С течением времени право как форма нормативного мышления обособилось от норм моральных и религиозных, а затем оказалось в руках сугубых профессионалов, одновременно став сложной и разветвленной дисциплиной. В средневековье, как мы видели уже на материале понятийного аппарата, представлений об источниках права, характера суда, эти формы были все же еще очень близки и постоянно переплетались. Блестящей иллюстрацией этому может служить знаменитое требо­вание к любому, отправляющему общественную должность, быть чело­веком «доброй славы», что подразумевало верность, честность, законо­послушность, ответственность, спокойный нрав. Набор положительно оцениваемых качеств интересен сам по себе, если сравнить его, скажем, с предписаниями идальго в Семи партидах или представлениями о дос­тоинствах рыцаря. К сожалению, они не всегда бывают описаны под­робно, иногда текст установления содержит лишь указание на необхо­димость обладания famabona, но, видимо, под этим термином скрыто примерно то же. Таким образом, право фиксирует определенный нрав­ственный стереотип, лишь соответствуя которому горожанин мог стать полноценным и полноправным участником общественной жизни. Бо­лее того, то же требование предъявлялось участникам судебного про­цесса или сделки — соприсяжнику, поручителю и т.д., учитывалось при вынесении приговора. Так, зафиксированные ценностные установки, будучи осмыслены с точки зрения права, уже навязывались и таким об­разом воспроизводились в обществе.

         Нормы городского права были таковы, что неизбежно втягивали в правоведение и правотворческую деятельность практически каждого горожанина, по крайней мере в идеале. Этого требовали правила скрепле­ния сделок, особенно на недвижимость, когда соседи непременно должны были выступать в роли свидетелей; этому способствовало участие в су­дах разного уровня, и в качестве членов судебной коллегии, и в качестве присяжников, свидетелей, поручителей, не говоря уже об участии в городском управлении. Городская ассамблея давала возможность творить правовые нормы, в то время как открытость заседаний судов, пока она существовала, создавала условия для контроля со стороны населения го­да за соблюдением законов и установлений. В крупных городах с высо­ко развитым управлением преимущественно юга Европы эту роль игра-пи так называемые «анкеты» и доносы на должностных лиц.

         В такой ситуации знание обычаев и законов было необходимым компонентом знаний о мире и участия в общественной жизни. Возмож­ным же оно становилось в силу доступности правовой информации. Она обеспечивалась участием в ассамблеях, возможностью присутствия на суде, оглашением решений и установлений городского совета, равно как и королевских ордонансов, на городской площади, записью законо­дательных актов, городских и королевских, в городской книге. До нас дошли грамоты, подтверждающие, что члены городского совета дово­дят до сведения жителей обращения к ним короля. В городских школах дети горожан получали первые знания в области права. Наконец, появ­ление законоведов и возможность воспользоваться их консультацией открывала дополнительные пути к знакомству с предметом. В то же время оно играло двойственную роль, как бы отчуждая юриспруден­цию, право от его создателей и пользователей.

         Приобщение к правотворчеству и знанию права в подобных фор­мах, подразумевавших его практическое освоение и применение, дела­ло право живым и актуальным для горожанина. В то же время в разно­образии его уровней и видов, сосуществовавших в городе, проявлялась, как и в других областях жизни, одна из особенностей городской жизни — наличие паутины/множественности однопорядковых, но различимых явлений. Позволю себе предположить, что как полилингвизм меняет психологию человека, так и привычка к разнообразным формам пра­вовой жизни приучала горожанина к большей динамичности, терпимо­сти и гибкости восприятия социального мира.

         Итак, обстоятельства рождения городского права обусловили его двойственность. С одной стороны, ему были присущи черты, общие для всего средневекового права, что особенно сказывалось в формах, кото­рые оно обретало. Этому способствовала и вечная тяга к врастанию в окружающий мир, к тому, чтобы обладать теми знаками и признаками статуса, которые имели лица привилегированного статуса. С другой бороны, целый ряд привилегий и свободы — личная, брака, собственно­сти — постоянно сталкивали город именно с этими слоями общества и по сути ставили город как субъект права вне иерархии: ведь в идеале жи­тель города – «ничей» вассал, «ничей» зависимый. Отсюда — парадок­сальное явление, если учесть гетерогенность города как феномена и как социума — определенная замкнутость на себя и как результат этого в праве — консолидация сословия и ненавязчивая фиксация своих, от­личных от иных слоев, ценностей, что позволяло их воспроизводить.

автор опубликовано в рубрике Статьи из научных сборников | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция