«…ПОЧАША ПРОСИТЬ ДЕСЯТИНЫ И ТАМГЫ, И НЕ ЯШАСЯ НОВГОРОДЦИ…»: К ВОПРОСУ ДАННИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СЕВЕРО-ЗАПАДОМ РУССКОЙ ЗЕМЛИ И ЗОЛОТОЙ ОРДОЙ (ПРИВНЕСЕННЫЕ ПОДАТНО-ФИСКАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ) статья из журнала
Нельзя не признать, что дошедшие до нас средневековые памятники, свидетельствующие об отличительных чертах и специфике отношений даннической зависимости, сложившихся между Русской землей и Золотой Ордой, иллюстрируют их в своем непосредственном (образно говоря, «прикладном») проявлении не только в нескольких формах, но и с использованием различных властных механизмов. Что, в свою очередь, позволяет рассматривать процесс становления, стагнации и краха так называемого «многовекового татаро-монгольского ига» с принципиально иной точки зрения, чем это принято, например, в рамках его «хрестоматийной» интерпретации.
В первые десятилетия азиатско-ордынского владычества ханы акцентировали внимание на сборе дани-«выхода» и прочих «налоговых» поступлений исключительно собственными «фискальными силами», в рамках так называемой «откупной системы» (о чем наглядно говорит терминология летописей, в которых появляются обозначения, не встречающиеся в предыдущий исторический период, типа «откупщик», «откуп» и «бесермен»). Из-за неэффективности деятельности мусульманских купцов и активного саботажа со стороны местного общинного населения эти функции со временем передаются великим князьям, с привлечением выборных представителей городских, волостных и сельских самоуправляющихся сообществ, осуществлявших ряд делегированных управленческих, в том числе фискальных полномочий.
С учетом высказанного замечания одним из важнейших становится не столько вопрос, каким образом осуществлялась практика «исчисления» местного (городского и сельского) населения той или иной земли-волости, а кто непосредственно — какие социальные группы древнерусского общества — стал объектом указанной акции? Вошли ли в соответственное «число» великие и удельные князья, их семейно-родовые кланы, дружины и ближайшее боярское окружение либо перепись коснулась исключительно среднего («житьих людей», купцов) и низшего («черных людей») сословий? Наконец, не менее принципиальным с историко-правовой точки зрения является вполне хрестоматийный факт, что система налогообложения (при всей внешней, в том числе терминологической, идентичности), действовавшая в пределах одних подконтрольных территорий Русской земли, в частности юго-запада и северо-востока (дань — «выход»), совершенно — либо в значительной мере — непохожа на фискальную практику, сложившуюся на северо-западе (дань — «черный бор»).
Известно, что Северо-Западный регион Русской земли, в силу целого ряда исторически обусловленных причин, не испытал на себе «всех прелестей» татаро-монгольского нашествия («Батыева погрома»), так как военный поход 1238 г. был приостановлен (по утверждению летописей — не более чем в ста верстах от «северной» столицы древнерусского полицентричного государства). К тому времени, когда начался процесс переписи населения, Новгородская, Псковская и Вятская земли представляли для Орды своего рода «terraincognita» со всеми вытекающими из этого социальными, хозяйственно-экономическими и политико-правовыми последствиями. В связи с чем определить статус тех территорий, которые подпадали под суверенитет и юрисдикцию новгородского вечевого собрания и властных общинных институтов, формируемых непосредственно местным населением, применительно к золотоордынским ханам представляется возможным лишь на гипотетическом уровне.
Допустимо, что опосредованно — как бы exofficio — татаро-монгольскую власть выражал не кто иной, как великий князь владимирский (сажая, по «согласованию» с местными сообществами, на новгородский и псковский престол своих сыновей или бояр-посадников), получавший на это соответствующий ханский «ярлык». Правда, понять механизм подобных «отношений» весьма непросто, так как правители, приглашавшиеся в Великий Новгород на княжение, а не занимавшие «стол» на правах «отчинного и дединого» наследования, обладали строго фиксированными — договорными, субсидиарно-подчиненными по отношению к публично-вечевым структурам и самоуправляющейся территориальной общине — функциями исполнительного и судебного характера.
«В тот же год новгородцы по обычаю своему сотворили вече и послали с челобитьем во Владимир к великому князю Ярославу Всеволодичу, — читаем у летописца под 1241 г. в интерпретации В.Н. Татищева5, — прося у него сына его князя Александра (курсив мой. — В.Е.)… Ярослав же давал им сына своего князя Андрея. Они же просили снова Александра… В тот же год (1255. — В.Е.) новгородцы взяли изо Пскова великого князя Ярослава Ярославича тверского и посадили его на княжение у себя в Новгороде, а князя Василия Александровича, внука Ярославсва, выгнали из Новгорода (курсив мой. — В.Е.)»6.
Однако для тех, с кем ассоциировалось новгородская politeias — вечевая демократия (прежде всего речь идет о самоуправляющейся посадской общине одного из крупнейших средневековых восточнославянских городов-государств), события предшествующих двадцати лет не остались незамеченными. Что нашло свое «адекватное» отражение на страницах Новгородской первой летописи: «приде весть изъ Руси зла, яко хотять Татарове тамгы и десятины на Новегороде; и смятошася люди чересь все лето… Той же зимы приехаша послы татарьс-кыи съ Олександромь… и псчаша просити послы десятины, тамгы, и не яшася новгородци по то, даша дары цесс-реви, и отпустиша я с миромь»7.
Судя по тональности изложения видно, что известие, непосредственно связанное с приходом в Новгород ордынских послов, предстоящей переписью и введением новой «системы налогообложения», вызвало на северо-западе Русской земли несколько иные — с эмоциональной точки зрения — чувства, чем у составителей Лаврентьевского и Ипатьевского списков3. «Исследователи обычно подчеркивают резкую антитатарскую направленность рассказа новгородского летописца. Обычно это объясняется тем, — пишет И.Н. Данилевс-* кий, — что он — «не испытавший на себе кошмары нашествия», был «более свободен в своих высказываниях», нежели книжники северо-востока9. Вместе с тем редко обращается внимание на то, что для новгородца «татары» — зло «не от мира сего»!0.
Исходя из муниципально-историографической направленности настоящей работы, автора этих строк в меньшей степени интересует «эмоциональность» реакции составителя северорусской летописи. Важнее другое — чем все-таки характеризовался с практической
точки зрения так называемый «черный бор» (по существу, форма поголовной фискальной повинности, рснее совершенно не известной у восточных славян?!) и отличался ли он от той системы взимания даней, податей и торговых пошлин, которая с успехом использовалось в других подконтрольных Золотой Орде регионах.
Средневековые памятники свидетельствуют, что ордынские послы, прибывшие з 1257 г. а Новгород, потребовали (в интерпретации летописных источников — «псчаша просити») «десятины» и «тамгы»1‘. Если десятина, сравнительно хорошо известная фискальной прсктике предыдущего исторического периода, по существу, не вызывает серьезных сомнений у большинства исследователей, то с «тамгой» дело обстоит несколько иначе. Спектр мнений — достаточно широк. «Может возникнуть предположение, — считал, например, А.Н. Насонов, — не было ли требование «тамги и десятины»… просьбой дать предварительный побор. Это предположение, впрочем, представляется нам маловероятным… Вернее, что просьба дать «тамгы и десятины» была просьбой дать «число» и согласиться платить «тамгы»; на эту просьбу «не яшася новгородци» (автор ссылается на текст Новгородской первой летописи. — В.Е.)… Возможно, что «десятиной» (отмечаетученый, анализируя Лсв-рентьевскую летопись. — В.Е.) летописец называет ордынскую «дань». Летопись (в этом случае речь идет о Новгородской четвертой летописи. — В.Е.) вместо «тамгы и десятины» прямо говорит о дани: татары «почаше просити дани, и не яшася по то новгородци»’2.
Менее категоричен (в том плане, что s его анализе отсутствуют ссылки на документальные источники, используемые другими авторами) Д.И. Иловайский, констатировавший, что татары «обыкновенно переписывали всех мужчин… и собирали дани отчасти деньгами, отчасти наиболее ценными естественными произведениями каждой страны; с Руси, как известно, они получали огромное количество мехов. Главные дани были: десятина, т.е. десятая часть хлебного сбора, тамга и мыт, вероятно, пошлины с торгующих купцов и привозимых товаров (здесь наряду с привнесенной ордынцами тамгой почему-то речь идет об одной из традиционных пошлин — мыте, известной еще с первых лет древнерусской государственности). Кроме того, жители обложены были разнообразными повинностями, каковы, например ям и корм, т.е. обязанности давать подводы и съестные припасы татарским послам, гонцам и всяким чиновникам, особенно поборы на ханское войско, ханскую охоту и пр.»1.
Вполне допустимо, что за требованием тамги скрывалось желание — чисто военно-прикладного значения — получить достоверные сведения об общем количестве лошадей и иного тяглового скота (с их последующим клеймлением)2. «Татары, несомненно, — подчеркивает М.Ф. Владимирский-Буданов, — производили переписи населения, состоящие, вероятно, только в исчислении лиц мужского пола и движимого имущества — скота». Кроме того, ученый-историк не исключал, что со временем «тамга» могла трансформироваться в налог исключительно торгово-пош-линного характера. Перечисляя косвенные налоги и
пошлины, встречающиеся в период становления и развития Московского централизованного государства, он делает пространный вывод о том, что «завоевание татар и здесь произвело переворот: наравне с «числом», столь же ненавистна была и татарская тамга, то есть торговая провозная пошлина, имеющая чисто фискальное значение; из них возникли бесчисленные частные виды пошлин… привязная пошлина и роговая (при продаже скота; это «тамга» в тесном смысле), пятно (при купле-продаже лошадей)»3. ,
В свою очередь Г.В. Вернадский относил «тамгу» к форме специфического посадско-городского податного обложения4: «Основной налог с городов назывался тамга. Как на монгольском, — подчеркивает он в одной из работ, — так и на тюркском языках термин «тамга» обозначает «эмблему», особенно — эмблему клана, а отсюда и «клеймо», чтобы метить лошадей и другие виды собственности, принадлежащие клану5… Тамга платилась золотом или, по крайней мере, под-считывалась в золоте. Наиболее богатые купцы (по-русски — гости) облагались налогом индивидуально; купцы среднего достатка объединялись в ассоциации, которые служили единицами налогообложения. Со временем тамга приняла форму налога на оборот товаров и собиралась как таможенная пошлина»6.
В качестве денежного фискального эквивалента платежей, собиравшихся кочевниками с подвластной или подконтрольной территории, рассматривал тамгу Р.Г. Скрынников: «Орда обложила Русь данью. Завоеватели требовали от населения «таныу». Русские усвоили это монгольское слово и стали употреблять вместо старинных слов — «куны» и «гривны» — наименования «деньги»7.
Итак, летописные источники свидетельствуют о том, что первый акт пьесы, под названием «перепись населения», для обеих сторон завершился в основном миролюбиво8: ханских послов, прибывших в Великий Новгород, вполне удовлетворил объем и количество полученных даров («даша дары цесареви, и отпустиша я с миром», — подытоживает составитель одной из северорусских летописей). Вопрос о политико-правовом статусе северо-западной Руси и характере отношений между Золотой Ордой и Новгородом, по существу, решен не был (так как платить «тамгу» посадско-городс-кая община категорически отказалась), в немалой степени благодаря реакции местного населения. «Только через год страх нового татарского нашествия на Русь привел новгородцев к горькой покорности; и то «бысть мятеж велик в Новегороде», когда «раздвоишася лю-дие и створиша супор: большие веляху меншим ятися по число, а они не хотяху»9.
Требования вновь прибывших в Новгород ханских послов вторично спровоцировали народные — «меньших людей» (или «черни» в летописной терминологии) — волнения, категорически отказавшихся участвовать в процедуре «исчисления»: «Чернь не хотеша дати числа, но реша: «…умрем честно за святую Софию и за домы ангельскыя»10. Однако ситуация (причем однозначно не в пользу северо-западных земель-волостей и непосредственно новгородской вечевой общины) значительным образом отличалась от того, с чем столкнулись горожане-общинники за год до этого». «Тяжесть всех этих налогов и повинностей, а в особенности жестокие способы их сбора, конечно, были известны новгородцам, и потому они сильно взволновались, — анализирует сложившуюся ситуацию Д.И. Иловайский, — когда услыхали, что и к ним придут татарские численники. Доселе Новгород не видал татар в своих стенах и не считал себя подчиненным варварскому игу. Начались бурные смуты»12.
Если исходить из того, что основной объем податного бремени традиционно несли среднее («жи-тьи люди», купцы) и низшее («черные», или «меньшие люди») сословия русского общества, то адекватность их реакции на вводимые Ордой дани и фискальные платежи понятна и вполне объяснима. Вместе с тем северорусские летописи (впрочем, как и многие другие) содержат довольно противоречивую информацию по поводу того, подлежали ли «исчислению» представители высшего сословия, или перепись представляла собой подсчет общего количества жителей, без их социальной стратификации и имущественной дифференциации13. Против чего конкретно возражали — если не открыто сопротивлялись и саботировали — большинство новгородцев? Может быть, проблема состояла б заранее спланированной акции, направленной лишь на некоторые категории горожан-общинников, а не общую массу лично свободного населения северо-западной Руси? И почему при этом перепись не затронула тех, кто подпадал под юрисдикцию Русской православной церкви? «Татарские чиновники ездили из улицы в улицу, перечисляя дома и жителей и высчитывая количество даней. Чернь злобствовала при этом на бояр, которые сумели устроить таким образом, что дани были налагаемы почти равные на богатых и бедных (выделено мной. — В.Е.); следовательно, для первых они были легки., а для последних тяжелы»14.
Сложно, опираясь на столь скудный и фрагментарный правовой материал, ответить однозначно на поставленные выше вопросы, тем более что дискуссия по этому поводу идет уже не одно десятилетие. «Исчислены» были «все вообще жители, — полагал К.А. Неволин, — кроме изъятых от платежа подати особенными ханскими ярлыками»15. Исходя из того что основной целью предстоящей переписи «было определить количество податей, которые покоренный народ должен был платить своим победителям», то для полноты картины «необходимо было взять в соображение имущество и источник доходов каждого лица, то она представляла не голое только исчисление лиц, но при имени каждого домохозяина в ней было показываемо также его податное имущество, бывшее источником его доходов, и количество подати, которое он должен был платить сообразно этому»16.
Несколько иные акценты просматриваются в анализе событий, связанных с переписью новгородского населения, Н.Д. Чечулиным. Обращая внимание на то обстоятельство, что в летописном рассказе фактически не содержится прямого указания на то, каким образом ордынские послы осуществили «исчисление» — считая непосредственно людей (действительно проведя подушную перепись без учета имущественного и социального положения) или одновременно описывая собственность и оценивая ее возможную стоимость, — исследователь склонялся к тому варианту, при котором имущественное положение потенциального «числа» не принималось во внимание. Иначе говоря, монголами был использован уравнительный принцип, предусматривавший «одинаковую для всех подать после переписи, подать поголовную»1.
Крупнейшие советские историки, в том числе М.Н. Покровский, А.Н. Насонов, М.Н. Тихомиров и др., стремились «окрасить» события 1258-1259 гг. в цвета классово-антагонистической борьбы, доказывая, что перепись и установленные размеры дани изначально носили дискриминационный характер, перекладывая большую часть бремени ордынского «черного бора» на малоимущие слои новгородского общества. Так, М.Н. Тихомиров настаивал на том, что первоисточники свидетельствуют «о неправильном распределении налогов среди новгородцев, вследствие чего татарские поборы всей своей тяжестью падали на маломощных «меньших людей», а бояре сравнительно легко несли это бремя. Следовательно, «меньшие люди» сопротивлялись не установлению переписи, а ее условиям, отягощавшим именно бедные слои населения»2.
Рассматривая даннический характер русско-ордынских отношений в целом и известную специфичность, наблюдавшуюся на северо-западе Русской земли, в частности, М.Н. Покровский писал, проводя сравнительный анализ: «Иная картина получилась, когда «число» подошло к крупным центрам, материально еще не затронутым, а подчинившимся орде только из страха перед нашествием. Новгородская летопись чрезвычайно живо изображает нам податную реформу в Новгороде: нелегко давалось свободным новгородцам превращение в подневольных «данников»… Новгород во что бы то ни стало должен был быть взят в «число» вместе со всею остальною Русью… Но это был только юридический момент; напуганное «лживым посольством» вече уступило на словах. Все старое всколыхнулось, когда слова стали претворяться в дело, когда в Новгород приехали татарские баскаки и приступили к сбору дани. Они начали с во-
лостей, и уже одни слухи о том, что там происходит, вызвали в городе волнение: в новгородских волостях были не одни смерды, а и много купивших землю горожан, ремесленников и купцов, «своеземцев». Теперь все без различия становились данниками… Грубере-партиционный способ раскладки — по стольку-то с каждого отдельного хозяйства — был на руку богатым. Татарские данщики ездили по улицам и считали дома: каждый дом, кому бы он ни принадлежал, платил одно и то же. Учесть размеры торгового капитала степняки, очевидно, совершенно не умели, и новгородские капиталисты могли на этом спекулировать»3.
Подытоживая, нельзя не согласиться с выводом о том, что пресловутую дань — «черный бор» должны были платить все имевшиеся на тот момент социальные группы новгородского общества: земские бояре («лучшие люди», «вятшие»), «житьи люди», купцы и «черные или меньшие люди». Утверждение, что «лучшие» ничего не платили, не подтверждается документально и противоречит практике налогообложения, распространенной в пределах большинства улусов-ханств Монгольской кочевой империи4. «Во-первых, — справедливо констатирует Ю.В. Кривошеев, — общая постановка даннического дела у монголов была иной. Из источников известно, что данью облагалось все население, причем учитывалось его имущественное положение. Поход к жителям завоеванной страны у монголов зиждился в основном только на выгоде дани… Естественно, что монголы были заинтересованы в сборе как можно большего ее количества, а это можно было сделать, собирая дань не с имущественно маломощного черного люда (но и с него тоже), а, наоборот, с имущественно обеспеченного слоя: в новгородском случае — с «вятших», бояр. Во-вторых, сама летопись свидетельствует, что от монголов страдали и бояре»5.
Итак, мы видим, что при установлении на подконтрольных территориях (при этом относиться к Новгородской и Псковской земле как к «подконтрольной» допустимо лишь в том смысле, что, не подпадая под систему прямого управления, они тем не менее входили в круг зависимых с фискально-податной точки зрения волостей) отношений даннического характера ордынцами использовалась практика прямого налогообложения, базовыми элементами которого выступали отдельный индивид6 и его имущественное положение. Причем под «отдельным индивидом» в данном случае следует понимать не конкретного новгородца (точно так же, как, например, жителя Владимира-на-Клязьме, Мурома, Костромы, Ярославля, Твери или Рязани) как такового, а его личное дворовое хозяйство (в том числе боярскую усадьбу-вотчину). Не-движимость, в отличие от человека, способного перемещаться, скрываясь от общинно-вечевых органов самоуправления, княжеской администрации или ордынских чиновников, — это именно тот объект налогообложения, который подлежал описи и внесению в соответствующий реестр7.
С учетом сказанного, трудно представить, что, пересчитав «меньших людей» («чернь») — в своей основной массе не отличавшихся чрезмерным материальным достатком, но определенно не нищенствовавших, — ордынские послы и чиновники регионально-тумен-ной администрации отказали себе в удовольствии «исчислить» наиболее платежеспособную сословно-корпоративную часть населения Новгородской земли — «житьих людей», купцов и, естественно, «лучших людей».
Более того, тот факт, что «поголовное исчисление» затронуло все слои новгородского общества (даже с учетом, имевшей место социальной стратификации и все более усиливавшейся имущественной дифференциации), является наглядной иллюстрацией «демократической» формы правления, сложившейся на северо-западе Русской земли.
Что мы имеем в виду, отчасти проигнорировав фискально-экономическую составляющую данничес-тва, придав ей в этом случае факультативное значение, и акцентируя внимание на характере властно-публичных отношений?
Еще дореволюционной историографией5 было установлено, что Великий Новгород представлял собой совокупность самоуправляющихся территориально-общинных союзов (в сравнительном плане это позволяет говорить о генетической близости двух видов полисной государственности — античной и древнерусской), в рамках которых каждая улица была самостоятельна, и составляла автономную соседскую общину, т.е. общность нескольких дворовых хозяйств. Каждый из домов-домохозяйств, независимо от того, кто в них проживал — «большие» или «меньшие» люди — был представлен своим главой на уличанском вече, избиравшем местных уличанских старост9.
Будучи административно разделенным на концы (два из которых располагались на правом берегу Волхова, три — на левом), крупнейший город-община Новгородской земли-волости непосредственно управлялся помимо приглашаемого князя и избираемых на общегородском вече посадников, воевод-тысяцких и епископа пятью кончанскими вечевыми собраниями и кончанскими старостами-сотскими, занимавшими свои посты не посредством княжеского назначения, но должность, а путем их избрания посадским населением, участвовавшим в работе кончанско-гс представительного органа местного самоуправления. Таким образом, Новгородское вече состояло не из каких-то мифических «трехсот золотых поясов» или 400-500 новгородских бояр-землевладельцев (и в соответствии с этим носило узко-сословный, корпоративный характер), как констатируется некоторыми исследователями, а из самоуправляющихся кончанских и уличанских территориально-общинных союзов, представляя собой органическое социально-политическое целое10.
Впрочем, отметим, что местные земские бояре территориально не отделяли себя от той территори-
альной общины, составной частью которой являлось их домохозяйство.
В работе не так часто собиравшегося общегородского вечевого собрания, которому, помимо учредительной, принадлежала вся полнота верховной представительной, законодательной и судебной власти, по желанию принимали участие все свободные горожане-общинники и жители близко расположенных от «старшего» города волостей, «пригородов» и сельских вервей-погостов. Верховным правителем являлся не кто иной, как народ, населявший город-государе-тво (общину-государство). Иначе говоря», все свободные новгородцы (а не какие-то «триста золотых поясов» из средневековой немецкой хроники, на которую ссылаются некоторые авторы) были носителями, если использовать современную терминологию, с одной стороны, государственной публичной власти, с другой — муниципальной публичной власти, в чем выражалась уникальность древнерусской полисно-вече-вой демократии.
Более того, одна из характерных особенностей народовластия русских городов-государств (понять которую не в состоянии те, кто видит в наших предках лишь «нищих» и «убогих») проявлялась как раз в том, что наличие богатства и материальное благополучие автоматически не гарантировали «права вечевого голоса» их обладателям. Действовало правило, в соответствии с которым право на участие в голосовании принадлежало лишь и непосредственно тому, кто состоял членом посадско-городской самоуправляющейся общины-politeias, т.е. только домохозяевам, которыми могли быть как мужчины, так и женщины1,2. По этому поводу в Новгороде говорили: «Иной богат, да не член веча, другой беден, да член его!» Поэтому не исключено, что в первую очередь были «исчислены» именно те, кто с формально-юридической точки зрения являлся новгородским «вечником» и обладал всей совокупностью социально-экономических и политических прав, непосредственно вытекавших из статуса подобного рода13.
Говоря о фискально-податной системе, действовавшей на Руси в течение многих десятков лет, довольно непросто представить, чтобы скотоводы-кочевники, в свое время многое в военном деле и практике публичного управления заимствовавшие у китайцев, привнесли извне что-то принципиально новое (приспосабливать под свои нужды всегда значительно проще, чем что-либо создавать «с чистого листа»), введя на подконтрольных территориях какое-то новшество, до сих пор не известное. «Мы не знаем, — признает Б.Д. Греков, — как именно производились переписи в целях собирания дани до татар, но мы имеем совершенно точные факты о взимании дани и единицах обложения («рало», «плуг», «соха»). Этими уже готовыми единицами обложения и воспользовались татары»1.
Разделяя подобную точку зрения, вместе с тем нельзя не согласиться с выводами одного из крупнейших дореволюционных историков государства и права — И.Д. Беляева, рассматривавшим сложившуюся со временем данническо-податную систему в контексте ее смешанного («гибридного») характера. «Разные виды даней, платимых русскими в Орду, можно разделить: 1) на дани, введенные татарами, и 2) на дани, еще до татар бывшие в употреблении на Руси. К первому разряду податей принадлежит: 1) царева пошлина или дань, потом особая пошлина царице, далее особые пошлины ордынским князьям, послам и всем гонцам, посылаемым ханом в Россию. К монгольским же пошлинам должно причислить: во 2) запрос, то есть надбавка дани по новому ханскому приказанию; в 3) ям — подать, платимая на содержание татарских почт…; в 4) тамга — пошлина, собираемая на торгу от покупки и продажи товаров; в 5) заказ — временное требование ханом каких-либо произведений земли, или промыслов; в 6) кормы ханских послов и коней, становое, въездное и мимоходное; в 7) поминки, то есть подарки ханам, его женам и придворным, посылаемые в знак подданства — чисто китайский обычай. К татарской дани принадлежат, наконец, в 8) работы и службы по приказанию хана или ордынских князей. Второй разряд податей составляли сборы, заимствованные от русских»2.
Для того чтобы показать, в чем же конкретно нашли сзое непосредственное отражение специфические черты введенной на Руси «монгольской системы налогообложения», рассмотрим ее в сравнительном плане, взяв в качестве иллюстративной основы те группы и виды доходов, которые были хорошо известны древнерусским памятникам домонгольского периода.
Анализ источников, прежде всего «Русской Правды» и княжеских грамот, позволяет выделить три ос-
новные группы, условно говоря, «бюджетно-финансовых» поступлений: 1) судебные; 2) торговые и 3) податные3.
К доходам податного характера относились: а) дань; б) полюдье; в) истужница; г) урок, или оброк; д) почетье; е) вено и ж) повоз.
Как и функции, связанные с охраной соответствующей земли-волости, полномочия по осуществлению княжеских «налогово-финансовых» прерогатив первоначально были ограничены исключительно сбором дани с подвластных или подконтрольных территорий и племен, причем крайне трудно дифференцировать действия князя-правителя, связанные с его личными имущественными преференциями, и публичными (государственными) хозяйственно-экономическими интересами той или иной земли-волости: «И ус-тави (Олег) дани словеном, кривичам и мери; и устави варягом дань даяти от Новгорода гривен 300 на лето», — повествует об этом летописец4.
Если использовать современную терминологию, дань представляла собой некую архаичную форму прямого протоналогового бремени, исторически сложившуюся как имущественное выражение отношений победителя и побежденного: «Рекоша козаре (полянам): платите нам дань»; «Поча Олег воевати дрезля-не и, примучив… имаше на них дань». Подобнся форма древнего «налогообложения» была в основном распространена в период «собирания племен и народов» IX—XI вв. и носила фактически непостоянный, временный, военно-принудительный (если не контрольно-карательный?!) характер. Позднее свое первоначальное значение, как чисто военной операции, сбор дани продолжал иметь место исключительно с иноземных территорий, заселенных неславянскими племенами, в частности в 1 1 93 г. «идоша из Новгорода в Югру ратью».
На протяжении длительного периода истории русских славян данничёство олицетворяло собой форму племенной и этнической зависимости (или, наоборот, господства), поэтому свободно укладывалось в рамки архаики патриархальных, родоплеменных отношений. По языческим верованиям, взять вещь или имущество, принадлежавшую другому лицу, означало тем самым получить власть над этим человеком. Исходя из указанного критерия, «дань могла быть и необременительной, но политическое положение данников от этого не менялось — оно все равно приравнивалось к рабскому состоянию». «По сути, —- подчеркивает С.Э. Цветков, — дань была формой собственности над племенным коллективом, но отнюдь не над его территорией и угодьями, которые оставались в полном распоряжении обложенных данью племен»5.
В этот период повсеместным способом взимания дани было полюдье — периодический объезд
правителем (со временем — специальным воеводой-«даныдиком», назначавшимся князем: «в то же время приключися прити от Святослава дань емлющи Яневи») во главе дружины в конце осени, после сбора урожая, в форме регулярного военного похода, присоединенных ранее территорий. Так, например, в 945 г. Игорь Старый «иде в Дерева в дань… и наси-ляще им мужи его», собрав причитавшееся Киеву, говорит дружине: «Идете вы с данью домови, а яз въз-вращюся и похожю еще»6.
Несмотря на то что обычай княжеского полюдья сохраняется и в XII — начале XIII в. (к примеру, летописный автор упоминает, что в 1 1 90 г. «великому князю сущу в Ростове в полюдьи»), существенным образом меняется само институциональное содержание этой акции, так как князь направляется в соответствующий город-общину или волость осуществлять уже исключительно судебные функции, получая, естественно, при этом какие-то подарки и подношения, со временем приобретшие статус как бы обязательных и постоянных источников княжеского дохода — полюдье даровь-ное и погородье. Собственно в полюдье, как ежегодный поход по принудительному сбору причитавшихся податей (о котором упоминает Константин Багрянородный), князь уже не выезжает, так как дань из пригородов доставляется в «старший» волостной город наместниками-посадниками, а в пригороды направлялась непосредственно общинным населением подвластной или подконтрольной территории через выборных представителей местного самоуправления: «на Копысе полюдья 4 гривны», — определено, например, в грамоте князя Ростислава.
С этой целью система полюдья длительное время дополнялась так называемым повозом — предварительным, сбором дани в специально установленных для этого населенных пунктах (которыми чаще всего являлись все те же княжеские крепости-погосты, строившиеся для осуществления функций военно-оборонительного, административно-управленческого и фискально-податного характера), с его последующей доставкой по назначению: «устави по Мьсте, повосты и дани, по Лузе оброки и дани; и ло-вища ее суть по всей земле, — записал средневековый автор-компилятор о процессе упорядочения системы управления, осуществленном княгиней Ольгой, — знаменья, места и повосты, и сани ее стоят в Плескове и до сего дне, и по Днепру перевесища и по Десне»7.
Трансформировавшись в подать внутригосударственного и постоянного характера, дань получает не только новое содержание, но и название — урок («оброк»), или уклад. Подобная эволюция наглядно иллюстрируется, например, взаимоотношениями древлян и княгини Ольги: в течение всего периода завоевания они облагаются данью (устойчивые размерь1 которой, к сожалению, неизвестны), однако сразу же после присоединения Древлянской земли к Киеву и Полянской не устанавливаются «уставы и уроки». Кроме этого, книжник-компилятор отмечает, что новгородские посадники ежегодно выплачивали Киеву «уроки» е 2000 гривен. Вместе с тем «такое употребление терминов непостоянно выдерживается и в древнейшее время: Ольга в Новгороде установила погосты, дани и оброки. Олег заповедал грекам давать «уклады» на
русские города. Впоследствии… термин «дань» окончательно утвердился за внутренней податью»8.
Необходимо подчеркнуть, что урок (или оброк) представлял собой не только один из древнейших видов платежей (об оброках летописи говорят применительно ко времени правления княгини Ольги, установившей «оброки и дани по Луге»), но и фискальный институт, наиболее часто встречающийся в источниках домонгольского периода. Скорее всего, термином «урок» («оброк») обозначались все виды общественных работ-«служб» и податей, в случае возможной замены отправления соответствующей повинности или службы в «натуральной форме» каким-то денежным либо иным имущественным эквивалентом, со строго и заранее фиксированной суммой выплаты. Территориальным общинам при этом предоставлялось право самим определять, в какой — денежной или натуральной — форме осуществить исполнение. Кроме того, оброком традиционно назывались подати, собираемые с различных промыслов, в частности — рыбных, солеварных, бортных ухожа-ев, бобровых гонов (и вообще с отлова зверей, прежде всего пушных). «А у Торопци урока 40 гривен и 15 лисиц и 1 0 черных кун, невод, бредник, трои сани рыбы, две скатерти, три убрусы, берковеск меду», —
встречается упоминание об оброке с рыбной и пушной ловли, сбора меда в уже цитировавшейся грамоте князя Ростислава1.
Характерно, что податями облагалось не все местное население соответствующей земли—волости, а лишь тяглые дворы-домохозяйства погостов (вервей), так как с бобылей — истужников собирался особый сбор «по силе, кто что мога». Города и их посадские общины были освобождены от уплаты какой-либо дани, с них взималось лишь так называемое погородье («урок» и «почетье»)2. Непосредственными объектами «налогообложения» традиционно являлись дым (двор) и рало (плуг, соха). Однако нельзя не отметить, что, в сущности, это было одно и то же, т.е. оба несли в себе синонимично-тождественные понятия — земельный надел, обрабатываемый одним двором-домохозяйством или владельцем дома («соха» в данном, случае не представляла собой орудие сельскохозяйственного труда, используемое для получения «прибавочного продукта», а олицетворяла соответствующий возделанный участок земли).
В течение всего «киевского» периода Древняя Русь не знала поголовной, или подушной, подати». Видимо, речь должна идти об отдельной семейной
общине (независимо от количества родственников и сзойственников в ее составе), ассоциировавшей собой соотношение частноправовых и общественно-публичных имущественных отношений’1.
Причем взаимоотношения двух системообразующих элементов публичной власти — князя и самоуправляющейся вечевой общины — выражались в том, что «централистская» роль государства (земли-города) и княжеской администрации состояла в определении вида и размера налога-подати и распределении его по соответствующим волостям и погостам (вервям). Конкретную же «разверстку» по дымам или сохам и детализацию процесса выплат через сзоих старост и сотских — осуществляло семо «децентрализованное» волостное или сельское общинное население («по животом и промыслам») в рамках реализации принципов традиционного местного самоуправления. Например, в уставных грамотах ряда удельных князей (новгородского Станислава, смоленского Ростислава и др.) мы находим, что для установления церковной десятины предписывалось, в частности, по Смоленской земле собрать 3053 гривны, при этом размер прямого обложения погостов, в зависимости от уровня благосостояния их жителей, варьировался от двухсот до двух гривен: «В Торопчи дани 400 гривен, а епископу с того взяти 40 гривен, а в Жижци дани 130 гривен, а с того епископу взяти 1 3 гривен, а в Каспеси 100 гривен, а из того епископу взяти 10 гривен». Кроме этого, имел место и особый вид косвенного налога, исчислявшегося в предварительном порядке, — передмер.
Такой способ взимания податей, как истужницы, встречается в письменных источниках крайне редко. В частности, читаем в грамоте князя Ростислава: «У Вержавленех у 9 великих погост дани 800 гривен, а предмера сто гривен; а на истужницех 100 гривен». Мы видим, что истужницы представляли собой архс-ичную форму платежей, фиксированный размер которых определялся заранее. Однако это практически все, что известно о ней, так как ни размеров, ни объектов обложения, ни тех, кто непосредственно облагался, ни в чем выплачивалась — русские средневековые памятники ничего не говорят.
Все жители соответствующей земли-волости, вступсвшие в брак, были обязаны вносить в княжескую казну специальную «венчальную» пошлину — вено (в более поздние периоды она так и называлась — «венечная пошлина»): «отдати Буице св. Георгеви с данию и с вирами и с продажами и вено зотьское», — зафиксировано в грамоте великого князя Мстислава, дарованной одному из новгородских монастырей (Юрьеву). Состояла из двух самостоятельных долевых взносов — выводной куницы (вносился непосредственно невестой) и новоженного убруса (доли, закрепленной за женихом). При этом размер пошлины напрямую зависел, если использовать современную терминологию, от ценза оседлости каждого из вступающего в брак5. В ситуации, когда жених и невеста были из разных волостей, венечная пошлина возрастала вдвое; в том случае, если они проживали не только в разных волостях, но и уездах, плата увеличивалась еще в два раза.
Одним из основных источников личных «финансовых средств» князя и общественно-публичых поступлений Древнерусского государства служили многочисленные уголовные штрафы и судебные пошлины. К доходам судебного характера относились: а) виры и полувиры, б) продажи, в) судебные уроки, г) пересуд, д) ротные уроки и е) железное.
Вира представляла собой платеж, шедший в княжескую казну, и взыскивавшийся за убийство человека, реже — за нанесение особо тяжких телесных повреждений [полувираУ.
Выплачивалась либо лицом, совершившим преступление (в том случае, если убийство было сопряжено с разбойными действиями, или же в ситуации, когда преступник не являлся вкладчиком так называ-
емой дикой, или повальной, виры), либо соответствующей территориальной общиной в виде «дикой виры» (в том случае, если лицо, совершившее столь тяжкое преступление, было неизвестно или при совершении указанного деяния, так сказать, на людях — во время ссоры, драки2 или в публичном месте, например, во время застолья). Размер платежа носил вариативный характер, в основе которого лежали «социальный» критерий и степень общественной опасности. Так, в Русской Правде встречается весьма существенная «стоимостная» дифференциация, связанная с оценкой того, чья жизнь была подвергнута смертельной опасности. «Если свободный человек убьет свободного, — читаем в Пространной редакции, — то мстит за убитого брат, или отец, или сын, или племянник от брата или сестры. Если же некому будет мстить, то взыскивать за убитого 80 гривен, когда это будет
княжой муж (боярин) или княжой тиун (приказчик). Если же убитый будет русин, или княжой воин (гридь), или купец, или боярский тиун (приказчик), или мечник, или церковный человек, или Словении, то взыскивать за убитого 40 гривен»3.
Как правило, не существовало механизма исчисления судебных пошлин в предварительном порядке — «что ее сойдет», — тем не менее известны случаи, когда жители городов, погостов и даже целых волостей откупались от уплаты вир и продаж общим ежегодным взносом, правда, последнее допускалось в исключительных случаях. При этом в Русской Правде закреплялась норма, в соответствии с которой, если кто-то «не вкладывался в платеж дикой виры за других, тому община не помогает в уплате виры за него самого, и он сам ее платит»4.
Продажей назывался штраф в пользу князя, установленный за нанесение личного оскорбления или нарушения прав собственности. Выплачивался по-разному: либо самим виновным, либо самоуправляющейся общиной. Размер определялся с учетом характера преступления. «Если кто ударит мечом, не обнажив его, или рукоятью меча, то платит 12 гривен продажи (штраф в пользу князя) за обиду… Если кто отрубит у кого палец, платит 3 гривны продажи (штрафа в пользу князя), а раненому — гривну кун… За воровство же чего-нибудь из клети платить вору 3 гривны продажи (штрафа в пользу князя)… Если скот, овцы ли, козы ли или свиньи были украдены на поле, платить 60 кун продажи»5.
Судебные уроки представляли собой пошлину, взимавшуюся с участников гражданского или уголовного процесса (причем «судебные издержки» оплачивала сторона, выигравшая дело; «кому присудят» — в терминологии Пространной редакции). «А вот урочные пошлины судебные. А вот обычные пошлины судебные: от присуждения к платежу виры судье — 9 кун, помощнику (метельнику) — 9 векош; с дела о бортной земле 30 кун, а во всех прочих тяжбах с того, кому присудят, судье брать по 4 куны, а помощнику (метельнику) — по 6 векош… А вот урочные пошлины за принесение на суде присяги. А вот обычные пошлины с дел, присягою решаемых: от дел по обвинению в убийстве — 30 кун; с тяжбы в бортной и пахотной земле — 27 кун; от дел об освобождении из холопства — 9 кун»6.
Под пересудом, по всей видимости, понимался особый вид судебной пошлины, взимавшейся в случае повторного рассмотрения (так называемой вторичной тяжбы) одного и того же иска в рамках нового судебного процесса.
Лицо, осуществлявшее продажу (покупку) недвижимого имущества или холопов (в терминологии арабских источников — «рабов», в терминологии первых Dvccr.o-византийских договоров и летописных сводов — «челяди»)7, в присутствии судьи и свидетелей брало на себя обязательство («роту») строго соблюдать условия договора, непосредственно связанные с ценой будущей сделки. В этом случае с продавца взимался так называемый ротный урок, размер которого корреспондировал сумме, полученной им в результате продажи недвижимости или человека. «А се уроки ротнии: от головы (при покупке холопа. — В.Е.) 30 кун,
а от бортной земли 30 кун без трех, также и от ролей-ной земли, а от свободы (холопа) 9 кун»8.
В зависимости от того, кем с формально-юридической точки зрения считался, приглашавшийся на суд в качестве свидетеля лично свободным или зависимым (в том числе холопом), любая из сторон была вправе потребовать от суда принесения клятвы — «испытания железом» — на раскаленном металлическом предмете. Иными словами, железное— представляло собой вид судебной пошлины, взимаемой в пользу князя, с использованием сторонами «особых средств», позволяющих им доказывать свою правоту, опираясь на свидетельские показания тех лиц, которые действующим законодательством ограничивались в правах. «Если же случится быть свидетелем холопу, — читаем в Пространной редакции, — то он не может выступать в суде. Но истец, если хочет, может воспользоваться, свидетельством раба, сказав ответчику: «…зову тебя в суд со слов холопа, но от своего собственного лица, а не от холопского», может требовать от ответчика, чтоб оправдался испытанием железом. Если последний окажется виновным, то истец берет на нем свой иск; если же явится невиновным, то истцу платить зс муку гривну, так как вызвал его на испытание железом! по холопьим речам. Пошлины при испытании железом, платить 40 кун, мечнику 5 кун, княжескому отроку — полгривны: то — урочная высота пошлины, взимаемой при вызовах на испытание железом»9.
К доходам торгового характера относились следующие виды пошлин: гостиное, торговое, мыт («мыть»), пеоевоз, весчая, предмер, корчмиты, пись, пятно. Пошлины устанавливались чаще всего не в форме прямого «налогообложения», а с целью косвенного покрытия публичных расходов, связанных с развитием торговли, городского хозяйства и общественного быта, строительством, благоустройством «старших» волостных общин-городов и «пригородов», о чем свидетельствуют, например, церковные Уставы Владимира и Всеволода и договор смоленского князя Мстислава 1229 г. с немцами.
Гостиное — представляло собой пошлину, взимаемую с купцов («гостей»), прибывших в соответствующую древнерусскую волость из других земель или общин-городов, за складирование и хранение «гостиного товара» в помещениях — подворьях, амбарах, лабазах и пр., специально предназначенных для этого и занимаемых купцами и торговцами на условиях временной аренды. Дифференцировалась на целый ряд вполне самостоятельных платежей — «подворного», «амбарного», «свального» и «привязного».
Согласно традициям и обычаям, торгового оборота, все без исключения «гости» — купцы, прибывавшие в тот или иной торгово-ремесленный центр индивидуально либо в составе караване, должны были останавливаться на постой в пределах территории гостиного двора10, за что и выплачивали подворные или поворотные. При складировании товаров, доставленных на отдельных судах, возах или подводах, взимались свальные. Наконец, особая пошлина — привязное — собиралась с судов, причаливаемых в торговой пристани (причем для каждой гостиной сотни предназначался свой собственный размер платежа). «Когда гости входили в гостиную пристань, то всякое судно, —
фиксируется, например, в одном из договоров новгородцев с Ганзой, — нагруженное товарами, платило пошлины гривну кун».
Торговое — вид сбора, поступавшего частично в доход самоуправляющейся посадско-горсдской общины, частично в ксзну князя (на содержание его двора и дружины) при реализации договора купли-продажи. Традиционно указанную пошлину выплачивали как местные купцы, так и приезжие «гости». Средневековые памятники, в том числе Русская Правда, не сохранили для нас, кто конкретно — продавец или покупатель — и в каких процентных ставках от стоимости товара осуществлял платеж (скорее всего, им был покупатель, но не факт?!). Известно лишь, что функции по сбору сразу нескольких видов торговых пошлин непосредственно выполнял «мытник» (при этом наряду с таможенными полномочиями он ведал и чисто фискальными), упоминания о котором встречаются в древнейших писаных актах. «Кто купит на рынке что-нибудь краденое: коня, одежду или скотину, тот должен представить в качестве свидетелей двух свободных людей или торговых пошлин сборщика (мытника)»».
Л/1ыт(«мыть») представлял собой особый вид пошлины, собиравшейся за право проезда и провоза товаров через так называемые мытные заставы, преимущественно располагавшиеся неподалеку от переправ, перевозов, речных бродов или мостов. При заставах и въезде в древнерусские общины-города и селения, на территории которых разрешалось вести торговлю, располагались специальные «мытные избы» в составе мытника и его помощников. Мытная пошлина выплачивалась не только с любого вида товара и средства передвижения (судна, воза, телеги, лодки), но и с каждого, кто сопровождал обоз или караван (именовалась «косткой» или «поголовщиной»). Размер сбора носил вариативный характер. Так, раскладка пошлины, взимавшейся с торговых судов, определялась, исходя из величины, если говорить современным языком — водоизмещения судна (в качестве единицы обложения использовалось количество досок днища и их слой). Кроме того, местные купцы находились в более привилегированном положении по сравнению с приезжими, так как иноземные «гости» платили максимальную из предусмотренных мытных ставок.
За предоставление плавучих средств или оказание услуг, связанных с транспортировкой грузов и товаров (обозов, отдельных подвод, лошадей, иного тяглого скота) через реки, водоемы и волоки, была установлена особая плата — перевоз. Взималась и князьями, и городскими общинами, и даже частными землевладельцами, поэтому источники не содержат каких-либо твердых и единообразных расценок. Более того, известны случаи, когда этот вид пошлины отдавался княжеской либо городской администрацией «на откуп» или «на оброк» местным (волостным, сельским) самоуправляющимся территориальным общинам, в пределах которых располагался соответствующий перевоз. Чаще всего — носил сезонный характер, действовал вплоть до того зремени, как реки и озера покрывались твердым льдом (в терминологии ряда древнерусских источников — «от полой воды до тех мест, как реки станут»).
Вес’А мера (или «весчее») взимались не рынках при взвешивании и измерении товаров, предназначенных для продажи. (В этой связи примечательно отношение раннего русского государства к данной сфере общественных отношений: если с введением христианства их осуществление было поручено церкви, то позднее государство вернуло себе названное монопольное право). Процедура осуществлялась под руководством специального «весчего старосты», избиравшегося из числа наиболее уважаемых и авторитетных граждан, как правило, торгово-купеческого сословия («пошлых купцов»). Тек, в грамоте новгородского князя Всеволода, выданной церкви Иоанна Предтечи на Опоках, говорилось: «А весити им в притворе Св. Ивана, где дано ту его и держати; а весити старостам Иванским двема купцем пошлым, добрым людем, и не пошлым купцем старощенья не держати, ни весу им не весити Иванского».
В другой грамоте этого же князя «О церковных судьях и мерилах торговых», предоставлявшей право новгородскому епископу осуществлять надзорные функции за организацией указанной операции, предписывалось: «Торговые все весы, мерила и скалвы во-щаныя и пуд ладовой и гривенка рублевая и всякая из-весь, иже на торгу промеж людьми, епископу блюсти без пакости не умаливати, ни умноживати, а на всякий год извешивати; а искривится, а кому приказано, и того казнити близко смерти, а живот его на-трое: треть живота Св. Софии, а другая треть Свят. Ивану, третья треть соцким и Новгороду».
Размер весчей пошлины — «почем с капи, пуда, берковца и гривенки и за какой товар», как правило, устанавливался в особых грамотах; стороной, выплачивавшей ее, всегда являлся покупатель, причем действовали дифференцированные ставки в отношении местных и иногородних купцов-«гостей», облагавшихся более высоким процентом. В частности, в той же грамоте князя Всеволода, выданной церкви Иоанна Предтечи на Опоках, это закреплялось следующим образом: «А у гостя им имати у Низовского от дзу бер-ковска вощаных полгривне серебра, да гривенка перцу, у Полоцкаго и у Смоленского по две гривны кун от берковска вощанаго, у Новоторженина полторы гривны кун от берковска вощанаго, у Новодворца шесть мордок от берковска вощанаго»12.
Предмер (в некоторых региональных памятниках — «пемерное») представлял собой торговую пошлину, взимаемую при осуществлении операций с сыпучими товарами (номенклатура которых была достаточно широкой, начиная с пшеницы, ячменя, гречихи и ржи, заканчивая горохом и лесными орехами). С этой целью в местах оптовой и розничной торговли имелись специальные емкости — кади (одна кадь равнялась примерно шести четверикам), оковы, коробья, четверти, осмины, — служившие для определения соответствующих единообразных «весовых стандартов», действующих в пределах конкретного города-государства, его «пригородов», волостей и погостов.
Исторически пятном на Руси называлось клеймение лошадей и прочего домашнего скота при их купле-продаже, от которого со временем произошло наименование самой пошлины («пятно») и особых ?должностных лиц («пятенщиков»), осуществлявших ее
сбор. «А за княжеского коня с пятном взыскивается 3 гривны, й за коня смерда 2 гривны; за кобылу платить 60 резан, — читаем в Пространной редакции, — за вола гривну, за корову 40 резан, за трехлетку 15 кун, за годовалую скотину полгривны, за теленка 5 резан, за ягненка и барана по ногате»13. Данный вид пошлины взимался с обеих сторон, участвующих в договоре купли-продажи. Характерно, что сделка — как продажа, так и покупка — могла быть осуществлена лишь при наличии соответствующего клейма-пятна, проставляемого пятенщиком или мытником, и ее регистрации в особом реестре (с указанием имен продавца и покупателя, возраста и масти лошади, иных сведений, относящихся к договору). Имущественно-правовые коллизии, связанные с этой разновидностью торговых пошлин, рассматривались в церковных судах (например, в так называемой «Всеволодовой грамоте о церковных судах» пятно с русских лошадей было отнесено к юрисдикции сторожа новгородской церкви Иоанна Предтечи на Опоках).
Примеры, иллюстрирующие организацию «податного дела» в домонгольской Руси, безусловно, можно продолжить. Однако объем информации как таковой мало что дает с оценочной точки зрения, так как и без того картина вырисовывается в основном адекватная. Перед нами вполне сложившаяся и сравнительно отлаженная система фискально-налоговых отношений (где собственно азиатско-тюркское например, тамга или ям, просматривается не более чем незначительным вкраплением в общей массе публично-государственных и прочих «бюджетных» поступлений), действовавшая втех либо иных формах в рамках Киевско-Новгородской Руси и охватывавшая лично свободное посадско-городское и сельское население земель-волостей.
Исходя из того очевидного факта, что под перепись — «исчисление» подпали представители большинства страт-сословий (за исключением, видимо, княжеских семейно-родовых кланов и Русской православной церкви), принципиальным ордынским «нововведением» следует рассматривать уравнительный, с точки зрения субъектов-плательщиков, характер налогообложения, так как была ликвидирована ранее имевшая место дифференциация «податного статуса» членов городских и сельских общин.
«Десятину» (применительно к исследуемым отношениям) сложно считать привнесенным институтом, тем более уйгуро-монгольским, так как упоминания о ней нередко встречаются в памятниках «киевского» периода. Подобный вид протоналогового сбора стал известен на Руси, начиная с периода раннего христианства и действия первых, заимствованных греко-византийских канонических памятников.
Что касается таких форм специальных платежей, как «копчур» (налог на скот), «калан» (своего рода земельный налог) и «албан» (о которых в источниках имеется крайне скудная и противоречивая информация, применительно к другим регионам-улусам «кочевой» империи, прежде всего Китаю и Персии), то о них северорусские и южнорусские летописи, впрочем, ток же как ярлыки и немногочисленные тарханные грамоты, практически ничего конкретного не говорят. Из чего, судя по всему, мы вправе заключить, что ни один из них по причине скотоводческо-кочевой направленности в пределах подконтрольных или находящихся в договорно-даннических отношениях с Золотой Ордой русских земель-волостей (даже в сельской местности) введен не был.