Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ — МОРАТОРИЙ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ статья из журнала

Март9

ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ — МОРАТОРИЙ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ

Как справедливо обратил внимание В.А. Химичев, мо­раторий в процедуре внешне­го управления охарактеризо­ван как правовой режим. При этом основные элементы дан­ного института правовой сис­темы содержатся не только в нормах, регулирующих внеш­нее управление, но и в нормах, касающихся других процедур банкротства. В связи с этим необходимо различать мора­торий (как правовой режим) в узком значении термина — применительно к внешнему управлению и в широком — относительно всех процедур банкротства.

По смыслу ст. 95 Закона о банкротстве в течение срока действия моратория на удовле­творение требований кредито­ров по денежным обязательст­вам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения ко­торых наступил до введения внешнего управления, приос­танавливается исполнение ис­полнительных документов поимущественным взыскани­ям, иных документов, взыска­ние по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение, за исключением случаев, указанных в законе; не начисляются неустойки (пе­ни, штрафы) и иные финансо­вые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполне­ние денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением случаев, указан­ных в законе.

Подобное ограничение прав кредиторов существовало еще в Законе РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоя­тельности (банкротстве) предприятий». Однако данный за­кон не раскрывал понятия моратория, не указывал обя­зательства, на которые мора­торий распространяется и на которые не распространяет­ся. В связи с этим в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 ап­реля 1995 г. № С1-7/ОП-237 разъяснялось, что действие моратория на удовлетворе­ние требований кредиторов к должнику не распространяет­ся на обязательства должни­ка, возникшие после введения внешнего управления. Вме­сте с тем в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 7 августа 1997 г. № 20 «Об­зор практики применения ар­битражными судами законо­дательства о несостоятельно­сти (банкротстве)» содержа­лось разъяснение о том, что мораторий распространяется на требования, которые учи­тываются для определения признаков банкротства, и, со­ответственно, мораторий не распространяется на требова­ния кредиторов первой и вто­рой очередей.

Федеральный закон «О не­состоятельности (банкротст­ве)» (1998 г.) четко определил, что мораторий на удовлетво­рение требований кредито­ров распространяется на де­нежные обязательства и обя­зательные платежи, сроки ис­полнения которых наступили до введения внешнего управ­ления (п. 1 ст. 70).

Та же концепция воспри­нята и в Законе о банкротстве: под мораторий не подпадают требования, срок исполнения ко­торых наступил после введения внешнего управления (п. 1 ст. 95). Иными словами, под мораторий не должны подпадать требова­ния кредиторов, являющиеся текущими. Текущие требования должны удовлетворяться по ме­ре наступления срока их испол­нения и не должны вноситься в реестр. Поскольку текущие кре­диторы оказываются достаточно уязвимой категорией, они имеют право настаивать на немедленном исполнении своих требований.

По существу, под мораторий подпадают денежные требова­ния конкурсных кредиторов. Для удовлетворения своих тре­бований конкурсными кредито­рами было инициировано внеш­нее управление. Мораторий на­поминает другой правовой ин­ститут — отсрочку исполнения обязательства, с той разницей, что срок исполнения уже насту­пил и отсрочка касается принудительного взыскания.

Как упоминалось выше, п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве гово­рит о том, что мораторий прояв­ляется в приостановлении дей­ствия исполнительных докумен­тов по имущественным взыскани­ям, иных документов, взыскание по которым производится в бес­спорном порядке. Однако в дан­ном положении предусмотрен ряд исключений: допускается ис­полнение исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолжен­ности по заработной плате; о вы­плате вознаграждений по автор­ским договорам; об истребовании имущества из чужого незаконно­го владения; о возмещении вре­да, причиненного жизни или здо­ровью; о возмещении морально­го вреда; о взыскании задолжен­ности по текущим платежам. В части не начисления неустой­ки (штрафы, пени) и иных финан­совых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и ося­зательных платежей также пре­дусмотрены исключения, касаю­щиеся денежных обязательств и обязательных платежей, возник­ших после принятия заявления о признании должника банкротом, а также подлежащие уплате по ним неустойки (штрафы, пени).

Размер неустойки, предусмот­ренный по денежным обязатель­ствам, подпадающим под дейст­вие моратория, заменяется на другой, который рассчитывает­ся исходя из ставки рефинан­сирования Центрального банка РФ. Внешнее управление изме­няет размер дополнительно взы­скиваемых с должника сумм в ви­де неустойки.

Моментом прекращения начис­ления процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ является:

— при переходе к расчетам с кре­диторами по окончании внешне­го управления — дата вынесения судом определения о начале рас­четов по требованиям кредиторов каждой очереди (ст. 122 Закона о банкротстве);

— при удовлетворении требова­ния кредитора должником либо третьим лицом — дата удовле­творения конкретного требования (ст. 113 Закона о банкротстве);

— при переходе от внешнего управления к конкурсному про­изводству — дата принятия су­дом решения о признании долж­ника несостоятельным (ст. 126 Закона о банкротстве).

По Закону о банкротстве, ука­занные финансовые санкции по­сле завершения внешнего управ­ления не могут быть взыска­ны. Поскольку мораторий — это именно приостановление исполнения должником денежных обя­зательств и обязательных плате­жей, то полное и безусловное пре­кращение обязанностей по уплате этих санкций, по сути, моратори­ем не является. По мнению неко­торых исследователей, отмена финансовых санкций по просроченным обязательствам должна рассматриваться как самостоя­тельное право должника в пери­од внешнего управления.

Таким образом, мораторий предполагает не только исклю­чение возможности принуди­тельного взыскания денежных обязательств, срок исполнения по которым наступил, но и при­остановление всех начатых процедур принудительного взыска­ния и добровольного исполне­ния. Перечень требований, по которым не приостанавливается взыскание, установленный в п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве, явля­ется исчерпывающим.

По мнению ВАС РФ, кредито­ры, у которых право требования долга вытекает из обязательств, возникших до введения морато­рия, имеют право в период про­ведения внешнего управления начислять предусмотренные договорами проценты за пользова­ние кредитом, а также санкции по обязательствам должника. Однако предъявление должнику указанных требований возмож­но только после окончания мо­ратория, т.е. после прекращения внешнего управления имущест­вом должника.

Впервые в Законе о банкротст­ве конкурсным кредиторам пре­доставлено право на заключение соглашения с внешним управ­ляющим, в котором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процен­тов или более короткий срок их начисления.

Стоит отметить, что мораторий не распространяется на следую­щие требования (п. 5 ст. 95 Зако­на о банкротстве):

— о взыскании задолженности по заработной плате;

— о выплате вознаграждений по авторским договорам;

— о возмещении вреда, причи­ненного жизни или здоровью;

— о возмещении морального вреда.

Требования, не подпадающие под мораторий, удовлетворяются по мере их поступления (для них устанавливается режим, иден­тичный режиму текущих тре­бований). Позиция ВАС РФ в от­ношении данных требований за­ключается в том, что их удовле­творение должно осуществляться с соблюдением очередности, ус­тановленной ст. 855 ГК РФ.

Кроме того, закрепляются еще несколько важных положений в отношении введения моратория: мораторий распространяется и на начисление неустойки (штра­фов, пени), на иные финансовые (экономические) санкции за неис­полнение или ненадлежащее ис­полнение денежных обязательств и обязательных платежей, а так­же проценты, подлежащие упла­те; вместо этого производится на­числение процентов в порядке и размерах, которые предусмотре­ны ст. 395 ГК РФ; мораторий распространяет­ся на требования кредиторов о возмещении убытков, связан­ных с отказом внешнего управляющего от исполнения догово­ров должника (п. 3 ст. 95 Закона о банкротстве).

Данный пункт установил ис­ключение из общей нормы, со­гласно которой мораторий не распространяется на денежные требования, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления, незави­симо от того, на какую дату воз­никли эти требования. Односто­ронний отказ от исполнения договорных обязательств, если он не предусмотрен самим догово­ром или законом, не допускается (ст. 310 ГК РФ). Если сторона по­вела себя таким образом, то по­добное поведение расценивается как неисполнение обязательства по вине недобросовестной сторо­ны, и, согласно ст. 393 ГК РФ, сто­рона обязана возместить убытки исправной стороне. Отказ от ис­полнения договора порождает у стороны по договору право тре­бовать возмещения убытков, как если бы срок исполнения обяза­тельства уже наступил. Внеш­ний управляющий отказывает­ся от исполнения договоров уже после введения внешнего управления и, по общему правилу (п. 1 ст. 95 Закона о банкротстве), обя­зан был бы возместить убытки, причиненные отказом от договор­ных обязательств, если бы дан­ный пункт не предписывал рас­пространение моратория на на­званные обязательства.

Согласно п. 2 ст. 159 Закона о банкротстве действие морато­рия на удовлетворение требо­ваний кредиторов прекращает­ся в случае утверждения миро­вого соглашения в ходе внешне­го управления.

Удовлетворяя заявление долж­ника, суд руководствовался сле­дующими положениями.

В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве внешнее управле­ние — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспо­собности. Согласно п. 1 ст. 94 За­кона о банкротстве с даты введе­ния внешнего управления вво­дится мораторий на удовлетво­рение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей. При этом в силу п. 1 ст. 95 Закона о банкротстве мораторий на удов­летворение требований кредито­ров распространяется на денеж­ные обязательства и обязатель­ные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Соглас­но п. 2 указанной статьи в тече­ние срока действия моратория на удовлетворение требований кре­диторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, предусмотренных п. 1 данной статьи: приостанавлива­ется исполнение исполнитель­ных документов по имуществен­ным взысканиям, иных докумен­тов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение, за исключением ис­полнения исполнительных доку­ментов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолжен­ности по заработанной плате, о выплате вознаграждений по ав­торским договорам, об истребова­нии имущества из чужого неза­конного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении мораль­ного вреда, а также о взыскании задолженности по текущим пла­тежам; не начисляются неустой­ки (штрафы, пени) и иные финан­совые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обяза­тельных платежей, за исключе­нием денежных обязательств и обязательных платежей, возник­ших после принятия заявления о признании должника банкротом, а также подлежащие уплате по ним неустойки (штрафы, пени).

В соответствии со ст. 5 Зако­на о банкротстве в целях настоя­щего Федерального закона под текущими платежами понима­ются денежные обязательства и обязательные платежи, возник­шие после принятия заявления о признании должника банкро­том, а также денежные обяза­тельства и обязательные плате­жи, срок исполнения которых на­ступил после введения соответст­вующей процедуры банкротства. При этом требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требо­ваний кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при про­ведении соответствующих про­цедур банкротства не признают­ся лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Вышеизложенное свидетель­ствует о том, что в зависимости от времени возникновения обя­зательств и их характера тре­бования по ним могут быть заявлены либо в деле о банкротстве должника, и тогда заявитель яв­ляется лицом, участвующим в де­ле о банкротстве, либо требова­ния заявляются в общеисковом порядке, и заявитель не являет­ся лицом, участвующим в деле о банкротстве.

Таким образом, в соответст­вии со ст. 38, 45, 109, 113 Налого­вого кодекса РФ, ст. 94. 95 Закона о банкротстве, п. 36 Постановления Пленума ВАС РФ № 51 от 28 февраля 2001 г. обязательст­ва должника по налогам и сборам. штрафным санкциям, пени за пе­риод с 1 января 2004 г. по 28 ян­варя 2004 г. возникли до завершения процедуры внешнего управ­ления, и они могут быть взысканы исключительно в порядке, уста­новленном Законом о банкротст­ве в рамках рассмотрения дела о банкротстве.

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что в резуль­тате установления моратория в течение внешнего управления предприятие может функциони­ровать, не выплачивая своих дол­гов, т.е. получая длительную отсрочку исполнения обязательств, что в целом направлено на защи­ту интересов должника.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция