Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

Первые кооперативы в России статья из журнала

Март9

 

         Еще в 1865 голу первые накопительно-сберегательные и кредитные кооперативы были зарегистрированы в Костромской области России, и почти в это же время в Риге был зарегистрирован потребительский кооператив. Но, однако, и ранее в различных областях Россииимели место другие виды кооперативной деятельности. Приблизительно в это же время довольно распространенной формой деятельности была, например, деятельность фондов взаимопомощи, именно из таких ассоциаций и развились в последствии потребительские кооперативы. Прародители кооперативов, в последствии получивших название ремесленных кооперативов и имевших широкое распространение в конце XIX века, именовали себя «артелями», которые по сути были организованные группы производителей, работающие по принципу кооператива.

         В 1861 году, когда в России была отменено крепостное право, сложилась ситуация способствующая развитию различных форм кооперации. Идеи кооперации быстро распространялись по Европе, а вести об успехах удачных кооперативных предприятий молниеносно доносились до жителей всех стран. Как и во многих других европейских странах, в России, на ранней стадии развития кооперации, с огромным энтузиазмом принималось благородство идеи развития более официальной и хорошо организованной структуры кооперативов. Кооперативы стали считаться эффективным инструментом проведения постепенных социальных и экономических реформ и явились достойной альтернативной структурой во времена назревающего социального конфликта. Экономико-сберегательные я кредитные кооперативы доказывали состоятельность своего существования, а местные власти всячески пытались оказать содействие их возникновению и развитию. В период с 1870 по 1887 год всего было учреждено около 422 подобных обществ.

         Многие ученые-теоретики того времени поощряли и содействовали идеям создания кооперативных предприятий. Одним из таких выдающихся деятелей был профессор Н. Балин, который, после посещения английского кооператива «Рошдэйл», издал книгу, где популяризировал идеи кооперации.

         В России первый съезд кооперативов состоялся в конце 80-х годов девятнадцатого столетья, где были сформированы кооперативные союзы различных регионов России. Постепенно был сформулирован и принят ряд законов для придания правовой нормы кооперативной структуре, а период значительного подъема кооперативного движения приходится на конец XIX — начало XX веков. К 1905 году в России уже регулярно издавались и расходились миллионными тиражами различные журналы, газеты и брошюры, отражающие ситуацию в кооперации.

         В 1898 году а Москве был создан Союз обществ потребительской кооперации, а в 1900 году в Санкт-Петербурге было образовано кооперативное общество по оптовой торговле. Позже были образованы такие общественные организации как Национальный Совет рабочих кооперативов и  Центросоюз потребительской кооперации.

         В России также были созданы кооперативы по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, но они не были похожи на жилищные кооперативы Западной Европы, так как у пайщиков кооперативов не было широкого выбора возможных преимуществ, который является характерной чертой для западных кооперативов.

         В 80-х годах этого столетья в России были созданы новые организации, которые могут по праву остаться истинными кооперативами, хотя термин «кооператив» часто неправильно использовался по отношению к другим подобным организациям. Такие «самозванцы» стали именовать себя производственными кооперативами, которые предположительно были созданы работниками конкретного предприятия. Однако, во многих случаях, в действительности, они оказывались частными предприятиями или организациями, движущимися в направлении, указанном инвесторами-учредителями, просто «маскируясь» под кооперативы для того, чтобы принять статус организацией, признанной со стороны властей.

         В действительности, приятным удивлением становится тот факт, что многие люди в России продолжают понимать истинные функции кооператива. Вероятно это происходит частично из-за того, что, практически, на протяжение почти всего периода коммунистического направления те, кто был связан с деятельностью кооперативов имели возможность поддерживать связь с международными организациями, включая западные кооперативы.

         Почти везде по России те, кто занимается кооперативной деятельностью, четко понимают изменения, которые необходимо вводить для того, чтобы роль кооперативов в новой рыночной экономике стала более эффективней. В основном, это желание и готовность бросить вызов тем затруднительным ситуациям, с которыми в настоящий момент сталкиваются существующие кооперативы. Для многих молодых кооперативов в будущем появится огромная сфера деятельности по предоставлению тех услуг, на которые сильно растет спрос и которые не сможет так эффективно предоставить ни одна организация, кроме кооператива. Людям по-настоящему требуются такие услуги и такая социальная гарантия, которые однажды уже предоставлялись населению России, имея в виду начало этого века, и которые могут предоставить лишь организации, где вся деятельность по контролю над организацией сконцентрирована в их собственных руках.

 

ФИНАНСЫ, ПРИБЫЛЬ   И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

         Поскольку кооперативы имеют цели, отличные от компаний, работающих на инвесторов (и, как результат этого, — иные текущие задачи, которые состоят в обеспечении своих членов определенными привилегиями), иногда возникает определенное непонимание некоторых вопросов, связанных с финансами, прибылью и тем, каким образом производить оценку результатов деятельности кооперативов.

         Если кооперативное предприятие призвано приносить определенные привилегии — своим членам — в зависимости от того, как они пользуются предоставляемыми  кооперативом услугами, — а не увеличивать доходы инвесторов, то, при сравнении кооператива и компании, ориентированной на учредителя, совершенно понятно, что  к вопросам финансирования, концепция прибыльности и оценке успехов нужен  различный подход. Неотъемлемая задача инвестиций в кооперативном предприятии — расширять круг услуг, доступных его членам; в процессе предоставления услуг доход становится промежуточным продуктом, а успех может верно оцениваться только по тому, насколько хорошо предприятие обслуживает своих членов.

         В идеале кооперативы должны финансироваться своими членами на основе того, что каждый пайщик предоставляет определенный капитал, величина которого зависит от того, в какой мере данный пайщик собирается пользоваться услугами кооператива. Например, в кооперативе фермеров молочных ферм предполагается, что сумма капитала, вносимая каждым фермером в строительство молокоперерабатывающего комбината зависит от того количества молока, которое он собирается сдавать на переработку. Однако не всегда возможно следовать этому правилу во всех кооперативах, так как часто сложно предугадать, в какой мере конкретный пайщик будет пользоваться услугами кооператива. К тому же, порой не представляется возможным осуществить финансирование только за счет членов кооператива.

Во многих кооперативах предполагается, что все пайщики формируют основной капитал на основе примерно равных вкладов. Преимущество такого рода заключается в том, что вес члены чувствует одинаковую ответственность за успех своего предприятия, и не может возникнуть ситуации, когда пайщики, инвестировавшие большие суммы решают, что они имеют большее влияние в управлении делами кооператива. Если пайщики кооператива стараются участвовать в управлении кооперативом: соответственно уровню инвестиций, такое предприятие перестает быть кооперативом, у него появляются признаки инвестиционной компании. Так же происходит и в том случае, если члены кооператива вынуждены обращаться за инвестициями к сторонним инвесторам, когда последние не пользуются услугами кооператива, а его деятельность их интересует только как инвесторов. Им не предоставляется право голоса, так как это изменит задачи предприятия.

         Инвестиции, предоставленные инвесторами, не являющимися членами кооператива, не должны подразумевать право голоса и не должны давать право на долю в любых прибылях, сделанных кооперативом. Такие инвесторы могут лишь рассчитывать на получение рыночной процентной ставки за использование их капитала. Поскольку кооператив готов платить людям зарплату учитывая ситуацию, сложившуюся на рынке, то также он должен выплачивать рыночную процентную ставку по любому капиталу, который он использует.

         Капитал нужно рассматривать не как деньги, которые тратит их владелец, а как «сбережения», которые ссуживаются предприятию, чтобы оно использовало их в своей деятельности, за что владелец денег и получает вознаграждение. Если в инвесторской компании данное вознаграждение может представлять собой непосредственную часть прибыли компании, то в кооперативе это вознаграждение всегда будет фиксированной процентной ставкой.

         Руководство любого кооператива должно эффективно использовать все задействованные средства, иначе он не сможет расплачиваться за их использование; это в равной степени относится к использованию земли, труда и капитала.

         Для финансирования кооперативов, как и других видов предприятий, необходимы различные формы капитала. Обычно члены предоставляют собственную долго средств или рисковый капитал, — это те деньги, которые необходимы для финансирования статей расходов, требующих долгосрочных инвестиций, таких как сооружения и оборудование. Краткосрочные ссуды могут быть использованы для финансирования статей расходов, требующих деньги на меньший срок, таких как товарные запасы, которые предназначены для реализации. Одной из задач руководства кооператива является правильное сочетание долгосрочного и краткосрочного капиталов для наименьших затрат по финансированию деятельности предприятия. Кооператив, рассчитывая на сбыт своих товаров и услуг по рыночным ценам, должен учитывать и тот факт, что ему предстоит платить за использование капитала также по рыночным ставкам. Часто некомпетентное руководство кооператива неэффективно использует капитал, а потом заявляет, что они не могут платить за него по рыночным ставкам.

         Часто возникают споры о прибыли в кооперативах. Некоторые рассматривают термин «прибыль» как чисто эмоциональный фактор, утверждая, что члены кооператива не могут получать прибыль от самих себя, поэтому в замен ему иногда употребляют – «остаток». Однако, при условии, что термин «прибыль» понимается как «превышение доходов над расходами», становится ясно, что каждый кооператив должен делать прибыль, иначе он будет работать в убыток.

         Может вводить в заблуждение и то, что кооперативы иногда называют «бесприбыльными» организациями, что не соответствует действительности. Кооперативы не могут продолжать свое существование, если они работают в убыток, они должны извлекать прибыль, но извлечение прибыли не является основанием их существования, их целью является предоставление определенных преимуществ своим членам.

         Прибыль не только необходима для выживания любого кооператива, она является важным критерием оценки эффективности использования средств предприятия.

         Размер прибыли, которую необходимо делать любому кооперативу, должен быть достаточным после покрытия текущих расходов, с тем чтобы покрывать риски по управлению предприятием и обеспечивать средства для будущих инвестиции.

         Успешность работы инвесторской компании можно точно определить по тому доходу, который компания приносит своим акционерам в соответствии с размером их инвестиций, или же в случае какой-либо котирующейся на бирже компании по поведению ее акций на фондовой бирже. Оценить же эффективность работы кооператива можно с точки зрений того, как он обеспечивает интересы своих членов, потому что это является целью и основанием его существования.

         Не всегда просто оценить ту пользу, которую приносит кооператив своим членам, но, тем не менее, критерий оценки должен быть найден, иначе невозможно будет определить, насколько хорошо работают те, кто несет ответственность за управление кооперативом. Необходим перечень заверений, в которой, излагаются те преимущества, которые кооператив стремится предоставить своим членам. Для этого не подойдет ряд расплывчатых заявлений, нужно детальное изложение того, на что может рассчитывать пайщик данного кооператива. Например, в потребительском кооперативе — это услуги, которые пайщик кооператива может получить в каждом определенном месте, и сможет ли он получить какие-то другие блага, кроме регулярной поставки товаров по рыночным ценам. Другие типы кооперативов также должны делать подобные заверения, соответствующие роду их занятий. Эффективность работы кооператива может быть оценена только относительно таких заверений, хотя можно предвидеть, что администрация будет против них, так как при этом не будет объективных показателей результатов работы. Но, одновременно, можно применять и более традиционную систему оценка продуктивности использования средств руководством кооператива. Например, норма прибыли на капитал, находящийся в обороте, производительность труда и доля участия кооператива па рынке по сравнению с его конкурентами.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция