Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮРОКРАТИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ статья из журнала

Март9

 

         Практически для всех граждан любой промышленно развитой страны мира реальное управление представлено теми, кого принято называть чиновниками или бюрократами. Обычно в их число не включаются законодатели высшего ранга, руководство страны, члены кабинета министров и партийные функционеры.

         Таким образом, даже на уровне обыденного сознания происхо­дит отождествление функции управления (т.е. сугубо политической функции) со слоем людей, формально не имеющих больших полити­ческих прав, чем те, чью деятельность чиновники призваны регули­ровать.

         Особенности обыденного восприятия не могут служить основой аргументации, но тот факт, что оно затрагивает проблемы социали­зации населения, заставляет более подробно рассмотреть эти вопросы.

         В период становления системы разделения властей, ставшей сегодня наиболее распространенной (концепция разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную), считалось, что процесс управления разделяется на три независимых друг от друга вида деятельности: формирование законов, их исполнение и вынесе­ние судебных решений, основанных на законе. Предполагалось, что претворение в жизнь законов должно быть сосредоточено исключительно в исполнительной ветви власти,   которая ограничится лишь реализацией политики, принятой законодателями.

         Однако уже к концу XIX в. ряд политологов (В. Вильсон, В. Гудноу) признали и аргументировали, что описание исполнитель­ной ветви власти как реализатора, а не инициатора политики, перестало соответствовать реалиям.

         Введение понятий «политический чиновник» и «администратор» позволило получить отправную точку для дальнейшего исследования. Но в реальной жизни оказалось невозможным определить, где заканчивается сфера деятельности политического чиновника (т.е. человека, избранного на определенный срок или назначенного на неопределенный срок другой политической фигурой, чей срок пре­бывания на посту лимитирован) и начинается сфера  «свободного от политики» администрирования.

         Это разграничение весьма сложно сделать в рамках научного анализа, так же как в реальной жизни сложно проконтролировать характер развития взаимоотношений, которые устанавливаются между политическими чиновниками, чей срок деятельности ограни­чен (либо законодательно, либо в рамках негласно признанного варианта «spoilsystem» — системы назначений, в основе которой лежит принцип принадлежности к одной политической группе), и теми чиновниками, срок пребывания которых в должности не лими­тирован, однако чьи устремления связаны именно с этой профес­сией. Вместе с тем здесь важно отмстить, что политические чинов­ники в большинстве случаев имеют широкие возможности для даль­нейшего вхождения в элитные группы, в то время как должностные лица («администраторы») связывают свою карьеру с данной деятель­ностью, и их профессиональная ценность возрастает по мере даль­нейшей специализации.

         Нельзя забывать, что отличительными характеристиками бюрократической работы выступают: непубличность (иногда это становит­ся принципиальным условием при приеме на работу), обезличенность, иерархичность как собственные признаки бюрократической организации; ориентация на оперативное решение возникающих проблем как важнейшая функция бюрократии в отношении общест­ва. Последнее предполагает право на толкование положений законов применительно к изменяющимся обстоятельствам и монопольное право на доступ к оперативной информации.

С учетом вышеизложенного необходимо признать, что на опре­деленном этапе вся система государственного управления может оказаться под влиянием одной или нескольких групп, которые будут представлены как в публичной политике, так и в государственном администрировании.

         Формирование подобной системы означало бы невозможность осуществления гражданского контроля, реального политического оппозиционирования, профанацию демократических свобод. Налицо опасность слияния государственной бюрократии и политической силы, опасность превращения этого союза в элитную, закрытую и неконтролируемую группу, воздействующую на всю политическую активность общества.

         Для решения проблемы дихотомии политика — администрирова­ние американскими политологами в 50-е годы XX в. были приняты следующие допущения: для разграничения этих двух понятий вводит­ся определение конкретного института как «в основном политическо­го» или «в основном административного». Как видно из самого определения, признание конкретного института «в основном…» предполагает согласие с тем, что помимо функций могут существо­вать и определенные дисфункции, исследование которых вынесено за рамки настоящей статьи.

         Таким образом, основными методами исследования этой про­блемы являются:

— соотношение демократических свобод и функций управления;

— изучение дисфункций в деятельности самой бюрократии для установления потенциальных «угроз» с ее стороны.

         В так называемых «западных демократиях» подобные опасения признаются как вполне обоснованные, и способы «борьбы» с бюрократическим произволом усложняются соразмерно с усложнением общественной структуры и диверсификацией управления.

         Возможность обуздания бюрократических тенденций в современ­ном политическом процессе основывается на ряде принципиальных положений. В их числе:

  самоценность личности,  приоритет личного над обществен­ным;

  ориентации общества на признание ценностей «гражданской культуры» (Алмонд и Верба), требующей признания определенного чувства превосходства «клиента» над государством,  и теми,  кто от имени государства призван выполнять запросы граждан — «клиен­тов»;

— любые новые функции бюрократии (а ее функции объективно расширяются),  связанные со становлением определенного явления, способного оказывать качественное влияние на структуру общества. Они должны проходить через систему фильтров гражданской легити­мации, предполагающей широкое общественное обсуждение и даже временное недопущение государства в эту сферу деятельности.   На­пример,   Интернет — глобальная компьютерная сеть; проявившись как фактор общественной жизни в начале 90-х, государства начали частичное законодательное регулирование про­цессов в сети только по истечении 5-6 лет. При этом использование сети Интернет подчас приводит к прецедентам,   которые содержат признаки нарушения федерального законодательства США и других стран, но не влекут за собой реакцию со стороны органов безопасности и контроля;

— признание гражданского общества в качестве основного субъ­екта модернизации — инициатора качественных изменений в общест­ве. Государство является «догоняющей», консервативной стороной, ответственной за стабильность и регулирующей отношения по мере возникновения предмета отношений, не формирующих самостоя­тельно новых «правил игры».

         В практическом плане признание этих положений вылилось в перманентное реформирование системы государственного управле­ния различных стран. В целом эти тенденции направлены на оптимизацию государственного аппарата с точки зрения его затрат­ности для государства; максимизацию формальной стороны в его деятельности (в целях сведения к минимуму возможностей личного обогащения) и развитие более тесных, партнерских взаимоотноше­ний с частными организациями, что ведет к большей гибкости и приспосабливаемости к новым условиям.

         Не претендуя на полноту изложения рассматриваемого материа­ла, можно сделать вывод о том, что модель участия бюрократии в политике, рассматриваемая в нашей статье, имеет отношение к «западному» обществу и органично связана с «западным» же типом модернизации.

         В конце XX в. в России был предпринят эксперимент по реализации модели догоняющей модернизации, приведшей к нарас­танию негативный тенденций в политике, экономике и обществен­ной жизни.

         В настоящее время в трудах отечественных ученых основной причиной неудачи этого эксперимента называют несоответствие мо­дели модернизации социокультурному фону России, предполагавше­му другую модель модернизации (в случае, если мы готовы признать ее необходимость вообще).

         Осуществляя поиск возможных путей решения поставленных проблем, представляется необходимым рассмотреть политическую роль бюрократии и степень ее участия в процессах общественной модернизации.

         Большинство исследователей придерживаются мнения, согласно которому принципиальное отличие «западной» модернизации и той, что происходит в России в нынешний период, состоит в том, что субъектом российской модернизации является именно государствен­ная бюрократия.

         Роль бюрократии состоит в обслуживании режима, сформиро­вавшего ее, безотносительно того, насколько данный режим адеква­тен долгосрочным общественным целям. Бюрократия бывает подвер­жена адаптации.  Однако это достаточно болезненный процесс.  Как видно из вышесказанного, бюрократия не может быть носителем преобразующей политической воли. Говоря словами М. Вебера, это означало бы примерно следующее: рациональный тип правления, имеющий харизматическую легитимацию.

         В России начала 90-х годов прошлого столетия произошел разрыв между целями и методами модернизации, проводимой людь­ми, возглавившими систему централизованного планового управле­ния и стремившимися перестроить ее параллельно с реформировани­ем всего общественного организма. Последний предполагалось изме­нить, опираясь на саму бюрократическую систему, с одной сторо­ны, и социокультурную доминанту общественного сознания — с другой.

         В результате сама государственность была поставлена под угро­зу, и в этом случае сработали защитные механизмы бюрократии. Так, государственная бюрократия — консервативное, даже косное начало государственности — была вынуждена стать субъектом прово­димой модернизации.

         Слабость политической власти, отсутствие демократической ос­новы для осуществления реформ — все это вынудило бюрократию принять участие в процессе модернизации. Поскольку рационально действующая бюрократия призвана консервировать существующий порядок вещей, она парадоксальным образом стала политическим субъектом, который сам активно осуществляет реформирование.

         К решению экономических, социальных, политических и иных проблем бюрократия подошла рационально. Сделав ставку на форси­рованное внедрение рынка, гражданского самоуправления, полити­ческих свобод, она должна была присвоить себе политические функции с целью поддержания необходимого уровня социальной активности и одобрения. В сочетании с прагматической ориента­цией это привело к тому, что различные идеологии как некие концептуальные призмы, имеющие принципиальное значение для мира политического, богатого на символы, оказались для бюрокра­тии некими инструментами, которые можно менять по мере того, как общественный интерес к определенной идеологии ослабевал. При этом цель бюрократической деятельности оставалась туманной и богатой дисфункциями, поскольку задача бюрократии заключается в поддержании существующего порядка, который и представлял собой некую аморфную общественно-политическую структуру.

         Распад хозяйственных связей и ориентация на сырьевую внеш­нюю торговлю (экспорт) были дополнительными проблемами. Это привело к тому, что самым выгодным делом внутри страны стало не развитие производственной инфраструктуры, а использование поли­тических технологий. Общим итогом их применения в политике стала идейная дезорганизованность большинства населения.

         В России государство всегда рассматривалось как инициатор социального развития, цель которого зачастую определялась для каждого человека как общегосударственная (обычно связанная с международным положением).

         В данном случае цели не были сформулированы, система аварийного поддержания государственности сработала, хотя социаль­ные, политические и иные издержки при таком характере «хозяйст­вования» трудно назвать приемлемыми.

         В то же время необходимо признать, что, несмотря на во многом деструктивный характер бюрократической модернизации, в России за прошедшее десятилетие установились ряд демократических институтов, в обществе вызрел консенсус относительно демократи­ческой формы правления, признания многоукладности экономики. Импульс государственной бюрократии, направленный на директив­ное преобразование сферы негосударственного, ослабевает, посколь­ку эффективность бюрократии стремится к исчерпанию. Наступает этап социальной модернизации, основой которого должно стать воспроизведение институтов на собственной основе.

         Бюрократия на этапе политической модернизации, апофеозом которой стали выборы в Государственную Думу Федерального Собра­ния Российской Федерации в 1999 г. и выдвижение из своей среды Президента РФ В.В. Путина, создала предпосылки для реализации наиболее естественной для России модели — персонифицированный носитель политической воли (Президент РФ); сильная централизо­ванная бюрократия — опора режима и существование демократичес­ких институтов, выработанных за последнее десятилетие.

         Самой существенной угрозой на сегодняшний день остаются дискредитация демократических институтов со стороны наиболее одиозных деятелей «смутного времени» и ориентация носителя поли­тической воли нации вновь использовать возможность бюрократичес­кой модернизации.

         Основная задача нынешнего российского политического руко­водства состоит в том, чтобы сформировать систему самовоспроизво­дящихся институтов гражданского общества, при этом аккуратно переведя избыточные для бюрократической системы полномочия в сферу негосударственного вместе с избыточными кадровыми ресурса­ми бюрократии, представители которой уже успели стать мощными экономическими агентами.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция