ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮРОКРАТИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ статья из журнала
Практически для всех граждан любой промышленно развитой страны мира реальное управление представлено теми, кого принято называть чиновниками или бюрократами. Обычно в их число не включаются законодатели высшего ранга, руководство страны, члены кабинета министров и партийные функционеры.
Таким образом, даже на уровне обыденного сознания происходит отождествление функции управления (т.е. сугубо политической функции) со слоем людей, формально не имеющих больших политических прав, чем те, чью деятельность чиновники призваны регулировать.
Особенности обыденного восприятия не могут служить основой аргументации, но тот факт, что оно затрагивает проблемы социализации населения, заставляет более подробно рассмотреть эти вопросы.
В период становления системы разделения властей, ставшей сегодня наиболее распространенной (концепция разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную), считалось, что процесс управления разделяется на три независимых друг от друга вида деятельности: формирование законов, их исполнение и вынесение судебных решений, основанных на законе. Предполагалось, что претворение в жизнь законов должно быть сосредоточено исключительно в исполнительной ветви власти, которая ограничится лишь реализацией политики, принятой законодателями.
Однако уже к концу XIX в. ряд политологов (В. Вильсон, В. Гудноу) признали и аргументировали, что описание исполнительной ветви власти как реализатора, а не инициатора политики, перестало соответствовать реалиям.
Введение понятий «политический чиновник» и «администратор» позволило получить отправную точку для дальнейшего исследования. Но в реальной жизни оказалось невозможным определить, где заканчивается сфера деятельности политического чиновника (т.е. человека, избранного на определенный срок или назначенного на неопределенный срок другой политической фигурой, чей срок пребывания на посту лимитирован) и начинается сфера «свободного от политики» администрирования.
Это разграничение весьма сложно сделать в рамках научного анализа, так же как в реальной жизни сложно проконтролировать характер развития взаимоотношений, которые устанавливаются между политическими чиновниками, чей срок деятельности ограничен (либо законодательно, либо в рамках негласно признанного варианта «spoilsystem» — системы назначений, в основе которой лежит принцип принадлежности к одной политической группе), и теми чиновниками, срок пребывания которых в должности не лимитирован, однако чьи устремления связаны именно с этой профессией. Вместе с тем здесь важно отмстить, что политические чиновники в большинстве случаев имеют широкие возможности для дальнейшего вхождения в элитные группы, в то время как должностные лица («администраторы») связывают свою карьеру с данной деятельностью, и их профессиональная ценность возрастает по мере дальнейшей специализации.
Нельзя забывать, что отличительными характеристиками бюрократической работы выступают: непубличность (иногда это становится принципиальным условием при приеме на работу), обезличенность, иерархичность как собственные признаки бюрократической организации; ориентация на оперативное решение возникающих проблем как важнейшая функция бюрократии в отношении общества. Последнее предполагает право на толкование положений законов применительно к изменяющимся обстоятельствам и монопольное право на доступ к оперативной информации.
С учетом вышеизложенного необходимо признать, что на определенном этапе вся система государственного управления может оказаться под влиянием одной или нескольких групп, которые будут представлены как в публичной политике, так и в государственном администрировании.
Формирование подобной системы означало бы невозможность осуществления гражданского контроля, реального политического оппозиционирования, профанацию демократических свобод. Налицо опасность слияния государственной бюрократии и политической силы, опасность превращения этого союза в элитную, закрытую и неконтролируемую группу, воздействующую на всю политическую активность общества.
Для решения проблемы дихотомии политика — администрирование американскими политологами в 50-е годы XX в. были приняты следующие допущения: для разграничения этих двух понятий вводится определение конкретного института как «в основном политического» или «в основном административного». Как видно из самого определения, признание конкретного института «в основном…» предполагает согласие с тем, что помимо функций могут существовать и определенные дисфункции, исследование которых вынесено за рамки настоящей статьи.
Таким образом, основными методами исследования этой проблемы являются:
— соотношение демократических свобод и функций управления;
— изучение дисфункций в деятельности самой бюрократии для установления потенциальных «угроз» с ее стороны.
В так называемых «западных демократиях» подобные опасения признаются как вполне обоснованные, и способы «борьбы» с бюрократическим произволом усложняются соразмерно с усложнением общественной структуры и диверсификацией управления.
Возможность обуздания бюрократических тенденций в современном политическом процессе основывается на ряде принципиальных положений. В их числе:
— самоценность личности, приоритет личного над общественным;
— ориентации общества на признание ценностей «гражданской культуры» (Алмонд и Верба), требующей признания определенного чувства превосходства «клиента» над государством, и теми, кто от имени государства призван выполнять запросы граждан — «клиентов»;
— любые новые функции бюрократии (а ее функции объективно расширяются), связанные со становлением определенного явления, способного оказывать качественное влияние на структуру общества. Они должны проходить через систему фильтров гражданской легитимации, предполагающей широкое общественное обсуждение и даже временное недопущение государства в эту сферу деятельности. Например, Интернет — глобальная компьютерная сеть; проявившись как фактор общественной жизни в начале 90-х, государства начали частичное законодательное регулирование процессов в сети только по истечении 5-6 лет. При этом использование сети Интернет подчас приводит к прецедентам, которые содержат признаки нарушения федерального законодательства США и других стран, но не влекут за собой реакцию со стороны органов безопасности и контроля;
— признание гражданского общества в качестве основного субъекта модернизации — инициатора качественных изменений в обществе. Государство является «догоняющей», консервативной стороной, ответственной за стабильность и регулирующей отношения по мере возникновения предмета отношений, не формирующих самостоятельно новых «правил игры».
В практическом плане признание этих положений вылилось в перманентное реформирование системы государственного управления различных стран. В целом эти тенденции направлены на оптимизацию государственного аппарата с точки зрения его затратности для государства; максимизацию формальной стороны в его деятельности (в целях сведения к минимуму возможностей личного обогащения) и развитие более тесных, партнерских взаимоотношений с частными организациями, что ведет к большей гибкости и приспосабливаемости к новым условиям.
Не претендуя на полноту изложения рассматриваемого материала, можно сделать вывод о том, что модель участия бюрократии в политике, рассматриваемая в нашей статье, имеет отношение к «западному» обществу и органично связана с «западным» же типом модернизации.
В конце XX в. в России был предпринят эксперимент по реализации модели догоняющей модернизации, приведшей к нарастанию негативный тенденций в политике, экономике и общественной жизни.
В настоящее время в трудах отечественных ученых основной причиной неудачи этого эксперимента называют несоответствие модели модернизации социокультурному фону России, предполагавшему другую модель модернизации (в случае, если мы готовы признать ее необходимость вообще).
Осуществляя поиск возможных путей решения поставленных проблем, представляется необходимым рассмотреть политическую роль бюрократии и степень ее участия в процессах общественной модернизации.
Большинство исследователей придерживаются мнения, согласно которому принципиальное отличие «западной» модернизации и той, что происходит в России в нынешний период, состоит в том, что субъектом российской модернизации является именно государственная бюрократия.
Роль бюрократии состоит в обслуживании режима, сформировавшего ее, безотносительно того, насколько данный режим адекватен долгосрочным общественным целям. Бюрократия бывает подвержена адаптации. Однако это достаточно болезненный процесс. Как видно из вышесказанного, бюрократия не может быть носителем преобразующей политической воли. Говоря словами М. Вебера, это означало бы примерно следующее: рациональный тип правления, имеющий харизматическую легитимацию.
В России начала 90-х годов прошлого столетия произошел разрыв между целями и методами модернизации, проводимой людьми, возглавившими систему централизованного планового управления и стремившимися перестроить ее параллельно с реформированием всего общественного организма. Последний предполагалось изменить, опираясь на саму бюрократическую систему, с одной стороны, и социокультурную доминанту общественного сознания — с другой.
В результате сама государственность была поставлена под угрозу, и в этом случае сработали защитные механизмы бюрократии. Так, государственная бюрократия — консервативное, даже косное начало государственности — была вынуждена стать субъектом проводимой модернизации.
Слабость политической власти, отсутствие демократической основы для осуществления реформ — все это вынудило бюрократию принять участие в процессе модернизации. Поскольку рационально действующая бюрократия призвана консервировать существующий порядок вещей, она парадоксальным образом стала политическим субъектом, который сам активно осуществляет реформирование.
К решению экономических, социальных, политических и иных проблем бюрократия подошла рационально. Сделав ставку на форсированное внедрение рынка, гражданского самоуправления, политических свобод, она должна была присвоить себе политические функции с целью поддержания необходимого уровня социальной активности и одобрения. В сочетании с прагматической ориентацией это привело к тому, что различные идеологии как некие концептуальные призмы, имеющие принципиальное значение для мира политического, богатого на символы, оказались для бюрократии некими инструментами, которые можно менять по мере того, как общественный интерес к определенной идеологии ослабевал. При этом цель бюрократической деятельности оставалась туманной и богатой дисфункциями, поскольку задача бюрократии заключается в поддержании существующего порядка, который и представлял собой некую аморфную общественно-политическую структуру.
Распад хозяйственных связей и ориентация на сырьевую внешнюю торговлю (экспорт) были дополнительными проблемами. Это привело к тому, что самым выгодным делом внутри страны стало не развитие производственной инфраструктуры, а использование политических технологий. Общим итогом их применения в политике стала идейная дезорганизованность большинства населения.
В России государство всегда рассматривалось как инициатор социального развития, цель которого зачастую определялась для каждого человека как общегосударственная (обычно связанная с международным положением).
В данном случае цели не были сформулированы, система аварийного поддержания государственности сработала, хотя социальные, политические и иные издержки при таком характере «хозяйствования» трудно назвать приемлемыми.
В то же время необходимо признать, что, несмотря на во многом деструктивный характер бюрократической модернизации, в России за прошедшее десятилетие установились ряд демократических институтов, в обществе вызрел консенсус относительно демократической формы правления, признания многоукладности экономики. Импульс государственной бюрократии, направленный на директивное преобразование сферы негосударственного, ослабевает, поскольку эффективность бюрократии стремится к исчерпанию. Наступает этап социальной модернизации, основой которого должно стать воспроизведение институтов на собственной основе.
Бюрократия на этапе политической модернизации, апофеозом которой стали выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 1999 г. и выдвижение из своей среды Президента РФ В.В. Путина, создала предпосылки для реализации наиболее естественной для России модели — персонифицированный носитель политической воли (Президент РФ); сильная централизованная бюрократия — опора режима и существование демократических институтов, выработанных за последнее десятилетие.
Самой существенной угрозой на сегодняшний день остаются дискредитация демократических институтов со стороны наиболее одиозных деятелей «смутного времени» и ориентация носителя политической воли нации вновь использовать возможность бюрократической модернизации.
Основная задача нынешнего российского политического руководства состоит в том, чтобы сформировать систему самовоспроизводящихся институтов гражданского общества, при этом аккуратно переведя избыточные для бюрократической системы полномочия в сферу негосударственного вместе с избыточными кадровыми ресурсами бюрократии, представители которой уже успели стать мощными экономическими агентами.