Основные направления реформы электроэнергетики. Реформа электроэнергетики России: плюсы и минусы статья из журнала
Электроэнергетика является базовой отраслью экономики Российской Федерации. В 1992-1993 гг. были проведены акционирование и приватизация энергетики и образовано Российское акционерное общество «Единая энергетическая система» (РАО «ЕЭС России»). Тем самым было положено начало реформе российской электроэнергетики. Целью реформирования было повышение эффективности энергетического производства путем перехода к рыночным отношениям. Однако в последующие годы, по -оценкам специалистов и данным статистики, показатели эффективности отрасли (объемы инвестиций, структура управления, использование топлива, потери в электросетях, состояние оборудования) ухудшились. У энергопотребителей появились проблемы с энергоснабжением: отключения электроэнергии, неплатежи, рост тарифов. Потребовались дальнейшие шаги по реформированию электроэнергетики.
11 июля 2001 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 526, которым одобрены основные направления реформирования электроэнергетики России. Главная цель реформы — перевод электроэнергетики на рыночные рельсы, создание в этой сфере конкурентной среды, привлечение инвесторов и извлечение прибыли. Важным условием реформы является формирование не просто рынка, а эффективных розничных рынков электроэнергии, обеспечивающих надежное энергоснабжение потребителей. Для этого должна быть создана соответствующая инфраструктура. Она включит в себя системного оператора (центральное диспетчерское управление), администратора торговой системы, федеральную и региональные сетевые компании. Также должны появиться коммерчески эффективные, привлекательные в инвестиционном отношении частные генерирующие компании.
Из энергетической отрасли выделится монопольная часть, где цены должно устанавливать и регулировать государство. Это сети и диспетчерская система — основные структуры новой энергетической системы. Под началом федеральной сетевой компании (ФСК) предполагается создать единую национальную сеть, которая объединит сетевое хозяйство, принадлежащее на данный момент разным компаниям, и осуществит функции контроля и управления. ФСК определит условия, на которых собственник будет оказывать услуги по передаче электроэнергии. Доля государства в федеральной сетевой компании будет постепенно увеличена с нынешних 52% до 75 % плюс одна акция. Функция системного оператора — оперативно-диспетчерское управление и оказание услуг по координации энергопотоков на договорной основе.
Остальные компоненты отрасли — генерирующие и сбытовые компании, ремонтные и проектные организации — переводятся в режим конкурентного рынка. Передача их акций будет зависеть от рыночной ситуации. То есть в генерирующей компании государству может ничего не принадлежать. Таким образом, в ходе реформы постепенно будут выделяться в независимые компании сами энергосети, диспетчерское управление, генерация, то есть производство энергии и ее сбыт.
В рамках утвержденной Правительством РФ концепции реформирования отрасли руководство РАО ЕЭС начало создавать новые структуры. В сентябре 2002 года Советом директоров РАО ЕЭС принято решение о создании 100-процентных дочерних компаний — «Системный оператор» и «Федеральная сетевая компания». Также появился администратор торговой системы, то есть оптовая биржа. Энергорынок будет работать наподобие биржевого. Генерирующая компания на бирже заявляет цену и объемы поставок электроэнергии, туда же поступают заявки от покупателей. Оператор соединяет продавца и покупателя, и сделка заключается. Оптовый покупатель получает заявленное количество энергии. После этого купленный объем энергии разбивается на две части — закупки на регулируемом и свободном рынках. На первом этапе реформы доля свободных продаж запланирована в объеме 5-15 %.
Свободная конкуренция должна оптимизировать загрузку мощностей, за счет чего ожидается снижение затрат на производство электроэнергии. Формирование региональных рынков позволит перекачивать энергию из регионов с низкими тарифами в регионы с более высокими тарифами и таким образом сглаживать противоречия. Предполагается, что при этом, как и в других странах, тарифы сначала пойдут вверх, до 300 процентов и выше, но через полтора-два года снизятся до исходной цифры.
27 апреля 2002 года Правительство РФ внесло в Государственную Думу пакет законопроектов, предусмотренных планом первого этапа реформирования электроэнергетики. Это законопроекты:
— «Об электроэнергетике» (направлен на определение правовых основ технологических и экономических отношений в электроэнергетике, включая производство, передачу, распределение электрической энергии);
— «О введении в действие Федерального закона «Об электроэнергетике»;
— «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса РФ» (в части введения конкурентных отношений в электроэнергетике);
— «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях» (в части уточнения сфер деятельности, относящихся к естественным монополиям в электроэнергетике);
— «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении».
— «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (о расширении применения в электроэнергетике рыночных цен и ограничении сферы государственного регулирования цен (тарифов) только видами деятельности).
Положительной стороной названных законопроектов является то, что они призваны установить структуру, полномочия и порядок работы органов, регулирующих отношения на оптовом и розничных рынках электроэнергии и мощности. В соответствии с законопроектами должен измениться принцип тарифного регулирования. Будет обеспечена инвестиционная привлекательность электроэнергетики, в том числе за счет прозрачности, стабильности и предсказуемости тарифной политики, проводимой государством.
Необходимо отметить, что правительственный вариант в результате деятельности трехсторонней рабочей группы, в состав которой вошли представители Госдумы, Совета Федерации и Правительства РФ, подвергся коренной переработке. Например, закон «Об электроэнергетике» вырос в объеме в полтора раза, количество статей увеличилось с 49 до 69. Защищены интересы государства, и в то же время открывается возможность для развития конкурентной среды. Государство остается монополистом в области распределения и транспортировки электроэнергии. Ее генерация и сбыт отдаются на свободный конкурентный рынок.
Комитетом Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи указанный блок законопроектов внесен на рассмотрение в Государственную Думу, которая приняла его в первом чтении.
Предложенные альтернативные законопроекты отклонены. Среди них выделялся проект закона «Об электроэнергетике», внесенный депутатом Государственной Думы Швыряевым Я.М. и членом Совета Федерации Никольским Б.В. Альтернативным законопроектом закреплялось государственное регулирование поставки всей электроэнергии, не оставляя места рынку. Предполагалось сохранение двухуровневой системы государственного регулирования тарифов, что также исключило бы появление конкуренции между поставщиками электроэнергии. В связи с этим принятие альтернативного проекта федерального закона «Об электроэнергетике» тормозило бы развитие рыночных отношений в электроэнергетике.
Совет Федерации 18 декабря 2002 года провел парламентские слушания на тему: «Энергетическая стратегия России до 2002 года. Проблемы и решения». На слушаниях сделан вывод, что предыдущие два варианта энергетического развития страны, принятые в 1995 и в 2000 годах, оказались нежизнеспособными. Участники парламентских слушаний подчеркнули, что необходимость новой редакции энергетической стратегии вызвана наличием целого ряда опасных явлений в топливно-энергетическом комплексе, создающих проблемы в энергоснабжении страны и представляющих серьезную угрозу для ее жизнеобеспечения в будущем. К ним относятся: крайне высокая энергоемкость экономики, нерациональная структура топливно-энергетического баланса, износ основных фондов, дефицит инвестиционных ресурсов, отсутствие государственной экономически обоснованной ценовой политики в сфере ТЭК и принципов налогообложения его отраслей. По итогам парламентских слушаний подготовлен пакет предложений и рекомендаций, в том числе законодательного характера. Главный итог обсуждения: России необходима тщательно продуманная стратегическая государственная политика в энергетике на ближайшие два десятилетия, а не набор узковедомственных разрозненных предложений.
По сути, дискуссия о реформировании энергетики сводится к следующим составляющим: во-первых, о росте тарифов на электрическую и тепловую энергию; во-вторых, о передаче собственности в электроэнергетической системе.
Необоснованный рост цен на электроэнергию, безусловно, главная проблема, с которой можно столкнуться в ходе реформы энергетики.По оценкам специалистов, чтобы привлечь инвестора, а затем ввести в эксплуатацию новые мощности, которые, по замыслу, будут конкурировать за рынки сбыта и дадут дешевую энергию, потребуется время. На реконструкцию станций уйдет не менее 3-х лет, чтобы построить энергоблок, потребуется лет 5. Таким образом, 5-10 лет тарифы будут только подниматься. Рост тарифов означает дополнительные расходы для бюджетов всех уровней.
Возможная передача в частную или муниципальную собственность старых, изношенных, но очень ответственных теплоэлетроцентралей (например, ТЭЦ-1 или ТЭЦ-4, которые снабжают теплом половину Твери), освобождает РАО от самой сложной и тяжелой работы по энергоснабжению населения. При этом станции останутся в зависимости от РАО в части распределения нагрузок и установления тарифов. На замену выработавшего свой срок оборудования у муниципальных образований средств нет. Поэтому будут производиться только минимальные текущие ремонты, чтобы обеспечить тепловой режим в осенне-зимний период.
Высказываются предположения, что приватизация или продажа нерентабельных энергопредприятий иностранным инвесторам также может повлечь их закрытие на ремонт или модернизацию на неопределенный срок, как решит собственник. Существует опасение, что иностранные инвесторы неохотно пойдут на российский энергетический рынок, так как при существующем диспаритете цен на оборудование, топливо и тарифы окупаемость затрат на ввод новых мощностей составляет 15-20 лет.
По мнению экспертов, сохраняется опасность, что полный износ энергооборудования произойдет раньше того момента, когда появятся свободные финансовые ресурсы и инвестиции, которые по замыслу авторов реформы, устремятся в энергетическую отрасль. К этому времени сойдет на нет рентный фактор — экономия предпринимателей на затратах, произведенных ранее государством. Тогда все заботы о содержании и развитии этого вконец износившегося сектора экономики вновь вернутся к государству.
Критики и противники реформы апеллируют также и тому обстоятельству, что реализация правительственного пакета законопроектов выведет из-под контроля государственной власти базовый сектор экономики, коим является электроэнергетика. Перевод этого сектора в сферу акционерного права (даже при 100 процентном участии государства) означает, что любую конфликтную ситуацию — отключение от энергоснабжения больницы, войсковой части — можно будет разрешить только в судебном порядке, а не административными методами. Нет полной ясности, как будут происходить отключения за неуплату и как местные власти смогут контролировать процесс электроснабжения.
Еще один недостаток заключается в том, что так называемые независимые генерирующие компании через короткое время объединятся в холдинги по региональному принципу и страна вместо одного крупного монополиста РАО «ЕЭС» получит целую сеть местных монополистов.
Следует знать, что поспешный уход государства с энергетического рынка многим странам доставил массу неприятностей. Например, в Молдавии, Казахстане, на Украине, где пошли подобным путем, цены на электроэнергию выросли в 3,5 — 8 раз. Даже в Америке прошлой зимой целый штат — Калифорнию лихорадили перебои в энергоснабжении, что дало экспертам повод усомниться в обоснованности либерализации на электроэнергетическом рынке.
Электроэнергетика Тверской области: состояние и проблемы.
В Тверской области удельный вес электроэнергетики в общем объеме производства промышленной продукции составляет более 24 %. На территории области функционируют крупные энергетические объекты федерального уровня — Калининская АЭС мощностью 2 млн. кВт и Конаковская ГРЭС мощностью 2,4 млн. кВт.
В системе ОАО «Тверьэнерго» электроэнергия вырабатывается четырьмя ТЭЦ, тепловую энергию, помимо электростанций, вырабатывают две производственные котельные. В муниципальных образованиях эксплуатируются 574 котельные.
В 2001 году в Тверской области выработано 23,1 млрд. кВтч электроэнергии, потреблено 5,5 млрд. кВтч. При этом основной объем электроэнергии (4,25 млрд. кВтч) закуплен областью на Федеральном оптовом рынке энергии и мощности (ФОРЭМ). Доля Калининской АЭС в поставленной на ФОРЭМ и потребленной областью энергии составила 3,93 млрд. кВтч или 71,45 %.
Выдача же дополнительной мощности с Калининской АЭС в Тверскую энергосистему невозможна без развития в Тверской области электрических сетей напряжением от 330 до 110 киловольт и соответствующих электрических подстанций. По планам Минэнерго и Минатома России, РАО «ЕЭС России», параллельно с окончанием строительства и вводом в 2003 году третьего энергоблока на Калининской АЭС мощностью 1000 МВт, намечено развитие магистральных и региональных электрических сетей напряжением от ПО до 750 киловольт. Однако Министерство энергетики Российской Федерации и РАО «ЕЭС России» форсируют строительство ЛЭП напряжением только 750 киловольт. Эта линия электропередач предназначена для передачи вновь вводимой на Калининской АЭС мощности за пределы Тверской области — на Череповец и Калугу.
ОАО «Тверьэнерго» не сумело до сих пор рассчитаться по своим долгам еще с 1995 года. На 01.10.2000 г. кредиторская задолженность «Тверьэнерго» составляла 2725 млн. рублей, дебиторская задолженность -2371 млн. рублей. На 01.10.2002 г. общая кредиторская задолженность составляет 1857 млн. рублей, дебиторская задолженность — 1947 млн. рублей. Как видно изприведенных данных, благодаря жесткой политике в сфере оплаты за потребленную энергию, дисбаланс в 354 млн. руб. в2000 году трансформировался в превышение дебиторской задолженности над кредиторской на 90 млн. рублей в 2002 году. И все же своих денег у «Тверьэнерго» на модернизацию нет, его финансовое положение неустойчиво.
Крупнейшим налогоплательщиком в консолидированный и областной бюджеты Тверской области является Калининская АЭС. По состоянию на 01.01.2002 электростанция должнабыла перечислить в консолидированный бюджет области 224,498 млн. руб. налоговых платежей, в том числе в областной бюджет — 176,101 млн. руб. Перечислено же Калининской АЭС в консолидированный бюджет области всего 189,365 млн. руб., в том числе в областной — 148,474млн. руб.
Вследствие реорганизации концерна «Росэнергоатом» в 2002 году от ФГУП «Калининская АЭС» по прогнозу сбора налога на прибыль Тверская область недополучит в консолидированный бюджет 177,222 млн. руб., в том числе областной бюджет — 133,395 млн. руб. В то же время консолидированный бюджет области на 2002 год сформирован с учетом налоговых поступлений от ФГУП «Калининская АЭС» вполном объеме.
На консолидированный бюджет области тяжелым бременем ложатся высокие тарифы. В связи с предполагаемым ростом тарифов в ближайшие годы практически все бюджетные расходы будут иметь тенденцию к увеличению.
Тверской энергетический комплекс имеет генерирующие мощности в пять раз больше, чем требуется области. Однако компенсаций за все возрастающую экологическую нагрузку на лесные и водные ресурсы, скидок в цене на электроэнергию тверские потребители не получают.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1467 «О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Тверской области в 1997-2000 годах» Федеральной энергетической комиссии было поручено установить пониженные тарифы на электрическую и тепловую энергию для Тверской области с учетом генерирующих мощностей Калининской АЭС и Конаковской ГРЭС, оказывающих отрицательное техногенное воздействие на территорию региона. Однако данное поручение Правительства РФ ФЭК не выполнено.
На сегодняшний день стоимость одного киловатт-часа в Твери составляет 78 коп., что больше чем в Ярославле — 70 коп. и в Смоленске — 75 коп., но ниже чем в Вологде — 62 коп. и Иванове — 71 коп.
Для бюджетных потребителей один киловатт-час обходится в 128 коп. Это самый высокий показатель в Центральном федеральном округе. Для сравнения: в Брянской области — 50 коп., Ярославской и Московской областях — по 70 коп., в Белгородской области — 24 коп. Прогнозируется дальнейшее повышение этого тарифа предположительно до 140 коп. за один киловатт-час.
Столь высокие тарифы в Тверской области можно объяснить в основном высокими затратами ОАО «Тверьэнерго» и коммунальных энергоснабжающихпредприятий покупателей-перепродавцов электроэнергии (их в области 28). Необходимо учитывать и то, что на 01.10.2002 г. задолженность коммунальных энергоснабжающих предприятий перед «Тверьэнерго» достигла 1091 млн. рублей (для сравнения: в 2000 году задолженность была 907 млн. рублей). Наиболее крупные должники: МУП «Тверьгортеплоэнерго» — 851 млн. руб. и МП «Тверьгорэлектро» — 206 млн. руб. Другие не менее важные причины высоких тарифов — рост абонентской платы РАО «ЕЭС России» за предоставляемые услуги по передаче энергии по электросетям РАО и постоянное увеличение отпускного тарифа на приобретение электроэнергии на ФОРЭМ. На федеральном оптовом рынке энергии и мощности ОАО «Тверьэнерго» покупает три четверти энергии по цене 38,7 коп. Средняя себестоимость 1 кВтч электроэнергии по «Тверьэнерго» в сентября 2002 года составила 78,1 коп.
В Тверской области социальная льгота по оплате потребляемой электроэнергии в размере 50 % от действующего тарифа предоставляется энергоснабжаю щей организацией (ОАО «Тверьэнерго») только 49,1 тыс. (3 % населения области) жителей, проживающих в 30-ти километровой зоне вокруг Калининской АЭС.
Реформирование электроэнергетической отрасли предполагает снижение тарифов за счет уменьшения количества посредников на рынке электроэнергии, однако в Тверской области это сделать проблематично, поскольку в этом случае выстоявшие в конкурентной борьбе организации, по мнению энергетиков, могут не справиться с возрастающими нагрузками по транспортировке электроэнергии до потребителя — область имеет протяженную территорию. Большие расстояния сказываются и на увеличении потерь при транспортировке электроэнергии в отдаленные районы. Из-за удручающего состояния электрических сетей объем потерь доходит до половины объема производимой электроэнергии. Это значит, что более 200 млн. рублей ежегодных потерь покрываются потребителями через тарифы.
По данным энергетиков, износ оборудования на предприятиях «Тверьэнерго» составляет более 70 %, такое же положение и на Конаковской ГРЭС. На Тверской ТЭЦ-4 демонтированы два выработавших свой ресурс котла, но денег на замену котлов, каждый из которых стоит 120 млн. рублей, нет. Пришли в негодное состояние электроустановки на селе. Если не принять срочных мер по ремонту и модернизации оборудования, к 2005 году энергетических мощностей может не хватить для обеспечения потребностей населения и производства. К тому же усиливаются риски технологических отказов в работе оборудования и угрозы остаться без тепла и света.
РАО «ЕЭС» пока не предлагает, как решить острую проблему хищений проводов и сетевого оборудования. На сегодняшний день 156 населенных пунктов Тверской области остаются без электроэнергии из-за того, что похищены провода. Причем количество хищений, несмотря на принимаемые меры, практически не уменьшается: в 1999 году украдено 1360 км проводов;в 2000 году-1340 км (или 165 т алюминия); в 2001 году — 1321 км. (или 173 т алюминия).
В прошлом году разграблено 59 трансформаторных подстанций. Приведенные данные говорят о низкой эффективности мер, принимаемых как в борьбе с хищениями, так и в сфере упорядочения заготовки, переработки и транспортировки лома цветных металлов. В денежном исчислении убытки от хищений исчисляются значительными суммами: в 2000 году — 20,2 млн. рублей, в 2001 году — 18, 4 млн. рублей. На восстановление электрических сетей в период с 01.06.2001 года по 01.06.2002 года затрачено 12 млн. рублей. Электроснабжение восстановлено в 431 населенном пункте.
Период интенсивного использования газа в энергетике заканчивается. Хотя потребление газа в топливном балансе области и сейчас составляет порядка 80 %, наметилась принудительная тенденция к снижению. «Межрегионгаз» постоянно уменьшает лимиты на газ для потребителей области, мотивируя это неоплачиваемым спросом. «Тверьэнерго» вынуждено выходить на рынок покупки газа. Там цены в полтора раза выше, что отражается на росте тарифов на теплоэлектроэнергию.
К снижению поставок газа и переводу электростанций, котельных на другие виды топлива энергопотребители области не готовы: нужны реконструкция, другие оборудование и технология. Торфяная отрасль в глубоком кризисе, шахты закрыты. Но альтернативы на ближайшие годы нет, придется вернуться к сжиганию торфа и угля.
Информация о перспективах реформирования ОАО «Тверьэнерго» представлена в приложении № 1.
Выводы и предложения
1. Фактически уже начавшийся процесс реформирования РАО ЕЭС срочно нуждается в правовом регулировании. Поэтому законопроекты о реформировании электроэнергетики необходимо принять.
Ориентируясь на правительственный вариант пакета законопроектов по электроэнергетике, принятый Государственной Думой в первом чтении, на наш взгляд, целесообразно в проекты законов внести следующие поправки:
— защитить интересы потребителей, тех, кто нуждается в повышенном государственном внимании;
— запретить энергокомпаниям в одностороннем порядке расторгать договоры об энергоснабжении и отключать электроэнергию на объектах социального и военно-стратегического характера;
— решить вопросы о запрете веерных отключений и прекращении авансовых платежей;
— выделить государственно и социально важные объекты энергетики — АЭС, ГРЭС, ГЭС и крупные ТЭЦ в государственную генерирующую компанию, которая под жестким административным контролем обеспечивала бы энергетические потребности обороны, бюджетных учреждений и населения;
— прописать в законе, что атомные станции должны быть только в государственной собственности;
— закрепить в полной госсобственности центральное диспетчерское управление, а в преимущественной — федеральную сетевую компанию.
2. Реформирование электроэнергетики в рамках выработанного трехсторонней рабочей группой пакета законопроектов, направленное на создание конкурентной среды, снижение тарифов и повышение надежности электроснабжения, позволит преодолеть кризисные явления в этой отрасли и стимулировать развитие экономики Тверской области.
При этом важным является соблюдение условий, при которых субъекту федерации не отводилась бы роль стороннего наблюдателя за преобразованиями на его же территории, а учитывались бы в полной мере социально-экономическое положение, уровень доходов населения и экологическая нагрузка на регион, созданная энергообъектами.
Ряд полномочий по управлению электроэнергетикой должен быть передан регионам, например, регулирование сбытовых надбавок, тарифа на передачу электроэнергии по распределительным сетям и тарифа на тепловую энергию, а также назначение руководителей РЭКов. Надо найти механизмы сдерживания, когда п’олучастный энергомонополист РАО, занимающий монопольное положение в жизненно важной отрасли, при желании может диктовать свою волю властям любого уровня. Необходимо разобраться с тем, кому достанутся многолетние задолженности муниципалитетов — государству или РАО. РАО «ЕЭС» не имеет права требовать долги за тот период, когда оно само было в государственной собственности.
Было бы целесообразным:
— урегулировать на законодательном уровне проблемы налоговых поступлений от Калининской АЭС в консолидированный бюджет Тверской области и областной бюджет;
— вернуться к составлению в полном объеме топливно-энергетических балансов Тверской области;
— разработать и принять областную целевую программу о развитии торфяного производства Тверской области;
— заслушать на заседании Законодательного Собрания в порядке контроля информацию «О ходе выполнения закона Тверской области от 28.06.2001 № 154-03-2 «Об энергосбережении в Тверской области».