Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

Организация стратегического управления развитием предприятий в условиях инновационных преобразований статья из журнала

Март9

 

 

Современные инновационные преобразова­ния реализуются с использованием метода про­ектного управления. Цели организации управ­ления проектом развития включают:

• обеспечение взаимодействия и согласова­ния локальных проектов;

• разделение ролей и ответственности испол­нителей;

• определение ответственности за принятие решений;

• обеспечение эффективного распределения информации и объемов работ;

• обеспечение гибкости использования ме­тодов и ресурсов.

Рассмотрим систему факторов стратегичес­кого управления развитием предприятия в усло­виях инновационных преобразований. Фактора­ми, обеспечивающими развитие предприятия, яв­ляются следующие:

1)   стратегии развития;

2)   персонал (потенциал, корпоративная куль­тура, технологии управления);

3)   структура управления (тип, коммуника­ции);

4)   технология производства товаров;

5)   концепция товара (виды бизнеса);

6)   конкурентные преимущества;

7)   инфраструктура;

8)   информационные технологии (коммуни­кации);

9)   реинжиниринг бизнес-процессов.

Алгоритм разработки стратегического управ­ления развитием предприятия в условиях иннова­ционных преобразований представлен на рис. 1.

Для достижения эффективного взаимодей­ствия необходимо:

• обеспечить взаимодействие между менед­жером проекта и функциональным руководством;

• установить правила формального взаимо­действия между участниками проекта. Основной смысл проектной концепции управления заклю­чается в делегировании власти и возложении от­ветственности за достижение целей на опреде­ленных руководителей — менеджера проекта и ключевых членов команды. Основная проблема проектной концепции заключается в создании эффективной временной системы управления, которая должна функционировать совместно с основной системой управления на предприятии.

После планирования проекта и определения его ресурсных и финансовых показателей начи­нается фаза реализации проекта.

Должности основных членов команды проекта различаются в зависимости от типа проекта. В каж­дом проекте нужно определить специалистов, дея­тельность которых важна для успеха проекта в це­лом. Это, например, члены высшего руководства организации, контролирующие проект; специалис­ты, обладающие специфической квалификацией, необходимой для достижения результатов проекта. В любом случае организационная структура управ­ления должна обеспечивать прямой контакт менед­жера проекта с данными специалистами.

Рассмотрим формирование команды разра­ботчиков проекта развития.

Рабочие группы являются организационным ядром преобразований, в связи с чем их форми­рование и эффективная работа должны являться заботой генерального директора. На самом верху создается так называемый руководящий коми­тет, в состав которого входят:

• генеральный директор, функция которого состоит в обеспечении контроля за осуществле­нием проекта;

• заместитель директора по финансам, отве­чающий за координацию работ по проекту;

« главный бухгалтер, разрабатывающий под-держивающие новую структуру процедуры учета;

* главный экономист, занимающийся разра­боткой и внедрением финансовых систем: расче­ты с бюджетом, система критериев оценки эф­фективности, внутреннее ценообразование и т.д.;

* заместитель генерального директора по кад­рам и безопасности, отвечающий за кадровые воп­росы.

Руководящий комитет периодически встре­чается с руководителями различных подразделе­ний, чтобы следить за ходом внедрения програм­мы инновационных преобразований.

В период перехода от старой структуры к новой с целью устранения неизбежных неувя­зок следует создать также так называемый вре­менный комитет под руководством финансового директора, состоящий из директоров бизнес-еди­ниц, руководителей подразделений совместного использования и центральных служб. Времен­ный комитет обязан решать все текущие пробле­мы, возникающие на предприятии в период про-ведения преобразований. Временный комитет разрабатывает бизнес-план будущих преобразо­ваний. План рассматривается, утверждается ру-

ководящим комитетом и принимается всеми ру­ководителями подразделений. Планируемый пе­риод делят в плане на три этапа: подготовка пред­ложений для новой организации; разработка до­кументации и создание новой организации; на­чало полноценного функционирования новой организации.

Рассмотрим подготовку проекта развития к запуску.

Основной задачей данного этапа является обеспечение информирования сотрудников о предстоящих инновационных преобразованиях, стимулов для их активного участия в процессе, а также решения задач в каждом подразделении. Наиболее эффективным методом решения этой задачи является информирование через руково­дителей всех уровней. Сначала проводят собра­ния в крупных коллективах с тем, чтобы их ру- J ководители поговорили об этом со своими под­чиненными. Те, в свою очередь, должны прове­сти собрания для информирования и мотиваций своих подчиненных и т.д. Сотрудникам, в пер­вую очередь, нужно объяснить причины, по ко­торым программа преобразований необходима- I Кроме того, следует четко объяснить, что в пер* |

•пектине все будет строиться на эффективности «аботы каждого и тот, кто сумеет проявить ини-иатнву, может рассчитывать на достойное воз-„яраждение.

Необходимо с самого начала обеспечить сти­мулы для всех руководителей, чтобы заинтере­совать их в осуществлении программы преобра­зований. Должна быть, в частности, разработана «ременная система стимулирования: премии ру­ководителям должны начисляться в зависимос­ти от успехов их подразделений з период прове­дения реструктуризации. Основными критерия­ми должны стать своевременное выполнение зап­ланированных действий, умение найти оптималь­ное решение непредвиденных проблем, реальная поддержка преобразований не на словах, а на деле и, конечно, достигнутые преобразования.

С целью реального управления процессом следует постоянно контролировать определенные ключевые показатели: еженедельный объем про­даж, уровень товарно-материальных запасов, дви­жение денежных средств и т.п. Для решения этой задачи следует разработать форму еженедельно­го отчета о ключевых показателях с представле­нием ее генеральному директору. Следует заме­тить, что для ведения подобных форм разрабо­таны специальные компьютерные программы.

Прежде всего, надо формализовать в виде специального Положения цели, задачи и функ­ции стратегического управления развитием пред­приятия в условиях реструктуризации (см. рис. 3). Дтя решения вопросов стратегического управле­ния необходимо подготовить специалистов, вла­деющих функциями стратегического управления.

Сбор данных, анализ информации и приня­тие решений вырабатываются до начала осуще­ствления проекта с участием всех заинтересован­ных сторон. Система руководства проектом дол­жна обеспечивать корректирующие воздействия по мере необходимости.

Основные принципы построения эффектив­ной системы контроля заключаются в наличии:

  четких планов и программ мероприятий Развития;

  ясной системы контроля процесса реструк­туризации и отчетности;

  эффективной системы анализа фактичес­ких показателей и тенденций;

  эффективной системы реагирования на воз­никающие вопросы и проблемы.

В процессе контроля следует выделить три основных шага:

  отслеживание фактического состояния ра­бот — сбор и документирование фактических дан­ных;

  анализ результатов и оценка перспектив (с необходимыми прогнозами);

  корректирующие действия.

Подвергнуться изменениям могут цели, пла­ны и организация проекта, использование ре­сурсов, партнерство, используемые стандарты, внешние факторы, влияющие на проект.

Методика управления изменениями должна регламентировать прохождение изменения через пять основных стадий: описание, оценка, одоб­рение и утверждение, реализация, подтвержде­ние результативности.

Реструктуризация системы управления в на­шем проекте развития предприятия предполагает:

  оптимизацию бизнес-процессов, т.е. дея­тельности по выпуску продукции (услуг) от мо­мента получения заказа до передачи продукции потребителю;

  оптимизацию процессов управления на ос­нове реинжиниринга;

  совершенствование организационной структуры предприятия;

» реорганизацию системы управления капи­талом и финансами;

  выявление «точек роста», т.е. наиболее эф­фективных и быстроокупаемых направлений раз­вития бизнеса (предприятия) с возможной пос­ледующей реорганизацией и диверсификацией бизнеса.

Главная цель предлагаемых мероприятий -совершенствование предприятия как целостного организма, что позволяет

  повысить управляемость и эффективность работы предприятия;

  снизить издержки, увеличить объем про­даж;

  укрепить конкурентные позиции предпри­ятия;

  привлечь инвесторов.

В настоящее время в проектах стратегичес­кого развития применяется большое количество относительно новых методологических подходов, используемых на различных этапах и для раз­личных целей.

Система методов, применяемых при инно­вационных преобразованиях, является сложной проблемой. Ее методология включает стандарт­ные методы стратегического анализа и организа­ционного проектирования.. Определенный ин­терес представляет стратегический инструмента­рий, применяемый в управлении развитием пред­приятия (рис. 4).

Подход к предприятию как к сложной сис­теме определяет комплексность и системность применяемых методов. Нельзя реорганизовывать

отдельные аспекты предприятия без учета его системности, комплексности и целостности.

Реструктуризация — сложное и ответствен­ное дело для организации, поэтому большое зна­чение имеет формирование адекватного внешним и внутренним условиям организационного про­екта.

Параметры информационных ресурсов: « информационное обеспечение производства товаров и услуг;

• информационное обеспечение НИ ОКР;

• информационное обеспечение управления организацией.

Параметры финансовых ресурсов:

• надежность и достаточность финансовых ресурсов;

• степень зависимости от привлекаемых ис­точников финансирования.

Параметр стратегического потенциала орга­низации:

• соответствие стратегического потенциала организации ее целям и формированию конку­рентных преимуществ.

Рассмотрим типологию отношения работни­ков к изменениям в организации. Отношение персонала к изменениям организационной куль­туры:

1) отношение различных категорий сотруд­ников к проекту изменений:

• заинтересованность;

• поддержка, сомнения, возражения;

• сопротивление изменениям;

• представление о возможных благоприят­ных и отрицательных последствиях «для дела», для персонала, для себя лично.

2) круг лиц — участников изменений (актив­ные, пассивные);

3)  отношение различных категорий персо­нала к процессу осуществления изменений:

• динамика отношения — улучшается или ухудшается от стадии к стадии;

• сопротивление процессу изменений;

• отношение к объективному содержанию вводимых изменений;

• отношение к последствиям изменений, ка­сающихся самих работников (изменения стату­са, квалификации, оплаты и т.п.).

Степень осуществления изменений и их эф­фективность:

1) сопоставительный перечень изменений-планировавшихся и фактически достигнутых! факторы, которые способствовали этому;

2)  нереализованные изменения; причины этого;

3)  отмеченные отклонения от плана прове­дения изменений: по срокам, последовательнос­ти решения, исполнителям и др.;

4)  существенные изменения содержания • 1 процессе осуществления изменений: отказ от оД* 1 них элементов, реализация других более неоо* I ходимых и ранее не намечавшихся;

5) конечный положительный результат: эко* номический, социальный, управленческий, пси* j хологический, экологический эффект;

6) случайные явления:

• форс-мажорные обстоятельства;

• внешняя политика иностранных государств -партнеров по бизнесу:

• демографические сдвиги;

а научно-технические достижения. Внутренние сигналы о возможных измене-jjmix состояния организации:

1) параметры технических ресурсов органи­зации:

• средства технологического оснащения;

• сырье, материалы, полуфабрикаты:

2) параметры технологических ресурсов; уро­вень НИОКР:

• технология изготовления товаров и услуг;

• технологические карты процессов;

3) параметры кадровых ресурсов:

• работники, определяющие цели и страте­гии организации;

• работники, обеспечивающие достижение це­лей организации;

4) параметры пространственных ресурсов:

• территория и инфраструктура организации:

• производственные и непроизводственные здания;

• сооружения и инженерные коммуникации;

5)  параметры ресурсов организационной структуры организации:

• степень адекватности управленческих воз­действий по уровням иерархии;

• степень автономии лиц, принимающих ре­шения на каждом уровне;

• степень гибкости организационной струк­туры системы управления организацией.

Процесс проведения реструктуризации но­сит универсальный характер и основывается на механизме стратегического управления, свой­ственном реализации сложных проектов.

 

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция