Организация стратегического управления развитием предприятий в условиях инновационных преобразований статья из журнала
Современные инновационные преобразования реализуются с использованием метода проектного управления. Цели организации управления проектом развития включают:
• обеспечение взаимодействия и согласования локальных проектов;
• разделение ролей и ответственности исполнителей;
• определение ответственности за принятие решений;
• обеспечение эффективного распределения информации и объемов работ;
• обеспечение гибкости использования методов и ресурсов.
Рассмотрим систему факторов стратегического управления развитием предприятия в условиях инновационных преобразований. Факторами, обеспечивающими развитие предприятия, являются следующие:
1) стратегии развития;
2) персонал (потенциал, корпоративная культура, технологии управления);
3) структура управления (тип, коммуникации);
4) технология производства товаров;
5) концепция товара (виды бизнеса);
6) конкурентные преимущества;
7) инфраструктура;
8) информационные технологии (коммуникации);
9) реинжиниринг бизнес-процессов.
Алгоритм разработки стратегического управления развитием предприятия в условиях инновационных преобразований представлен на рис. 1.
Для достижения эффективного взаимодействия необходимо:
• обеспечить взаимодействие между менеджером проекта и функциональным руководством;
• установить правила формального взаимодействия между участниками проекта. Основной смысл проектной концепции управления заключается в делегировании власти и возложении ответственности за достижение целей на определенных руководителей — менеджера проекта и ключевых членов команды. Основная проблема проектной концепции заключается в создании эффективной временной системы управления, которая должна функционировать совместно с основной системой управления на предприятии.
После планирования проекта и определения его ресурсных и финансовых показателей начинается фаза реализации проекта.
Должности основных членов команды проекта различаются в зависимости от типа проекта. В каждом проекте нужно определить специалистов, деятельность которых важна для успеха проекта в целом. Это, например, члены высшего руководства организации, контролирующие проект; специалисты, обладающие специфической квалификацией, необходимой для достижения результатов проекта. В любом случае организационная структура управления должна обеспечивать прямой контакт менеджера проекта с данными специалистами.
Рассмотрим формирование команды разработчиков проекта развития.
Рабочие группы являются организационным ядром преобразований, в связи с чем их формирование и эффективная работа должны являться заботой генерального директора. На самом верху создается так называемый руководящий комитет, в состав которого входят:
• генеральный директор, функция которого состоит в обеспечении контроля за осуществлением проекта;
• заместитель директора по финансам, отвечающий за координацию работ по проекту;
« главный бухгалтер, разрабатывающий под-держивающие новую структуру процедуры учета;
* главный экономист, занимающийся разработкой и внедрением финансовых систем: расчеты с бюджетом, система критериев оценки эффективности, внутреннее ценообразование и т.д.;
* заместитель генерального директора по кадрам и безопасности, отвечающий за кадровые вопросы.
Руководящий комитет периодически встречается с руководителями различных подразделений, чтобы следить за ходом внедрения программы инновационных преобразований.
В период перехода от старой структуры к новой с целью устранения неизбежных неувязок следует создать также так называемый временный комитет под руководством финансового директора, состоящий из директоров бизнес-единиц, руководителей подразделений совместного использования и центральных служб. Временный комитет обязан решать все текущие проблемы, возникающие на предприятии в период про-ведения преобразований. Временный комитет разрабатывает бизнес-план будущих преобразований. План рассматривается, утверждается ру-
ководящим комитетом и принимается всеми руководителями подразделений. Планируемый период делят в плане на три этапа: подготовка предложений для новой организации; разработка документации и создание новой организации; начало полноценного функционирования новой организации.
Рассмотрим подготовку проекта развития к запуску.
Основной задачей данного этапа является обеспечение информирования сотрудников о предстоящих инновационных преобразованиях, стимулов для их активного участия в процессе, а также решения задач в каждом подразделении. Наиболее эффективным методом решения этой задачи является информирование через руководителей всех уровней. Сначала проводят собрания в крупных коллективах с тем, чтобы их ру- J ководители поговорили об этом со своими подчиненными. Те, в свою очередь, должны провести собрания для информирования и мотиваций своих подчиненных и т.д. Сотрудникам, в первую очередь, нужно объяснить причины, по которым программа преобразований необходима- I Кроме того, следует четко объяснить, что в пер* |
•пектине все будет строиться на эффективности «аботы каждого и тот, кто сумеет проявить ини-иатнву, может рассчитывать на достойное воз-„яраждение.
Необходимо с самого начала обеспечить стимулы для всех руководителей, чтобы заинтересовать их в осуществлении программы преобразований. Должна быть, в частности, разработана «ременная система стимулирования: премии руководителям должны начисляться в зависимости от успехов их подразделений з период проведения реструктуризации. Основными критериями должны стать своевременное выполнение запланированных действий, умение найти оптимальное решение непредвиденных проблем, реальная поддержка преобразований не на словах, а на деле и, конечно, достигнутые преобразования.
С целью реального управления процессом следует постоянно контролировать определенные ключевые показатели: еженедельный объем продаж, уровень товарно-материальных запасов, движение денежных средств и т.п. Для решения этой задачи следует разработать форму еженедельного отчета о ключевых показателях с представлением ее генеральному директору. Следует заметить, что для ведения подобных форм разработаны специальные компьютерные программы.
Прежде всего, надо формализовать в виде специального Положения цели, задачи и функции стратегического управления развитием предприятия в условиях реструктуризации (см. рис. 3). Дтя решения вопросов стратегического управления необходимо подготовить специалистов, владеющих функциями стратегического управления.
Сбор данных, анализ информации и принятие решений вырабатываются до начала осуществления проекта с участием всех заинтересованных сторон. Система руководства проектом должна обеспечивать корректирующие воздействия по мере необходимости.
Основные принципы построения эффективной системы контроля заключаются в наличии:
• четких планов и программ мероприятий Развития;
• ясной системы контроля процесса реструктуризации и отчетности;
• эффективной системы анализа фактических показателей и тенденций;
• эффективной системы реагирования на возникающие вопросы и проблемы.
В процессе контроля следует выделить три основных шага:
• отслеживание фактического состояния работ — сбор и документирование фактических данных;
• анализ результатов и оценка перспектив (с необходимыми прогнозами);
• корректирующие действия.
Подвергнуться изменениям могут цели, планы и организация проекта, использование ресурсов, партнерство, используемые стандарты, внешние факторы, влияющие на проект.
Методика управления изменениями должна регламентировать прохождение изменения через пять основных стадий: описание, оценка, одобрение и утверждение, реализация, подтверждение результативности.
Реструктуризация системы управления в нашем проекте развития предприятия предполагает:
• оптимизацию бизнес-процессов, т.е. деятельности по выпуску продукции (услуг) от момента получения заказа до передачи продукции потребителю;
• оптимизацию процессов управления на основе реинжиниринга;
• совершенствование организационной структуры предприятия;
» реорганизацию системы управления капиталом и финансами;
• выявление «точек роста», т.е. наиболее эффективных и быстроокупаемых направлений развития бизнеса (предприятия) с возможной последующей реорганизацией и диверсификацией бизнеса.
Главная цель предлагаемых мероприятий -совершенствование предприятия как целостного организма, что позволяет
• повысить управляемость и эффективность работы предприятия;
• снизить издержки, увеличить объем продаж;
• укрепить конкурентные позиции предприятия;
• привлечь инвесторов.
В настоящее время в проектах стратегического развития применяется большое количество относительно новых методологических подходов, используемых на различных этапах и для различных целей.
Система методов, применяемых при инновационных преобразованиях, является сложной проблемой. Ее методология включает стандартные методы стратегического анализа и организационного проектирования.. Определенный интерес представляет стратегический инструментарий, применяемый в управлении развитием предприятия (рис. 4).
Подход к предприятию как к сложной системе определяет комплексность и системность применяемых методов. Нельзя реорганизовывать
отдельные аспекты предприятия без учета его системности, комплексности и целостности.
Реструктуризация — сложное и ответственное дело для организации, поэтому большое значение имеет формирование адекватного внешним и внутренним условиям организационного проекта.
Параметры информационных ресурсов: « информационное обеспечение производства товаров и услуг;
• информационное обеспечение НИ ОКР;
• информационное обеспечение управления организацией.
Параметры финансовых ресурсов:
• надежность и достаточность финансовых ресурсов;
• степень зависимости от привлекаемых источников финансирования.
Параметр стратегического потенциала организации:
• соответствие стратегического потенциала организации ее целям и формированию конкурентных преимуществ.
Рассмотрим типологию отношения работников к изменениям в организации. Отношение персонала к изменениям организационной культуры:
1) отношение различных категорий сотрудников к проекту изменений:
• заинтересованность;
• поддержка, сомнения, возражения;
• сопротивление изменениям;
• представление о возможных благоприятных и отрицательных последствиях «для дела», для персонала, для себя лично.
2) круг лиц — участников изменений (активные, пассивные);
3) отношение различных категорий персонала к процессу осуществления изменений:
• динамика отношения — улучшается или ухудшается от стадии к стадии;
• сопротивление процессу изменений;
• отношение к объективному содержанию вводимых изменений;
• отношение к последствиям изменений, касающихся самих работников (изменения статуса, квалификации, оплаты и т.п.).
Степень осуществления изменений и их эффективность:
1) сопоставительный перечень изменений-планировавшихся и фактически достигнутых! факторы, которые способствовали этому;
2) нереализованные изменения; причины этого;
3) отмеченные отклонения от плана проведения изменений: по срокам, последовательности решения, исполнителям и др.;
4) существенные изменения содержания • 1 процессе осуществления изменений: отказ от оД* 1 них элементов, реализация других более неоо* I ходимых и ранее не намечавшихся;
5) конечный положительный результат: эко* номический, социальный, управленческий, пси* j хологический, экологический эффект;
6) случайные явления:
• форс-мажорные обстоятельства;
• внешняя политика иностранных государств -партнеров по бизнесу:
• демографические сдвиги;
а научно-технические достижения. Внутренние сигналы о возможных измене-jjmix состояния организации:
1) параметры технических ресурсов организации:
• средства технологического оснащения;
• сырье, материалы, полуфабрикаты:
2) параметры технологических ресурсов; уровень НИОКР:
• технология изготовления товаров и услуг;
• технологические карты процессов;
3) параметры кадровых ресурсов:
• работники, определяющие цели и стратегии организации;
• работники, обеспечивающие достижение целей организации;
4) параметры пространственных ресурсов:
• территория и инфраструктура организации:
• производственные и непроизводственные здания;
• сооружения и инженерные коммуникации;
5) параметры ресурсов организационной структуры организации:
• степень адекватности управленческих воздействий по уровням иерархии;
• степень автономии лиц, принимающих решения на каждом уровне;
• степень гибкости организационной структуры системы управления организацией.
Процесс проведения реструктуризации носит универсальный характер и основывается на механизме стратегического управления, свойственном реализации сложных проектов.