Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ В РОССИИ статья из журнала

Март9

 

Охрана природы осуществляется одновременно с рациональ­ным природопользованием в следующих двух важнейших направ­лениях: сведение к минимуму вредных воздействий на природу со стороны производственной деятельности и осуществление мер, стимулирующих нормальное функционирование биосферы и со­ставляющих ее экосистем. В последние десятилетия проводились экологические исследования особенностей структуры и законо­мерностей функционирования многих естественных природных экосистем, степени их устойчивости к антропогенным воздействи­ям. Были изучены механизмы поддержания оптимального дина­мического равновесия газов в атмосфере, гидрологического ре­жима в биосфере, оптимизации почвообразовательных процессов. Человек научился создавать высокопродуктивные искусственные экосистемы.

Эти достижения экологии и охраны природы имеют огромное значение, потому что в нашей стране начинается новый этап со­циально-экономического развития общества, а человечество всту­пает в период, когда любую производственную деятельность необ­ходимо соизмерять с возможностями биосферы, научиться управ­лять процессами, происходящими в ней. По мнению академика С.С.Шварца, «экология на наших глазах становится основой по­ведения человека индустриального общества в природе». Это пове­дение должно быть нормировано законодательными актами, меж­дународными соглашениями.

В Российской Федерации охрану, контроль и регулирование ра­ционального использования природных ресурсов и окружающей среды осуществляют федеральные органы исполнительной власти (Правительства Российской Федерации), Министерство природных ресурсов, Государственный комитет по метеорологии и монито­рингу окружающей среды (Госгидромет), Федеральная служба лес­ного хозяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет сани­тарно-эпидемиологического надзора РФ, соответствующие депар­таменты Министерства сельского хозяйства РФ (Департамент по охране и рациональному использованию ресурсов охотничьих жи­вотных и Департамент по рыболовству), Министерства здраво­охранения РФ и др.

Рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды в 89 субъектах РФ осуществляют органы ис­полнительной власти регионов и территориальные органы. Все эти организации относительно молоды, и они были созданы в по­следнее десятилетие.

Для национальной политики в области охраны природы и ра­ционального природопользования на современном этапе развития России характерны реформирование органов управления приро­допользования и охраны окружающей среды, внедрение в управ­ление использования природных ресурсов и природоохранную практику преимущественно экономических методов воздействия на деятельность предприятий, организаций, объединений. Необ­ходимо использование методов, основанных на платности приро­допользования, возмещении нанесенного природе экологического ущерба.

Деятельность органов исполнительной власти осуществляется на основе законов, постановлений и решений, имеющих законо­дательный характер. Общегосударственные правовые установле­ния в отношении рационального природопользования и охраны окружающей среды содержатся в Конституции Российской Феде­рации (1993).

Для решения природоохранных проблем большое значение имеет действующий сейчас Закон РСФСР «Об охране окружаю­щей природной среды» (декабрь 1991). В 1993 г. был издан поста­тейный комментарий к этому закону России. В соответствии с этим законом оценку состояния окружающей среды, в том числе и в чрезвычайных экологических ситуациях, необходимо проводить не только с позиций охраны здоровья населения, но и с учетом осо­бенностей функционирования естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Закон предусматри­вает организацию экологического контроля за состоянием окру­жающей природной среды, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, почв, за возможными последствиями этих за­грязнений для растений, животных и человека.

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных терри­ториях» (февраль 1995) регулирует отношения в области их орга­низации, охраны и использования таких территорий для сохране­ния уникальных и типичных природных комплексов и объектов, растений и животных, их генетического фонда, для изучения есте­ственных процессов в биосфере и для контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения. «Особо охра­няемые природные территории — участки земли, водной поверх­ности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое приро­доохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решением  органов

государственной власти полностью или частично из хозяйствен­ного использования и для которых установлен режим особой ох­раны». Закон определяет категории и статус особо охраняемых природных территорий: заповедников (в том числе биосферных), национальных и природных парков, заказников, памятников при­роды и некоторых других.

Этот закон определяет порядок образования особо охраняе­мых природных территорий, особенности их правового положе­ния, режим охраны, порядок ведения Государственного кадастра этих территорий. Особо охраняемые природные территории от­носятся к объектам общенационального достояния и в зависимо­сти от категории являются собственностью федеральной, субъек­тов РФ или муниципальных образований.

Земельный кодекс России (май 1991) упростил порядок изъятия земельных участков в пользование, собственность и аренду лиц и организаций, участков и земель в лесах первой группы для госу­дарственных и общественных нужд. Новое земельное законода­тельство обеспечивает сохранение наиболее ценных природных объектов, особо охраняемых природных территорий.

Лесной кодекс РФ (январь 1997) устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводст­ва лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.

В Лесном кодексе леса подразделяются на группы и категории в соответствии с их экологическим, социальным и экономическим значением. Это важно для рационального использования и охра­ны лесных ресурсов.

Лесным кодексом установлены общие требования к ведению лесного хозяйства: сохранение и усиление средообразующих, во­доохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровитель­ных и иных полезных свойств лесов; воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов и др.

Важным правовым актом, регламентирующим рациональное использование и охрану водных ресурсов, является Водный ко­декс РФ (октябрь 1995), которым устанавливается государствен­ная собственность на большинство водных объектов.

Государственные органы управления по использованию и ох­ране водных объектов имеют следующие полномочия: они опре­деляют порядок установления водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов и режима использования их территории; определяют режим особо охраняемых водных объек­тов, находящихся в федеральной собственности; проводят госу­дарственные экспертизы предпроектных и проектных документов на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объ­ектов, влияющих на состояние водных объектов; осуществляют государственный мониторинг водных объектов, их охрану от за­грязнения.

Водоохранные зоны водных объектов, которые служат источ­никами питьевого водоснабжения или местами нереста ценных видов рыб, объявляются особо охраняемыми территориями в по­рядке, установленном Правительством России.

Федеральный закон «О животном мире» (апрель 1995) регули­рует отношения в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды обитания животных в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для суще­ствования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

Происходящая перестройка государственного управления при­родопользованием и охраной окружающей природной среды долж­на обеспечить формирование современного эколого-природоохран-ного законодательства, создать благоприятные условия для дейст­венной охраны целостных природных комплексов (в отличие от преобладавшей ранее поресурсной формы охраны природы), упо­рядочения системы особо охраняемых природных территорий (отход от прежней чрезвычайной их множественности), усиления охраны живой природы.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция