ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ статья из журнала
ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ
Особенности врачебной деятельности, основанной на взаимном доверии больного и врача, которому больной вверяет свое здоровье, а иногда и жизнь, на желании врача облегчить страдания больного, породили особые нормы поведения врача: врачебную этику и деонтологию.
Врачебная этика (от греческого ethos — обычай, нрав, характер) как часть общей этики рассматривает вопросы нравственности врача, включая совокупность норм его поведения и морали, чувство профессионального долга и чести, совести и достоинства врача.
Врачебная этика охватывает не только группу вопросов о взаимоотношениях врачей с больными, их родственниками, с другими медицинскими работниками коллективом, обществом, но и определенные нормы поведения врача в быту, его высокую культуру, человеколюбие, физическую и моральную чистоплотность и т. д.
Врачебная мораль предусматривает отдельные отступления от некоторых общих этических норм во имя интересов больного. Например, моральная норма правдивости не исключает в медицине целительной лжи во благо больного, а требования искренности и честности не позволяют разглашения врачебной тайны.
Врачебная этика, как и этика вообще, является отражением общественных, классовых отношении. Правда, во врачебной этике классовые отношения затушеваны и менее заметны. Этому способствуют отдельные требования врачебной этики, например, правила, отраженные в клятве Гиппократа и факультетском обещании, которые сами по себе не носят классового характера. Не усвоив этих элементарных общеврачебных норм поведения, выработанных на протяжении всей истории медицины, нельзя стать полноценным в моральном отношении врачом.
Конечно, авторитет врача зависит прежде всего от него самого и авторитета других медицинских работников. Он базируется па знаниях и сердечности врача, умении найти правильный подход к больному. С первых дней своей деятельности врач должен проникнуться чувством долга и самоотверженности, повинуясь которому, он будет спешить на помощь к больному невзирая на расстояние, непогоду, отсутствие транспорта и т. д. Врач обязан превыше всего соблюдать интересы больного, не должен считаться со временем для оказания помощи. Нередко врач остается в отделении после окончания своего рабочего дня, иногда не отходя от постели больного в течение нескольких суток, и самой большой наградой ему является благодарность выздоравливающего человека.
Врач должен быть исключительно доброжелательным, человечным. Сердечность — наилучшее средство профилактики формализма, который, к сожалению, еще встречается в медицинской среде.
Врачебная деонтология. Под врачебной (медицинской) деонтологией (от греческого deon — должное) следует понимать принципы поведения медицинских работников, направленные на максимальное повышение пользы лечения и устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы. Врачебная деонтология является частью врачебной этики, врачебной морали. Она охватывает ряд вопросов: взаимоотношения врача с больным и его родственниками, взаимоотношения врачей между собой и с подчиненным медицинским персоналом и т. д.
Медицинская деонтология включает в себя учение долге не только врачей, но и других медицинских работников: фельдшеров, медицинских сестер, санитарок, лаборантов. Выполнение ими долга перед больным, перед народом — обязательное условие успешной работы любого лечебно-профилактического учреждения.
Медицинская сестра и санитарка — не просто исполнители назначений врача по лечению и уходу, но и полноправные члены коллектива, понимающие необходимость и пользу своего труда. Они нуждаются в создании определенных условий для систематического повышения уровня профессиональных знаний. Лучше, когда производственная учеба медицинских сестер и санитарок организуется непосредственно в отделении под руководством своих врачей. Вместе с тем врачи, особенно молодые, не должны пренебрегать большим опытом медицинских сестер и санитарок. Этот опыт нередко помогает врачу в правильном подходе к больному, способствует предупреждению диагностических и лечебных ошибок.
М. Я. Мудров говорил: «Умный врач, т. е. чувствующий малость своих познаний и опыта, никогда замечаний сиделок не презрит, но паче, воспользуется ими».
Особенно большое внимание следует уделять подбору и воспитанию старших медицинских сестер, oт которых в значительной степени зависит «стиль работы» среднего и младшего персонала, а следовательно, высокая культура медицинского обслуживания больных, чистота и уют в отделении, отсутствие деонтологических ошибок и т.д.
Лечебная этика и деонтология неразрывно связаны с достижениями медицинской науки и практики здравоохранения, которые в значительной степени зависят от последствий научно-технического прогресса. Эти последствия в первую очередь связаны со стремительной технификацией и продолжающейся специализацией медицины. В лечебных учреждениях широко применяются не только многочисленные приборы для различных видов анализов и отдельных исследований, но и целые кабинеты функциональной диагностики с большим числом сложных приборов и аппаратов. Используются многочисленные приборы для сложных эндоскопических исследований, например зондирование полостей сердца и магистральных сосудов, регистрация в них звуковых или электрических явлений, фиброскопия желудочно-кишечного тракта с выявлением локализации кровоточащей язвы, определением ее гистологического строения, установлением характера опухолевидного образования и т. д. Созданы и успешно применяются диагностические кибернетические системы для распознавания врожденных и приобретенных пороков сердца, заболеваний печени и желудка, автоматические’ кибернетические устройства для управления искусственным дыханием, регулированием уровня кровяного давления во время операции и др.
Широкое применение медицинской техники сопровождается дифференциацией медицины на все более узкие специальности. Уже сейчас насчитывается более 100 различных врачебных специальностей, в связи с чем больному иногда даже трудно отыскать дверь кабинета необходимого врача. Отсюда былой принцип: «врач — больной» заменяется новым: «врач (врачи) — прибор (приборы) — больной», свидетельствующим о новых возможностях медицины.
Обилие врачей-консультантов по узким специальностям, нежелание подумать и разобраться самому ставит иногда лечащего врача в положение врача-диспетчера, пациент которого вынужден в таких случаях лихорадочно спешить из лаборатории в лабораторию, от консультанта к консультанту. Это рассматривается многими больными как неумение или нежелание врача разобраться в его заболевании, порождая недоверие к его знаниям и практическому мастерству. Кроме того, моральная, а иногда и юридическая ответственность за упущения вдиагностике и лечении в таких случаях раскладывается как бы на многих врачей, что может способствовать проявлению со стороны некоторых медицинских работоников элементов халатного отношения к своим обязанностям. Конечно, было бы нелепо сегодня отрицать целесообразность и пользу медицинской техники и специализации, как неверно забывать о целостной терапии и целостной личности больного.