Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

Общественная мысль России XIX — начала XX века статья из журнала

Март9

 

Народнический проект. Народничество рождается в России в 1830-1840-х гг., в период осмысления причин по­ражения декабристов, увлеченных идеями европейского Про­свещения. В эпоху либеральных реформ Александра II на­роднический проект получает наиболее бурное развитие в процессе «критики слева». Основателями народничества стали А.И. Герцен (1812-1870), Н.П.Огарев (1813-1877) и Н.Г. Чернышевский (1828-1889). Начинавшие как западники, эти идеологи постепенно разошлись с либералами в понимании модели будущего развития России. Народники упрекали либеральных западников за отсутствие всякой критики западноевропейской действительности, за идеализацию «бур­жуазных порядков», за апологетику капитализма и европей­ского образа жизни, за признание «прогрессивной роли» западных демократических элит (по замечанию Герцена — «чингис-ханов с телеграфами»). Помимо общего влияния на русское западничество историософских концепций немец­кой философии (Фихте, Шеллинга и особенно Гегеля) на иде­ологов раннего народничества оказали воздействие теоре­тические построения представителей европейского «утопи­ческого социализма» начала XIX в. — Сен-Симона, Фурье и Оуэна. Огромную роль сыграл и собственный, народничес­кий социокультурный анализ национальных моделей хозяй­ства и быта в России.

Основа народнического проекта — концепция «русского общинного социализма». Относясь критически к болезнен­ным процессам становления капитализма в Европе, сопро­вождаемым классовыми битвами, обнищанием низших сло­ев населения, формированием слоя «буржуазных хищни­ков» и расцветом «мещанства», народники «обнаружили» перспективу гармоничного развития России в крестьянской общине. Являясь по своим убеждениям социалистами — сто­ронниками принципа «социальной справедливости» — народ­ники увидели в общине зачатки будущего социализма в России, который возможно реализовать, минуя стадию капитализма.

А.И. Герцену принадлежит обобщенная форму­ла общественного идеала народников: «Мы русским социа­лизмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существую­щего передела полей, от общинного владения и общинного управления, — и идет вместе с работничьей артелью навстре­чу той экономической справедливости, к которой стремится социализм»1. Герцен и его последователи считали перспек­тивным вариантом исторического развития России возмож­ность слияния европейских идей социализма с русской прак­тикой общины.

Народничество имело несколько этапов своего станов­ления: 1830-1850-е гг. — формирование народнической идео­логии в публицистике (Герцен и др.); 1860-е — начало 1870-х гг. — «кружковый» этап; 1874-1876 гг. — «хождение в народ»; 1876-1881 гг. — деятельность нелегальных организаций («Зем­ля и воля», «Черный передел», «Народная воля»); 1880-1890-е гг. -либеральное народничество, «идейная атака» марк­систов на народнический проект; начало XX в. — формирова­ние политических партий на идеологической базе народни­чества (эсеры, партия народников-коммунистов и др.).

На всех этапах среди идеологов народничества были сторонники революционного и эволюционного путей дости­жения идеала социалистического общества, но революцио­неры, как правило, преобладали. Революционные методы борьбы исповедовали Н.Г. Чернышевский, Н.А. Ишутин, И.А. Худяков, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, П.Г. Зайчневский, П.Э. Аргиропуло, М.Л. Михайлов и др.; эволюционные — Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, Н.Н. Обручев, А.А. Слепцов, В.В. Берви-Флеровский, А.В. Долгушин, Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов, ИИ. Каблиц, Я.В.Абрамов и др.

Начиная с 1860-х гг. социальную основу народничества составила разночинная интеллигенция — выходцы из различ­ных сословий русского общества. У разночинцев, получив­ших качественное образование (университетское или сред­нее специальное), присутствовал «комплекс вины» перед простым народом, стремление к солидарности с ним и же­лание коренных перемен «во имя народного счастья».

В социально-политическом спектре России народничество соприкасалось в отдельных элементах с конкурирующими идеологическими проектами: с либералами — в концепции предоставления «гражданских прав» населению, с консер­ваторами — ориентацией на национальные формы жизни и хозяйствования, с марксистами — в стратегии «социалисти­ческого идеала» и обосновании «капитализма» как конфлик­тной системы «социальной несправедливости». Анархисты, вышедшие из среды народников (М.А. Бакунин и его пос­ледователи), разошлись с ними в понимании роли государства. Народники считали важным инициативную роль социалистического (народного) государства в общественных преобразованиях, а анархисты отрицали любые позитивные функции государства, настаивая на его «революционной ликвидации».

Органы печати народников делились на эмигрантские и издававшиеся в России. К первой группе относились: «По­лярная звезда», «Колокол», «Голоса из России», «Вперед», «Русская социально-революционная библиотека», «Набат», «Vorwarts» и др. Ко второй группе изданий относились: «Современник», «Русское слово», «Библиотека казанских сту­дентов», «Вестник народной воли», «Русское богатство», «Неделя», «Былое» и др.

Развитие народнической мысли было тесно связано с практикой освободительного движения, с деятельностью кружков и нелегальных организаций. Здесь необходимо выделить кружки А.И. Герцена, Н.В. Станкевича, М.В. Петрашевского, Н.А. Ишутина, Н.В. Чайковского, П.Г. Заичнев-ского, организации «Общество народного освобождения» (Ткачев), «Земля и воля», «Черный передел» и «Народная воля». Многие сочинения народников напрямую представ­ляли собой программы различных кружков и организаций.

Ключевыми периодами в эволюции народничества стали этап «хождения в народ» и деятельность «Народной воли» (1879-1881 гг.).

Идейную базу «хождения в народ» развивал П.Л. Лав­ров (1823-1900). Он считал социализм результатом истории передовой общественной науки. По этой причине неграмот­ное российское крестьянство никогда не сможет прийти к социализму самостоятельно. Внести в сознание народа идеи социализма — это задача и долг передовой интеллигенции, выполнить который можно лишь действуя на народ непос­редственно, будучи «работником в среде работников»1. Про­свещение народа предполагало поселение революционеров-пропагандистов в деревнях или провинциальных городах в качестве учителей, фельдшеров, писарей и т.п. и планомер­ное, систематическое распространение в народной среде теоретических знаний и социалистических идеалов. Пропа­ганда как метод просвещения, организации и агитации при­знавалась Лавровым основным средством подготовки и осуществления революции.

В середине 1870-х гг. началось активное «хождение в народ», в котором приняло участие несколько тысяч пред­ставителей разночинной молодежи, увлеченных народничес­кой идеологией. Однако пропагандистская работа потерпе­ла крах. Крестьяне воспринимали народников как чужаков, относились настороженно к их «бунтовским речам», неред­ко доносили на них в полицию. В результате, правительство санкционировало открытие уголовного «дела о пропаганде». Следствие, сопровождаемое массовыми арестами, тянулось с 1874 по 1877 гг. и завершилось громким судебным процессом «193-х».

Неудачи «пропагандистов» заставили многих народни­ков пересмотреть тактику революционной борьбы. Идейным вдохновителем «теории политического заговора» стал П.Н. Ткачев (1844-1885). Он выступал как человек «революцион­ного дела» и противник «революционного слова» — пропа­ганды. В отличие от Лаврова, Ткачев полагал, что в России революция уже назрела. Народ ненавидит своих господ, он опутан цепями экономической зависимости, придавлен по­литическим прессом и, «как всякий раб», готов восстать в любую минуту. Ему не хватает лишь внешнего толчка, сиг­нала, инициативы, которую и должна проявить народническая молодежь. Революционное меньшинство должно создать «партию действия», организовать государственный заговор, а после прихода к власти — провести революционные преоб­разования как реализацию «народных чаяний». Революци­онное государство, по убеждению Ткачева, уничтожит реакционные силы, разрушит старые учреждения, стоящие на пути прогресса, экспроприирует орудия производства, пре­образует крестьянскую общину в коммуну, введет обяза­тельную систему общественного воспитания.

П.Н. Ткачев первым в российской общественной мысли использовал институциональный подход к политической партии, определяя ее как «институт-организм» или иерархичную структуру, объединенную идеологией и подчинен­ную фиксированным правилам. Дальнейшее развитие этот подход получил уже в работах В. Ленина, М. Острогорско­го, Р. Михельса и во французской политической социологии второй половины XXв.

Тактические расхождения в среде народников привели к разделу их крупнейшей организации «Земля и воля» (1876-1879) на две отдельные структуры: пропагандистский «Чер­ный передел» (лидеры — Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П. Б. Аксельрод) и заговорщицко-террористическую «Народ­ную волю» (лидеры — А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская). Двухлетний народовольческий период «охо­ты на царя» окончился убийством Александра II 1 марта 1881 г, крахом надежд на «революционный подъем масс пос­ле свержения тирана» и разгромом самой «Народной воли».

В «охранительный период» Александра III народничество продолжает легально существовать в России в двух разно­видностях: «эволюционно-либеральной» и «экономической». Либеральные народники (Я.В. Абрамов, Н.К. Михайловский, П.П. Червинский и др.) были сторонниками «теории малых дел», согласно которой долгом прогрессивной интеллиген­ции является осознание реальных, каждодневных нужд и запросов народа и практическая социальная работа «адрес­ной» помощи нуждающимся. Эта работа (чаще — в земствах) виделась как процесс постепенной социализации, «очело­вечивания» капитализма и медленного, эволюционного дви­жения к народному социализму. Представители экономичес­кого направления (В.П. Воронцов, Н.Ф. Даниельсон и др.) считали, что путь к социализму лежит через мирное разви­тие кооперативных моделей, постепенно «поглощающих» помещичьи и частнокапиталистические формы хозяйствования. Сторонники же Г В. Плеханова в начале 1880-х гг. покидают «платформу» народничества и переходят на пози­ции марксизма.

Основными общими параметрами народнического про­екта были:

— критика «деспотизма» русской монархии;

— критика помещичьей эксплуатации российского кресть­янства;

— критика капитализма;

— критика западной модели «буржуазной демократии», гарантирующей политические свободы, но не гарантирую­щей социального равенства, прежде всего — в отношении к собственности;

— нравственное обоснование общественного идеала (нрав­ственность должна преобладать над экономическими и по­литическими «целесообразностями» — отсюда активное ис­пользование народниками моральных категорий- «справед­ливость», «солидарность», «нравственные цели революции»

и т.д.);

— отрицание «объективности» исторического процесса и акцентирование его «субъективности» и зависимости от де­ятельности интеллектуальных элит;

— вера в созидающую способность передовой русской интеллигенции возглавить политически неграмотные массы в движении к справедливому переустройству общества («но­вые люди» Чернышевского, «критически мыслящие лично­сти» Лаврова, «партийцы-заговорщики» Ткачева, «совестливая интеллигенция» Абрамова и т.д.);

— акцент на самобытности общественных отношений и высокой моральности русских крестьян в противовес эгоиз­му и честолюбию западных народов;

— акцент на «социалистических инстинктах» русского кре­стьянства;

— проекция традиционной крестьянской общины на про­грессивный (будущий) идеал социализма в России;

— отмена исторических сословий, «выравнивание» рос­сийского общества на базе общих гражданских прав;

— развитие местного самоуправления на основе традиций «мирских сходок» в русской деревне;

— в экономической сфере — замена частной собственности на коллективную; развитие общинных и кооперативных форм «солидарного» труда; общественный доступ к результатам трудовой деятельности; технологическая модернизация общины с целью повышения ее хозяйственной эффектив­ности;

— формирование новой, «интегральной» личности, гармо­нично развитой в физическом, интеллектуальном и нравствен­ном отношении.

 

 

НАРОДНИКИ НАЧАЛА 1890-х гг.

После катастрофической неудачи «хождений в народ» народниче­ство стало быстро распадаться. Еще большее ускорение этому процессу придало то обстоятельство, что мелкие радикальные группировки, кото­рые начали откалываться от основного движения после 1873 г., дискре­дитировали умеренную его часть. Цареубийство в 1881 г. нанесло, похо­же, последний удар по и без того охваченному разложением народни­честву. Однако неожиданно для многих приговоренное к смерти дви­жение пережило в начале 1890-х гг. свой последний подъем. Вокруг журнала «Русское богатство», издававшегося с 1892 г. под редакцией Михайловского, и не столь связанного с движением журнала «Мир бо­жий», наряду с ветеранами движения сплотилось новое поколение молодых публицистов. Как и славянофилы почти сорок лет до того, представители этого второго поколения старались прежде всего эконо­мически специфицировать общественно-политические взгляды народ­ников. Чтобы научно обосновать свое требование «избежания» капиталистической стадии, ключевые фигуры народничества 1890-х гг. — Николай Францевич Даниельсон (знакомый нам уже как переводчик «Капитала») и Василий Павлович Воронцов — пытались доказать, что у капитализма нет шансов в России. Несмотря на множество сходных черт и взаимное влияние Даниельсона и Воронцова, между ними име­ются весьма существенные различия, поэтому их теории в дальней­шем рассматриваются по отдельности.

Николай Францевич Даниельсон (1844-1918, псевдоним — Николайон) родился в мещанской семье в Петербурге, его отец был не­мец, мать — русская. По окончании торгового училища Даниельсон некоторое время слушал лекции в Петербургском университете. Со второй половины 1860-х гг. он работает сначала бухгалтером в различ­ных учреждениях, а затем главным контролером Санкт-Петербургского общества взаимного кредита. Начиная с 1868 г. он состоит в регуляр­ной переписке с Марксом иЭнгельсом и постоянно снабжает их рус­ской политической и экономической литературой, в том числе произ­ведениями Чернышевского. Даниельсон полностью перевел «Капитал»: том 2 вышел в 1885 г., том 3 — в 1896 г. В остальном он писал довольно мало, но постоянно.

Даниельсон первым из русских народников утверждает в своей вышедшей в 1880 г. работе «Очерки нашего пореформенного обще­ственного хозяйства», что капитализм в России обречен. Этот тезис он обосновывает двойственным образом. В первой части книги он дает теоретический анализ специфических условий развития российского народного хозяйства. Во второй части он, опираясь на собранный мос­ковскими и петербургскими экономистами статистический материал, пытается доказать, что российский капитализм, не успев пережить фазу расцвета, уже пришел в упадок. Критику Даниельсоном историческо­го направления за то, что его представители ограничиваются сбором данных, не делая из них экономико-политических выводов, вероятно, можно понимать как явный намек на увлечение академических эко­номистов Москвы и Петербурга фактологией.

Экономические трудности России Даниельсон объясняет следую­щим образом. С одной стороны, манифест об отмене крепостного пра­ва был нацелен на то, чтобы ввести русских крестьян во владение важ­нейшим средством производства — землей. С другой — правительство за годы, прошедшие с начала реформы, сделало все для форсирования капиталистического развития. Капитализм же базируется как раз на отделении производителя от средств производства. В несовместимо­сти этих экономических принципов заключается, по его мнению, при­чина кризисных явлений. Филиппов справедливо указывает на то, что исследование Даниельсона изначально основывается на недоразуме­нии: конечно, он ошибается, приписывая правительству благородное намерение в соответствии с социалистическими идеалами наделить производителей, в данном случае крестьян, средствами производства.

Даниельсон указывает на резкое противоречие между аграрным и промышленным секторами российского народного хозяйства. Он сно­ва и снова подчеркивает, что капитал не находит в аграрном секторе возможностей для применения и, следовательно, русское сельское хо­зяйство — «не капиталистическое». Объяснение читатель находит в комментариях к основному тексту: община представляет собой реша­ющее препятствие для инвестиций в сельское хозяйство. Этим объяс­нением Даниельсон, который в соответствии с идеологией народниче­ства хочет непременно сохранить общину, в точности воспроизводит аргумент своих противников — аргумент, бывший с 1850-х гг. цент­ральным пунктом дискуссий по поводу коллективной собственности на землю. Экономическая политика Вышнеградского, односторонне направленная на развитие железных дорог и банков, в России, где сель­ское хозяйство является до сих пор единственным производительным сектором народного хозяйства, привела не к аккумуляции в этом сек­торе капиталов и не к повышению его производительности, а лишь к присвоению произведенного здесь продукта поддерживаемым государственными субсидиями промышленным сектором. Поэтому, считает Даниельсон, промышленный сектор народного хозяйства, а особенно банки и железные дороги «живут мужиком». Тогда как возросший благодаря строительству железных дорог экспорт зерна уже ложится бременем на сельское население, сокращая его потребление, прогресс производительности в промышленном производстве оборачивается упадком домашних промыслов, представляющих собой важный источ­ник доходов крестьянских хозяйств.

В результате обеднения, согласно Даниельсону, крестьяне теряют средства производства, требуемые для изготовления кустарной про­дукции для собственного потребления. Эти средства производства «от­делились от него, обратились в капитал и сосредоточились в Москве». Даниельсон, однако, не дает конкретного описания этого процесса, представляющего собой ключевое звено в цепи аргументов. Вследствие «отделения промыслов от сельского хозяйства» крестьянин вынужден продавать все большую часть своего урожая, чтобы приобрести важ­нейшие промышленные изделия, которые он прежде производил сам. Растущее предложение зерна ведет, однако, к падению цен. Лишен­ные любых других возможностей заработка, крестьяне, считает Дани­ельсон, обречены на борьбу за выживание, они вынуждены все силь­нее интенсифицировать аграрное производство вплоть до полного ис­тощения почвы. Именно это истощение и стало причиной голода 1891/ 1892 г.

Из всего этого Даниельсон делает следующий вывод: экономи­ческие и социальные проблемы страны объясняются тем, что прави­тельство нарушило «принцип освященной веками нашей прошлой хо­зяйственной жизни — нахождение средств производств в руках про­изводителей». Он рисует мрачную картину возможных последствий экономической политики, нацеленной на поощрение промышленного производства: сельское хозяйство «медленно, но верно» переходит в руки капиталистов, что чревато окончательной гибелью общины. Но поскольку, как считает Даниельсон, промышленный сектор Рос­сии обходится относительно небольшим числом рабочих рук, массо­вая экспроприация крестьян «указывала бы на канун нашей хозяй­ственной смерти». О том,сколь мало такая экономическая политика, по мнению Даниельсона, соответствует реальным условиям страны, свидетельствует упадок фабричного дела в последние годы. Последний он документирует с помощью статистического ряда, охватываю­щего всего четыре года, из которых один год к тому же является ис­ключением. Оправданные сомнения Даниельсона «относительно точ­ности данных», однако, никак не удерживают его от того, чтобы увидеть в них доказательство непригодности для России капитализма как экономической системы. Но в отличие от большинства народни­ков Даниельсон определенно не делает ставку на «объединения на почве мелких, разрозненных производительных единиц», за что его опять-таки резко критикует Воронцов, а требует совершенно в духе Чернышевского создания социалистических крупных предприятий, позволяющих использовать повышающие эффективность методы про­изводства.

В своей интерпретации Маркса Даниельсон испытывает явное влияние Михайловского. Как и последний, Даниельсон сводит учение Маркса к критике капиталистического способа производства, которую Даниельсон в холистических традициях русского экономического мыш­ления односторонне трактует как критику разделения труда и тем са­мым дифференциации общества. Даниельсон цитирует знаменитое изречение Маркса из предисловия к «Критике политической эконо­мии» о том, что причины общественных переворотов следует искать в условиях производства, а не в головах людей. Однако это не мешает ему на той же странице выразить свою веру в возможность организа­ции хозяйственного порядка посредством человеческого творчества, демонстрируя тем самым полное непонимание учения Маркса: «Русскому обществу предстоит решение великой задачи, крайне трудной, но не невозможной — развить производительные силы населения в та­кой форме, чтобы ими могло пользоваться не незначительное меньшин­ство, а весь народ».

Намного более убедительное обоснование мнимой невозможнос­ти капитализма в России представил соратник Даниельсона Василий Павлович Воронцов (1847-1918), который все свои сочинения пуб­ликовал под псевдонимом «В.В.». Он родился в семье родовитых ека­теринбургских дворян. По окончании Медико-хирургической акаде­мии в Петербурге он семь лет работал сельским врачом в различных губерниях. Уже в это время Воронцов регулярно публиковал статьи по политической и экономической тематике. Оставив работу врача, он с 1879 г. выступил с серией журнальных статей по экономическому раз­витию России. Эти статьи легли в основу главного произведения Во­ронцова «Судьбы капитализма в России». Уже в предисловии Ворон­цов откровенно признает, что при написании книги он руководство­вался прежде всего политическими мотивами: «…Народная партия многое выиграла бы впрактическом отношении, если бы двойственность, раздирающая ее миросозерцание, была уничтожена, если бы к ее вере в живучесть народных устоев присоединилось убежде­ние висторической невозможности развития капиталистического про­изводства вРоссии».

Согласно Воронцову, Россия вступает в капиталистическую фазу, когда другие страны уже достигли высокого уровня развития. Отсюда следует, что Россия — и здесь Воронцов излагает идею Чернышевско­го о «перешагивании» через «среднюю» стадию — могла бы непосред­ственно перейти от феодализма к социализму, если ей удастся исполь­зовать технологические достижения Запада. Если же будет выбран ка­питализм, то придется конкурировать на внешних рынках с более про­двинутыми странами. В этой конкуренции российская продукция, однако, не будет иметь никаких шансов. Из этого суждения Ворон­цов выводит свое учение о невозможности капитализма в России. Вследствие эксплуатации рабочих, считает он, внутренний рынок в ка­питалистических странах слишком слаб, чтобы абсорбировать все пред­ложение. Это противоречие обостряется по мере капиталистического развития вследствие «освобождения рабочих от средств производства и их обеднения». Перед странами, с опозданием вступившими в ка­питалистическую фазу, возникает следующая дилемма: поскольку мест­ные предприниматели могут «перескочить» через первые стадии техни­ческого развития, промышленное производство с самого начала будет обходиться относительно малым числом рабочих рук. Воронцов назы­вает это развитие интенсивным в отличие от экстенсивного развития, имеющего место в Западной Европе. Поскольку при догоняющем ин­тенсивном развитии внутри страны трудовые доходы слишком малы, произведенные промышленным способом товары не могут быть в пол­ном объеме реализованы на внутреннем рынке. В России эта пробле­ма еще больше обостряется: хотя интенсивное развитие капитализма здесь не предполагает экспроприации крестьян, оно уничтожает их до­ходы от промысловой деятельности, поскольку домашнее крестьянское производство не в состоянии конкурировать с производством промыш­ленным. Но обедневший крестьянин потребляет так же мало, как и эксплуатируемый пролетарий. Вследствие отсутствия внутреннего спроса внешние рынки для России стали необходимы уже в самом на­чале капиталистической фазы, тогда как в Западной Европе эта необ­ходимость возникла на значительно более поздней стадии. Из этого Воронцов делает вывод об обреченности капитализма в России, по­скольку ее промышленные изделия не могут найти достаточного спро­са ни на внутреннем, ни на внешних рынках.

На основе статистических рядов, отражающих в лучшем случае изменения на протяжении шести лет, Воронцов пытается доказать, что общее число русских фабричных рабочих в последние годы снижает­ся. Таким образом, он считает доказанным, что дело капитализма в России уже «окончательно проиграно». Если капитализм и мог ка­кое-то время продержаться, то лишь благодаря массированной госу­дарственной поддержке. С самого начала капитализм в России способ­ствовал лишь пролетаризации части крестьян, чтобы вскоре лишить их работы. Если российская промышленность, указывает Воронцов, не в состоянии занять на длительный срок рабочую силу, то получа­ется, что капитализм в России не может выполнить свою историче­скую миссию, приписываемую ему Марксом. Таким образом, он лишен всякого «прогрессивного элемента» и, следовательно, не вправе претендовать на какое-либо нравственное оправдание. Поэтому тре­буется кардинальная смена курса в экономической политике. На мес­то «солидарности с капиталистическим производством» должна прий­ти «энергичная поддержка» аграрного сектора и мелких промыслов. Одновременно следует отказаться от обреченной на неудачу попытки завоевания внешних рынков. «Действительно национальное» развитие имеет то преимущество, что население в условиях автаркии смо­жет концентрироваться на удовлетворении собственных потребно­стей.

Воронцов весьма последовательно обосновывает тезис о бесперспективности капитализма в России, и потому его книгу следует оценивать, как заметный вклад в теорию экономического развития. Вмес­те с тем экономико-политические выводы произведения в высшей сте­пени зависят от обоснованности приведенных Воронцовым данных о развитии промышленности и мелких крестьянских промыслов в Рос­сии. Что же касается этой стороны его исследования, то ей следует дать уничтожающую оценку. Во-первых, вывод о закате капитализма в России он пытается сделать на основе двух статистических рядов, отражающих изменение занятости на фабриках в течение шести лет, из которых лишь пять подтверждают постулируемую им тенденцию. Во-вторых, и с этим скудным статистическим материалом он обраща­ется просто несерьезно. Приукрашивание мелких промыслов приоб­ретает у Воронцова гротескные черты, когда в доказательство конку­рентоспособности самостоятельного надомного работника он приво­дит тот факт, что при необходимости его рабочее время может длиться намного дольше рабочего дня, установленного на фабрике. Несмотря на сомнительное с научной точки зрения толкование статистического материала, его теоретически обоснованное учение о бесперспектив­ности капитализма в России оказывало решающее влияние на обще­ственное мнение примерно до середины 1890-х гг. Об этом говорит уже то обстоятельство, что критическое рассмотрение его теории от­сутствия рынков сбыта было центральной темой в ранних произведе­ниях так называемых легальных марксистов.

Предпринятая на­родниками попытка дать философское обоснование марксистской кри­тики капитализма именно посредством теорий Бауэра показывает, на­сколько далеко они готовы были зайти в стремлении поставить на службу своей идеологии западные учения независимо от их первона­чальной направленности.

Хотя сомнения в капиталистическом развитии России в 1880-е гг. и не были лишены некоторых оснований, но, как бы то ни было, сами народники представили доказательство тезиса Лаврова, что (полу) об­разованное меньшинство способно развивать общественно-политичес­кие идеи вне всякой зависимости от окружающей действительности. Как писал немецкий профессор экономии Герхарт фон Шульце-Геверниц, который приблизительно в это же время имел возможность в ходе своих продолжительных поездок ознакомиться с российскими усло­виями: «Нигде, кроме как на московской мостовой, я не испытывал столь сильно ощущения, будто стоишь на земле рассадника капитализма. Так, навер­ное, выглядел в свое время Манчестер… Капитализм… произрастает в Рос­сии в тепличных условиях и расцветает там пышным цветом».

 

 

 

 

Экономисты-народники

В трудах наиболее авторитетных представителей народ­нической школы экономистов, которых называли теоре­тиками «крестьянского социализма», Василия Павлови­ча Воронцова (1847-1918 гг.) — «Судьбы капитализма в Рос­сии» и Николая Францевича Даниэльсона (1844-1918 гг.) «Очерки нашего пореформенного общественного хозяйства» рассматриваются проблемы, близкие с позицией «институционалистов »:

— о формах организации крестьянского хозяйства (че­рез трансформацию общины и общинного землевладения);

— о выборе национальной модели;

— о путях и перспективах социально-экономического развития России.

Определяющая идея экономистов-народников — обо­снование самобытного некапиталистического развития России. Они считают несостоятельной попытку перенесения западных моделей хозяйствования на российскую почву; выступают против постулата: капитализм «единственно возможная форма производительных сил».

Картина будущего экономического строя России, соглас­но взглядам народнической школы — В.П. Воронцова, И.Ф. Даниэльсона и их сторонников:

1. Община и общинно-артельная форма производства и распределения благ — прогрессивная форма экономичес­кой организации, отвечающая традициям и условиям Рос­сии. Она сочетает:

рыночные и нерыночные отношения;

— принципы частной инициативы и самоорганизации;

— способность к трансформации, саморазвитию. Главным препятствием к подъему производительных сил является помещичье землевладение, а не общинная орга­низация хозяйства.

2.  В перспективе наиболее целесообразным экономи­ческим строем России может стать многоукладная эконо­мика, которая сочетала бы в себе три основных уклада:

— общинно-крестьянский;

— артельно-промышленный;

— государственный.

Устраняется помещичье землевладение. Крупное про­мышленное производство становится государственным. Многоукладный, смешанный строй способен к саморазви­тию, к расширению кооперативных начал.

3.  В многоукладной модели российской экономики ут­верждаются различные формы «народного производства», требующие поддержки:

— предоставления налоговых льгот;

— предоставления кредитов;

— развития кооперативных форм, выкупа помещичьих земель. Рост производства потребительских товаров, стимулирование платежеспособного спроса основной массы населения создадут необходимые предпосылки подъема промышленного производства, позволят избежать острых социальных противоречий, связанных с первоначальным накоплением.

Концепция экономистов народнической школы — по­пытка программы социально-экономического развития, представляющей «срединный» путь между капиталисти­ческой и социалистической моделями.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция