Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

ОБСЛУЖИВАНИЕ ТУРИСТОВ НА РЕЧНЫХ КРУИЗНЫХ СУДАХ статья из учебника

Март9

 

Путешествия по рекам и озерам можно отнести к наиболее излюбленным способам отдыха в странах с развитыми внутрен­ними йодными системами. Строительство в середине прошлого иска комфортабельных речных судов, специально предназначен­ных для работы на туристских маршрутах, повлекло за собой ин­тенсивное развитие речных круизов.

Круизы, осуществляемые по внутренним водным артериям, по срав­нению с морскими имеют ряд преимуществ. Они позволяют любо­ваться постоянно меняющимся пейзажем; изучать архитектуру городов, если маршрут поездки проходит через крупные населен­ные пункты; причалить к любому понравившемуся живописному местечку, если путешествие совершается на небольшом манев­ренном судне. Кроме тою, гидротехнические сооружения, построенные на реках и озерах (шлюзы, каналы, водохранилища), сами по себе представляют объекты, достойные внимания турис­тов. Многие путешественники предпочитают речные круизы из-за невысокой населенности речных транспортных средств по срав­нению с морскими. Речной круиз для туриста может осуществ­ляться 15 одном направлении или иметь кольцевой маршрут.

Россия, богатая судоходными реками и озерами, не осталась в стороне от развития данного направления туризма. Правда, для реализации круизов российские компании предлагают в основ­ном теплоходы, построенные еще по заказу СССР на судострои­тельных верфях Германии, Чехословакии и Финляндии.

Среди наиболее комфортабельных речных лайнеров выделя­ются суда дальнего следования проектов 301 и 302. Теплоходы этих проектов представляют собой трех-, четырехпалубные суда с 1-, 2-, 3-й 4-местными каютами, оборудованными санузлами, кондиционерами и холодильниками. На теплоходах работают рес­торан, бар, два салона, кинозал, сауна, сувенирный киоск. В про­цессе эксплуатации внутреннее оборудование многих судов было модернизировано с целью поддержания их соответствия современ­ным стандартам. Такие суда плавают на туристских маршрутах по Волге, Каме, Дону, а также по рекам и озерам Волго-Балтийского пути и даже в Китае по реке Янцзы (после приобретения некоторых из них китайскими перевозчиками). В межнавигационный период теплоходы могут использоваться в качестве плавучих гостиниц.

Помимо этого, в России для осуществления речных круизов используются теплоходы проектов Q-040 («Василий Суриков», «Илья Репин», «Максим Горький» и др.), Q-065 («Сергей Есе­нин» и др.), 92-016 («Феликс Дзержинский», «Федор Шаляпин», «Георгий Жуков» и др.). 305 («Башкортостан», «Салават Юлаев» и др.), 588 («Родина», «Михаил Кутузов», «Мамин-Сибиряк» и др.).

В качестве организатора речных путешествий могут выступать либо сами судовладельцы, либо туристские компании. Например, Волжское речное пароходство осуществляет на теплоходах «Ри­хард Зорге», «Александр Свешников» следующие круизы: «Золо­тые купола России» по маршруту «Москва—Нижний Новгород-Москва» (10 дней) с посещением Углича, Мышкина, Костромы, Плёса, Мурома; «Узоры Костромы» по маршруту «Москва—Плёс—Москва» (6 дней) с посещением Углича, Мышкина, Ярославля, Костромы; кратковременные трехдневные путешествия по марш­рутам «Москва—Углич—Москва» и «Москва—Тверь—Москва». Другой известный перевозчик — Московское речное пароходство предлагает круизные программы «Москва—Астрахань—Москва» (20 дней), «Москва—Санкт-Петербург—Москва» (продолжитель­ностью 9 и 13 дней), «Москва—Ярославль—Москва» (5 дней), «Москва—Углич—Москва» (3 дня). Судоходная компания «Вояж», работающая в ростовском регионе, предлагает речные круизы по рекам Дону, Волге, Северный Донец, Маныч. Хлебниковский судоремонтный завод (одно из подразделений Московского паро­ходства), имеющий во владении двухпалубные теплоходы проек­та 305 «Г.Пирогов» и «А. Шемагин», для невзыскательных тури­стов разработал программы окско-волжских поездок. Ряд пароходств — Камское, Московское. Енисейское, Ленское, Амурское и др. — заключают договоры с зарубежными компаниями на круизное обслуживание иностранных граждан.

Российские туристские компании, занимающиеся речными путешествиями и круизами, имеют свой флот или берут его во фрахт у судовладельцев. При сдаче судна во фрахт судовладелец может заключать договоры на обслуживание его во время стоя­нок, закупать питание, предоставлять заказчику теплоход, за­правленный топливом. Этот способ сотрудничества обходится тур­фирмам дороже, хотя он менее хлопотный. Во втором случае опе­ратор сам занимается заключением договоров со стоянками, при­обретением топлива, питания и т.д. Данный вариант более трудо­емкий и ответственный, поскольку арендатор отвечает за каче­ство обслуживания на всем пути следования туристов. Однако та­кая организация круиза предоставляет турфирмам больше возмож­ностей для минимизации расходов и соответственно для удешев­ления пакета. Вообще фрахт крупного теплохода может составлять от 4000 до 8000 $ США в сутки.

Речные круизы, предлагаемые туристскими компаниями па рос­сийском рынке‘, можно условно разделить на три группы. К первой группе относятся водные путешествия, ориентированные в основ­ном на отечественного потребителя. Их организуют: «Столичная судоходная компания», «Волга-Тур-Флот», «Речтурфлот», «Водо­лей», «Паллада», «Гама», «Соника», «Русские путешествия», «Сварог», «Волжские путешествия», «Алроса Трэвел», «Спутник-Гер­мес» и другие фирмы. Круизные туры, рассчитанные па иностран­ных граждан, продают фирмы «Ортодокс», «Турнорус», «Вис-Круиз», «Глобал-Ссрвис-Тур», «Мостурфлот» и др. Круизы на теплоходах по зарубежным рекам можно осуществить с помощью таких известных операторов, как «Ланта-Тур-Вояж», «Нептун», «МОНФО Туре», «Большой круиз» и др.

При организации речных круизов в России турфирма должна заключить договор с судовладельцем на условиях фрахтования судна или же подать заявку с указанием количества пассажирских мест (по категориям) намечаемого маршрута перевозки и количества полных рейсооборотов по дням. В любом случае пароходства тре­буют, чтобы заявки подавались не позднее 1 сентября года, пред­шествующего плановому. На основании полученных заказов и своих возможностей судовладельцы выделяют заказчикам теплоходы в аренду или определенное количество мест на соответствующих судах и не позднее 30 декабря заключают договор с турфирмой. После заключения договора турфирма имеет право начать реали­зацию путевок на круизные рейсы.

В договорах на аренду судов указывается:

— количество и наименование судов;

— количество мест на них по категориям; маршруты круизов и их сроки;

— количество постельных принадлежностей на один рейсооборот для каждого судна и их стоимость;

— стоимость билетов на каждый рейсооборот и общая сумма оплаты по договору;

— ответственность сторон.

Оплата за перевозку туристов должна производиться не менее чем за 15 дней до начала рейса.

Помимо договора на аренду транспортного средства турфирма должна заключить договоры: с управлением ресторанной службы на питание туристов; с принимающими организациями на предо­ставление экскурсионного обслуживания; договоры с кинопро­катными или видеопрокатными предприятиями для получения кино- или видеокопий для демонстрации их в кинозалах теплохо­дов; договоры с библиотеками на снабжение рейсов книгами; до­говоры с музыкальными коллективами, артистами, лекторами и т.п.

В период между туристскими рейсами (со времени окончания одного рейса и до момента начала другого — за 2 ч до отправле­ния) пароходство имеет право использовать судно по своему усмотрению.

На пассажиров, проезжающих на круизных судах, во всех слу­чаях, не предусмотренных специальными правилами, распро­страняются все правила перевозки пассажиров, ручной клади и багажа, установленные для обычных пассажиров. Регистрация пас­сажиров на круизное судно начинается за 2 ч до его отправления. В начале рейса капитан судна, руководитель круиза, директор ресторана и судовой врач проводят с туристами беседу, в которой излагают цели и условия поездки, правила поведения на судне, на берегу, во время купания.

При остановке в пути и выходе на берег турист должен иметь при себе туристскую книжку или корешок путевки, необходимые для предъявления при входе на судно вахтенному матросу. Все вышедшие на берег должны возвращаться на теплоход к установ­ленному времени, так как задержка рейса из-за неявки туриста не допускается.

Во время путешествия на борту теплохода туристам предостав­ляются различные виды услуг — как бесплатных, так и платных. Как правило, к бесплатным относятся: пользование бассейном, кинозалом, библиотекой, телевизором в салоне для просмотра телепрограмм, медпунктом для оказания первой помощи. К плат­ным относятся: покупка товаров в баре, буфете, киосках, пользо­вание парикмахерской, камерон хранения, прием заказов на такси с подачей к причалу, бронирование билетов на смежные виды транспорта.

На отечественных речных судах принята классификация кают по категориям в зависимости от условий комфортности (количе­ство и расположение мест в каюте; место расположения каюты по длине и по высоте судна; кубатура, площадь и форма каюты; вид освещения — естественное или искусственное; наличие умываль­ника, душа, туалета). Приведем характеристику кают различных категорий трехпалубного теплохода «Александр Свешников» и четырехпалубного теплохода «Феликс Дзержинский», принадле­жащих Волжскому речному пароходству.

Описание кают Теплоход «Александр Свешников».

Категория кают:

1А Одноместная каюта на средней палубе с умываль­ником

1В Двухместная одноярусная каюта на средней палубе с умывальником

1С Двухместная двухъярусная каюта на средней па­лубе с умывальником

2А Двухместная двухъярусная каюта на главной палу­бе

2В Четырехместная двухъярусная каюта на главной па­лубе

2С Четырехместная двухъярусная каюта на нижней  палубе

Теплоход «Феликс Дзержинский»

«Люкс» Двухкомнатная каюта на шлюпочной палубе

1 Одноместная каюта на шлюпочной палубе

Двухместная одноярусная каюта на шлюпочной и средней палубе    1 1В Двухместная двухъярусная каюта на шлюпочной и средней палубах   Трехместная или четырехместная двухъярусная

каюта на главной палубе

К сожалению, отечественный пассажирский флот не в полной мере соответствует требованиям туристов, так как суда не имеют достаточного числа маломестных кают высших категорий.

Среди российских речных маршрутов, пользующихся наиболь­шей популярностью, выделяется прежде всего маршрут «Моск­ва—Санкт-Петербург —Москва» (Москва—Углич—Плёс—Кост­рома-Ярославль—Кижи—Онежское озеро—Валаам—Ладожское озеро—Санкт-Петербург), для осуществления которого фрахту­ются трех-, четырехпалубные комфортабельные суда вместимо­стью 250-300 человек. Этот маршрут востребован не только туристами, желающими реализовать экскурсионно-познавательную программу, но и паломниками, поскольку по пути следования теплохода расположены известные монастыри и церкви (Спасо-Преображенский монастырь, Покровская и Преображенская цер­кви и др.). В ряде случаев круиз на этом направлении комбиниру­ется с железнодорожной перевозкой обратно в пункт отправле­ния.

Из долгосрочных круизов неизменный успех имеет маршрут «Мо­сква—Астрахань» длительностью 20 дней. Он дает возможность путешественникам ознакомиться с известными большими и ма­лыми городами, расположенными на берегах великой Волги. Осо­бенно возрастает спрос на это направление в середине и конце лета, когда наступает сезон созревания фруктов.

Следует иметь в виду, что в последние годы значительно улуч­шились развлекательные программы на речных судах. Например, на круизных маршрутах самарская компания «Спутник-Гермес» предлагает своим клиентам вечера классический музыки, варье­те, эстрадные концерты.

У туристов, желающих отдохнуть в тесном семейном кругу или в кругу самых близких друзей, есть возможность отправиться в круиз по Дону на небольших речных судах, рассчитанных на 6-12 человек. Здесь курсируют теплоходы «Берегиня» и «Кристалл», оборудованные 2- и 4-местными каютами, душем, умывальни­ком, туалетом, сауной, солярием. В кают-компании есть телеви­зор, аудио- и видеоаппаратура. Преимущество этих маленьких теплоходов заключается в том, что они могут причаливать практи­чески к любому понравившемуся живописному месту, а пассажи­ры могут расположиться на берегу, покупаться, позагорать и даже порыбачить.

Круизы, осуществляемые по рекам Сибири и Дальнего Востока, также вызывают постоянный интерес у отечественных и зарубеж­ных любителей водных путешествий. По рекам Оби, Иртышу, Лене, Енисею, Амуру и др. организуются 10-18-дневные круизы. Неко­торые из них представляют собой комбинированные туры, реали­зуемые совместно с авиакомпаниями, например круиз по Ени­сею плюс авиаперелет до Северного полюса. Необычной програм­мой отличается круиз по Лене на теплоходе «Михаил Светлов». Во время него круизеры знакомятся с жизненным укладом якутских деревень, посещают алмазные копи (карьеры, где производится добыча алмазной руды), активно занимаются рыбалкой и охотой. Для этого вместе с теплоходом из Якутска в Тикси отправляется катер, который доставляет на берег желающих поохотиться на уток. Охотничьи лицензии выдаются на месте, а начинающим охотни­кам помогают опытные инструкторы. В жаркую погоду планиру­ются полеты на параплане, катание на водных мотоциклах, купа­ние в сборном бассейне, установленном на палубе. Повара, об­служивающие теплоход, готовят для гостей блюда из оленины, омуля, нельмы. Одно из самых ярких впечатлений круиза — Лен­ские Столбы — скалы причудливой формы, возвышающиеся над рекой. Конечным пунктом круиза является город-порт Тикси, расположенный на берегу Северного Ледовитого океана. Этот кру­из — один из немногих, сочетающих первозданную красоту при­роды с «цивилизованными» условиями отдыха, которые предла­гают организаторы круизов по Лене.

Зарубежные речные круизы распространены в тех странах, где есть крупные реки и многочисленные озера, а также развита сис­тема каналов. В государствах Западной Европы популярны круизы по Днепру, Луаре. Рейну, Роне. Сене, Эльбе. Кроме того, для прогулок в западных странах предлагается прокат маленьких ко­рабликов, управлять которыми может сам пассажир без какой-либо лицензии, поскольку весь инструктаж по пользованию лод­кой занимает 45 мин.

Как правило, кораблики (лодки, боты) идут со скоростью не более 15 км/ч, что позволяет насладиться окружающей природой или городским пейзажем. На Африканском континенте популяр­ны круизы по Нилу, в Южной Америке — по Амазонке, в Север­ной Америке — по Великим Озерам, соединенным между собой системой каналов.

автор опубликовано в рубрике Статья из учебника | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция