Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации статья из журнала

Март9

Основными задачами Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности являются:

— своевременное  выявление и нейтрализация внешних и внутренних уг­роз национальной безо­пасности Российской Фе­дерации;

— обеспечение суверени­тета, территориальной целостности Российской Федерации и безопасности ее пограничного прост­ранства;

— борьба с международным терроризмом, его руководителями и идейными вдохновителями, финансовыми пособниками и политическими покровителями, в том числе и во взаимодействии со всеми заинтересованными государствами и региональными политическими институтами;

— подъем экономики страны, проведение независимого и со­циально ориентированного эко­номического курса;

— преодоление научно-техниче­ской и технологической зависи­мости Российской Федерации от внешних источников;

— обеспечение личной безопасности граждан России, их кон­ституционных прав и свобод;

— совершенствование системы государственной власти Россий­ской Федерации, федеративных отношений, местного само­управления и законодательства Российской Федерации, форми­рование гармоничных межнаци­ональных отношений, укрепле­ние правопорядка и сохранение социально-политической ста­бильности общества;

— обеспечение неукоснительно­го соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными ли­цами, государственными органа­ми, политическими партиями, общественными и религиозны­ми организациями;

— обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничест­ва России прежде всего с веду­щими государствами мира;

— подъем и поддержание на до­статочном уровне воен­ного потенциала государства;

— укрепление режима нераспро­странения оружия массового уничтожения и средств его до­ставки;

— принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иност­ранных государств, направлен­ной против Российской Федера­ции;

— коренное улучшение экологи­ческой ситуации в стране.

Основными принципами обеспечения национальной безопасности России являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности; соблюдение Конституции и законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности; единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации; приоритетность политических, дипломатических, экономических, информационных мер обеспечения национальной безопасности; реальность (с учётом имеющихся ресурсов, сил и средств) выдвигаемых задач; соблюдение норм международного права и российских законов при осуществлении мер принудительного характера (в том числе с использованием военной силы);сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами обеспечения безопасности в соответствии с федеративным устройством России и разграничение полномочий в этой области между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Одним из приоритетов политики государства в обеспечении национальной безопасности является защита интересов России в экономической сфере.

В области  внешнеэкономической деятельности главными направлениями являются:

расширение рынков сбыта российской продукции;

формирование единого экономического пространства с государствами – участниками Содружества Независимых Государств;

создание благоприятных условий для международной интеграции Российской экономики;

защита интересов отечественных товаропроизводителей;

усиление роли государства в регулировании деятельности иностранных банковых, страховых и инвестиционных компаний, ввод обоснованных ограничений на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений, стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропереводящих сетей;

принятие мер в сфере валютного регулирования и контроля по прекращению расчётов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращению бесконтрольного вывоза капитала.

Основными направлениями обеспечения национальной бе­зопасности Российской Федера­ции во внутриэкономической деятельности государства явля­ются:

правовое обеспечение реформ и создание эффективного меха­низма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации;

усиление государственного ре­гулирования в экономике;

принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохране­нию и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, переходу к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благососто­яния народа.

Переход к высокоэффектив­ной и социально ориентирован­ной рыночной экономике дол­жен осуществляться путем по­степенного формирования опти­мальных механизмов организа­ции производства и распределе­ния товаров и услуг в целях максимально возможного роста бла­госостояния общества и каждого гражданина.

На первый план выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций в структуре россий­ской экономики, с обеспечением опережающего роста производ­ства наукоемкой продукции и продукции высокой степени пе­реработки, с поддержкой отрас­лей, составляющих основу рас­ширенного воспроизводства, с обеспечением занятости населе­ния.

Существенное значение име­ют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности, принятие мер по созданию ус­тойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики, облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, оказа­ние реальной государственной поддержки целевых программ структурной перестройки про­мышленности.

Важнейшие задачи — опережа­ющее развитие конкурентоспо­собных отраслей и производств, расширение рынка наукоемкой продукции. В целях их решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в граждан­ское производство, введен меха­низм выявления и развития про­грессивных технологий, освое­ние которых обеспечит конку­рентоспособность российских предприятий на мировом рынке.

Решение указанных задач предполагает концентрацию фи­нансовых и материальных ресур­сов на приоритетных направле­ниях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-техничес­кого задела и национальной тех­нологической базы, привлечение частного капитала, в том числе  путем создания фондов и использования грантов, реализацию программ развития террито­рий, обладающих высоким науч­но-техническим потенциалом, создание при поддержке госу­дарства инфраструктуры, обес­печивающей коммерциализацию результатов научно-исследова­тельских разработок с одновре­менной защитой интеллектуаль­ной собственности внутри стра­ны и за рубежом, развитие обще­доступной сети научно-техниче­ской и коммерческой информа­ции.

Государство должно содействовать созданию равных условий для раз­вития и увеличения конкурентоспособнос­ти предприятий незави­симо от формы собст­венности, в том числе становлению и разви­тию частного предпри­нимательства во всех сферах, где это способ­ствует росту обществен­ного благосостояния, прогрессу науки и обра­зования, духовному и нравственному разви­тию общества, защите прав потребителей.

В кратчайшие сроки должны быть разрабо­таны механизмы под­держания  жизнедея­тельности и экономиче­ского развития особо кризисных регионов и районов Крайнего Се­вера, а также тарифная политика, обеспечива­ющая единство эконо­мического пространст­ва страны.

Приоритет экономи­ческих факторов в со­циальной сфере прин­ципиально важен для укрепления государст­ва, для реального госу­дарственного обеспече­ния социальных гаран­тий, для развития меха­низмов коллективной ответственности и де­мократического приня­тия решений, социаль­ного партнерства. При этом важно проведение социально справедли­вой и экономически эффективной политики в области распределе­ния доходов.

Организация работы федеральных органов исполнительной влас­ти, органов исполнительной власти субъек­тов Российской Феде­рации по реализации конкретных мер, направленных на предотвращение и преодоле­ние угроз национальным интере­сам России в области экономи­ки, также требует дальнейшего совершенствования законода­тельства Российской. Федерации в указанной области и обеспече­ния строгого его соблюдения всеми хозяйствующими субъек­тами.

Сближение интересов населя­ющих страну народов, налаживание их всестороннего сотруд­ничества, проведение ответст­венной и взвешенной государст­венной национальной и регио­нальной политики позволит обеспечить в России внутрипо­литическую стабильность. Ком­плексный подход к решению этих задач должен составлять ос­нову внутренней государствен­ной политики, обеспечивающей развитие Российской Федера­ции как многонационального демократического федеративно­го государства.

Укрепление российской госу­дарственности, совершенствова­ние федеративных отношений и местного самоуправления долж­ны способствовать обеспечению национальной   безопасности Российской Федерации. Необхо­дим комплексный подход к ре­шению правовых, экономичес­ких, социальных и этнополитических проблем при сбалансиро­ванном соблюдении интересов Российской Федерации и ее субъектов.

Осуществление конституци­онного принципа народовластия требует обеспечения согласован­ного функционирования и взаи­модействия всех органов госу­дарственной власти, жесткой вертикали исполнительной влас­ти и единства судебной системы России. Это обеспечивается кон­ституционным принципом раз­деления властей, установлением более четкого функционального распределения полномочий между государственными инсти­тутами, укреплением федератив­ного устройства России путем совершенствования ее отноше­ний с субъектами Российской Федерации в рамках их консти­туционного статуса.

Основными направлениями защиты конституционного строя в России являются:

обеспечение приоритета феде­рального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Рос­сийской Федерации;

разработка организационных и правовых механизмов зашиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России;

выработка и реализация реги­ональной политики, обеспечива­ющей оптимальный баланс фе­деральных и региональных инте­ресов;

совершенствование механиз­ма, препятствующего созданию политических партий и общест­венных объединений, преследу­ющих сепаратистские и анти­конституционные цели, и пресечение их деятельности;

своевременное выявление тенденций национального сепаратизма и религиозного экстремизма, устранение причин их порождающих.

Требуется консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией. Россия крайне заинтересована в искоренении экономической и социально-политической осно­вы этих общественно опасных явлении, выработке комплекс­ной системы мер для эффектив­ной защиты личности, общества и государства от преступных по­сягательств.

Приоритетное значение имеет формирование системы мер дей­ственной социальной профилак­тики и воспитания законопо­слушных граждан. Эти меры должны быть направлены на за­щиту прав и свобод, нравствен­ности, здоровья и собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественно­го и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принад­лежности к общественным объе­динениям, а также от других об­стоятельств.

Одним из важнейших направлений укрепления национальной безопасности Российской Федерации является жесткая, бескомпромиссная борьба против терроризма как на государственном, так и на международном уровне.

Борьба с терроризмом должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса мер, направленных на упреждение и решительное пресечение любого его проявления.

Основной формой борьбы с терроризмом должны быть предупредительные и профилактические меры по всем направлениям, включая политические, экономические, правовые, информационные специальные и силовые.

Деятельность террористических организаций, а также содействующим им финансовым, юридическим, политическим и информационным структурам, Россия будет пресекать как на своей территории с применением всех мер, определенных ее законодательством, так и на территориях иных государств на основе международного права и заключенных договоров, при этом основными объектами воздействия будут центры управления и лидеры террористических организаций, а также соответствующие им финансовые, юридические, политические и информационные структуры.

Охрана особо важных объектов от возможных  террактов организуется и осуществляется органами ФСБ и МВД с привлечением специально подготовленных частей Вооруженных Сил Российской Федерации.

Для борьбы с терроризмом должна быть разработана стратегия, ориентированная на упреждающие действия, с многоплановым подходом, включающая меры в правоохранительной, разведывательной, дипломатической, политической и экономической областях.

Угроза терроризма тесно связана с различными формами организованной преступности и религиозным экстремизмом.

Важнейшими задачами в обла­сти борьбы с преступностью яв­ляются:

выявление, устранение и предупреждение причин и усло­вий, порождающих преступ­ность;

усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходи­мой для этого правовой базы и механизма ее применения;

укрепление системы правоо­хранительных органов, прежде всего структур, противодейству­ющих организованной преступ­ности и терроризму, создание ус­ловий для их эффективной дея­тельности;

привлечение государственных органов в пределах их компетен­ции к деятельности по преду­преждению противоправных де­яний;

расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами — участниками Содружества Не­зависимых Государств.

Решения и меры, принимае­мые органами государственной власти в области борьбы с пре­ступностью, должны быть от­крытыми, конкретными и по­нятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех пе­ред законом и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку общества.

Для профилактики преступно­сти и борьбы с нею в первую оче­редь необходимо развитие пра­вовой базы как основы надежной защиты прав и законных интере­сов граждан, а также соблюдение международно-правовых обяза­тельств Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и соблюдения прав человека. Важ­но лишить преступность пита­тельной среды, обусловленной недостатками в законодательст­ве, кризисом в экономике и социальной сфере.

В целях повышения эффективности борьбы с терроризмом и преступностью необходимо тесно сотрудничать с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами. Необходимо перекрыть все возможные каналы движения финансовых потоков, незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также поступления их  из – за рубежа.

В целях предупреждения кор­рупции и устранения условий для легализации капиталов, на­житых незаконным путем, необ­ходимо создать действенную си­стему финансового контроля, усовершенствовать меры адми­нистративного, гражданского и уголовно-правового воздейст­вия, отработать механизм про­верки имущественного положе­ния и источников доходов долж­ностных лиц и служащих орга­низаций и учреждений незави­симо от формы собственности, а также соответствия их расходов этим доходам.

Борьба с терроризмом, наркобизнесом, и контрабандой и иными формами организованной преступности должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса мер, направленных на упреждение и решительное пресечение этих видов преступной деятельности.

Основной формой борьбы с терроризмом, в том числе и международным, являются предупредительные и профилактические меры по всем направлениям деятельности, включающие активные политические, экономические, правовые, информационные, специальные и силовые, особенно в местах его зарождения при информировании международной общественности.

Необходимо принятие таких мер, которые исключили бы предоставление прибежища террористам и способствовали разрушению их финансовой, организационной, информационной и иных сетей. Российская Федерация будет предпринимать шаги для перекрытия каналов отмывания денег и финансирования терроризма с тем, чтобы без промедления блокировать финансовые активы лиц, признанных террористами, и их организаций.

Обеспечение национальной безопасности Российской Феде­рации включает в себя также за­щиту культурного, духовно-нравственного наследия, исто­рических традиций и норм об­щественной жизни, сохранение культурного достояния всех на­родов России, формирование го­сударственной политики в обла­сти духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфир­ного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропа­гандирующих насилие, эксплуа­тирующих низменные проявле­ния, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиоз­ных организаций и миссионеров.

Духовное обновление общест­ва невозможно без сохранения роли русского языка как фактора духовного единения народов многонациональной России и языка межгосударственного общения народов государств — участников Содружества Независи­мых Государств.

В целях обеспечения сохран­ности и развития нашего куль­турного и духовного наследия необходимо создание социаль­но-экономических условий для осуществления творческой дея­тельности и функционирования учреждений культуры.

В области охраны и укрепле­ния здоровья граждан необходи­мы усиление внимания общест­ва, органов государственной вла­сти Российской Федерации к развитию государственной (фе­деральной и муниципальной) страховой и частной медицин­ской помощи, осуществление го­сударственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышлен­ности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоро­вья детей, оказания скорой и не­отложной медицинской помо­щи, медицины катастроф.

Приоритетными на­правлениями в техногенной и экологической сферах являются:

рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населе­ния;

повышение аварийной защищённости ядерных и иных экологически опасных объектов и, в первую очередь, за счёт внедрения средств автоматики и автоматизированных систем, препятствующих ошибочным или умышленно аварийным действиям;

совершенствование системы охраны и обороны атомных электростанций, пунктов базирования атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, а также других объектов, содержащих радиоактивные и другие высокотоксичные вещества, от возможных террористических актов;

экологически безопасное хра­нение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подвод­ных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими ус­тановками, ядерных боеприпа­сов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростан­ций;

предотвращение загрязнения природной среды за счет повы­шения степени безопасности технологий, связанных с захоро­нением и утилизацией токсич­ных промышленных и бытовых отходов;

создание и внедрение безопас­ных производств, поиск спосо­бов практического использова­ния экологически чистых источ­ников энергии, принятие неот­ложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации;

разработка комплексных методов  и средств медицины катастроф, оперативной и долгосрочной реабилитации населения и территорий, пострадавших от техногенных аварий и катастроф;

противодействие перемещению иностранными государствами на территорию России источников экологической опасности («сброса» «грязных» технологий, захоронение радиоактивных отходов и т. п.)»;

развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и участие в решении актуальных глобальных экологических проблем.

Необходимы новый подход к организации и ведению граждан­ской обороны на территории Российской Федерации, качест­венное совершенствование еди­ной государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств.

Внешняя политика Российской Федерации должна быть направлена на:

проведение активного внеш­неполитического курса;

упрочение ключевых механиз­мов многостороннего управле­ния мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь под эгидой Со­вета Безопасности ООН;

развитие международного сотрудничества в области борьбы с международным терроризмом и транснациональной преступностью;

обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, для сохранения глобальной и ре­гиональной стабильности;

защиту законных прав и инте­ресов российских граждан за ру­бежом, в том числе с применени­ем в этих целях мер политичес­кого, экономического и иного характера;

развитие отношений с госу­дарствами — участниками Со­дружества Независимых Госу­дарств согласно принципам международного права, развитие отвечающих интересам России интеграционных процессов в рамках Содружества Независи­мых Государств;

полноправное участие России в глобальных и региональных экономических и политических структурах;

содействие урегулированию конфликтов, включая миротвор­ческую деятельность под эгидой ООН и других международных организаций;

достижение прогресса в сфере контроля над ядерными воору­жениями, поддержание страте­гической стабильности в мире на основе выполнения государства­ми своих международных обяза­тельств в этой сфере;

выполнение взаимных обяза­тельств в области сокращения и ликвидации оружия массово уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, а также оказанием услуг военного двойного назначения;

адаптацию существующих соглашений по контролю над вооружениями и по разоружению новым условиям международных отношений, а также разработку при необходимости новых соглашений, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности;

содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения.

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону.

В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.

Важнейшей задачей Российской Федерации является осуще­ствление сдерживания в интере­сах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников.

Российская Федерация долж­на обладать ядерными силами, способными   гарантированно обеспечить  решение задачи ядерного сдерживания от агрессии против Российской Федерации и ее союзников.

Вооруженные силы Россий­ской Федерации боевым соста­вом мирного времени должны быть способны обеспечить на­дежную защиту страны от воз­душного нападения и решение совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению агрессии в локальной войне (во­оруженном конфликте), а также стратегическое развертывание для решения задач в крупномас­штабной войне. Вооруженные силы Российской Федерации должны совместно с другими силовыми структурами вести решительную борьбу по ликвидации незаконных вооруженных формирований и террористических групп, а также обеспечивать осуществ­ление Российской Федерацией миротворческой деятельности.

Одним из важнейших страте­гических направлений в области обеспечения военной безопасно­сти Российской Федерации яв­ляется эффективное взаимодей­ствие и сотрудничество с госу­дарствами — участниками Со­дружества Независимых Госу­дарств и другими государствами, интересы которых совпадают с интересами Российской Федерации.

Интересы обеспечения нацио­нальной безопасности Россий­ской Федерации предопределя­ют при соответствующих обстоя­тельствах необходимость воен­ного присутствия России в неко­торых стратегически важных ре­гионах мира, особенно в странах ближнего зарубежья. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах партнерства ограни­ченных воинских контингентов (военных баз, сил Военно-мор­ского флота) должно обеспечи­вать готовность России выпол­нять свои обязательства, содей­ствовать формированию устой­чивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность Российской Феде­рации реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей го­сударства, так и обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в целом.

Российская Федерация рас­сматривает возможность приме­нения военной силы для обеспе­чения своей национальной безопасности исходя из следующих принципов:

применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в слу­чае необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризис­ной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;

применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с Консти­туцией Российской Федерации и федеральными законами в слу­чаях возникновения угрозы жиз­ни граждан, территориальной целостности страны, а также уг­розы насильственного измене­ния конституционного строя.

Важная роль в обеспечении национальных интересов России принадлежит оборонному про­мышленному комплексу. Рест­руктуризация и конверсия обо­ронного промышленного ком­плекса должны осуществляться без ущерба для развития новых технологий и научно-техничес­ких возможностей, модерниза­ции вооружений, военной и специальной техники и укрепления  позиций российских производителей на мировом рынке вооружений.

Приоритетной задачей считать повышение боевых возможностей Вооруженных Сил Российской Федерации посредством оснащения войск и сил современными системами (комплексами) вооружения и военной техники. Повышенное внимание должно быть уделено наращиванию научно-технического задела для обеспечения глубокой модернизации существующего вооружения и военной техники и последующего перевооружения Вооруженных Сил Российской Федерации на вооружение и военную технику новых поколений.

Требуется создать все необходимые условия для организации  приоритетных фундаментальных, прогнозных и поисковых научных исследований, обеспе­чивающих создание в интересах обороны и безопасности государства перспективного и опережающего научно-технического задела.

Основными задачами Российской Федерации в пограничной сфере являются:

создание необходимой норма­тивной правовой базы;

развитие межгосударственного сотрудничества в этой области;

противодействие экономичес­кой, демографической и куль­турно-религиозной экспансии на территорию России со сторо­ны других государств;

пресечение перемещения через государственную границу международных террористов, вооружения, финансовых и материальных средств, наркотиков и незаконной миграции;

осуществление коллективных мер по обеспечению безопаснос­ти пограничного пространства государств — участников Содру­жества Независимых Государств.

Важнейшими задачами обес­печения информационной безо­пасности Российской Федера­ции являются:

формирование системы сбалансированных политических, юридических, организационных и научно-технических мероприятий по обеспечению устойчивости государственных информационных средств и структур в условиях информационного воздействия;

обеспечение надёжной защиты информационного потенциала России от неправомерного его использования в ущерб охраняемым законом интересам граждан РФ;

разработка и реализация долгосрочной программы по обеспечению выхода на уровень ведущих стран мира в области создания систем информатики и управления, основанных на новейших информационных технологиях;

развитие взаимодействия государственных и негосударственных систем информационного обеспечения в целях более эффективного использования информационных ресурсов страны;

создание информационного пространства стран СНГ в интересах содействия интеграционным процессам, повышение  эффективности взаимодействия в реализации общих интересов;

включение России в международную систему информационного обмена с учётом обеспечения российских национальных интересов и противодействия акциям информационной интервенции;

организация эффективной системы подготовки и переподготовки кадров в области обеспечения информационной безопасности.

Особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеет эффективное использование и всестороннее развитие возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников.

Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создаётся и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.

Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Высшей компетенцией в области обеспечения национальной безопасности обладает Президент Российской Федерации. Он реализует свои полномочия, опираясь на органы государственной власти, а также на консультативные и совещательные органы.

Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, является верховным главнокомандующим и руководит военным строительством в РФ.

Президент осуществляет свои властные полномочия посредством:

выбора основных направлений и конкретных мер внутренней и внешней политики государства;

назначения ключевых руководителей органов обеспечения безопасности, в том числе Председателя Правительства, министров и членов Совета Безопасности;

принятия единоличных решений по строительству вооруженных и других сил обеспечения национальной безопасности, а также их использованию как в мирное, так и военное время;

введения, при необходимости, чрезвычайного или военного положения в регионах и в масштабе всей страны и объявления проведения мобилизации;

использования «права вето» на законодательные акты парламента, если они противоречат его представлениям о безопасности;

роспуска парламента и назначения его новых выборов в случае возникновения кризиса власти, который может нанести урон национальной безопасности Российской Федерации.

Одним из основных органов подготовки и принятия решения Президентом является Совет Безопасности. Этот орган института Президента осуществляет подготовку и контроль выполнения решений Президента в области обеспечения национальной безопасности. Совет Безопасности рассматривает вопросы внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, социальной, оборонной, экологической и других видов безопасности, прогнозирования и мер предотвращения чрезвычайных ситуаций, преодоления их последствий; координирует разработку стратегии в области внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, проводит оценку внутренних и внешних угроз и выявление их источников, организует разработку федеральных программ в области обеспечения национальной безопасности России, а также оценку их эффективности.

Федеральное собрание Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации является непосредственным организатором и исполнителем решений по обеспечению национальной безопасности. Правительство Российской Федерации в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения национальной безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению национальной безопасности министерствами и другими подведомствами органами государственной власти Российской Федерации.

Основными функциями Правительства в системе обеспечения национальной безопасности являются:

разработка и обеспечение исполнения бюджета;

проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

обеспечение проведения единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения,  социального обеспечения и экологии;

управление федеральной собственностью;

осуществление мер по обеспечению обороны, государственной безопасности, реализации внешней политики России;

осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охрана общественного порядка и собственности, борьба с преступностью.

Государственная система обеспечения национальной безопасности функционирует на двух уровнях – федеральном и региональном.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту Российской Федерации и правительству  Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в области национальной безопасности Российской Федерации; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации, осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на национальную безопасность Российской Федерации.

Высший уровень судебной системы  Российской Федерации составляют Конституционный Суд, Верховный  Суд, Высший Арбитражный Суд и Прокуратура.

Негосударственные органы, организации и службы обеспечения личной и общественной безопасности составляют общественную подсистему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Главными задачами общественной подсистемы обеспечения национальной безопасности являются: создание общественных формирований и структур, организация их взаимодействия между собой и государственными органами; информирование общественности и государственных органов о возникновении источников опасности и угроз национальным интересам; обеспечение личной безопасности граждан; формирование общественного мнения на базе национальных ценностей, интересов и целей; вовлечение широких народных масс в практическую деятельность по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

Российская Федерация со всей решимостью и всеми имеющимися в ее распоряжении средствами намерена обеспечивать свою национальную безопасность. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации – залог динамичного развития России.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция