Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации статья из журнала
Основными задачами Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности являются:
— своевременное выявление и нейтрализация внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
— обеспечение суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и безопасности ее пограничного пространства;
— борьба с международным терроризмом, его руководителями и идейными вдохновителями, финансовыми пособниками и политическими покровителями, в том числе и во взаимодействии со всеми заинтересованными государствами и региональными политическими институтами;
— подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
— преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
— обеспечение личной безопасности граждан России, их конституционных прав и свобод;
— совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
— обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
— обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;
— подъем и поддержание на достаточном уровне военного потенциала государства;
— укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
— принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;
— коренное улучшение экологической ситуации в стране.
Основными принципами обеспечения национальной безопасности России являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности; соблюдение Конституции и законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности; единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации; приоритетность политических, дипломатических, экономических, информационных мер обеспечения национальной безопасности; реальность (с учётом имеющихся ресурсов, сил и средств) выдвигаемых задач; соблюдение норм международного права и российских законов при осуществлении мер принудительного характера (в том числе с использованием военной силы);сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами обеспечения безопасности в соответствии с федеративным устройством России и разграничение полномочий в этой области между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Одним из приоритетов политики государства в обеспечении национальной безопасности является защита интересов России в экономической сфере.
В области внешнеэкономической деятельности главными направлениями являются:
расширение рынков сбыта российской продукции;
формирование единого экономического пространства с государствами – участниками Содружества Независимых Государств;
создание благоприятных условий для международной интеграции Российской экономики;
защита интересов отечественных товаропроизводителей;
усиление роли государства в регулировании деятельности иностранных банковых, страховых и инвестиционных компаний, ввод обоснованных ограничений на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений, стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропереводящих сетей;
принятие мер в сфере валютного регулирования и контроля по прекращению расчётов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращению бесконтрольного вывоза капитала.
Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности государства являются:
правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации;
усиление государственного регулирования в экономике;
принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, переходу к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа.
Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.
На первый план выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, с обеспечением занятости населения.
Существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности, принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики, облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, оказание реальной государственной поддержки целевых программ структурной перестройки промышленности.
Важнейшие задачи — опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, расширение рынка наукоемкой продукции. В целях их решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и развития прогрессивных технологий, освоение которых обеспечит конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.
Решение указанных задач предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.
Государство должно содействовать созданию равных условий для развития и увеличения конкурентоспособности предприятий независимо от формы собственности, в том числе становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию общества, защите прав потребителей.
В кратчайшие сроки должны быть разработаны механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития особо кризисных регионов и районов Крайнего Севера, а также тарифная политика, обеспечивающая единство экономического пространства страны.
Приоритет экономических факторов в социальной сфере принципиально важен для укрепления государства, для реального государственного обеспечения социальных гарантий, для развития механизмов коллективной ответственности и демократического принятия решений, социального партнерства. При этом важно проведение социально справедливой и экономически эффективной политики в области распределения доходов.
Организация работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации конкретных мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам России в области экономики, также требует дальнейшего совершенствования законодательства Российской. Федерации в указанной области и обеспечения строгого его соблюдения всеми хозяйствующими субъектами.
Сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность. Комплексный подход к решению этих задач должен составлять основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства.
Укрепление российской государственности, совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления должны способствовать обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Необходим комплексный подход к решению правовых, экономических, социальных и этнополитических проблем при сбалансированном соблюдении интересов Российской Федерации и ее субъектов.
Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, установлением более четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства России путем совершенствования ее отношений с субъектами Российской Федерации в рамках их конституционного статуса.
Основными направлениями защиты конституционного строя в России являются:
обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации;
разработка организационных и правовых механизмов зашиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России;
выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;
совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности;
своевременное выявление тенденций национального сепаратизма и религиозного экстремизма, устранение причин их порождающих.
Требуется консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией. Россия крайне заинтересована в искоренении экономической и социально-политической основы этих общественно опасных явлении, выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приоритетное значение имеет формирование системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
Одним из важнейших направлений укрепления национальной безопасности Российской Федерации является жесткая, бескомпромиссная борьба против терроризма как на государственном, так и на международном уровне.
Борьба с терроризмом должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса мер, направленных на упреждение и решительное пресечение любого его проявления.
Основной формой борьбы с терроризмом должны быть предупредительные и профилактические меры по всем направлениям, включая политические, экономические, правовые, информационные специальные и силовые.
Деятельность террористических организаций, а также содействующим им финансовым, юридическим, политическим и информационным структурам, Россия будет пресекать как на своей территории с применением всех мер, определенных ее законодательством, так и на территориях иных государств на основе международного права и заключенных договоров, при этом основными объектами воздействия будут центры управления и лидеры террористических организаций, а также соответствующие им финансовые, юридические, политические и информационные структуры.
Охрана особо важных объектов от возможных террактов организуется и осуществляется органами ФСБ и МВД с привлечением специально подготовленных частей Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для борьбы с терроризмом должна быть разработана стратегия, ориентированная на упреждающие действия, с многоплановым подходом, включающая меры в правоохранительной, разведывательной, дипломатической, политической и экономической областях.
Угроза терроризма тесно связана с различными формами организованной преступности и религиозным экстремизмом.
Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются:
выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;
усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;
укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности;
привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;
расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами — участниками Содружества Независимых Государств.
Решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с преступностью, должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку общества.
Для профилактики преступности и борьбы с нею в первую очередь необходимо развитие правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международно-правовых обязательств Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и соблюдения прав человека. Важно лишить преступность питательной среды, обусловленной недостатками в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере.
В целях повышения эффективности борьбы с терроризмом и преступностью необходимо тесно сотрудничать с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами. Необходимо перекрыть все возможные каналы движения финансовых потоков, незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также поступления их из – за рубежа.
В целях предупреждения коррупции и устранения условий для легализации капиталов, нажитых незаконным путем, необходимо создать действенную систему финансового контроля, усовершенствовать меры административного, гражданского и уголовно-правового воздействия, отработать механизм проверки имущественного положения и источников доходов должностных лиц и служащих организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также соответствия их расходов этим доходам.
Борьба с терроризмом, наркобизнесом, и контрабандой и иными формами организованной преступности должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса мер, направленных на упреждение и решительное пресечение этих видов преступной деятельности.
Основной формой борьбы с терроризмом, в том числе и международным, являются предупредительные и профилактические меры по всем направлениям деятельности, включающие активные политические, экономические, правовые, информационные, специальные и силовые, особенно в местах его зарождения при информировании международной общественности.
Необходимо принятие таких мер, которые исключили бы предоставление прибежища террористам и способствовали разрушению их финансовой, организационной, информационной и иных сетей. Российская Федерация будет предпринимать шаги для перекрытия каналов отмывания денег и финансирования терроризма с тем, чтобы без промедления блокировать финансовые активы лиц, признанных террористами, и их организаций.
Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.
Духовное обновление общества невозможно без сохранения роли русского языка как фактора духовного единения народов многонациональной России и языка межгосударственного общения народов государств — участников Содружества Независимых Государств.
В целях обеспечения сохранности и развития нашего культурного и духовного наследия необходимо создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры.
В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы усиление внимания общества, органов государственной власти Российской Федерации к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицинской помощи, осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.
Приоритетными направлениями в техногенной и экологической сферах являются:
рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения;
повышение аварийной защищённости ядерных и иных экологически опасных объектов и, в первую очередь, за счёт внедрения средств автоматики и автоматизированных систем, препятствующих ошибочным или умышленно аварийным действиям;
совершенствование системы охраны и обороны атомных электростанций, пунктов базирования атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, а также других объектов, содержащих радиоактивные и другие высокотоксичные вещества, от возможных террористических актов;
экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;
предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;
создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации;
разработка комплексных методов и средств медицины катастроф, оперативной и долгосрочной реабилитации населения и территорий, пострадавших от техногенных аварий и катастроф;
противодействие перемещению иностранными государствами на территорию России источников экологической опасности («сброса» «грязных» технологий, захоронение радиоактивных отходов и т. п.)»;
развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и участие в решении актуальных глобальных экологических проблем.
Необходимы новый подход к организации и ведению гражданской обороны на территории Российской Федерации, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств.
Внешняя политика Российской Федерации должна быть направлена на:
проведение активного внешнеполитического курса;
упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь под эгидой Совета Безопасности ООН;
развитие международного сотрудничества в области борьбы с международным терроризмом и транснациональной преступностью;
обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, для сохранения глобальной и региональной стабильности;
защиту законных прав и интересов российских граждан за рубежом, в том числе с применением в этих целях мер политического, экономического и иного характера;
развитие отношений с государствами — участниками Содружества Независимых Государств согласно принципам международного права, развитие отвечающих интересам России интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств;
полноправное участие России в глобальных и региональных экономических и политических структурах;
содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других международных организаций;
достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;
выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массово уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, а также оказанием услуг военного двойного назначения;
адаптацию существующих соглашений по контролю над вооружениями и по разоружению новым условиям международных отношений, а также разработку при необходимости новых соглашений, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности;
содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения.
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону.
В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.
Важнейшей задачей Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников.
Российская Федерация должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить решение задачи ядерного сдерживания от агрессии против Российской Федерации и ее союзников.
Вооруженные силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решение совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое развертывание для решения задач в крупномасштабной войне. Вооруженные силы Российской Федерации должны совместно с другими силовыми структурами вести решительную борьбу по ликвидации незаконных вооруженных формирований и террористических групп, а также обеспечивать осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности.
Одним из важнейших стратегических направлений в области обеспечения военной безопасности Российской Федерации является эффективное взаимодействие и сотрудничество с государствами — участниками Содружества Независимых Государств и другими государствами, интересы которых совпадают с интересами Российской Федерации.
Интересы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации предопределяют при соответствующих обстоятельствах необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира, особенно в странах ближнего зарубежья. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах партнерства ограниченных воинских контингентов (военных баз, сил Военно-морского флота) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей государства, так и обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в целом.
Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности исходя из следующих принципов:
применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;
применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.
Важная роль в обеспечении национальных интересов России принадлежит оборонному промышленному комплексу. Реструктуризация и конверсия оборонного промышленного комплекса должны осуществляться без ущерба для развития новых технологий и научно-технических возможностей, модернизации вооружений, военной и специальной техники и укрепления позиций российских производителей на мировом рынке вооружений.
Приоритетной задачей считать повышение боевых возможностей Вооруженных Сил Российской Федерации посредством оснащения войск и сил современными системами (комплексами) вооружения и военной техники. Повышенное внимание должно быть уделено наращиванию научно-технического задела для обеспечения глубокой модернизации существующего вооружения и военной техники и последующего перевооружения Вооруженных Сил Российской Федерации на вооружение и военную технику новых поколений.
Требуется создать все необходимые условия для организации приоритетных фундаментальных, прогнозных и поисковых научных исследований, обеспечивающих создание в интересах обороны и безопасности государства перспективного и опережающего научно-технического задела.
Основными задачами Российской Федерации в пограничной сфере являются:
создание необходимой нормативной правовой базы;
развитие межгосударственного сотрудничества в этой области;
противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств;
пресечение перемещения через государственную границу международных террористов, вооружения, финансовых и материальных средств, наркотиков и незаконной миграции;
осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространства государств — участников Содружества Независимых Государств.
Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:
формирование системы сбалансированных политических, юридических, организационных и научно-технических мероприятий по обеспечению устойчивости государственных информационных средств и структур в условиях информационного воздействия;
обеспечение надёжной защиты информационного потенциала России от неправомерного его использования в ущерб охраняемым законом интересам граждан РФ;
разработка и реализация долгосрочной программы по обеспечению выхода на уровень ведущих стран мира в области создания систем информатики и управления, основанных на новейших информационных технологиях;
развитие взаимодействия государственных и негосударственных систем информационного обеспечения в целях более эффективного использования информационных ресурсов страны;
создание информационного пространства стран СНГ в интересах содействия интеграционным процессам, повышение эффективности взаимодействия в реализации общих интересов;
включение России в международную систему информационного обмена с учётом обеспечения российских национальных интересов и противодействия акциям информационной интервенции;
организация эффективной системы подготовки и переподготовки кадров в области обеспечения информационной безопасности.
Особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеет эффективное использование и всестороннее развитие возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников.
Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создаётся и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.
Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.
Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Высшей компетенцией в области обеспечения национальной безопасности обладает Президент Российской Федерации. Он реализует свои полномочия, опираясь на органы государственной власти, а также на консультативные и совещательные органы.
Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, является верховным главнокомандующим и руководит военным строительством в РФ.
Президент осуществляет свои властные полномочия посредством:
выбора основных направлений и конкретных мер внутренней и внешней политики государства;
назначения ключевых руководителей органов обеспечения безопасности, в том числе Председателя Правительства, министров и членов Совета Безопасности;
принятия единоличных решений по строительству вооруженных и других сил обеспечения национальной безопасности, а также их использованию как в мирное, так и военное время;
введения, при необходимости, чрезвычайного или военного положения в регионах и в масштабе всей страны и объявления проведения мобилизации;
использования «права вето» на законодательные акты парламента, если они противоречат его представлениям о безопасности;
роспуска парламента и назначения его новых выборов в случае возникновения кризиса власти, который может нанести урон национальной безопасности Российской Федерации.
Одним из основных органов подготовки и принятия решения Президентом является Совет Безопасности. Этот орган института Президента осуществляет подготовку и контроль выполнения решений Президента в области обеспечения национальной безопасности. Совет Безопасности рассматривает вопросы внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, социальной, оборонной, экологической и других видов безопасности, прогнозирования и мер предотвращения чрезвычайных ситуаций, преодоления их последствий; координирует разработку стратегии в области внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, проводит оценку внутренних и внешних угроз и выявление их источников, организует разработку федеральных программ в области обеспечения национальной безопасности России, а также оценку их эффективности.
Федеральное собрание Российской Федерации — на основе Конституции Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации является непосредственным организатором и исполнителем решений по обеспечению национальной безопасности. Правительство Российской Федерации в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения национальной безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению национальной безопасности министерствами и другими подведомствами органами государственной власти Российской Федерации.
Основными функциями Правительства в системе обеспечения национальной безопасности являются:
разработка и обеспечение исполнения бюджета;
проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
обеспечение проведения единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;
управление федеральной собственностью;
осуществление мер по обеспечению обороны, государственной безопасности, реализации внешней политики России;
осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охрана общественного порядка и собственности, борьба с преступностью.
Государственная система обеспечения национальной безопасности функционирует на двух уровнях – федеральном и региональном.
Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту Российской Федерации и правительству Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в области национальной безопасности Российской Федерации; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации, осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на национальную безопасность Российской Федерации.
Высший уровень судебной системы Российской Федерации составляют Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и Прокуратура.
Негосударственные органы, организации и службы обеспечения личной и общественной безопасности составляют общественную подсистему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Главными задачами общественной подсистемы обеспечения национальной безопасности являются: создание общественных формирований и структур, организация их взаимодействия между собой и государственными органами; информирование общественности и государственных органов о возникновении источников опасности и угроз национальным интересам; обеспечение личной безопасности граждан; формирование общественного мнения на базе национальных ценностей, интересов и целей; вовлечение широких народных масс в практическую деятельность по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.
Российская Федерация со всей решимостью и всеми имеющимися в ее распоряжении средствами намерена обеспечивать свою национальную безопасность. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации – залог динамичного развития России.