ОБ ОСНОВАХ АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ статья из сборника
ОБ ОСНОВАХ АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В настоящее время в большинстве экономически развитых стран проблема алкоголизма приобрела особую актуальность, к ней приковано внимание специалистов различного профиля: медиков, юристов, социологов, работников просвещения и др. И это вполне понятно. Употребление спиртных напитков, а тем более злоупотребление ими в силу присущих алкоголю особенностей и эффектов оказывает самое разнообразное, но всегда негативное воздействие на организм и поведение человека, на жизнедеятельность в целом.
Острота нынешней алкогольной ситуации в стране вызывает большую озабоченность у общественности, все настойчивее требующей принятия неотложных, мер по решению данной проблемы. Алкоголизация населения за последнее время приобрела масштабы, реально угрожающие физическому и нравственному здоровью нации.
Опасность эта проявляется прежде всего в высоких темпах роста потребления спиртных напитков, уровень которого, по оценкам экспертов, достиг 14—15 л абсолютного алкоголя на душу населения — самого высокого показателя в мире. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, степень повышенной опасности винопотребления начинается с 8 л абсолютного алкоголя на человека в год.
В силу неблагоприятных социально-экономических обстоятельств, характерных для современной России, последствия злоупотребления алкоголем в нашей стране оказываются более тяжелыми, а интенсивность их проявлений—более высокой. Одним из важных показателей серьезного неблагополучия в этой области является опережающий темп роста «пьяной» преступности. Так, если показатели общей преступности в последнее время относительно стабилизировались, то уровень «пьяной» преступности, напротив, ежегодно увеличивался на 15—17%.
На растушую криминогенность пьянства указывает и неуклонное превышение доли преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, в структуре общей преступности. Так, если в названной струк-
туре доля «пьяной» преступности в 1996 г. составила 37%, то в 2001 г. этот показатель превысил отметку 40%. Еще более внушительна роль пьянства при совершении тяжких преступлений: умышленных убийств (78%);тяжких телесных повреждений (79%); изнасилований и покушений на них (75%).
Значительно возросло и количество административных правонарушений на почве злоупотребления спиртными напитками. Например, за последние три года число выявленных милицией нарушений антиалкогольного законодательства выросло почти на 52% и коснулось 12,3 млн человек.
Однако и эти цифры не отражают реальной картины. По мнению экспертов, в среднем треть лиц, нарушающих общественный порядок на почве злоупотребления алкоголем, по разным причинам остается вне административного воздействия.
Другой особенностью нынешней алкогольной обстановки в стране является резко возросшая смертность граждан, непосредственно связанная с потреблением алкоголя. В 1995 г. наша страна потеряла по этой причине свыше 100 тыс. человек (втрое выше показателей 1991 г.), из них 55 тыс. умерли от алкогольных отравлений, 21 тыс. погибла при пожарах и в дорожных происшествиях, почти 25 тыс.погибло от преступных посягательств. Аналогичный показатель в Швеции составляет около 6 тыс. человек.
Не может не вызывать серьезных опасений и сохраняющаяся на очень высоком уровне заболеваемость алкоголизмом. Наличие 2,5 млн только официально зарегистрированных хронических алкоголиков представляет реальную опасность нарушения генофонда нации, а затраты на их лечение и содержание тяжелым бременем ложатся на общество. Что касается влияния данного фактора на состояние общественного порядка, то необходимо учитывать, что в общей массе алкоголиков в среднем до 20% составляют лица с устойчивым противоправным поведением, представляющие постоянную угрозу безопасности окружающих. Напрашивается вывод: нынешняя алкогольная обстановка в стране по своему характеру и динамике, масштабам распространения и размерам негативных последствий представляет повышенную угрозу общественной безопасности, социальному иэкономичес-кому благополучию общества, что диктует настоятельную необходимость радикальных изменений в государственной антиалкогольной политике.
Акцент в основном на позитивные изменения в антиалкогольной политике как реального средства некоторого ослабления остроты ситуации вполне объясним. В условиях продолжающегося социально-экономического кризиса рассчитывать на сколько-нибудь существенное ослабление глубинных причин пьянства не приходится. Возможность эта может представиться лишь через годы успешного проведения экономических реформ, улучшения социального и материального положения народа.
Итак, какова суть антиалкогольной политики государства и в чем конкретно заключается возможность снижения остроты проблемы пьянства? Какую роль могут играть органы внутренних дел в повышении эффективности указанной деятельности? Политика государства в этой области объективно призвана, с одной стороны, обеспечить такое удовлетворение возникающего по самым разным причинам спроса людей на спиртное, которое сводило бы к минимуму неизбежные при этом негативные последствия, сдругой — посредством продуманного регулирования винопотребления и осуществления широкого комплекса профилактических мер добиться постепенного сниженияэтого спроса. Сравнительный анализ динамики алкогольной ситуации в разных странах убеждает: там, где политика государства не отвечает указанным требованиям, проблема пьянства при прочих равных условиях неизбежно становится более острой. Убедительным аргументом тому служит исторический опыт России, где на протяжении продолжительного времени правительственная политика больше стимулировала, а не сдерживала распространение алкоголизма среди населения.
Особенно ярко несоответствие государственной антиалкогольной политики подлинным интересам борьбы с пьянством и его пагубными последствиями проявилось в последние 10—15лет. Широкомасштабная антиалкогольная кампания 1985—1988 гг. с ее генеральным курсом на форсированное вытеснение пьянства вызвала к жизни явления, которые еще долго в обозримой перспективе будут отрицательно влиять на алкогольную ситуацию в стране. Речь идет не только о небывалых ранее масштабах самогоноварения, серьезно ограничивших возможности государственного регулирования винопотребления. Политика запретов и жестких ограничений, принудительного насаждения трезвости при сохранении у большинства населения потребности в алкоголе породила в народе массовое недовольство действиями властей по борьбе с пьянством, скрытое и явное потребление спиртного. А это, в свою очередь, сильно подорвало главное условие успеха в данном деле — широкую поддержку антиалкогольных усилий государства со стороны общественности. Венцом же кампании стали дальнейший рост пьян-
ства и значительное ухудшение условий и возможностей для решения проблемы в будущем.
Столь же ошибочной, но еще более пагубной по своим последствиям следует, видимо, признать ориентацию на другую крайность — обеспечение широкой доступности спиртных напитков и фактический отказ от государственного регулирования винопотребления, являющегося непременным атрибутом антиалкогольной политики во всех цивилизованных странах. Отказ в январе 1992 г. от государственной монополии на производство и реализацию спиртных напитков, переход к рыночным отношениям в этой сфере в сочетании с чрезмерно высокими налогами на производимую винно-водочную продукцию породили всплеск ее нелегального производства, широкий размах незаконного оборота спиртных напитков.
Совершенно очевидно, что сама сфера производства и реализации винно-водочной продукции становится все более криминогенной. Об уровне ее криминогенное™ свидетельствуют следующие данные: лишь за 1994— 1995 гг. органами внутренних дел были выявлены около 3,5 тыс. подпольных цехов по изготовлению спиртных напитков и пресечены около 10 тыс. фактов незаконного предпринимательства. Объемы нелегально изготовляемой алкогольной продукции, поданным экономического комитета Государственной думы, сравнялись с объемами официально регистрируемой продукции. В погоне за сверхприбылями алкогольно-мафиозные группы прибегают к широкому использованию в качестве сырья технического спирта, в результате алкогольный рынок в буквальном смысле наводнен некачественной, фальсифицированной винно-водочной продукцией. По данным Госторгинспекции, в ходе проверки 1,5 тыс. торговых точек в 60 регионах страны 37% реализуемой продукции были изъяты из продажи как некачественные (завышенное содержание сивушных масел, эфиров и т.п.). Проверка же, проведенная по линии отделов внутренних дел, выявила еще более неблагоприятную картину: от 40 до 65% продаваемых винно-водочных изделий оказались фальсифицированными. Наличие альдегидов, сивушных масел, метилового спирта порой превышало допустимые нормы в десятки раз. Именно этим обстоятельством главным образом объясняется рост алкогольных отравлений в 3 раза за 1992—1995 г. в сравнении с 1991 г.
Помимо значительного расширения незаконного изготовления и сбыта винно-водочной продукции, отказ от государственной монополии в этой сфере вызвал отмену ранее действовавших ограничений в доступности спиртных напитков по времени и месту их продажи, установление весьма низких цен на них (в 3—3,5 раза дешевле по сравнению с другими основными продуктами питания). По заключению Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения, широкая доступность спиртных напитков заметно уменьшает количество воздерживающихся от их употребления и вдвое увеличивает количество злостных пьяниц с постоянным противоправным поведением.
Следует признать, что даже при самой активной деятельности отделов внутренних дел в этой области значительно сократить объемы нелегального производства и реализации винно-водочных изделий не удастся, если не будут введены в действие эффективные правовые и экономические факторы, не будет создана действенная система государственного регулирования винопот-ребления, в том числе посредством осуществления должной ценовой политики. Принятый в ноябре 1995 г. ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» создает хорошую правовую основу для упорядочивания дел в этой сфере и устранения многих недостатков антиалкогольной политики.
В части укрепления общественного порядка важное значение имеет, например, предусмотренное законом право местных органов власти устанавливать некоторые ограничения по месту и времени продажи алкогольных и особенно крепких напитков и др.
Задача отделов внутренних дел в интересах обеспечения общественной безопасности и соблюдения нравственных норм поведения граждан — активнее инициировать принятие органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления решений, ограничивающих розничную продажу алкогольной продукции на определенной территории. Первоочередным среди экономических мер стабилизации и некоторых мер по ослаблению алкогольно-криминальной обстановки являются:
а) снижение акцизов на винно-водочные изделия (хотя бы на 75-80%), что заметно способствовало бы сдерживанию нелегального изготовления спиртных напитков, а также импорта винно-водочных изделий;
б) проведение такой ценовой политики, которая, с одной стороны, стимулировала бы изменения в структуре винно-водочной продукции путем снижения доли в ней крепких напитков и заметного увеличения доли сухих виноградных вин (ныне доля крепких напитков составляет более 85%), а с другой — способствовала бы устранению явно ненормального положения, при котором водка оказалась самым дешевым продуктом потребления.
Другим серьезным просчетом последних лет является развал ранее действовавшей широкой социальной системы пресечения и профилактики пьянства, включавшей (помимо отделов внутренних дел и здравоохранения) трудовые коллективы, общественные организации и объединения, учреждения культуры, образования и другие государственные органы.
Прекратили работу существовавшие при исполнительных органах власти разных уровней комиссии по борьбе с пьянством, выполнявшие функции координации антиалкогольных усилий различных ведомств, служб и организаций, контроля за исполнением принимаемых решений. Вокруг проблемы пьянства сложилась атмосфера равнодушия и пассивности, что, естественно, обрекает на неудачу или низкую эффективность антиалкогольные усилия государственных органов, в том числе и отделов внутренних дел, которые в борьбе с противоправными проявлениями на почве пьянства очень часто остаются в одиночестве, не имея должной поддержки со стороны как исполнительных органов, так и общественности. Действенность многих норм Закона от 16 мая 1985 г.» О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения», предусматривающих административную ответствен-
ность за различные правонарушения, связанные с алкоголем, фактически утрачена или сведена к минимуму. К этому следует добавить, что утвердившаяся в обществе атмосфера вседозволенности и безнаказанности стимулирует открытое групповое распитие спиртного в общественных местах, на транспорте, в рабочей и служебной обстановке.
Произошли и некоторые другие изменения, негативно влияющие на состояние борьбы с пьянством и алкоголизмом. Под давлением развернувшегося под популистскими лозунгами о защите прав человека движения была упразднена система ЛТП для хронических алкоголиков-правонарушителей. В настоящее время в стране насчитывается минимум 350—400 тыс. хронических алкоголиков, которые своим поведением систематически нарушают общественный порядок и гарантированные Конституцией России «права и свободы других лиц» (ст. 17) и поэтому нуждаются в медицинском лечении в условиях временной изоляции от общества. С ликвидацией ЛТП поведение этого огромного числа алкоголиков, постоянно вступающих в конфликт с законом, заметно обостряет криминогенную обстановку, что неизбежно поднимает вопрос о создании на качественно иной основе специальных учреждений, подобных ЛТП.
Точно так же ждет своего законодательного решения вопрос о медвытрезвителях, длительная неопределенность с ведомственным статусом которых не могла не ослабить их роль в пресечении пьянства и проведении профилактической работы. Подготовленные МВД РФ проекты о социальной помощи гражданам, находящимся в состоянии опьянения, предусматривают широкий перечень мер по значительному укреплению и повышению статуса данного звена в социальной системе пресечения и профилактики пьянства.
Однако кнаиболее значимым мерам, охватывающим все аспекты рассматриваемой проблемы, следует, очевидно, отнести прежде всего разработку и проведение в жизнь научно обоснованной антиалкогольной политики государства, направленной на создание прочной правовой, организационной, материально-финансовой основы по искоренению пьянства, обеспечивающей активное и скоординированное участие в ней всех заинтересованных государственных органов, общественных организаций и социальных институтов.
В связи с принятием нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практической деятельности правоохранительных органов, направленной на борьбу с пьянством, будут возникать новые проблемы. Прежде всего это вопрос о том, является ли напиток алкогольным. В примечании к ст. 20.20 говорится, что под алкогольной и спиртосодержащей продукцией понимается продукция с объемным содержанием этилового спирта более 12%. При распитии спиртных напитков, на упаковке (этикетке) которых отсутствуют необходимые реквизиты, возникнет необходимость проведения административного расследования, обязательными элементами которого в данном случае будут назначение и проведение экспертизы, что в конечном счете скажется на экономичности и скоротечности административного процесса.
Яковченко Л.А., Голенков В.С. Об основах антиалкогольной политики Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. – 2003. — № 3. – С. 20-22.