О ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ статья из журнала
О ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Политическое сознание является важнейшей составной частью, особой формой общественного сознания. Его связь с изменениями в материальных условиях жизни людей, в том числе в процессе формирования политических воззрений молодого поколения, может быть понята только с более общих философских позиций. Диалектика взаимосвязи общественного сознания и общественного бытия, взятых в их развитии, была предметом углубленного рассмотрения Ф. Энгельсом с конца 70-х гг. XIX века. Именно тогда получила широкое распространение упрощенная трактовка марксизма, как учения, якобы редуцирующего развитие всех явлений, сторон общественной жизни, в том числе таких наиболее отдаленных от материальной основы форм общественного сознания, как философия и религия, к развитию экономических процессов. Данная в этот период Энгельсом трактовка указанной связи нисколько не устарела, напротив, она получила полное подтверждение и во многом может быть конкретизирована при изучении опыта истории XX века. Нас здесь более всего будет интересовать, по понятным причинам, перелом в политическом сознании общества, различных его групп, происшедший в течение последнего десятилетия отечественной истории, в период ельцинских «реформ», которые привели к разрушению производственного и интеллектуального потенциала России, реставрации капиталистических отношений в их «дикой» форме, свойственной периоду первоначального накопления капитала.
Происходившее в эти годы массовое отречение воспитанных в марксистской традиции ученых-обществоведов от теоретических установок, усердно пропагандировавшихся и защищавшихся ими в недавнем прошлом, но «неожиданно» прозревших вместе с крутым изменением социально-политического строя, представляет собою весьма прискорбное зрелище; к анализу форм и причин этого явления мы неоднократно обращались и отсылаем к этим трудам читателя (1). Здесь в связи с обсуждаемой темой необходимо обратить внимание читателя на одну весьма общую черту этого теоретического «сальто-мортале». Отказ от основ исторического материализма прикрывается, как правило, повторением столетней давности несостоятельных обвинений марксизма в «экономизме», «редукционизме», «одномерном подходе» и т. д.
Сущность разъяснений, данных по этому поводу Ф. Энгельсом, такова. Развитие общест-
* Исследование осуществлялось при поддержке РГНФ (грант № 99-03-19856а).
венного сознания подвержено влиянию двух основных неравнозначных факторов: воздействия изменений в общественном бытии, в первую очередь в экономическом положении масс и отдельных классов, социальных групп, поскольку сознание так или иначе отображает их бытие, с одной стороны, и давления предшествующего, накопленного в идеологии и общественной психологии духовной, складывающейся по-своему в каждой области общественного сознания, традиции. Вот как эта закономерность была им выражена при анализе причин возникновения научного социализма: «Как всякая новая теория, социализм должен был исходить прежде всего из накопленного до него идейного материала, хотя его корни лежали глубоко в (материальных) экономических фактах» (2). Обусловленная наличием переходящей от одного поколения к другому традиции относительная самостоятельность в развитии идеологии определяет характер взаимодействия материальных, экономических и духовных факторов’.
В общей форме рассматриваемое взаимодействие было охарактеризовано Энгельсом следующим образом: «Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т. д. развитие основано на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономическую основу. Дело обстоит совсем не так, что экономическое положение является единственной активной причиной, а все остальное является лишь пассивным следствием. Нет, тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете прокладывающей себе путь» (3).
Применительно к изменениям в политическом сознании масс в последние годы в России его зависимость от изменений в экономике и обратное их воздействие на расстановку политических сил в стране, на практическую политику государства, в т. ч. на меры, предпринимаемые властями в социально-экономической сфере, требуют учета взаимодействия экономического базиса с двумя «ярусами», «этажами» надстройки. На протяжении всего периода «реформ», начиная с гайдаровской либерализации цен и ликвидации сбережений населения в Сбербанке 1 января 1992 г., происходило падение жизненного уровня лиц наемного труда и пенсионеров; после августовского «дефолта» 1998 г.. обусловившего четырехкратное обесценение рубля, оно дополнительно скачком ухудшилось. Это породило массовое недовольство подавляющего большинства населения властями. И без того низкий уровень доверия к президенту Ельцину в 1999 г. упал до 2—3%, инициированный левы-
ми партиями импичмент не «дотянул» в Государственной думе совсем немного до требуемых по Конституции двух третей (300) голосов. Окружение президента, т. е. по сути правящая олигархия, вынуждено было срочно подыскивать преемника; «семья» поначалу попробовала Степашина и лишь потом остановилась на кандидатуре В. В. Путина. Во исполнение намеченного замысла Путин был назначен премьером и публично объявлен Ельциным «наследником престола».
Пребывание В. В. Путина в должности главы правительства, особенно его резкие заявления после взрывов домов в Москве и нападения чеченских бандформирований на Дагестан о необходимости «мочить террористов в сортире» позволило с помощью послушных СМИ быстро «раскрутить» его имидж решительного политика, и поэтому Ельцин смог в канун 2000 г. досрочно объявить о своей отставке. Данный маневр был проведен с расчетом, что оставленный и. о. президента Путин за три месяца (январь — март 2000 г.) сумеет сохранить нужную степень доверия общества, которому импонировал стиль нового главы государства на фоне бездеятельности и неожиданных «загогулин» в поведении его предшественника, и выиграть в столь невыгодных для его соперников условиях досрочные выборы. Получив мандат президента, опираясь на действие благоприятных временных экономических факторов, таких, как обесценение рубля и рост цен на нефть на мировом рынке, Путин смог принять ряд мер по некоторому смягчению бедственного положения трудящихся: несколько повысить оклады так называемым бюджетникам, выплатить им задолженность по зарплате, поднять нижнюю планку пенсионного обеспечения и т. д., т. е. в известной мере «погасить» недовольство ряда категорий населения властями; рейтинг президента на протяжении последнего года при известных колебаниях не опускался ниже 50%. Но главным фактором были и остаются возлагаемые на Путина надежды, поскольку материальное положение масс продолжает оставаться очень тяжелым. Частичное удовлетворение этих надежд стало возможным в 2000 г. благодаря действию указанных временных факторов: высоким доходам от экспорта топлива, возросшей конкурентоспособности промышленности вследствие девальвации рубля и ростом производства в ней на 10%. Но и при этом в августе 2000 г. средняя реальная зарплата составляла всего 81,5% к уровню августа 1997 г., т. е. весьма низкий уровень жизни лиц наемного труда, существовавший до «дефолта», до сих пор еще не восстановлен; это относится и к пенсионному обеспечению (4).
Таким образом, экономический фактор оказал воздействие на политическое сознание, сдвиги в нем заставили при сохранении власти в руках того же класса — бизнес-бюрократии, иначе говоря сливающихся, хотя еще не полностью слившихся высшей бюрократии и новой буржуазии, сменить действующих лиц на вершине властной пирамиды и несколько «подправить» (без коренного изменения) курс социально-экономической политики. Удачно проведенная замена высшего руководства государства при наличии временных благоприятных сдвигов в экономике сказалась позитивно на положении таких много-
численных слоев общества, как лица наемного труда и пенсионеры. Описанный выше характер взаимодействия политического сознания (в единстве идеологической и психологической его составляющих, практической политики государства и отношений распределения, как непосредственно «осязаемого» людьми элемента системы экономических отношений) является весьма типичным для функционирования современного буржуазного общества, а российское общество становится таковым.
Развитие политического сознания и его взаимодействие с общественным бытием отличается рядом важнейших особенностей. Отметим следующие, важные для понимания процесса’ его формирования у молодежи: оно очень тесно связано с материальными условиями жизни, подвижно, непосредственно откликается на изменение последних; в нем чрезвычайно велика составляющая, которую принято называть общественными настроениями, т. е. психологическая сторона; оно в современных условиях наиболее подвержено воздействию применяемых власть имущими средств обработки общественного мнения, в первую очередь получивших преобладающее значение электронных СМИ.
Эти предварительные замечания представляются необходимыми для понимания процесса формирования политического сознания молодежи, не имеющей пока что собственного «пережитого» политического опыта (лишь частично восполняемого влиянием опыта семьи), не включенной еще в процесс производства, добывания средств существования собственным трудом. Именно таков в абсолютном большинстве слой молодежи, о котором будет идти далее речь, а именно выпускники городской средней школы. Формирование политического сознания этого (по возрасту еще не полностью вышедшего из «тинэйджеровского», «подросткового» состояния) слоя молодежи во многом определяется еще двумя специфическими факторами: уровнем и направленностью преподавания совокупности гуманитарных (общественных) наук по утвержденным (или по крайней мере допущенным к использованию в школах) Министерством образования учебникам и учебным пособиям и влиянием на 16—17-летних подростков молодежной «субкультуры», складывающейся под мощным воздействием рекламируемых телевидением образцов современной музыки (поп, рок и т. д.) и танца — на дискотеках и вечеринках, молодежной моды, а также все более широкого распространения курения, потребления алкоголя, а в последнее время и наркосодержащих веществ — от «травки» до героина и «химии». Складывание определенных стереотипов поведения и молодежного жаргона (сленга) неотделимо от вполне определенной идеологической «начинки» песен, анекдотов, поговорок, норм взаимного общения. Оно происходит под определяющим воздействием тех же электронных СМИ, прежде всего телевидения, которые целенаправленно насаждают преимущественно американские образцы поведения. Эти средства зомбирования сознания воздействуют в наибольшей мере на молодежь, за ними стоят вполне определенные мощные внутренние и внешние силы. Как известно, основные каналы центрального телевидения целиком или час-тично находятся под контролем находящихся ныне за рубежом медиамагнатов (Гусинский Березовский) и той части столичной интеллигенции, которая основательно ими прикормлена и усердно отрабатывает свои высокие гонорары, последовательно проводя линию преклонения перед западной «масскультурой.. очернения советского периода в истории нашей страны и левой оппозиции режиму Если распространение молодежной «масскультуры» и преподавание гуманитарных дисциплин способствуют нивелировке политических воззрении старшеклассников, то различие в социальном статусе и материальном положении семей напротив, способствует разрастанию дифференциации в оценках текущих политических событии, а также истории страны, особенно тех, что произошли в течение последнего столетия.
Все указанные выше обстоятельства были по возможности учтены нами при проведении исследования в выпускных классах основной и средней школы в крупных городах Российской Федерации на протяжении ряда лет. Здесь мы вынуждены ограничиться кратким изложением его результатов, во-первых, только по выпускникам средней школы; во-вторых, сведениями, полученными в ходе опроса весной 20СО г.; в-третьих, только вопросом об их гражданской позиции. В указанном исследовании, естественно, был охвачен более широкий круг вопросов, включая нравственные установки и профессиональные ориентации выпускников. В 2000 году опрос проводился в десяти крупных центрах Российской Федерации, притом расположенных почти во всех основных зонах страны: Москва (Центр) Нижний Новгород (Поволжье), Екатеринбург. Пермь Оренбург (Урал), Ставрополь, Краснодар (Юг)’ Омск, Барнаул (Сибирь), Комсомольск-на-Амуре (Дальний Восток). Широкая «география» и достаточно представительное число опрашиваемых (оно колебалось в пределах 1800— 2000 чел. по 9-м и 11-м классам вместе) дают основания утверждать, что приводимые ниже в таблицах средние по десяти городам цифры дают весьма полное представление о состоянии политического сознания 17-летних юношей и девушек, получающих полное среднее образование и в большинстве предполагающих продолжить обучение в высшей школе, т. е будущей интеллигенции. Инструментарий разрабатывался и совершенствовался ежегодно исследовательской группой, тираж распечатывался в Москве и рассылался на места Опрос проводился весной (март, апрель, иногда начало мая), в нем главная роль принадлежала педагогам школ, получавшим анкету и инструктаж, а также работникам региональных центров профориентации. В исследовании приняли участие на общественных началах работники местных органов народного образования и вузов (доц. Т. А. Панкова в Оренбурге проф_ Р. Г, Лифшиц в Комсомольске-на-Амуре). Опрос проводился в 9-х и 11-х классах, в каждом городе в трех школах: двух обычных муниципальных (в центре и на рабочей окраине) и з одной школе «элитного» типа (гимназия, лицей). В анкету в качестве специального блока были включены вопросы о социальном статусе родителей и материальном положении семьи.
Все это позволило провести кросс-анализ по таким аспектам: региональному, т. е. зависимости установок учащихся от города (региона)-типа учебного заведения (обычная и элитная школа); от социального статуса и материального положения семьи. В целях выяснения связи гражданских установок учащихся с типом школы и социальным положением родителей (или лиц, их заменяющих) сверх общей программы в 2000 г. нами был дополнительно проведен опрос в выпускных (9-х и 11-х) классах негосударственных (частных) школ в Москве. В данном случае пришлось столкнуться с трудностями вследствие нежелания администрации большинства частных школ способствовать проведению опроса учащихся из соображений «коммерческой тайны». Поэтому численность опрошенных в частных школах невелика, примерно по сто человек в 9-х и 11-х классах. Для сопоставления результатов нами дополнительно был проведен опрос по той же программе в трех муниципальных школах Восточного округа Москвы с той же численностью выпускников, что и в семи частных школах, где состав групп меньше. Исследование проводилось на базе Всероссийского научно-практического центра профориентации и психологической поддержки населения Минтруда РФ. Автор пользуется случаем выразить благодарность руководству ВНПЦ профориентации и работникам региональных центров, которые принимали в опросах учащихся непосредственное участие. Особо следует отметить постоянное сотрудничество с И. Д. Лясковской, В. А. Про-ходой, О. П. Новожениной в процессе получения и обработки полученных материалов.
Охватить полностью все стороны и проявления политического сознания — задача практически невыполнимая в эмпирическом исследовании. Мы избрали следующий путь — ограничились постановкой трех вопросов, в которых учащимся предлагалось дать градуированную оценку трех важнейших событий в истории нашей страны в XX веке: Октябрьской революции 1917 года, а тем самым установившегося в результате ее победы советского строя; победы СССР в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.; десятилетия «реформ», проходивших в 90-е гг. В понимании сущности и роли этих событий, оценке их роли в истории страны и современном ее состоянии, на наш взгляд, весьма полно выражаются политические взгляды входящих в жизнь после школы молодых людей. Сопоставление ответов с социальным статусом глав семьи, т. е. социальным происхождением учащихся, позволяет судить о том. как существующая в обществе социальная дифференциация сказывается на различиях внутри контингента учащихся по направленности политического сознания. Мы приводим в прилагаемых ниже таблицах данные по социальному статусу родителей в среднем по указанным десяти городам; приводить аналогичные данные по составу родителей учащихся московских частных школ, где годичная оплата составляет от 500 до 5—6 тысяч долларов, нет необходимости. В целях сравнения приводятся также результаты опроса учащихся трех «обычных» муниципальных московских школ (см. таблицу № 1).
Обращает на себя внимание прежде всего степень воздействия массированной пропаганды и изданных в последние годы учебников, призванных произвести «обновление гуманитарного образования» в школе. «Промывка мозгов» велась и ведется целенаправленно. Достаточно вспомнить шум либеральной прессы и основных телевизионных каналов по поводу перезахоронения останков семьи последнего представителя династии Романовых. Николай Н представлен как мученик и святой, в то время как его не случайно после расстрела мирной демонстрации рабочих на Дворцовой площади 9 января 1905 года прозвали «кровавым». Эта репутация была подтверждена затем «столыпинскими галстуками», т. е. массовыми репрессиями, ленским расстрелом и т. д. Фильм С. Говорухина «Россия, которую мы потеряли» призван был внушить ложные представления о царской России, в которой 80% населения было безграмотным, крестьяне периодически голодали и т. д. В популяризируемых телепередачах Э. Радзинского о событиях российской истории всемерно облагораживается жизнь царей и правящих классов. Шумная кампания лидеров правых партий — Немцова, Хакамады, Явлинского и дру-
гих с требованием перезахоронения тела Ленина сопровождается проклятиями в адрес вождя Октябрьской революции и советского строя. Все это транслируется по «телику» и отравляет сознание молодежи. В этом же направлении «работают» учебники по отечественной и всемирной истории, рекомендованные для использования в школе Министерством образования.
В результате действия этих факторов оценку «скорее положительно» историческому событию, повернувшему всю мировую историю по новому руслу, а нашу страну превратившему в одну из двух сверхдержав (пока не распался Советский Союз), дало всего 13,7% опрошенных, а оценивших ее роль «в равной мере положительно и отрицательно» 37,5%. Весьма характерно, что затру днил^ь с ответом, что свидетельствует о путанице б голове, 21 %, а «скорее отрицательно» отозвались об этом историческом событии 27,3%.
Выше уже отмечалось, что нивелирующему воздействию отмеченных выше факторов противостоят господствующие в семьях и усвоенные подростками воззрения, обусловленные различиями в их социальном статусе и материальном по ожении. Заметим, что средние данные по 10 городам и по московским муниципальным школам практически не отличаются. Ясно выраженная позитивная оценка революции 1917.года, при сравнительно небольших колебаниях оценок, преобладает у живущих «в нищете» и у подростков из семей руководителей госпредприятий и учреждений. Наиболее наглядно различие проявляется среди лиц, выросших в семьях предпринима-
телей,— 34,7% в муниципальных школах и в особенности среди учеников московских частных школ, семьи которых очень высоко обеспечены. Всего два ученика частных школ (1,9%) дали в целом позитивную оценку этого исторического события, в то время как «скорее отрицательную» половина общего числа.
Наименьшие различия выявились при оценке Победы в Отечественной войне (см. табл. № 2).
Позитивная оценка победы в Отечественной войне явственно преобладает среди учащихся муниципальных школ, и только в частных школах один из десяти сомневается в этом и еще один из десяти оценивает позитивно и негативно одновременно. Из этого не следует, что пропагандистские усилия телевидения и «либеральной» печати не были сосредоточены на всяческом охаивании Отечественной войны. Вопрос о ее возникновении был основательно запутан публикацией тиражом в сотни тысяч экземпляров книги предателя Суворова (Резуна.) «Ледокол» и последующих его писаний, 8 которых с помощью передергивания фактов автор стремился доказать, что зачинщиком войны является не гитлеровская Германия, а Советский Союз, что Сталин собирался напасть первым, но не успел, мол, опередить Гитлера. Эта лживая версия была распропагандирована НТВ в специальном фильме Е. Киселева и в десятках периодических изданий. Победу в войне стремились изобразить с помощью сопоставления потерь так, что, мол, «немцев завалили трупами». При этом игнорируется тот факт, что против СССР воевали под водительством немцев итальянская, венгерская, румынская, финская армии, испанская «голубая дивизия», а также добровольческие соединения и части СС, составленные из фламандцев, французов, прибалтов и т. д. Если первый период войны вследствие внезапности нападения и неотмобили-зованности Советской армии, а также плохо подготовленные наступательные операции весны 1942 г. принесли нам колоссальные потери, в том числе пленными, то в последующем, особенно после Сталинграда, потери вражеских сил были больше наших; кстати сказать, среди военнопленных более трети составляли солдаты и офицеры союзни-ков Германии и указанных выше дивизий СС. Отвратительны по своей антипатриотической направленности прославленные либеральной прессой повесть «Генерал» Г. Владимова о предателе Власове и сатира на советского солдата-победителя, написанная В. Войновичем и экранизированная на Западе, изображающая советского воина в лице солдата Чонкина тупым и невежественным существом. Начатое еще Хрущевым принижение роли Сталина, как руководителя страны в годы войны и Верховного Главнокомандующего, было дополнено усиленным поношением полководческого искусства маршала Жукова. Но эти пропагандистские усилия оказали в целом незначительное влияние на сознание молодого поколения. Противоядием служило господствующее в обществе, в семьях, среди старших поколений гордость Побе-
дой и подвигов ее участников. Определенную роль также сыграли принятые в последние годы правительством меры по возвеличиванию Победы (памятники в Москве, Прохоровке и др.), парады ветеранов на Красной площади, начатый (сравнительно редко на фоне западной продукции) показ по телевидению правдивых фильмов о войне.
Наибольший разнобой в ответах вследствие различий в социальном климате семей, а также школьных коллективов обнаруживается в оценке реформ, проводившихся Гайдаром и последующими, сменявшими друг друга по воле Ельцина правительствами. Поскольку опрос проводился весной 2000 г., незначительные изменения в ход реформ, внесенные командой Путина, фактически не оказали влияния на ответы опрашиваемых (см. табл. 3).
В оценках роли реформ 90-х гг. расхождения обнаруживаются по ряду основных пунктов. Во-первых, по территориальному признаку: в столице доля ответов «скорее положительно» в муниципальных школах на 4,4% выше, чем в целом по РФ (в сводных данных Москва тоже учтена). Это неудивительно, так как уровень денежных доходов на душу населения в Москве (даже с учетом более высоких цен) в четыре раза выше среднего по России, доля высокообеспеченных слоев населения также выше, а именно они широко представлены в родительском контингенте опрашиваемых выпускников средней школы.
Во-вторых, именно 8 оценке роли неудавшихся реформ в жизни страны материальное положение семей играет первостепенную роль. Отрицательная оценка возрастает при сравнении уровня жизни семей — от 25,3% среди «живущих в полном достатке», до 42,3% среди тех, кто «не может свести концы с концами». Выпадает из этого ряда которых никогда не имели дела с преподаванием в школе, но охотно взялись за выгодное дело и получали солидные гонорары.
Об идейном содержании и качестве этого потока учебной литературы было высказано очень много справедливого (6). Мы тоже посвятили этому неблагодарному занятию некоторое время. Так, своей предвзятостью поразил учебник В. Сорокина и А. Уткина по истории России в XX веке для учащихся 11-х классов. Авторы ратуют всячески за ослабление государственного регулирования экономикой, хвалят российскую власть за то, что она таковое ослабила, но «предоставила гражданам свободу выбора» (7). Будто в конце XX века государственное регулирование хозяйством не может быть совмещено с известной свободой выбора как предпринимателями, так и лицами наемного труда! В ведущих странах Запада искусство управления приносит плоды в виде роста производства и благосостояния населения как раз потому, что они удачно совмещаются. Проведенный нами анализ ряда других учебников по истории России, всеобщей истории, политологии, социологии, праву и т. д., используемых в обследованных школах, засвидетельствовал, что данные в них формулировки сплошь и рядом превращаются в штампы, которые воспроизводятся школьниками на экзаменах и в ответах на вопросы анкеты. За небольшими исключениями (напр., учебника акад. Рыбакова и проф. Преображенского по истории России) учебная литература и, следовательно, преподаватели внедряют в умы учащихся односторонние представления о революции 1917 г. и гражданской войне, о развитии экономики и культуры за 70 лет Советской власти, о причинах и следствиях победы советского народа в Отечественной войне, о причинах распада СССР и провала радикально-либеральных реформ в 90-е годы. Более подробно по каждому из этих вопросов было сказано при анализе таблиц по результатам опроса выпускников школы.
Другой важнейший вопрос общетеоретического плана — роль школы в ее современном виде в развитии социально-классовой структуры общества, в углублении его социальной поляризации. Отмеченные выше различия в ответах на вопросы нашей анкеты должны быть осмыслены в более широком плане. Взаимодействию экономики и политики вообще присущ классовый характер, который с особой силой проявляется в социальной политике, составной частью которой является политика в сфере образования. Упомянутая выше вариативность образования уже в Законе 1992 года приняла вполне определенные очертания: обязательным было определено основное образование (9 классов), что означало шаг назад сравнительно с Конституцией СССР 1977 года, провозгласившей обязательное полное среднее образование молодежи; к концу 80-х годов это требование было в основном осуществлено. В последующем были приняты меры, снимающие некоторые ограничения при переходе всех желающих в 10-й класс общеобразовательной школы. Но решающая роль принадлежит экономическим условиям жизни большинства населения. Обнищавшие слои общества не имеют возможности для продолжения учебы детей после основной школы потому, что учебники стали в основном платными, равно как «дополнительные образовательные услуги» в старших классах; кроме того, с родителей непрестанно требуют вносить деньги на ремонт школы и другие цели.
Для сельского населения возникли дополнительные ограничения в получении детьми полноценного образования. Малокомплектные школы «нерентабельны» с точки зрения высоких затрат на одного ученика, во многих сельских населенных пунктах закрываются. Причины просты: уменьшается численность жителей многих деревень, особенно детей, транспортное обеспечение по их доставке на занятия в более крупные населенные пункты становится невозможным из-за отсутствия средств. В результате дети не хотят в школу.
Массовый характер в городах приняла беспризорность, ее масштабы значительно больше, чем после гражданской и Отечественной войны,— более двух миллионов детей только по этой причине не учатся. В ряды армии призывают в основном юношей из менее обеспеченных слоев общества, поскольку учеба в высшей школе дает право на отсрочку. По сведениям призывных комиссий, до четверти призываемых в последние годы имеют начальное образование или того менее.
В планах на первое десятилетие нового XXI века правительство следует рекомендациям Центра стратегических разработок (Г. Греф). В разделе «Модернизация образования» предусматривается, с одной стороны, переход на 12-летнюю школу, с другой, дальнейшая коммерциализация образования. Отмеченное нами выше несоответствие между социальным составом учащихся 11-х классов и составом населения обречено на возрастание, поскольку в документах ЦСР подтверждена установка на вариативность образования и на максимальное использование средств населения на образовательные цели (8). На словах призывается обеспечить «равенство шансов» для всех представителей подрастающего поколения, выходцев из всех слоев общества. Но при сохранении нынешнего курса социально-экономической политики, а такова установка документов ЦСР в перспективе до 2010 года, на деле общеобразовательная школа будет служить важнейшим фактором переноса, трансляции социального неравенства на последующие поколения, а тем самым фактором, способствующим его углублению.