Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

О ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ статья из журнала

Март9

О ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Политическое сознание является важ­нейшей    составной   частью,   особой формой общественного сознания. Его связь с изменениями в материальных условиях жизни людей, в том числе в процессе формирования политических воззре­ний молодого поколения, может быть понята только с более общих философских позиций. Диалектика  взаимосвязи общественного со­знания и общественного бытия, взятых в их развитии, была предметом углубленного рас­смотрения Ф. Энгельсом с конца 70-х гг. XIX века. Именно тогда получила широкое распро­странение упрощенная трактовка марксизма, как учения, якобы редуцирующего развитие всех явлений, сторон общественной жизни, в том числе таких наиболее отдаленных от ма­териальной основы форм общественного со­знания, как философия и религия, к развитию экономических процессов. Данная в этот пери­од Энгельсом трактовка указанной связи ни­сколько не устарела, напротив, она получила полное подтверждение и во многом может быть конкретизирована при изучении опыта истории XX века. Нас здесь более всего будет интере­совать, по понятным причинам, перелом в по­литическом сознании общества, различных его групп, происшедший в течение последнего де­сятилетия отечественной истории,  в период ельцинских «реформ», которые привели к раз­рушению производственного и интеллектуаль­ного потенциала России, реставрации капита­листических отношений в их «дикой» форме, свойственной периоду первоначального накоп­ления капитала.

Происходившее в эти годы массовое отрече­ние воспитанных в марксистской традиции ученых-обществоведов от теоретических ус­тановок, усердно пропагандировавшихся и за­щищавшихся ими в недавнем прошлом, но «не­ожиданно» прозревших вместе с крутым изме­нением социально-политического строя, пред­ставляет собою весьма прискорбное зрелище; к анализу форм и причин этого явления мы не­однократно обращались и отсылаем к этим трудам читателя (1). Здесь в связи с обсуждае­мой темой необходимо обратить внимание чи­тателя на одну весьма общую черту этого тео­ретического «сальто-мортале». Отказ от основ исторического материализма прикрывается, как правило, повторением столетней давности несостоятельных обвинений марксизма в «эко­номизме», «редукционизме», «одномерном подходе» и т. д.

Сущность разъяснений, данных по этому по­воду Ф. Энгельсом, такова. Развитие общест-

* Исследование осуществлялось при поддержке РГНФ (грант № 99-03-19856а).

венного сознания подвержено влиянию двух основных неравнозначных факторов: воздей­ствия изменений в общественном бытии, в пер­вую очередь в экономическом положении масс и отдельных классов, социальных групп, по­скольку сознание так или иначе отображает их бытие, с одной стороны, и давления предшест­вующего, накопленного в идеологии и общест­венной психологии духовной, складывающейся по-своему в каждой области общественного сознания, традиции. Вот как эта закономер­ность была им выражена при анализе причин возникновения научного социализма: «Как всякая новая теория, социализм должен был исходить прежде всего из накопленного до не­го идейного материала, хотя его корни лежали глубоко в (материальных) экономических фак­тах» (2). Обусловленная наличием переходя­щей от одного поколения к другому традиции относительная самостоятельность в развитии идеологии определяет характер взаимодейст­вия материальных, экономических и духовных факторов’.

В общей форме рассматриваемое взаимо­действие было охарактеризовано Энгельсом следующим образом: «Политическое, право­вое, философское, религиозное, литературное, художественное и т. д. развитие основано на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на эконо­мическую основу. Дело обстоит совсем не так, что экономическое положение является един­ственной активной причиной, а все остальное является лишь пассивным следствием. Нет, тут взаимодействие на основе экономической не­обходимости, в конечном счете прокладываю­щей себе путь» (3).

Применительно к изменениям в политичес­ком сознании масс в последние годы в России его зависимость от изменений в экономике и обратное их воздействие на расстановку по­литических сил в стране, на практическую по­литику государства, в т. ч. на меры, предпри­нимаемые властями в социально-экономичес­кой сфере, требуют учета взаимодействия экономического базиса с двумя «ярусами», «этажами» надстройки. На протяжении всего периода «реформ», начиная с гайдаровской либерализации цен и ликвидации сбережений населения в Сбербанке 1 января 1992 г., про­исходило падение жизненного уровня лиц на­емного труда и пенсионеров; после августов­ского «дефолта» 1998 г.. обусловившего четы­рехкратное обесценение рубля, оно дополни­тельно скачком ухудшилось. Это породило массовое недовольство подавляющего боль­шинства населения властями. И без того низ­кий уровень доверия к президенту Ельцину в 1999 г. упал до 2—3%, инициированный левы-

ми партиями импичмент не «дотянул» в Госу­дарственной думе совсем немного до требуе­мых по Конституции двух третей (300) голосов. Окружение президента, т. е. по сути правящая олигархия, вынуждено было срочно подыски­вать преемника; «семья» поначалу попробова­ла Степашина и лишь потом остановилась на кандидатуре В. В. Путина. Во исполнение на­меченного замысла Путин был назначен пре­мьером и публично объявлен Ельциным «на­следником престола».

Пребывание В. В. Путина в должности главы правительства, особенно его резкие заявления после взрывов домов в Москве и нападения чеченских бандформирований на Дагестан о необходимости «мочить террористов в сорти­ре» позволило с помощью послушных СМИ бы­стро «раскрутить» его имидж решительного политика, и поэтому Ельцин смог в канун 2000 г. досрочно объявить о своей отставке. Данный маневр был проведен с расчетом, что остав­ленный и. о. президента Путин за три месяца (январь — март 2000 г.) сумеет сохранить нуж­ную степень доверия общества, которому им­понировал стиль нового главы государства на фоне бездеятельности и неожиданных «заго­гулин» в поведении его предшественника, и выиграть в столь невыгодных для его соперни­ков условиях досрочные выборы. Получив ман­дат президента, опираясь на действие благо­приятных временных экономических факторов, таких, как обесценение рубля и рост цен на нефть на мировом рынке, Путин смог принять ряд мер по некоторому смягчению бедственно­го положения трудящихся: несколько повысить оклады так называемым бюджетникам, вы­платить им задолженность по зарплате, под­нять нижнюю планку пенсионного обеспечения и т. д., т. е. в известной мере «погасить» недо­вольство ряда категорий населения властями; рейтинг президента на протяжении последнего года при известных колебаниях не опускался ниже 50%. Но главным фактором были и оста­ются возлагаемые на Путина надежды, по­скольку материальное положение масс про­должает оставаться очень тяжелым. Частич­ное удовлетворение этих надежд стало возможным в 2000 г. благодаря действию указанных временных факторов: высоким до­ходам от экспорта топлива, возросшей конку­рентоспособности промышленности вследст­вие девальвации рубля и ростом производства в ней на 10%. Но и при этом в августе 2000 г. средняя реальная зарплата составляла всего 81,5% к уровню августа 1997 г., т. е. весьма низкий уровень жизни лиц наемного труда, су­ществовавший до «дефолта», до сих пор еще не восстановлен; это относится и к пенсионно­му обеспечению (4).

Таким образом, экономический фактор оказал воздействие на политическое сознание, сдвиги в нем заставили при сохранении власти в руках того же класса — бизнес-бюрократии, иначе го­воря сливающихся, хотя еще не полностью слившихся высшей бюрократии и новой буржуа­зии, сменить действующих лиц на вершине вла­стной пирамиды и несколько «подправить» (без коренного изменения) курс социально-экономи­ческой политики. Удачно проведенная замена высшего руководства государства при наличии временных благоприятных сдвигов в экономике сказалась позитивно на положении таких много-

численных слоев общества, как лица наемного труда и пенсионеры. Описанный выше характер взаимодействия политического сознания (в единстве идеологической и психологической его составляющих, практической политики государ­ства и отношений распределения, как непосред­ственно «осязаемого» людьми элемента систе­мы экономических отношений) является весьма типичным для функционирования современного буржуазного общества, а российское общество становится таковым.

Развитие политического сознания и его вза­имодействие с общественным бытием отлича­ется рядом важнейших особенностей. Отметим следующие, важные для понимания процесса’ его формирования у молодежи: оно очень тесно связано с материальными условиями жизни, подвижно, непосредственно откликается на изменение последних; в нем чрезвычайно ве­лика составляющая, которую принято назы­вать общественными настроениями, т. е. пси­хологическая сторона; оно в современных ус­ловиях наиболее подвержено воздействию применяемых власть имущими средств обра­ботки общественного мнения, в первую оче­редь получивших преобладающее значение электронных СМИ.

Эти предварительные замечания представ­ляются необходимыми для понимания процесса формирования политического сознания моло­дежи, не имеющей пока что собственного «пе­режитого» политического опыта (лишь частич­но восполняемого влиянием опыта семьи), не включенной еще в процесс производства, до­бывания средств существования собственным трудом. Именно таков в абсолютном большин­стве слой молодежи, о котором будет идти да­лее речь, а именно выпускники городской средней школы. Формирование политического сознания этого (по возрасту еще не полностью вышедшего из «тинэйджеровского», «подрост­кового» состояния) слоя молодежи во многом определяется еще двумя специфическими факторами: уровнем и направленностью пре­подавания совокупности гуманитарных (обще­ственных) наук по утвержденным (или по край­ней мере допущенным к использованию в шко­лах) Министерством образования учебникам и учебным пособиям и влиянием на 16—17-лет­них подростков молодежной «субкультуры», складывающейся под мощным воздействием рекламируемых телевидением образцов со­временной музыки (поп, рок и т. д.) и танца — на дискотеках и вечеринках, молодежной мо­ды, а также все более широкого распростране­ния курения, потребления алкоголя, а в по­следнее время и наркосодержащих веществ — от «травки» до героина и «химии». Складыва­ние определенных стереотипов поведения и молодежного жаргона (сленга) неотделимо от вполне определенной идеологической «начин­ки» песен, анекдотов, поговорок, норм взаим­ного общения. Оно происходит под определяю­щим воздействием тех же электронных СМИ, прежде всего телевидения, которые целена­правленно насаждают преимущественно аме­риканские образцы поведения. Эти средства зомбирования сознания воздействуют в наи­большей мере на молодежь, за ними стоят вполне определенные мощные внутренние и внешние силы. Как известно, основные каналы центрального телевидения целиком или час-тично находятся под контролем находящихся ныне за рубежом медиамагнатов (Гусинский Березовский) и той части столичной интелли­генции, которая основательно ими прикормле­на и усердно отрабатывает свои высокие гоно­рары, последовательно проводя линию пре­клонения перед западной «масскультурой.. очернения советского периода в истории на­шей страны и левой оппозиции режиму Если распространение молодежной «масскультуры» и преподавание гуманитарных дисциплин спо­собствуют нивелировке политических воз­зрении старшеклассников, то различие в соци­альном статусе и материальном положении се­мей напротив, способствует разрастанию дифференциации в оценках текущих поли­тических событии, а также истории страны, особенно тех, что произошли в течение по­следнего столетия.

Все указанные выше обстоятельства были по возможности учтены нами при проведении исследования в выпускных классах основной и средней школы в крупных городах Российской Федерации на протяжении ряда лет. Здесь мы вынуждены ограничиться кратким изложением его результатов, во-первых, только по выпу­скникам средней школы; во-вторых, сведе­ниями,  полученными  в ходе опроса весной 20СО г.;  в-третьих,  только  вопросом  об  их гражданской позиции. В указанном иссле­довании, естественно, был охвачен более ши­рокий круг вопросов, включая нравственные установки  и  профессиональные  ориентации выпускников. В 2000 году опрос проводился в десяти крупных центрах Российской Федера­ции, притом расположенных почти во всех ос­новных зонах страны: Москва (Центр) Нижний Новгород  (Поволжье),   Екатеринбург.  Пермь Оренбург (Урал), Ставрополь, Краснодар (Юг)’ Омск,   Барнаул   (Сибирь),   Комсомольск-на-Амуре (Дальний Восток). Широкая «география» и достаточно представительное число опра­шиваемых (оно колебалось в пределах 1800— 2000 чел. по 9-м и 11-м классам вместе) дают основания утверждать, что приводимые ниже в таблицах средние по десяти городам цифры дают весьма полное представление о состоя­нии политического сознания 17-летних юно­шей и девушек, получающих полное среднее образование и в большинстве предполагающих продолжить обучение в высшей школе, т. е будущей интеллигенции. Инструментарий раз­рабатывался и совершенствовался ежегодно исследовательской группой, тираж распеча­тывался в Москве и рассылался на места Оп­рос проводился весной (март, апрель, иногда начало мая), в нем главная роль принадлежа­ла педагогам школ, получавшим анкету и ин­структаж, а также работникам региональных центров   профориентации.   В   исследовании приняли участие на общественных началах ра­ботники местных органов народного образова­ния и вузов (доц. Т. А. Панкова в Оренбурге проф_ Р. Г, Лифшиц в Комсомольске-на-Аму­ре). Опрос проводился в 9-х и 11-х классах, в каждом городе в трех школах: двух обычных муниципальных (в центре и на рабочей окраи­не) и з одной школе «элитного» типа (гимна­зия, лицей). В анкету в качестве специального блока были включены вопросы о социальном статусе родителей и материальном положении семьи.

Все это позволило провести кросс-анализ по таким аспектам: региональному, т. е. зависи­мости установок учащихся от города (региона)-типа учебного заведения (обычная и элитная школа); от социального статуса и материаль­ного положения семьи. В целях выяснения свя­зи гражданских установок учащихся с типом школы и социальным положением родителей (или лиц, их заменяющих) сверх общей про­граммы в 2000 г. нами был дополнительно про­веден опрос в выпускных (9-х и 11-х) классах негосударственных (частных) школ в Москве. В данном случае пришлось столкнуться с труд­ностями вследствие нежелания администрации большинства   частных   школ   способствовать проведению опроса учащихся из соображений «коммерческой тайны». Поэтому численность опрошенных в частных школах невелика, при­мерно по сто человек в 9-х и 11-х классах. Для сопоставления   результатов   нами   дополни­тельно был проведен опрос по той же програм­ме в трех муниципальных школах Восточного округа Москвы с той же численностью выпуск­ников, что и в семи частных школах, где состав групп меньше. Исследование проводилось на базе   Всероссийского   научно-практического центра   профориентации   и   психологической поддержки   населения  Минтруда  РФ.  Автор пользуется случаем выразить благодарность руководству ВНПЦ профориентации и работ­никам региональных центров, которые прини­мали  в опросах учащихся непосредственное участие. Особо следует отметить постоянное сотрудничество с И. Д. Лясковской, В. А. Про-ходой, О. П. Новожениной в процессе получе­ния и обработки полученных материалов.

Охватить полностью все стороны и проявле­ния политического сознания — задача практи­чески невыполнимая в эмпирическом исследо­вании. Мы избрали следующий путь — ограни­чились постановкой трех вопросов, в которых учащимся предлагалось дать градуированную оценку трех важнейших событий в истории на­шей страны в XX веке: Октябрьской революции 1917 года, а тем самым установившегося в ре­зультате ее победы советского строя; победы СССР в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.; десятилетия «реформ», проходивших в 90-е гг. В понимании сущности и роли этих событий, оценке их роли в истории страны и современном  ее  состоянии,  на  наш  взгляд, весьма    полно    выражаются    политические взгляды входящих в жизнь после школы моло­дых людей. Сопоставление ответов с социаль­ным статусом глав семьи, т.  е. социальным происхождением учащихся, позволяет судить о том. как существующая в обществе социальная дифференциация  сказывается  на различиях внутри контингента учащихся по направленно­сти политического сознания. Мы приводим в прилагаемых ниже таблицах данные по соци­альному статусу родителей в среднем по ука­занным десяти городам; приводить аналогич­ные данные по составу родителей учащихся московских частных школ, где годичная оплата составляет от 500 до 5—6 тысяч долларов, нет необходимости. В целях сравнения приводятся также   результаты   опроса   учащихся   трех «обычных»  муниципальных  московских  школ (см. таблицу № 1).

Обращает на себя внимание прежде всего степень воздействия массированной пропаганды и изданных в последние годы учебников, при­званных произвести «обновление гуманитарного образования» в школе. «Промывка мозгов» ве­лась и ведется целенаправленно. Достаточно вспомнить шум либеральной прессы и основных телевизионных каналов по поводу перезахороне­ния останков семьи последнего представителя династии Романовых. Николай Н представлен как мученик и святой, в то время как его не случайно после расстрела мирной демонстрации рабочих на Дворцовой площади 9 января 1905 года прозвали «кровавым». Эта репутация была подтверждена затем «столыпинскими галстуками», т. е. массо­выми репрессиями, ленским расстрелом и т. д. Фильм С. Говорухина «Россия, которую мы поте­ряли» призван был внушить ложные представле­ния о царской России, в которой 80% населения было безграмотным, крестьяне периодически го­лодали и т. д. В популяризируемых телепередачах Э. Радзинского о событиях российской истории всемерно облагораживается жизнь царей и пра­вящих классов. Шумная кампания лидеров правых партий — Немцова, Хакамады, Явлинского и дру-

 

гих с требованием перезахоронения тела Ленина сопровождается проклятиями в адрес вождя Ок­тябрьской революции и советского строя. Все это транслируется по «телику» и отравляет сознание молодежи. В этом же направлении «работают» учебники по отечественной и всемирной истории, рекомендованные для использования в школе Министерством образования.

В результате действия этих факторов оценку «скорее положительно» историческому собы­тию, повернувшему всю мировую историю по но­вому руслу, а нашу страну превратившему в одну из двух сверхдержав (пока не распался Совет­ский Союз), дало всего 13,7% опрошенных, а оценивших ее роль «в равной мере положитель­но и отрицательно» 37,5%. Весьма характерно, что затру днил^ь с ответом, что свидетельству­ет о путанице б голове, 21 %, а «скорее отрица­тельно» отозвались об этом историческом собы­тии 27,3%.

Выше уже отмечалось, что нивелирующему воздействию отмеченных выше факторов проти­востоят господствующие в семьях и усвоенные подростками воззрения, обусловленные различи­ями в их социальном статусе и материальном по ожении. Заметим, что средние данные по 10 го­родам и по московским муниципальным школам практически не отличаются. Ясно выраженная позитивная оценка революции 1917.года, при сравнительно небольших колебаниях оценок, преобладает у живущих «в нищете» и у подрост­ков из семей руководителей госпредприятий и уч­реждений. Наиболее наглядно различие проявля­ется среди лиц, выросших в семьях предпринима-

телей,— 34,7% в муниципальных школах и в осо­бенности среди учеников московских частных школ, семьи которых очень высоко обеспечены. Всего два ученика частных школ (1,9%) дали в целом позитивную оценку этого исторического со­бытия, в то время как «скорее отрицательную» половина общего числа.

Наименьшие различия выявились при оценке Победы в Отечественной войне (см. табл. № 2).

Позитивная оценка победы в Отечественной войне явственно преобладает среди учащихся му­ниципальных школ, и только в частных школах один из десяти сомневается в этом и еще один из десяти оценивает позитивно и негативно одновре­менно. Из этого не следует, что пропагандистские усилия телевидения и «либеральной» печати не были  сосредоточены   на  всяческом  охаивании Отечественной войны. Вопрос о ее возникновении был основательно запутан публикацией тиражом в сотни тысяч экземпляров книги предателя Суво­рова (Резуна.) «Ледокол» и последующих его писа­ний, 8 которых с помощью передергивания фактов автор стремился доказать, что зачинщиком войны  является не гитлеровская Германия, а Советский Союз, что Сталин собирался напасть первым, но не успел, мол, опередить Гитлера. Эта лживая версия была распропагандирована НТВ в специальном  фильме Е. Киселева и в десятках периодических изданий. Победу в войне стремились изобразить с помощью сопоставления потерь так, что, мол, «немцев завалили трупами». При этом игнорирует­ся тот факт, что против СССР воевали под води­тельством немцев итальянская, венгерская, ру­мынская, финская армии, испанская «голубая ди­визия», а также добровольческие соединения и части СС, составленные из фламандцев, францу­зов, прибалтов и т. д. Если первый период войны вследствие внезапности нападения и неотмобили-зованности Советской армии, а также плохо под­готовленные наступательные операции весны 1942 г. принесли нам колоссальные потери, в том числе пленными, то в последующем, особенно после Сталинграда, потери вражеских сил были больше наших; кстати сказать, среди военнопленных бо­лее трети составляли солдаты и офицеры союзни-ков Германии и указанных выше дивизий СС. От­вратительны по своей антипатриотической на­правленности прославленные либеральной прес­сой повесть «Генерал» Г. Владимова о предателе Власове и сатира на советского солдата-победи­теля, написанная В. Войновичем и экранизирован­ная на Западе, изображающая советского воина в лице солдата Чонкина тупым и невежественным существом. Начатое еще Хрущевым принижение роли Сталина, как руководителя страны в годы войны и Верховного Главнокомандующего, было дополнено усиленным поношением полководчес­кого искусства маршала Жукова. Но эти пропаган­дистские усилия оказали в целом незначительное влияние на сознание молодого поколения. Проти­воядием служило господствующее в обществе, в семьях, среди старших поколений гордость Побе-

дой и подвигов ее участников. Определенную роль также сыграли принятые в последние годы прави­тельством меры по возвеличиванию Победы (па­мятники в Москве, Прохоровке и др.), парады ве­теранов на Красной площади, начатый (сравни­тельно редко на фоне западной продукции) показ по телевидению правдивых фильмов о войне.

Наибольший разнобой в ответах вследствие различий в социальном климате семей, а также школьных коллективов обнаруживается в оценке реформ, проводившихся Гайдаром и последую­щими, сменявшими друг друга по воле Ельцина правительствами. Поскольку опрос проводился весной 2000 г., незначительные изменения в ход реформ, внесенные командой Путина, фактичес­ки не оказали влияния на ответы опрашиваемых (см. табл. 3).

В оценках роли реформ 90-х гг. расхождения обнаруживаются по ряду основных пунктов. Во-первых, по территориальному признаку: в столи­це доля ответов «скорее положительно» в муни­ципальных школах на 4,4% выше, чем в целом по РФ (в сводных данных Москва тоже учтена). Это неудивительно, так как уровень денежных дохо­дов на душу населения в Москве (даже с учетом более высоких цен) в четыре раза выше средне­го по России, доля высокообеспеченных слоев населения также выше, а именно они широко представлены в родительском контингенте оп­рашиваемых выпускников средней школы.

Во-вторых, именно 8 оценке роли неудавшихся реформ в жизни страны материальное положение семей играет первостепенную роль. Отрицатель­ная оценка возрастает при сравнении уровня жизни семей — от 25,3% среди «живущих в пол­ном достатке», до 42,3% среди тех, кто «не может свести концы с концами». Выпадает из этого ряда  которых никогда не имели дела с преподавани­ем в школе, но охотно взялись за выгодное дело и получали солидные гонорары.

Об идейном содержании и качестве этого пото­ка учебной литературы было высказано очень много справедливого (6). Мы тоже посвятили это­му неблагодарному занятию некоторое время. Так, своей предвзятостью поразил учебник В. Со­рокина и А. Уткина по истории России в XX веке для учащихся 11-х классов. Авторы ратуют вся­чески за ослабление государственного регулиро­вания экономикой, хвалят российскую власть за то, что она таковое ослабила, но «предоставила гражданам свободу выбора» (7). Будто в конце XX века государственное регулирование хозяйством не может быть совмещено с известной свободой выбора как предпринимателями, так и лицами на­емного труда! В ведущих странах Запада искусст­во управления приносит плоды в виде роста про­изводства и благосостояния населения как раз потому, что они удачно совмещаются. Проведен­ный нами анализ ряда других учебников по исто­рии России, всеобщей истории, политологии, со­циологии, праву и т. д., используемых в обследо­ванных школах, засвидетельствовал, что данные в них формулировки сплошь и рядом превраща­ются в штампы, которые воспроизводятся школьниками на экзаменах и в ответах на вопро­сы анкеты. За небольшими исключениями (напр., учебника акад. Рыбакова и проф. Преображен­ского по истории России) учебная литература и, следовательно, преподаватели внедряют в умы учащихся односторонние представления о рево­люции 1917 г. и гражданской войне, о развитии экономики и культуры за 70 лет Советской влас­ти, о причинах и следствиях победы советского народа в Отечественной войне, о причинах распа­да СССР и провала радикально-либеральных ре­форм в 90-е годы. Более подробно по каждому из этих вопросов было сказано при анализе таблиц по результатам опроса выпускников школы.

Другой важнейший вопрос общетеоретичес­кого плана — роль школы в ее современном ви­де в развитии социально-классовой структуры общества, в углублении его социальной поляри­зации. Отмеченные выше различия в ответах на вопросы нашей анкеты должны быть осмыслены в более широком плане. Взаимодействию эконо­мики и политики вообще присущ классовый ха­рактер, который с особой силой проявляется в социальной политике, составной частью которой является политика в сфере образования. Упо­мянутая выше вариативность образования уже в Законе 1992 года приняла вполне определенные очертания: обязательным было определено ос­новное образование (9 классов), что означало шаг назад сравнительно с Конституцией СССР 1977 года, провозгласившей обязательное пол­ное среднее образование молодежи; к концу 80-х годов это требование было в основном осу­ществлено. В последующем были приняты меры, снимающие некоторые ограничения при перехо­де всех желающих в 10-й класс общеобразова­тельной школы. Но решающая роль принадле­жит экономическим условиям жизни большинст­ва населения. Обнищавшие слои общества не имеют возможности для продолжения учебы детей после основной школы потому, что учеб­ники стали в основном платными, равно как «дополнительные образовательные услуги» в старших классах; кроме того, с родителей не­престанно требуют вносить деньги на ремонт школы и другие цели.

Для сельского населения возникли дополни­тельные ограничения в получении детьми полно­ценного образования. Малокомплектные школы «нерентабельны» с точки зрения высоких затрат на одного ученика, во многих сельских населенных пунктах закрываются. Причины просты: уменьша­ется численность жителей многих деревень, осо­бенно детей, транспортное обеспечение по их до­ставке на занятия в более крупные населенные пункты становится невозможным из-за отсутст­вия средств. В результате дети не хотят в школу.

Массовый характер в городах приняла беспри­зорность, ее масштабы значительно больше, чем после гражданской и Отечественной войны,— бо­лее двух миллионов детей только по этой причине не учатся. В ряды армии призывают в основном юношей из менее обеспеченных слоев общества, поскольку учеба в высшей школе дает право на отсрочку. По сведениям призывных комиссий, до четверти призываемых в последние годы имеют начальное образование или того менее.

В планах на первое десятилетие нового XXI ве­ка правительство следует рекомендациям Центра стратегических разработок (Г. Греф). В разделе «Модернизация образования» предусматривает­ся, с одной стороны, переход на 12-летнюю шко­лу, с другой, дальнейшая коммерциализация об­разования. Отмеченное нами выше несоответст­вие между социальным составом учащихся 11-х классов и составом населения обречено на воз­растание, поскольку в документах ЦСР под­тверждена установка на вариативность образо­вания и на максимальное использование средств населения на образовательные цели (8). На сло­вах призывается обеспечить «равенство шансов» для всех представителей подрастающего поколе­ния, выходцев из всех слоев общества. Но при со­хранении нынешнего курса социально-экономи­ческой политики, а такова установка документов ЦСР в перспективе до 2010 года, на деле общеоб­разовательная школа будет служить важнейшим фактором переноса, трансляции социального не­равенства на последующие поколения, а тем са­мым фактором, способствующим его углублению.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция