О ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ статья из сборника
О ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ Д. Н. Давиденко, П. В. Половников, В. А. Щеголев
Санкт-Петербургский государственный технический университет
Вклад физической культуры в высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни, а также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности. Такое гуманитарное направление физической культуры в вузе существенно повышает ее кул ьтуро образующие функции и придает ей истинно педагогический характер. С помощью знаний, полученных по физической культуре, студенты должны создать целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой природе, более полно понять возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне выполнения профессиональных функций. Знания, полученные при освоении обязательного минимума содержания программного материала по физической культуре, должны составить базис представлений о здоровом образе жизни и обеспечить теоретическую основу формирования навыков и умений по физическому самосовершенствованию личности в течение всей жизни. Такой подход к физкультурному образованию студентов влечет за собой отказ от традици-онных моделей вузовского педагогического процесса и необходимости пересмотра целей физкультурного процесса в сторону развития его гуманизирующих и культурообразующих функций на современном этапе. Характерное для большинства преподавателей физической культуры стремление к максимальной двигательной плотности занятий и их интенсивности в ущерб образовательной деятельности превращает учебные занятия в уроки физической подготовки, снижается и так низкий образовательный эффект. Командно-строевые методы, доминирующие до настоящего времени в физическом воспитании студентов, привели к потере личности занимающегося, где приоритетом воспитания до настоящего времени еще являются чисто внешние показатели уровня физической подготовленности студента и сдаваемые им контрольные нормативы учебной программы. Отсюда — принудительная подгонка личности под какие-то усредненные, сверху спущенные нормативы, что явно противоречит идее свободы личности гуманистических принципов ее формирования. К проблемам физкультурного образования студентов можно отнести и недостаточность его образовательной и воспитательной сторон, информационной насыщенности занятий, слабое привлечение студентов к анализу собственных выполняемых двигательных действий и умений, отсутствие анализа и убеждений о повседневной необходимости своей физкультурно-спортивной деятельности и т. д. Преодолеть отчуждение физкультурного образования от личности можно только путем дальнейшей гуманизации, поворота всей системы воспитания к человеку.
Организация учебного процесса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и установками примерной учебной программы по физической культуре требует от соответствующих кафедр коренных преобразований в содержании работы, подчиняя ее достижению основной цели, сформулированной в программе, -формированию физической культуры личности студента. Особенно значимые изменения должны произойти в организации учебной работы, содержание которой в значительной степени определяет эффективность всего учебного процесса. Сложившаяся десятилетиями система государственного устройства нашего общества сформировала человека, не готового к разным изменениям в обществе, к активному образу жизни, самостоятельному принятию жизненно важных решений, освоению новых представлений и соответствующих форм практической деятельности. Обязательные занятия по физической культуре в различных образовательных учреждениях, в том числе и в высшей школе, должны составлять основу формирования физической культуры личности студента.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
А. М. Воронов
Карельский государственный педагогический университет
Понятие «культура» является одним из фундаментальных по тий современного теоретического и практического человекознания rнастоящее время традиционно сложилось несколько подходов к тпа товке данного понятия. Большинство исследователей определяют кул туру как совокупность материальных и духовных ценностей, накоплен ных человечеством в процессе общественноисторической практики
Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры общества представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения. Физическая культура — это особая и самостоятельная область культуры, которая возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью.
На состояние и развитие физической культуры в обществе влияют производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы классовой борьбы, достижения науки, философии, искусства. В то же время физическая культура оказывает влияние на многие стороны жизни общества — медицину, педагогику, науку и военное дело.
Термин «физическая культура» появился лишь в конце XIX века. Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский применял выражения «физическое воспитание» и «гимнастика», Н. Г. Чернышевский — «физические упражнения», П. Ф. Лесгафт, А. В. Луначарский — «физическое образование».
Исходя из характерного для XIX века понимания культуры в целом как процесса, связанного с возделыванием чего-либо или воспитанием кого-либо, в Англии появилось выражение «физическая культура».
В России возникновение термина и становление понятия «физическая культура» имеет свою историю. В 1909 г. английское «PhysicaCulture» переводится на русский язык как «физическое развитие». И только в 1911 г. появляются работы, в которых встречается терми «физическая культура».
На первом этапе физическая культура понималась в России система физических упражнений или как воспитанная и развитая кра та тела. С 1917 г. физическая культура прочно входит в жизнь Со
г0 государства, при этом одной из важнейших задач становится спасение трудящихся от физического и нравственного вырождения».
В 20-е годы понятие ФК рассматривается в широком аспекте. оно включает охрану здоровья, режим питания, сна и отдыха, личную и бшественную гигиену, использование естественных факторов приро-, физические упражнения и физический труд. В эти годы появляются лозунги: «Через физическую культуру к общей культуре». Появляются первые определения физической культуры: «крепость тела и крепость пуха», «возделывание и обработка тела человека», «метод оздоровления, улучшения и обработки тела», «одно из мощных средств гармонического развития личности человека».
Единого общепризнанного понятия физической культуры нет и в настоящее время. В отечественной и зарубежной литературе в него вкладывается различный смысл: от совокупности материальных и духовных ценностей или достижений, используемых для физического развития людей, до вида деятельности. В настоящее время существует более 10 определений данного феномена. Можно выделить общие черты: физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.
Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия.
Таким образом, физическая культура — это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.
Физическая культура является фундаментальной ценностью личности, поскольку обеспечивает биологический потенциал жизнедеятельности, создает предпосылки для гармоничного ее развития, содействует проявлению высокого уровня социальной активности и творческого отношения к труду. В физической культуре человек осваивает не только человеческую культуру, но и свое природное существо. В этом смысле практику физического воспитания надо понимать, с одной стороны, как освоение и гуманизацию внутренней природы (тела человека), с другой — как окультуривание всех его двигательных действий, где ровными процессами выступают единство обучения, воспитания и самопознания. Такая культурная деятельность рассматривается как способ самореализации личности.
// Проблемы физической культуры, спорта и туризма Северо-Запада России: Мат. науч.-практ. конф. (8-9 декабря 2000 г.) – Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. гос. ун-та, 2000. – 114 с.