Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

Новая религиозность как проблема сознания статья из журнала

Март9

 

Можно ли свести жизненную задачу человечества к тому, чтобы не допускать ква­зисознания? Конечно, если подразумевается, что этим (или при этом) совершаются ак­ты сознания истинного. Чтобы лучше понять масштаб данной задачи и таким образом приблизиться к более удовлетворительному решению вопроса о смысле истории, нуж­но в первую очередь определить, что же является — наряду с безусловной необходи­мостью воспроизводства самой жизни — наипервейшими потребностями человека как существа, которое способно к трансценденции. Очевидно, такие потребности отра­жают его духовное начало. И поэтому на первое место выходит свобода — едва ли не в любом ее понимании. Всестороннее освобождение (эмансипация) — вот к чему стре­мится HomoSapiens.

Но на пути к нему в социальной и личной жизни появляется основное препятствие, природа которого теперь хорошо изучена: отчуждение, когда, напомню, объективи­рованные формы жизнедеятельности человека начинают противостоять ему как угнетающая его безличная сила. Социальность оказалась неистощимо изобретатель­ной на превращение едва ли не любой деятельности человека в источник его стра­дания. Все, что ни создавал человек, пытаясь освободиться (сначала от природной, а потом уже и разнообразной социальной зависимости), превращалось в противостоящую ему силу. Власть — наверное, наиболее впечатляющий пример. Церковь, идеология, промышленность, деньги, оружие…

Значит ли сказанное, что преодоление отчуждения и составляет смысл истории? Во многом, видимо, да. Чтобы ответить точнее, посмотрим, чего человек достиг на своем пути к освобождению и какие неудачи его постигли.

В какой точке пути к всестороннему освобождению человека находится наша эпоха? Мы живем на самом излете Нового времени, в эпоху очевидного кризиса  основных его социальных ценностей и институтов. Между тем они представляют собой наиболее значительные достижения человека на пути к своему всестороннему осво­бождению. Никогда прежде цивилизация не представлялась столь очеловеченной, окультуренной, одухотворенной, как в Новое время. И тем трагичнее те испытания, которые выпали человечеству в XX столетии от Рождества Христова. Две мировые войны с колоссальными человеческими, нравственными и материальными потерями, геноцид, опасность гибели самого мира в ядерной войне (похоже несколько отступившая в самое последнее время) — как бы визитная карточка этого столетия. И опас­ность эта не единственная. Намного ли «лучше» мир орвеловской антиутопии, а ведь он, как мы, наученные коммунизмом, теперь понимаем, не так уж и фантастичен…

Поразительно, но подобное самоистребление едва ли случилось бы, если бы не ус­пехи, достигнутые человеком в деле собственного освобождения. Многие выдающиеся умы последних столетий пришли к выводу о том, что за освобождение человечество заплатило непомерную цену, подвергнув сомнению свою богоподобную природу и в гордыне объявив себя венцом и смыслом мироздания.

Безрелигиозное сознание, абсолютизирующее природную и игнорирующее высшую природу человека, в целом определяет жизнь мировой цивилизации. Речь идет о том характерном для развитых стран явлении, когда человеку — целостному природно-духовному существу — начинают противостоять уже как внешние по отношению к нему объективированные безличные силы, так и его собственная недуховная природа. Это как раз и значит, что в дальнейшем перед ним все отчетливее встает задача не прос­то выжить, но состояться в качестве богоподобного существа, преодолеть свое личное нравственное несовершенство. Иными словами, человеку надлежит преобра­зиться.

Можно ли сказать, что отчуждение таким образом преодолевается? Суть понятия «отчуждение», как уже говорилось, состоит в том, что угнетающими человека силами становятся результаты его собственной жизнедеятельности. Мне представляется, что ситуация, когда человеку как единому природно-духовному существу противостоит лишь одна его «составляющая», а именно — природно-социальная, принципиально не отличается от положения, при котором человека угнетали объективированные резуль­таты его деятельности. Поэтому следовало бы говорить о том, что отчуждение как феномен мира человека не преодолевается, а видоизменяется. Пожалуй, в новых об­стоятельствах речь стоит вести об отчуждении, имманентном самому субъекту, т.е. о конфликте человека с самим собой.

Проблема в том, что всему незападному миру до такой постановки вопроса еще очень далеко. Там по-прежнему господствуют слитые в единый комплекс исторически известные виды отчуждения — социального, экономического, политического, культур­но-национального и прочего. Значительная часть бед складывающегося глобального со­общества вызвана в конечном счете неравномерностью развития, когда Мировой Се­вер находится уже в постэкономической эпохе, а Мировой Юг — во многом все еще в средневековье, модифицированном для обслуживания Севера. Вырисовались опаснос­ти и угрозы, о каких раньше и не думали. Во-первых, в рамках глобализации ожила — и весьма наглядно — эгоистическая натура нестесненного капитализма, породившая новое крайнее неравенство и новые формы угнетения. Во многом как реакция на это расцвел фундаментализм и появился его страшный спутник — международный терро­ризм, потрясший мир в сентябре 2001 г. Во-вторых, следствием прекращения холодной войны неожиданно оказалось усиление международной нестабильности (как далеко до кантова вечного мира!) Взять хотя бы ядерное противостояние в Азии, да и, ко­нечно, тот же терроризм. В-третьих, бросающаяся в глаза особенность «нашего» кри­зиса в том, что антикультурная, «нововарварская» тенденция отчетливо видна на фоне все еще возрастающего могущества самой цивилизации. Все это значительно услож­няет задачу преодоления актуальных для нашего дня видов отчуждения.

Конечно, процессы глобализации определенным образом видоизменяют данный комплекс. Дело в том, что в рамках этих процессов принципиально особую, конституи­рующую роль приобретают связи между самыми разнообразными по своей природе субъектами. И вот именно связи, т.е. взаимообусловленность, по-особому ставят вопрос о перспективах развития таких субъектов. Например, возможен ли в незапад­ном мире ход событий, который обеспечил бы преодоление тех форм отчуждения, которые были изжиты на западе, т.е. исчерпание социального начала? Поскольку мы придерживаемся взгляда о вероятностном характере общественного развития в пост­индустриальную эпоху, постольку, конечно, нужно признать данный вопрос открытым.

Нельзя, конечно, не сказать и о том, что преодоления новейших форм отчуждения настоятельно требует грозящая экологическая катастрофа. Противостоять этой угрозе можно лишь объединенными усилиями человечества, осознавшего свое единст­во в принадлежности ко всему планетарному сообществу, а не только к своей стране или нации.

Итак, ныне на первый план выходит необходимость принципиально нового акта со­знания, направленного на преодоление конфликта человека с самим собой. Это и есть необходимость преодоления квазисознания, которое теперь имеет новое содержание. Поэтому изживание отчуждения — пусть и существующего в немалой степени в моди­фицированных формах — по-прежнему составляет основную задачу человечества.

Когда мы говорим о таком конфликте, речь идет по существу об искушении не­свободой, несравненно более легкими и потому соблазнительными путями устроения человека в мире. Задача противостоять этому по плечу лишь религиозному сознанию.

В то же время только религиозная по своему происхождению идея о равноценности каждого человека на Земле как носителя Божественного подобия способна обеспечить и адекватное сознание противоречий, возникающих в ходе глобализации и развития экологического кризиса. Да и в целом, основополагающее значение перехода к преоб­ладанию в мире человека духовного начала совершенно ясно. Будущее состоится только у свободного человечества, альтернативы нет.

Между тем религиозное сознание в современном развитом мире как раз едва ли не угасло, уступив место самым разнообразным видам квазисознания. Здесь не место под­робно говорить о причинах этого зигзага человеческой истории — зигзага поистине дра­матического: ведь все предыдущие эпохи в Европе чуть ли не целиком определялись христианством. Нужно лишь сказать, что христианство должно было жить и раз­виваться вместе с человечеством. Недаром задачей великих христианских мыслителей — от Апостола Павла и Оригена до Лютера и Карла Барта — всегда было так осмыслить его, чтобы оно оставалось актуальным в меняющемся мире. Но это было нелегкой задачей. Дело в том, что со временем христианство в значительной мере само приспособилось к жизни мира. В результате воздействия как цивилизации, так и культуры — этой объективированной духовности — первоначальная ясность Божест­венного логоса во многом исказилась. Христос. Слово Бога, оказался как бы отодви­нутым от здешней, посюсторонней, религиозной действительности со всеми ее инсти­тутами — от так называемой исторической церкви до, как ее именовал К. Барт, ес­тественной теологии. Именно поэтому протестантская мысль настаивала на необхо­димости отделения «естественной теологии» от собственно Благой Вести. И если, ска­жем, у Барта, пытавшегося противостоять церковному национализму, получалось нечто вроде ортодоксальной утопии, а Р. Бультманн шел путем демифилогизации Евангелия, то Д. Бонхёффер достаточно радикально склонялся к мысли о такой просвещенности (по Канту) западного человека, которая подразумевает уже возможность «безрелигиозной веры», т.е. прямого обращения к Христу, минуя историческую церковь. В работах С. Лёзова, где исследуются эти вопросы, много говорится о необходимости поиска «христианского в христианстве», о его новом осмыслении.

Церковь оказалась в целом неспособной к перманентному реформаторству, и несо­вершенство исторических его форм в итоге фактически скомпрометировало Божест­венное слово в его качестве «знания о жизни и смерти». Не случайно столь яростным было неприятие исторического христианства у богоборца Ницше. Не случайно и Бер­дяев поставил проблему, как он выразился, двух пониманий христианства. Суть не­традиционного понимания заключается в двуединой задаче: христианству предстоит отказаться не только от своего «богослужебного» характера, но и от присущей Но­вому времени роли, так сказать, «частичного» мировоззрения. Религиозному восприя­тию и истолкованию мира надлежит вновь — как и в Средние века — стать универ­сальным, но на новом уровне. А это может быть обеспечено как раз изживанием исторически сложившихся искажений.

Мне приходилось уже писать об этом; тут я дополню сказанное теми сообра­жениями, которые остались, как кажется, не затронутыми в должной мере. Масштаб такой задачи заставляет задуматься о многом. Мне представляется следующее: либо то, что мы привычно именуем религиями (включая и историческое христианство), суть  явления ограниченные и не вполне отражают содержания самого этого понятия, лишь подготовляя почву для некоего высшего духовного феномена, подлинной религии (ре­лигии в собственном смысле слова), либо христианство в своих потенциях уже выходит за пределы понятия «религия». Скорее, верно все же первое. Этимология самого слова (латинское religere — связывать) указывает на связь нашего мира с миром иным, выс­шим. При этом имеется в виду связь совершенно особого рода — такая, при которой не только высшая природа как бы прорастает в низшей, но и низшая природа способна (и призвана) преобразиться до высшей. Поэтому и тайна человека состоит в том, что он — природно-телесное существо — может быть лишь там, где есть трансценденция. Где ее нет, где не идет речь о преображении, способном вывести за пределы этого мира, — там нет и человека, нет и подлинной религии. Если согласиться с тем, что за­дача христианства именно такова, то станет ясным, что христианское Откровение (как бы ни трактовать событие Иисуса — исторически или морфологически) замыкает «Осевое время», доводя его до своего предела. При этом эпоха «Осевого времени» в целом оказывается приуготовлением такого итога. Иудаизм, буддизм, зороастризм (да в какой-то степени даже конфуцианство) не просто связаны с новой религией Отк­ровения исторической преемственностью, они готовили человека к приятию Открове­ния. И вот Благая Весть открылась человеку, и ему был указан путь — к преоб­ражению.

Слово было услышано, но его полнота или не была полностью воспринята, или оказалась утеряна. Природное начало как человека, так и явившейся церкви возоб­ладало над духовным. О том, почему так произошло, мы не будем сейчас говорить, это увело бы нас в сторону. Нужно лишь констатировать: историческое, или тради­ционное христианство, равно как и появившийся вскоре ислам, во многом стало духов­ным явлением того же порядка, что и более древние иудаизм и буддизм. Все они так или иначе подразумевали извечный разрыв между человеком и далеким от него всемогущим трансцендентным божеством. С ним можно было заключить договор (за­вет), как в иудаизме, можно было представлять его в виде телесного существа, как в буддизме, можно было подчинять всю жизнь заботе о спасении и создать для этого мощнейшую иерархическую властную структуру… О той же таинственной связи, которая подразумевала встречу Бога, проявившегося в душе человека, и самого чело­века, сумевшего услышать в себе Бога и подняться навстречу ему, преображая собст­венное природное начало, как бы забывалось.

Между тем именно такая связь и составляет существо истинной религии — какой бы цивилизацией она ни была исторически создана и как, в сущности, она бы ни назы­валась. Это — религия личности и свободы. И в ее основе будет лежать способность человека следовать собственному внутреннему голосу, что требует неимоверных ду­ховных усилий… язык нового религиозного сознания, которое я называю «планетар­ным, почти не имеет отношения к языку церковному». Не о такой ли эволюции христианства упоминал Бердяев: «Происходит ка­тастрофическим путем очищение христианства от тех исторических наслоений, кото­рые ничего общего не имеют с истоками христианства и привнесены социальными ин­тересами царства кесаря. Это есть одухотворение христианства, оно делается более внутренним и искренним, более связанным с заветами Христа и более творческим. Наступает конец «бытового», т.е. языческого христианства, происходит разрыв с ложной сакрализацией исторических дел. Кончается царство условно-риторического, декламационного христианства.

Если вспоминать о том, что Просвещение — в том смысле, который вкладывал в это понятие Кант, — состоит в достижении человечеством совершеннолетия, истинно человеческой зрелости, т.е., можно сказать, в преодолении квазисознания, становится ясно: основная роль здесь должна, конечно, принадлежать религиозному сознанию. А именно — речь должна идти о необходимости возрождения религиозности в виде «религии разума».

Мы не буду касаться сейчас вопроса — самого по себе, конечно, очень важного — о будущем исторических конфессий и церквей в его соотношении с новым религиозным сознанием. Заметим лишь, что, говоря о наступлении новой религиозной эпохи, мы совсем не имеем в виду теократию — в какой бы то ни было форме. В нашем представлении пе­ред существующими церквами и вероисповеданиями стоят такие основные задачи, как экуменическая (универсалистская) и организационная (децентрализация, автономия и самоуправляемость общин). О том, что «телом Христовым» может быть лишь Все­ленская церковь, много и убежденно писал Вл. Соловьев. Действительно, само нали­чие не только разделенных, но и враждующих церквей — равно как и соперничающих религий — говорит ведь в сущности о том, что подлинно соборного объединения людей в Боге до сих пор нет и что оно даже не просматривается. Именно о Вселенской церк­ви — а в перспективе и о вселенской религии — стоит вести речь, о том, какой она должна быть, чтобы не повторить печальную судьбу исторических церквей. Под вселенской религией, как мне представляется, нужно понимать универсализацию нового религиозного сознания, в результате чего оно охватило бы все сферы бытия человека. Поэтому преобразиться предстоит как религиозному сознанию, так и самому миру: он должен подняться до этого сознания.

Необходимость появления такого сознания объективна. Н.Н. Моисеев убедительно показал, что для поддержания гомеостазиса, а говоря проще, для своего выживания как биологического вида, человечеству необходимо сохранить биосферу. Ту самую биосферу, элементом которой оно является и которая к рубежу III тысячелетия в результате его деятельности оказалась под угрозой. Очевидно, что это — задача планетарного масштаба, требующая соответствующего осмысления. Неудивительно,  что в связи с этой проблематикой нередко говорят о необходимости планетарного сознания. Что имеется в виду? Прежде всего то, что человечество должно осознать свою универсальность в качестве элемента биосферы, части живого мира перед лицом всей остальной природы. Другими словами, ему предстоит осмыслить свое единство, сделать его приоритетным перед всеми другими видами общности: этноконфессиональными, этносоциальными, этнополитическими и пр. Это — решающая задача для выживания человека как биологического вида, задача общечеловеческая.

Но эта же задача, как мы видели, стоит и перед обновляющимся религиозным соз­нанием, которое без обновления или вообще исчезнет или, в лучшем случае, останется на периферии человеческого общежития в качестве своего рода этнографического пережитка. Таким образом, мы встречаемся здесь с многозначительным сближением изначально далеких друг от Друга тенденций, которые, как оказалось, ведут к одной цели — обеспечению единства человечества. Отсюда, как кажется, следует немало­важный вывод: планетарное сознание не может быть религиозным (в новом облике) и таким образом именно оно обеспечивает тот соборный идеал, который заложен в самой природе любой религии.

Как вообще возможно религиозное возрождение, какие силы способны стать его субъектом? Ответ видится мне таким: спрашивается с того, кому больше дано. В са­мом деле, задача совершения сознательных актов, понятая как нравственный долг че­ловека, в наше время еще неясна подавляющему большинству людей. Это обстоя­тельство не отменяет, конечно, ее актуальности. Оно лишь совершенно недвусмыс­ленно свидетельствует: оказывать на непросвещенную массу качественно определен­ное влияние есть обязанность нравственно-интеллектуальной элиты.

Но кто составляет такую элиту в секулярном мире? К ней, как представляется, можно относить и отдельных людей, и — в широком смысле — целые общности. Так, на наш взгляд, по отношению ко всему миру своеобразной элитой, несомненно, является Запад, ибо именно там исторически сложились гражданское общество и правовое государство — наиболее совершенные с точки зрения освобождения человека формы общежития. Конечно, на Востоке накоплен бесценный духовный опыт, существуют утонченные и глубоко разработанные культурные традиции, такие, как например, конфуцианство. Однако влияние их в мировом масштабе ограничено. Степень же воздействия на остальной мир европейской цивилизации и культуры слишком хорошо известна, чтобы доказывать их значение.

Поэтому в интересующем нас контексте нужно, видимо, в первую очередь го­ворить о той части элиты Запада, которую некоторые протестантские теологи име­новали «анонимными христианами»: не только собственно христианской (и уж точно не только клерикальной), но и соответствующим образом настроенной интеллектуальной, художественной, властной, экономической. Эти группы сформированы, устойчивы, способны осознать свои возможности и предназначение. Более конкретно следует вести речь о возможностях воздействия на незападный мир со стороны не только церкви, но и таких институтов, как государство, всевозможные над- и межгосударст­венные, неправительственные и общественные организации. Разумеется, возможности эти существенно разнятся.

Прочувствовав и осмыслив свое предназначение, ориентированная — пусть и не всегда осознанно — на религиозные ценности мировая элита в целом должна создать средства для осуществления своей исторической миссии в наиболее важных сферах жизни. Речь идет в сущности о том, что Д. Бонхёффер называл «предпоследним» — степени преодоления несовершенств этого мира, которые «препятствуют милостивому приходу Христа».

Все это лишний раз говорит о том, что в самом «генотипе» западной цивилизации заложены механизмы, позволяющие преодолеть уродство роста и существенно оду­хотворить социум, и обусловлены они, в конечном счете, ее христианским и античным наследием. Следовательно, у нас есть основания полагать, что эти механизмы способ­ны сработать и в ситуации, сложившейся на рубеже III тысячелетия. Другими словами, можно рассчитывать на то, что Запад сумеет обуздать как выплеск стихии, рождающей в рамках процессов глобализации новый «нестесненный» капитализм, так и урод­ства массового общества.

Все сказанное, как кажется, подводит к мысли о том, что всеобъемлющего ос­вобождения человека и, следовательно, смысла истории и самих гарантий ее продол­жения не может быть без зрелого религиозного сознания. Такое сознание — непре­менное условие бытия человека и общества.

Безрелигиозная эпоха оказалась весьма высокой платой за повзросление, причем платежи все еще способны привести человечество к банкротству. В то же время это повзросление, прежде всего обеспечившее индивиду «внешнее» освобождение, имело и еще одну положительную сторону. Из тени объективированных форм вышло и, на­конец, явилось во всем своем непреходящем значении своеобразное отчуждение, про­исходящее не в человеческом мире в целом, а в душе каждого из нас. Речь идет о конфликте человека с самим собой, о противоречии между «периферийным», природно-социальным, и «центральным», духовным, человеком, противоречии, постепенно выри­совывающемся как основное в нашем мире. Не социальность и «внешние» виды от­чуждения, а именно это противоречие, в сущности борьба дьявола с Богом за человека, и составляет основную бытийственную реальность этого мира.

Теперь у человека есть все возможности убедиться в том, что судьба — и его собст­венная, и его страны, и всего рода Homo — в конечном счете зависит не столько от слепых безликих сил, сколько от соотношения добра и зла в его собственной душе, от работы его души, от того, насколько он способен стать личностью. Поэтому он и мо­жет, и обязан осознать, что его будущее состоится только как результат творческих актов его сознания. Нам же, таким образом, отчетливее видно теперь различие между совершенствованием мира как условием и средством, с одной стороны, и самосовер­шенствованием человека как целью, или смыслом истории — с другой.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция