Новая религиозность как проблема сознания статья из журнала
Можно ли свести жизненную задачу человечества к тому, чтобы не допускать квазисознания? Конечно, если подразумевается, что этим (или при этом) совершаются акты сознания истинного. Чтобы лучше понять масштаб данной задачи и таким образом приблизиться к более удовлетворительному решению вопроса о смысле истории, нужно в первую очередь определить, что же является — наряду с безусловной необходимостью воспроизводства самой жизни — наипервейшими потребностями человека как существа, которое способно к трансценденции. Очевидно, такие потребности отражают его духовное начало. И поэтому на первое место выходит свобода — едва ли не в любом ее понимании. Всестороннее освобождение (эмансипация) — вот к чему стремится HomoSapiens.
Но на пути к нему в социальной и личной жизни появляется основное препятствие, природа которого теперь хорошо изучена: отчуждение, когда, напомню, объективированные формы жизнедеятельности человека начинают противостоять ему как угнетающая его безличная сила. Социальность оказалась неистощимо изобретательной на превращение едва ли не любой деятельности человека в источник его страдания. Все, что ни создавал человек, пытаясь освободиться (сначала от природной, а потом уже и разнообразной социальной зависимости), превращалось в противостоящую ему силу. Власть — наверное, наиболее впечатляющий пример. Церковь, идеология, промышленность, деньги, оружие…
Значит ли сказанное, что преодоление отчуждения и составляет смысл истории? Во многом, видимо, да. Чтобы ответить точнее, посмотрим, чего человек достиг на своем пути к освобождению и какие неудачи его постигли.
В какой точке пути к всестороннему освобождению человека находится наша эпоха? Мы живем на самом излете Нового времени, в эпоху очевидного кризиса основных его социальных ценностей и институтов. Между тем они представляют собой наиболее значительные достижения человека на пути к своему всестороннему освобождению. Никогда прежде цивилизация не представлялась столь очеловеченной, окультуренной, одухотворенной, как в Новое время. И тем трагичнее те испытания, которые выпали человечеству в XX столетии от Рождества Христова. Две мировые войны с колоссальными человеческими, нравственными и материальными потерями, геноцид, опасность гибели самого мира в ядерной войне (похоже несколько отступившая в самое последнее время) — как бы визитная карточка этого столетия. И опасность эта не единственная. Намного ли «лучше» мир орвеловской антиутопии, а ведь он, как мы, наученные коммунизмом, теперь понимаем, не так уж и фантастичен…
Поразительно, но подобное самоистребление едва ли случилось бы, если бы не успехи, достигнутые человеком в деле собственного освобождения. Многие выдающиеся умы последних столетий пришли к выводу о том, что за освобождение человечество заплатило непомерную цену, подвергнув сомнению свою богоподобную природу и в гордыне объявив себя венцом и смыслом мироздания.
Безрелигиозное сознание, абсолютизирующее природную и игнорирующее высшую природу человека, в целом определяет жизнь мировой цивилизации. Речь идет о том характерном для развитых стран явлении, когда человеку — целостному природно-духовному существу — начинают противостоять уже как внешние по отношению к нему объективированные безличные силы, так и его собственная недуховная природа. Это как раз и значит, что в дальнейшем перед ним все отчетливее встает задача не просто выжить, но состояться в качестве богоподобного существа, преодолеть свое личное нравственное несовершенство. Иными словами, человеку надлежит преобразиться.
Можно ли сказать, что отчуждение таким образом преодолевается? Суть понятия «отчуждение», как уже говорилось, состоит в том, что угнетающими человека силами становятся результаты его собственной жизнедеятельности. Мне представляется, что ситуация, когда человеку как единому природно-духовному существу противостоит лишь одна его «составляющая», а именно — природно-социальная, принципиально не отличается от положения, при котором человека угнетали объективированные результаты его деятельности. Поэтому следовало бы говорить о том, что отчуждение как феномен мира человека не преодолевается, а видоизменяется. Пожалуй, в новых обстоятельствах речь стоит вести об отчуждении, имманентном самому субъекту, т.е. о конфликте человека с самим собой.
Проблема в том, что всему незападному миру до такой постановки вопроса еще очень далеко. Там по-прежнему господствуют слитые в единый комплекс исторически известные виды отчуждения — социального, экономического, политического, культурно-национального и прочего. Значительная часть бед складывающегося глобального сообщества вызвана в конечном счете неравномерностью развития, когда Мировой Север находится уже в постэкономической эпохе, а Мировой Юг — во многом все еще в средневековье, модифицированном для обслуживания Севера. Вырисовались опасности и угрозы, о каких раньше и не думали. Во-первых, в рамках глобализации ожила — и весьма наглядно — эгоистическая натура нестесненного капитализма, породившая новое крайнее неравенство и новые формы угнетения. Во многом как реакция на это расцвел фундаментализм и появился его страшный спутник — международный терроризм, потрясший мир в сентябре 2001 г. Во-вторых, следствием прекращения холодной войны неожиданно оказалось усиление международной нестабильности (как далеко до кантова вечного мира!) Взять хотя бы ядерное противостояние в Азии, да и, конечно, тот же терроризм. В-третьих, бросающаяся в глаза особенность «нашего» кризиса в том, что антикультурная, «нововарварская» тенденция отчетливо видна на фоне все еще возрастающего могущества самой цивилизации. Все это значительно усложняет задачу преодоления актуальных для нашего дня видов отчуждения.
Конечно, процессы глобализации определенным образом видоизменяют данный комплекс. Дело в том, что в рамках этих процессов принципиально особую, конституирующую роль приобретают связи между самыми разнообразными по своей природе субъектами. И вот именно связи, т.е. взаимообусловленность, по-особому ставят вопрос о перспективах развития таких субъектов. Например, возможен ли в незападном мире ход событий, который обеспечил бы преодоление тех форм отчуждения, которые были изжиты на западе, т.е. исчерпание социального начала? Поскольку мы придерживаемся взгляда о вероятностном характере общественного развития в постиндустриальную эпоху, постольку, конечно, нужно признать данный вопрос открытым.
Нельзя, конечно, не сказать и о том, что преодоления новейших форм отчуждения настоятельно требует грозящая экологическая катастрофа. Противостоять этой угрозе можно лишь объединенными усилиями человечества, осознавшего свое единство в принадлежности ко всему планетарному сообществу, а не только к своей стране или нации.
Итак, ныне на первый план выходит необходимость принципиально нового акта сознания, направленного на преодоление конфликта человека с самим собой. Это и есть необходимость преодоления квазисознания, которое теперь имеет новое содержание. Поэтому изживание отчуждения — пусть и существующего в немалой степени в модифицированных формах — по-прежнему составляет основную задачу человечества.
Когда мы говорим о таком конфликте, речь идет по существу об искушении несвободой, несравненно более легкими и потому соблазнительными путями устроения человека в мире. Задача противостоять этому по плечу лишь религиозному сознанию.
В то же время только религиозная по своему происхождению идея о равноценности каждого человека на Земле как носителя Божественного подобия способна обеспечить и адекватное сознание противоречий, возникающих в ходе глобализации и развития экологического кризиса. Да и в целом, основополагающее значение перехода к преобладанию в мире человека духовного начала совершенно ясно. Будущее состоится только у свободного человечества, альтернативы нет.
Между тем религиозное сознание в современном развитом мире как раз едва ли не угасло, уступив место самым разнообразным видам квазисознания. Здесь не место подробно говорить о причинах этого зигзага человеческой истории — зигзага поистине драматического: ведь все предыдущие эпохи в Европе чуть ли не целиком определялись христианством. Нужно лишь сказать, что христианство должно было жить и развиваться вместе с человечеством. Недаром задачей великих христианских мыслителей — от Апостола Павла и Оригена до Лютера и Карла Барта — всегда было так осмыслить его, чтобы оно оставалось актуальным в меняющемся мире. Но это было нелегкой задачей. Дело в том, что со временем христианство в значительной мере само приспособилось к жизни мира. В результате воздействия как цивилизации, так и культуры — этой объективированной духовности — первоначальная ясность Божественного логоса во многом исказилась. Христос. Слово Бога, оказался как бы отодвинутым от здешней, посюсторонней, религиозной действительности со всеми ее институтами — от так называемой исторической церкви до, как ее именовал К. Барт, естественной теологии. Именно поэтому протестантская мысль настаивала на необходимости отделения «естественной теологии» от собственно Благой Вести. И если, скажем, у Барта, пытавшегося противостоять церковному национализму, получалось нечто вроде ортодоксальной утопии, а Р. Бультманн шел путем демифилогизации Евангелия, то Д. Бонхёффер достаточно радикально склонялся к мысли о такой просвещенности (по Канту) западного человека, которая подразумевает уже возможность «безрелигиозной веры», т.е. прямого обращения к Христу, минуя историческую церковь. В работах С. Лёзова, где исследуются эти вопросы, много говорится о необходимости поиска «христианского в христианстве», о его новом осмыслении.
Церковь оказалась в целом неспособной к перманентному реформаторству, и несовершенство исторических его форм в итоге фактически скомпрометировало Божественное слово в его качестве «знания о жизни и смерти». Не случайно столь яростным было неприятие исторического христианства у богоборца Ницше. Не случайно и Бердяев поставил проблему, как он выразился, двух пониманий христианства. Суть нетрадиционного понимания заключается в двуединой задаче: христианству предстоит отказаться не только от своего «богослужебного» характера, но и от присущей Новому времени роли, так сказать, «частичного» мировоззрения. Религиозному восприятию и истолкованию мира надлежит вновь — как и в Средние века — стать универсальным, но на новом уровне. А это может быть обеспечено как раз изживанием исторически сложившихся искажений.
Мне приходилось уже писать об этом; тут я дополню сказанное теми соображениями, которые остались, как кажется, не затронутыми в должной мере. Масштаб такой задачи заставляет задуматься о многом. Мне представляется следующее: либо то, что мы привычно именуем религиями (включая и историческое христианство), суть явления ограниченные и не вполне отражают содержания самого этого понятия, лишь подготовляя почву для некоего высшего духовного феномена, подлинной религии (религии в собственном смысле слова), либо христианство в своих потенциях уже выходит за пределы понятия «религия». Скорее, верно все же первое. Этимология самого слова (латинское religere — связывать) указывает на связь нашего мира с миром иным, высшим. При этом имеется в виду связь совершенно особого рода — такая, при которой не только высшая природа как бы прорастает в низшей, но и низшая природа способна (и призвана) преобразиться до высшей. Поэтому и тайна человека состоит в том, что он — природно-телесное существо — может быть лишь там, где есть трансценденция. Где ее нет, где не идет речь о преображении, способном вывести за пределы этого мира, — там нет и человека, нет и подлинной религии. Если согласиться с тем, что задача христианства именно такова, то станет ясным, что христианское Откровение (как бы ни трактовать событие Иисуса — исторически или морфологически) замыкает «Осевое время», доводя его до своего предела. При этом эпоха «Осевого времени» в целом оказывается приуготовлением такого итога. Иудаизм, буддизм, зороастризм (да в какой-то степени даже конфуцианство) не просто связаны с новой религией Откровения исторической преемственностью, они готовили человека к приятию Откровения. И вот Благая Весть открылась человеку, и ему был указан путь — к преображению.
Слово было услышано, но его полнота или не была полностью воспринята, или оказалась утеряна. Природное начало как человека, так и явившейся церкви возобладало над духовным. О том, почему так произошло, мы не будем сейчас говорить, это увело бы нас в сторону. Нужно лишь констатировать: историческое, или традиционное христианство, равно как и появившийся вскоре ислам, во многом стало духовным явлением того же порядка, что и более древние иудаизм и буддизм. Все они так или иначе подразумевали извечный разрыв между человеком и далеким от него всемогущим трансцендентным божеством. С ним можно было заключить договор (завет), как в иудаизме, можно было представлять его в виде телесного существа, как в буддизме, можно было подчинять всю жизнь заботе о спасении и создать для этого мощнейшую иерархическую властную структуру… О той же таинственной связи, которая подразумевала встречу Бога, проявившегося в душе человека, и самого человека, сумевшего услышать в себе Бога и подняться навстречу ему, преображая собственное природное начало, как бы забывалось.
Между тем именно такая связь и составляет существо истинной религии — какой бы цивилизацией она ни была исторически создана и как, в сущности, она бы ни называлась. Это — религия личности и свободы. И в ее основе будет лежать способность человека следовать собственному внутреннему голосу, что требует неимоверных духовных усилий… язык нового религиозного сознания, которое я называю «планетарным, почти не имеет отношения к языку церковному». Не о такой ли эволюции христианства упоминал Бердяев: «Происходит катастрофическим путем очищение христианства от тех исторических наслоений, которые ничего общего не имеют с истоками христианства и привнесены социальными интересами царства кесаря. Это есть одухотворение христианства, оно делается более внутренним и искренним, более связанным с заветами Христа и более творческим. Наступает конец «бытового», т.е. языческого христианства, происходит разрыв с ложной сакрализацией исторических дел. Кончается царство условно-риторического, декламационного христианства.
Если вспоминать о том, что Просвещение — в том смысле, который вкладывал в это понятие Кант, — состоит в достижении человечеством совершеннолетия, истинно человеческой зрелости, т.е., можно сказать, в преодолении квазисознания, становится ясно: основная роль здесь должна, конечно, принадлежать религиозному сознанию. А именно — речь должна идти о необходимости возрождения религиозности в виде «религии разума».
Мы не буду касаться сейчас вопроса — самого по себе, конечно, очень важного — о будущем исторических конфессий и церквей в его соотношении с новым религиозным сознанием. Заметим лишь, что, говоря о наступлении новой религиозной эпохи, мы совсем не имеем в виду теократию — в какой бы то ни было форме. В нашем представлении перед существующими церквами и вероисповеданиями стоят такие основные задачи, как экуменическая (универсалистская) и организационная (децентрализация, автономия и самоуправляемость общин). О том, что «телом Христовым» может быть лишь Вселенская церковь, много и убежденно писал Вл. Соловьев. Действительно, само наличие не только разделенных, но и враждующих церквей — равно как и соперничающих религий — говорит ведь в сущности о том, что подлинно соборного объединения людей в Боге до сих пор нет и что оно даже не просматривается. Именно о Вселенской церкви — а в перспективе и о вселенской религии — стоит вести речь, о том, какой она должна быть, чтобы не повторить печальную судьбу исторических церквей. Под вселенской религией, как мне представляется, нужно понимать универсализацию нового религиозного сознания, в результате чего оно охватило бы все сферы бытия человека. Поэтому преобразиться предстоит как религиозному сознанию, так и самому миру: он должен подняться до этого сознания.
Необходимость появления такого сознания объективна. Н.Н. Моисеев убедительно показал, что для поддержания гомеостазиса, а говоря проще, для своего выживания как биологического вида, человечеству необходимо сохранить биосферу. Ту самую биосферу, элементом которой оно является и которая к рубежу III тысячелетия в результате его деятельности оказалась под угрозой. Очевидно, что это — задача планетарного масштаба, требующая соответствующего осмысления. Неудивительно, что в связи с этой проблематикой нередко говорят о необходимости планетарного сознания. Что имеется в виду? Прежде всего то, что человечество должно осознать свою универсальность в качестве элемента биосферы, части живого мира перед лицом всей остальной природы. Другими словами, ему предстоит осмыслить свое единство, сделать его приоритетным перед всеми другими видами общности: этноконфессиональными, этносоциальными, этнополитическими и пр. Это — решающая задача для выживания человека как биологического вида, задача общечеловеческая.
Но эта же задача, как мы видели, стоит и перед обновляющимся религиозным сознанием, которое без обновления или вообще исчезнет или, в лучшем случае, останется на периферии человеческого общежития в качестве своего рода этнографического пережитка. Таким образом, мы встречаемся здесь с многозначительным сближением изначально далеких друг от Друга тенденций, которые, как оказалось, ведут к одной цели — обеспечению единства человечества. Отсюда, как кажется, следует немаловажный вывод: планетарное сознание не может быть религиозным (в новом облике) и таким образом именно оно обеспечивает тот соборный идеал, который заложен в самой природе любой религии.
Как вообще возможно религиозное возрождение, какие силы способны стать его субъектом? Ответ видится мне таким: спрашивается с того, кому больше дано. В самом деле, задача совершения сознательных актов, понятая как нравственный долг человека, в наше время еще неясна подавляющему большинству людей. Это обстоятельство не отменяет, конечно, ее актуальности. Оно лишь совершенно недвусмысленно свидетельствует: оказывать на непросвещенную массу качественно определенное влияние есть обязанность нравственно-интеллектуальной элиты.
Но кто составляет такую элиту в секулярном мире? К ней, как представляется, можно относить и отдельных людей, и — в широком смысле — целые общности. Так, на наш взгляд, по отношению ко всему миру своеобразной элитой, несомненно, является Запад, ибо именно там исторически сложились гражданское общество и правовое государство — наиболее совершенные с точки зрения освобождения человека формы общежития. Конечно, на Востоке накоплен бесценный духовный опыт, существуют утонченные и глубоко разработанные культурные традиции, такие, как например, конфуцианство. Однако влияние их в мировом масштабе ограничено. Степень же воздействия на остальной мир европейской цивилизации и культуры слишком хорошо известна, чтобы доказывать их значение.
Поэтому в интересующем нас контексте нужно, видимо, в первую очередь говорить о той части элиты Запада, которую некоторые протестантские теологи именовали «анонимными христианами»: не только собственно христианской (и уж точно не только клерикальной), но и соответствующим образом настроенной интеллектуальной, художественной, властной, экономической. Эти группы сформированы, устойчивы, способны осознать свои возможности и предназначение. Более конкретно следует вести речь о возможностях воздействия на незападный мир со стороны не только церкви, но и таких институтов, как государство, всевозможные над- и межгосударственные, неправительственные и общественные организации. Разумеется, возможности эти существенно разнятся.
Прочувствовав и осмыслив свое предназначение, ориентированная — пусть и не всегда осознанно — на религиозные ценности мировая элита в целом должна создать средства для осуществления своей исторической миссии в наиболее важных сферах жизни. Речь идет в сущности о том, что Д. Бонхёффер называл «предпоследним» — степени преодоления несовершенств этого мира, которые «препятствуют милостивому приходу Христа».
Все это лишний раз говорит о том, что в самом «генотипе» западной цивилизации заложены механизмы, позволяющие преодолеть уродство роста и существенно одухотворить социум, и обусловлены они, в конечном счете, ее христианским и античным наследием. Следовательно, у нас есть основания полагать, что эти механизмы способны сработать и в ситуации, сложившейся на рубеже III тысячелетия. Другими словами, можно рассчитывать на то, что Запад сумеет обуздать как выплеск стихии, рождающей в рамках процессов глобализации новый «нестесненный» капитализм, так и уродства массового общества.
Все сказанное, как кажется, подводит к мысли о том, что всеобъемлющего освобождения человека и, следовательно, смысла истории и самих гарантий ее продолжения не может быть без зрелого религиозного сознания. Такое сознание — непременное условие бытия человека и общества.
Безрелигиозная эпоха оказалась весьма высокой платой за повзросление, причем платежи все еще способны привести человечество к банкротству. В то же время это повзросление, прежде всего обеспечившее индивиду «внешнее» освобождение, имело и еще одну положительную сторону. Из тени объективированных форм вышло и, наконец, явилось во всем своем непреходящем значении своеобразное отчуждение, происходящее не в человеческом мире в целом, а в душе каждого из нас. Речь идет о конфликте человека с самим собой, о противоречии между «периферийным», природно-социальным, и «центральным», духовным, человеком, противоречии, постепенно вырисовывающемся как основное в нашем мире. Не социальность и «внешние» виды отчуждения, а именно это противоречие, в сущности борьба дьявола с Богом за человека, и составляет основную бытийственную реальность этого мира.
Теперь у человека есть все возможности убедиться в том, что судьба — и его собственная, и его страны, и всего рода Homo — в конечном счете зависит не столько от слепых безликих сил, сколько от соотношения добра и зла в его собственной душе, от работы его души, от того, насколько он способен стать личностью. Поэтому он и может, и обязан осознать, что его будущее состоится только как результат творческих актов его сознания. Нам же, таким образом, отчетливее видно теперь различие между совершенствованием мира как условием и средством, с одной стороны, и самосовершенствованием человека как целью, или смыслом истории — с другой.