Миграционная мобильность населения и социальные изменения в современной России статья из журнала
В 90-е гг. XX столетия «благодаря» появлению стран ближнего зарубежья Россия превратилась в третий (после США и Германии) мировой центр иммиграции. Вынужденная, добровольная, нелегальная иммиграция составила за 1992-2000 гг. более 6,2 млн. человек. Если к ним прибавить 1,2 млн. беженцев и более 2 млн. официально незарегистрированных, то общая численность «возвратившихся» в Россию из стран ближнего зарубежья за эти годы составила по минимальным оценкам около 10 млн. человек, из которых примерно 70 % составили непосредственно русские.
По мнению В.А. Ионцева, «международные миграции населения из стран ближнего зарубежья начиная с 1992 г. становятся не только главным компонентом общего роста населения России, они, по существу, приобретают важнейший характер в сглаживании демографического кризиса, переживаемого страной и обусловленного естественной убылью, которая составила за 1992-1998 гг. более 4,5 млн. чел., при эмиграционном оттоке в страны дальнего зарубежья в 706 тыс. чел. Таким образом, убыль населения России составившая за 1992-1998 гг. более 5,2 млн. чел. была более чем наполовину компенсирована чистой миграцией из стран ближнего зарубежья (3,7 млн. чел.).
Современные исследования миграционных процессов в России показывают, что самые существенные изменения в 90-е гг. претерпели межрегиональные миграции внутри России. Возникло принципиально иное генеральное направление внутрироссийских миграций — из районов нового освоения (территории Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока) в старообжитые, главным образом европейские области страны. Одновременно усилилась нацеленность миграционных потоков прежде всего в промышленно развитые области и административные центры. Таким образом, по существу произошел резкий слом вековой генеральной тенденции перераспределения населения с запада на восток, соответствующей и прошлым, и настоящим геополитическим интересам России и многие десятилетия поддерживаемой целевыми мерами государственной миграционной политики.
Весьма существенную долю в миграционных перемещениях стали составлять вынужденные миграции, в которых особое место занимают вынужденные переселенцы и беженцы. Вынужденность миграционных перемещений, их масштабы и уровень, можно рассматривать как показатель неблагополучия в конкретном социуме, как следствие обострения проблем личной и, в более широком смысле, социальной безопасности. Межэтнические конфликты и войны на территории бывшего СССР, сепаратизм, терроризм и борьба с ним на Северном Кавказе, стремление политической элиты к этническому превосходству и закреплению положения титульной нации на территориях бывших советских республик и в ряде преобразованных национальных республик Российской Федерации трансформировали политическую, экономическую и культурную действительность таким образом, что сложилось ощущение социального и психологического дискомфорта для русскоязычного населения, что в свою очередь привело к массовому исходу его из ранее обжитых мест.
Одним из наиболее сильных факторов миграционной мобильности является удовлетворение потребности в экономическом благополучии. Очевидно, что перемещения мигрантов, особенно в конце 90-х гг., происходили под влиянием явно выраженной экономической вынужденности: из трудоизбыточных в трудонедостаточные районы, из депрессивных регионов в регионы с благоприятной экономической конъюнктурой. Мотивами экономической миграции становятся поиск более благоприятных условий для социальной самореализации (в более конкретных вариантах — трудовой и профессиональной), выгодность занятий бизнесом, обеспечение лучших перспектив для семьи, особенно для детей.
Особенность современной миграционной ситуации в России заключается в стремительно возрастающем значении этнического фактора и соответствующем росте полиэтничности в составе населения принимающих регионов.
Для России в целом и особенно для ряда отдельных регионов интенсивная миграция выполняет функцию восполнения и замещения населения в связи с падением рождаемости и сокращением средней продолжительности жизни.
Одним из тревожных и неоднозначных по своим последствиям стал факт массовых незаконных (нелегальных) миграций и особенно их криминальных форм.
Кроме всего прочего благодаря открытости и неизмеримо возросшей свободе передвижения Россия вовлечена в интенсивный «экспорт мозгов», поддерживая таким образом интеллектуальный и профессионально-квалификационный уровень человеческого потенциала развитых стран и неся соответствующие собственные потери, также различающиеся по отдельным регионам.
Проблема социальных функций миграций населения.
Уже состоявшиеся в социологической науке утверждения, что миграции детерминируются определенными социальными факторами, что их масштабы и формы свидетельствуют о состоянии общества в целом, а интенсивность и содержательная направленность вызывают определенные социальные последствия, позволяют говорить о наличии социальных функций миграций.
Миграции представляют весомую составляющую длительных социальных трансформаций, происходящих в общностях людей, и, таким образом, выполняют устойчивые социально-значимые функции, либо вызывают дисфункциональные состояния. В соответствии с теоретическим подходом Мертона социальные функции миграций также могут быть классифицированы как явные и латентные.
Для ответа на вопрос: «Какова структура, наполненность и направленность этих функций?» необходим анализ социальной практики «переваривания» миграций и мигрантов в принимающих локальных, региональных и макросоциальных общностях, определения при этом роли и значения влияния миграционного фактора на исторические процессы формирования и развития региональных общностей.
По мнению Л.Л. Рыбаковского, интенсивность, направленность и состав миграционных потоков, социальные, экономические и демографические последствия миграций «существенно различаются не только в разные исторические эпохи, но и в странах с разным уровнем экономического развития, различными природно-географическими условиями и структурами населения». Добавим, что столь же очевидно наличие таковых различий между региональными сообществами.
Рассматривая проблему социального влияния миграций, Т.И. Заславская относит к ее наиболее общим функциям ускорительную (развивающую), селективную и перераспределительную.
Территориальные перемещения способствуют изменению социально-психологических характеристик людей, расширению их кругозора, накоплению знаний о различных областях жизни, обмену трудовыми навыками и производственным опытом, развитию личности, ее материальных, социальных и духовных потребностей, интеграции национальных культур. Более подвижное население, как правило, является и социально более активным.
Особенность перераспределительной функции обусловлена ее межтерриториальным характером, поскольку для переселений необходимо взаимодействие населения по крайней мере двух регионов. Выполняя данную функцию, миграция не только увеличивает численность населения отдельных территорий, но и опосредованно влияет на динамику демографических процессов, ибо мигранты участвуют в воспроизводстве населения.
Суть селективной функции миграций населения заключается в том, что неравномерное участие в миграции различных социально-демографических групп ведет к изменению качественного состава населения разных территорий.
Однако «сущность миграции не только в этих функциях. Переселениям присущи по крайней мере еще две функции: экономическая и социальная, функции, способствующие изменению условий жизнедеятельности населения… Миграция вследствие реализации ее социальной функции представляет собой интеграционный процесс повышения жизненного уровня мигрирующего населения».
На наш взгляд, для полноценного анализа социально-функциональной значимости миграционных процессов в рассмотрение системного объект-субъекта исследования необходимо включать принимающее сообщество. Внимание при этом должно быть сосредоточено на тех трансформациях, которые происходят в нем под влиянием самого факта и процессов интенсивных полиэтничных миграций, на тех социальных влияниях и последствиях, которые испытывают местные сообщества от поселения в них мигрантов и постепенного превращения их в местных жителей. Другими словами, речь идет о поиске ответов на следующие вопросы:
— что несут миграции (конкретные мигранты и социальные, в том числе этнические, группы мигрантов) регионам их размещения;
— каково состояние принимающей среды и какие миграционные установки, настроения и ожидания присуши ей на разных временных и содержательных этапах миграционного процесса;
— какие изменения происходят в местах постоянного проживания мигрантов и превращения их в старожилов, включая и положение самих мигрантов, понимание их значения, роли и места в трансформирующейся социальной структуре местного сообщества;
— как на эти изменения влияют многообразные социальные и этносоциальные факторы, принадлежащие как самим мигрантам, так и принимающей среде;
— какие новые социальные факты имеют место при трансформации регионального сообщества, происходящей под влиянием интеграции в него той или иной доли этнических мигрантов и в чем они находят свое выражение, в каких новых признаках объективной и субъективной реальности;
— каким образом можно влиять на установление общего и взаимоприемлемого институционального порядка, соответствующего социально-организационного устройства, позволяющих стабилизировать социальные отношения, обеспечить конструктивное и продуктивное взаимодействие и сотрудничество?
Взаимодействие «мигранты — местные» как совместное конструирование нового социального пространства.
Важное методологическое значение для понимания влияния этнических миграций на характер и результаты социальных изменений в регионе имеет представление об их связи с другими системными структурами общественной жизни: институциональной организацией, экономической, социоструктурной (в том числе этноструктурной), политической, социокультурной подсистемами. При этом функциональной позитивности этнических миграций сопутствуют возникновение противоречий и социальных напряженностей.
Социальное взаимодействие иноэтнических мигрантов с местным населением неизбежно нагружено необходимостью приспособления собственных этнокультурных ценностей и норм к требованиям новой социальной ситуации при одновременном их сохранении и воспроизводстве для «внутреннего» (в семье, диаспоре) употребления. Устойчивые черты менталитета и особенности институциональной организации мигрирующих этносов могут вступать в противоречия с ментальностью, институциональными отношениями, социальной организацией социальных практик принимающего общества.
Характер влияния этнических миграций на социоструктурные изменения определяется степенью совпадения или различий в социальной дифференциации мигрантов и принимающего общества, социально-стратификационными дистанциями и претензиями мигрантов на определенный социальный статус. Каковы социальные предложения, к чему готовы и на какие социально-статусные позиции претендуют мигранты? При этом весьма существенными будут различия в ожиданиях и конструкциях отношений с новой реальностью между перемещающимися высококвалифицированными профессионалами и мигрантами чернорабочими, между вынужденными мигрантами более или менее спонтанно покидающими местожительство и добровольно определяющими свой выбор. Да и само значение различных видов миграций и качественного состава мигрантов для принимающего общества может быть неоднозначным и противоречивым.
Этноструктурные аспекты раскрываются через характер расселения мигрантов (дисперсное, компактное, анклав), особенности взаимодействия в сфере трудовой занятости и профессиональной деятельности. Как и в каких районах, с точки зрения плотности населения и его этнической мозаичности, происходит поселение и формируются диаспоры мигрантов? Как изменяется долевое соотношение местных этносов и этносов мигрантов? Занимают ли прибывающие этносы здесь некую свободную нишу или же вытесняют местных из уже освоенных, традиционных видов деятельности? Складывается ли их занятость по принципу доминирования в некоей нише или же они рассеиваются примерно равномерно во всех видах занятости?
Есть существенные различия в предпосылках и процессах адаптации, в характере социального взаимодействия «мигранты — местные» у добровольных («свободных») мигрантов и у беженцев и вынужденных мигрантов. Свободный мигрант наделен ментальностью, «комплексом мигранта». Он человек, готовый к встрече с новым и движимый «охотой к перемене мест», авантюрист и космополит. Для него перемены и движение важнее определенного и устойчивого, более ценным является не столько прошлое, сколько проект и ожидание будущего. Он реалист и прагматик, для которого большее значение имеет состояние здесь и сейчас.
Вынужденный же мигрант, вместе с возможностью наличия этих свойств, подвержен переживанию «комплекса изгнания», который выражается в полной или частичной утрате прав, обусловленных в том числе проживанием в определенном месте, определенном жилище, на определенной территории.
Появление мигрантов создает новую ситуацию в местах их нового проживания — ситуацию предъявления (обозначения) ими прав, в том числе и территорию, их утверждения и защиты. Эта ситуация не может не быть напряженной, а то и конфликтной, ибо местные, конечно же, стремятся отстаивать достигнутые ими права. Ведь они считают свои усилия по их достижению и созданию условий для их реализации безусловной ценностью. Они опасаются сокращения и лишения этих прав, считая пришлых не только посягателями на эти права, но и недостойными их, поскольку они не имеют своего вклада в создание этих прав и условий для их реализации.
Социальное взаимодействие этнических мигрантов с новым иноэтничным окружением предполагает переживание культурного шока, необходимость преодоления социокультурной дистанции, реализации той или иной аккультурационной стратегии. Это значит, что в процессе адаптации прибывшим переселенцам необходимо достичь высокого уровня культурной компетентности, полностью включиться в жизнь общества, трансформировать социальную идентичность, преодолеть состояние «культурного шока».
Сила культурного шока и продолжительность культурной адаптации мигрантов определяются очень многими факторами, которые можно разделить на индивидуальные и групповые. К факторам первого типа относятся: 1) индивидуальные характеристики — демографические и личностные (возраст, пол, образование); 2) обстоятельства жизненного опыта индивида (готовность мигрантов к переменам, наличие доконтактного опыта — знакомство с историей, культурой, условиями жизни в определенной стране, знание языка, установление дружеских отношений с местными жителями и пр.).
Среди влияющих на адаптацию групповых факторов необходимо выделить характеристики взаимодействующих культур: 1) степень сходства или различия между культурами, которая определяется культурной дистанцией, выраженной в таких показателях, как: язык, религия, структура семьи, уровень образования, материальный комфорт, климат, пища, одежда и др.; 2) особенности культуры, к которой принадлежат переселенцы; 3) особенности страны пребывания (прежде всего способ, которым «хозяева» оказывают влияние на приезжих: стремятся ли их ассимилировать или более толерантны к культурному разнообразию).
Социальная адаптация мигрантов является не только социально-групповым феноменом. Она происходит на индивидуальном уровне. Это значит, что каждый конкретный индивид должен сделать свой выбор из различных аккультурационных стратегий с сопутствующими изменениями в личностной самоидентификации, ценностных ориентациях, особенностях ролевого поведения.
На практике в большинстве случаев наиболее предпочтительным вариантом аккультурационной стратегии для большой массы этнических мигрантов становится интеграция. Эта стратегия предполагает бережное сохранение и дальнейшее развитие собственного культурного наследия при самом благожелательном отношении к разнообразным формам взаимодействия с большинством. Она приводит к возникновению «мозаичного» общества, в рамках которого каждый элемент мозаики сохраняет свою самобытность, но при этом совокупность всех групп образует новую целостность. Данный — поликультурный — вариант развития общества обычно противопоставляется в качестве альтернативы варианту «плавильного котла», в рамках которого исходная самобытность в процессе взаимодействия теряется.
В восприятии принимающего населения образ переселенцев складывается в стереотипы из нескольких составляющих, каждая из которых важна для выработки отношения к пришельцам. Первая составляющая количественная: «сколько их?». Вторая — предварительная маркирующая: «откуда они?». И третья — качественная: «какие они?». Для удобства анализа она может быть подразделена на две самостоятельные детерминации: положительную («что в них хорошего?») и отрицательную («что в них плохого?»).
Легко предположить, что если мигрантов много, если они издалека и их детерминация по преимуществу отрицательная, то процесс взаимной адаптации будет протекать медленнее и труднее, чем в противоположном случае, когда мигрантов мало, место их выбытия находится в пределах этнокультурного ареала, воспринимаемого принимающим населением как «свой», и в них видят больше хорошего, чем плохого. В действительности столь однозначный образ «гостей» вряд ли когда-нибудь утверждается в восприятии «хозяев», какая-то составляющая всегда отличается по знаку от других. Либо принимающее общество вообще не может определиться с этим знаком, поскольку не располагает необходимыми ориентирами.