Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

Миграционная мобильность населения и социальные изменения в современной России статья из журнала

Март9

 

         В 90-е гг. XX столетия «благодаря» появлению стран ближне­го зарубежья Россия превратилась в третий (после США и Гер­мании) мировой центр иммиграции. Вынужденная, добровольная, нелегальная иммиграция составила за 1992-2000 гг. более 6,2 млн. человек. Если к ним прибавить 1,2 млн. беженцев и более 2 млн. официально незарегистрированных, то общая численность «воз­вратившихся» в Россию из стран ближнего зарубежья за эти го­ды составила по минимальным оценкам около 10 млн. человек, из которых примерно 70 % составили непосредственно русские.

         По мнению В.А. Ионцева, «международные миграции насе­ления из стран ближнего зарубежья начиная с 1992 г. становятся не только главным компонентом общего роста населения России, они, по существу, приобретают важнейший характер в сглажива­нии демографического кризиса, переживаемого страной и обуслов­ленного естественной убылью, которая составила за 1992-1998 гг. более 4,5 млн. чел., при эмиграционном оттоке в страны дальне­го зарубежья в 706 тыс. чел. Таким образом, убыль населения России составившая за 1992-1998 гг. более 5,2 млн. чел. была бо­лее чем наполовину компенсирована чистой миграцией из стран ближнего зарубежья (3,7 млн. чел.).

         Современные исследования миграционных процессов в Рос­сии показывают, что самые существенные изменения в 90-е гг. претерпели межрегиональные миграции внутри России. Возникло принципиально иное генеральное направление внутрироссийских  миграций — из районов нового освоения (территории Европей­ского Севера, Сибири и Дальнего Востока) в старообжитые, глав­ным образом европейские области страны. Одновременно усили­лась нацеленность миграционных потоков прежде всего в промышленно развитые области и административные центры. Таким образом, по существу произошел резкий слом вековой генераль­ной тенденции перераспределения населения с запада на восток, соответствующей и прошлым, и настоящим геополитическим ин­тересам России и многие десятилетия поддерживаемой целевыми мерами государственной миграционной политики.

         Весьма существенную долю в миграционных перемещениях стали составлять вынужденные миграции, в которых особое мес­то занимают вынужденные переселенцы и беженцы. Вынужден­ность миграционных перемещений, их масштабы и уровень, мож­но рассматривать как показатель неблагополучия в конкретном со­циуме, как следствие обострения проблем личной и, в более ши­роком смысле, социальной безопасности. Межэтнические конф­ликты и войны на территории бывшего СССР, сепаратизм, тер­роризм и борьба с ним на Северном Кавказе, стремление политической элиты к этническому превосходству и закреплению положения титульной нации на территориях бывших советских республик и в ряде преобразованных национальных республик Российской Федерации трансформировали политическую, эко­номическую и культурную действительность таким образом, что сложилось ощущение социального и психологического диском­форта для русскоязычного населения, что в свою очередь привело к массовому исходу его из ранее обжитых мест.

         Одним из наиболее сильных факторов миграционной мобиль­ности является удовлетворение потребности в экономическом благополучии. Очевидно, что перемещения мигрантов, особенно в конце 90-х гг., происходили под влиянием явно выраженной эко­номической вынужденности: из трудоизбыточных в трудонедостаточные районы, из депрессивных регионов в регионы с благопри­ятной экономической конъюнктурой. Мотивами экономической миграции становятся поиск более благоприятных условий для со­циальной самореализации (в более конкретных вариантах — трудовой и профессиональной), выгодность занятий бизнесом, обес­печение лучших перспектив для семьи, особенно для детей.

         Особенность современной миграционной ситуации в России заключается в стремительно возрастающем значении этнического фактора и соответствующем росте полиэтничности в составе на­селения принимающих регионов.

         Для России в целом и особенно для ряда отдельных регио­нов интенсивная миграция выполняет функцию восполнения и за­мещения населения в связи с падением рождаемости и сокраще­нием средней продолжительности жизни.

         Одним из тревожных и неоднозначных по своим последствиям стал факт массовых незаконных (нелегальных) миграций и осо­бенно их криминальных форм.

         Кроме всего прочего благодаря открытости и неизмеримо воз­росшей свободе передвижения Россия вовлечена в интенсивный «экспорт мозгов», поддерживая таким образом интеллектуальный и профессионально-квалификационный уровень человеческого по­тенциала развитых стран и неся соответствующие собственные по­тери, также различающиеся по отдельным регионам.

 

Проблема социальных функций миграций населения.

         Уже состоявшиеся в социологической науке утверждения, что миграции детерминируются определенными социальными факто­рами, что их масштабы и формы свидетельствуют о состоянии общества в целом, а интенсивность и содержательная направлен­ность вызывают определенные социальные последствия, позволя­ют говорить о наличии социальных функций миграций.

         Миграции представляют весомую составляющую длительных социальных трансформаций, происходящих в общностях людей, и, таким образом,  выполняют устойчивые социально-значимые  функции, либо вызывают дисфункциональные состояния. В соответствии с теоретическим подходом Мертона соци­альные функции миграций также могут быть классифицированы как явные и латентные.

         Для ответа на вопрос: «Какова структура, наполненность и направленность этих функций?» необходим анализ социальной практики «переваривания» миграций и мигрантов в принимаю­щих локальных, региональных и макросоциальных общностях, определения при этом роли и значения влияния миграционного фактора на исторические процессы формирования и развития ре­гиональных общностей.

         По мнению Л.Л. Рыбаковского, интенсивность, направлен­ность и состав миграционных потоков, социальные, экономиче­ские и демографические последствия миграций «существенно раз­личаются не только в разные исторические эпохи, но и в стра­нах с разным уровнем экономического развития, различными природно-географическими условиями и структурами населения». Добавим, что столь же очевидно наличие таковых различий между региональными сообществами.

         Рассматривая проблему социального влияния миграций, Т.И. Заславская относит к ее наиболее общим функциям уско­рительную (развивающую), селективную и перераспределитель­ную.

         Территориальные перемещения способствуют изменению со­циально-психологических характеристик людей, расширению их кругозора, накоплению знаний о различных областях жизни, об­мену трудовыми навыками и производственным опытом, разви­тию личности, ее материальных, социальных и духовных потреб­ностей, интеграции национальных культур. Более подвижное на­селение, как правило, является и социально более активным.

         Особенность перераспределительной функции обусловлена ее межтерриториальным характером, поскольку для переселений не­обходимо взаимодействие населения по крайней мере двух регио­нов. Выполняя данную функцию, миграция не только увеличива­ет численность населения отдельных территорий, но и опосредо­ванно влияет на динамику демографических процессов, ибо миг­ранты участвуют в воспроизводстве населения.

         Суть селективной функции миграций населения заключается в том, что неравномерное участие в миграции различных соци­ально-демографических групп ведет к изменению качественного состава населения разных территорий.

         Однако «сущность миграции не только в этих функциях. Переселениям присущи по крайней мере еще две функции: экономическая и социальная, функции, способствующие изменению условий жизнедеятельности населения… Миграция вследствие реализации ее социальной функции представляет собой интеграционный процесс повышения жизнен­ного уровня мигрирующего населения».

         На наш взгляд, для полноценного анализа социально-функци­ональной значимости миграционных процессов в рассмотрение системного объект-субъекта исследования необходимо включать принимающее сообщество. Внимание при этом должно быть со­средоточено на тех трансформациях, которые происходят в нем под влиянием самого факта и процессов интенсивных полиэтничных миграций, на тех социальных влияниях и последствиях, кото­рые испытывают местные сообщества от поселения в них мигран­тов и постепенного превращения их в местных жителей. Другими словами, речь идет о поиске ответов на следующие вопросы:

— что несут миграции (конкретные мигранты и социальные,  в том числе этнические, группы мигрантов) регионам их разме­щения;

— каково состояние принимающей среды и какие миграционные установки, настроения и ожидания присуши ей на разных вре­менных и содержательных этапах миграционного процесса;

— какие изменения происходят в местах постоянного прожива­ния мигрантов и превращения их в старожилов, включая и положение самих мигрантов, понимание их значения, роли и места в трансформирующейся социальной структуре местного сообщества;

— как на эти изменения влияют многообразные социальные и этносоциальные факторы, принадлежащие как самим мигран­там, так и принимающей среде;

— какие новые социальные факты имеют место при трансформа­ции регионального сообщества,  происходящей  под влиянием интеграции в него той или иной доли этнических мигрантов и в чем они находят свое выражение, в каких новых призна­ках объективной и субъективной реальности;

— каким образом можно влиять на установление общего и взаимоприемлемого институционального порядка, соответствующе­го социально-организационного устройства, позволяющих ста­билизировать социальные отношения, обеспечить конструктив­ное и продуктивное взаимодействие и сотрудничество?

         Взаимодействие «мигранты — местные» как совместное конструирование нового социального пространства.

         Важное методологическое значение для понимания влияния этнических миграций на характер и результаты социальных из­менений в регионе имеет представление об их связи с другими системными структурами общественной жизни: институциональ­ной организацией, экономической, социоструктурной (в том числе этноструктурной), политической, социокультурной подсистемами. При этом функциональной позитивности этнических миграций сопутствуют возникновение противоречий и социальных напряженностей.

         Социальное взаимодействие иноэтнических мигрантов с мест­ным населением неизбежно нагружено необходимостью приспо­собления собственных этнокультурных ценностей и норм к требо­ваниям новой социальной ситуации при одновременном их сохра­нении и воспроизводстве для «внутреннего» (в семье, диаспоре) употребления. Устойчивые черты менталитета и особенности ин­ституциональной организации мигрирующих этносов могут всту­пать в противоречия с ментальностью, институциональными от­ношениями, социальной организацией социальных практик при­нимающего общества.

         Характер влияния этнических миграций на социоструктурные изменения определяется степенью совпадения или различий в социальной дифференциации мигрантов и принимающего обще­ства, социально-стратификационными дистанциями и претензия­ми мигрантов на определенный социальный статус. Каковы со­циальные предложения, к чему готовы и на какие социально-ста­тусные позиции претендуют мигранты? При этом весьма сущест­венными будут различия в ожиданиях и конструкциях отношений с новой реальностью между перемещающимися высококвалифи­цированными профессионалами и мигрантами чернорабочими, между вынужденными мигрантами более или менее спонтанно по­кидающими местожительство и добровольно определяющими свой выбор. Да и само значение различных видов миграций и качест­венного состава мигрантов для принимающего общества может быть неоднозначным и противоречивым.

         Этноструктурные аспекты раскрываются через характер рас­селения мигрантов (дисперсное, компактное, анклав), особеннос­ти взаимодействия в сфере трудовой занятости и профессио­нальной деятельности. Как и в каких районах, с точки зрения плотности населения и его этнической мозаичности, происхо­дит поселение и формируются диаспоры мигрантов? Как изменяется долевое соотношение местных этносов и этносов миг­рантов? Занимают ли прибывающие этносы здесь некую сво­бодную нишу или же вытесняют местных из уже освоенных, традиционных видов деятельности? Складывается ли их заня­тость по принципу доминирования в некоей нише  или же они рассеиваются примерно равномерно во всех видах заня­тости?

         Есть существенные различия в предпосылках и процессах адаптации, в характере социального взаимодействия «мигранты — местные» у добровольных («свободных») мигрантов и у бежен­цев и вынужденных мигрантов. Свободный мигрант наделен ментальностью, «комплексом мигранта». Он человек, готовый к встрече с новым и движимый «охотой к перемене мест», аван­тюрист и космополит. Для него перемены и движение важнее определенного и устойчивого, более ценным является не столь­ко прошлое, сколько проект и ожидание будущего. Он реалист и прагматик, для которого большее значение имеет состояние здесь и сейчас.

         Вынужденный же мигрант, вместе с возможностью наличия этих свойств, подвержен переживанию «комплекса изгнания», ко­торый выражается в полной или частичной утрате прав, обуслов­ленных в том числе проживанием в определенном месте, опреде­ленном жилище, на определенной территории.

         Появление мигрантов создает новую ситуацию в местах их нового проживания — ситуацию предъявления (обозначения) ими прав, в том числе и территорию, их утверждения и защиты. Эта ситуация не может не быть напряженной, а то и конфликтной, ибо местные, конечно же, стремятся отстаивать достигнутые ими права. Ведь они считают свои усилия по их достижению и со­зданию условий для их реализации безусловной ценностью. Они опасаются сокращения и лишения этих прав, считая пришлых не только посягателями на эти права, но и недостойными их, поско­льку они не имеют своего вклада в создание этих прав и условий для их реализации.

         Социальное взаимодействие этнических мигрантов с новым иноэтничным окружением предполагает переживание культурно­го шока, необходимость преодоления социокультурной дистан­ции, реализации той или иной аккультурационной стратегии. Это значит, что в процессе адаптации прибывшим переселенцам необходимо достичь высокого уровня культурной компетентнос­ти, полностью включиться в жизнь общества, трансформировать социальную  идентичность,   преодолеть  состояние   «культурного шока».

         Сила культурного шока и продолжительность культурной адап­тации мигрантов определяются очень многими факторами, кото­рые можно разделить на индивидуальные и групповые. К фак­торам первого типа относятся: 1) индивидуальные характеристи­ки — демографические и личностные (возраст, пол, образование); 2) обстоятельства жизненного опыта индивида (готовность миг­рантов к переменам, наличие доконтактного опыта — знакомство с историей, культурой, условиями жизни в определенной стране, знание языка, установление дружеских отношений с местными жителями и пр.).

         Среди влияющих на адаптацию групповых факторов необхо­димо выделить характеристики взаимодействующих культур: 1) сте­пень сходства или различия между культурами, которая опреде­ляется культурной дистанцией, выраженной в таких показателях, как: язык, религия, структура семьи, уровень образования, мате­риальный комфорт, климат, пища, одежда и др.; 2) особенности культуры, к которой принадлежат переселенцы; 3) особенности страны пребывания (прежде всего способ, которым «хозяева» ока­зывают влияние на приезжих: стремятся ли их ассимилировать или более толерантны к культурному разнообразию).

         Социальная адаптация мигрантов является не только соци­ально-групповым феноменом. Она происходит на индивидуальном уровне. Это значит, что каждый конкретный индивид должен сделать свой выбор из различных аккультурационных стратегий с сопутствующими изменениями в личностной самоидентифика­ции, ценностных ориентациях, особенностях ролевого поведения.

         На практике в большинстве случаев наиболее предпочтитель­ным вариантом аккультурационной стратегии для большой мас­сы этнических мигрантов становится интеграция. Эта стратегия предполагает бережное сохранение и дальнейшее развитие собст­венного культурного наследия при самом благожелательном от­ношении к разнообразным формам взаимодействия с большин­ством. Она приводит к возникновению «мозаичного» общества, в рамках которого каждый элемент мозаики сохраняет свою само­бытность, но при этом совокупность всех групп образует но­вую целостность. Данный — поликультурный — вариант развития общества обычно  противопоставляется  в  качестве альтернативы варианту «плавильного котла», в рамках которого исходная само­бытность в процессе взаимодействия теряется.

         В восприятии принимающего населения образ переселенцев складывается в стереотипы из нескольких составляющих, каж­дая из которых важна для выработки отношения к пришель­цам. Первая составляющая количественная: «сколько их?». Вто­рая — предварительная маркирующая: «откуда они?». И третья — качественная: «какие они?». Для удобства анализа она может быть подразделена на две самостоятельные детерминации: положитель­ную («что в них хорошего?») и отрицательную («что в них пло­хого?»).

         Легко предположить, что если мигрантов много, если они из­далека и их детерминация по преимуществу отрицательная, то процесс взаимной адаптации будет протекать медленнее и труд­нее, чем в противоположном случае, когда мигрантов мало, место их выбытия находится в пределах этнокультурного ареала, вос­принимаемого принимающим населением как «свой», и в них видят больше хорошего, чем плохого. В действительности столь однозначный образ «гостей» вряд ли когда-нибудь утверждается в восприятии «хозяев», какая-то составляющая всегда отличается по знаку от других. Либо принимающее общество вообще не мо­жет определиться с этим знаком, поскольку не располагает не­обходимыми ориентирами.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция