Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕЙ РУСИ статья из журнала

Март9

 

Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киевская Русь, сложилось во второй половине IX в.

К этому времени на Руси в основном сформировались феодальные отношения. Ре­месло отделялось от земледелия, что способ­ствовало росту и процветанию древних сла­вянских городов. Важнейшей торговой артерией Древней Руси был «великий путь из варяг в греки». Начинаясь в Варяжском (Бал­тийском) море, он оканчивался в Русском (Черном) море и связывал Русь со Скандина­вией и Византией. На противоположных кон­цах этого пути стояли крупнейшие города земли русской: на севере — Новгород, основанный в 859 г., на юге — Киев, зало­женный в VI в. Объединение этих городов под властью Олега, ставшего первым киевским князем (882-912), завершило образование Древнерусского государства.

С именем князя Олега Связано составле­ние древнейшего на Руси политического и юри­дического памятника — мирного договора княжеских послов с представителями визан­тийских императоров Льва и Александра. Согласно этому договору, русские купцы полу­чили большие льготы для торговли в Констан­тинополе (Царьграде): в течение месяца они могли жить в византийской столице за счет греков, вести беспошлинную торговлю, бесплатно мыться в публичных банях.

Договор Олега с Византией был закреплен последующим договором князя Игоря (912-945), заключенным с греками в 944 г. Кня­жившая после Игоря его жена Ольга (945-969) в 957 г. посетила Константинополь и приняла крещение, став первым христианским правителем на Руси. В X в. Киевская Русь уже была включена в сферу влияния визан­тийской экономики и христианской культуры. Большое значение для распространения идей христианства в Киевской Руси имели также ее давние связи с Болгарией — посредницей в передаче греческой культуры, письменности и религиозной литературы. Таким образом, введение христианства на Руси (988- 989) явилось серьезным политическим актом.

Поводом для введения христианства в Киев­ском княжестве в качестве государственной религии было принятие крещения князем Владимиром (978 — 1015). В 987 г. византий­ский император Василий II обратился к Киев­ской Руси с просьбой оказать Византии воен­ную помощь для борьбы внутри страны с восстанием Варды Фоки. Помощь эта была ока­зана: русское войско под руководством князя Владимира   сыграло  решающую  роль   в  раз-

громе армии восставших и взятии занятого ими города Корсунь. Трон Василия II был спасен. Одним из условий соглашения между Владимиром и Василием II был брак Влади­мира с сестрой византийского императора Анной. В связи с этим встал вопрос о креще­нии князя Владимира и всей Киевской Руси, ибо «не пристало христианам выдавать жен за язычников», как записал летописец Нестор в «Повести временных лет»’. После совершения обряда крещения в церкви святого Василия князь Владимир «Корсунь отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев… На следующий же день вышел Владимир» с попами парицыными и корсунскимн на Днепр, и сош­лось там людей без числа»2.

Принятие христианства Киевской Русью имело важные политические последствия и на­ложило отпечаток на развитие древнерусской культуры, просвещения, науки. Оно способ-, ствовало укреплению феодализма, централи­зации государства, сближению его с соседни­ми христианскими странами (Византией, отде­лившейся от нее Болгарией, а также с Чехией, Францией, Англией, Германией, Грузией, Ар­менией и пр.). Через Болгарию и Византию на Русь поступали античные и ранние средне­вековые рукописи. На славянский язык их переводили, монахи — самые образованные люди того времени. Монахами были летопис­цы Никон, Нестор, Сильвестр (рис. 1). Напи­санные на пергаменте3 в эпоху Киевской Руси, книги эти дошли до наших дней.

Одним из виднейших просветителей на Ру­си был князь Ярослав Мудрый (1019 — 1054) — третий по старшинству сын Владимира. Он сос­тавил первую в Древнерусском государстве биб­лиотеку, поместив ее в Софийском соборе, воздвигнутом по его повелению в Киеве в 1037 г. в ознаменование’победы над печене­гами на месте победоносного сражения. При Ярославе предпринимались усилия по обуче-нию грамоте, переписыванию и переводу книг Янка Всеволодовна в 1086 г. организовала при Андреевском монастыре первую женскую школу. При Ярославе Мудром Киевская дер­жава достигла широкого международного при­знания. Митрополит Илларион писал з то время о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома   и  слышима   во  всех   концах   земли»0.

При Ярославе Мудром была составлена пер­вая редакция «Русской Правды» (первая чет­верть XI в.) — древнейшего из дошедших до нас свода русских законов, который впоследствии многократно переписывался и дополнялся. В «Русской Правде» говорится о народных врачевателях, которых на Руси называли «лечцами». Так, по законам того времени че­ловек, нанесший ущерб здоровью другого чело­века, должен был уплатить штраф в государ­ственную казну и выдать пострадавшему день­ги для оплаты за лечение раны. Таким обра­зом, «Русская Правда» законодательно уста­новило оплату труда лечцов.

Народная медицина издавна развивалась на Руси. Лечцы передавали свои врачебные позна­ния и секреты из поколения в поколение, от отца к сыну в так называемых семейных медицинских школах.

Большой популярностью’ в народе пользо­вались лекарства, приготовленные из расте­ний: полыни, крапивы, подорожника, багуль­ника, «злоненавистника»'(бодяги), цвета липы, листьев березы, коры ясеня или можжевело­вых ягод, а также лука, чеснока, хрена, бере-

зового сока, и  многие  другие  народные сред­ства6.

Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя.

Нашли свое место в народном врачевании и лекарственные средства минерального про­исхождения. При болях в животе принимали внутрь растертый в порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили укра­шения из яхонта. Раны кожи головы припудри­вали золотым порошком. Известны были лечеб­ные свойства уксуса и медного ? купороса, скипидара и селитры, «серного камня» и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал также о целебных свойствах «кислой воды». Ее древ­нее название «нарзан», сохранившееся до на­ших дней, в переводе означает «богатырь-вода».

Впоследствии опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечеб­никах (рис. 2), которые в основной своей массе были составлены после принятия на Руси христианства и распространения грамотности. К сожалению, многие рукописные лечебники погибли из-за великих испытаний, выпавших на долю русского народа. До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских трав­ников и лечебников. В них содержатся описа­ния многочисленных традиционных методов русского врачевания как времен христианской Руси, так и более древнего языческого перио­да русской истории.

Издавна замечательным средством враче­вания считалась русская паровая баня (рис. 3). Первые упоминания о банных строениях на Ру­си относятся к XI в. Летописец Нестор запи­сал тогда: «…дивно видах Словеньскую землю;

идучи мы семо, видах бани древены и пере-жгуть с рамяно, совлокуться, и будуть нази и облеются квасом сусняным, и возьмуть на ся прутье младое, бьются сами и того ся добьют егда влезуть ли живи, и облеются водою сту­деною тако ожиоуть; и то творять по вся дни не мучими никим же, но сами я мучать и то творять мовенье себе, а не мученье»’.

Народные врачеватели хорошо понимали целебную силу бани, ее благотворное влияние на человека, связанное с обильным потоот­делением, способствующим удалению через ко­жу различных вредных веществ. К тому же баня была самым чистым помещением в усадь­бе. Вот почему наряду со своим прямым на­значением, связанным с заботой о чистоте тела, баня использовалась как место, где при­нимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и «накла­дывали горшки», лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи.

Известный русский акушер Н. М. Макси-мович-Амбодик (1744 — 1812) писал в конце XVIII в.: «Русская баня до сих пор считает­ся незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы силою… ба«е»8.

Бани на Руси получили широкое распро­странение и строились при усадьбах, личных дворах, а затем и при монастырских боль­ницах.

Первые сведения о монастырских больни­цах (рис. 4, 5) в Древнерусском государстве относятся к XI в. Они были построены в Пере-екая медицина  того времени)  была  классовой медициной духовенства, князей и бояр.

«Киево-Печерский патерик» дает нам также первые сведения о врачебной этике в Древ­ней Руси. Лечец должен быть образцом, человеколюбия вплоть до самопожертвования. Ради больного он обязан был выполнять самые черновые работы, должен был быть терпимым и сердечным по отношению к нему, оказывать конкретную лечебную помощь в пределах сво­их знаний. Он не должен был заботиться о личном обогащении и профессиональном тще­славии. Яркий пример тому — монах-лечец Киево-Печерской лавры Агапит (умер в 1095 г.), который врачевал бесплатно и пользовался большой популярностью в народе. Он исцелил даже Владимира Мономаха9, который, будучи еще черниговским князем, обратился в Киево-Печерскую лавру за врачебной помощью. Вы­здоровевший князь пожелал щедро вознагра­дить своего исцелителя, но Агапит отказался от этой встречи с Владимиром Мономахом и попросил передать дорогие княжеские подарки неимущим людям. «И услышали о нем в горо­де, что в монастыре есть некто врач, и многие больные приходили к нему и выздоравлива­ли»10.

Врачевание в Древнерусском государстве не было церковной монополией. В городах при дво­рах князей и бояр служили светские лечцы — как русские, так и иноземные. Так, при дворе князя Владимира служил лечец-армянин, имя которого нам неизвестно. Он умел определять болезнь по пульсу и внешнему виду больно­го’ и был широко популярен в народе. А при княжеском дворе в Чернигове в XII в. служил известный врачеватель Петр Сириянин (т. е. сириец). Лечцы-профессионалы широко исполь­зовали в своей практике опыт народной ме­дицины.

Некоторые древнерусские монастырские больницы являлись также и центрами просве­щения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи. Монахи, знавшие латынь и греческий, при переводе дополняли их своими знаниями, основанными на местном народном опыте.

Одной из самых популярных книг XI в. был «Изборник Святослава». Переведенный с греческого в Болгарии, он дважды перепи­сывался на Руси — в 1073 и 1076 гг.: для сына Ярослава Мудрого князя Святослава, откуда и получил свое название. «Изборник» вышел за рамки своей первоначальной зада­чи .— связать общественные отношения с нор­мами новой христианской морали — и приобрел черты энциклопедии своего времени. В нем опи­сывались также некоторые болезни и соответ­ствующие тому времени представления об их причинах,  лечении   и   предупреждении,  дава-

9Владимир Мономах — киевский князь с 1113 по 1125 г., внук Ярослава Мудро­го, сын киевского князя Всеволода Ярославича (1078—1093) и дочери византийского импера-

лись советы о питании (например, «силы в овощи велики», или «питье безмерное» само по себе «бешенство есть») и рекомендации со­держать тело в чистоте, систематически мыться, проводить омовения.

В «Изборнике» говорится о лечцах-резал-никах (хирургах), которые умели «разрезать ткани», ампутировать конечности, другие боль­ные или омертвевшие части тела, делать ле­чебные прижигания при помощи раскаленного железа, лечить поврежденное место травами и мазями. Описаны даже ножи для рассе­чения и врачебные точила. Вместе с тем в «Изборнике» приведены недуги неисцелимые, перед которыми медицина того времени была бессильна.

В древнерусской литературе XII в. имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-косто­правах, искусно производивших массаж, о при­влечении женщин для ухода за больными.

По уровню развития медико-санитарного дела Древнерусское государство в XXIII веках опережало страны Западной Европы. Об этом свидетельствуют археологические рас­копки древнего Новгорода. Господин Великий Новгород на протяжении многих веков играл важную роль в истории Руси. Представляя на международной арене Северо-Западную Русь, он осуществлял широкую торговлю с соседними землями. Не случайно именно в этом городе сооружен величественный памятник ‘ 1000-летая России.

В 1932 г. известный советский археолог А. В. Арциховский положил начало Новго­родской археологической экспедиции. В наши дни уже третье поколение советских археоло­гов с огромным энтузиазмом продолжает эти исследования, во многом дополнившие наши представления о русском средневековом горо­де». На территории древнего Новгорода найде­но свыше 40 средневековых усадеб, изучено более 2100 построек, открыто около 140 мас­терских разных столетий. Освобождены от зем­ли целые улицы и площади, покрытые много­ярусными (до 30 настилов) деревянными мос­товыми, созданными в XXI веках. Найдены в большом количестве предметы гигиеническо­го обихода. Вскрыты гончарные и деревянные водосборники и водоотводы (водопроводы) — одни из древнейших в Северной Европе (рис. 6). Заметим, что в Германии первый водопровод был сооружен в XV в., а первые мостовые были положены в XIV в.

Большой научный интерес представляют новгородские берестяные грамоты — памят­ники древней письменности, выполненные на коре березы. К 1983 г. их найдено более 600, и составлены они’ были не только князьями и боярами, но и простыми ремесленниками и даже крестьянами, что свидетельствует о широком распространении грамотности на Ру­си. В найденных документах, относящихся к 1346 г., говорится также о существовании в древнем Новгороде больниц для гражданского населения и о специалистах-алхимиках, зани­мавшихся приготовлением лекарств.

к

Европа в  средние  века была  ареной опус­тошительных эпидемий. В русских  летописях наряду с многочисленными описаниями болез­ней князей и отдельных представителей выс­шего сословия  (бояр,  духовенства)  приведены ужасающие картины больших эпидемий чумы и других  заразных  болезней,  которые  на   Руси называли «мором», «моровым поветрием» или «повальными болезнями». Так, в 1092 г. в Кие­ве   «многие   человеки    умирали   различными недугами»12. В центральной части Руси «в лето в    6738    (1230)…    бысть    мор- в    Смоленске, створиша    4    скуделницы   в    дву    положиша 16000,   а   в   третью      7000,   а   в   четвертую 9000. Се же зло бысть по два лета. Того же лета   бысть   мор   в   Новгороде   от   глада   (го­лода).   И    инии    люди    резаху    своего   брата и ядаху».  Гибель  32000  жителей  Смоленска свидетельствует о том, что болезнь была чрез­вычайно заразной и  сопровождалась  высокой смертностью. Летопись сообщает также о «ве­ликом   море»    на    Руси   в   1417    г.:    «…мор бысть страшен зело на люди в Великом Нов­городе и во Пскове,  и  в Ладозе, и  в Руси»

В народе бытовало мнение, что моровые поветрия возникают от сверхъестественных сил, изменения положения звезд, гнева богов, пере­мены погоды. В русских народных сказках чума изображалась женщиной громадного рос­та с распущенными волосами и в белой одеж­де, холера — в образе злой старухи с искажен­ным лицом. Непонимание того, что грязь и ни­щета представляют собой социальную опас­ность, приводило к несоблюдению правил гигие-

ные   оолелт

меры. Например, когда в Новгороде в ли разразилась чума (рис. 7), горожане в течение 24 ч построили церковь Андрея Стратилата, которая сохранилась до наших дней. Однако, ни строительство церквей, ни молитвы не спа­сали народ от бедствий,— эпидемии в то время   уносили   десятки   тысяч   человеческих

жизней.

Самое большое число эпидемий приходится на период монголо-татарского ига (1240 —1480). Древнерусское государство существовало  в течение  3  столетий.  После смерти  последнего киевского    князя   Мстислава    Владимировича (1125 —1132)    сына  Владимира  Мономаха, оно распалось на несколько мелких феодаль­ных  владений.   Наступил  период  феодальной раздробленности, которая способствовала утра­те политической независимости русских земель в результате нашествия монголо-татарских орд под   предводительством   хана   Батыя   (1208— 1255), внука Чингисхана.

Монголо-татарское иго разорило и опусто­шило русские земли, а также государства Сред­ней Азии и Кавказа. Непрекращающаяся борь­ба русского народа заставила завоевателей отказаться от создания на Руси своих органов управления. Русь сохранила свою государствен­ность, однако длительное угнетение и разоре­ние страны Золотой Ордой привело к отстава­нию русских земель в своем развитии от стран

Западной Европы.

Однако в свободных от порабощения землях развитие производительных сил продолжалось. Народ готовился дать отпор врагу. Одним из центров русской медицины того времени был Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1327 г. и избежавший вражеского нашествия. В  стенах   этого   монастыря   в   начале   XV   в. Кирилл   Белозерский   (1337 — 1427)   перевел  с греческого «Галиново на Иппокра’та» (Коммен­тарии    Галена    на    «Гиппократов    сборник»). При монастыре было несколько больниц. Одна из них  реставрирована  и  в  настоящее  время охраняется  государством как памятник древ­ней архитектуры.

В XIIIXIV веках в русских землях вы­росли новые города: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. Во главе собирания русских земель встала Москва. Ее роль еще более возросла во времена княжения Ивана Калиты (1325 — 1340) и Дмитрия Дон-

Рис. 8. Дмитрий Донской, Великий князь Мос­ковский (1363 — 1389).

ского (рис.  8),  который  получил свое  прозви­ще   после   победы   руководимых  им   русских полков над войском хана Мамая на Куликовом поле (1380) у реки Дон. Это сражение описа­но   в   русской   повести   XV   в.   «Задонщина»: «Поле Куликово трупами татарскими  усеяно, кровь   течет   реками…   Вышли   наши   князья с оставшимися воеводами на поле Куликово… Страшно  и  больно было, братья,  видеть,  как лежат  по   ковылю  тела   христианские,   а   где’ жаркая  сеча  была      там  словно  стога тру­пов наметаны, и Дон-река три дня кровью тек­ла»’1. Во время битвы Дмитрий Донской был контужен. Умер князь от болезни сердца.

Куликовская битва, явившаяся первым крупным поражением Золотой Орды, создала реальные предпосылки для объединения рус­ских земель в централизованное Московское государство, создание которого было завершено при Иване III (1462 —1505) после сражения московских и монголо-татарских войск на реке Угре (1480), определившем окончательное свержение на Руси чужеземного ига.

 

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция