МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕЙ РУСИ статья из журнала
Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киевская Русь, сложилось во второй половине IX в.
К этому времени на Руси в основном сформировались феодальные отношения. Ремесло отделялось от земледелия, что способствовало росту и процветанию древних славянских городов. Важнейшей торговой артерией Древней Руси был «великий путь из варяг в греки». Начинаясь в Варяжском (Балтийском) море, он оканчивался в Русском (Черном) море и связывал Русь со Скандинавией и Византией. На противоположных концах этого пути стояли крупнейшие города земли русской: на севере — Новгород, основанный в 859 г., на юге — Киев, заложенный в VI в. Объединение этих городов под властью Олега, ставшего первым киевским князем (882-912), завершило образование Древнерусского государства.
С именем князя Олега Связано составление древнейшего на Руси политического и юридического памятника — мирного договора княжеских послов с представителями византийских императоров Льва и Александра. Согласно этому договору, русские купцы получили большие льготы для торговли в Константинополе (Царьграде): в течение месяца они могли жить в византийской столице за счет греков, вести беспошлинную торговлю, бесплатно мыться в публичных банях.
Договор Олега с Византией был закреплен последующим договором князя Игоря (912-945), заключенным с греками в 944 г. Княжившая после Игоря его жена Ольга (945-969) в 957 г. посетила Константинополь и приняла крещение, став первым христианским правителем на Руси. В X в. Киевская Русь уже была включена в сферу влияния византийской экономики и христианской культуры. Большое значение для распространения идей христианства в Киевской Руси имели также ее давние связи с Болгарией — посредницей в передаче греческой культуры, письменности и религиозной литературы. Таким образом, введение христианства на Руси (988- 989) явилось серьезным политическим актом.
Поводом для введения христианства в Киевском княжестве в качестве государственной религии было принятие крещения князем Владимиром (978 — 1015). В 987 г. византийский император Василий II обратился к Киевской Руси с просьбой оказать Византии военную помощь для борьбы внутри страны с восстанием Варды Фоки. Помощь эта была оказана: русское войско под руководством князя Владимира сыграло решающую роль в раз-
громе армии восставших и взятии занятого ими города Корсунь. Трон Василия II был спасен. Одним из условий соглашения между Владимиром и Василием II был брак Владимира с сестрой византийского императора Анной. В связи с этим встал вопрос о крещении князя Владимира и всей Киевской Руси, ибо «не пристало христианам выдавать жен за язычников», как записал летописец Нестор в «Повести временных лет»’. После совершения обряда крещения в церкви святого Василия князь Владимир «Корсунь отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев… На следующий же день вышел Владимир» с попами парицыными и корсунскимн на Днепр, и сошлось там людей без числа»2.
Принятие христианства Киевской Русью имело важные политические последствия и наложило отпечаток на развитие древнерусской культуры, просвещения, науки. Оно способ-, ствовало укреплению феодализма, централизации государства, сближению его с соседними христианскими странами (Византией, отделившейся от нее Болгарией, а также с Чехией, Францией, Англией, Германией, Грузией, Арменией и пр.). Через Болгарию и Византию на Русь поступали античные и ранние средневековые рукописи. На славянский язык их переводили, монахи — самые образованные люди того времени. Монахами были летописцы Никон, Нестор, Сильвестр (рис. 1). Написанные на пергаменте3 в эпоху Киевской Руси, книги эти дошли до наших дней.
Одним из виднейших просветителей на Руси был князь Ярослав Мудрый (1019 — 1054) — третий по старшинству сын Владимира. Он составил первую в Древнерусском государстве библиотеку, поместив ее в Софийском соборе, воздвигнутом по его повелению в Киеве в 1037 г. в ознаменование’победы над печенегами на месте победоносного сражения. При Ярославе предпринимались усилия по обуче-нию грамоте, переписыванию и переводу книг Янка Всеволодовна в 1086 г. организовала при Андреевском монастыре первую женскую школу. При Ярославе Мудром Киевская держава достигла широкого международного признания. Митрополит Илларион писал з то время о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли»0.
При Ярославе Мудром была составлена первая редакция «Русской Правды» (первая четверть XI в.) — древнейшего из дошедших до нас свода русских законов, который впоследствии многократно переписывался и дополнялся. В «Русской Правде» говорится о народных врачевателях, которых на Руси называли «лечцами». Так, по законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение раны. Таким образом, «Русская Правда» законодательно установило оплату труда лечцов.
Народная медицина издавна развивалась на Руси. Лечцы передавали свои врачебные познания и секреты из поколения в поколение, от отца к сыну в так называемых семейных медицинских школах.
Большой популярностью’ в народе пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, «злоненавистника»'(бодяги), цвета липы, листьев березы, коры ясеня или можжевеловых ягод, а также лука, чеснока, хрена, бере-
зового сока, и многие другие народные средства6.
Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя.
Нашли свое место в народном врачевании и лекарственные средства минерального происхождения. При болях в животе принимали внутрь растертый в порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Раны кожи головы припудривали золотым порошком. Известны были лечебные свойства уксуса и медного ? купороса, скипидара и селитры, «серного камня» и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал также о целебных свойствах «кислой воды». Ее древнее название «нарзан», сохранившееся до наших дней, в переводе означает «богатырь-вода».
Впоследствии опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках (рис. 2), которые в основной своей массе были составлены после принятия на Руси христианства и распространения грамотности. К сожалению, многие рукописные лечебники погибли из-за великих испытаний, выпавших на долю русского народа. До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебников. В них содержатся описания многочисленных традиционных методов русского врачевания как времен христианской Руси, так и более древнего языческого периода русской истории.
Издавна замечательным средством врачевания считалась русская паровая баня (рис. 3). Первые упоминания о банных строениях на Руси относятся к XI в. Летописец Нестор записал тогда: «…дивно видах Словеньскую землю;
идучи мы семо, видах бани древены и пере-жгуть с рамяно, совлокуться, и будуть нази и облеются квасом сусняным, и возьмуть на ся прутье младое, бьются сами и того ся добьют егда влезуть ли живи, и облеются водою студеною тако ожиоуть; и то творять по вся дни не мучими никим же, но сами я мучать и то творять мовенье себе, а не мученье»’.
Народные врачеватели хорошо понимали целебную силу бани, ее благотворное влияние на человека, связанное с обильным потоотделением, способствующим удалению через кожу различных вредных веществ. К тому же баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением, связанным с заботой о чистоте тела, баня использовалась как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и «накладывали горшки», лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи.
Известный русский акушер Н. М. Макси-мович-Амбодик (1744 — 1812) писал в конце XVIII в.: «Русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы силою… ба«е»8.
Бани на Руси получили широкое распространение и строились при усадьбах, личных дворах, а затем и при монастырских больницах.
Первые сведения о монастырских больницах (рис. 4, 5) в Древнерусском государстве относятся к XI в. Они были построены в Пере-екая медицина того времени) была классовой медициной духовенства, князей и бояр.
«Киево-Печерский патерик» дает нам также первые сведения о врачебной этике в Древней Руси. Лечец должен быть образцом, человеколюбия вплоть до самопожертвования. Ради больного он обязан был выполнять самые черновые работы, должен был быть терпимым и сердечным по отношению к нему, оказывать конкретную лечебную помощь в пределах своих знаний. Он не должен был заботиться о личном обогащении и профессиональном тщеславии. Яркий пример тому — монах-лечец Киево-Печерской лавры Агапит (умер в 1095 г.), который врачевал бесплатно и пользовался большой популярностью в народе. Он исцелил даже Владимира Мономаха9, который, будучи еще черниговским князем, обратился в Киево-Печерскую лавру за врачебной помощью. Выздоровевший князь пожелал щедро вознаградить своего исцелителя, но Агапит отказался от этой встречи с Владимиром Мономахом и попросил передать дорогие княжеские подарки неимущим людям. «И услышали о нем в городе, что в монастыре есть некто врач, и многие больные приходили к нему и выздоравливали»10.
Врачевание в Древнерусском государстве не было церковной монополией. В городах при дворах князей и бояр служили светские лечцы — как русские, так и иноземные. Так, при дворе князя Владимира служил лечец-армянин, имя которого нам неизвестно. Он умел определять болезнь по пульсу и внешнему виду больного’ и был широко популярен в народе. А при княжеском дворе в Чернигове в XII в. служил известный врачеватель Петр Сириянин (т. е. сириец). Лечцы-профессионалы широко использовали в своей практике опыт народной медицины.
Некоторые древнерусские монастырские больницы являлись также и центрами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи. Монахи, знавшие латынь и греческий, при переводе дополняли их своими знаниями, основанными на местном народном опыте.
Одной из самых популярных книг XI в. был «Изборник Святослава». Переведенный с греческого в Болгарии, он дважды переписывался на Руси — в 1073 и 1076 гг.: для сына Ярослава Мудрого князя Святослава, откуда и получил свое название. «Изборник» вышел за рамки своей первоначальной задачи .— связать общественные отношения с нормами новой христианской морали — и приобрел черты энциклопедии своего времени. В нем описывались также некоторые болезни и соответствующие тому времени представления об их причинах, лечении и предупреждении, дава-
9Владимир Мономах — киевский князь с 1113 по 1125 г., внук Ярослава Мудрого, сын киевского князя Всеволода Ярославича (1078—1093) и дочери византийского импера-
лись советы о питании (например, «силы в овощи велики», или «питье безмерное» само по себе «бешенство есть») и рекомендации содержать тело в чистоте, систематически мыться, проводить омовения.
В «Изборнике» говорится о лечцах-резал-никах (хирургах), которые умели «разрезать ткани», ампутировать конечности, другие больные или омертвевшие части тела, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа, лечить поврежденное место травами и мазями. Описаны даже ножи для рассечения и врачебные точила. Вместе с тем в «Изборнике» приведены недуги неисцелимые, перед которыми медицина того времени была бессильна.
В древнерусской литературе XII в. имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправах, искусно производивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными.
По уровню развития медико-санитарного дела Древнерусское государство в X—XIII веках опережало страны Западной Европы. Об этом свидетельствуют археологические раскопки древнего Новгорода. Господин Великий Новгород на протяжении многих веков играл важную роль в истории Руси. Представляя на международной арене Северо-Западную Русь, он осуществлял широкую торговлю с соседними землями. Не случайно именно в этом городе сооружен величественный памятник ‘ 1000-летая России.
В 1932 г. известный советский археолог А. В. Арциховский положил начало Новгородской археологической экспедиции. В наши дни уже третье поколение советских археологов с огромным энтузиазмом продолжает эти исследования, во многом дополнившие наши представления о русском средневековом городе». На территории древнего Новгорода найдено свыше 40 средневековых усадеб, изучено более 2100 построек, открыто около 140 мастерских разных столетий. Освобождены от земли целые улицы и площади, покрытые многоярусными (до 30 настилов) деревянными мостовыми, созданными в X—XI веках. Найдены в большом количестве предметы гигиенического обихода. Вскрыты гончарные и деревянные водосборники и водоотводы (водопроводы) — одни из древнейших в Северной Европе (рис. 6). Заметим, что в Германии первый водопровод был сооружен в XV в., а первые мостовые были положены в XIV в.
Большой научный интерес представляют новгородские берестяные грамоты — памятники древней письменности, выполненные на коре березы. К 1983 г. их найдено более 600, и составлены они’ были не только князьями и боярами, но и простыми ремесленниками и даже крестьянами, что свидетельствует о широком распространении грамотности на Руси. В найденных документах, относящихся к 1346 г., говорится также о существовании в древнем Новгороде больниц для гражданского населения и о специалистах-алхимиках, занимавшихся приготовлением лекарств.
к
Европа в средние века была ареной опустошительных эпидемий. В русских летописях наряду с многочисленными описаниями болезней князей и отдельных представителей высшего сословия (бояр, духовенства) приведены ужасающие картины больших эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли «мором», «моровым поветрием» или «повальными болезнями». Так, в 1092 г. в Киеве «многие человеки умирали различными недугами»12. В центральной части Руси «в лето в 6738 (1230)… бысть мор- в Смоленске, створиша 4 скуделницы в дву положиша 16000, а в третью 7000, а в четвертую 9000. Се же зло бысть по два лета. Того же лета бысть мор в Новгороде от глада (голода). И инии люди резаху своего брата и ядаху». Гибель 32000 жителей Смоленска свидетельствует о том, что болезнь была чрезвычайно заразной и сопровождалась высокой смертностью. Летопись сообщает также о «великом море» на Руси в 1417 г.: «…мор бысть страшен зело на люди в Великом Новгороде и во Пскове, и в Ладозе, и в Руси»
В народе бытовало мнение, что моровые поветрия возникают от сверхъестественных сил, изменения положения звезд, гнева богов, перемены погоды. В русских народных сказках чума изображалась женщиной громадного роста с распущенными волосами и в белой одежде, холера — в образе злой старухи с искаженным лицом. Непонимание того, что грязь и нищета представляют собой социальную опасность, приводило к несоблюдению правил гигие-
ные оолелт
меры. Например, когда в Новгороде в ли разразилась чума (рис. 7), горожане в течение 24 ч построили церковь Андрея Стратилата, которая сохранилась до наших дней. Однако, ни строительство церквей, ни молитвы не спасали народ от бедствий,— эпидемии в то время уносили десятки тысяч человеческих
жизней.
Самое большое число эпидемий приходится на период монголо-татарского ига (1240 —1480). Древнерусское государство существовало в течение 3 столетий. После смерти последнего киевского князя Мстислава Владимировича (1125 —1132) — сына Владимира Мономаха, оно распалось на несколько мелких феодальных владений. Наступил период феодальной раздробленности, которая способствовала утрате политической независимости русских земель в результате нашествия монголо-татарских орд под предводительством хана Батыя (1208— 1255), внука Чингисхана.
Монголо-татарское иго разорило и опустошило русские земли, а также государства Средней Азии и Кавказа. Непрекращающаяся борьба русского народа заставила завоевателей отказаться от создания на Руси своих органов управления. Русь сохранила свою государственность, однако длительное угнетение и разорение страны Золотой Ордой привело к отставанию русских земель в своем развитии от стран
Западной Европы.
Однако в свободных от порабощения землях развитие производительных сил продолжалось. Народ готовился дать отпор врагу. Одним из центров русской медицины того времени был Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1327 г. и избежавший вражеского нашествия. В стенах этого монастыря в начале XV в. Кирилл Белозерский (1337 — 1427) перевел с греческого «Галиново на Иппокра’та» (Комментарии Галена на «Гиппократов сборник»). При монастыре было несколько больниц. Одна из них реставрирована и в настоящее время охраняется государством как памятник древней архитектуры.
В XIII — XIV веках в русских землях выросли новые города: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. Во главе собирания русских земель встала Москва. Ее роль еще более возросла во времена княжения Ивана Калиты (1325 — 1340) и Дмитрия Дон-
Рис. 8. Дмитрий Донской, Великий князь Московский (1363 — 1389).
ского (рис. 8), который получил свое прозвище после победы руководимых им русских полков над войском хана Мамая на Куликовом поле (1380) у реки Дон. Это сражение описано в русской повести XV в. «Задонщина»: «Поле Куликово трупами татарскими усеяно, кровь течет реками… Вышли наши князья с оставшимися воеводами на поле Куликово… Страшно и больно было, братья, видеть, как лежат по ковылю тела христианские, а где’ жаркая сеча была — там словно стога трупов наметаны, и Дон-река три дня кровью текла»’1. Во время битвы Дмитрий Донской был контужен. Умер князь от болезни сердца.
Куликовская битва, явившаяся первым крупным поражением Золотой Орды, создала реальные предпосылки для объединения русских земель в централизованное Московское государство, создание которого было завершено при Иване III (1462 —1505) после сражения московских и монголо-татарских войск на реке Угре (1480), определившем окончательное свержение на Руси чужеземного ига.