Марксистская философия история и критика ее буржуазных интерпретаций статья из журнала
Марксистская философия истории, давшая материалистическое объяснение развития общества, всегда вызывала резкую критику со стороны буржуазных теоретиков. Еще при жизни Маркса и Энгельса делались попытки свести исторический материализм к вульгарному экономическому детерминизму, который абсолютизирует роль экономики и игнорирует значение других социальных феноменов в жизни общества. И в наши дни буржуазные философы используют огромный теоретический арсенал против марксистской теории общественного развития, против ее основополагающих принципов и положений. Некоторые из них утверждают, что будто исторический материализм не философская теория, а позитивистская интерпретация исторического процесса. Характерно в этом отношении двухтомное сочинение М. Анри «Маркс»-. Автор утверждает, что философия истории Маркса носит такой же натуралистический характер, как и естественнонаучные теории, в частности дарвиновская теория эволюции, ибо Маркс якобы отказался от общих философских рассуждений при анализе хода исторического развития. А это, по мнению М. Анрн, в конечном итоге привело к позитивизму. «Сползание мысли Маркса, — утверждает М. Анри, — к сциентистскому позитивизму показывает эту мысль изнутри и выявляет его субстанциональное содержание. Она больше не ограничивается сравнением и аналогией с существующими науками, но касается и специфического объекта своего исследования — материального производства и связанных с ним общественных форм» 3.
Прежние философы истории, продолжает М. Анри, искали ту социальную силу, которая выступает в качестве универсальной силы, проникает во все сферы общественной жизни и вместе с тем играет роль перводвигатёля истории. Маркс тоже искал эту силу и нашел ее-в лице пролетариата, который отрицает не только самого себя, но и все другие классы, т. е. стремится к построению бесклассового общества. Маркс показывает, что существующие буржуазные общественные-отношения не позволяют человеку проявить свое универсальное богатство, раскрыть полностью свои потенции, удовлетворить свои материальные и духовные запросы. Поэтому Маркс считает, что пролетариат должен совершить социалистическую революцию, призванную ликвидировать все социальные антагонизмы и социальное неравенство.. Так исторический процесс благодаря постоянным социальным революциям непрерывно совершенствуется н развивается. Иначе говоря, история имеет смысл постольку, поскольку совершаются революции, радикально изменяющие и преобразующие социальные порядки.
Во всех своих произведениях, пишет М. Анри, Маркс разрабатывал вопросы исторической науки, и когда анализировал условия жизни людей, то он имел в виду реальный процесс, который изучается исторической наукой, а не философией истории. Последняя, по мнению-М. Анри, занимается изучением условий возможности исторической науки и создает онтологическое измерение, в рамках которого историческая наука развивается. Она, продолжает М. Анри, исходит из реальной жизни и поэтому ближе к естественным наукам, чем к философии,. которая оперирует абстрактными, оторванными от действительности категориями. Вот почему Маркс якобы отвергал философское знание,. заменив его научным знанием. Для подтверждения своей мысли М. Анри. приводит известное высказывание Маркса и Энгельса: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов» *. Данное положение, пишет М. Анри, отражает реальные процессы жизни’ и поэтому оно имеет не философский, а научный характер. Вот почему «теория классовой борьбы чужда историческому материализму»5. Так М. Аари одним росчерком пера кончает с историческим материализмом, который, с его точки зрения, вообще не существует и никем не был создан. Собственно говоря, М. Анри отрицает не только-исторический материализм, но и вообще всю марксистскую философию.
Другой буржуазный философ, А. Ниель, считает, что натуралистические идеи Маркс выдвигал еще в «Экономическо-философских рукописях 1844 года», когда писал: «Такой коммунизм… как завершенный гуманизм, м натурализму; он есть действительное разрешение противоречия между человеком . и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью,, между опредмечиванием н самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он — решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение»6. А. Ниель абсолютизирует значение «Экономическо-философских рукописей 1844 года», которые относятся к ранним произведениям Маркса, и поэтому в них еще сильно чувствуется влияние Фейербаха.
Многие мыслители, пишет А. Ниель, пытались разгадать загадку нстории, найти ее смысл. Маркс тоже ставил вопросы смысла исторического процесса для обоснования теории коммунистического общества. И он пришел к выводу, что только коммунизм решает проблему смысла истории и только при нем преодолеваются противоречия между человеком и природой, между человеком и человеком. «Коммунизм придает
У Ма ркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 424.
5 Hpnrv M. Marx. I. Une philosophie de la realite, p. 20i.
свой смысл истории, осуществляя конкретную свободу. Движение за свободу — освобождение доведено до своего финиша… Коммунизм реализует цель истории. История приобретает смысл, поскольку достигает своей цели» 7. А. Ниель полагает, что в философии истории Маркса смысл истории имеет эсхатологическое значение, ибо коммунизм как цель и как завершение истории наступит в будущем. Настоящее имеет-смысл постольку, поскольку будущее — коммунизм — приведет к полой эмансипации человека.
М. Анри, А. Ниель и другие буржуазные ученые справедливо кри-икуют прежние философско-исторические концепции,1 имевшие деист-нтельно спекулятивный характер и мешавшие научной разработке теории общественного развития. Надо сказать, что еще в прошлом веке многие буржуазные историки во Франции критиковали эти же концепции. В результате такой критики во французской историографии позитивистские интерпретации исторического процесса получили доминирующее положение, и они до сих пор дают о себе знать. Но М. Анри, А. Ниель и другие сознательно идентифицируют исторический материализм с домарксистскими философиями истории, базировавшимися на историческом идеализме. Философия истории марксизма в корне отличается от них. Она изучает наиболее общие законы общества, проблемы общественного бытия и общественного сознания, базиса и надстрой-1 ки, социального прогресса, классовой борьбы и т. д. Она вскрывает ‘движущие механизмы человеческого общества, связующие звенья & историческом процессе, показывает единство и многообразие этого процесса. Будучи философской дисциплиной, она исследует общие, существенные, повторяющиеся связи и отношения, абстрагируясь от случай-: ностей и зигзагов. Однако это вовсе не значит, что марксистская философия истории оторвана от реальной действительности. Напротив, в отлнчие от прежних философско-исторических концепций она отражает объективный мир и по мере развития этого мира обогащается и дополняется новыми теоретическими положениями и выводами. Поэтому она одновременно носит научный и философский характер.
С открытием материалистического понимания истории все общественные науки, в том числе историческая наука, приобрели важный инструмент познания и исследования общественных феноменов. Исторический материализм дает ключ к пониманию и изучению сложных социальных явлений, помогает обществоведам проникать в глубь этих явлений и открывать закономерности их развития. Разумеется, вопреки утверждениям буржуазных ученых, он не навязывает проблематику каждой науке, не игнорирует специфику и методологию других общественных дисциплин. Наоборот, исторический материализм учитывает достижения этих, наук и опирается на них в философском анализе социальной действительности. Очень важна в этой связи роль исторической науки, которая, если можно так выразиться, снабжает конкретным материалом марксистскую философию истории. Маркс не отрывал исторический материализм от исторической науки, а рассматривал их в единстве, показав вместе с тем и специфические особенности каждой из них. Он одновременно является создателем и исторического материализма, и подлинно исторической науки. Последняя, в отличие от философии истории, исследует общество в его конкретных проявлениях и многообразии. Она стремится максимально охватить громадное разнообразие экономических, политических, культурных и других явлений, их взаимоотношения н взаимодействия. Она рассматривает общество в ? его конкретном развитии и движении, она в единичных фактах н событиях раскрывает общие закономерности человечества, показывает связь единичного, общего, случайного и необходимого. История — это наука, [Iкоторая внимательно «следит» за каждым шагом человечества, каждого народа, каждой страны, каждого государства.
Исследуя логику исторического процесса, Маркс показал, что человечество в своем развитии проходит определенные этапы, каждый из которых подготавливается предыдущим этапом. Коммунизм как высшая форма организации человеческого общества вырастает из предыдущего развития мировой истории. Однако коммунизм качественно отличается от всех прежних общественно-экономических формаций, которые (за исключением первобытного строя), как известно, основаны на I . частной собственности на орудия и средства производства. В них roc— I подствует дух эксплуатации и наживы. Люди разделены на противо- | положные, антагонистические классы, между которыми происходят | острая, непримиримая борьба. Угнетенный класс не имеет возможности в условиях классового общества проявить свои способности и наклонности, получить доступ к богатствам цивилизации. Особой остроты противоречия между эксплуататорами и эксплуатируемыми достигают в условиях капиталистического способа производства. В его недрах созревают материальные предпосылки для победы нового, коммунистического строя. Производство становится все более общественным, но присвоение по-прежнему остается частным. Поэтому трудящиеся массы стремятся уничтожить буржуазные общественные отношения с целью создания таких условий, которые давали бы им возможность начать подлинно человеческую историю. Вот почему Маркс подчеркивал, что с ликвидацией буржуазной общественно-экономической формации завершается предыстория человечества. За этим завершением еле- \ дует коммунистическое общество. Коммунизм, таким образом, являет- ; ся не концом истории, а ее началом. «Коммунизм — не станция, а динамическое понятие,’означающее впервые завоеванную возможность . двигаться и расти с возрастающей быстротой без каких-либо общественных помех и препятствий* 8.
Вопреки утверждениям А. Ниеля, исторический материализм ниче- ? го общего не имеет с эсхатологией. Классики марксизма-ленинизма ре- l шительно критиковали финалистические и эсхатологические концепции, | в основе которых лежит исторический идеализм, представляющий | исторический процесс как движение к какому-то конечному результату, дальше которого ход истории был бы «запрещен*. Они указывали, что развитие мировой истории следует смотреть диалектически, что 1ьзя остановить прогресс и поступательный ход человеческого об-
*’ ——« — писал Энгельс, — так же, как и познание, не
—— „ vhkom—toсовершенном
на нельзя
пс-.^.. остановить прогресс п ..~-._,
щества. «История, — писал Энгельс, — так же, как и и^.._.,. . может получить окончательного завершения в каком-то совершенном, идеальном состоянии человечества; совершенное общество, совершенное —-« ^-г.А — вещи, которые могут существовать только в фан-
^.ч^„.„_г то — вещи, которые могут существовав только в фан-
тазии. Напротив, все общественные порядки, сменяющие друг друга в «? «оедставляют собой лишь преходящие ступени бесконеч-‘»»?»?»°-а пт низшей ступени к высшей»9.
государство», это — вещи, которые могут тазии. Напротив, все общественные поряд
ходе истории, представляют собой лишь преходящие ^j..___
развития человеческого общества от низшей ступени к высшей»3. J-‘»1Tr«1wp маркетологи пытаются придать историческому материа-
«*•— п _п Понэн утверждает, что Маркс,
—row Н(
ного
ИСТОрИи, u^w*___
развития человеческого общества uin,iJU___
Некоторые марксологи пытаются придать историческому материализму теологическую окраску. Так, П.-Д. Донэн утверждает, что Маркс хотя и критиковал религию, называл ее опиумом народа, тем не менее сам создал учение, которое, подобно религии, обещает лучший! л Социальная психология к история. М., 1966, с. 208. 1
— Л7С;
;мир, лучшие общественные порядки, лучшее будущее. «Человечество, — считает Донэн, — всегда более или менее мечтало об идеальном обществе. И марксистская философия истории под видом позитивной науки, хочет того или нет, дает этой старой мечте очень заманчивое правдоподобие для современного ума»10. Марксизм, как и религия, полагает Б.-А. Леви, утешает людей, обещает им лучшее будущее и полное социальное равенство. «Христианство утешает, обещает рай: измученный здесь, ты узнаешь там блаженство. Марксизм тоже утекает, но от имени диалектики: крепостной в данный момент, завтра ;станешь диктатором. Христианство оправдывает этот мир, доказывая |его гармонию: зло — тень добра, случайная форма божественного замысла. Марксизм этот мир оправдывает на свой манер, гарантируя свет: зло — этап добра, предварительная форма человеческого* прогресса» «. В своей фальсификации марксистской философии Б.-А. Леви этим не ограничивается. Маркс, пишет он, призывал бороться с релн-?:гией, объявил ее опиумом народа. Леви же призывает бороться с ‘марксизмом. Он перефразировал известное высказывание Маркса «борьба против религии есть косвенно борьба против того мира, духовной усладой которого является религия* 12, на «марксизм есть не только услада этого мира, но и самое тонкое н самое притворное освя-кщение. Поэтому борьба против марксизма есть косвенно борьба про-
I тив этого мира» 13.
Нет необходимости давать подробный критический анализ попыток ‘марксологов превратить философию истории Маркса в теологию исто-| рии, ибо хорошо известна диаметральная противоположность марксиз-? ма и религии. Цель марксологов в данном случае заключается в том, $ Чтобы, идентифицируя марксизм с религией, дискредитировать его в Ртлазах миллионов людей, борющихся против капиталистических’поряд-» ков и стремящихся построить новое общество, свободное от эксплуата-I,- цни и угнетения. Но эти попытки обречены на провал, потому что ;!. марксистско-ленинская теория получает все большее и большее рас-». пространение в вамых отдаленных уголках земли. Она на практике доказывает свою жизнеутверждающую силу и непреходящее значение. Есть среди марксологов авторы, которые не просто извращают фундаментальные положения исторического материализма, но и хотят «дополнить» его своими собственными выводами’и «идеями». Характерна в этом отношении позиция Ж. Домаршн. В объемистом труде ««Маркс и история» он утверждает, что в марксистской философии истории якобы не решены актуальные вопросы развития человеческого общества, не дан анализ социальных явлений и процессов. Для доказательства этого Домарши прежде всего, обращается к исторической науке, в которой существовали (да и в настоящее время иной раз дают о себе знать) две тенденции: нарративная и структурно-конъюнктурная. Сторонники первой тенденции утверждали, что историческая наука должна интересоваться лишь изложением отдельных фактов и событий и абстрагироваться от анализа и изучения всего исторического процесса. Она должна отказаться давать широкие философско-теоре-тические обобщения, поскольку такого рода обобщения, с их точки зрения, носят спекулятивный и схоластический характер. Наиболее рельефно эта позиция была выражена в книге видных французских буржуазных историков Ланглуа и Сеньобос «Введение в изучение исто-рии» ,(русский перевод, 1899 г.). Такая интерпретация исторической действительности была с полным основанием названа» позитивистской интерпретацией. Сторонники второй тенденции считают, что историческая наука призвана изучать всю структуру истории, все явления общественной жизни, а не только те или иные события. В ее поле зрения должны находиться экономические, социальные, политические и другие явления исторического процесса.
Ж- Домарши не высказывает своего отношения к этим двум тенденциям в буржуазной историографии, а сразу же делает нападки на исторический материализм. Марксова интерпретация истории, по его мнению, не решила вопроса о слиянии нарративной и структурно-конъюнктурной тенденций. Он решил прийти на «помощь» марксистам и попытался решить данный вопрос с помощью понятия «революция». Маркс,’ пишет Домарши, большое значение придавал категории «революция», которое имеет не только структурное измерение, но и событийное, ибо революция — это акт, состоящий из многих событий, в которых принимают участие различные слои общества. Марксизм как учение об общественных отношениях производства исходит из материалистической диалектики, которая раскрывает не только роль классовой 1 борьбы, но н значение социальных антагонизмов, составляющих «первую материю нарративной или событийной истории» н.
Маркс, продолжает Домарши, разработал лишь диалектику общественных отношений производства, но этого якобы недостаточно, ибо наряду с этими отношениями имеются ‘общественные отношения деструкции, «которые характеризуются разбросанностью или концентрацией средств деструкции»15. По утверждению Домарши, классовые, культурные и политические отношения вытекают из диалектики общественных отношений производства ii общественных отношений деструкции. Эту диалектику Домарши пытается показать на примере перехода от феодализма к капитализму. Общественные отношения деструкции, пишет он, при феодализме проявляются в военной системе, в которой рыцарство играет главную и решающую роль. Это рыцарство выступает против безоружных крестьян и в конце концов разрушает весь феодальный способ производства. Так Домарши с помощью пустых фраз и псевдокатегории «общественные ‘отношения деструкции» объясняет весь сложный процесс перехода от феодализма к капитализму — процесс, который блестяще был раскрыт в «Капитален
Ж. Домарши на этом не останавливается. Он считает,-что в исторический материализм следует ввести новую категорию — категорию смерти. Эта категория, пишет Домарши, разработана Гегелем в связи с анализом взаимоотношений господина и раба, но у великого немецкого философа она, по его мнению, носит онтологический характер. Домарши же хочет ее превратить в категорию марксистской философии. «Категория смерти, — утверждает он, — должна быть основной категорией диалектического и исторического материализма, и именно исходя из этой категории можно понять марксистскую концепцию практики. При исследовании отношений людей к природе Маркс приоритет отдает категории труда. На самом же деле подлинное значение категории труда можно раскрыть лишь через категорию смерти»18. Но поскольку в трудах Маркса анализ данной категории отсутствует, то он якобы не создал цельной теории развития исторического процесса. Он как мыслитель и вождь пролетариата все науки рассматривает
14DoraarchiJ. MarxetThistoire. Paris, 1972, p. 12.
через призму пролетарской революции и поэтому он «не представитель I .диалектического и исторического материализма, а основатель истори-‘. ческой диалектики пролетариата, в которой снимается противополож-i ность теории и практики» 1Т. Как видно, Домарши . отрицает общеизвестный и никем не оспариваемый факт о том, что Маркс создал
? новую философию — диалектический и исторический материализм. Но I он хочет быть оригинальным и поэтому не считается с азбучными «? метинами.
Домарши «дополняет» марксистскую диалектику собственной диалектикой, вполне совместимой, с его.точки зрения, с Марксовым ана-: лизом социальных процессов. Эту собственную диалектику Домарши I называет диалектикой смерти, позволяющей выяснить вопросы «перехода от бессознательной и немой истории к возможной истории…» ‘8. •Суть этой’ диалектики смерти такова. Человек как часть природы со-; знает и понимает, что он живет и умирает. Но он также понимает, что I .для получения жизненных благ необходимо вести решительную борьбу ):-. < силами природы. Однако он один не может вести успешную борьбу ?с природой и поэтому вынужден вступить в отношения с другими людь-‘ ми. Но тем не менее силы природы одерживают верх над людьми, по-: -тому что последние полностью зависят от природы. Убедившись в том, что с природой им не справиться, люди начинают бороться друг, простив друга. В этой;борьбе одни порабощают других и превращают их в рабов. Так, по мнению Домарши, появляются классы. «Война становится средством и техникой производства. Воинственный класс есть создатель рабства… Конечная цель — производство смерти, просто потому что практика в этих обществах была преимущественно практикой . «Воинственной, а не экономической… Таким образом, производительная ??деятельность нацеливает на деструктивную деятельность как на свой ?действительно реальный фундамент в производстве и воспроизводстве ?смерти» 1Э. Общий вывод автора: если ввести категорию смерти в исто-
? рический материализм, то будет решен вопрос о слиянии нарративной и структурной истории.
Прежде всего следует сказать, что Маркс давно решил вопрос о
? нарративной и структурной истории, показав, что исторический процесс есть сложное многообразное единство различных социальных феноме-
i_H0B. И поэтому нельзя ограничиваться простым изложением тех или иных исторических событий, даже крупных, а необходимо выяснить закономерности развития человеческого общества, вскрыть движущие пружины и механизм этого общества. Маркс дал развернутый анализ всех общественных явлений, раскрыл диалектику их взаимодействия и взаимообусловленности. Марксистская философия истории — исторический материализм — это.подлинно научная теория общественного развития.
Домарши думает, что он создал оригинальную концепцию, выдвинув диалектику смерти в качестве исходной посылки, но на самом деле в его концепции ничего оригинального нет.
Марксистская философия истории как социально-философская теория успешно развивается и обогащается новыми важными теоретическими положениями и выводами. И никакие буржуазные фальсификации не в состоянии помешать росту ее влияния во всемирном масштабе, ибо она, как и марксистская теория в целом, давно доказала свою жизнеутверждающую силу.