Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

Марксистская философия история и критика ее буржуазных интерпретаций статья из журнала

Март9

Марксистская философия истории, давшая материалистическое объяснение развития общества, всегда вызывала резкую критику со стороны буржуазных теоретиков. Еще при жизни Маркса и Энгельса делались попытки свести исторический материализм к вульгарному экономическому детерминизму, который абсолютизирует роль экономи­ки и игнорирует значение других социальных феноменов в жизни об­щества. И в наши дни буржуазные философы используют огромный теоретический арсенал против марксистской теории общественного раз­вития, против ее основополагающих принципов и положений. Некото­рые из них утверждают, что будто исторический материализм не фило­софская теория, а позитивистская интерпретация исторического про­цесса. Характерно в этом отношении двухтомное сочинение М. Анри  «Маркс»-. Автор утверждает, что философия истории Маркса носит такой же натуралистический характер, как и естественнонаучные тео­рии, в частности дарвиновская теория эволюции, ибо Маркс якобы от­казался от общих философских рассуждений при анализе хода истори­ческого развития. А это, по мнению М. Анрн, в конечном итоге привело к позитивизму. «Сползание мысли Маркса, — утверждает М. Анри, — к сциентистскому позитивизму показывает эту мысль изнутри и выяв­ляет его субстанциональное содержание. Она больше не ограничивает­ся сравнением и аналогией с существующими науками, но касается и специфического объекта своего исследования — материального произ­водства и связанных с ним общественных форм» 3.

Прежние философы истории, продолжает М. Анри, искали ту со­циальную силу, которая выступает    в качестве    универсальной    силы, проникает во все сферы общественной жизни и вместе с тем играет роль перводвигатёля истории. Маркс тоже искал эту силу и нашел ее-в лице пролетариата, который отрицает не только самого себя, но и все другие классы, т. е. стремится к построению бесклассового общест­ва. Маркс показывает, что существующие буржуазные общественные-отношения не позволяют человеку проявить свое универсальное богат­ство, раскрыть полностью свои потенции, удовлетворить свои мате­риальные и духовные запросы. Поэтому Маркс считает, что пролета­риат должен совершить социалистическую революцию, призванную лик­видировать все социальные антагонизмы и социальное неравенство.. Так исторический процесс благодаря постоянным социальным револю­циям непрерывно совершенствуется н развивается. Иначе говоря, ис­тория имеет смысл постольку, поскольку совершаются революции, ра­дикально изменяющие и преобразующие социальные порядки.

Во всех своих произведениях, пишет М. Анри, Маркс разрабаты­вал вопросы исторической науки, и когда анализировал условия жизни людей, то он имел в виду реальный процесс, который изучается исто­рической наукой, а не философией истории. Последняя, по мнению-М. Анри, занимается изучением условий возможности исторической нау­ки и создает онтологическое измерение, в рамках которого историче­ская наука развивается. Она, продолжает М. Анри, исходит из реаль­ной жизни и поэтому ближе к естественным наукам, чем к философии,. которая оперирует абстрактными, оторванными от действительности категориями. Вот почему Маркс якобы отвергал философское знание,. заменив его научным знанием. Для подтверждения своей мысли М. Ан­ри. приводит известное высказывание Маркса и Энгельса: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы клас­сов» *. Данное положение, пишет М. Анри, отражает реальные процессы жизни’ и поэтому оно имеет не философский, а научный характер. Вот почему «теория классовой борьбы чужда историческому материализ­му»5. Так М. Аари одним росчерком пера кончает с историческим мате­риализмом, который, с его точки зрения, вообще не существует и ни­кем не был создан. Собственно говоря, М. Анри отрицает не только-исторический материализм, но и вообще всю марксистскую философию.

Другой буржуазный философ, А. Ниель, считает, что натуралисти­ческие идеи Маркс выдвигал еще в «Экономическо-философских ру­кописях 1844 года», когда писал: «Такой коммунизм… как завершен­ный гуманизм, м натурализму; он есть действительное разрешение противоречия между человеком . и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью,, между опредмечиванием н самоутверждением, между свободой и не­обходимостью, между индивидом и родом. Он — решение загадки ис­тории, и он знает, что он есть это решение»6. А. Ниель абсолютизирует значение «Экономическо-философских рукописей 1844 года», которые относятся к ранним произведениям Маркса, и поэтому в них еще силь­но чувствуется влияние Фейербаха.

Многие мыслители, пишет А. Ниель, пытались разгадать загадку нстории, найти ее смысл. Маркс тоже ставил вопросы смысла историче­ского процесса для обоснования теории коммунистического общества. И он пришел к выводу, что только коммунизм решает проблему смысла истории и только при нем преодолеваются противоречия между чело­веком и природой, между человеком и человеком. «Коммунизм придает

У Ма ркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 424.

5 Hpnrv M. Marx. I. Une philosophie de la realite, p. 20i.

свой смысл истории, осуществляя конкретную свободу. Движение за свободу — освобождение доведено до своего финиша… Коммунизм реализует цель истории. История приобретает смысл, поскольку дости­гает своей цели» 7. А. Ниель полагает, что в философии истории Маркса смысл истории имеет эсхатологическое значение, ибо коммунизм как цель и как завершение истории наступит в будущем. Настоящее имеет-смысл постольку, поскольку будущее — коммунизм — приведет к пол­ой эмансипации человека.

М. Анри, А. Ниель и другие буржуазные ученые справедливо кри-икуют прежние философско-исторические концепции,1 имевшие деист-нтельно спекулятивный характер и мешавшие научной разработке тео­рии общественного развития. Надо сказать, что еще в прошлом веке многие буржуазные историки во Франции критиковали эти же концеп­ции. В результате такой критики во французской историографии пози­тивистские интерпретации исторического процесса получили домини­рующее положение, и они до сих пор дают о себе знать. Но М. Анри, А. Ниель и другие сознательно идентифицируют исторический мате­риализм с домарксистскими философиями истории, базировавшимися на историческом идеализме. Философия истории марксизма в корне отли­чается от них. Она изучает наиболее общие законы общества, пробле­мы общественного бытия и общественного сознания, базиса и надстрой-1 ки, социального прогресса, классовой борьбы и т. д. Она вскрывает ‘движущие механизмы человеческого общества, связующие звенья & историческом процессе, показывает единство и многообразие этого про­цесса. Будучи философской дисциплиной, она исследует общие, сущест­венные, повторяющиеся связи и отношения, абстрагируясь от случай-: ностей и зигзагов. Однако это вовсе не значит, что марксистская фило­софия истории оторвана от реальной действительности. Напротив, в отлнчие от прежних философско-исторических концепций она отражает объективный мир и по мере развития этого мира обогащается и допол­няется новыми теоретическими положениями и выводами. Поэтому она одновременно носит научный и философский характер.

С открытием материалистического понимания истории все общест­венные науки, в том числе историческая наука, приобрели важный ин­струмент познания и исследования общественных феноменов. Истори­ческий материализм дает ключ к пониманию и изучению сложных социальных явлений, помогает обществоведам проникать в глубь этих явлений и открывать закономерности их развития. Разумеется, вопреки утверждениям буржуазных ученых, он не навязывает проблематику каждой науке, не игнорирует специфику и методологию других обще­ственных дисциплин. Наоборот, исторический материализм учитывает достижения этих, наук и опирается на них в философском анализе со­циальной действительности. Очень важна в этой связи роль историче­ской науки, которая, если можно так выразиться, снабжает конкретным материалом марксистскую философию истории. Маркс не отрывал исторический материализм от исторической науки, а рассматривал их в единстве, показав вместе с тем и специфические особенности каждой из них. Он одновременно является создателем и исторического мате­риализма, и подлинно исторической науки. Последняя, в отличие от философии истории, исследует общество в его конкретных проявлениях и многообразии. Она стремится максимально охватить громадное раз­нообразие экономических, политических, культурных и других явлений, их взаимоотношения н взаимодействия. Она рассматривает общество в ?   его конкретном развитии и движении, она в единичных фактах н собы­тиях раскрывает общие закономерности человечества, показывает связь единичного, общего, случайного и необходимого. История — это наука, [Iкоторая внимательно «следит» за каждым шагом человечества, каждо­го народа, каждой страны, каждого государства.

Исследуя логику исторического процесса, Маркс показал, что чело­вечество в своем  развитии проходит определенные этапы, каждый из которых подготавливается предыдущим этапом.  Коммунизм  как выс­шая форма организации человеческого общества вырастает из преды­дущего развития мировой истории. Однако коммунизм качественно от­личается от всех прежних общественно-экономических формаций, кото­рые (за исключением первобытного строя), как известно, основаны на   I .    частной собственности на орудия и средства производства. В них roc   I подствует дух эксплуатации и наживы. Люди разделены    на противо-   | положные, антагонистические классы,    между   которыми    происходят  | острая, непримиримая борьба. Угнетенный класс не имеет возможности в условиях классового общества проявить свои способности и наклон­ности, получить доступ к богатствам цивилизации.    Особой    остроты противоречия   между   эксплуататорами    и    эксплуатируемыми    дости­гают в условиях капиталистического способа производства. В его нед­рах созревают материальные предпосылки для победы нового, комму­нистического строя. Производство становится все более общественным, но присвоение по-прежнему остается    частным. Поэтому    трудящиеся массы стремятся уничтожить буржуазные общественные отношения с целью создания таких условий,    которые    давали бы им возможность начать подлинно человеческую историю. Вот почему Маркс подчерки­вал, что с ликвидацией буржуазной общественно-экономической форма­ции завершается предыстория человечества. За этим завершением еле- \ дует коммунистическое общество. Коммунизм, таким образом, являет- ; ся не концом истории, а ее началом. «Коммунизм — не станция, а ди­намическое понятие,’означающее впервые   завоеванную   возможность . двигаться и расти с возрастающей быстротой без каких-либо общест­венных помех и препятствий* 8.

Вопреки утверждениям А. Ниеля, исторический материализм ниче- ? го общего не имеет с эсхатологией. Классики марксизма-ленинизма ре- l шительно критиковали финалистические и эсхатологические концепции, | в основе которых    лежит    исторический    идеализм,    представляющий | исторический процесс как движение к какому-то конечному результату, дальше которого ход истории был бы «запрещен*. Они указывали, что развитие мировой истории следует    смотреть    диалектически,    что 1ьзя остановить прогресс и поступательный    ход человеческого об-

*’ ——«   — писал Энгельс, — так же, как    и познание,    не

—— „ vhkomtoсовершенном

на нельзя

пс-.^.. остановить прогресс п ..~-._,

щества. «История, — писал Энгельс, — так же, как    и и^.._.,.   . может получить окончательного завершения в каком-то совершенном, идеальном состоянии человечества; совершенное общество, совершенное —-«   ^-г.А — вещи, которые могут существовать только в фан-

^.ч^„.„_г              то — вещи, которые могут существовав только в фан-

тазии. Напротив, все общественные порядки, сменяющие друг друга в «?   «оедставляют собой лишь преходящие ступени бесконеч-‘»»?»?»°-а пт низшей ступени к высшей»9.

государство», это — вещи, которые могут тазии. Напротив, все общественные поряд

ходе истории, представляют собой лишь преходящие ^j..___

развития человеческого общества от низшей ступени к высшей»3. J-‘»1Tr«1wp маркетологи пытаются придать историческому материа-

«*•— п _п   Понэн утверждает, что Маркс,

row     Н(

ного

ИСТОрИи,   u^w*___

развития человеческого общества uin,iJU___

Некоторые марксологи пытаются придать историческому материа­лизму теологическую окраску. Так, П.-Д. Донэн утверждает, что Маркс хотя  и критиковал  религию, называл    ее опиумом    народа,    тем  не менее сам создал учение, которое, подобно религии, обещает лучший! л   Социальная психология к  история. М.,   1966, с. 208.           1

    Л7С;

;мир, лучшие общественные порядки, лучшее будущее. «Человечество, — считает Донэн, — всегда более или менее мечтало    об идеальном об­ществе. И марксистская философия истории    под    видом    позитивной науки, хочет того или нет, дает этой старой мечте очень    заманчивое правдоподобие для современного ума»10.    Марксизм,    как и религия, полагает Б.-А. Леви, утешает людей, обещает им лучшее    будущее и полное социальное равенство. «Христианство утешает,    обещает    рай: измученный здесь, ты узнаешь там блаженство. Марксизм    тоже уте­кает, но от имени диалектики: крепостной в данный    момент, завтра ;станешь диктатором. Христианство оправдывает   этот мир, доказывая |его гармонию: зло — тень добра, случайная форма божественного за­мысла. Марксизм этот мир оправдывает    на свой    манер, гарантируя свет: зло — этап добра, предварительная форма    человеческого* про­гресса» «. В своей фальсификации марксистской философии Б.-А. Леви этим не ограничивается. Маркс, пишет он, призывал бороться с релн-?:гией, объявил ее опиумом народа. Леви    же    призывает    бороться с ‘марксизмом.    Он перефразировал    известное    высказывание    Маркса «борьба  против религии есть косвенно борьба  против того мира, ду­ховной усладой которого является религия* 12, на «марксизм    есть не только услада этого мира, но и самое тонкое н самое притворное освя-кщение. Поэтому борьба против марксизма есть косвенно борьба про-

I тив этого мира» 13.

Нет необходимости давать подробный критический анализ попыток ‘марксологов превратить философию истории Маркса в теологию исто-| рии, ибо хорошо известна диаметральная противоположность марксиз-? ма и религии. Цель марксологов в данном случае заключается в том, $ Чтобы,  идентифицируя  марксизм  с  религией, дискредитировать его  в Ртлазах миллионов людей, борющихся против капиталистических’поряд-» ков и стремящихся построить новое общество, свободное от эксплуата-I,- цни и угнетения. Но эти попытки обречены    на провал,    потому    что ;!. марксистско-ленинская теория  получает все большее и большее рас-». пространение в вамых отдаленных уголках земли. Она на практике до­казывает свою жизнеутверждающую силу и  непреходящее    значение. Есть среди марксологов    авторы,    которые не просто извращают фундаментальные положения исторического материализма, но и хотят «дополнить» его своими собственными  выводами’и  «идеями». Харак­терна в этом отношении позиция Ж. Домаршн. В объемистом    труде ««Маркс и история» он утверждает,    что в марксистской    философии истории якобы не решены актуальные вопросы развития человеческо­го общества, не дан   анализ    социальных   явлений и процессов.   Для доказательства этого Домарши прежде всего, обращается к историче­ской науке, в которой существовали (да и в настоящее время иной раз дают о себе знать) две тенденции: нарративная и структурно-конъюнк­турная. Сторонники первой тенденции    утверждали, что историческая наука должна  интересоваться лишь изложением отдельных фактов и событий и абстрагироваться от анализа и изучения всего исторического процесса. Она должна отказаться давать широкие философско-теоре-тические обобщения, поскольку такого рода обобщения, с их точки зре­ния,    носят     спекулятивный    и схоластический    характер.    Наиболее рельефно эта позиция была выражена в книге видных    французских буржуазных историков Ланглуа и Сеньобос «Введение в изучение исто-рии» ,(русский перевод, 1899 г.). Такая интерпретация исторической действительности была с полным основанием названа» позитивистской интерпретацией. Сторонники второй тенденции считают, что историче­ская наука призвана изучать всю структуру истории, все явления об­щественной жизни, а не только те или иные события. В ее поле зрения должны находиться экономические, социальные, политические и другие явления исторического процесса.

Ж- Домарши не высказывает своего отношения к этим двум тен­денциям в буржуазной историографии, а сразу же делает нападки на исторический материализм. Марксова интерпретация истории, по его мнению, не решила вопроса о слиянии нарративной и структурно-конъюнктурной тенденций. Он решил прийти на «помощь» марксистам и попытался решить данный вопрос с помощью понятия «революция». Маркс,’ пишет Домарши, большое значение придавал категории «рево­люция», которое имеет не только структурное измерение, но и собы­тийное, ибо революция — это акт, состоящий из многих событий, в ко­торых принимают участие различные слои общества. Марксизм как уче­ние об общественных отношениях производства исходит из материалис­тической диалектики, которая раскрывает не только роль классовой 1 борьбы, но н значение социальных антагонизмов, составляющих «пер­вую материю нарративной или событийной истории» н.

Маркс, продолжает Домарши, разработал лишь диалектику обще­ственных отношений производства, но этого якобы недостаточно, ибо наряду с этими отношениями имеются ‘общественные отношения дест­рукции, «которые характеризуются разбросанностью или концентра­цией средств деструкции»15. По утверждению Домарши, классовые, культурные и политические отношения вытекают из диалектики обще­ственных отношений производства ii общественных отношений деструк­ции. Эту диалектику Домарши пытается показать на примере перехо­да от феодализма к капитализму. Общественные отношения деструк­ции, пишет он, при феодализме проявляются в военной системе, в ко­торой рыцарство играет главную и решающую роль. Это рыцарство выступает против безоружных крестьян и в конце концов разрушает весь феодальный способ производства. Так Домарши с помощью пус­тых фраз и псевдокатегории «общественные ‘отношения деструкции» объясняет весь сложный процесс перехода от феодализма к капита­лизму — процесс, который блестяще был раскрыт в «Капитален

Ж. Домарши на этом не останавливается. Он считает,-что в исто­рический материализм следует ввести новую категорию — категорию смерти. Эта категория, пишет Домарши, разработана Гегелем в связи с анализом взаимоотношений господина и раба, но у великого немецко­го философа она, по его мнению, носит онтологический характер. До­марши же хочет ее превратить в категорию марксистской философии. «Категория смерти, — утверждает он, — должна быть основной кате­горией диалектического и исторического материализма, и именно исходя из этой категории можно понять марксистскую концепцию практики. При исследовании отношений людей к природе Маркс приори­тет отдает категории труда. На самом же деле подлинное значение категории труда можно раскрыть лишь через категорию смерти»18. Но поскольку в трудах Маркса анализ данной категории отсутствует, то он якобы не создал цельной теории развития исторического процес­са. Он как мыслитель и вождь пролетариата все науки рассматривает

14DoraarchiJ. MarxetThistoire. Paris, 1972, p. 12.

через призму пролетарской революции и поэтому он «не представитель I .диалектического и  исторического материализма, а основатель истори-‘.   ческой диалектики пролетариата, в которой снимается противополож-i  ность теории и практики» .  Как видно, Домарши . отрицает общеиз­вестный и никем не оспариваемый    факт о том,    что    Маркс   создал

?    новую философию — диалектический и исторический материализм. Но I он хочет быть оригинальным и поэтому    не    считается    с азбучными «? метинами.

Домарши «дополняет» марксистскую диалектику собственной диа­лектикой, вполне совместимой, с его.точки зрения, с Марксовым ана-:   лизом социальных процессов. Эту собственную диалектику    Домарши I называет диалектикой смерти, позволяющей выяснить вопросы «пере­хода от бессознательной и немой истории к возможной    истории…» ‘8. •Суть этой’ диалектики смерти такова. Человек как часть    природы со-;   знает и понимает, что он живет и умирает. Но он также понимает, что I .для получения жизненных благ необходимо вести решительную борьбу ):-. < силами природы. Однако он один не может вести успешную борьбу ?с природой и поэтому вынужден вступить в отношения с другими людь-‘   ми. Но тем не менее силы природы одерживают верх над людьми, по-:  -тому что последние полностью зависят от природы. Убедившись в том, что с природой им не справиться, люди начинают бороться друг, про­стив друга. В этой;борьбе одни порабощают других и превращают их в рабов. Так, по мнению Домарши, появляются классы. «Война стано­вится средством  и техникой производства.  Воинственный    класс есть создатель рабства… Конечная цель — производство смерти, просто по­тому что практика в этих обществах была преимущественно практикой . «Воинственной, а не экономической… Таким образом, производительная ??деятельность нацеливает на деструктивную деятельность    как на свой ?действительно реальный фундамент в производстве и воспроизводстве ?смерти» . Общий вывод автора: если ввести категорию смерти в исто-

?  рический материализм, то будет решен вопрос о слиянии нарративной и структурной истории.

Прежде всего следует сказать, что Маркс давно решил вопрос о

?  нарративной и структурной истории, показав, что исторический процесс есть сложное многообразное единство различных социальных феноме-

i_H0B. И поэтому нельзя ограничиваться простым изложением тех или иных исторических событий, даже крупных, а необходимо выяснить закономерности развития человеческого общества, вскрыть движущие пружины и механизм этого общества. Маркс дал развернутый анализ всех общественных явлений, раскрыл диалектику их взаимодействия и взаимообусловленности. Марксистская философия истории — историче­ский материализм — это.подлинно научная теория общественного раз­вития.

Домарши думает, что он создал оригинальную концепцию, выдви­нув диалектику смерти в качестве исходной посылки, но на самом деле в его концепции ничего оригинального нет.

Марксистская философия истории как социально-философская тео­рия успешно развивается и обогащается новыми важными теоретиче­скими положениями и выводами. И никакие буржуазные фальсифика­ции не в состоянии помешать росту ее влияния во всемирном масштабе, ибо она, как и марксистская теория в целом, давно доказала свою жизнеутверждающую силу.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция