Культурно-историческая составляющая рекреационных ресурсов Тверской области статья из журнала
В реальной действительности природная и культурно-историческая составляющая рекреационных ресурсов определенного региона или местности фактически неразделимы. Девственные природные ландшафты – для Центра Европейской России понятие архаичное: настолько интенсивной была здесь человеческая деятельность, особенно в последние столетия, экономическим содержанием которых было сначала подсечно-огневое земледелие, а затем индустриализация.
В Тверской области сохранились лишь отдельные ландшафтные объекты, которые условно можно считать незатронутыми человеческим влиянием. В целом же этот регион, Великий водораздел Каспийского, Черного и Балтийского морей, подвергался, начиная с первобытности, сильному воздействию культур разного происхождения: древних европейцев, зауральских финно-угров, индоевропейцев, балтов, славян и др.
К сожалению, природно-культурное зонирование какой-либо территории чрезвычайно редко ведется научным коллективом, в котором есть геологи и ботаники, зоологи и гидрологи, экологи и археологи, архитекторы и историки, этнологи и фольклористы. Описания и рекомендации, выполненные и опубликованные в рекреационно-туристских целях, чрезвычайно односторонни: один-два автора, узкие специалисты или вовсе любители, выпячивают знакомый им вопрос в ущерб всем остальным, либо бездумно переписывают одни и те же тексты, ошибки в которых кочуют из работы в работу на протяжении десятилетий.
Беру на себя смелость утверждать, что ни один туристский маршрут в Тверской области не имеет качественного, комплексного и интересного по сюжету описания. Впрочем, такая задача никогда и не ставилась. Даже маршруты пушкинского кольца Верхневолжья не обеспечены по-настоящему насыщенными и увлекательными картографическими и текстовыми материалами, выполненными на достойной полиграфической и дизайнерской основе.
Между тем, велика объективная необходимость в создании базы данных по природно-культурному наследию для обеспечения рекреационного потенциала Тверской области, лежащей в истоках великих рек, среди сотен озер, обширных лесов и холмов, и в то же время в центре России, на полпути между Москвой и Санкт-Петербургом, т.е. в зоне интенсивных туристских потоков.
В небольшом сообщении невозможно даже просто перечислить те территории и объекты культурно-исторической значимости, которые могут быть привлекательны для турбизнеса и рекреации в Тверской области, а тем более – дать их описания. По этой причине предлагается другой подход – классифицируем их по типам источников.
Древнейшие из них – археологические. На территории Тверской области открыто более 5000 археологических памятников. Это самый высокий региональный показатель в России. Несколько сотен наиболее ярких из них могут стать привлекательными объектами показа, будучи включенными в комплексные маршруты, либо в специализированные археологические, например, там, где особенно велики их концентрация и разнообразие. Конечно, реализация этой программы должна включать, наряду с традиционными процедурами, скрупулезную юридическую проработку темы и взаимодействие с муниципальными органами власти, чтобы исключить вероятность кладоискательских раскопок, в том числе теми, кто прошел туристскими археологическими маршрутами и захотел самовольно продолжить исследования.
Археологические провинции в тверской земле многочисленны и многообразны. Их туристское и рекреационное освоение может быть связано как с поступательным движением тургрупп по воде или суше, так и с небольшими радиальными маршрутами со стационара (дома отдыха, санатории, турбазы, турлагеря и т.д.). Древние городища раннего железного века на Западной Двине и Торопе, на Бежецком Верхе и в Кимрском Поволжье, курганные могильники древнерусского времени практически во всех районах Тверской области, кремнеобрабатывающие мастерские каменного века под Ржевом и Старицей, кремли древнерусских городов: Торопца, Белого, Ржева, Зубцова, Старицы, Твери, Кашина, Бежецка, Торжка – все это и многое-многое другое можно по праву считать не только богатейшим культурным наследием, но и очень привлекательными историко-ландшафтными объектами, почти совершенно не востребованными сферой рекреации. Более того, туристы и отдыхающие могли бы принять, по их желанию, посильное участие в научных раскопках археологических памятников, культивируя в себе интерес к прошлому нашей Родины, реально помогая его осмыслению и совершая в процессе раскопок открытия, недоступные им ни в какой иной жизненной ситуации.
Две структуры областной администрации – комитет по охране историко-культурного наследия и комитет по туризму, курортам и международному сотрудничеству – имеют прекрасную возможность направить совместные усилия на повышение экономической эффективности использования археологической информации. Тверская научная археологическая школа считается, наряду с московской и петербургской, лучшей в России, поэтому нет никаких объективных препятствий для информационного наполнения данной программы.
Перечисленные выше древнерусские города, а также те, что получили статус города в XVIII в. и позднее – Калязин, Кимры, Осташков, Вышний Волочек, Весьегонск, Красный Холм – сложные и неповторимые культурно-ландшафтные системы. Несмотря на определенную запущенность городского хозяйства и градостроительные утраты советского времени, в каждом из них есть десятки объектов и комплексов, природно-культурных микроландшафтов, придающих бесспорную привлекательность городу в целом или хотя бы районам его исторической застройки.
В Твери есть специалисты высокого класса в вопросах истории архитектуры и градостроительства, способные всесторонне и с достаточной полнотой разработать текстовые и иллюстративные материалы по городской тематике для целей туризма и рекреации. Местные краеведческие силы пополнят базу данных необходимыми частными деталями и сюжетным антуражем. Нельзя признать нормальной ситуацию, когда ни один город Тверской области, за исключением, хотя и с некоторыми оговорками, Кашина, не имеет системно изложенной истории от времени возникновения до наших дней, опубликованной в виде научного или научно-популярного издания.
Выдающийся пласт культуры представляют собой церковно-православные памятники: храмы, часовни, монастыри, святые ключи, места, связанные с жизнью и деятельностью подвижников благочестия. Первый патриарх Московский и всея Руси Иов и патриарх Тихон, с которого началась новейшая история русской православной церкви, – наши земляки, уроженцы старицкой и торопецкой земель. В нынешнем Оленинском районе родился равноапостольный Николай, креститель Японии. Такие обители, как Нило-Столобенская пустынь на оз. Селигер, Николо-Теребенская пустынь на Мологе, Казанский монастырь в Вышнем Волочке, Старицкий Успенский монастырь, Тверской Отроч монастырь, Калязинский Макарьев Троицкий монастырь, Краснохолмский Антониев Николаевский монастырь, Новоторжский Борисоглебский монастырь и некоторые другие были очень хорошо известны в России, пользовались величайшим уважением в православном мире, в них подвизались знаменитые деятели православия.
Сохранились и восстанавливаются сотни тверских храмов, являющихся и памятниками истории и архитектуры, и носителями исторической информации, и замечательными элементами культурного ландшафта. Представляется вполне реальным подключение туристов и отдыхающих, неравнодушных к культуре России, к сохранению и восстановлению этих творений человеческих рук под наблюдением и руководством специалистов.
Тверская дворянская усадебная культура, по мнению академика Д.С. Лихачева, дала высшие в России образцы ландшафтного проектирования и культурного освоения русской провинции во второй половине XVIII – начале XX вв. Гениальные творения Растрелли, Кваренги, Львова – усадебные комплексы под Торжком, Зубцовом, Старицей, Кувшиново – украшают наши сельские пейзажи. Прекрасны и творения зодчих, имена которых нам не известны. Руинный облик многих усадебных построек не отталкивает посетителя, а скорее настраивает на созидательную деятельность: недаром постепенно начинаются работы по возрождению отдельных усадеб, в том числе и за счет пожертвований. Конечно, необходима специальная программа изучения тверских усадеб, ставящая целью их использование в интересах туризма и рекреации. Основы базы данных для разработки такой программы заложены при составлении Свода памятников истории и культуры Тверской области и при подготовке к изданию трехтомного указателя «Тверская усадьба», созданного учеными Тверского государственного университета (ТвеГУ) и Государственного архива Тверской области.
Информационным ресурсом исключительной важности в интересах формирования рекреационной стратегии в тверском регионе являются данные этнологии, топонимики, фольклористики, истории искусства и других отраслей гуманитарного знания. В каждой из этих отраслей сложились свои научные школы, поддержанные столичной академической и университетской наукой.
Неослабный интерес вызывает у туристов и отдыхающих информация, касающаяся судеб знаменитых людей России, чья жизнь и деятельность связана с местами, по которым проходят их маршруты или близ которых расположены места их отдыха. Тверской край, лежащий на скрещении главных речных магистралей Русской равнины, – Волги, Днепра, Западной Двины и системы Невы, и будучи, благодаря этому, уникальным средоточием этнической и духовной культуры России, дал нашей стране и миру десятки гениев во всех сферах человеческой жизни. Среди них – флотоводцы и покорители космоса, изобретатели и архитекторы, писатели и музыканты, художники и врачи, государственные, общественные и религиозные деятели, имена которых хорошо знакомы каждому просвещенному человеку. Кроме того, тверская земля привлекала и привлекает очень многих выдающихся людей, которые создают здесь шедевры технического, художественного, литературного и иного творчества. Жизненно необходима реализация проекта «Тверского биографического словаря», который впитал бы в себя всю информацию по этой тематике и мог бы эффективно использоваться при формировании конкретных туристско-рекреационных программ.
Основная проблема заключается в том, что до сих пор в нашем областном центре не происходит синтеза регионального гуманитарного знания, не говоря уже о том, чтобы приступить к последовательной разработке комплексного природно-культурного зонирования Тверской области. В прошлом такие попытки делались трижды: группой географов ТвГУ под руководством А.А. Ткаченко в 1993 г., специалистами НИИ культурного и природного наследия РАН И.П. Чалой и Ю.А. Ведениным в 1997 г., а также разработчиками Федеральной целевой программы социально-культурного развития Тверской области во главе с В.Н. Расторгуевым в 1991–1994 гг.
В первом случае модель носила преимущественно экономико-демографический характер, без учета историко-культурной составляющей.
Во втором случае московские специалисты, располагая государственной учетно-технической документацией на памятники истории и культуры нашей области, распорядились ей несколько умозрительно, схематически, не будучи глубоко знакомыми с самой описываемой территорией. Содержание имевшихся в их распоряжении текстов принималось на веру без дополнительной проверки фактов и выводов, в рабочей группе не было специалистов по основным видам анализируемых источников.
В третьем случае коллектив тверских авторов, включавший квалифицированных специалистов по всем указанным выше основным тематическим направлениям, сформировал концепцию развития региона, в том числе по вопросам туризма и рекреации, органично вписав интересующую нас тематику в общий социально-экономический контекст и культурно-экологический контекст: региональный, национальный и международный. По не зависящим от разработчиков причинам в 1995 г. программа была свернута и оказалась не востребованной нынешним руководством Тверской области.
Для разработки и реализации региональной политики в туристско-рекреационной сфере и ее научно-информационного обеспечения необходимо создать в Твери центр (лабораторию) региональных гуманитарных исследований, привлечь к сотрудничеству ведущих специалистов по названной выше проблематике из тверских вузов, архивов, библиотек, научно-исследовательских организаций, творческих союзов, установить взаимодействие по профильным вопросам с органами власти и управления Тверской области и муниципальных образований, что определенно будет способствовать развитию территорий и формированию их привлекательного образа.