КРИМИНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЧЕЧЕНСКОГО КРИЗИСА статья из журнала
Указанная проблема в целом весьма многогранна и эти грани затрагивают правовые, политические, идеологические, экономические, социально-психологические, религиозные, демографические, этнические, исторические и другие вопросы, каждый из которых может стать предметом самостоятельного исследования. В предлагаемом материале они рассматриваются лишь в той степени, в какой это необходимо для отражения проблемы в ее динамике и обоснования сделанных выводов и предложений.
По свидетельству исторических и литературных источников, на Кавказе, издавна являющемся одним из наиболее беспокойных регионов Российского государства, особенно сложные отношения складывались с чеченцами и ингушами.
Первое военное столкновение — перестрелка российских войск с чеченцами — датируется 1830 годом. Именно после нее становятся общеизвестными названия населенных пунктов — Шали, Ведено, Урус-Мартан и др., находившихся в центре внимания на протяжении всей Кавказской войны.
Чеченцы и ингуши — одни из наиболее многочисленных народов Северного Кавказа. Их общественная жизнь строилась на основе родовых отношений (тэйпы), регулируемых нормами обычного права и установлениями шариата. Большое количество населения и невозможность обеспечения его в силу природных условий необходимыми средствами для существования сельскохозяйственным трудом, скотоводством и другими мирными видами деятельности, а также наличие воинственных соседей, с одной стороны, обусловливали крайнюю бедность, а с другой — широкое распространение такого явления, как абречество. В основном оно выражалось в угоне скота у соседей, захвате заложников с мелью последующего получения за них выкупа и разбоя.
Проблема занятости населения в Северо-Кавказском регионе остро стояла и в советский период. Но если в Армении, Молдавии, Западной Украине она решалась путем миграции в другие регионы на сезонные работы, в основном сельскохозяйственные к строительные, или активным участием представителей народов Закавказья и республик Средней Азии в торговом обороте (использование диффренты-2), то чеченцы в’ большей степени тяготели к традиционным «сферам». Чеченская девушка не выходила замуж за юношу, если он не участвовал в набегах, что можно рассматривать как способ выживания.
Вместе с тем следует отметить достижения чеченцев и ингушей в государственной и военной службе, что не использовалось в должной мере в СССР.
Особенно напряженная обстановка в Чечне складывалась в предреволюционные годы и первые годы советской власти. Однако по мере ее укрепления проблемы были решены присущими ей террористическими методами борьбы с контрреволюцией, бандитизмом и путем вовлечения представителей «оппозиции» в собственные структуры. Они назначались на руководящие должности в партийном и советском аппарате. Более чем на 20 лет наступило относительное затишье.
Обстановка вновь резко обострилась в годы войны. По данным НКВД СССР, в период с 1941 до начала 1944 года на территории Чечено-Ингушетии действовало около 40 бандформирований численностью 10-15 человек. Их возглавляли лица в возрасте 40-50 лет, имеющие большой опыт преступной деятельности. В арсенале находилось в основном оружие времен первой мировой войны, в том числе иностранного производства, в частности турецкого. Не проходило ни одного дня без совершения тяжких .преступлений, сопряженных с убийствами, разбойными нападениями и грабежами, а также иных с ярко выраженной корыстной направленностью. Вместе с тем отмечалось,, что осложнение оперативной обстановки во многом обусловлено тяжелым экономическим положением республики. Мутные .органы власти и внутренних дел оказались бессильными в 6pgu|e.cпреступностью в связи с засорением’их элементами, имеющими родственные связи с членами бандформирований и враждебно .настроенными по отношению к советской власти, а также с использованием в своей работе в основном «пережитков прошлого», например, обычая кровной мести.
Но особое раздражение тогдашнего,политического руководства страны вызывали упования некоторых местных, авторитетов на приход Гитлера и действия вооруженных формирований в тылу советских войск.
Не случайным в этой связи в соответствии с логикой руководства страны является решение о депортации ингушского и чеченского народов, принятое и осуществленное 23 февраля 1944 года. Эта мера являлась вынужденной, но необходимой в сложившихся условиях. Аналогичные меры были предприняты, в частности, в США в отношении японцев после событий в Пирл-Харборе.
Указанная акция имела очень далеко идущие последствия. Но в рамках работы достаточно остановиться лишь на том, что она привела к значительному укреплению средневековых устоев жизни чеченского и ингушского народов, которые стали своеобразным механизмом их выживания в неблагоприятных условиях, созданных существоваашиа< режимом.
Распад Советского Союза в огромной степени усилил центробежные тенденции как в «отколовшихся» республиках, так и в отдельных частях Российской Федерации. Процессы во многом носили крими-* нальных характер. В наиболее концентрированном виде они нашли отражение в Чечне.
После прихода к власти генерала Дудаева в МВД России перестали поступать сведения, в том числе статистические, о состоянии преступности. Фактически были ликвидированы правоохранительные ведомства, самовооружились чеченцы. Представители других нации щ-теспялись из республики, захватывались заложники с целью получения выкупа. И если к этому вр^.лени нечеченское население составляло лишь 10%, против него совершалось более половины всех преступлений. По фальшивым авизо, сфабрикованным под прикрытием режима Дудаева, после 1991 года из сферы банковского оборота страны были похищены сотни миллионов рублей. На территории прилегающих к Чечне регионов (Дагестан, Ставрополье) на треть возросло количество особо опасных преступлений. Банды приходили с территории Чечни и, совершив преступления, уходили обратно. Следует отметить, что в их составе, кроме чеченцев, били ингуши и даже русские, а также представители других национальностей, выступавшие в качестве наемников.
Чечня становится зоной повышенной криминальной активности. Через нее в остальные регионы страны хлынул широкий поток наркотиков, оружия. События в Чечне инициировали увеличение в гигант-с*-:х масшт’бах таких особо опасных преступлений, как хищения ору-
Ыатсриалы Всероссийской научно-практической конфгрелг/ии
295
жия, террористические акты с применением взрывных устройств, захваты заложников.
Теперь следует упомянуть фигуру генерала Джохара Дудаева. В рамках статьи он ни как политический деятель, ни как личность интереса не представляет. Достаточно лишь отметить, что Дудаев занимал в Советской Армии довольно высокую должность, имел доел » ый послужной список, в возглавляемом им соединении царил образцовый ? —? дох. Превращение советского генерала в лидера сепаратист- е гнушающихся терроризмом и другой уголовщиной для достижения сыгах целей, — явление закономерное и типичное, поскольку отражает приоритет норм обычного права и традиций над общепринятыми в оп~ ^-г’тенных условиях. Здесь следует отметить общую закономерное: >,, СййЗанную с усилением этих норм и националистических тенденций крайнего толка в кризисные периоды историк нашего государства. И. может быть, самым опасным является их столкновение в лице различных народов.
В настоящее время продолжает иметь место круг сложнейших проблем интеграционного характера. Рассмотрение их выходят за рам-?Й работы и, с точки зрения правового аспекта, следует остановиться лишь на процессуальных проблемах расследования преступлений, совершаемых в условиях проведения бревых действий и чрезвычайного Положения.
Указанные проблемы обусловлены следующими факторами:
— быстрое изменение в течение нескольких дней, а иногда и часов оперативной и боевой обстановки и связанная с этим передислокация войсковых соединений и незаконных вооруженных формирований;
— затерраризированность местного населения криминальными группировками, его враждебная настроенность к федеральным правоохранительным органам, массовый исход из мест постоянного жительства, расслоение по национальным, религиозным, политическим и иныммотивам; ?.. , .:-‘ ‘ .’ —1 ?.»??;»?’-,. ‘- -. ‘.’?’?
— неспособность местных, органов власти и правоохранительных ведомств решать задачи по локализации конфликтов, их ликвидации и привлечению виновных в совершении преступлений к уголовной ответственности; ‘? *’*?:’ ‘-.??». ? ., :
-кардинальное’изменение правоотношений, регулируемых уго-дстно-процессуальным законодательством.в период стабильной обстановки, его несоответствие складывающимся условиям.
Представляется, что к решению этих проблем можно подойти по счедующим основным направлениям, имея конечной целью многократное повышение оперативного реагирования правоохранительных органов на тяжкие преступления, совершенные в условиях чрезвычайных ситуаций, и максимальное сокращение сроков расследования:
— создание единого федерального ведомства по расследованию преступлений;
— передача уголовных дел о преступлениях, совершенных в чрезвычайных условиях, в юрисдикцию военных судов, действующих в местностях, в которых возникли указанные ситуации;
-обеспечение повышенной защиты участников уголовного процесса.
Без решения указанных и других проблем процессуального характера, как показывает более чем десятилетний опыт расследования преступлений в условиях чрезвычайных ситуаций, невозможно достижение целей и задач уголовного судопроизводства.