КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ОТКРЫТОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ статья из журнала
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ,
ОТКРЫТОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ
РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Для понимания сущности экономической безопасности важно уяснить ее связь с понятиями «развитие» и «устойчивость». Развитие — один из компонентов экономической безопасности. Но не всякое развитие отвечает требованиям безопасности. Например, если развитие сопровождается нарушением экологических требований или оно социально не ориентировано, высокие темпы роста достигаются за счет «производства ради производства» без обеспечения «значимых для населения ориентиров благосостояния». Если экономика не развивается, то у нее резко сокращаются возможность выживания, а также сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам.
Безопасность и устойчивость
Устойчивость и безопасность — важнейшие характеристики экономики как единой системы. Их не следует противопоставлять, из них каждый по-своехму характеризует состояние экономики. Устойчивость экономики отражает прочность и надеж- ность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние «нагрузки», «восстанавливать нормальное состояние после внезапного его нарушения каким-либо внешним или внутренним фактором»1.
С позиции естественных наук «устойчивое развитие общества — целостный исторический процесс сохранения развития». Ключевое слово в этом определении — сохранение. И это правильно: если общество не заботится о сохранении своего развития, то оно обречено на упадок. Сохранение развития трактуется как «сохранение неубывающего темпа роста эффективности использования полной мощности во все времена или неубывающий темп роста полезной мощности не только в настоящее время, но и в будущем»2.
Эффективность использования полной мощности характеризуется ростом энергопотребления на душу населения, а рост полезной мощности — постоянным увеличением производительности труда или процента на вложенный капитал.
Устойчивое развитие человечества — творчество по созданию новых (более эффективных) источников мощности, более совершенных машин и механизмов, более эффективных систем управления. В приведенных определениях подчеркивается динамический аспект устойчивости. Он должен быть дополнен анализом структуры общества, его экономики. Эти динамические системы характеризуются определенными соотношениями в их структуре.
Безопасность — это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к самовыживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и труднопрогнозируемых факторов.
Чем более устойчива экономическая система (например, межотраслевая структура), соотношения производственного и финансово-банковского капитала и т. д., тем жизнеспособнее экономика, а значит, и оценка ее безопасности будет достаточно высокой. Нарушение пропорций и связей между разными ком-
\Л 1QQQ Г 123.
понентами системы ведет к ее дестабилизации и является сигналом перехода экономики от безопасного состояния к опасному. Чем устойчивее развитие, тем меньше вероятность возможных угроз. Вместе с тем устойчивость не есть стагнация или жизнь в бедности, устойчивость не может быть вне развития. Любая развивающаяся система периодически совершает переход от одного устойчивого состояния к другому3. Важно лишь, что развитие должно включать в себя обязательное соблюдение суверенности природы, с тем чтобы экономика учитывала пределы хозяйственной емкости биосферы.
Концепция устойчивого развития, принятая конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г.. рассматривает принципы устойчивости в системе взаимодействия природы, общества и человека. В практической деятельности эта концепция сводится к охране окружающей среды. Задача последней — важнейший путь обеспечения устойчивого развития. Но кроме задач рачительного использования природных богатств, обеспечения баланса интересов современного человека и интересов сохранения окружающей среды, для будущих поколений человечества существует задача обеспечения устойчивости развития общества как социума, что означает стабильное развитие экономики, сопряженность реального и финансового секторов экономки, социальное партнерство и т.д. Как отметил В.В. Путин, «устойчивость экономики России — это главная гарантия демократического общества, а также основа сильного государства».
Принцип устойчивости следует распространять на все высокоразвитые и развивающиеся страны. Устойчивость развития высокоразвитых стран не должна достигаться за счет развивающихся стран или стран с переходной экономикой. Это относится, например, к размещению отходов, выброса вредных веществ в атмосферу, размещения производств, отрицательно влияющих на природу, продажи квот на выбросы «парниковых» газов и т.д. Это означает, что хозяйственная экономическая деятельность человека и государства должна учитывать современные экологические требования и пределы экологической безопасности.
Переход к устойчивому развитию предполагает решение следующих задач: достижение экономического роста, стабильное развитие социума, сбалансированность реального и финансового секторов экономики, отраслей старой и новой экономики высоких технологий; обеспечение стабилизации экологической ситуации; становление социального рыночного хозяйства и широкое распространение экологически ориентированных методов управления; введение хозяйственной деятельности в пределы емкости экосистемы на основе массового внедрения энерго— и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры личного и общественного потребления; создание правовой основы перехода к устойчивому развитию; формирование эффективной системы пропаганды устойчивого развития и создания соответствующей системы воспитания и обучения.
Противоречия рынка и стратегическое планирование
Безопасность — более универсальная категория, чем рынок и планирование. Проблема безопасности имела и имеет значимость для любой экономики, для рыночной и ушедшей в прошлое плановой экономики. Она остро стоит перед отдельным человеком независимо от экономических форм взаимоотношений с другими людьми, а также для компаний, банков, ассоциаций, государственных учреждений.
Многие экономисты считают, что рынок как экономическая категория и совокупность инструментов хозяйствования настолько универсален и самодостаточен, что не требует никаких дополнений. Следуя его правилам и стандартам, можно обеспечить не только экономическую свободу человека, его индивидуального выбора, но и безопасность индивидуума и государства в целом. Действительно, в рынке заложено много импульсов к саморазвитию на основе конкуренции и инноваций. Но его динамизм со слабыми центрами управления носит не только созидательный, но и разрушительный характер. Даже отлаженное рыночное хозяйство высокоразвитых стран в современных условиях сталкивается с вызовами, угрожающими устойчивому
функционированию экономики, обеспечению занятости, развитию человека, его способностей, сохранению природы.
Строгое следование радикальным рыночным инструментам в прошедшем десятилетии не решило ни одной сколько-нибудь важной социальной проблемы России. Средний класс, как основа устойчивости общества, не сформировался, напротив, расширилась зона бедности, возникли новые бедные (учителя, врачи, научные сотрудники, квалифицированные рабочие), широкие масштабы приобрела беспризорность, резко сократилась продолжительность жизни. Был расчет, что рынок решит проблему, которая тогда называлась проблемой ускорения и расширения масштабов внедрения новой техники. Сейчас они именуются процессом инновационной активности, и уже приводились данные о более низкой инновационной активности наших предприятий, в сравнении с 1980 годами, и еще более резком отставании от стран с развитой рыночной экономикой. Не оправдались ожидания в самой сердцевине рыночного механизма, его способности обеспечивать макроэкономическую сбалансированность между основными индикаторами: ВВП, цены, доходы, процентные ставки кредита, курс валюты, занятость, производительность труда, фондоотдача, капиталоемкость, объем и эффективность инноваций.
Главным звеном в цепочке индикаторов сбалансированности продолжают играть иены и курс рубля. В то же время индикаторы эффективности имеют второстепенное значение и почти не оказывают своего влияния на другие индикаторы экономического роста и безопасности. Такая разбалансированность ведет к слабой предсказуемости развития. Трудно предвидеть, где формируется потенциал новых системных кризисов, поскольку поле очагов кризиса чрезвычайно широкое и неизвестно, какая случайность, какие события в экономике и политике явятся толчком к обострению и выходу наружу всех постепенно накап-ливаемых несбалнсированностей. По-прежнему очень остро, пожалуй, даже острее чем в 80-е годы, стоят проблемы межотраслевой и внутриотраслевой сбалансированности. Топливно-энергетический баланс страны односторонне ориентирован на самые ценные виды топлива (нефть и газ), не используются в полной мере возможности угольной промышленности. В Рос- сии IS—11% потребности в топливе удовлетворяются за счет нефти и газа (преимущественно газа), а в среднем в мире — 57— 60%. Добыча угля на душу населения в США составляет около 3,6 т, Польше — 5—5.4 т, Австралии — 10— 12 т, в России (1994— 1995)- 1,8-1,7 т4.
Ресурсная несбалансированность во многом связана с неэффективной политикой цен. слабым развитием конкуренции и антимонопольного регулирования, затратным механизмом ценообразования наших компаний. Несмотря на постоянный рост цен, рынок автоматически так и не отрегулировал соотношения цен и не ввел динамику цен в неопасное для экономики состояние. Меньше всего выросли цены на самый необходимый сырьевой товар— газ. В 1999 г. по сравнению с 1990 г. они увеличились в 14,3 раза, тогда как тарифы на грузовые перевозки в 21,9 раза, тарифы на электроэнергию в 18,9 раза, цены на уголь — 15.7 раза, в целом оптовые цены в промышленности — в 31,1, на нефть — в 40,2 раза. И даже при таком росте иен. во-первых, объемы производства в ТЭК снизились: добыча нефти сократилась с 516 млн мЗ. электроэнергии с 10S2 млрд квт. ч ю 879 млрд квт. ч. Во-вторых, в этих отраслях сохраняется высокий потенциал дальнейшего роста цен и тарифов. В программе Г. Грефа рост средних тарифов на электроэнергию к 2005 г. по сравнению с 1999 г. в номинальном выражении может составить 3.5 раза. к20!0г. — 5.3 раза. Тарифы на газ о номинальном выражении могут увеличиться к 2005 и 2010 гг. соответственно в 3 и 4,5 раза.
Опыт показал, что десятилетнее господство радикального рыночного направления в российской экономике и политике либо не обеспечило решение ряда фундаментальных проблем, которые были характерны хтя 80-х годов, либо их решение потребовало высокой социальной цены. Одна из самых острых проблем 90-х годов — дефицит потребительских товаров и услуг. Эта проблема на первый взгляд решена, но и то за счет снижения потребления большей части населения жизнеобеспечивающих продуктов (мяса, молока и т.д.). резкого роста потребительских цен и высокой доли импорта в товарообороте. Лучше наполнен
рынок промышленных товаров для населения с большей дифференциацией цен, но в его формировании чрезвычайно высока доля импортных товаров, а поддержание сформировавшегося уровня импорта, как известно, требует относительно больших золотовалютных резервов. Еше сложнее обстоит дело с дефицитом топливно-энергетических ресурсов. В условиях общего промышленного и аграрного спада производства первоначально ресурсов хватало для меньшего количества платежеспособных предприятий-потребителей. Теперь же, начиная с 2000 г., когда наметился экономический рост, многих ресурсов не хватает для нормального функционирования внутреннего рынка.
Отмечая указанные дефекты российского рыночного механизма, неправильно было отвергать самую возможность использования в России этого важного инструмента социально-экономического развития. Уже отмечался ряд позитивных результатов рыночных преобразований: развитие торговли, рекламы, средств связи, компьютеризация, банковский сервис (что стоит этот сервис, когда опасность кризиса не снизилась, а увеличилась?). Конечно, эти положительные результаты никак не перевешивают изъяны реального российского рынка, тем не менее нужно не отказываться от задачи создания современной рыночной экономики, а существенно изменить базовые подходы и архитектонику модели.
Для России отлаженность рыночного хозяйства, придание ему социального характера на макроэкономическом уровне и на уровне корпораций малого бизнеса — основа укрепления экономической безопасности. Напротив, нецивилизованный рынок, возврат к устаревшим формам хозяйства, в значительной мере преодоленным развитием капитализма, в которых человек лишен социальной зашиты и зачастую заработной платы, расширяет масштабы опасности, создает угрозу интересам страны и каждого человека.
Вероятно, с учетом критериев экономической безопасности надо ставить задачу создания в России социального рыночного хозяйства. Этот термин ввел в научный и деловой оборот Л. Эр-хард. И он представляется более содержательным, чем термин «социально ориентированная рыночная экономика». Большинство экономических категорий имеет социальную компоненту как неотъемлемую часть их сущности. Ориентировать на решение социальных задач рыночную модель, в которой нет этого стержня — заведомо проигрышное дело. Например, если процент за кредит носит запредельный характер, не учитывает платежеспособность субъектов рынка, то его никак нельзя сделать социально ориентированным. В социальном рыночном хозяйстве, в его денежно-кредитном сегменте процент за кредит не может быть установлен с учетом интересов только банкиров, он должен учитывать платежеспособность клиентов.
В подтверждение этому можно сослаться на процентную политику банков, которые величину процента за кредит устанавливают лишь на 1—3 пункта выше, чем депозитная ставка. В России эта разница достигала в начале 90-х гг. 100 и более пунктов и явилась одним из каналов первоначатьного накопления капитала. Сейчас эта разница существенно сократилась, но разрыв весьма велик и составляет примерно 20 пунктов.
Другой проблемой построения новой архитектоники российского рынка является соблюдение пропорций между внутренним и внешним рынком. Ущербность рубля как единой меры труда и капитала, циркуляции товаров, услуг и денег привела к погоне за надежной иностранной валютой. Отсюда интересы компании и деятельности человека повернуты в сторону внешнего рынка. Отсюда единая экономика распалась как бы на разные слабо взаимосвязанные анклавы — экспортный (долларовый) и внутренний (рублевый). Разница между ними чрезвычайно высока как по оплате труда, так и по возможностям накопления ресурсов для развития. Выход только один — сделать рубль основной единицей измерения затрат и результатов. Существует несколько возможных путей решения этой проблемы (продажа экспортных товаров за рубли, постепенная ревальвация доллара с учетом паритета покупательной способности рубля на базе оценки прибыльных запасов полезных ископаемых и т.д.)- Но шаги в этой области должны быть строго выверены, чтобы не спровоцировать обострения системного кризиса. Вместе с тем в рамках традиционного рыночного, тем более его фундаменталистского варианта решить проблемы экономической безопасности не представляется возможным.
Л. Абалкин совершенно обоснованно предлагает развести два понятия «рыночная экономика» и «рыночное общество». Именно для рыночного фундаментализма характерно распространение рыночных механизмов не только на собственно экономику, но также и на «сферы, не поддающиеся рыночному воздействию — охрана окружающей среды, фундаментальная наука, культура в высших ее проявлениях, национальные заповедники, а также сфера прав человека и нравственности»’.
Но даже в экономике, охватывающей собственное материальное производство, критерии прибыльности и рентабельности не всегда срабатывают. В конце 60-х гг. на этот дефект товарно-денежного механизма обратил внимание В. Новожилов, который показал, что чисто рыночные инструменты ненадежны при крупных структурных изменениях, например при создании целых отраслей промышленности, как это было в 30-х гг. прошлого столетия.
Пожалуй, одной из самых серьезных проблем становления и развития рынка является несовместимость инструментов бюджетно-налоговых и денежно-кредитных инструментов с механизмом рыночного саморазвития и конкуренции. Многие предприниматели, менеджеры компаний, экономисты считают их «бельмом на глазу». Необоснованность их количественных значений, отсутствие между ними взаимоувязки, постоянное изменение предлагаемых правительством правил игры, непредсказуемость даже на ближайшие годы, не говоря уже о перспективе, не позволяет ни малому, ни среднему, ни крупному бизнесу иметь надежную макросреду для организации своей деятельности, правильно распределять свой доход на потребление и накопление, инновационную деятельность.
Правительство и его экономические ведомства не располагают единой информационно-аналитической базой и методологией, которая позволяла бы сделать инструменты государственной бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики ключевым средством воздействия на экономический рост российских компаний и малого бизнеса. Чуть ли не самым большим достижением объявлено снижение ставки подоходного налога и нало- га с прибыли. Они теперь будут намного ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Но экономического, модельного расчета явно не хватает, чтобы убедить предпринимателей и менеджеров, что это надежда на «авось» вдруг получится и низкое налогообложение оправдает надежды радикал-либералов. Программа грефовского центра развития по дальнейшему реформированию экономики также страдает отсутствием экономических обоснований и расчетов. Даже не предпринимается попытка согласовать намечаемые реформы со стратегической программой развития России до 2010 г.
Во многом такой подход — это проявление идеологической установки на безупречность рынка и неприятие любых форм стратегического планирования. Причем просматривается явная неувязка в системе взглядов некоторых нынешних реформаторов. Ими признается значение стратегического анализа планирования компаний и отвергается макропланирование. Поэтому базовой основой бюджетно-налоговых и денежно-кредитных инструментов сегодня служит годовой бюджет, а не весь комплекс социальной и экономической информации стратегического среднесрочного и долгосрочного развития.
Культивируемый некоторыми либералами антагонизм рынка и планирования, своего рода гегемония рынка, как и в недавнем прошлом преувеличение роли планирования и сведение товарно-денежных отношений к простой бухгалтерской операции подсчета себестоимости и прибыли не оправданы теоретически и не подкрепляются международным опытом. Теоретически и у рынка, и у планирования есть свои функции, объекты и пределы проявления их позитивного влияния на социальную и экономическую сферы жизнедеятельности общества.
Рынок и соответствующая ему информационная система отражают текущее состояние экономики, ее реальное бытие, в котором уже совершены действия субъектов рынка и получена комплексная оценка факторов производства. Рынок, как раз-ветатенная система сигналов о взаимодействиях, включает как отношения между субъектами рынка, так и с институтами рынка. Но рынок это все-таки часть информационного поля экономики; кроме рынка есть система научно-технических открытий, философских и религиозных знаний и представлений о будущем
состоянии общества, природы, духовного и физического потенциала человека. Именно этот взгляд в ^будущее, план действий через систему индикаторов, балансов, организационных структур институтов рыночной экономики и корпораций должны обеспечивать стратегическое планирование.
Международный опыт показывает, что рынок и планирование достаточно хорошо уживаются во Франции и Японии. В целом Евросоюз в чем-то пошел дальше. Он осуществляет координацию по существу всей экономической и финансовой политики на наднациональном уровне. Обычно считают, что США на макроуровне не используют планирование. Личное знакомство автора с правительственными учреждениями и деятельностью Министерства торговли и Федеральной резервной системы в начале 90-х гг. убеждает в том, что многие элементы планирования США активно используют, но не всегда называют этим словом (постановка краткосрочных и долгосрочных целей, индикативная система контроля экономического развития, целевые программы и бюджеты и т.д.).
Можно с этим соглашаться или не соглашаться, но нужно считаться с мнением одного из выдающихся творцов японского экономического чуда Собура Окима, который считает, что «…следует осторожно относиться к рекомендациям и советам зарубежных экспертов и консультантов… утверждение о превосходстве рыночно ориентированной экономики над централизованной — это заблуждение. Проблема состоим в том, чтобы согласовать, объединить в единый механизм начала этих двух систем, найти эффективный путь комплинирования рыночных механизмов и государственного планирования и регулирования»6.
Государственное стратегическое планирование могло бы решать следующие задачи.
Первая. Способствовать гармонизации стоимостной (товарно-денежной, в современной терминологии, финансовой экономики) с натурально-вещественной (физической) экономикой и на основе большей управляемости финансовыми и физическими потоками обеспечить более устойчивое развитие.
Традиционно, особенно в последнее десятилетие, рыночный механизм работает с перекосом в сторону финансовой экономики и не учитывает реальные пределы воздействия рыночных инструментов (процентной ставки и др.) на изменения направления движения материальных потоков, особенно отраслей «старой» экономики (энергетика и т.д.). Это. подтверждается тем. что многократное понижение учетной ставки процента ФРС США в 2001 г. не сопровождалось ожидаемым ростом деловой активности7. Другой пример — нехватку бензина в Великобритании в начале 2001 г. не удалось восполнить за счет роста иен на бензин. Этому резко противились автоперевозчики и население. В России многократный рост цен в 1992—1999 гг. не только не усилил деловую активность, но, напротив, привел к спаду производства.
Вторая. Обеспечить в долгосрочной перспективе взаимоувязку отраслей новой экономики (высокотехнологичного сектора) с традиционными, но жизненно важными отраслями «старой»
экономики.
Новая экономика должна поделиться своими доходами с энергетикой и другими традиционными отраслями для необходимой модернизации производства. Если эта задача не будет решена, то старая экономика будет сдерживать развитие высокотехнологичных отраслей. Энергетический кризис может парализовать любую компьютерную систему.
Стратегическое планирование должно определить возможные правила корректировки рыночных инструментов или предложить новые инструменты, которые были бы совместимы с апробированными рыночными инструментами.
Третья. Поддерживать единство рыночного пространства и целостность Российской Федерации. Содействовать гармонизации регионального развития, межрегиональных кооперационных связей и объединению региональных рынков в общероссийский рынок, выравниванию бюджетного потенциала регионов, с тем чтобы регионы делали свой выбор в пользу общероссийского рынка, а не зарубежных рынков.
Четвертая. Обеспечить единство экономической политики на территориальном, институциональном и корпоративном уровнях на основе создания единой методологической и информационной базы для координации бюджетно-налоговой, денежно-кредитной политики, а также ценовых ориентиров.
Совершенно утрачено единство цен и тарифов. Оно проявляется только в кризисных ситуациях. Правительство вспоминает о регулировании цен только тогда, когда ценовое самодвижение вызывает всплески инфляции, как это произошло в первом полугодии 2001 г., когда годовой рубеж роста инфляции на уровне 12% был пройден за полгода. Сейчас правительство спешно делает попытки увязать регулирование иен и тарифов на газ, нефть и их транспортировку. И эту неновую цепочку нужно продолжить, включив в нее тарифы на электроэнергию, продукцию черной и цветной металлургии. Нельзя надеяться на действия конкуренции, они недостаточны, чтобы повлиять на экономический рост и динамику цен.
Пятая. Решение проблемы локомотивов или прорывных точек экономического роста. Рыночное саморазвитие ни сегодня, ни в будущем самостоятельно не решит этой проблемы. Нужно реальное объединение сил для толчка, и лучше будет для всего общества и отдельных граждан, если этим толчком будет не новое падение курса рубля, не новый виток роста цен. а действия правительства, направленные на создание двух целевых блоков: блоков глобальных инвестиционных проектов, а также блока инноваций, включающих в себя современные технологии. Положительный опыт решения таких глобальных задач имеется как в России (план ГОЭЛРО, развития нефтегазового комплекса Западной Сибири в «0-х гг., развитие ВПК, космической техники и т.д.). так и в других зарубежных странах.
Шестая. Устранить перекосы рыночного механизма, сменить спекулятивную направленность его инструментов на усиление их воздействия на экономический рост реального сектора экономики. Симбиоз социального рыночного хозяйства и стратегического планирования создает лучшие условия для международного сотрудничества, защиты национальных интересов России, развития внешней торговли.
Стратегическое планирование, включая разработку среднесрочных и долгосрочных планов, не может существовать в отрыве от годового планирования. Поскольку реализация стратегии предполагает разработку конкретных целевых ориентиров на всем протяжении периода, возникает необходимость в годовом планировании. В настоящее время составление годового бюджета, по существу, означает разработку годовых плановых проектировок, поскольку выделение бюджетных средств носит целевой характер, т.е. направлено на решение конкретных социальных, региональных и инвестиционных задач. Стратегическое планирование позволит перейти от годового бюджета к среднесрочным бюджетным проектировкам, что даст возможность корпорациям и малому бизнесу иметь более полное представление о целях и задачах развития экономики.
Государственное стратегическое планирование может быть эффективным инструментом экономической политики правительства, если корпоративный сектор страны предпримет свои самостоятельные шаги по созданию систем стратегического планирования. Здесь не может быть шаблона, нужны именно системы, которые бы опирались на особенности корпораций и носили бы инновационный характер.
Какие конкретные шаги должны быть предприняты в ближайшее время? Нужно усилиями специалистов и ученых разработать основные положения экономического государственного планирования и на их базе соответствующий федеральный закон. Существующий Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» должен быть составной частью федерального закона о государственном экономическом
планировании.
В этом законе необходимо определить сферу применения балансового метода, порядок использования индикаторов экономического роста и безопасности, установления целевых ориен-
тиров и рекомендаций для корпоративного сектора экономики. Необходимо с учетом международного опыта провести и институциональные преобразования, создав федеральный Центр стратегического планирования8. Созданный в 1999 г. Фонд стратегических разработок Г. Грефа был первым и не совсем удачным шагом в этом направлении. Он не включал в себя технико-экономическое и финансовое проектирование, поэтому предлагаемые этим фондом реформы носят верхушечный характер, балансируя интересы чиновников и бизнеса. Они не являются средством реализации национальных интересов России. Создание такого федерального Центра не есть попытка воссоздания Госплана. Современное информационное общество располагает новыми экономическими, финансовыми и организационными технологиями, которые, используя информацию о состоянии и прогнозах товарных и фондовых рынков, позволяют повысить качество долгосрочных и среднесрочных планов и сделать их инструментом развития России, способствовать предотвращению дальнейшего увеличения разрыва между Россией и развитыми странами и упрочению позиции России как ведущей геополитической державы.
Совместное использование рыночных инструментов и экономических индикаторов стратегического анализа и планирования не только существенно увеличивает шансы выживания, преодоления экономических и финансовых диспропорций и возможных социальных конфликтов, но и способствует социальной трансформации рыночного механизма, его подключению к целям и задачам технологической и структурной модернизации экономики как основы повышения благосостояния населения.
Пределы открытости экономики
И для радикального либерализма и для неолиберализма с позиции геостратегии есть один общий вопрос о формах и пределах вхождения в мировую экономику или, точнее, о пределах открытости и закрытости своей экономики. Ключ к решению этого вопро- ля — на 3,4%, добыча газа снизилась на 1,5%. В результате страна сразу почувствовала дефицит топливно-энергетических ресурсов, прежде всего в районах с традиционно напряженным топливно-энергетическим балансом (например, Приморье). До 2003 г. недостаток топливно-энергетических ресурсов для внутреннего рынка будет усиливаться и вряд ли можно надеяться на его восполнимость за счет усиления режима экономии.
По прогнозу Минэкономразвития, соотношение между динамикой ВВП и добычей топливных ресурсов в 2001—2002 гг. складывается следующим образом (в % к предыдущему году).
Таблица
|
2001 г. |
2002 г. |
ввп,% |
104 |
105 |
Добыча топлива,%: |
||
— нефти |
102 |
101 |
— газа |
102 |
ю: |
— угля |
102 |
шз 1 |
Существенным ограничением возможного увеличения топливных ресурсов является резкое замедление роста геологоразведочных работ и отставание прироста их запасов по сравнению с его производством. В 1998 г. прирост разведанных запасов нефти составлял к объему добычи около 77%, газа — 57%, угля — 51%. На 2002 г. прогнозируются следующие соотношения: по нефти — 102%, газу — 90% и углю — 50%. Пороговыми значениями этого индикатора, при котором обеспечивается прирост производства топлива, является превышение прироста запасов над добычей в 1,5 раза.
Эти данные говорят о том, что существенного роста добычи топливных ресурсов в ближайшие годы не будет. В этих условиях экономический рост темпами, превышающими темпы роста добычи топлива, может быть только за счет следующих факторов:
существенного уменьшения объемов экспорта нефти и газа и переключение их на внутреннее потребление. Это трудный путь. Во-первых, государство сейчас не держит в полной мере
монополию на внешнюю торгоано. Конечно, возможно административное уменьшение квот, допуска к трубе и т.д. Но это сильное нарушение рыночных условий. Во-вторых, и это главное, проблема валюты, как было выше сказано, будет крайне острой, и уменьшить экспорт можно только при увеличении валютных ресурсов;
существенного снижения тошти воем кости ВВП. Это возможный путь, но он требует существенной модернизации, а подчас и замены топливопотребляюших агрегатов, а значит, и инвестиций.
Если же окажется невозможным использовать оба эти пути, то можно рассчитывать на рост ВВП на период 2001—2003 гг. примерно на 2% в год.
Таким образом, один из достаточно реальных вариантов социально-экономического развития России может оказаться рост строго в меру роста добычи топливных ресурсов (при стабильном экспорте) или в меру роста внутреннего потребления (если валютные проблемы заставят увеличивать экспорт).
Ведущие специалисты по минерально-сырьевой базе совершенно обоснованно предлагают в качестве стратегических ориентиров «определить экономически целесообразный уровень добычи конкретного полезного ископаемого; установить, какой минимальный уровень является критическим для страны. для внутреннего потребления и для экспорта, какая часть добываемого сырья должна идти на экспорт и какая должны оставаться для внутреннего потребления»1‘1.
В оценке эффективности вхождения России в мировую экономику нельзя обольщаться показателем активного сальдо торгового баланса. Дело в том, что нужно учитывать структуру экспорта, а она у нас носит сырьевой характер; вывоз продукции с добавленной стоимостью незначителен. Благоприятные условия конъюнктуры могут подталкивать ко все большему вывозу природного сырья во имя оптимизации баланса, выплаты внешних долгов и т.д. Однако это будет происходить в ущерб стратегическим целям развития экономики и создавать диспропорции на внутреннем рынке. Нужно также учитывать иену фактора времени. Цены на невоспроизводимые ресурсы в долговременном плане растут, потому сегодняшний выигрыш для современных поколений ляжет тяжелым грузом на последующие поколения. Вот почему для экономической безопасности страны необходимо разработать допустимые пределы экспорта и импорта. Если в отношении импорта нет каких-либо возражений, поскольку ясно, что чрезмерная импортная зависимость означает завоевание внутреннего рынка иностранными компаниями (в мировой экономике, например Японии, этот индикатор импортной зависимости используется), то что касается экспорта, то тут полное непонимание. Считается, что предлагаемые ориентиры пределов экспорта ограничивают свободу предпринимательства. Между тем с позиции макроэкономики, где экспорт и импорт представлены в целом, очень важно оптимизировать это соотношение. Чистый экспорт (превышение экспорта над импортом) в процентах к ВВП должен составлять 2—3%, а не 16%. как это наблюдалось в России в 1999 г.
Одним из аргументов в пользу такого подхода служит то. что при ограничении доли экспорта ценнейших видов минерального сырья и других богатств природы соответственно сокрашает-ся отток капитала. При беспредельном экспорте сырья решить проблему бегства капитала практически невозможно.
Регулирование экспорта сырья позволяет также снизить давление валютного рынка на курс рубля. Сегодня ряд экономистов, опасаясь всплеска инфляции и резкого падения курса рубля, инициировали Правительство отказаться полностью или частично от 75% продажи валюты на валютной бирже. Цель этой операции сократить предложение валюты, стабилизировать золотовалютные резервы как базовую основу для относительного сужения денежной массы, предотвратив тем самым рост иен и инфляцию.
Если ставить цель сокращения предложения валюты, то гораздо проше ее достичь путем ограничения доли экспорта минерального сырья. Представляется, что цель регулирования инфляции и денежной массы как путем отмены регламентирования обязательной продажи валютной выручки, так и введения предела экспорта ценных видов сырья не будет достигнута, по-
скольку за этими мерами может последовать сокращение предложения валюты на валютном рынке при том же или даже увеличенном спросе. Первый вариант требует существенной мотивации экспортеров их ориентации на использование валютной выручки внутри страны для инвестиций. Денежно-кредитная политика пока не готова к решению инвестиционных и инновационных задач экономики. Политические риски хотя и снизились за последние два года, но все же они выше, чем при размещении своих капиталов за рубежом. Послабления налогового режима не имеют длительного практического опыта, выигрыш для инвесторов в сумме уплачиваемых налогов не так очевиден, как рассчитывало Правительство. К тому же финансово-инзес-тиционное проектирование в отечественных компаниях остается на низком уровне, и поэтому экономически выгодных инвестиционных проектов не так много.
Введение ограничений на экспорт ценного сырья может также привести к дисбалансу спроса и предложения валюты. Чтобы этого не произошло, необходим существенный подъем производства в переработке первичных ресурсов. Их глубокая переработка обеспечивает рост добавленной стоимости в 2—10 раз. Стратегия частичной переориентации топливно-энергетического комплекса на внутренний спрос требует определенного времени и больших инвестиций. К тому же значительно более низкий уровень внутренних оптовых цен по сравнению с мировыми ценами на основные сырьевые товары будет сдерживать возможности реализации ресурсно-наукоемкой стратегии развития. Выход из этого противоречия — в десятикратном увеличении внутренних оптовых цен на первичные ресурсы и энергоносители. Такого единовременного подъема цен российская экономика, ее отдельные субъекты (корпорации, мелкий бизнес) и население не выдержат. Временное рассредоточение роста указанных оптовых цен на 15—20 лет потребует особых управленческих навыков и сопряженных действий в денежно-кредитной и инвестиционной политике. Контуры такой политики пока неясны.
Корпоративный сектор экономики, как и государство, также не подготовлен к новой стратегии развития, в основе которой должен лежать внутренний спрос, постепенная переориентация экспортной политики с экспорта ценного сырья на экспорт готовой продукции, наукоемких технологий, а импорт — с покупки продовольствия и ширпотреба на приобретение технологий и оборудования нового поколения. Выход из этого положения в дальнейшей корпоративизации экономики, в объединении усилий отраслей, добывающих сырье, и тех, которые его перерабатывают, диверсификации производства, -накоплении финансового капитала, что позволит направить эффект более низких внутренних цен на развитие переработки сырья и получение добавочной стоимости, достаточной для инвестиций как в расширение добычи сырья, так и его переработки.
Представляется, что несколько российских корпораций по своему ресурсному и инновационному потенциалу могли бы поставить перед собой цель достижения мирового уровня в сфере стратегического менеджмента и финансово-инвестиционного проектирования и завоеваний позиций транснациональных компаний. Проблема превращения открытости экономики из фактора оттока всех видов капитала в фактор дополнительного экономического роста требует политической, идеологической и научной реабилитации стратегического и текущего планирования.
Очень важным полем соединения российской экономики с мировой является фондовый рынок. Здесь ключевое значение имеют пределы доступа на этот рынок нерезидентов. Финансовый кризис 1998 г. показал, что нельзя считать, что чем больше нерезидентов работает на этом рынке, тем выше емкость рынка и его устойчивость, а значит, и больше условий для устойчивости валюты. Оказалось, что капитал нерезидентов очень чувствительно реагирует на факторы политической нестабильности, ожидания всплеска инфляции и возможность резкого изменения курса рубля. Поэтому должен быть предложен экономически обоснованный предел доступа нерезидентов на фондовый рынок и другие возможные правила их поведения в экстремальных ситуациях.
Сегодня даже такие крупные корпорации, как Газпром, проявляют осторожность в либерализации европейского газового рынка. Они справедливо опасаются, что этот процесс может разрушить систему долгосрочных контрактов, поскольку в осно-
ве либерализации газового рынка лежат краткосрочные и спото-вые сделки на фондовом рынке. По мнению специалистов, «открытие газопроводов для иностранных компаний не приведет к повышению инвестиционного рейтинга российских компаний и не откроет им доступа к международным финансовым ресурсам. Напротив, переход к обеспечению прямых инвестиций по долгосрочным контрактам к портфельному инвестированию через фондовый рынок усилит риски невозврата кредитов. Либерализация доступа иностранных компаний к газотранспортным мощностям направлена на получение ценового выигрыша за счет более низких (в 4—5 раз ниже, чем в Европе) национальных российских транспортных тарифов».
В отношении доступа на европейские финансовые рынки российские компании подвергаются жесткой дискриминации независимо от их деловой репутации. «Газпром — наглядный тому пример. Компания имеет 30-летнюю историю поставщика газа в Европу и многолетнюю заемщика. Тем не менее доступ к западным кредитам ограничен даже по проектам, в которых заинтересован Запад. А если и удается решить вопрос финансирования, то стоимость кредитов для нас будет вдвое-втрое выше, чем для наших конкурентов». В условиях резкого снижения авторитета России в мире у иностранцев выработалась модель поведения сильного иностранного партнера по отношению к слабому и незащищенному партнеру. Опыт того же Газпрома показывает, что «все западные компании готовы инвестировать в добычу, но в основном на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). и эти условия должны быть лучше, чем для российских национальных компаний. Второе обязательное требова-ние _ к газотранспортным мощностям по низким национальным тарифам. Третье обязательное условие — право поставки на экспорт всей произведенной продукции. По отдельным проектам могут быть определенные различия, но суть одна: условия для иностранных инвесторов должны быть лучше, чем для национальных российских компаний»*1.
Итак, для регулирования открытости рынка можно использовать ряд взаимосвязанных индикаторов. Это — предельные ори- ентиры доли экспорта в объеме реализованной продукции; предельные доли импорта в товарообороте продовольственных и промышленных товаров; пределы чистого экспорта (в % к ВВП); предел нормально лицензируемого вывоза капитала; предельные доли капитала нерезидентов на фондовом рынке; предельные доли нерезидентов в акционерном капитале отечественных компаний и корпораций. Специального анализа и мониторинга требует процесс бегства капитала, который свидетельствует о неэффективности правового регулирования движения капитала12.
Оценка вступления России во всемирную торговую организацию (ВТО)
Центр финансово-банковских исследований Института экономики РАН провел анализ последствий вступления России в ВТО с позиции экономической безопасности. В настоящее время общепризнанным является, и это не вызывает сомнений, что Россия должна вступать в ВТО или, во всяком случае, четко продемонстрировать свое стремление к этому. Вступление в ВТО необходимо как с общеполитических позиций, являясь гарантией от международной изоляции, так и с позиции участия в процессе глобализации.
Вступление в ВТО может дать России определенные выгоды в части продвижения наших товаров на международные рынки. В этом случае России, как члену ВТО. будет легче защищаться от таких антидемпинговых мер, которые сейчас применяют США по отношению к российскому экспорту металлопродукции. Вместе с тем следует иметь в виду, что членство в ВТО не является полной гарантией от таких мер. Например, США развернули антидемпинговые расследования и против ряда стран — членов ВТО (например, Японии).
Однако главной угрозой экономической безопасности России от вступления в ВТО является открытость российского внутреннего рынка для импорта, что может привести к свертыва-
нию многих крайне нужных для страны производств из-за их неконкурентоспособности. Известно, что сейчас эта опасность в какой-то мере преодолевается осуществлением протекционистских мер: количественные ограничения импорта, высокие импортные пошлины и др. При вступлении в ВТО Россия должна будет от этих мер отказаться. Безусловно, что и их применение в неразумных пределах приводит к негативным результатам. Так, избыточно активное и не всегда продуманное применение протекционистских мер ко многим производствам законсервировало их неконкурентоспособность на внутреннем рынке.
Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что даже при наличии подчас весьма жестких протекционистских мер наш внутренний рынок испытал весьма сильную импортную экспансию, вызывавшую резкий спад многих видов производства. В результате доля импорта в товарных ресурсах розничной торговли выросла к 1998 г. до 48%. Правда, девальвация рубля после кризиса 1УУ8 г. улучшила ситуацию, позволила отечественному производству найти свою нишу на внутреннем рынке. Доля импорта в товарных ресурсах розничного товарооборота в 1999 г. снизилась до 36%. Однако с исчерпанием эффекта импортозамеше-™^,l°Jl}Iвновь стала возрастать, достигнув в IV квартале дню г. 41% с тенденцией к дальнейшему увеличению. С ликвидацией протекционистских мер импорт может существенно вытеснить отечественные товары с внутреннего рынка, что приведет к свертыванию производства потребительских товаров.
Другими отраслями, весьма чувствительными к импортной экспансии, являются многие машиностроительные производства. Известно, какие жесткие протекционистские меры в виде практически запретительных импортных пошлин пришлось вводить для того, чтобы сохранить отечественное автомобилестроение. Без этих мер оно может престать существовать. Большие проблемы из-за активного проникновения на отечественный рынок импортных самолетов испытывает российская авиационная промышленность. Имеются угрозы и для отечественного сельскохозяйственного машиностроения
Ее™ еще одна отрасль, которая может стать весьма чувствительной к иностранной конкуренции. Это станкостроение. В дореформенный период отечественное станкостроение и по объему выпуска станков, и по их качеству входило в первую пятерку наиболее развитых стран. Теперь мы занимаем место в третьей десятке. При спаде промышленного производства за 1992— 2000 гг. на 40% выпуск металлорежущих станков сократился в 7,8 раза, а кузнечно-прессовых машин — в 20 раз. В 2000 г. в результате роста инвестиций начался некоторый рост и станкостроения, но темпами ниже, чем машиностроение в целом. Есть опасность, что в случае дальнейшего экономического роста увеличивающийся спрос на станки будет удовлетворяться импортом. Однако Россия не может чувствовать себя экономически независимым государством, не имея развитого станкостроения.
Низкая конкурентоспособность отечественной продукции есть результат ряда исторически сложившихся, а подчас и объективных факторов. Это длительное и существенное отставание в техническом уровне и в производительности труда. В настоящее время производительность труда в России в 5 раз ниже, чем в США. Правда, и зарплата у нас существенно ниже, что смягчает ситуацию. Во всяком случае, потребуются немалое время и значительные инвестиции, чтобы повысить конкурентоспособность отечественной продукции до более или менее приемлемого уровня. К объективным факторам следует отнести климатические условия, которые всегда будут снижать конкурентоспособность отечественной продукции.
Поэтому хтя поддержания жизненно важных отраслей и производств объективно необходимы разумные протекшюнистские меры, не приводящие в то же время к простому покрытию бесхозяйственности и безынициативности в инновационной деятельности. Без этого Россия может надолго закрепиться как сырьевой придаток развитых стран. Все это должно учитываться при наших действиях по вступлению в ВТО.
Проблемы, связанные со вступлением России в ВТО. за последнее время весьма активно обсуждались на различных уровнях — в федеральных органах исполнительной власти, на различных научно-практических конференциях, в СМИ и т. д. Было высказано множество предложений и суждений по этому вопросу. С учетом всех этих высказываний Центр финансово-банковских исследований Института экономики РАН считает необходимым в самое ближайшее время осуществить (до очередного
раунда переговоров о вступлении России в ВТО) следующую подготовительную работу.
Первое. Требуется определить перечень отраслей и производств, которые следовало бы отнести к так называемым «чувствительным» к импортной экспансии и требующим протекционистской защиты, исходя из интересов экономической безопасности страны. К таким отраслям следует прежде всего причислить авиационную промышленность, станкостроение, автомобильную промышленность, сельхозмашиностроение, легкую промышленность, отдельные отрасли пищевой промышленности, аграрный сектор. Также, видимо, необходимо включить в эту группу отраслей и некоторые (хотя далеко и не все) производства товаров длительного пользования (мебель, холодильники).
По этим отраслям следует сделать детальный анализ сравнительной конкурентоспособности относительно импорта, выявить факторы, определяющие этот уровень конкурентоспособности, перспективы и потребности развития этих отраслей и их вероятное позиционирование на внутреннем рынке при вступлении в ВТО и выполнении всех необходимых для этого условий.
Как правильно заметил А. Лифшиц. «готовить к требованиям ВТО надо не только законодательство, но и саму экономику». Если признать расчеты правительственных специалистов, то вступление в ВТО прибавит к экспорту 18.5 млрд долл. И следующим шагом должна стать проверка реальности этих проектировок по конкретным компаниям, что позволит представить, кто и сколько получит дополнительных доходов и кто потеряет часть своих доходов с учетом новой импортной политики1‘.
Второе. Разработать комплексную программу подготовки отраслей и производств, требующих защиты от иностранной конкуренции, к вступлению России в ВТО и выполнению необходимых для этого условий. В этой Программе по каждой отрасли должны быть определены меры и сроки вывода их на приемлемый уровень конкурентоспособности по качеству продукции и издержкам производства с указанием необходимых инвестиций и доли в них государства.
Третье. На основе этой программы определить свою позицию по срокам вступления России в ВТО в зависимости от сроков выхода той или иной отрасли на приемлемый уровень конкурентоспособности (видимо, не менее 6—8 лет), а также по условиям поэтапного отказа от протекционистских мер.
Четвертое, Организовать семинар для предпринимателей и менеджеров по подготовке предприятий к условиям вхождения России в ВТО. имея в виду в ближайшие 2—3 года предоставить возможность пройти этот семинар предпринимателям и менеджерам не менее 70% предприятий, зависящих от этих условий.
Пятое. Разработать рекомендации для администраций регионов по их действиям по подготовке предприятий, находящихся на их территории, к работе на условиях вхождения России в ВТО.
Шестое. Принять меры с целью получения Россией статуса страны с рыночной экономикой, как необходимого предварительного условия успешной подготовки к вступлению в ВТО.