Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ОТКРЫТОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ статья из журнала

Февраль23

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ,

ОТКРЫТОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ

РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Для понимания сущности экономической безопасности важно уяснить ее связь с понятиями «развитие» и «устойчи­вость». Развитие — один из компонентов экономической безопасности. Но не всякое развитие отвечает требованиям бе­зопасности. Например, если развитие сопровождается наруше­нием экологических требований или оно социально не ориенти­ровано, высокие темпы роста достигаются за счет «производства ради производства» без обеспечения «значимых для населения ориентиров благосостояния». Если экономика не развивается, то у нее резко сокращаются возможность выживания, а также сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внеш­ним угрозам.

Безопасность и устойчивость

Устойчивость и безопасность — важнейшие характеристики экономики как единой системы. Их не следует противопостав­лять, из них каждый по-своехму характеризует состояние эконо­мики. Устойчивость экономики отражает прочность и надеж- ность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние «нагрузки», «восстанавливать нормальное состояние после внезапного его нарушения каким-либо внешним или вну­тренним фактором»1.

С позиции естественных наук «устойчивое развитие общест­ва — целостный исторический процесс сохранения развития». Ключевое слово в этом определении — сохранение. И это пра­вильно: если общество не заботится о сохранении своего разви­тия, то оно обречено на упадок. Сохранение развития трактует­ся как «сохранение неубывающего темпа роста эффективности использования полной мощности во все времена или неубываю­щий темп роста полезной мощности не только в настоящее вре­мя, но и в будущем»2.

Эффективность использования полной мощности характери­зуется ростом энергопотребления на душу населения, а рост по­лезной мощности — постоянным увеличением производитель­ности труда или процента на вложенный капитал.

Устойчивое развитие человечества — творчество по созданию новых (более эффективных) источников мощности, более со­вершенных машин и механизмов, более эффективных систем управления. В приведенных определениях подчеркивается ди­намический аспект устойчивости. Он должен быть дополнен анализом структуры общества, его экономики. Эти динамичес­кие системы характеризуются определенными соотношениями в их структуре.

Безопасность — это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к самовыживанию и развитию в ус­ловиях внутренних и внешних угроз, а также действия непред­сказуемых и труднопрогнозируемых факторов.

Чем более устойчива экономическая система (например, ме­жотраслевая структура), соотношения производственного и фи­нансово-банковского капитала и т. д., тем жизнеспособнее эко­номика, а значит, и оценка ее безопасности будет достаточно высокой. Нарушение пропорций и связей между разными ком-

    1QQQ Г  123.

понентами системы ведет к ее дестабилизации и является сигна­лом перехода экономики от безопасного состояния к опасному. Чем устойчивее развитие, тем меньше вероятность возможных угроз. Вместе с тем устойчивость не есть стагнация или жизнь в бедности, устойчивость не может быть вне развития. Любая развивающаяся система периодически совершает переход от од­ного устойчивого состояния к другому3. Важно лишь, что разви­тие должно включать в себя обязательное соблюдение суверен­ности природы, с тем чтобы экономика учитывала пределы хо­зяйственной емкости биосферы.

Концепция устойчивого развития, принятая конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г.. рассматривает принципы устойчивости в системе взаи­модействия природы, общества и человека. В практической дея­тельности эта концепция сводится к охране окружающей среды. Задача последней — важнейший путь обеспечения устойчивого развития. Но кроме задач рачительного использования природ­ных богатств, обеспечения баланса интересов современного че­ловека и интересов сохранения окружающей среды, для буду­щих поколений человечества существует задача обеспечения ус­тойчивости развития общества как социума, что означает ста­бильное развитие экономики, сопряженность реального и фи­нансового секторов экономки, социальное партнерство и т.д. Как отметил В.В. Путин, «устойчивость экономики России — это главная гарантия демократического общества, а также осно­ва сильного государства».

Принцип устойчивости следует распространять на все высо­коразвитые и развивающиеся страны. Устойчивость развития высокоразвитых стран не должна достигаться за счет развиваю­щихся стран или стран с переходной экономикой. Это относит­ся, например, к размещению отходов, выброса вредных веществ в атмосферу, размещения производств, отрицательно влияющих на природу, продажи квот на выбросы «парниковых» газов и т.д. Это означает, что хозяйственная экономическая деятельность человека и государства должна учитывать современные экологи­ческие требования и пределы экологической безопасности.

Переход к устойчивому развитию предполагает решение следующих задач: достижение экономического роста, стабиль­ное развитие социума, сбалансированность реального и фи­нансового секторов экономики, отраслей старой и новой эко­номики высоких технологий; обеспечение стабилизации эко­логической ситуации; становление социального рыночного хо­зяйства и широкое распространение экологически ориентиро­ванных методов управления; введение хозяйственной деятель­ности в пределы емкости экосистемы на основе массового вне­дрения энерго— и ресурсосберегающих технологий, целена­правленных изменений структуры личного и общественного потребления; создание правовой основы перехода к устойчи­вому развитию; формирование эффективной системы пропа­ганды устойчивого развития и создания соответствующей сис­темы воспитания и обучения.

Противоречия рынка и стратегическое планирование

Безопасность — более универсальная категория, чем рынок и планирование. Проблема безопасности имела и имеет значи­мость для любой экономики, для рыночной и ушедшей в про­шлое плановой экономики. Она остро стоит перед отдельным человеком независимо от экономических форм взаимоотноше­ний с другими людьми, а также для компаний, банков, ассоциа­ций, государственных учреждений.

Многие экономисты считают, что рынок как экономическая категория и совокупность инструментов хозяйствования на­столько универсален и самодостаточен, что не требует никаких дополнений. Следуя его правилам и стандартам, можно обеспе­чить не только экономическую свободу человека, его индивиду­ального выбора, но и безопасность индивидуума и государства в целом. Действительно, в рынке заложено много импульсов к саморазвитию на основе конкуренции и инноваций. Но его динамизм со слабыми центрами управления носит не только со­зидательный, но и разрушительный характер. Даже отлаженное рыночное хозяйство высокоразвитых стран в современных усло­виях сталкивается с вызовами, угрожающими устойчивому

функционированию экономики, обеспечению занятости, раз­витию человека, его способностей, сохранению природы.

Строгое следование радикальным рыночным инструментам в прошедшем десятилетии не решило ни одной сколько-нибудь важной социальной проблемы России. Средний класс, как ос­нова устойчивости общества, не сформировался, напротив, рас­ширилась зона бедности, возникли новые бедные (учителя, вра­чи, научные сотрудники, квалифицированные рабочие), широ­кие масштабы приобрела беспризорность, резко сократилась продолжительность жизни. Был расчет, что рынок решит про­блему, которая тогда называлась проблемой ускорения и расши­рения масштабов внедрения новой техники. Сейчас они имену­ются процессом инновационной активности, и уже приводи­лись данные о более низкой инновационной активности наших предприятий, в сравнении с 1980 годами, и еще более резком от­ставании от стран с развитой рыночной экономикой. Не оправ­дались ожидания в самой сердцевине рыночного механизма, его способности обеспечивать макроэкономическую сбалансиро­ванность между основными индикаторами: ВВП, цены, доходы, процентные ставки кредита, курс валюты, занятость, произво­дительность труда, фондоотдача, капиталоемкость, объем и эф­фективность инноваций.

Главным звеном в цепочке индикаторов сбалансированности продолжают играть иены и курс рубля. В то же время индикаторы эффективности имеют второстепенное значение и почти не оказывают своего влияния на другие индикаторы экономичес­кого роста и безопасности. Такая разбалансированность ведет к слабой предсказуемости развития. Трудно предвидеть, где формируется потенциал новых системных кризисов, поскольку поле очагов кризиса чрезвычайно широкое и неизвестно, какая случайность, какие события в экономике и политике явятся толчком к обострению и выходу наружу всех постепенно накап-ливаемых несбалнсированностей. По-прежнему очень остро, пожалуй, даже острее чем в 80-е годы, стоят проблемы межот­раслевой и внутриотраслевой сбалансированности. Топливно-энергетический баланс страны односторонне ориентирован на самые ценные виды топлива (нефть и газ), не используются в полной мере возможности угольной промышленности. В Рос- сии IS—11% потребности в топливе удовлетворяются за счет нефти и газа (преимущественно газа), а в среднем в мире — 57— 60%. Добыча угля на душу населения в США составляет около 3,6 т, Польше — 5—5.4 т, Австралии — 10— 12 т, в России (1994— 1995)- 1,8-1,7 т4.

Ресурсная несбалансированность во многом связана с неэф­фективной политикой цен. слабым развитием конкуренции и антимонопольного регулирования, затратным механизмом це­нообразования наших компаний. Несмотря на постоянный рост цен, рынок автоматически так и не отрегулировал соотношения цен и не ввел динамику цен в неопасное для экономики состоя­ние. Меньше всего выросли цены на самый необходимый сырь­евой товар— газ. В 1999 г. по сравнению с 1990 г. они увеличились в 14,3 раза, тогда как тарифы на грузовые перевозки в 21,9 раза, тарифы на электроэнергию в 18,9 раза, цены на уголь — 15.7 ра­за, в целом оптовые цены в промышленности — в 31,1, на нефть — в 40,2 раза. И даже при таком росте иен. во-первых, объемы производства в ТЭК снизились: добыча нефти сократи­лась с 516 млн мЗ. электроэнергии с 10S2 млрд квт. ч ю 879 млрд квт. ч. Во-вторых, в этих отраслях сохраняется высокий потенци­ал дальнейшего роста цен и тарифов. В программе Г. Грефа рост средних тарифов на электроэнергию к 2005 г. по сравнению с 1999 г. в номинальном выражении может составить 3.5 раза. к20!0г. — 5.3 раза. Тарифы на газ о номинальном выражении мо­гут увеличиться к 2005 и 2010 гг. соответственно в 3 и 4,5 раза.

Опыт показал, что десятилетнее господство радикального ры­ночного направления в российской экономике и политике либо не обеспечило решение ряда фундаментальных проблем, кото­рые были характерны хтя 80-х годов, либо их решение потребо­вало высокой социальной цены. Одна из самых острых проблем 90-х годов — дефицит потребительских товаров и услуг. Эта про­блема на первый взгляд решена, но и то за счет снижения по­требления большей части населения жизнеобеспечивающих продуктов (мяса, молока и т.д.). резкого роста потребительских цен и высокой доли импорта в товарообороте. Лучше наполнен

рынок промышленных товаров для населения с большей диф­ференциацией цен, но в его формировании чрезвычайно высока доля импортных товаров, а поддержание сформировавшегося уровня импорта, как известно, требует относительно больших золотовалютных резервов. Еше сложнее обстоит дело с дефици­том топливно-энергетических ресурсов. В условиях общего про­мышленного и аграрного спада производства первоначально ре­сурсов хватало для меньшего количества платежеспособных предприятий-потребителей. Теперь же, начиная с 2000 г., когда наметился экономический рост, многих ресурсов не хватает для нормального функционирования внутреннего рынка.

Отмечая указанные дефекты российского рыночного меха­низма, неправильно было отвергать самую возможность исполь­зования в России этого важного инструмента социально-эконо­мического развития. Уже отмечался ряд позитивных результатов рыночных преобразований: развитие торговли, рекламы, средств связи, компьютеризация, банковский сервис (что стоит этот сервис, когда опасность кризиса не снизилась, а увеличи­лась?). Конечно, эти положительные результаты никак не пере­вешивают изъяны реального российского рынка, тем не менее нужно не отказываться от задачи создания современной рыноч­ной экономики, а существенно изменить базовые подходы и ар­хитектонику модели.

Для России отлаженность рыночного хозяйства, придание ему социального характера на макроэкономическом уровне и на уровне корпораций малого бизнеса — основа укрепления эконо­мической безопасности. Напротив, нецивилизованный рынок, возврат к устаревшим формам хозяйства, в значительной мере преодоленным развитием капитализма, в которых человек ли­шен социальной зашиты и зачастую заработной платы, расши­ряет масштабы опасности, создает угрозу интересам страны и каждого человека.

Вероятно, с учетом критериев экономической безопасности надо ставить задачу создания в России социального рыночного хозяйства. Этот термин ввел в научный и деловой оборот Л. Эр-хард. И он представляется более содержательным, чем термин «социально ориентированная рыночная экономика». Большин­ство экономических категорий имеет социальную компоненту  как неотъемлемую часть их сущности. Ориентировать на реше­ние социальных задач рыночную модель, в которой нет этого стержня — заведомо проигрышное дело. Например, если про­цент за кредит носит запредельный характер, не учитывает пла­тежеспособность субъектов рынка, то его никак нельзя сделать социально ориентированным. В социальном рыночном хозяй­стве, в его денежно-кредитном сегменте процент за кредит не может быть установлен с учетом интересов только банкиров, он должен учитывать платежеспособность клиентов.

В подтверждение этому можно сослаться на процентную по­литику банков, которые величину процента за кредит устанав­ливают лишь на 1—3 пункта выше, чем депозитная ставка. В России эта разница достигала в начале 90-х гг. 100 и более пунктов и явилась одним из каналов первоначатьного накопле­ния капитала. Сейчас эта разница существенно сократилась, но разрыв весьма велик и составляет примерно 20 пунктов.

Другой проблемой построения новой архитектоники рос­сийского рынка является соблюдение пропорций между внут­ренним и внешним рынком. Ущербность рубля как единой ме­ры труда и капитала, циркуляции товаров, услуг и денег при­вела к погоне за надежной иностранной валютой. Отсюда ин­тересы компании и деятельности человека повернуты в сторо­ну внешнего рынка. Отсюда единая экономика распалась как бы на разные слабо взаимосвязанные анклавы — экспортный (долларовый) и внутренний (рублевый). Разница между ними чрезвычайно высока как по оплате труда, так и по возможнос­тям накопления ресурсов для развития. Выход только один — сделать рубль основной единицей измерения затрат и резуль­татов. Существует несколько возможных путей решения этой проблемы (продажа экспортных товаров за рубли, постепен­ная ревальвация доллара с учетом паритета покупательной способности рубля на базе оценки прибыльных запасов полез­ных ископаемых и т.д.)- Но шаги в этой области должны быть строго выверены, чтобы не спровоцировать обострения сис­темного кризиса. Вместе с тем в рамках традиционного ры­ночного, тем более его фундаменталистского варианта решить проблемы экономической безопасности не представляется возможным.

Л. Абалкин совершенно обоснованно предлагает развести два понятия «рыночная экономика» и «рыночное общество». Именно для рыночного фундаментализма характерно распрост­ранение рыночных механизмов не только на собственно эконо­мику, но также и на «сферы, не поддающиеся рыночному воз­действию — охрана окружающей среды, фундаментальная на­ука, культура в высших ее проявлениях, национальные заповед­ники, а также сфера прав человека и нравственности»’.

Но даже в экономике, охватывающей собственное материаль­ное производство, критерии прибыльности и рентабельности не всегда срабатывают. В конце 60-х гг. на этот дефект товарно-де­нежного механизма обратил внимание В. Новожилов, который показал, что чисто рыночные инструменты ненадежны при крупных структурных изменениях, например при создании це­лых отраслей промышленности, как это было в 30-х гг. прошло­го столетия.

Пожалуй, одной из самых серьезных проблем становления и развития рынка является несовместимость инструментов бюд­жетно-налоговых и денежно-кредитных инструментов с меха­низмом рыночного саморазвития и конкуренции. Многие пред­приниматели, менеджеры компаний, экономисты считают их «бельмом на глазу». Необоснованность их количественных зна­чений, отсутствие между ними взаимоувязки, постоянное изме­нение предлагаемых правительством правил игры, непредсказу­емость даже на ближайшие годы, не говоря уже о перспективе, не позволяет ни малому, ни среднему, ни крупному бизнесу иметь надежную макросреду для организации своей деятельнос­ти, правильно распределять свой доход на потребление и накоп­ление, инновационную деятельность.

Правительство и его экономические ведомства не располага­ют единой информационно-аналитической базой и методологи­ей, которая позволяла бы сделать инструменты государственной бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики ключе­вым средством воздействия на экономический рост российских компаний и малого бизнеса. Чуть ли не самым большим дости­жением объявлено снижение ставки подоходного налога и нало- га с прибыли. Они теперь будут намного ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Но экономического, модель­ного расчета явно не хватает, чтобы убедить предпринимателей и менеджеров, что это надежда на «авось» вдруг получится и низкое налогообложение оправдает надежды радикал-либера­лов. Программа грефовского центра развития по дальнейшему реформированию экономики также страдает отсутствием эко­номических обоснований и расчетов. Даже не предпринимается попытка согласовать намечаемые реформы со стратегической программой развития России до 2010 г.

Во многом такой подход — это проявление идеологической установки на безупречность рынка и неприятие любых форм стратегического планирования. Причем просматривается явная неувязка в системе взглядов некоторых нынешних реформато­ров. Ими признается значение стратегического анализа плани­рования компаний и отвергается макропланирование. Поэтому базовой основой бюджетно-налоговых и денежно-кредитных инструментов сегодня служит годовой бюджет, а не весь ком­плекс социальной и экономической информации стратегичес­кого среднесрочного и долгосрочного развития.

Культивируемый некоторыми либералами антагонизм рынка и планирования, своего рода гегемония рынка, как и в недавнем прошлом преувеличение роли планирования и сведение товар­но-денежных отношений к простой бухгалтерской операции подсчета себестоимости и прибыли не оправданы теоретически и не подкрепляются международным опытом. Теоретически и у рынка, и у планирования есть свои функции, объекты и пре­делы проявления их позитивного влияния на социальную и эко­номическую сферы жизнедеятельности общества.

Рынок и соответствующая ему информационная система от­ражают текущее состояние экономики, ее реальное бытие, в ко­тором уже совершены действия субъектов рынка и получена комплексная оценка факторов производства. Рынок, как раз-ветатенная система сигналов о взаимодействиях, включает как отношения между субъектами рынка, так и с институтами рын­ка. Но рынок это все-таки часть информационного поля эконо­мики; кроме рынка есть система научно-технических открытий, философских и религиозных знаний и представлений о будущем

состоянии общества, природы, духовного и физического потен­циала человека. Именно этот взгляд в ^будущее, план действий через систему индикаторов, балансов, организационных струк­тур институтов рыночной экономики и корпораций должны обеспечивать стратегическое планирование.

Международный опыт показывает, что рынок и планирова­ние достаточно хорошо уживаются во Франции и Японии. В це­лом Евросоюз в чем-то пошел дальше. Он осуществляет коорди­нацию по существу всей экономической и финансовой полити­ки на наднациональном уровне. Обычно считают, что США на макроуровне не используют планирование. Личное знакомство автора с правительственными учреждениями и деятельностью Министерства торговли и Федеральной резервной системы в на­чале 90-х гг. убеждает в том, что многие элементы планирования США активно используют, но не всегда называют этим словом (постановка краткосрочных и долгосрочных целей, индикатив­ная система контроля экономического развития, целевые про­граммы и бюджеты и т.д.).

Можно с этим соглашаться или не соглашаться, но нужно считаться с мнением одного из выдающихся творцов японско­го экономического чуда Собура Окима, который считает, что «…следует осторожно относиться к рекомендациям и советам зарубежных экспертов и консультантов… утверждение о пре­восходстве рыночно ориентированной экономики над центра­лизованной — это заблуждение. Проблема состоим в том, что­бы согласовать, объединить в единый механизм начала этих двух систем, найти эффективный путь комплинирования ры­ночных механизмов и государственного планирования и регу­лирования»6.

Государственное стратегическое планирование могло бы ре­шать следующие задачи.

Первая. Способствовать гармонизации стоимостной (товар­но-денежной, в современной терминологии, финансовой эко­номики) с натурально-вещественной (физической) экономикой и на основе большей управляемости финансовыми и физичес­кими потоками обеспечить более устойчивое развитие.

Традиционно, особенно в последнее десятилетие, рыночный механизм работает с перекосом в сторону финансовой экономи­ки и не учитывает реальные пределы воздействия рыночных ин­струментов (процентной ставки и др.) на изменения направле­ния движения материальных потоков, особенно отраслей «ста­рой» экономики (энергетика и т.д.). Это. подтверждается тем. что многократное понижение учетной ставки процента ФРС США в 2001 г. не сопровождалось ожидаемым ростом деловой актив­ности7. Другой пример — нехватку бензина в Великобритании в начале 2001 г. не удалось восполнить за счет роста иен на бен­зин. Этому резко противились автоперевозчики и население. В России многократный рост цен в 1992—1999 гг. не только не усилил деловую активность, но, напротив, привел к спаду про­изводства.

Вторая. Обеспечить в долгосрочной перспективе взаимоувяз­ку отраслей новой экономики (высокотехнологичного сектора) с традиционными, но жизненно важными отраслями «старой»

экономики.

Новая экономика должна поделиться своими доходами с энергетикой и другими традиционными отраслями для необ­ходимой модернизации производства. Если эта задача не будет решена, то старая экономика будет сдерживать развитие высо­котехнологичных отраслей. Энергетический кризис может пара­лизовать любую компьютерную систему.

Стратегическое планирование должно определить возмож­ные правила корректировки рыночных инструментов или пред­ложить новые инструменты, которые были бы совместимы с ап­робированными рыночными инструментами.

 

Третья. Поддерживать единство рыночного пространства и целостность Российской Федерации. Содействовать гармони­зации регионального развития, межрегиональных коопераци­онных связей и объединению региональных рынков в общерос­сийский рынок, выравниванию бюджетного потенциала регио­нов, с тем чтобы регионы делали свой выбор в пользу общерос­сийского рынка, а не зарубежных рынков.

Четвертая. Обеспечить единство экономической политики на территориальном, институциональном и корпоративном уровнях на основе создания единой методологической и инфор­мационной базы для координации бюджетно-налоговой, денеж­но-кредитной политики, а также ценовых ориентиров.

Совершенно утрачено единство цен и тарифов. Оно проявляет­ся только в кризисных ситуациях. Правительство вспоминает о ре­гулировании цен только тогда, когда ценовое самодвижение вызы­вает всплески инфляции, как это произошло в первом полугодии 2001 г., когда годовой рубеж роста инфляции на уровне 12% был пройден за полгода. Сейчас правительство спешно делает попытки увязать регулирование иен и тарифов на газ, нефть и их транспор­тировку. И эту неновую цепочку нужно продолжить, включив в нее тарифы на электроэнергию, продукцию черной и цветной метал­лургии. Нельзя надеяться на действия конкуренции, они недоста­точны, чтобы повлиять на экономический рост и динамику цен.

Пятая. Решение проблемы локомотивов или прорывных то­чек экономического роста. Рыночное саморазвитие ни сегодня, ни в будущем самостоятельно не решит этой проблемы. Нужно реальное объединение сил для толчка, и лучше будет для всего общества и отдельных граждан, если этим толчком будет не но­вое падение курса рубля, не новый виток роста цен. а действия правительства, направленные на создание двух целевых блоков: блоков глобальных инвестиционных проектов, а также блока инноваций, включающих в себя современные технологии. По­ложительный опыт решения таких глобальных задач имеется как в России (план ГОЭЛРО, развития нефтегазового комплек­са Западной Сибири в «0-х гг., развитие ВПК, космической тех­ники и т.д.). так и в других зарубежных странах.

Шестая. Устранить перекосы рыночного механизма, сменить спекулятивную направленность его инструментов на усиление их воздействия на экономический рост реального сектора эко­номики. Симбиоз социального рыночного хозяйства и стратеги­ческого планирования создает лучшие условия для международ­ного сотрудничества, защиты национальных интересов России, развития внешней торговли.

Стратегическое планирование, включая разработку средне­срочных и долгосрочных планов, не может существовать в отры­ве от годового планирования. Поскольку реализация стратегии предполагает разработку конкретных целевых ориентиров на всем протяжении периода, возникает необходимость в годовом планировании. В настоящее время составление годового бюдже­та, по существу, означает разработку годовых плановых проекти­ровок, поскольку выделение бюджетных средств носит целевой характер, т.е. направлено на решение конкретных социальных, региональных и инвестиционных задач. Стратегическое плани­рование позволит перейти от годового бюджета к среднесроч­ным бюджетным проектировкам, что даст возможность корпо­рациям и малому бизнесу иметь более полное представление о целях и задачах развития экономики.

Государственное стратегическое планирование может быть эффективным инструментом экономической политики прави­тельства, если корпоративный сектор страны предпримет свои самостоятельные шаги по созданию систем стратегического планирования. Здесь не может быть шаблона, нужны именно системы, которые бы опирались на особенности корпораций и носили бы инновационный характер.

Какие конкретные шаги должны быть предприняты в бли­жайшее время? Нужно усилиями специалистов и ученых разра­ботать основные положения экономического государственного планирования и на их базе соответствующий федеральный за­кон. Существующий Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» должен быть составной час­тью федерального закона о государственном экономическом

планировании.

В этом законе необходимо определить сферу применения ба­лансового метода, порядок использования индикаторов эконо­мического роста и безопасности, установления целевых ориен-

тиров и рекомендаций для корпоративного сектора экономики. Необходимо с учетом международного опыта провести и инсти­туциональные преобразования, создав федеральный Центр стратегического планирования8. Созданный в 1999 г. Фонд стра­тегических разработок Г. Грефа был первым и не совсем удач­ным шагом в этом направлении. Он не включал в себя технико-экономическое и финансовое проектирование, поэтому предла­гаемые этим фондом реформы носят верхушечный характер, ба­лансируя интересы чиновников и бизнеса. Они не являются средством реализации национальных интересов России. Созда­ние такого федерального Центра не есть попытка воссоздания Госплана. Современное информационное общество располагает новыми экономическими, финансовыми и организационными технологиями, которые, используя информацию о состоянии и прогнозах товарных и фондовых рынков, позволяют повысить качество долгосрочных и среднесрочных планов и сделать их инструментом развития России, способствовать предотвраще­нию дальнейшего увеличения разрыва между Россией и разви­тыми странами и упрочению позиции России как ведущей гео­политической державы.

Совместное использование рыночных инструментов и эконо­мических индикаторов стратегического анализа и планирования не только существенно увеличивает шансы выживания, преодо­ления экономических и финансовых диспропорций и возмож­ных социальных конфликтов, но и способствует социальной трансформации рыночного механизма, его подключению к це­лям и задачам технологической и структурной модернизации экономики как основы повышения благосостояния населения.

Пределы открытости экономики

И для радикального либерализма и для неолиберализма с по­зиции геостратегии есть один общий вопрос о формах и пределах вхождения в мировую экономику или, точнее, о пределах открыто­сти и закрытости своей экономики. Ключ к решению этого вопро- ля — на 3,4%, добыча газа снизилась на 1,5%. В результате стра­на сразу почувствовала дефицит топливно-энергетических ре­сурсов, прежде всего в районах с традиционно напряженным топливно-энергетическим балансом (например, Приморье). До 2003 г. недостаток топливно-энергетических ресурсов для внутреннего рынка будет усиливаться и вряд ли можно надеять­ся на его восполнимость за счет усиления режима экономии.

По прогнозу Минэкономразвития, соотношение между дина­микой ВВП и добычей топливных ресурсов в 2001—2002 гг. склады­вается следующим образом (в % к предыдущему году).

Таблица

 

2001 г.

2002 г.

ввп,%

104

105

Добыча топлива,%:

— нефти

102

101

— газа

102

ю:

— угля

102

шз                1

Существенным ограничением возможного увеличения топ­ливных ресурсов является резкое замедление роста геологораз­ведочных работ и отставание прироста их запасов по сравнению с его производством. В 1998 г. прирост разведанных запасов неф­ти составлял к объему добычи около 77%, газа — 57%, угля — 51%. На 2002 г. прогнозируются следующие соотношения: по нефти — 102%, газу — 90% и углю — 50%. Пороговыми зна­чениями этого индикатора, при котором обеспечивается при­рост производства топлива, является превышение прироста за­пасов над добычей в 1,5 раза.

Эти данные говорят о том, что существенного роста добычи топливных ресурсов в ближайшие годы не будет. В этих усло­виях экономический рост темпами, превышающими темпы роста добычи топлива, может быть только за счет следующих факторов:

существенного уменьшения объемов экспорта нефти и газа и переключение их на внутреннее потребление. Это трудный путь. Во-первых, государство сейчас не держит в полной мере

монополию на внешнюю торгоано. Конечно, возможно адми­нистративное уменьшение квот, допуска к трубе и т.д. Но это сильное нарушение рыночных условий. Во-вторых, и это глав­ное, проблема валюты, как было выше сказано, будет крайне ос­трой, и уменьшить экспорт можно только при увеличении ва­лютных ресурсов;

существенного снижения тошти воем кости ВВП. Это возмож­ный путь, но он требует существенной модернизации, а подчас и замены топливопотребляюших агрегатов, а значит, и инвести­ций.

Если же окажется невозможным использовать оба эти пути, то можно рассчитывать на рост ВВП на период 2001—2003 гг. примерно на 2% в год.

Таким образом, один из достаточно реальных вариантов со­циально-экономического развития России может оказаться рост строго в меру роста добычи топливных ресурсов (при ста­бильном экспорте) или в меру роста внутреннего потребления (если валютные проблемы заставят увеличивать экспорт).

Ведущие специалисты по минерально-сырьевой базе совер­шенно обоснованно предлагают в качестве стратегических ори­ентиров «определить экономически целесообразный уровень добычи конкретного полезного ископаемого; установить, какой минимальный уровень является критическим для страны. для внутреннего потребления и для экспорта, какая часть добы­ваемого сырья должна идти на экспорт и какая должны оста­ваться для внутреннего потребления»11.

В оценке эффективности вхождения России в мировую эко­номику нельзя обольщаться показателем активного сальдо тор­гового баланса. Дело в том, что нужно учитывать структуру экс­порта, а она у нас носит сырьевой характер; вывоз продукции с добавленной стоимостью незначителен. Благоприятные усло­вия конъюнктуры могут подталкивать ко все большему вывозу природного сырья во имя оптимизации баланса, выплаты внеш­них долгов и т.д. Однако это будет происходить в ущерб страте­гическим целям развития экономики и создавать диспропорции  на внутреннем рынке. Нужно также учитывать иену фактора времени. Цены на невоспроизводимые ресурсы в долговремен­ном плане растут, потому сегодняшний выигрыш для современ­ных поколений ляжет тяжелым грузом на последующие поколе­ния. Вот почему для экономической безопасности страны необхо­димо разработать допустимые пределы экспорта и импорта. Если в отношении импорта нет каких-либо возражений, поскольку яс­но, что чрезмерная импортная зависимость означает завоевание внутреннего рынка иностранными компаниями (в мировой эко­номике, например Японии, этот индикатор импортной зависи­мости используется), то что касается экспорта, то тут полное не­понимание. Считается, что предлагаемые ориентиры пределов экспорта ограничивают свободу предпринимательства. Между тем с позиции макроэкономики, где экспорт и импорт представ­лены в целом, очень важно оптимизировать это соотношение. Чистый экспорт (превышение экспорта над импортом) в про­центах к ВВП должен составлять 2—3%, а не 16%. как это на­блюдалось в России в 1999 г.

Одним из аргументов в пользу такого подхода служит то. что при ограничении доли экспорта ценнейших видов минерально­го сырья и других богатств природы соответственно сокрашает-ся отток капитала. При беспредельном экспорте сырья решить проблему бегства капитала практически невозможно.

Регулирование экспорта сырья позволяет также снизить дав­ление валютного рынка на курс рубля. Сегодня ряд экономис­тов, опасаясь всплеска инфляции и резкого падения курса руб­ля, инициировали Правительство отказаться полностью или ча­стично от 75% продажи валюты на валютной бирже. Цель этой операции сократить предложение валюты, стабилизировать зо­лотовалютные резервы как базовую основу для относительного сужения денежной массы, предотвратив тем самым рост иен и инфляцию.

Если ставить цель сокращения предложения валюты, то го­раздо проше ее достичь путем ограничения доли экспорта мине­рального сырья. Представляется, что цель регулирования ин­фляции и денежной массы как путем отмены регламентирова­ния обязательной продажи валютной выручки, так и введения предела экспорта ценных видов сырья не будет достигнута, по-

скольку за этими мерами может последовать сокращение пред­ложения валюты на валютном рынке при том же или даже уве­личенном спросе. Первый вариант требует существенной моти­вации экспортеров их ориентации на использование валютной выручки внутри страны для инвестиций. Денежно-кредитная политика пока не готова к решению инвестиционных и иннова­ционных задач экономики. Политические риски хотя и снизи­лись за последние два года, но все же они выше, чем при разме­щении своих капиталов за рубежом. Послабления налогового режима не имеют длительного практического опыта, выигрыш для инвесторов в сумме уплачиваемых налогов не так очевиден, как рассчитывало Правительство. К тому же финансово-инзес-тиционное проектирование в отечественных компаниях остает­ся на низком уровне, и поэтому экономически выгодных инвес­тиционных проектов не так много.

Введение ограничений на экспорт ценного сырья может так­же привести к дисбалансу спроса и предложения валюты. Чтобы этого не произошло, необходим существенный подъем произ­водства в переработке первичных ресурсов. Их глубокая перера­ботка обеспечивает рост добавленной стоимости в 2—10 раз. Стратегия частичной переориентации топливно-энергетическо­го комплекса на внутренний спрос требует определенного вре­мени и больших инвестиций. К тому же значительно более низ­кий уровень внутренних оптовых цен по сравнению с мировыми ценами на основные сырьевые товары будет сдерживать воз­можности реализации ресурсно-наукоемкой стратегии разви­тия. Выход из этого противоречия — в десятикратном увеличе­нии внутренних оптовых цен на первичные ресурсы и энергоно­сители. Такого единовременного подъема цен российская эко­номика, ее отдельные субъекты (корпорации, мелкий бизнес) и население не выдержат. Временное рассредоточение роста указанных оптовых цен на 15—20 лет потребует особых управ­ленческих навыков и сопряженных действий в денежно-кредит­ной и инвестиционной политике. Контуры такой политики по­ка неясны.

Корпоративный сектор экономики, как и государство, также не подготовлен к новой стратегии развития, в основе которой должен лежать внутренний спрос, постепенная переориентация  экспортной политики с экспорта ценного сырья на экспорт го­товой продукции, наукоемких технологий, а импорт — с покуп­ки продовольствия и ширпотреба на приобретение технологий и оборудования нового поколения. Выход из этого положения в дальнейшей корпоративизации экономики, в объединении усилий отраслей, добывающих сырье, и тех, которые его перера­батывают, диверсификации производства, -накоплении финан­сового капитала, что позволит направить эффект более низких внутренних цен на развитие переработки сырья и получение до­бавочной стоимости, достаточной для инвестиций как в расши­рение добычи сырья, так и его переработки.

Представляется, что несколько российских корпораций по своему ресурсному и инновационному потенциалу могли бы по­ставить перед собой цель достижения мирового уровня в сфере стратегического менеджмента и финансово-инвестиционного проектирования и завоеваний позиций транснациональных компаний. Проблема превращения открытости экономики из фактора оттока всех видов капитала в фактор дополнительного экономического роста требует политической, идеологической и научной реабилитации стратегического и текущего планиро­вания.

Очень важным полем соединения российской экономики с мировой является фондовый рынок. Здесь ключевое значение имеют пределы доступа на этот рынок нерезидентов. Финансо­вый кризис 1998 г. показал, что нельзя считать, что чем больше нерезидентов работает на этом рынке, тем выше емкость рынка и его устойчивость, а значит, и больше условий для устойчивос­ти валюты. Оказалось, что капитал нерезидентов очень чувстви­тельно реагирует на факторы политической нестабильности, ожидания всплеска инфляции и возможность резкого измене­ния курса рубля. Поэтому должен быть предложен экономичес­ки обоснованный предел доступа нерезидентов на фондовый рынок и другие возможные правила их поведения в экстремаль­ных ситуациях.

Сегодня даже такие крупные корпорации, как Газпром, про­являют осторожность в либерализации европейского газового рынка. Они справедливо опасаются, что этот процесс может разрушить систему долгосрочных контрактов, поскольку в осно-

ве либерализации газового рынка лежат краткосрочные и спото-вые сделки на фондовом рынке. По мнению специалистов, «от­крытие газопроводов для иностранных компаний не приведет к повышению инвестиционного рейтинга российских компа­ний и не откроет им доступа к международным финансовым ре­сурсам. Напротив, переход к обеспечению прямых инвестиций по долгосрочным контрактам к портфельному инвестированию через фондовый рынок усилит риски невозврата кредитов. Ли­берализация доступа иностранных компаний к газотранспорт­ным мощностям направлена на получение ценового выигрыша за счет более низких (в 4—5 раз ниже, чем в Европе) националь­ных российских транспортных тарифов».

В отношении доступа на европейские финансовые рынки российские компании подвергаются жесткой дискриминации независимо от их деловой репутации. «Газпром — наглядный то­му пример. Компания имеет 30-летнюю историю поставщика газа в Европу и многолетнюю заемщика. Тем не менее доступ к западным кредитам ограничен даже по проектам, в которых заинтересован Запад. А если и удается решить вопрос финанси­рования, то стоимость кредитов для нас будет вдвое-втрое выше, чем для наших конкурентов». В условиях резкого снижения ав­торитета России в мире у иностранцев выработалась модель по­ведения сильного иностранного партнера по отношению к сла­бому и незащищенному партнеру. Опыт того же Газпрома пока­зывает, что «все западные компании готовы инвестировать в до­бычу, но в основном на условиях соглашения о разделе продук­ции (СРП). и эти условия должны быть лучше, чем для россий­ских национальных компаний. Второе обязательное требова-ние _ к газотранспортным мощностям по низким националь­ным тарифам. Третье обязательное условие — право поставки на экспорт всей произведенной продукции. По отдельным проек­там могут быть определенные различия, но суть одна: условия для иностранных инвесторов должны быть лучше, чем для наци­ональных российских компаний»*1.

Итак, для регулирования открытости рынка можно использо­вать ряд взаимосвязанных индикаторов. Это — предельные ори- ентиры доли экспорта в объеме реализованной продукции; пре­дельные доли импорта в товарообороте продовольственных и промышленных товаров; пределы чистого экспорта (в % к ВВП); предел нормально лицензируемого вывоза капитала; предельные доли капитала нерезидентов на фондовом рынке; предельные доли нерезидентов в акционерном капитале отече­ственных компаний и корпораций. Специального анализа и мо­ниторинга требует процесс бегства капитала, который свиде­тельствует о неэффективности правового регулирования движе­ния капитала12.

Оценка вступления России во всемирную торговую организацию (ВТО)

Центр финансово-банковских исследований Института эко­номики РАН провел анализ последствий вступления России в ВТО с позиции экономической безопасности. В настоящее время общепризнанным является, и это не вызывает сомнений, что Россия должна вступать в ВТО или, во всяком случае, четко продемонстрировать свое стремление к этому. Вступление в ВТО необходимо как с общеполитических позиций, являясь гаранти­ей от международной изоляции, так и с позиции участия в про­цессе глобализации.

Вступление в ВТО может дать России определенные выгоды в части продвижения наших товаров на международные рынки. В этом случае России, как члену ВТО. будет легче защищаться от таких антидемпинговых мер, которые сейчас применяют США по отношению к российскому экспорту металлопродукции. Вместе с тем следует иметь в виду, что членство в ВТО не являет­ся полной гарантией от таких мер. Например, США развернули антидемпинговые расследования и против ряда стран — членов ВТО (например, Японии).

Однако главной угрозой экономической безопасности Рос­сии от вступления в ВТО является открытость российского вну­треннего рынка для импорта, что может привести к свертыва-

нию многих крайне нужных для страны производств из-за их не­конкурентоспособности.  Известно, что сейчас эта опасность в какой-то мере преодолевается осуществлением протекцио­нистских мер: количественные ограничения импорта, высокие импортные пошлины и др. При вступлении в ВТО Россия долж­на будет от этих мер отказаться. Безусловно, что и их примене­ние в неразумных пределах приводит к негативным результатам. Так, избыточно активное и не всегда продуманное применение протекционистских мер ко многим производствам законсерви­ровало их неконкурентоспособность на внутреннем рынке.

Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что даже при нали­чии подчас весьма жестких протекционистских мер наш внут­ренний рынок испытал весьма сильную импортную экспансию, вызывавшую резкий спад многих видов производства. В резуль­тате доля импорта в товарных ресурсах розничной торговли вы­росла к 1998 г. до 48%. Правда, девальвация рубля после кризиса 1УУ8 г. улучшила ситуацию, позволила отечественному произ­водству найти свою нишу на внутреннем рынке. Доля импорта в товарных ресурсах розничного товарооборота в 1999 г. снизи­лась до 36%. Однако с исчерпанием эффекта импортозамеше-™^,l°Jl}Iвновь стала возрастать, достигнув в IV квартале дню г. 41% с тенденцией к дальнейшему увеличению. С ликви­дацией протекционистских мер импорт может существенно вы­теснить отечественные товары с внутреннего рынка, что приве­дет к свертыванию производства потребительских товаров.

Другими отраслями, весьма чувствительными к импортной экспансии, являются многие машиностроительные производст­ва. Известно, какие жесткие протекционистские меры в виде практически запретительных импортных пошлин пришлось вводить для того, чтобы сохранить отечественное автомобилест­роение. Без этих мер оно может престать существовать. Большие проблемы из-за активного проникновения на отечественный рынок импортных самолетов испытывает российская авиацион­ная промышленность. Имеются угрозы и для отечественного сельскохозяйственного машиностроения

Ее™ еще одна отрасль, которая может стать весьма чувстви­тельной к иностранной конкуренции. Это станкостроение. В дореформенный период отечественное станкостроение и по объему выпуска станков, и по их качеству входило в первую пя­терку наиболее развитых стран. Теперь мы занимаем место в тре­тьей десятке. При спаде промышленного производства за 1992— 2000 гг. на 40% выпуск металлорежущих станков сократился в 7,8 раза, а кузнечно-прессовых машин — в 20 раз. В 2000 г. в резуль­тате роста инвестиций начался некоторый рост и станкострое­ния, но темпами ниже, чем машиностроение в целом. Есть опас­ность, что в случае дальнейшего экономического роста увеличи­вающийся спрос на станки будет удовлетворяться импортом. Однако Россия не может чувствовать себя экономически неза­висимым государством, не имея развитого станкостроения.

Низкая конкурентоспособность отечественной продукции есть результат ряда исторически сложившихся, а подчас и объек­тивных факторов. Это длительное и существенное отставание в техническом уровне и в производительности труда. В настоя­щее время производительность труда в России в 5 раз ниже, чем в США. Правда, и зарплата у нас существенно ниже, что смягча­ет ситуацию. Во всяком случае, потребуются немалое время и значительные инвестиции, чтобы повысить конкурентоспо­собность отечественной продукции до более или менее прием­лемого уровня. К объективным факторам следует отнести кли­матические условия, которые всегда будут снижать конкуренто­способность отечественной продукции.

Поэтому хтя поддержания жизненно важных отраслей и про­изводств объективно необходимы разумные протекшюнистские меры, не приводящие в то же время к простому покрытию бес­хозяйственности и безынициативности в инновационной дея­тельности. Без этого Россия может надолго закрепиться как сы­рьевой придаток развитых стран. Все это должно учитываться при наших действиях по вступлению в ВТО.

Проблемы, связанные со вступлением России в ВТО. за по­следнее время весьма активно обсуждались на различных уров­нях — в федеральных органах исполнительной власти, на раз­личных научно-практических конференциях, в СМИ и т. д. Бы­ло высказано множество предложений и суждений по этому во­просу. С учетом всех этих высказываний Центр финансово-бан­ковских исследований Института экономики РАН считает необ­ходимым в самое ближайшее время осуществить (до очередного

раунда переговоров о вступлении России в ВТО) следующую подготовительную работу.

Первое. Требуется определить перечень отраслей и произ­водств, которые следовало бы отнести к так называемым «чув­ствительным» к импортной экспансии и требующим протекци­онистской защиты, исходя из интересов экономической безо­пасности страны. К таким отраслям следует прежде всего при­числить авиационную промышленность, станкостроение, авто­мобильную промышленность, сельхозмашиностроение, лег­кую промышленность, отдельные отрасли пищевой промыш­ленности, аграрный сектор. Также, видимо, необходимо вклю­чить в эту группу отраслей и некоторые (хотя далеко и не все) производства товаров длительного пользования (мебель, холо­дильники).

По этим отраслям следует сделать детальный анализ сравни­тельной конкурентоспособности относительно импорта, вы­явить факторы, определяющие этот уровень конкурентоспо­собности, перспективы и потребности развития этих отраслей и их вероятное позиционирование на внутреннем рынке при вступлении в ВТО и выполнении всех необходимых для этого условий.

Как правильно заметил А. Лифшиц. «готовить к требова­ниям ВТО надо не только законодательство, но и саму эконо­мику». Если признать расчеты правительственных специали­стов, то вступление в ВТО прибавит к экспорту 18.5 млрд долл. И следующим шагом должна стать проверка реальности этих проектировок по конкретным компаниям, что позволит представить, кто и сколько получит дополнительных доходов и кто потеряет часть своих доходов с учетом новой импортной политики1‘.

Второе. Разработать комплексную программу подготовки от­раслей и производств, требующих защиты от иностранной кон­куренции, к вступлению России в ВТО и выполнению необхо­димых для этого условий. В этой Программе по каждой отрасли должны быть определены меры и сроки вывода их на приемле­мый уровень конкурентоспособности по качеству продукции  и издержкам производства с указанием необходимых инвести­ций и доли в них государства.

Третье. На основе этой программы определить свою позицию по срокам вступления России в ВТО в зависимости от сроков выхода той или иной отрасли на приемлемый уровень конкурен­тоспособности (видимо, не менее 6—8 лет), а также по условиям поэтапного отказа от протекционистских мер.

Четвертое, Организовать семинар для предпринимателей и менеджеров по подготовке предприятий к условиям вхожде­ния России в ВТО. имея в виду в ближайшие 2—3 года предоста­вить возможность пройти этот семинар предпринимателям и менеджерам не менее 70% предприятий, зависящих от этих ус­ловий.

Пятое. Разработать рекомендации для администраций регио­нов по их действиям по подготовке предприятий, находящихся на их территории, к работе на условиях вхождения России в ВТО.

Шестое. Принять меры с целью получения Россией статуса страны с рыночной экономикой, как необходимого предвари­тельного условия успешной подготовки к вступлению в ВТО.

 

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция