КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ статья из журнала
Приклассификациитуристскихпоходовихотносятктомуилииномувидутуризма, ктойилиинойкатегориисложности. Этоосновнойпринцип. ПравиламипроведениятуристскихспортивныхпоходовиразряднымитребованиямиЕдинойвсесоюзнойспортивнойклассификации (ЕВСК) установлено, чтоспортивныепоходыпроводятсяпоследующимвидамтуризма: пешеходному, лыжному, горному, водному, велосипедному, мотоциклетному, автомобильномуиспелео. Впорядкевозрастающейпротяженности, продолжительностиитехническойсложностиониподразделяютсянапоходы I, II, III, IV, V и VI категорийсложности.
Принадлежностьпоходаопределенномувидутуризмабольшейчастьюочевидна. Различиеприменяемыхсредствиспособовпередвиженияневызываетсомнений. Средивсехвидоввкакой—томереусловновыделенгорныйтуризм. Ондействительноможетсчитатьсяразновидностьюпешеходноготуризма, носбольшимоснованиемегоследуетсчитатьразновидностьюальпинизма. Итемнеменеесамостоятельноевыделениеегообоснованоиневызываетсомненийвнеобходимостиэтого. Природныеусловиявысокогорныхрайоновиспецификапрепятствийставятпередгорнымитуристамимногонеприсущихдругимвидамтуризмазадач. Здесьибольшойарсеналспециальногоснаряжения, исвоитехническиеприемыитактика, ивопросывысотнойакклиматизации.
Отнесениепоходактойилиинойкатегориисложности — задачаболеетруднаяиневсегдабесспорнорешаемая. Принятаямноголетназадидействующаясейчасклассификацияимеетмногоусловностейибазируетсявосновномнасубъективныхэкспертныхоценках. Принималисьипринимаютсямеры, чтобыклассифицированиемаршрутовбылоболееобъективным. Дляэтоготщательноизучаютсяматериалыотчетовопоходах, определяющиесложностьмаршрутаучасткиоцениваютсяпослеповторногоилимногократногопрохождения.
Предпринималисьпопыткиразработатьсистемыоценокпреодолеваемыхпрепятствийвочкахилибаллах. Ноккаким—либоприемлемымрезультатамонинепривели. Помимочрезвычайнойсложностиицифровойгромоздкостииопасности, чтосбортакойинформацииможетстатьосновнойзадачейпохода, балльнаясистемапростоневсостоянииустановитьобъективные «цены» набесчисленноемножестворазличныхпрепятствий, неговоряужеотакихпонятиях, какособенностирайонов, автономность, погодныеусловия, объективнаяопасностьидр. Какому, например, препятствиюотдатьпредпочтениевбаллах: переправечерезгорнуюрекуилиперевалу, движениюналыжахпоглубокомуснегувтайгеилипонастувтундре, одномуитомужепорогунарекеприбольшомилималомуровнеирасходеводы?
Принятаяметодикаотнесениямаршрутакопределеннойкатегориисложностипутемсравненияегосэталоннымимаршрутами, установленнымидляданногорайонаивидатуризма, оправдаласебяипродолжаетоставатьсяединственноприемлемой.
Основнымфактором, влияющимнаобеспечениебезопасности, являетсяуровеньпрактическоготуристскогоопыта, приобретенноговпредыдущихпоходах. ТребованиякэтомуопытуопределеныПравиламипроведениятуристскихспортивныхпоходов (вдальнейшем — Правилами). Ноэтотуровеньнеможетбытьпроверенбезподробноразработаннойклассификациимаршрутов. Разрядныетребованияпотуризмуустанавливаютдлякаждойкатегориисложностипоходаивидовтуризматолькоминимальныепротяженностьвкилометрахипродолжительностьвднях.
Походы, имеющиепротяженностьипродолжительностьменьшиепосравнениюсустановленнымидляпоходов I категориисложности, являютсянекатегорийными. Наиболеераспространенныйихвид — походывыходногодня. Некатегорийныепоходымогутвключатьэлементы (участки) походовлюбой, вплотьдо VI категориисложности. Наибольшеераспространениеониполучиливводномтуризме, режевгорном. Опыт, приобретенныйвтакихпоходах, учитываетсяприрешениивопросаодопускекбудущимпоходам, акзачетунаразрядони, естественно, непринимаются.
Втаблице 1 отсутствуютнормативыпоходов VI категориисложности. Такиепоходынетребуютсядлявыполненияспортивныхразрядовизвания «МастерспортаСССР» потуризму. Посравнениюс «пятерками», онисодержатучасткиповышеннойтехническойсложности. Выделениеихвсамостоятельнуюкатегориюпродиктовановсетемижевопросамибезопасности. Восновномэтипоходысовершаютсявгорномиводномвидахтуризма, несравненноменьше — влыжномипешеходном.
СучетомпоказателейпродолжительностиипротяженностиотнесениепоходовкразличнымкатегориямсложностипроизводитсясравнениемихсэталоннымимаршрутамиПеречняклассифицированныхтуристскихмаршрутов (вдальнейшем — перечня). Этотпереченьрегулярно, развчетырегода, одновременносЕдинойвсесоюзнойспортивнойклассификацией (ЕВСК) пересматривается, внеговносятсянакопившиесясведенияиизменения.
Таблица 1
Видытуризмаихарактеристикипоходов |
Категориисложностипоходов |
||||
I |
II |
III |
IV |
V |
|
Продолжительностьпоходоввднях (неменее) |
6 |
8 |
10 |
13 |
16 |
Протяженностьпоходоввкилометрах (неменее): |
|
||||
пешеходных |
130 |
160 |
190 |
220 |
250 |
лыжных |
130 |
160 |
200 |
250 |
300 |
горных |
100 |
120 |
140 |
150 |
160 |
водных (нагребныхсудахиплотах) |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
велосипедных |
250 |
400 |
600 |
800 |
100 |
намотоциклах |
1000 |
1500 |
2000 |
2500 |
3000 |
наавтомашинах |
1500 |
2000 |
2500 |
3000 |
3500 |
спелеотуризм (количествопещер) |
5 |
4-5 |
1-2 |
1-2 |
1 |
Вдействующемсейчасперечнена 1985-1988 гг. представленоболее 1100 маршрутоввсехкатегорийсложностиповсемвидамтуризмаипобольшинствупосещаемыхтуристамирайоновСССР.
Характериразнообразиеестественныхпрепятствий, ихтехническаясложностьвразличныхрайонахстраныразные. Имеющаясянасегодняинформацияпозволила, снекоторойстепеньюусловности, установитьмаксимальныекатегориисложностипоходовдлявсехвидовтуризмавкаждомрайоне.
Отсутствиевтаблице 2 максимальныхкатегорийсложностипоходов (аследовательно, иклассифицированныхмаршрутов) врядерайоновдлятехилииныхвидовтуризмаобъясняетсяпо—разному. Воднихслучаяхэтоговоритонедостаточностиилиотсутствииобъективныхсведенийпокатегорированиюмаршрутоввэтихрайонах, вдругих — оботсутствиинеобходимыхприродныхусловий. Так, горныепоходынемогутпроводитьсявравнинныхрайонах, атакжевсреднегорье, гдехарактерместностиипрепятствийблагоприятендляпешеходноготуризма. Длялыжныхпоходовнуженснег, которогонет, например, вСреднейАзии.
Таблица 2
Районы |
Видытуризма |
|||
пешеходный |
лыжный |
горный |
водный |
|
Кольскийполуостров |
III |
V |
|
V |
Архангельскаяобл., КомиАССР |
III |
V |
|
IV |
Карелия, ЛенинградскаяиВологодскаяобласти |
III |
III |
|
IV |
СредняяравниннаячастьевропейскойтерриторииСССР |
II |
II |
|
II |
ЮжнаяравниннаячастьевропейскойтерриторииСССР |
I |
I |
|
II сэл. III |
Карпаты |
II |
III |
|
III сэл. IV |
Крым |
II |
|
|
|
КавказЗападный |
IV |
|
V |
III сэл. VI |
КавказЦентральный |
|
|
VI |
III сэл. VI |
КавказВосточный |
IV |
|
V |
IV сэл. VI |
Закавказье |
III |
V |
III |
III сэл. V |
УралПолярный |
IV |
VI |
|
IV |
УралПриполярный |
V |
VI |
|
IV |
УралСеверный |
III |
V |
|
III |
УралСреднийиЮжный |
III |
III |
|
II |
Западно—Сибирская . низменность |
III |
IV |
|
III |
ПустынныеиполупустынныерайоныСреднейАзии |
III |
|
|
II |
Памиро—Алай |
|
|
VI |
VI |
Памир |
|
|
VI |
VI |
Тянь—ШаньЗападный |
IV |
|
IV |
VI |
Тянь—ШаньЦентральный |
|
|
VI |
VI |
Тянь—ШаньСеверный |
|
|
V |
VI |
Алтай |
V |
VI |
VI |
VI |
ДжунгарскийАлатауКузнецкийАлатау |
IV |
V |
IV |
|
СаянЗападный |
V |
V |
|
V |
СаянВосточный |
V |
VI |
II |
VI |
ТаймыриплатоПуторана |
V |
VI |
|
V |
Красноярскийкрай (остальныерайоны) |
V |
V |
|
V |
Прибайкалье, Забайкалье |
V |
VI |
III |
VI |
Хабаровскийкрай, Приморье |
V |
V |
|
V |
Якутия, Магаданскаяобласть, Чукотка |
VI |
VI |
|
V |
Камчатка |
VI |
VI |
|
|
Сахалинскаяобласть, Курильскиео—ва |
IV |
|
|
|
Таблица 3
Районы |
Видтуризма |
||
велосипедный |
автомото |
спелео |
|
Прибалтика |
II |
II |
|
Карпаты |
IV |
V |
III |
Кавказ |
V |
V |
V |
СредняяАзияиКазахстан |
V |
V |
V |
Украина (остальныерайоны), Белоруссия, Молдавия |
III |
III |
IV (Крым) |
РСФСР: европейскийСевер |
V |
V |
III |
ЦентральнаяРоссия |
III |
III |
|
европейскийЮго—Восток |
V |
III |
|
Урал |
V |
V |
III |
Алтай |
V |
V |
III |
ЗападнаяСибирь |
IV |
V |
III (Саяны), |
ВосточнаяСибирьиДальнийВосток |
V |
V |
I |
Можетвозникнутьвопрос, почемувтакихрайонах, какЦентральныйКавказ, Памиро—Алай, Памир, СеверныйиЦентральныйТянь—Шань, отсутствуютпешеходныеилыжныемаршруты. Вэтихвысокогорных (илитрадиционноальпинистских) районахпрепятствиями, определяющимикатегориюсложностипохода, восновномявляютсяклассифицированныеперевалы. Вдолинахиущельях, наподходахкним, имеютсядорогиилихорошонабитыетропы, ачерезрекивсюдуперекинутымосты. Нетздесьнеобходимыхдляпешеходноготуризмапереправ, таежногобездорожья, сложногоориентированияидр. Зимойвэтихгорахмногоснега, нопередвигатьсяприходитсявосновномненалыжах, апешком: вдолинахнедостаточенснежныйпокров, аледникисихледопадамиикрутыесклоныпереваловнедлялыж. Поэтомувуказанныхрайонахусловилисьпроводитьтолькогорныепоходы (зимойсприменениемлыж).
Туристскиеспортивныепоходынедолжны, какэтоподчасбывает, проводитьсятолькорадипреодоленияпрепятствий (техникарадитехники). Втакихпоходахвыхолащиваетсяидеяпутешествия, котораяподменяетсяузкойспортивнойцелью. Искусственноенанизываниепрепятствийприводиткпотеретуристскойспецифики, Вырождениюпутешествиявплохоеподобиетаких, например, самостоятельныхвидовспорта, какальпинизмиводныйслалом.
Туризмнечтобольшее, чемкомплексфизическихупражнений. Вотличиеотбольшинствавидовспортаонимеетнесравненнобольшеесодержание: расширениекругозорапутешественникапризнакомствесновымиместамиилюдьми, воздействиенанегомногообразнойприроды, активноевзаимодействиеколлективалюдейвборьбеструдностямиисобственныминедостатками, автономныедействиягруппывмалоосвоенныхиненаселенныхрайонах, воспитаниесамостоятельности, инициативы, решительностиисамообладанияпринеожиданныхстеченияхобстоятельств.
Сохраняяспортивныйхарактерпоходов (значительныескоростипередвижения, ограничениеповремени, преодолениеестественныхпрепятствий, сознательноеуклонениеотпостороннейпомощиидр.), классификацияориентируетнаестественноилогичнопостроенныемаршруты.
Логичностьмаршрутаскладываетсяизнесколькихпонятий. Видеальномвидеэтонепрерывныймаршрутбез (илисминимальнымколичеством) радиальныхвыходовисравномернымраспределениемфизической, техническойипсихологическойнагрузокиестественныхпрепятствий. Онпредусматриваетмаксимальноезнакомствосрайономпутешествия.
Непрерывностьмаршрута — обязательныйэлемент, безкоторогорезкоснижаетсяфизическоеипсихологическоенапряжениепохода. Разрывоммаршрутасчитаетсяневызванноекрайнейнеобходимостьюпребываниевнаселенномпунктеболеедвухсуток, атакжеиспользованиевнутримаршрутноготранспорта. Ввидеисключенияитолькоеслиэтовызванонеобходимостью, можетбытьдопущенкратковременныйразрывмаршрутасиспользованиемтранспортавпределахданноготуристскогорайона. Восновномпользоватьсятранспортомприходитсяводникамиспелеотуристам, которыеводномпоходепроходятнесколькорекилипещер.
Продолжительностьпоходаустановленаразряднымитребованиями, исходяизминимальноговременивднях, необходимогодляпрохождениямаршрутаподготовленнойгруппой. Увеличениепродолжительностиможетбытьоправданобольшейпротяженностьюмаршрута, большимчисломисложностьюестественныхпрепятствий. Добавляютсятакжеднинаразведкиинаслучайнепогоды. Количестводневокдолжноукладыватьсявпределы 20% общейпродолжительностипохода.
Спортивностьтуризмазаключаетсяневскоростипрохождениямаршрута. Еслигруппа «бежит» впоходе, неоглядываясьпосторонам, неосмысливаяпройденногоитого, чтопредстоитпройти, тотеряетсясмыслпутешествия. Если, например, группавгорахпроходитлавиноопасныеикамнепадныеучасткивнеподходящеедляэтоговремя, вместотогочтобыподождать, тоее «спортивность» нетолькосомнительна, ноиопасна. Иопаснанетолькодлянее, ноидлядругихгрупп. Создаетсяпрецедентбыстрогои, еслиповезет, безаварийногопрохождениятакихучастковмаршрутавнеподходящеедляэтоговремя.
Протяженностьпохода, установленнаядлякаждойкатегориисложности, понимаетсякакнаименьшаядопустимаядлиназачетногомаршрута. Кпопыткамеесокращениянужноотноситьсятакже, какивслучаеспродолжительностью, — издесьдолжнасохранятьсялогикапутешествия. Лишьвисключительныхслучаях (пожалуй, тольковводныхирежевгорныхпоходах), прибольшойтехническойсложностимаршрутапротяженностьможетбытьуменьшена, нонеболеечемна 25%. Кспелеопоходамтребованияпопротяженности, естественно, неотносятся.
Основнаячастьмаршрутадолжнабытьлинейнойиликольцевой (однокольцо) протяженностьюнеменее 75% отустановленнойдляданнойкатегориисложностипоходаисодержатьнаиболеесложныепрепятствиямаршрута (длягорныхпоходов — неменеедвухнаиболеесложныхперевалов).
Радиальнымвыходомсчитаетсяучастокмаршрутасвозвращениемвначальнуюточку. Расстоянияиестественныепрепятствия, пройденныевкольцевыхрадиальныхвыходах (свозвращениемподругомупути), засчитываютсяполностью, апройденныевлинейныхрадиальныхвыходах (свозвращениемпотомужепути) засчитываютсяводномнаправления.
Маршрут, построенныйтольконарадиальныхвыходахизоднойточки (базовоголагеря), темболеепризначительномчислеималойпротяженноститакихпетель, исключаетсамдухпутешествия. Восновномтакиеотклоненияотнормынаблюдаютсявгорныхпоходах.
Условленотакже, чтоудлинениемаршрутапринеизменномхарактерепрепятствийнеможетбытьоснованиемдляувеличениякатегориисложностипохода. Попыткизавыситьсложностьмаршрутаособеннозаметныупешихтуристов, когдаонисовершаютпоходыввысокогорныхрайонах. Увеличенныепосравнениюсгорнымэталонныммаршрутомпротяженностьиколичествотойжесложностипереваловкажутсяимоснованиемдляповышениякатегориисложностипохода. Иеслигорныймаршрутпротяженностью 140 кмсдвумяперевалами 2Аоцениваетсякакпоход III категориисложности, топешеходныймаршрутвтомжерайонев 190 кмсбольшимчисломтакихжепереваловпредлагаетсякак IV, атои V категориисложности. Этогоделатьнивкоемслучаенельзя.
Техническаясложностьмаршрутаопределяетсяхарактером, количествомиразнообразиемпрепятствий. Характерпрепятствийопределяетсятем, какойуровеньквалификацииитехническогомастерстватребуетсядляпрохожденияданногопрепятствияснадлежащейгарантиейбезопасности. Маршрутамкаждойкатегориисложностисоответствуетсвойуровеньтипичныхдлянихпрепятствий. Маршрутыболеевысокойкатегориисложностисодержатболеесложныепрепятствия, чеммаршрутыпредыдущейкатегории. Приоценкемаршрутоввпервуюочередьучитываютсяпрепятствия, которыедаюттуристамтехническийопыт, необходимыйдляобеспечениябезопасностивпоследующихпоходах.
Эталонныемаршрутыобобщаютиупорядочиваютфактическипройденныемаршруты, неопережаютпрактикутуризма, анесколькоотстаютотнееиосновываютсянаужедостигнутомуровнетехническойсложностипоходов. Ноэтотуровеньнедолженбытьрекордным: пройденныйодной—двумягруппаминапределемастерствавдопустимогорискамаршрутнеможетсчитатьсякритериемдляданнойкатегориисложностипоходов.
Какужеговорилось, каждыепересмотрыдействующихперечнейклассификационныхмаршрутовприурочиваютсякочередномучетырехлетиюЕдинойвсесоюзнойспортивнойклассификации. Основаниемдляснижениякатегориисложностимаршрута, указаннойвранеедействующемперечне, восновномявляетсятенденциякусложнениюпоходовтогоилииноговидатуризма. Режеэтовызваноизменениемобстановкиврайонемаршрута (появлениедорог, мостов, новыхнаселенныхпунктов, зарегулированиестокарекидр.) илиособойпопулярностьюмаршрута, накоторомобразуютсяхорошиенепрерывныетропы, всегдаимеетсянакатаннаялыжня, частывстречисдругимигруппамиипр. Последнее, правда, почтинеотноситсякгорному, водномуиспелеотуризму.
ОтнесениемаршрутакопределеннойкатегориисложностипроизводитсяМККвпределахустановленныхейполномочийпутемсравненияегосэталоннымимаршрутамиданноговидатуризмавданномгеографическомрайоне. Перечниклассифицированныхмаршрутовсоставляютсяикорректируютсянаосновепредложенийсместтуристамивысокойквалификации, работающимивМККикомиссияхповидамтуризмаВсесоюзнойфедерациитуризма. Приэтомучитываетсянеобходимостьунификациитребованийкмаршрутамоднихитехжекатегорийсложности, нопролегающимвразличныхрайонахстраныипроходимыхвразныхусловиях.
НарядусПеречнемклассифицированныхтуристскихмаршрутовприопределениикатегорийсложностипоходовследуетпользоватьсяперечнямиклассифицированныхпереваловвысокогорныхрайоновисреднегорья.
Первыйизнихявляетсянеоценимымсправочнымматериаломдляразработкимаршрутовгорныхпоходов. Официальноонбылутвержденв 1973 г.ивместесдополнениямииизменениями, выпущеннымив 1975 и 1978 гг., насчитывалболее 1,5 тыс. перевалов. Вдействующемсейчасперечнесодержатсяхарактеристикиболее 3 тыс. перевалов, которыенеоднократнопройденыиописаныразличнымитуристскимигруппами.
Перевалысгруппированыповысокогорнымрайонамипоосновнымиххребтамиузлам: Западный, ЦентральныйиВосточныйКавказ; Памиро—Алай, включающийФанскиегоры, Гиссарскийхребет, Матчу, АлайскийхребетиДугобу; Памир; Западный, СеверныйиЦентральныйТянь—Шань; Алтай; ДжунгарскийАлатау.
Дляоценкикатегорийтрудностипереваловразработанаспециальнаяметодика, восновукоторойположенытакиеопределяющиепризнаки: характернаиболеесложныхучастковперевала; необходимыедляпреодоленияперевалатехника, тактикапередвиженияиособенностиместночлегов; количественныехарактеристики (времядвижения, числоточекстраховки); необходимоеспециальноеснаряжение. Взависимостиотсовокупностивсехэтихпризнаковперевалыотносяткоднойизтрехкатегорийтрудности, разделенныхвсвоюочередьнадвеполукатегории (АиБ).
Покаждомуперевалувперечнеприведенытакиеданные: названиеперевала, вскобках—менееупотребляемое; высотанадуровнемморя; категориитрудностиперевалавразноевремягода; характеросновных, определяющихучастков (скалы, лед, осыпь, трава, снег); названияледников, рек, долин, ущелий, озер, которыесоединяетперевал. Впримечанияхповозможностиприведенакраткаяинформацияовариантахпрохожденияперевала, количествеседловин, овозможныхопасныхявлениях (карнизы, камнепады, лавины) идр.
Переченьклассифицированныхпереваловсреднегорьяпризванпреждевсегопомочьвнелегкойзадачеоценкисложностипешеходныхилыжныхпоходов, проводимыхвтакихрайонах, какКольскийполуостров, Урал, Саяны, ПрибайкальеиЗабайкалье, Якутия, Камчатка. Переченьутвержденв 1985 годуинасчитываетпокаболее 1000 переваловиобзорныхвершин. Этиперевалыимеюттежеобозначениякатегорийтрудности, чтоиперевалывысокогорныхрайонов. Нознакравенствамеждунимиставитьнельзя. Определяющиеихсложностьучасткинезначительныпопротяженности, несравнимывысотаиоледенение. Поэтомуопытпрохожденияпереваловсреднегорьядляпоходовввысокогорныхрайонахследуетучитыватьследующимобразом: участникипоходадолжныиметьопытпрохождения (руководитель—опытруководства) двухпереваловсреднегорьятойжекатегориитрудности, чтоинаиболеесложныйперевалмаршрутавданномвысокогорномрайоне. Приэтомнеобходимоучитыватьхарактернаиболеесложныхучастков (лед, снег, скалы) ивысотуперевалов.
Всесказанноевышеоклассификациимаршрутовотноситсяпрактическиковсемвидамтуризма. Носпецификакаждогоизнихпредопределяетсвоиособенностивпостроениимаршрутов. Ичемэтивидытехничнее, тембольшедополнительныхтребований, направленныхвпервуюочередьнаобеспечениебезопасности. Преждечемперейтикрассмотрениюособенностейклассификациимаршрутовввидахтуризма, полезноознакомитьсястаблицей 4, характеризующейразвитиекатегорийныхпоходовразныхвидов.
Долгиегодыпочислукатегорийныхпоходовпервоеместозанималпешеходныйтуризм. Правда, восновномзасчетпоходов I и II категорийсложности. Вболеесложныхпоходахегоуверенноопережалитакиетехническиевидытуризма, какводныйигорный. Привлекательностьиспортивностьихочевидна. Изтаблицывидно, чтовспортивномпланевидытуризмарасположенывследующейпоследовательности: водный, пешеходный, горный, лыжный, велосипедный, спелео, автомото.
Числорек, покоторымможносплавляться,ограничено. Поэтому, напервыйвзгляд, составитьпереченьводныхмаршрутовнеоченьтрудно. Ноэтонетак. Оценкарекизависитоттипасудна, накоторомсплавляетсягруппа, отуровняирасходаводывовремяпохода, отплотностиихарактерапрепятствий. Однаитажерекавзависимостиотэтогоможетиметьразнуюкатегориюсложности. Причемповышениеилипонижениепротивсреднегорежимаводыусложняетпрохождениеоднихпрепятствийиупрощаетпрохождениедругих. Есливдругихвидахтуризмаможноостановитьсяпрактическиналюбомсложномучастке, чтобысобратьсяссилами, найтилучшеерешение, товводномтечениерекинепозволяетсделатьэтого. Гарантиюправильныхдействийможетдатьтолькоотработаннаяреакциякаждоготуриставотдельностииэкипажасуднавцелом. Водныйтуризмостаетсянаиболеесложнымвидомтуризма.
Приведенныевперечнеклассифицированныеводныемаршрутыоцененывомногихслучаяхпо—разному, взависимостиотиспользованиядлясплаваразличныхсудов (байдарки, плоты, надувныелодкииприравниваемыекнимкатамараны). Примерыводныхэталонныхмаршрутов (условныеобозначения: п — плоты, н — надувныелодки, б — байдарки);
Алтай. РекаКатунь. Пос. Язевка—пос. Иня (д, н— IV, б-V).
Саяны. РекаГутара. Пос. В. Гутара — пос. Шелехово (б, п, н-III). РекаУда. Пос. Алыгджер—пос. Порог (п, н— III; б— III сэлементами IV).
Прибайкалье. РекаВитим. Пос. Карафтит — пос. Романовка (п, н-III; б-IV). РекаЧая. Нижнеангарск—пос. Чая — сплавотверховьевр. Чаядор. Лена (п, н-IV; 6-V).
Карпаты. РекаЧерныйЧеремош — рекаЧеремош. Буркут — Вижница (б-II сэлементами IV; п, н-II сэлементами III).
Кавказ. РекаКура. Пос. Ацкури — Мцхета (б — III сэлементами IV; п, н-111). РекаКодори. Сел. Квемо—Ажара—р. Кодоридоустья (б, п, н—Псэлементами V).
Урал. РекаВишера. Су. Полуночное — Красновишерск (п,н—П).
Таблица 4
Числокатегорийныхпоходов (вскобках — участников), совершенныхв 1986 году, поданнымвсехмаршрутно—квалкфикациопныхкомиссий.
Видтуризма |
Категориисложности |
||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
Всего |
|
Пешеходный |
4682(52 128) |
960(10 182) |
333(2 992) |
99 (820) |
75 (586) |
45(466) |
6149(66 708) |
Основуклассификациигорныхмаршрутовсоставляютперевалы (учитываяихколичествоисложность).
Изтаблицы 5 видно, чтокаждоеповышениекатегориисложностипоходазависитотвключениявнегопереваласледующейполукатегориитрудности. Кажущаясяпростотаклассификацииотнюдьнеисключаетмногихзатрудненийинеучитываетрядадополнительныхфакторов. Значительноеповышениетехническогоуровнягорныхпоходов, появлениеспециальногоснаряженияпривелокраспространениюгорныхпоходовсувеличениемчисласложныхпереваловприсохраненииидажесокращенииминимальнойпродолжительности. Врезультатемаршрутыпроходятсянапределефизическихинервныхвозможностейучастников, повышаетсявероятностьаварийитравм (авгорномтуризмесейчаснесчастныеслучаисоставляютпочти 50% отобщегочисла). Поэтомуипоявилисьдополнительныетребованиякаккопытуучастниковгорныхпоходов, такикклассификациимаршрутов. Числоперевалов, особенносложных, ограничено. Егослихвойхватаетдлянастоящегопутешествия, еслинепробегатьмаршрут, ничегоневидявокруг. Условленотакже, чтовгорныепоходынельзявключатьболеедвухпервопрохожденийнаиболеесложных, определяющихкатегориюсложностипоходаперевалов. Приэтомобязательнополагаетсяпланироватьдополнительноеувеличениев 1,5-2 разавременидляпрохождениятакихперевалов. Преодолениюнаиболеесложногопереваланамаршрутедолжнопредшествоватьпрохождениеодного—двухпереваловнакатегориютрудностиниже. Естьрайоны, гденевозможнопостроитьлогичныймаршрутбезувеличенияобщегочислапереваловзасчетнесложныхпереваловилисвязокперевалов. ВкаждомотдельномслучаеэтотвопросрешаетМКК.
Таблица5
Категориясложностипохода |
Продолжительностьпоходавднях ( неменее) |
Количествокатегорийныхперевалов (неболее) приминимальнойпродолжительностипохода |
Максимальнодопустимоеколичествокатегорийныхпереваловприсоответствующемувеличениипродолжительностипохода |
||||||
Всего |
втомчисле |
||||||||
1А |
1Б |
2А |
2Б |
3А |
3Б |
||||
I |
9 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
4 |
II |
8 |
3 |
1 |
2 |
|
|
|
|
5, вт. ч. 1Бнеболее 3 |
III |
10 |
4 |
|
1 |
2 |
|
|
|
6, вт. ч. 2Анеболее 3 |
IV |
13 |
5 |
|
1 |
1 |
2 |
|
|
7, 2А, 2Б — неболеечетырех, вт. ч. 2Бнеболее 3 |
V |
16 |
6 |
|
|
1 |
2 |
1 |
|
8, 2Б, ЗА — неболеепяти, вт. ч. ЗАнеболее 3 |
VI |
16 |
7 |
|
|
|
1 |
2 |
1 |
9, ЗА, ЗБ — неболеепяти, вт. ч. ЗБнеболее 3 |
Запрещеннеобоснованныйподъемсперевальнойточкинасоседнюювершину.
Примерыгорныхмаршрутов
Кавказ
Нальчик — т/б «Чегем» — пер. Нарзанный (н/к) — т/б «Чегем» —лед. Кулак—пер. Твибер (1Б) —лед. Дзинал—лед. Китлод—пер. Семи+пер. Цаннер (2А)- лед. Безенги—пер. МВТУ (2А)-лед. Башкаауз— лед. Дыхсу — пер. Гезевцек (1Б)-р. Риони—Кутаиси. III категориясложности.
Сел. Верх. Балкария — лед. Дыхсу — пер. МВТУ (2А) — лед. Безенги — пер. СпортивнаяДружба (2Б) — лед. Ша—урту—т/б «Чегем»-пер. Бодорку+пер. Лычат (ЗА)- пер. Башиль (2А)-лед, Лекзыр — пер. Доллакора+пер. Ю. Чатын (2Б) —лед. Шхельдинский—пер. Ахсу (2А) — р. Долра — сел. Местия. V категориясложности.
Памиро—Алай. Файскиегоры
Душанбе — оз. Искандеркуль — р. Искандердарья — р. Норват—пер. Джпджик (1А)-пер. Нижн. Зинах (1Б) — р. Имат — р. Пасруд — оз. Алаудинские — оз. Мутные—пер. В. Казнок (1Б)-р. Казнок—р. Арг— р. Ахбасай—пер. Двойной (1Б) —оз. Б. Алло—р. Зин—дон — р. Вору — Самарканд. II категориясложности.
Душанбе — р. Пасруд — оз. Алаудинские — пер. Адамташ (1Б)-оз. Куликалон—пер. Межозерный (2Б) — оз. Б. Алло — пер. Самарский (2Б) — р. Казнок—р. Арг— р. Ахбасай—пер. Москва (1Б)-р. Арчамайдан— пер. Пштикуль (1Б)-р. Каракуль—пер. Аксу (1Б)- р. Сарымат — пер. 3. Сарымат (2А) — оз. Маргузорские — Самарканд, IV категориясложности.
Памиро—Алай. Дугоба
Пос. Хайдаркан — р. Алаудин — пер. Гаумыш (1А)- р. Гаумыш — р. Джиалису — лед.Джиалису — пер. Илликсу (2А)-лед. Илликсу—пер. Надежда (2А)- лед. Абрамова — ГМС — р. Коксу — р. Джугурташ — пер. Трех (1Б) —р. Арчаканыш—лед. Дугоба—пер. Акташ (1Б)-р. Дугоба—а/л «Дугоба»-т/б «Шахимардан». III категориясложности.
Памир
Пос. Кудара — р. Хабарвивхац — пер. Железнодорожный+пер. Оптимальный (2А)-р. Хабарвив—хац— пер. Осенний (1Б) —р. Язгулемдара—пер. Нижн. Хурджин (1Б) —лед. Рокзоу—пер. Бирджраф (2А) —р. Бартанг—нос. Си—Пондж. III категориясложности.
Пос. Ванч — р. Ванч — пер. Пулковский II (2А) — лед. Ванчдара — лед. Гармо — лед. Вавилова — пер. Бивачный (ЗА) —лед. Федченко—пер. Язгулемский (2Б)- лед. Язгулемский—пер. Дустироз (2Б)-лед. ПравыйДустироз — пос. Хрустальный — пос. Ванч. V категориясложности.
ЦентральныйТянь—Шань
Пржевальск — р. Каракол — оз. Алакель — пер. АлакельЮ. (1Б) —пер. Труд (2А) —пер. Джетыогуз (2Б)- р. Байтор — пер. СОАН (2А) — р. Айлама — р. Кельды—ке—лед. Кельдыке—пер. Загадка 3. (2Б) —лед. Колпа—ковского — р. Сарычат — ГМС «Тянь—Шань» — пер. Давыдова (1Б)-р. Карасай—пос, Карасай. IV категориясложности.
Пржевальск — р. Сарыджас—р. Тюз—пер. Тюз (1Б)- р. Иныльчек — рад. выходкоз. Марцбахера — пер. Майбулак (1Б)-лед. Мушкетова — далеедваварианта:
а) пер. Мушкетова (2А)-лед. Семенова—пер. Баян—кольский (2А) — лед. 3. Баянкольский — р. Баянкол — пос. Нарынкол; б) пер. Удачный (2А) илипер. Обзорный (2А) — лед. Семенова — пер. В. Ашутер (2А) — р. Ашу—тер — р. Баянкол — пос. Нарынкол. III категориясложности.
Алтай
Пос. Актащ — ущ. Маашей — пер. Верхн. Шавлинский (2А) —пер. Абылоюк (1Б) —р. Абылоюк—р. Карагем— р. Камрю — пер. С. Туманный (2А) — р. Юнгур — пер. Москвич+пер. Орбита (1Б)-оз. Шавлинское— р. Шавла—пос. Чибит. III категориясложности.
ДжунгарскийАлатау
Пос. Копал — пер. Копальский (н/к) — р. Кора — лед. Аралтобе—пер. Аралтобе (1Б)-лед. Тронова— пер. АкадемикаБ. Н. Петрова (2Б) — лед. Безсонова — пер. Текелийский (1А)-р. Коржун—пер. АкадемикаС. В. Ильюшина + пер. Аболина (2Б)-пер. Макаревича (2А) — пос. Арасан. IV категориясложности.
Пешеходныйтуризмбылиостаетсянаиболеемассовым. Почтивсетуристыначиналиснего. Большуючастьпоходоввыходногодняи I категориисложности, которыевосновномпроводятсяпородномукраю, составляютпешеходныепоходы. Всложныепешеходныепоходыотправляетсязаметноменьшегрупп, чемвводныеигорные. Выбираясьсравнинывгоры, сплавляясьвконцепутипонесложнойреке, умногих, возможно, возникаетжеланиеиспытатьсебявэтихболееэмоциональныхитехничныхвидахтуризма.
Приоценкесложностипешеходныхпоходовучитываютсяавтономныедействиягруппы, непрерывностьненаселеннойтруднопроходимойместностиприотсутствиизачастуюкороткихзапасныхвариантоввыходавслучаеаварии. Отсутствиеопределенныхориентироввглухомтаежномкраю, движениечереззаросли, болота, каньоныбезпостояннойтропы — всеэтостановитсясущественнымдополнениемкчистотехническиммоментаммаршрута. Дляповышениятехническойсложностипешеходныхпоходовихмаршрутыдополняютсявосхожденияминаобзорныевершины.
Примерыпешеходныхмаршрутов
Саяны
Пос. ВерхняяГутара — р. Гутара — пер. кр. М. Сигач — р. Чатыг—Хем — р. Б. Сигач — р. Б. Агул — лед. Кусургашева—пикГрандиозный (восх.)-р. Казыр—верховьяр. Чаваш — р. Чапши — р. Сыстыг—Хем — нос. Сыстыг—Хем. V категориясложности.
Прибайкалье
Пос. Зун—Мурин — р. Зун—Мурин — Маргасанскаясопка (1А, восх.)-пер. нар. Утулик—р. Россоха—пер. нар. Бобха — пикПорожистый (1А, восх.)-р. Салзан— Байкальск. V категориясложности.
ХребетКодар
Пос. Чара—р. Ср. Сакукан—пер. Сюрприз (1Б)- пер. Ленинградец (2А)-пер. Рижан (2А)-пер. Верхнесакуканский (н/к)-р. Л. Сыгыкта—р. Сыгыкта— оз. Орон — р. Витим. V категориясложности.
ХребетЧерского
Пос. Усть—Нера—сплавпор. Индигиркадоустьяр. Иньяли — хр. Усть—Нерский — р. Кур — р. Эрикит— р. Буордах—пер. Красноярова (2А)-р. Люнкидэ— лед. Цареградского—лед. Оюнского—пер. Полет (2Б) — лед. Салищева — пер. II съездаРСДРП (2А) — пер. Шатер (2А) — лед. Сумгина — пер. Буковинский (2А) — лед. Кюретер — р. Тирехтях — нос. Сасыр. VI категориясложности.
Камчатка
С. Мильково — оз. Сева — г. Корниловская — р. Мальцевская — р. Гаванка — р. Чаевая — влк. Юрьевский — влк. Жупановский (2А) — р. П. Налачева — р. Л. Нала—чева—пер. Авачинский (1А)-влк. Авачинский (1А)- Ёлизово (восх. на 2 влк.). IV категориясложности.
Пос. Ачайваям — р. Апука — р. Нанкичнатваям — пер. черезАпукинскийхр. напритокр. Ачайваям — пер. нар. ЯёлваямЛ. — р. Чингакенваям — пер. напритокр. ЯёлваямП. — пер. наверх. р. Укэлаят (хр. Укэлаят) — рад. выходкверш. 2 145 м —пер. нар. УкэлаятП. — восх. наг. Ледяная (1Б, 2 562 м) — лев. притокр. Ачайваям — пер. нар. Этельваям — пер. нар. Ильпи — лед. Снеговой — пер. черезхр. Снеговой — р. Ватына — бухтаНаталии. VI категориясложности.
Зиманазначительнойчаститерриториинашейстраныдержитсянесколькомесяцев, аврядерайоновонаединственноевремягода, когдаможносовершатьтуристскиепоходы, естественнолыжные.
Все, чтобылосказанооподходекоценкесложностипешеходныхпоходов, относитсяиклыжным.
Налыжахможноразвитьбольшиескорости, ноневсегдаиневезде. Еслинетнастаилыжни, передвижениепоглубокомуснегустановитсяоднимизосновныхпрепятствий. Кхолодунельзяпривыкнуть, аонвлыжныхпоходах — постоянныйспутник. Значит, нужноуметьорганизоватьхорошийночлег, согреться: иначеневосстановитьсилыдляработынаследующийдень. Вбезлеснойзонеэтоособеннотрудно. Пурга, метель — сочетаниесильноговетра, снегопадаимороза — недолжнызастатьврасплох, привестикотморожениямипереохлаждению, кбезысходности. Нужнохорошовладетьтехникойпередвиженияналыжах, особеннонакрутыхсклонах, наледях (ивсеэтостяжелымрюкзаком).
Схолодомтуристы—лыжникинаучилисьбороться. Здесьихвыручаютумелоизготовленное (самими) снаряжение, теплаяодеждаиспальныепринадлежности. Хужеславинами. Ониосновнаяопасностьвлыжныхпоходах, иизбежатьееможетпомочьтолькоопыт, умениевыбратьединственноправильныйпутьподъемаилиспускаполавиноопасномусклону, организациянадежнойстраховки.
Помимодругих, всеэтифакторыучитываютсяприразработкеклассификациилыжныхмаршрутов.
Основнымирешающимусловиемуспешногопроведениявелосипедных, автомобильныхимотоциклетныхпоходовявляетсянадежноетехническоесостояниеиоснащениетранспортныхсредств.
Восновуклассификациимаршрутовэтихколесныхвидовтуризмазаложеныбольшиепосравнениюсдругимивидамирасстоянияифакторыбездорожьяприпереходеотнесложныхпоходовксложным. То, чтоестьвродственныхвидахспорта (велосипедныемарафоны,авто— и моторалли), присутствуетиздесь: профессиональноемастерствоводителя, умениевестимашинупопроселочным, разбитымдорогам (атоивовсебезних), хорошаяреакцияидр. Иковсемуэтомудобавляютсяприсущиедругимвидамтуризмасменапогодныхусловий, необходимостьорганизацииночлегов, самообеспечениеипроблемасовместимостивколлективепридлительномвзаимодействиидругсдругом. Нельзяотрицатьиналичиябольшихфизическихнагрузок, затратмускульнойэнергии, особенноввелосипедныхпоходах.
Категориисложностиавтомотопоходовопределяютсявзависимостиотвключениявихмаршрутыклассифицированныхучастковплианалогичныхимпохарактеруиколичествупрепятствийитехническойсложностиихпреодоления. Дополнительнаядонормативнойпротяженностьэтихмаршрутовдолжнасоставлятьсяизучастковавтомобильныхдорогбезпрепятствийилиучастков, сложностькоторыххарактеризуетсяболеенизкойкатегорией.
Неследуетприветствоватьпопыткиотдельныхгрупп (этоособеннозаметноувело-, режеумототурпстов) усложнятьмаршрутызасчетперетаскиваниятранспорта, напримерчерезперевалы, иливтаежныхрайонахпополотнужелезнойдороги. Отмечалисьслучаи, когдатакиеперетаскиваниясоставляли 25-30% отведенногонавесьпоходвремени. Аведьколесадлятогоиданы, чтобыпередвигатьсянаних.
Спелеотуризмотличаетсяотдругихвидовтуризмавпервуюочередьотсутствиембольшихрасстояний. Вэтомотношениионскореенапоминаетальпинизм «наоборот»: сначаласпуск, затемподъем. Норазонкультивируется, каквидтуризма, товдругихаспектахдолженбытьпохожимнанего, бытьпутешествием.
Приоценкеспелеопоходовучитываетсянаборопределяющихсложностьпоходапещерразличныхкатегорийтрудности.
Таблица 6
Категориясложностипохода |
Количествокатегорийныхпещер (неменее) |
||||||||
Всего |
1 |
2А |
2Б |
ЗА |
ЗБ |
4А |
4Б |
5А |
|
I |
5 |
3-4 |
1-2 |
|
|
|
|
|
|
II |
4-5 |
|
2-3 |
1-2 |
|
|
|
|
|
III |
1-2 |
|
|
|
2 или 1 |
|
|
|
|
IV |
1-2 |
|
|
|
|
|
2 или 1 |
|
|
V |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Весьнаборпещернужнопроходитьвтечениеодногопохода. Ввидеисключениядопускаетсязачет «сборных» походовдлятехрайонов, гденетдостаточнопещер, расположенныхнаприемлемомрасстояниидруготдруга.
Еслипещера I или II категориитрудностиимееточеньбольшуюпротяженность, прохождениенесколькихпещерможетбытьзамененопрохождениемнесколькихмаршрутовводнойитойжепещере.
Приклассификациипещерпереходкболеевысокойкатегориитрудностиопределяетсяпоявлениемновыхэлементоввтехникеитактике, вызванныхналичиемтехилииныхестественныхпрепятствий. Качественныйскачокпроисходитприпереходеотпещер I категориитрудностик 2Акатегориитрудности, от 2БкЗАит. д. Пещеры, обозначаемыеоднойитойжецифрой (например, 2Аи 2Б) отличаютсядруготдругаглавнымобразомколичественно.
Ввертикальныхпещерахосновнымипрепятствиямиявляютсяотвесныеикрутонаклонныеучастки (колодцы), вгоризонтальных—узости, водныепрепятствия (сифоны). Большинствопещерлегкоотнестикодномуизэтихдвухтипов, хотяестьнемалопещерсмешанноготипа (комбинированные).
ПриразработкемаршрутовспелеопоходовследуетпользоватьсяПеречнемклассифицированныхпещер, утвержденнымв 1985 г. Внемприведенооколо 500 пещервследующихрайонах: Беломорско—Кулойскоеплато, ПодольеиБуковина, СреднийиЮжныйУрал, Крым, Кавказ, СредняяАзия, ЗападныйТянь—Шань, Алтай, КузнецкийАлатау, ГорнаяШория, Саяны, Иркутскаяобласть, ДальнийВосток. Даютсяосновныеданныеокаждойпещере: название, типпещеры—горизонтальная (Г), вертикальная (В), комбинированная (К), длинаиглубинавметрах, категориятрудности.
Приклассификациикомбинированныхпоходовучитываетсярядпринятыхусловностей. Участокодноговидатуризмадолженбытьнепрерывнымпоходом, которыйможетбытьклассифицировансампосебе. Например, обносы, обходыпешкомотдельныхпрепятствий, атакжерадиальныепешиевыходывводномпоходенепревращаютеговкомбинированный. Еслидополняющиймаршрут — участоксдругимспособомпередвиженияповсемпараметрамневыше I категориисложности, тосуммарнаясложностьпоходанеувеличивается: прибавленнаяк «четверке» «единичка» неделаетпоход «пятеркой». Ноесликомбинированныйпоходсостоит, например, изводнойчасти IV категорииипешеходной — III категориисложности, тоонпринимаетсякзачетунаразрядыкакпоход V категориисложности. Нафактическиприобретенныйвтакомпоходетехническийопытэтаоценка» естественно, невлияет.
Наиболеераспространеннымииестественнымиследуетсчитатьводно—пешеходныепоходы. Могутбытьигорно—водные, совсемреже — лыжно—водные. Оченьсложнообстоитделоскомбинированиемпешеходныхигорныхмаршрутов. Практическивгорахневозможновыделитьсамостоятельныенепрерывныеучастки, относящиесякодномуизэтихвидов. Онитакперемешаны, чтонеподдаютсяразделениюнаиндивидуальнооцениваемыечастикомбинированногопохода. Сейчас, ивидимоправильно, условлено, чтоввысокогорныхрайонахпоходымогутотноситься, толькокгорномувидутуризма.