Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

КАЗНЬ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ГОРОДЕ: ЗРЕЛИЩЕ И СУДЕБНЫЙ РИТУАЛ статья из научного сборника

Февраль23

 

Говоря о явлении публичной казни в средневековом городе, следу­ет учитывать несколько важных обстоятельств. В первую очередь, это особенности самого города: именно в нем, особенно в городе крупном, торговом, интернациональном, создавались наиболее удобные условия для криминальной среды. Во-первых, там действительно было чем по­живиться. Во-вторых, именно там, в городе, преступным элементам бы­ло легче остаться неузнанными. Эти элементы были ненавидимы бюр­герами, ибо они посягали на установленный порядок, угрожая жизни и благосостоянию горожан. Именно они, с точки зрения судебных вла­стей, представляли наибольшую опасность, ибо всегда оставались в те­ни, действуя исподтишка или под прикрытием ночи, и нередко не толь­ко случайные знакомые, но и соседи, и даже родственники не догадыва­лись об их преступной деятельности.

Сложность поимки уголовного преступника и доказательства его ви­ны — вот причина, по которой каждый успешный судебный процесс дол­жен был получить максимальную известность. Эта известность достига­лась именно через процедуру наказания, которая всегда принимала в го­роде публичный характер. Для городских жителей эти зрелища были привычными. На протяжении своей жизни они присутствовали на многих подобных экзекуциях. Например, в Авиньоне в первой половине XIV в. ежегодно происходило до 15—20 казней. В Дижоне и Лионе в начале XV в. проводилось по одной, а в Ферраре — по 4-5 экзекуций в год.

Публичное наказание человека, нарушившего плавное течение го­родской жизни, являлось своеобразным ритуалом очищения от скверны и восстановления изначальной чистоты в отношениях между людьми. Именно ритуальный характер церемонии позволял судебным чиновни­кам надеяться, что она будет правильно воспринята окружающими, что ее жестокость не стимулирует насилие, присутствующее в обществе в латентном состоянии, а, напротив, усмирит его.

Впрочем, нельзя принимать во внимание только вынуждающее или запрещающее действие такого культурно-исторического ритуала, как процедура публичного наказания. Хотя в любую эпоху он предписывал­ся и освящался надличностным законом, обусловленным традицией и культурой, он при этом неизменно сохранял характер «любимой при­вычки». Созерцания мучений преступника на эшафоте, костре или ви­селице обусловливалось не только обязанностью, но и личным желани­ем того или иного человека, его любопытством и — даже — стремлени­ем поразвлечься. Как отмечал Н. Элиас, жители средневековых немец­ких городов специально собирались посмотреть на повешенных муж­чин-преступников, у которых в момент казни наступала эрекция. При­страстие к подобного рода зрелищам объяснялось их ярко выраженным общественным характером. Ритуал выступал здесь как активный сти­мул поведения всех членов общества.

Это становится ясно при рассмотрении тех целей, которые мог пре­следовать ритуал в процедуре публичного наказания. Первая из них -передача сообщения — служила мостиком к двум другим, в осуществле‘ нии которых, собственно, и проявлялась особенность ритуала как носи-

теля стимулов поведения. Этими целями были отведение агрессии, ее сдерживание и формирование дружеских связей (или хотя бы взаимопо­нимания) между членами сообщества. «Сведение множества разнооб­разных возможностей поведения к одному-единствеиному, жестко за­крепленному действию, несомненно, уменьшает опасность двусмыслен­ного сообщения», — указывал австрийский этолог К. Лоренц, специаль­но занимавшийся проблемой агрессии.

Эти и некоторые другие вопросы, связанные с ритуалом публичного наказания, будут рассмотрены ниже на примере смертной казни через повешение. Этот вид уголовного наказания был отнюдь не самым рас­пространенным в городах Европы в период позднего средневековья. Тем не менее, на его примере мы сможем последить все этапы и особенности процедуры, поскольку казнь через повешение следовала практически за все уголовные преступления — убийство, воровство, а также за политиче­ские преступления (lesemajeste). В некоторых случаях применялось со­жжение заживо (за колдовство или скотоложество), утопление (за дето­убийство), но в связи с относительной редкостью таких преступлений ис­точники содержат слишком мало сведений о процедуре наказания.

Что же касается казни через повешение, то она рассматривается в данном очерке на материале Французского королевства XIVXV вв., с привлечением примеров из судебной практики других европейских стран.

Как отмечалось выше, церемония в качестве ритуала должна, в ча­стности, нести функцию сообщения, то есть передачи однозначной ин­формации. В случае публичного наказания адресатом сообщения стано­вилась толпа горожан, окружавшая преступника и его стражу на пути от тюрьмы до места казни. Проблема передачи информации о виновно­сти человека и справедливости вынесенного ему приговора заключа­лась для судебных чиновников в том, чтобы сохранить полностью ее смысл и быть уверенными в правильном его понимании, учитывая по­рой весьма ограниченные способности обывателей к восприятию.

В любом культурно-историческом ритуале подобная задача реша­лась через усиление и утрирование оптических и акустических элемен­тов церемонии. В нашем случае таким элементом становился внешний вид приговоренного к смерти. Первое, с чем мы сталкиваемся здесь, это постепенное расставание преступника с теми земными благами, кото­рые он успел получить в жизни. Знаком такого расставания было пос­ледовательное изменение внешнего вида осужденного на протяжении всей процедуры. При выходе из тюрьмы и проходе по улицам города осужденный на смерть человек был одет в свое обычное платье и, сле­довательно, нес на себе знаки социальных, должностных и прочих раз­личий, которые в прежней жизни выделяли его из толпы. Так, напри­мер, начальник финансов французского короля Жан де Монтегю в день своей казни 17 октября 1409 г. был одет, в соответствии со своим ран­гом, «в ливрею», красно-белый широкий плащ, такую же шапку, в одну красную туфлю и одну белую». А Колине дю Пюизо, сдавший мост Сен-Клу арманьякам в 1412 г., был проведен по улицам «в чем был схва­чен», т.е. в облачении клирика.

Таким образом, внешний вид приговоренного к смерти ни в коем случае не отождествлялся с видом кающегося, который представал пред всепрощающим Господом в одной белой рубашке. Хотя некото­рые религиозные элементы могли дополнять облик осужденного (на­пример, он мог нести крест в руках или просить своих стражей остано­виться для молитвы перед церковью), они играли второстепенную роль. Указание на общественное положение преступника «в прошлой жизни» свидетельствовало о том, что за противоправное действие может быть наказан любой. Однако чаще всего обычный костюм осужденного на смерть дополнялся такими элементами, которые давали ясное представ­ление о составе совершенного преступления. Именно так, по мнению судей, достигалась большая информативная точность всего ритуала. Каждое конкретное преступление накладывало на внешний облик при­говоренного свой отпечаток. Так, например, человек, обвиненный в умышленном убийстве, должен был быть протащен за ноги по улицам города до места экзекуции. Виновный в случайном убийстве шел сам, но его руки были связаны спереди. Королевский чиновник, уличенный в изготовлении фальшивок, бывал клеймлен цветком лилии, а его голо­ву украшала корона из сфабрикованных им документов. За политиче­ское преступление (например, измену королю), как в случае с Жаном де Монтегю, человеку отрубали голову, а тело вешали на виселице.

Наибольший интерес вызывают дощечки с надписями, которые по­мещали на голове или на животе преступника. Там в краткой форме «большими красными буквами» был изложен состав преступления, об­стоятельства его совершения и мера наказания, выбранная согласно этим обстоятельствам. Памятная надпись могла быть также установле­на около места казни или на месте преступления. Такая дощечка явля­лась своеобразным итогом всего следствия и суда и должна была, по за­мыслу чиновников, напрямую знакомить обывателей с принятыми нор­мами права. Часто надпись появлялась, даже когда преступнику удава­лось бежать: в этом случае она служила горожанам напоминанием, что этот человек объявлен вне закона, ему нет места в родном городе, и всякий, кто окажет ему гостеприимство, сам автоматически станет право­нарушителем.

Но здесь возникает некоторое противоречие. Надпись, т.е. записан­ная информация, должна была быть прочитана. Неграмотность части (подчас значительной) городского населения создавала определенное препятствие для визуального контакта, следовательно, было необходи­мо использовать и устное сообщение о составе преступления. Вслух причину смертного приговора произносил как сам преступник, так и су­дебные чиновники — в зависимости от решения суда. Это могло про­изойти и во время продвижения процессии по городу, и уже на месте эк­зекуции. Устное сообщение носило, таким образом, характер повто­ряющегося ритуализированного действия, усиливавшего его информа­тивную ценность.

Внешний вид и действия преступника на пути к месту казни преД’ ставляли собой лишь первую составляющую строго разработанного рЯ» туала, где каждый элемент был подчинен правилам, требующим не-

укоснительного исполнения. Проходя по улицам города, приговорен­ный к смерти все еще принадлежал к миру живых и на своем последнем пути вступал с ними в контакт, сравнимый с действиями актера на сце­не — актера, выходящего на суд публики. Как актер, преступник прожи­вал за один раз всю свою жизнь: кем он был и кем становился с каждым шагом, приближающим его к виселице. Диффамация личности в этот момент достигала, по-видимому, своей высшей отметки, поскольку ожидание казни дополнялось нравственными страданиями. Так, во Фло­ренции XV в. у жителей было принято сопровождать такого рода про­цессию громкими негодующими воплями, возгласами ужаса и даже сле­зами. Устные издевательства часто сменялись избиениями и даже чле­новредительством, поскольку горожане обычно бывали вооружены, несмотря на многочисленные запреты. К примеру, в Венеции или Окс­форде чаще всего в ход шли ножи для резки хлеба, которые вообще за оружие не считались, и в задачи стражи, окружавшей преступника во время прохода по улицам города, входило не столько предотвращение возможного побега осужденного, сколько защита его от нападений тол­пы и от попытки самосуда.

Чтобы привлечь к действию побольше зрителей, время и место смертной казни были четко обозначены и практически неизменны. Процессия должна была пройти по определенным улицам, поскольку, как утверждают тексты судебных регистров, любое изменение маршру­та могло быть истолковано как нарушение закона. Включенность осо­бенностей городского ландшафта в процедуру публичного наказания лишний раз подчеркивала ее значимость. Так, в Венеции преступник должен был пройти вдоль всего Большого канала, а затем выйти на площадь Св. Марка, где его ожидала виселица, воздвигнутая между дву­мя символами городской власти: дворцом дожей и собором. В Лионе казнь совершалась у моста через Рону, куда осужденный в сопровожде­нии судебных чиновников и палача шел по главным городским артери­ям: по мосту через Сону, соединяющему центр города с окраинами, и по улице Мерсьер. Важно отметить и то обстоятельство, что местом казни обычно избиралось место, где совершалось наибольшее количество преступлений в городе. В Париже это были Гревская площадь, площадь LesHalles и свиной рынок. В Тулузе — площади Сан-Жорж и Сан-Этьен. В Венеции — площадь Св. Марка и мост Риальто, где в 1360 г. властям пришлось увеличивать число ночных патрулей, поскольку 37% всех за­регистрированных преступлений приходилось именно на эти два места.

Постоянство места способствовало наибольшему стечению народа. (Вспомним, что и балаган с заезжими актерами или театр марионеток сначала ехали по улицам, собирая любопытных, которые бежали за ни­ми до самой площади). Зрителей привлекали крики глашатаев, звуки труб и барабанов. В особо важных случаях горожан собирали специаль­ными постановлениями. Время также выбиралось наиболее удобное для большинства жителей города. Церемония всегда происходила днем, а не ночью, что явилось бы грубым нарушением ритуала казни. В 1405 г. пре-во Парижа было предъявлено обвинение в казни нескольких воров «ве­чером, тайно, под покровом тьмы». Раннее утро также исключалось, «так как еще никто не проснулся». Оптимальным временем считался полдень, желательно, в рыночный день. В 1403 г. в Каркассоне истцы протестова­ли против исполнения смертного приговора в пятницу, поскольку «приня­то» (onaaccoustume) это делать «по субботам и в рыночные дни, между 11 и 12 часами дня». Полностью исключались для казни дни религиозных праздников (т.е. почти половина всех дней в году).

Итак, процессия достигала места казни. Именно здесь происходило окончательное расставание преступника с миром живых. Если на ули­цах осужденный находился в толпе зрителей, хоть и отделенный от них стражниками, то теперь он оставался один на один с палачом. На пос­леднем этапе процедуры публичного наказания между зрителями и осужденными пролегала граница, которая лишь условно носила мате­риальный характер: место казни окружалось стражей. Эшафот в сред­ние века применялся исключительно в случаях измены королю, когда преступнику, прежде чем вздернуть его на виселице, отрубалась голова. Виселица же устанавливалась прямо на земле.

Отношения между осуженным и палачом заслуживают особого внимания. Именно ответственность палача за правильное исполнение приговора являлось основой и сущностью последнего этапа публичного наказания в средние века. Она имела непосредственное отношение к ритуалу казни и его второй функции — направлению агрессии в безопас­ное русло. Палач встречал осужденного перед виселицей или эшафотом и сам переодевал его в белую рубашку смертника. Расставание с одеж­дой символизировало окончательное прощание с жизнью и, прежде все­го, с тем местом в общественной иерархии, которое ранее занимал пре­ступник. Такое переодевание было неотъемлемой частью ритуала и имело место всегда, даже если палач очень торопился. Вновь громко со­общался состав преступления, за которое человек должен был про­ститься с жизнью. В редких случаях приговоренному могла быть даро­вана особая милость: о его преступлении объявляли после казни. Так, например, прево Парижа Пьер дез Эссар, казненный в 1413 г., «молил всех господ [судей], чтобы его дело не было бы оглашено прилюдно до того, как его обезглавят, и ему было разрешено».

Казалось бы, момент смерти неотвратимо приближался. Однако преступнику, строго в соответствии с установленным ритуалом, в пос­ледний раз предоставлялась возможность оспорить решение суда. По­рой осужденный на смерть имел право затеять борьбу со своим пала­чом. Хотя чаще всего такой «поединок» бывал совершенно фиктивным, в случае победы преступник мог рассчитывать на изменение своей уча­сти. Например, в 1403 г. в Сан-Квентине во время борьбы палач упал на землю, и толпа горожан потребовала от королевского прево освобо­дить победителя, что и было сделано. Безусловно, такая схватка имела непосредственное отношение к Божьему суду, и ее исход, в представле­нии средневековых обывателей, да и самих судей, зависел от решения Свыше. Казнь могла прерваться и совсем уже чудесным образом — или веревка обрывалась, или лестница оказывалась слишком коротка для виселицы. Все это истолковывалось как божественный знак невинов-ности осужденного. Во Франции существовал также обычай, по которО’

му любая девушка могла заявить о желании взять осужденного на смерть преступника в мужья, и в таком случае, при полном одобрении окружающих, их брак заключался прямо у подножия виселицы.

Все возможности избежать наказания подчеркивали, что правом простить преступника обладал только Бог, и никакая светская власть не была в состоянии оспорить его решение. Однако, нужно отметить, что подобных примеров в источниках позднего средневековья все-таки очень мало, и обычно действие доходило до своего логического конца.

Следующим необходимым по ритуалу этапом процедуры было про­щение, даруемое жертвой своему палачу. «Когда он увидел, что должен умереть, он преклонил колени перед палачом, поцеловал маленький се­ребряный образок на его груди и весьма кротко простил ему свою смерть», — описывал казнь Жана де Монтегю парижский буржуа. Этот жест крайне символичен и важен для понимания всего ритуала экзеку­ции. Прощение осужденного должно было как бы примирить палача с собравшейся публикой. Конечно, к XIVXV вв. для обывателей была в общем ясна разница между частным лицом и представителем офици­альной судебной власти, ясен характер казни как официального акта. К тому же присутствие судебных чиновников, прево или его лейтенанта было обязательным при исполнении каждого смертного приговора. Аб­солютная законность действия как бы лишала его характера частного явления и сводила на нет возможные проявления агрессии или мести. Гарантом же законности смертной казни выступала толпа зрителей, присутствовавших при экзекуции. В противном случае палач, приводя­щий в исполнение смертный приговор, мог бы рассматриваться как убийца, а это, в свою очередь, открывало возможность для мести со стороны родственников или друзей «убитого». Прощение преступника предотвращало это, и, в какой-то мере, возможно, подчеркивало поло­жение палача как официального лица, а казни — как официального ак­та. К тому же, прощение убийцы убиваемым предусматривается христи­анскими заповедями.

Как уже отмечалось, горожане собирались вокруг преступника, влекомого к месту казни, постепенно, по мере продвижения процессии. Важно учитывать то обстоятельство, что сам осужденный был крайне заинтересован в наибольшем числе зрителей, так как к ним в случае не­обходимости он мог обратиться за поддержкой. Для своего спасения преступники шли на различные уловки. Удачнее всего было притво­риться клириком, поскольку закон запрещал применение смертной каз­ни к людям духовного сана. В 1406 г. некий вор из Сан-Квентина на пу­ти к месту казни кричал «Я — клирик, я — клирик!» так громко, что со­бралась «толпа в тысячу человек», которая требовала немедленного пе­ресмотра дела. Регистр уточняет, что совет подала преступнику жена тюремщика, велев кричать не у выхода из тюрьмы, «поскольку там не­достаточно людей, а посреди города, перед зданием суда».

Таким образом, именно зрители становились свидетелями точного исполнения ритуала, являясь одновременно как бы последними судьями преступника на этом свете. К их помощи взывал он при победе над па­лачом, на их поддержку рассчитывал в случае с женитьбой. Толпа на- блюдала чудеса, происходящие с орудиями палача — веревкой или лест­ницей, — и могла подтвердить невиновность осужденного. В такие мо­менты горожане, как бы вовлекались в судебную процедуру, с их мне­нием чиновники обязаны были считаться. Если же этого не происходи­ло, толпа могла взбунтоваться и помешать проведению казни. Видимо, именно такие действия толпы побудили парижского прокурора заявить в 1406 г.: «Те, кто мешает казни приговоренных к смерти, совершает тягчайшее преступление (haultcrimemaxima)».

Впрочем, свидетельство зрителей о божественном вмешательстве в дела светского суда не сразу освобождало преступника от уголовной от­ветственности. Горожане в данном случае были всего лишь свидетелями и могли требовать не отмены смертного приговора, а пересмотра дела, т.е. продолжения следствия. Однако единство мнений судебных чиновни­ков, выносивших приговор, и горожан, собравшихся посмотреть на его исполнение, было необходимо. И те, и другие должны были прийти к вы­воду о необходимости и справедливости смертной казни в каждом кон­кретном случае. Только так достигалась третья цель подобной процеду­ры — единение разобщенных индивидов с целью защитить жизнь свою и своих близких от опасности, исходящей от мира преступников.

Присутствие зрителей при экзекуции требовалось не только осуж­денному. В неменьшей степени оно было необходимо и судебным вла­стям, ибо наказание не оканчивалось в момент смерти преступника на виселице. Душа умершего человека продолжала страдать и после окон­чания официальной процедуры. По закону труп нельзя было похоро­нить на кладбище, и он оставался на виселице по многу лет до полного разложения. (Незнание этого обычая нередко порождает мнение, будто в средние века смертная казнь была распространена наиболее широко, что свидетельствует об особой жестокости правосудия той эпохи. Дей­ствительно, виселицы редко пустовали, но по другой причине).

В особо важных случаях, когда состав преступления того заслужи­вал, тело осужденного на смерть подвергалось расчленению, что симво­лизировало невозможность воскрешения даже в Судный день. Напри­мер, уже упоминавшемуся Колине дю Пюизо были отрублены голова, руки и ноги и выставлены на всеобщее обозрение «на главных воротах Парижа», а тело в мешке вывешено на виселице. Части тела могли так­же отправить на непосредственное место преступления, как поступили в конце XIV в. с несколькими французскими сеньорами, перешедшими на сторону англичан. Их тела остались висеть в Париже, а головы «бы­ли отправлены в Нант в Бретани для того, чтобы выставить на воротах за предательство по отношению к этому городу и на вечную память (а perpetuelmemoire)».

«Вечная память» о свершившемся преступлении и наказании за не­го не только возвращала горожанам уверенность в том, что они восста­новили нарушенный порядок, покарали виновного и вновь обрели мир и спокойствие. Созерцание на протяжении долгих лет полуразложив­шегося трупа на виселице в первую очередь должно было служить на­поминанием о недопустимости повторения подобного преступления другими людьми. Смертная казнь в средние века выступала, таким об-

разом, не только как примерное наказание одного человека, но и как наказание примером — примером для всех остальных жителей города. Собственно, весь ритуал смертной казни свидетельствовал о том, что основное внимание судей было уделено не преступнику, а именно зри­телям. Для них создавалась особая атмосфера церемонии: почти теат­ральная зрелищность атрибутов, нарочитая медлите л ьноость процеду­ры, исключительная доходчивость символики. Жестокость наказания не отталкивала зрителей, напротив, она притягивала, вызывая чувство торжествующей справедливости.

Городские судебные власти решали таким образом двойную задачу. Во-первых, они пытались предотвратить рост преступности на вверен­ной им территории; во-вторых, укрепляли собственный авторитет. Прибегая к ритуалу, следуя в точности его правилам и призывая в сви­детели своей справедливости все тех же горожан, власти убеждали их в законности насилия, применяемого по отношению к преступникам. Ре­зультаты этой деятельности не замедлили сказаться. Уже с конца XIV в. королевские суды в городах Англии и Франции получили исключитель­ное право самостоятельно возбуждать уголовные дела, не используя до­носы и слухи, а ссылаясь лишь на собственное мнение об имевшем мес­то нарушении закона. Смертная казнь в качестве одного из видов нака­зания становилась орудием власти по управлению подданными. Та же ситуация наблюдалась в Испании, где набирали силу суды Инквизиции, и в Италии, в некоторых городах которой, по выражению хрониста, по­падалось «больше отрубленных голов, чем дынь на рынке».

Охраняя свою сущность, свою целостность, свою безопасность, средневековый город, как и все общество, на насилие отвечал насилием.

ЛИТЕРАТУРА

Ямпольский М. Жест палача, оратора, актера // AdMarginem’93. M., 1994. С. 21-70.

 

автор опубликовано в рубрике Статьи из научных сборников | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция