Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

КАДЕТЫ В РОССИИ И В ЭМИГРАЦИИ статья из журнала

Февраль23

 

Либеральные идеи вновь начинают занимать значительное место в обще­ственно- политической жизни нашей страны, отсюда повышенный интерес к истории либерализма. Витриной российского либерализма, его главной партией в первых двух десятилетиях XX в. являлась партия кадетов — партия Народной Свободы. В этой партии, ее программе и политике наиболее органично и полно сочетались идеи российского и западного либерализма, имевшие как общее, так и особенное в своем содержании.

В последние годы историография кадетской партии значительно пополнилась за счет новых отечественных и зарубежных трудов.

Процесс формирования кадетской партии начался в 1902 г., когда под воз­действием нараставшего революционного движения в России ускорилось полити­ческое размежевание и политическое самоопределение различных классов и слоев российского общества. Приступила к организации своих сил и либеральная буржуазия. В июле 1902 г. за границей вышел первый номер нелегального журнала «Освобождение», явившийся органом либеральной оппозиции. Перво­начально редактировать журнал было предложено Павлу Николаевичу Милюкову, будущему лидеру партии кадетов.

Многие либералы, будущие кадеты, в своих политических расчетах исходили из необходимости, по примеру английских либеральной и лейбористской партий, совместных действий с российскими социалистами. В октябре 1904 г. группа руководителей «Союза освобождения» во главе с Милюковым (под фамилией Александрова) участвовала в Парижской конференции «оппозиционных и рево­люционных партий» России. Кроме «Союза освобождения» на ней были пред­ставлены партии и организации Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Грузии, Армении и некоторых других национальных окраин страны. Милюков предсе­дательствовал на этой конференции и направлял ход ее работы. Но отказ РСДРП участвовать в конференции снизил ее эффективность.

Тем не менее «Союз освобождения» еще какое-то время не оставлял попыток утвердить в российском освободительном движении компромиссные начала. После возвращения в апреле 1905 г. из США Милюков выступал с лекциями в Москве и провинции на тему «сближения либералов с социалистами». Но вскоре вынужден был признать крах своих надежд: «Я исходил из формулы единения социалистов и «либералов», подкрепленной, умеренностью английских социалистов. Но, увы, для наших социалистов она оказалась неприемлемой». Милюков далее признавал, имея в виду безуспешность своей встречи с Лениным, что «не заметил» и даже «не предвидел» тогда рост революционных направлений в российской социал- демократии, исходивших из ведущей роли рабочего класса и установления его диктатуры.

Либералы, являясь принципиальными сторонниками мирных, законных ме­тодов борьбы, не хотели создавать нелегальную партию. Подготовка к выборам в законосовещательную булыгинскую думу, за которую в конце концов выска­залось большинство членов будущей кадетской партии, казалось бы, предоставляла возможность для легальной деятельности.

Кадетская партия была фактически первой демократической партией России, открытой политической организацией, приспособленной к парламентской дея­тельности. Ее учредительный съезд состоялся 12-18 октября 1905 г. в Москве. Вступительное слово на нем было поручено сделать Милюкову. На следующий день после царского манифеста от 17 октября, 18 октября, на съезде было объявлено о создании конституционно-демократической партии — партии кадетов. Так как это название было малопонятно населению и нередко отпугивало его, на втором съезде, состоявшемся через два месяца, в январе 1906 г., было решено добавить в виде подзаголовка второе название: партия Народной Свободы. Па­радокс заключался в том, что царские власти так и не зарегистрировали устав кадетской партии, т. е. формально она действовала как нелегальная партия, хотя фактически кадеты почти не подвергались преследованиям.

Согласно принятому на учредительном съезде уставу высшим органом кадет­ской партии являлся партийный съезд, созываемый не реже одного раза в год, Избираемый на нем Центральный комитет состоял из двух отделов: Петербургского и Московского. Петербургский отдел занимался дальнейшей разработкой пар­тийной программы, законопроектов для внесения в Государственную думу руководством думской фракцией. Московский отдел — в основном организацион­ными, агитационно-пропагандистскими и издательскими вопросами. В уставе было зафиксировано, что губернские и областные комитеты кадетов избирались сроком на один год соответственно губернским или областным съездом партии. Им давалось право организовывать городские, уездные и порайонные комитеты.

Кадеты, как и большинство российской интеллигенции того времени, были сторонниками европейской модели развития России. Один из ведущих идеологов кадетов А. С. Изгоев, касаясь этой темы, писал: «Своими глубочайшими корнями она, как и вся образованная Россия, привязана к петровской реформе, Новикову, Радищеву и декабристам. В тесных идейных и даже личных связях она находится с народовольцами и примыкавшими к ним земско-либеральными кругами». Здесь мы видим преимущественно перечень реформаторов, общественно-политических деятелей и движений, которые ори­ентировались на Европу.

В начале XX в. многие кадеты, в отличие от наших нынешних «реформаторов», признавали прогрессивность социалистической идеи, ограничения частной собственности, государственного регулирования рыночной экономики. Было, конечно, среди кадетов и немало ортодоксальных сторонников капиталистического способа производства, частной собственности, полной свободы рыночных отношений. Были среди них и такие, кто прибегал к социалистической идее из соображений политической целесообразности. Об этом писал Струве: «Социализм, прямо скажем, никогда не вызывал у меня каких-либо волнений, а еще меньше увлечений… Социализм интересовал меня главным образом как идеологическая сила, которая… могла быть направлена либо на завоевание гражданских и политических свобод, либо против них».

Следовательно, кадеты в своем партийном строительстве исходили из того, что партия не может и не должна «слишком прочно и тесно связываться с наукой, с научной теорией», что ей «незачем заранее и раз навсегда прикреплять себя к определенной доктрине», так как в нее могут входить «люди разных теоретических взглядов», но одних политических убеждений».

Интересна эволюция взглядов кадетов по вопросу государственного устройства России. Их идеалом была английская конституционная монархия, когда ограни­ченный парламентом король царствует, а не правит. Конституционная монархия являлась для кадетов символом эволюционного, а не революционного развития страны, законной связи настоящего с прошлым. И тем не менее на первом кадетском съезде программы о государственном строе страны был сформу­лирован следующим образом: «Конституционное устройство Российского государства определяется основным законом».

После свержения самодержавия кадеты во главе со своим лидером приложили большие усилия для спасения монархии, Выступая на одном из первых заседаний Временного правительства, Милюков говорил, что оно одно, без монарха как привычного для масс символа власти является «утлой ладьей, которая может потонуть в океане народных волнений». И, только убедившись в полной своей изолированности по этому вопросу в стране, они вынуждены были отказаться от своих первоначальных замыслов. Седьмой съезд в марте 1917 г. в третий раз изменил программы партии, который теперь гласил: «Россия должна быть демократической парламентской республикой. Законодательная власть должна принадлежать народному представительству. Во главе исполнительной власти должен стоять президент республики, избираемый на определенный срок народным представительством и управляющий через посредство ответственного перед на­родным представительством министерства».

Следовательно, в кадетской программе была четко сформулирована мысль о парламентской, а не президентской республике. Президент, в отличие от народных представителей, избирается не на всенародных выборах, а самим народным представительством, которому одному принадлежит вся законодательная власть в стране и перед которым, а не перед президентом, ответственно правительство. Для того, чтобы в данном вопросе не было каких-либо двусмысленностей, в уточнялось: «Ни одно постановление, распоряжение, указ, приказ и тому подобный акт, не основанный на постановлении народного представительства, как бы он ни назывался и от кого бы ни исходил, не может иметь силы закона».

Таким образом, программа кадетов не дает ни малейших оснований трактовать их взгляды на государственный строй России как взгляды сторонников прези­дентской республики, что пытаются доказать некоторые сторонники принятой недавно у нас конституции. Это и не могло быть иначе, ибо одно из основных кредо либерализма — верховенство коллективного, всенародно избранного пред­ставительного органа над властью одного лица, кем бы он ни был: монархом или президентом. Нам представляется, что кадеты учитывали и исторические особенности России, в которой государственный строй долгое время был само­державным и весьма сильные в связи с этим традиции авторитаризма могли трансформировать сильную президентскую власть в диктатуру одного лица.

Следует заметить, что, отрекшись на словах в марте 1917 г. от монархии, многие кадеты не перестали быть ее сторонниками и надеялись на реставрацию. Милюков, «всем сердцем присоединившийся», по его словам, к решению съезда о республиканской форме правления, в то же время в своем окружении говорил, что «провозглашение партией республики сделано по настоянию московских кадетов. Он же думает, что Россия не доросла до республики».

Менялись взгляды кадетов и в другом важном вопросе — об Учредительном собрании. Первоначально они включили требование о его созыве в программу. Но после декабрьского вооруженного восстания 1905 г., когда обнаружился спад революционной волны, изменили свою позицию. Уже на втором партийном съезде кадетов было решено отказаться от программного требования Учреди­тельного собрания и заменить его требованием Государственной думы «с учредительными функциями» для выработки конституции, которая должна быть утверждена царем. В архиве хранится любопытная «Записка о термине «Учре­дительное собрание» и о взгляде кадетов на него», в которой, в частности, говорится: «Термин «Учредительное собрание» дает повод к недоумениям… По мнению крайних, Учредительному собранию принадлежит полнота правления… Партия кадетов не разделяет взгляда на полновластность Учредительного собрания. Единственная надежда партии — выработать с помощью его конституцию при сохранении существующих условий и при сохранении монархии».

После Февральской революции кадеты вновь поставили вопрос об Учреди­тельном собрании в повестку дня. На седьмом съезде они декларировали, что партия стоит за созыв его в «возможно кратчайшие сроки», в конце лета или в начале осени 1917 г. Этот срок Временное правительство и входившие в него партии, вчастности кадетская, не выдержали, дважды переносили. Выборы в Учредительное собрание состоялись уже после Октябрьской революции, в середине ноября 1917 г. В это время кадеты вновь проявили к нему большую заинтересованность, надеясь использовать его для борьбы против советской власти. Теперь, в отличие от дофевральских времен, они выдвинули лозунг: «Вся власть Учредительному собранию!». Но после неудачи на выборах, когда кадетская партия получила на них лишь 4,7 % голосов, и особенно после разгона собрания большевиками в январе 1918 г. кадеты вновь остыли к идее Учредительного собрания. Попытки эсеровских и меньшевистских деятелей добиться поддержки кадетов в вопросе о возобновлении работы Учредительного собрания встретили отказ.

Произошли подвижки в кадетских взглядах и по национальному вопросу. Эта часть программы кадетов предусматривала не политическое, а только культурное самоопределение, под которым подразумевалась свобода языка и наречий, свобода основания и содержания учебных заведений и всякого рода собраний, союзов, учреждений, имеющих целью сохранение и развитие языка, литературы и культуры каждой народности. Имелось в виду получение на родном языке только начального образования, а в отношении дальнейшего употреблялась ого­ворка: «по возможности». Таким образом, кадеты являлись сторонниками «единой и неделимой России». Даже в отношении насильственно присоединенных Польши и Финляндии в кадетской программе предусматривалось не государственное отделение их от Российской империи, а лишь расширение внутренней автономии. Национальный вопрос был в повестке дня двух поелефевральских кадетских съездов — восьмого и девятого, состоявшихся соответственно в мае и июле 1917 г. На восьмом съезде он обсуждался в связи с проблемой местного самоуправления. Кадетский ЦК еще раз выступил против предоставления каких-либо политических прав национальностям, входившим в состав России, и против ее федеративного устройства. «Сохранение государственного единства России — это тот предел, которым диктуется крайнее решение партии»,— заявил Милюков. В программу были внесены лишь незначительные изменения и дополнения в области статуса российского и местных национальных языков.

Кадеты и их лидер приложили максимум усилий, чтобы спасти страну, увести ее от гибельного пути, на который она, по их мнению, вступила в февральские дни. При этом они исходили из следующей милюковской посылки: «Революцию нельзя было предотвратить, но взять революцию в руки, канализировать ее было… возможно в течение первого времени».

Но общая обстановка в стране, характеризовавшаяся двоевластием, а фак­тически безвластием, нарастанием выступлений рабочих, солдат, крестьян, тре­бовавших немедленных, не соответствовавших материальным возможностям стра­ны политических и социальных уступок, не позволила кадетам провести рос­сийский государственный корабль путем эволюции, постепенного политического и социального реформирования. Период от Февраля к Октябрю был заполнен не созидательной деятельностью, а политическими кризисами, разрушительная сила которых все более усиливалась.

Кадеты встретили Октябрьскую революцию крайне враждебно и сразу вклю­чились в борьбу с ней. 27 октября кадетский ЦК принял воззвание, в котором резко обвинял большевиков в мятеже, призывал не признавать власти Совет народных комиссаров и выступить против него. «Мы, — говорилось в воззвании, — приветствуем все учреждения и организации, объединяющиеся в борьбе против большевистского захвата, и призываем членов партии всеми силами содействовав этой борьбе».

Допущенные кадетами ошибки стали роковыми для их партии. Но это не означает, что деятельность кадетов канула в Лету. Они оставили исторический опыт, который предостерегает российский либерализм от новых поражений, служит источником новых идей, новых теорий. Надо уметь использовать все ценное, что было накоплено в прошлом.

Кадеты в России и в эмиграции // Новая и новейшая история. – 1995. — № 4. – С. 44-63.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция