Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ РУССКО-КРЫМСКИХ ОТНОШЕНИЙ ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XVI века статья из научного сборника

Февраль23

 

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ РУССКО-КРЫМСКИХ ОТНОШЕНИЙ

второй четверти XVI в.

Русско-крымские отношения в XVI в. уже изучались в со­ветской исторической литературе. Отношения Российского го-государства и Крымского ханства первой четверти XVI в. де­тально исследованы В. Е. Сыроечковским ‘, а второй половины XVI в.— А. А. Новосельским 2. Данные о торговле между Русью и Крымом обобщены в монографии М. В. Фехнер3. В ряде работ русско-крымские отношения рассматриваются как составная часть международных отношений в Восточной Европе и в плане изучения восточной политики Российского’ государства в XVI в. Однако русско-крымские отношения вто­рой четверти XVI в.— времени усиления влияния султанской Турции в Крыму и подготовки присоединения к Российскому государству Среднего и Нижнего Поволжья —до сих пор еще не стали темой углубленного исследования. Не изучены в должной мере и основные источники по этой теме — сохра­нившиеся Посольские книги Крымских дел за 30—40-е годы XVI в.

Настоящее сообщение написано на основании изучения материалов этих Посольских книг, находящихся в Централь­ном государственном архиве древних актов. Задача его — ввести в научный оборот и обобщить некоторые новые данные о деятельности так называемой «московской партии» в Кры­му. Думается, что такого рода предварительные наблюдения помогут монографическому изучению вопроса о русско-крым­ских отношениях в середине XVI в.

   R      F.    Гыппрцгпягкий      Mir

Известно, что внутренняя и внешняя политика Крымского ханства XVI в. являлась продолжением золотоордынской политики и что крымские феодалы основной источник дохода видели не в развитии производительных сил, а в ограблении, соседних стран и получении принудительных платежей («по-минков»). Власть крымского хана в середине XVI в. в зна­чительной степени ограничивалась как местными крупными феодалами, так и турецким султаном. Феодальные группиров­ки постоянно боролись за власть и влияние при дворе и в вопросах внешней политики, точнее — в выборе направле­ния для набегов, придерживались подчас различной ориента­ции. Сторонники мирных отношений с Российским государ­ством принадлежали к так называемой «московской» груп­пировке  (или «партии»).

Зная о зависимости хана от других крупных феодалов,. русское правительство непосредственно было связано не толь­ко с ханом, но и с его родственниками и отдельными вельмо­жами. С ними велась переписка, им посылались поминки, от них требовали клятвы на «шертных грамотах», на которых клялся хан4. «Росписи» поминкам хранились в Москве у каз­начеев, где «приближенные» к хану лица были «в списке за­писаны» 5. Русские послы всегда старались искать среди при­дворных хана таких людей, от которых «можно чаяти службы»,. и тем, кто «х тому делу пригожи» б, обещали «государево жа­лованье».

Грамоты от хана и от многих «князей и мурз» привозили п Москву и крымские послы, и гонцы. Проследить это точно,, однако, невозможно, так как в Посольские книги включались переводы не всех грамот. Например, гонец Сахыб-Гирея при­вез в январе 1546 г. в Москву две «царевых» и 20 «княжих грамот», в крымских же делах помещены переводы только «царевых грамот»7. В первую очередь, видимо, переводились грамоты хана, калги (наследника престола) и главы так на­зываемой «московской партии» в Крыму, и содержание их сразу же докладывалось государю и его советникам.

Исследователи отмечают, что особенно большую роль в сношениях Российского государства и Крымского ханства играли «амияты» (в переводе буквально: «приятели»), «добро­хоты» русского правительства яшловские беи Сулешевы. Ами-ятство     было    наследственной    привилегией     этой    знатной  фамилии, получившей имя от Сулеш-бея, сына одного из спод­вижников Ногая.

Богатые землевладельцы (их «бейлик»—удел — находился близ Бахчисарая), «карачи»— постоянные советники хана, входившие в состав его «малой думы»,— Сулешевы на про­тяжении XVI и XVII вв. не раз посредничали в дипломатиче­ских отношениях между двумя государствами: «шертовали» (давали «шерть» — клятву) за хана и за весь Крым, выступа­ли в роли послов, участвовали в обмене посольствами, вели от имени хана переговоры с московскими послами. Сулешевы по­лучали из Москвы «поминки», им оказывались особые поче­сти. Двое Сулешевых в конце XVI — начале XVII в. остались служить в России; сын одного из них хорошо известен как крупный администратор в Сибири. Связи Сулешевых с рус­ским правительством были в конце XVII в. настолько крепки­ми, что, по их словам, «они, Сулешевы, от басурман в подозре­нии» 8.

В исторической литературе о Сулешевых пишут как о ру­ководителях так называемой «московской партии» при крым­ском дворе. Во главе «московской партии», по-видимому, на­ходился старший в роде Сулешевых, глава этой фамилии, так как бейлик яшловских беев переходил по наследству во вла­дение не от отца к сыну, а к старшему в роде 9.

Характер и значение деятельности «московской партии» в первой четверти XVI в. определены в исследовании В. Е. Сы-роечковского. Крымские вельможи — «доброхоты» московско­го государя — должны были влиять на внешнюю политику ханства в выгодном для Руси направлении, препятствовать набегам крымских татар на русские земли. Они же были для русского правительства, послов и гонцов источником разно­образной информации. Ханы, конечно, знали об этом и неред­ко именно через таких амиятов старались действовать при московском дворе. Расположение амиятов поддерживалось поминками, часть которых распределялась между их сторон­никами и использовалась для вербовки новых амиятов 10. Наблюдения В. Е. Сыроечковского можно распространить и на русско-крымские отношения середины XVI в. с той, одна-

 

ко, существенной разницей, что внешняя политика Крымского ханства к середине столетия в большей степени стала зави­сеть от турецкого султана и влиять на нее было гораздо труд­нее п.

Подобные «московские партии» имелись в те годы и в дру­гих «юртах» — Казанском и Астраханском ханствах, Ногай­ской орде. В сношениях с ними у русского правительства выработались определенные дипломатические приемы; их сход­ство легко заметить при сравнении данных крымских и ногай­ских посольских книг, а также летописных известий о рус­ско-казанских отношениях. Поэтому уточнение данных о дея­тельности «московской ‘Партии», в Крымском ханстве позволит полнее представить характер деятельности таких феодальных группировок и в других ханствах. Особенно важно это для ис­тории тех юртов, материалы о посольских сношениях Россий­ского государства с которыми не сохранились (Казанское и Астраханское ханства).

В первой половине и в середине XVI в. руководителями «московской партии» при Крымском дворе были Аппак, его братья Магмедша (Мухаммед-ишан), Кудояр и Халиль, сын Аппака Тагалды и сыновья Магмедши — Салимша (Селим-ишан)  и Сулеш (Сулейман-ишан)  Сулешевы.

Лппак писал Василию III в 1515 г.: «Яз как своему госу­дарю холопство чиню, так и тебе холопство чиню, ты ве­даешь» 12. О том же читаем и в грамоте Кудояра Василию III от февраля 1518 г.: «На Цареве дворе с братом своим с ста­рейшим Аппаком князем и в день и в ночь всею мыслью на твоей есмя работе, а холопство, наше твои бояре Василий Шадрин и Илья Челищев (московские представители в Кры­му.— С. Ш.) видели, и вспросишь их, и они тебе наше холоп­ство скажут познатыо» 13.

Сходные слова встречаем и в грамоте Тагалды Ивану IV от января 1535 г.: «Как своему государю добро хотим, также и тобе, государю, добра хотим; а которые твои зде послы хо­дят и гонцы, и те то видят, как своему государю служим, так и тебе служим» н.

В Москве, действительно, «ведали» о «холопстве» Сулеше­вых и присылали Аппаку и его родственникам особые грамоты и поминки, обещая даже «за службу свое жалованье и свы­ше… держати» 15. Русским представителям в Крыму наказы-валось действовать в контакте с Сулешевыми, и успех миссии посла или гонца в XVI в. во многом зависел от главы «мос­ковской партии», от его желания и умения привлечь на сто­рону Российского государства имеющих вес сановников, гла­варей знатных родов, от его влияния при ханском дворе.

Аппак неоднократно писал в Москву, участвовал в пере­говорах с русскими послами, сообщал им о намерениях и по­ступках хана и его «карачеев» (карачи), указывал, кому посылать поминки, и распределял эти поминки; наконец, в 1519 г. он был отправлен «большим послом» в Москву. По­зиция Аппака была, однако, неустойчивой: подчас он откро­венно выражал недовольство поминками, а в 1521 г. вовсе изменил Василию Ш. По официальной летописи, именно Аппак советовал хану идти походом на Москву в 1521 г.|Г>

В 1530—1540 гг. Сулешевы стали снова амиятами великого князя, были послами в Москве, но и их «дружба» по-прежне­му не была надежной. В августе 1542 г. Сулеш участвовал в на­беге на Рязанскую землю 17.

Послами были Сулеш (прибыл в Москву 5 мая 1539 г., от­пущен 2 сентября 1540 г.) 1S, Тагалды (в 1540 г.) 19 и Салим­ша, который умер в Москве в 1545 г. 20

Назначение послом в Москву кого-либо из Сулешевых всег­да свидетельствовало либо о желания хана поддерживать добрососедские отношения с московским великим князем, либо о его стремлении добиться от русского правительства каких-то особенно важных уступок с помощью дипломатии. Не случайно Тагалды, прибывший во главе посольства в Мо­скву, заявил от имени хана, что тот хочет с Иваном IV «быти в сердечной дружбе, лутче Минли Гирея» 2|.

По пути из Крыма Сулешевым даже дозволялось, в извест­ной степени, нарушать дипломатические нормы и отправлять­ся из Путивля (обычное место встречи и размена послов обоих государств в XVI в.) в Москву, не дожидаясь приезда в Пу-тивль русского посла к хану. В грамоте Ивана IV послу в Крыму П. В. Борисову от 11 февраля 1546 г. по поводу размена послов высказывается пожелание, чтобы крымский посол не

дожидался московского, и припоминается: «А и наперед того Сулеш. и Тагалды и Салимша князь шли к государю нашему, не дожидаясь государя нашего послов, и они (т. е. новые пос­лы.— С. Ш.) и ныне по тому ж к нам шли»22.

В Москве выделяли Сулешевых, устанавливая им, види­мо, более «высокий корм». Так, Сулешу в 1539 г. велено было «жалованье давати как отцу его Магмедше и дяде его Аппаку князю, корм давати по записи, как корм давали Аппаку»23.

Зная хорошо московские посольские обычаи, недовольный встречей «на Украине» Сулеш вздумал даже жаловаться на своего пристава, и жалоба его была удовлетворена.

Русское правительство и его представители в Крыму (пос­лы и гонцы) старались всегда повлиять на выбор ханского посла в Москву, следили за тем, чтобы им оказался сторонник русской ориентации и человек знатный и приближенный к хану, лучше всего — кто-либо из Сулешевых.

Русскому представителю предписывалось уговаривать же­ланного кандидата отправиться послом в Москву, обещать ему особые подарки. Любопытен наказ Г. И. Совину: «И нечто, которой ис тех к великому князю ехати зачем не похочет… и тому… говорити, чтоб пошел к великому князю, а князь великий того пожалует свыше своим жалованьем… да, как мочно о том говорити, чтобы поехали из них который к вели­кому князю». Тагалды и Салимше—кандидатам в послы — велено было напомнить, как Василий III «жаловал своим жа­лованьем» их отцов Аппака и Магмедшу24.

Крымское правительство согласилось отправить-в Москву «по прошению» великого князя Тагалды — «своего большого посла, доброго своего человека», но потребовало за это, что­бы Иван IV послал в Крьш «своего большого посла, доброго своего человека княз Василья Шуйского или Овчину», при­слал бы «большую казну» и не воевал бы с Казанью 25.

А когда в 1537 г. ханское правительство не утвердило по­слом ни одного из угодных Москве кандидатов (первыми из них назвали Сулешевых), назначенный уже «большим пос­лом» князь А. И. Стригин-Оболенский заменен был менее за­метным и менее знатным князем Василием Мезецким. Сам Стригин, стремившийся избежать этого опасного и ответствен­ного поручения, мотивировал свой отказ ехать к хану местни­ческими мотивами. В челобитье Ивану IV он писал: «А ныне Ислам  (Ислам-Гирей,— С. III.) к тебе, ко государю, послал  посольством Темеша, и того государь, Темеша в Крыму не знают и имене ему не ведают, и в том бог волен да ты госу­дарь, опалу ли или казнь на меня, на своего холопа, учинишь, а мне, государь, противу того Исламова посла Темеша не мочно ити» 26.

В 1530-е годы Сулешевы извещают московское правитель­ство о походах крымцев на Литовскую землю, приписывая это своему «совету», о распрях между Гиреями, передают речи в ханской «думе» русским послам (а мы «послу уверились») 27, посылают об этом грамоты в Москву. Гонцы хана в Москву нередко одновременно были и гонцами главы «московской партии» и служили живой связью между московским прави­тельством и его «доброхотами» в Крыму. За свою службу Су­лешевы просят особых поминок. «И в чом к хандикеревым во­ротам (т. е. к султану.— С. Ш.) итти, такову бы еси шубу при­слал мне однолично»,— писал Ивану IV Салимша; «шубу, какову при царе пригоже носити»,— просил также Сулеш 2S.

Салимша пишет, что они послали в Москву к Ивану IV парубка «твоего здоровья отведати и своего холопства объяви-ти с легким поминком с тяжелым поклоном, как своим жало­ваньем не оскудишь» 29.

Тагалды выпрашивает поминки еще откровеннее: «И ныне только меня собе слугою назовешь, дай моему слуге 1000 алтын»; в той же грамоте он просит и соболью шубу и подарки на приданое дочери30.

Сообщая в октябре 1536 г. через особого гонца о нападе­нии крымских татар на земли польского короля, Сулеш под­черкивает наследственность своей «службы» московскому великому князю: «Наперед того, как тобе наши отцы и дяди служили, и мы, холопи твои, потому же тобе служити хотим». При этом Сулеш выпрашивает подарки не только для себя, но и для других доброхотов Москвы, объясняя: «И тот с нами в одной роте и шерти, так бы еси ведал»81.

В Москве отмечают службу Сулешевых, и в наказах по­слам и гонцам мы обычно встречаем особые ‘«речи» к Суле-шевым, а иногда и указание на поминки. Так, например, В. С. Левашеву, отправленному в Крым в январе 1533 г., по­ручалось от имени Василия III «поклониться» Салимше, пе­редать «легкие поминки» и обещать: «Вперед жаловати хотим великим жалованьем и убытки ваши сполним вам своим жа-

лованьем». «Те же речи молвити» послу велено было и неко­торым другим вельможам, однако выделен наказ имени© Са­лимше 32.

Содержание шертной записи Сулешевых попадает даже в летопись. Отмечается, что в августе 1540 г. Сулеш, будучи по­слом в Москве, «дал ‘правду» великому князю и по согласова-ванию с ним Салимша и Тагалды пришли «на великого князя Украину», где встретились в Путивле с особым царским гон­цом, отправленным туда «по Сулешеву челобитью и шертной грамоте». Там они «правду великому князю дали, что им, живучи в Крыму, служити великому князю прямо и добра хотети». И лишь вслед за этим Тагалды, назначенный уже прежде «большим послом» к великому князю, направился в Москву 33.                                                                                

В случае смерти кого-либо из Сулешевых поминки, ему предназначавшиеся, посылались его родственникам—-новому главе рода или детям. Так, Аппак, сообщая в Москву о смерти Магмедщи, просил «пожаловати жалованьем» его детей. Из Москвы отвечали (1515 г.): «И мы, как наперед того к Магмет-ше князю свое жалованье держали, так и ныне к детям к его хотим свое жалованье держати» 34.

В Посольских делах сохранились любопытные документы, связанные со смертью Салимши и извещением об этом собы­тии других Сулешевых. Салимша, «большой посол» хана, скончался в Москве. Перед смертью он напомнил великому князю (через казначея) о верной службе своих родственников и просил впредь их «жаловати и беречи». 13 августа 1545 г., когда «приговорили» послать к хану с грамотами казаков, решено было через П. В. Борисова, московского посла в Кры­му, .задержанного там ханом, передать грамоты и родст­венникам Салимши—братьям Тагалды и Сулешу и сыну Аминьше.

В грамотах братьям Салимши высказывается пожелание «жаловати и беречи их, по тому ж», как московские госуда­ри берегли их отцов и дядей и как их самих «жаловали напе­ред сего». «Да и свыше того ныне вас хотим жаловати,—до­бавляет великий князь,— поминая к себе прямую службу, и вы б вперед нам служили прямо, как есте нам служили на­перед сего». Грамоты Сулешу и Тагалды —? это документы, подтверждающие продолжение их службы московскому вели­кому князю и после смерти главы рода. Характерно, что в грамотах сразу же дается и поручение: помочь отправленным в Крым казакам   в выполнении    их задания   («и  вы   б  дела  нашего берегли, как будет пригоже») 35. Сулеш, как выясняет­ся дальше, вел от имени хана переговоры с послом и прибыв­шими казаками и сопровождал посла на прием к хану 36.

Молодому и, видимо, еще недостаточно влиятельному сыну Салимши не давалось никаких поручений; ему лишь обещали, «поминая прямую службу отца», «жалова’ти и беречи, по тому ж, как жаловали отца», и призывали его следовать при­меру отца и дядей («а ты б нам служил по тому, как нам служил отець твой Салимша князь и как ныне служат дяди .твои Тагалды мирза и Сулеш мирза») 37.

Грамота эта представляет собой как бы договорное обяза­тельство. Можно полагать, что такого типа служебные записи выдавались и другим Сулешевым, когда они достигали опре­деленного возраста и начинали «служить»   великому князю.

В особом письме к московскому послу указывалось, что по прибытии казаков он должен пригласить к себе родственни­ков Салимши, дать им «грамоты великого князя перед собою» и от имени великого князя («от нас молвил бы») передать содержание грамот. Посол впоследствии доносил в Москву, что родственники Салимши были у него на подворье, что он им говорил речь «по государевой грамоте» и лишь после это­го отдал им присланные грамоты 38.

«Служба» Сулешевых Москве продолжалась и в последую­щие годы «розмирья». Именно «человек» Сулешева был при­слан ханом Девлет-Гиреем в Москву в октябре 1555 г. просить «розмена» послов для заключения мира. Он же привез от Су-леша письмо Ивану IV с просьбой «прошлово не поминати» и от имени Сулеша обратился к руководителю Посольского приказа И. М. Висковатому, «чтобы промежь государей добра похотел» 39. В свою очередь первому после долгого перерыва московскому послу в Крыму Аф. Нагому (1563 г.) наказывали по прибытии в Бахчисарай прежде всего встретиться с Суле-шом, передать ему «государевы поминки» и грамоты, поста­раться узнать у него о внутреннем и международном положе­нии ханства, «сокровенно сказать» о цели своей миссии. Если бы Сулеш не решился открыто встретиться с послом, свидание должно было произойти «тайно» 40.

Нагому предписывалось напомнить Сулешу о наследствен­ной службе Сулешевых русским государям и отметить, что царь высоко ценит и помнит их услуги. Нагой должен был ска-

зать: «Нам государские очи лучалось видати, и от ближних его государских (т. е. Ивана IV.— С. III.) людей слыхал есмя, а изретка случалось и от самого государя слыхати, что дядя твой Халиль князь и Аппак и отец твой Магметша князь деду государя нашего и отцу государя нашего служили, з де­дом государя вашего с Минли Гиреем царем в дружбе дер­жали, так же и брат твой Салимша князь и Тагалды мирза и ты, Сулеш князь, государю нашему службу чинили и госу­даря нашего с своими государи крымскими цари в дружбу сводили»41. Характерно выделение того факта, что Грозный ?сам говорил об этом. Тем самым подчеркивалась и личная заинтересованность царя в службе Сулешевых, и высокая ее оценка, и одновременно близость Нагого к царю, позволяю­щая Сулешу откровенно беседовать с послом о «тайных де­лах».

Сулеш, ставший к тому времени, видимо, уже владетелем Яшловского бейлика, был достаточно осведомлен о положении дел в Российском государстве. У Сулеша, наблюдавшего мос­ковский двор в пору острой борьбы группировок Шуйских я Вельских, несомненно, накопилось и много личных впечат­лений о Руси. Этим, очевидно, и объясняется исключительная подробность наказа Аф. Нагому, предусматривающая необхо­димость отвечать на разнообразнейшие вопросы Сулеша о внутренней и внешней политике Российского государства.

Таким образом, амиятство было важной формой диплома­тических отношений Российского государства с Крымским ханством и другими восточными юртами.

Материалы Посольских книг и летописные известия пока­зывают, что деятельность амиятов московского великого князя Сулешевых была многообразной и имела большое значение в истории русско-крымских отношений второй четверти XVI в.

Шмидт С.О. К характеристике русско-крымских отношений второй четверти XVI века //  Международные связи России до XVII века: Сб. ст. – М.: Изд-во АН СССР, 1961. – С. 366-375.

автор опубликовано в рубрике Статьи из научных сборников | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция