Тверской Курсовик

Выполнение учебных и научных работ на заказ

Искусство средневековой Руси. Архитектура и иконопись домонгольской Руси Статья

Февраль23

 

Иконопись

Вместе с принятием христианства на Русь пришли и строительство христианских соборов из камня, и искусство иконописания, фрески мозаики. Из Византии на Русь при­шла и техника изготовления иконы. Образцы византийской иконописи стали проникать на Русь сразу пос­ле крещения, с конца X в. Первое время иконопись Руси была в орби­те византийской традиции. По сво­ей иконографии иконы XIXIII вв. мало чем отличаются от византий­ских икон того же времени. У них сумрачный колорит, объемная леп­ка фигур, нередко нос, губы и глаза очерчены красными линиями. Про­цесс нахождения русской иконопи­сью своего художественного языка начался с XII в., особенно интенсив­но шел на севере. Постепенно рус­ская иконопись отходит от визан­тийских образцов: светлеют и при­обретают русские черты лики свя­тых, усиливается интенсивность чи­стого цвета, более замкнутым стано­вится силуэт.

Русские иконы намного превос­ходят размером византийские об­разцы, они более лаконичны по ху­дожественному языку.

Иконописание северных облас­тей принято именовать «северным письмом», для него характерна наивность и патриархальность.

Основными иконописными шко­лами со временем станут Новгород, Псков, позднее Москва.

В Киевскую Русь завозилось очень много греческих икон, среди которых «Владимирская Богома­терь». Икону Андрей Боголюбский из Киева перевез во Владимир, а в 1395 г. ее отправили в Москву. Все основные иконографические типы были выработаны уже в Византии, но постепенно в них происходили изменения. Византийские святые Георгий, Власий, Флор и Лавр, Илья Пророк и Николай стали на Руси по­кровителями земледелия и ското­водства. Параскева Пятница и Ана­стасия — покровителями торговли. Появились оригинальные многофи­гурные композиции, каких не было в Византии — «Покров Богороди­цы», «Собор Богородицы», «О тебе дева радуется..». Эти иконы выра­жали присущее формирующейся русской культуре соборное начало.

Икона неразрывно связана с хра­мом, подчинена общему архитек­турному замыслу. В соответствии с архитектурными линиями и челове­ческие фигуры выпрямлены, иног­да, напротив, изогнуты, подобно линиям свода, удлиненны, с непро­порционально маленькими голова­ми, узкие в плечах.

В иконе композиционный центр совпадает с идейным центром. В ро­ли такого центра выступают Спаси-

тель или Богоматерь. Иконопись ис­пользовала разработанную в Визан­тии систему символов. Особое значе­ние имела символика цвета. Важное место среди красок занимали все от­тенки небесной лазури. Иконопис­цы использовали оттенки голубого и темно-синего цвета. Пурпурные тона применялись для изображения небесной грозы, пурпурно-огненных херувимов.

Как отмечал академик Д.С. Ли­хачев, слово и изображение были в Древней Руси тесно связаны. Сюже­ты изобразительного искусства были преимущественно взяты из ли­тературных источников, создава­лись росписи на темы церковных песнопений. Изображенные на ико­нах святые обращены к молящимся, показывают свитки с текстами. Про­роки держат свитки, на которых за­печатлены пророчества о приходе мессии. Иоанн Предтеча обычно дер­жит свиток со словами: «Покайтеся, приближи бо ся царство небесное». В миниатюрах и клеймах икон из уст говорящих персонажей подни­маются облачка, в которых написа­ны произносимые ими слова. ? В принципах изображения чело­века искусство XIXIII вв. отверга­ло декоративность, мишуру украше­ний, развлекательность. Оно стре­милось простыми средствами выра­зить величие Божества, всеобщую символическую связь явлений. Изображения людей передавали их «вечную» сущность. Случайные по­вороты были исключены из изобра­жений.

В домонгольский период иконы от­личались особой монументальностью. Фигуры показаны в спокойных по-зах, лица строги.

Архитектура и зодчество

Языческие культовые места сла­вян назывались требища и представ­ляли собой круглые земляные пло-щадки, где стояли идолы и горели  костры. В пору превращения хрис- тианства в государственную рели- гию Русь уже обладала искусством  деревянной архитектуры. Однако  новым государственным и идеологи- ческим задачам отвечала каменная  культовая архитектура, образцы  которой были взяты из Византии.

 Византийское зодчество создало  тип крестово-купольного храма, ос- новой которого являлось прямо­угольное помещение с четырьмя  столбами в середине, членившее  внутреннее пространство здания на  девять частей. Столбы соединялись  арками, поддерживающими бара- бан купола. Центром храма было подкупольное пространство, зали­тое светом, проникавшим сверху через окна, помещенные в бараба­не. Примыкающие к подкупольно-му пространству ячейки, перекры­тые цилиндрическими сводами, об­разовывали крестообразную основу плана. Угловые части перекрыва­лись куполами или цилиндричес­кими сводами. С восточной стороны к зданию примыкали три граненых или полукруглых помещения — ап­сиды. В средней апсиде помещался алтарь, отделенный от основного

помещения храма невысокой ал­тарной преградой в виде аркады. В западной части здания устанав­ливалось помещение второго яру­са — хоры, где во время службы на­ходилась феодальная знать. Внутри церкви на стенах,столбах и сводах размещались соединенные в строго канонизированную систему фрес­ки, иконы и мозаики.

К зданию добавляли еще одно за­падное членение — нартекс. Иногда храм расширяли за счет двух боко­вых нефов, таким образом, здания становились пятинефными. Внеш­ний облик храма отражал его внут­реннее убранство. На фасадах внут­ренним столбам отвечали лопатки, каждое членение фасада (прясло) завершалось полукруглыми или ки-левидными закомарами. Здания возводили из тонкого плиткообраз-ного кирпича — плинфы и камня на известковом растворе, который имел розовый цвет из-за добавки в него мелкотертого кирпича — це-

МЯНКИ.

В 989 г., сразу после принятия христианства, приехавшими из Константинополя греческими зод­чими в Киеве была заложена первая кирпичная церковь, князь Влади­мир даровал ей десятую часть своих Доходов, поэтому ее стали называть Богородица Десятинная. Десятин­ная церковь представляла собой трехнефный храм с тремя апсида­ми и тремя парами столбов, т.е. Шестистолпный вариант крестово-купольного храма. С трех сторон к Церкви примыкали галереи, рас-ширенные в западной части, где, ве­роятно, находились лестничная башня и крещальня. На городской площади, на которой стояла церквь располагались родственные ей по стилю и убранству каменные двор­цовые здания. Так, в конце Хв. в центральной части Киева был со­здан первый на Руси ансамбль мону­ментальной каменно- кирпичной ар­хитектуры, что сразу возвысило Киев среди всех городов Руси. Пос­ле этого строительство в Киеве на не­которое время прервалось и возобно­вилось в ЗО-е годы XI в. Страна в это время была поделена на две части сыновьями князя Владимира Мстиславом и Ярославом. Сначала строительство началось в стольном граде Мстислава Чернигове, где было начато возведение Спасского собора, представлявшего трехнеф-ное здание с пятью главами.

Вскоре после черниговского Спас­ского собора начинается строитель­ство Софийского собора в Киеве. Со­фийский собор 1037 г. необычен для архитектуры Византии. Храм стро­ился как главный храм столицы еди­ного государства, это определило его грандиозные масштабы. Это был пя-тинефный 13-главый храм с двумя примыкающими галереями — внут­ренней, двухэтажной, и наружной, одноэтажной. Хоры находились над боковыми нефами и нартексом, по­скольку князья подражали обрядам Константинопольских императоров. В отличие от византийских храмов в киевской Софии были крестчатые столбы и 13 глав.

Основные декоративные элемен­ты фасадов — ниши и окна, тонкие колонки на апсидах, выложенные Из плинфы меандры и кресты. Фа-садам придавала живописность си­стема кладки со скрытым рядом и полосами необработанного камня, jja Руси не было мрамора, поэтому зодчие привезли с собой различные архитектурные детали — капители и карнизы. Вместо мрамора полы, столбы и карнизы изготовили из местного сланца малиново-фиоле­тового цвета. Интерьер собора упо­добляется христианскому космосу. Храм посвящен не какому-либо со­бытию или лицу, а Софии — боже­ственной Премудрости. Для моля­щихся в храме акцент ставился не на драматизме крестной жертвы Христа, а на светлом и торжествен­ном чувстве спасения, приобщения к гармонии мироздания.

В системе живописного оформле­ния Софии проявилось стремление к дроблению больших плоскостей.

Коробовый свод над нефами, плос­кости стен делятся на отдельные изображения, окаймленные поло­сами орнамента.

Ангелы, херувимы и серафимы изображены в куполах. Архангелу Михаилу, предводителю небесного воинства, посвящен крайний юж­ный алтарь храма, северный посвя­щен св. Георгию, воину-мученику, соименному Ярославу, получивше­му при крещении имя Георгий.

Подкупольное пространство и ап­сиду собора украшали драгоценные мозаики, боковые части расписаны фресками. Во фресковой технике ис­полнены сцены из жизни Христа и Богоматери, архангела Михаила, изображения праведников и мучени­ков. На стенах лестничных башен показаны сцены придворной жизни: фигуры музыкантов и скоморохов, сцены травли диких зверей.

Основной процесс в зодчестве вто­рой половины XI в. — формирова­ние трехнефного храма, каждое прясло фасадов стало заканчивать­ся закомарой. Во второй половине XI в. хоры сохраняются над нартек-сом и западными углами основного помещения. Храмы становятся од­ноглавыми. Исчезают галереи.

С середины XI в. после заверше­ния строительства Софийского собо­ра на Руси развернулась интенсивная строительная деятельность. За пери­од с 60-х годов XI в. до начала XII в. в Киеве и его окрестностях было воз­ведено 7 крупных храмов.

Те же мастера, что строили Со­фию Киевскую, приняли участие в

озведении Софийского собора в Новгороде в 1045-1050 гг. Храм в Новгороде пятиглавый, пятинеф-Нь1Й с широкой галереей и одной лестничной башней. Он построен из местного известняка. Убранство ин­терьера скромнее, в нем нет ни мо­заик, ни мрамора.

Символика православного храма

Канон оформления храма вырабо­тался в Византии после победы ико-нопочитания. Согласно воззрениям Максима Исповедника (ок. 580-663), здание церкви представляет собой «образ и подобие Божие», «об­раз мира, состоящий из существ ви­димых и невидимых». Среди всех символических толкований наибо­лее важным стало понимание храма как микрокосма, объединяющего небесную и земную сферу. Посколь­ку, с точки зрения христианской топографии, земля представляет со­бой прямоугольник, то и нефы были прямоугольными в плане. Небо представлялось сферой, что соответ­ствует в храме пространству купола, в середине которого изображался Вседержитель (греч. Пантократор), творец мира. В русских церквях со временем утвердилось в куполе изображение возносящегося Хрис­та. Вокруг центральной фигуры Бога изображались чины небес­ные — у ног Христа престолы в виде огненных колец, по его сторонам 4 архангела — Уриил, Гавриил, Ми­хаил, Рафаил — образуют крестооб­разную схему. Ниже, в простенках  барабана, изображались пророки 8 апостолов.

В отличие от западного католи­ческого храма у православного хра­ма две сакральные зоны — куполь­ное пространство и апсида. На пару. сах главного нефа изображаются че­тыре евангелиста и/или их симво­лы — Лука (телец), Иоанн (орел), Марк (лев), Матфей (ангел). Эти об­разы христанской иконографии утвердились в трактовке Августина и Иеронима. В простенках барабана изображались апостолы и пророки. В XI в. к изображениям были добав­лены 12 сцен «праздничного цик­ла»: Благовещение, Рождество, Сре­тение, Крещение, Преображение Господне, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Соше­ствие во ад, Воскресенье, Сошествие Святого Духа на апостолов, Успение Богородицы.

Алтарная стена являла образ цер­кви земной. В конхе изображается Богоматерь, либо восседающая на престоле, либо стоящая в рост с воз­детыми руками, т.н. Оранта. Бого­матерь символизирует церковь зем­ную. Под изображением Богомате­ри помещают Евхаристию — при­чащение апостолов. Внизу в один или два регистра изображали свя­тителей — отцов христианской цер­кви, среди которых Епифаний Критский, папа римский Климент, Григорий Богослов, Николай Чу­дотворец, архидиаконы Стефан и Лаврентий, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский и Григорий Чудотворец.

На столбах алтарной арки помеща­лись изображения Богоматери и бла-говествующего ей архангела Гаври­ила, на стенах и сводах развертыва­лись сюжеты евангельской истории.

Праздничный цикл располагался р рукавах креста с юго-востока по ча­совой стрелке. Под куполом поме­щался амвон — возвышение пола храма перед алтарем, откуда чита­лись проповеди и вокруг которого развертывались сцены священной истории. Амвон мог символизиро­вать Голгофу или пещеру, в которой родился Иисус.

В боковых пределах, галереях, на хорах шли библейские и протоеван-гельские сюжеты. На простенках и на столбах — святые и мученики.

Картины Страшного Суда изобра­жались на западной стороне храма. Они могли быть заменены компози­циями Успения Богородицы или Тайной вечери.

Формирование местных щудожествеппых школ

К середине XII в. Русь пришла в состоянии раздробленности. Рост го­родов, ставших крупными экономи­ческими и административными цен­трами, превращение вотчинных княжеских владений в независимые от Великого князя оказывали влия­ние на обособление архитектурных школ. Киевское княжество и его сто­лица сохраняли прежние культур­ные традиции, но его ослабление ска­зывается на общем строе архитекту­ры. Так, в зодчестве исчезает кладка со скрытым рядом, теперь ставшие гладкими стены украшают арка-турные пояски, ленты поребрика, уступчатые порталы, кресты и тре­угольники, выложенные на плоских угловых лопатках. Здания иногда штукатурятся. Наряду с шестистол-пным крестовокупольным храмом появляются четырехстолпные церк­ви, не имеющие с западной стороны нартекса. Вместо лестничных башен устраиваются лестницы в толще за­падной или северной стены. Хоры остаются только в западном нефе. Мозаики исчезают, используется только фресковая живопись.

В русле киевских традиций раз­вивалось в середине второй полови­ны XII в. зодчество Чернигова, Пе-реяславля, Волыни, Смоленска и Рязани.

Архитектура Владимира -Суздальского княжества

Основная часть территории Севе­ро-Восточной Руси, лежащая в меж­дуречье Оки и Волги, входила во Владимиро-Суздальское княжество. В 1158-1164 гг. при князе Юрии Долгоруком начинается возведение вокруг Владимира крепостных стен, особо выделялись каменные проезд­ные башни — Серебряные и Золотые ворота. Одновременно закладывает­ся собор Успения Богоматери. Это был большой одноглавый шести-етолпный храм с примыкающими к нему с трех сторон притворами. В качестве строительного материала зодчие использовали белокаменные блоки и туф. Резьба по камню — от­личительная черта владимирских

храмов. В интерьере храма было одного драгоценных икон в золотых окладах, стены украшала фресковая

ясивопись.

С военными походами владимир­ских князей связана церковь Покро­ва на Нерли, заложенная в километ­ре от Боголюбова у впадении Нерли в Клязьму в память о сыне Андрея Боголюбского, умершем от ран. Храм стоит на искусственном холме высотой 4 м, некогда облицованном и обложенном белокаменными пли­тами. Высота его стен, равная дли­не, дополнялась легкой главой, по­ставленной на четырехгранный пье­дестал. С запада, севера и юга, отсту­пив на 3 м от основного объема, цер­ковь окружали галереи. Удачно най­денные пропорции, тонкая много­уступчатая профилировка выступа­ющих из толщи стен лопаток с по­чти отрывающимися от них колон­ками, резные изображения под сво­дами закомар делали церковь По­крова нарядной. Впервые в аркатур-но-колончатом поясе появились фи­гурные консоли в виде львов, бар­сов, грифонов, звериных и женских масок. Скульптура всех фасадов одинакова — сидящий на троне царь Давид, по обе стороны от которого птицы и львы. Второй уровень изоб­ражений составляют женские мас­ки. Смысл изображения в центре композиции связан с пророчеством Давида о Богоматери.

Дмитриевский собор — дворцо­вая церковь, построенная в 1194-1197 гг. На его наружных стенах впер­вые появляется большое количество  горельефов, занимающих верхнюю половину прясел.

Одновременно с кафедральным собором началось строительство княжеской резиденции в Боголюбо­ве, главной постройкой дворцового ансамбля был Рождественский со­бор, небольшой, несколько вытяну­тый в плане трехапсидный четырех-столпный храм со сложно профили­рованными лопатками. Кроме пыш­ного перспективного портала храм украшали резные изображения в кругах под закомарами, т.н. тимпа­нах — царь Давид, играющий среди зверей, крылатые львы и маски. В интерьере помещались многоцвет­ные иконы с золотыми окладами.

Архитектура Пскова и Новгорода

Характерным для Новгорода было строительство большого коли­чества каменных приходских церк­вей, небольших, разбросанных по посаду. Существенной особенностью храмов Новгорода была техника кладки из грубо отесанного волховс­кого плитняка, с добавлением валу­нов и частично кирпича, на растворе извести с песком. Выдающимися со­оружениями Новгорода были цер­ковь Федора Стратилата 1361 г. и Спасопреображенский собор 1374 г.

Псков первоначально входил в со­став новгородских земель, затем в середине XIV в. стал самостоятель­ной боярской республикой и круп­нейшей крепостью на западе Руси. Расположенный на восточном бере­гу реки Великой при впадении в нее

Псковы, он имел несколько рядов укреплений. К Крому были пристро-еяы Довмонтова стена, Средний и Окольный город. В XV в. строитель-сТВо каменных зданий развернулось с небывалым размахом. Поверхнос­ти стен псковских храмов будто вы­леплены от руки, у них небольшое количество архитектурных дета­лей — валиков, арок на апсидах, прямоугольных бровок.

После монголо-татарского наше­ствия каменное зодчество замирает.

Искусство русского Предвозрождения конца XIV— сер. XV вв.

Художественным центром Руси становится Москва, за которой сле­дуют Новогород, Псков, Тверь, Нижний Новгород. В архитектуре XIV в. формируется канон компак­тного уравновешенного одноглавого храма придворно-княжеского типа, который утвердился в Москве. При­меры такого храма — Успенский, Рождественский храмы в Звениго­роде конца XIV — начала XV вв., Благовещенский собор в Кремле.

«Абстрактный психологизм» при­сущ живописи этого времени. Новго­родские и псковские фрески XIV в. отличаются повышенной эмоцио­нальностью, экспрессивностью, стремлением передать бурное движе­ние. Человеческие фигуры в них не­весомы, охвачены сильным движе­нием, напоминают цветные тени, призраки, разметанные по стенам храма как бы сильным ветром. Люди изображаются будто летящие  по воздуху в экстатическом порыве с сильно развевающимися одеждами. Они передаются во всевозможных ра­курсах, их жесты широки, резки, они всецело объяты овладевшими ими чувствами. Интерес к внутрен­ней жизни человека сказывается и в выборе сюжетов. Прежде всего это сюжеты протоевангельского цикла: композиции, иллюстрирующие ле­генды и апокрифы из жизни Богома­тери. Излюбленный сюжет XIV в. — «Христос во гробе». Новым для рус­ской живописи XIV в. было вторич­ное сближение с искусством Визан­тии, переживавшим последний пери­од своего расцвета, известный под на­званием «палеологовского Ренессан­са». В живописи Новгорода и Пско­ва в это время усиливается внешняя свобода стиля, московская тяготеет к сдержанности выражения. Новго­родская иконопись XV в. сохраняет любовь к ярким краскам с преобла­данием киновари. Так, в иконе «Чудо Георгия о Змие» красный фон заполняет поля иконы.

В Пскове в иконах преобладают землистые тона, зеленые, иногда довольно глухие.

Исихазм и творчество Феофана Грека

Феофан Грек был одним из визан­тийских мастеров, которые покину­ли родину и искали благоприятную почву для своего творчества на чуж­бине. До приезда в Новгород Феофан расписал свыше 40 каменных церк­вей. Он работал в Константинополе, Халкидоне, Галате, Каффе. Обладая

огромным живописным даровани­ем, Феофан писал фигуры широки­ми мазками. Поверх первоначаль­ной прокладки он накладывал соч­ные белые, голубовато-серые и крас­ные блики. Лики писал по темно-коричневой прокладке, высветляя теневые части и затемняя освещен­ные. Моделируя лица, Феофан за­канчивает письмо, накладывая бе­лильные блики иногда в наиболее затененных частях лица. Большин­ство исследователей считает, что творчество Феофана связано с па-леологовским Возрождением, в том числе с учением об исихии.

В учении исихастов особое внима­ние уделялось божественной сущно­сти Фаворского света. С одной сторо­ны, Фаворский свет, излившийся на апостолов Иоанна, Петра и Иакова, имел внешний характер, с другой стороны, свет может быть внутрен­ним. Первые работы Феофана Грека на Руси выполнены им в Новгороде. Это фрески собора Спаса Преображе­ния на Ильиной улице, среди кото­рых погрудное изображение Спаса Вседержителя в центральном купо­ле. Лучше всего сохранились фрес­ки северо-западной части храма. Главное в росписи — возвеличива­ние аскетического подвига, ожида­ние Апокалипсиса. В колорите Фе­офана приобрели особую звучность темные тона, художник моделиро­вал форму яркими мазками белиль­ных тонов ~ пробелами. Это прида­ет изображению особую экстатич-ность. Грек работал позже в Ниж­нем Новгороде, участвуя в создании  иконостасов и фресок в Спасском со­боре, которые не сохранились до на­шего времени. Первое известие о творчестве Феофана в Москве прихо­дится на 1395 г. С мастерской Феофа­на связано изготовление двусторон­ней иконы « Богоматерь Донская », на оборотной стороне которой изобра­жено «Успение Богородицы». Изоб­ражение Марии дано в теплых тем­ных тонах, формы тщательно прора­ботаны. Во фреске «Успение Богоро­дицы» Феофан сократил количество персонажей, на темно-синем фоне — одетый в золотистый хитон Христос, Богоматерь, возлежащая на смерт­ном одре. В Спасо-Преображенском соборе Переяславля-Залесского Фео­фан расписал церковь Архистратига Михаила в 1399 г., а в 1405 г. —Бла­говещенский собор вместе с Андреем Рублевым. Московская Троицкая ле­топись сообщает: «… тое же весны почаша подписывать церковь камен­ную святое Благовещение на князя великого дворе… а мастеры бяху Фе­офан гречин, да Прохор старец с Го-родца, да чернец Андрей Рублев». Иконостас Благовещенского собо­ра — древнейший из сохранивших­ся доныне русских иконостасов.

Андрей Рублев и его эпоха

Андрей Рублев родился между 1360 и 1370 гг. Жизнь его извест­на в самых общих чертах. Он был иноком московского Андроникова монастыря, близко связанного с Троице-Сергиевской обителью. Б праздничном  чине  иконостаса

благовещенского собОра Москов-кого кремля Андрей Рублев испол-«ил икону «Преображение». В этой коне Рублев показал нетварный свет, исходящий от Христа. У Руб­лева нет присущей Феофану Греку экспрессии жестов. Пафос рублев­ской иконы иной — свет Христа благодатный. К ранним работам Андрея относят фрески в соборе Ус­пения на Городке в Звенигороде. В верхней части южного алтарного столба сохранилось изображение св. Лавра. На северном столбе — по­луфигура св. Флора. Изображения выполнены в светло-зеленом, виш­невом и желтом цветах. В это же время Андрей создает миниатюры с изображением евангелистов из «Евангелия Хитрово». Одна из луч­ших миниатюр изображает ангела с широко распростертыми крыла-ми — символ евангелиста Матфея.

В 1408 г. Андрей Рублев и Дани­ил Черный расписали фресками Ус­пенский собор во Владимире, возве­денный еще в домонгольский пери­од, разоренный и сожженный мон­голами. До наших дней дошли обра­за иконостаса.

Андрей Рублев написал три пояс­ные иконы Спаса, архангела Миха­ила и апостола Павла, входившие в семифигурный Деисус, созданный между 1408-1422 гг. в подмосков­ном Звенигороде. Канон русской ду­ховной красоты воплощен Андреем в образе Спаса.

В 20-х годах XV в. артель масте­ров под руководством Андрея Руб­лева украсила иконами Троицкий  собор в монастыре преподобного Сергия, возведенный над его гробом Андрей Рублев выполнил икону «Троица», изменив привычную схе­му изображения.

«Троица» имеет долгую тради­цию. Впервые этот сюжет встречает­ся во фресочных изображениях в ка­такомбах IV в. в Риме. Обычно в «Троице ветхозаветной* изобража­ется Авраам, сидящий под Мамв-рийским дубом, обменивающийся приветствием с тремя путниками. Андрей Рублев создает новый канон изображения Троицы. Он убирает фигуры Авраама и Сары, смахивает со стола снедь, оставляя одну лишь чашу. Он переносит действие с зем­ли на небо и изображает тайну Пред­вечного Совета, где Сын доброволь­но принимает чашу с головой тель­ца, чтобы избавить людей от чаши скорбей и страданий.

Рублев умер между 1427-1430 гг., оказав громадное влияние на живо­пись XV в.

Русский высокий иконостас

XIV век — век формирования иконостаса, берущего свое начало из невысокой, в половину роста чело­века, алтарной преграды византий­ских церквей. На балку архитрава ставили икону горизонтальной фор­мы, которую в Византии называли «темплон», анаРуси — «тябло». На ней изображался «Деисус»: Хрис­тос, Царь небесный, справа от него стоящая Богородица, которая обра­щает к сыну руки, открытые в сто­рону верующих, собравшихся в хра-

Это положение рук и есть «Деи-vc» (по-гречески «моление» за род адской). Слева от Христа изобра­жался Иоанн Предтеча. Со временем яейсусный чин расширился за счет фигур архангелов Михаила и Гаври-яяа, апостолов Петра и Павла.

В XVXVI вв. композиция ус­ложняется. Над деисусом помеща­ется 12 икон праздничного чина от «Благовещения» до «Успения Бого­родицы». Нижний ряд иконостаса образовывал ряд икон, размещен­ных между царскими вратами и дьяконником с одной и жертвенни­ком с другой стороны. Он получил название местного чина, здесь по­мещались иконы Христа, Богомате­ри, Троицы и изображения тех праздников или лиц, которым по­свящался храм. В конце XV в. над праздничным возникает ряд с изоб­ражением пророков, расположен­ных вокруг иконы Богоматери Зна­менье. Наконец, в XVI в. над про­роческим создается завершающий иконстас праотеческий ряд, изобра­жающий Адама, Авеля, Исаака, Иосифа.

Символична и сама деревянная рама иконостаса, украшенная рез­ными позолоченными пальметками, Пророки

розетками, виноградными листья­ми, как бы переносящая человека в рай. Царские врата расположены в центре иконостаса и открывают вход к престолу в алтаре. На створ­ках врат изображают архангела Гавриила и Деву Марию, т.е. сцену Благовещения.

Искусство России XVXVI вв.

К исходу первой четверти XV в. притория Московского княжества хватывала почти всю Северо-Вос-очную Русь. Столкновение княжес­ких интересов зачастую приводило конфликтам, а иногда и к военным действиям. Более четверти века /1425-1453) продолжалась война меЖДУ великим князем Василием II я его родственниками. Победа да­лась Василию дорогой ценой — стра­на была разорена. Более чем два сто­летия в Северо-Восточной Руси по­чти не строили каменных зданий, а живопись этого времени подчас сле­по подражала образцам эпохи Анд­рея Рублева.

По мере усиления централизатор-ских устремлений Москвы укрепля­лись и сепаратистские настроения в еще сохранивших свою самостоя­тельность русских землях. Особен­но ярко такие тенденции прояви­лись в Новгородской республике, что сказалось на содержании и сти­ле произведений искусства.

Приверженность к местным тра­дициям и идеалам проявилась и в изобразительном искусстве послед­них десятилетий новгородской неза­висимости. Прославление своей ис­тории получило в живописи своеоб­разное, свойственное средневеково­му образу мышления выражение. Так, в середине XV в. поднимается Новая волна бурного почитания ико­ны «Богоматерь Знамение». Это на­ходит отражение в многочисленных иконах. На некоторых из них на верх- поле в сегменте, обозначающем  поле, появляются поясные изобря жения иконографического тица «знамение». Таковы дошедшие д0 нашего времени иконы «Антоний Великий, Константин и Анаста­сия», «Илья Пророк, Николаи Ана­стасия»,  «Варлаам Хутынский» «Иоанн Милостивый», «Параскева Пятница и Анастасия».

Особенно последовательно идея покровительства иконы «Богома­терь Знамение» Новгороду разрабо­тана в иконах «Битва новгородцев с суздальцами». Речь идет о неудав­шейся осаде Новгорода в 1170 г. князьями северо-восточного регио­на. Самая древняя из трех сохранив­шихся икон, повествующих о битве 1170 г., — «Знамение от иконы Бо­городицы» — была написана около середины XV в.

Трехъярусная композиция (сверху вниз) представляет три эпи­зода: торжественный перенос иконы «Богоматерь Знамение» из церкви Спаса на Ильине в Софийский собор, противостояние новгородского и суздальского воинств, решающее наступление новгородцев. Послед­ние два действия проходят под эги­дой «чудотворной» иконы, выстав­ленной на крепостной стене. Покро­вительствуя новгородцам, чудотвор­ная икона в то же время объективно противостоит суздальцам, образ ко­торых, по всей видимости, ассоци­ировался в том произведении с мос­квичами и их очередной попыткой покорить «вольный город».

Одним из самых ярких, колорит­ных новгородских произведений

итается икона, условно названная Долящиеся новгородцы».

Некоторая замедленность разви-йя свойственная псковской живо­писи XV в., позволила ей сохранить н0Гие архаичные черты, которые роднят памятники, отстоящие друг от ДРУга на многие десятилетия. Именно поэтому отмечается сход­ство фресок, которые разнятся в полтора столетия.

Памятниками тверского искус­ства середины — второй половины XV в. являются иконы из деисус-ных, а также праздничных и проро­ческих рядов иконостасов, проис­ходящие из Твери, Кашина и дру­гих городов и населенных пунктов.

Дионисий и его школа

В середине XV в. искусство Анд­рея Рублева стало забываться. Лишь во второй половине XV в. отмечен последний взлет русской иконописи связанный с именем Дионисия. Пер­вое упоминание о Дионисии содер­жится в житии Пафнутия Боровско­го, составленном в 1505-1515 гг. В нем сообщается о замечательных фресках Рождественского собора Пафнутьево-Боровского монастыря, построенного в 1467 г. и расписанно­го в течение последующего десятиле­тия старцем Митрофаном и Диониси­ем — «живописцы… пресловушитог­да паче всех в таковем деле». Диони­сий был мирянином и в период рос­писи собора Пафнутьева монастыря еще довольно молодым человеком.

Именно через Митрофана Диони­сий мог воспринять традиции мое- ковской живописи, сложившиеся во времена Андрея Рублева.

Боровские фрески уже знамени­тых мастеров вскоре после их созда. ния увидел русский самодержец Это, вероятно, произошло в 1480 г когда Великий князь со своим воин­ством возвращался в Москву после так и не состоявшейся битвы с ор. дынским ханом Ахматом на реке Угре. В 1480-1481 гг. Дионисий и еще несколько художников получа­ют заказ от ростовского архиеписко­па Бассиана — государева духовни­ка — на роспись кафедрального Ус­пенского собора в Москве. Иконос­тас, созданный при участии Диони­сия для кремлевского собора, не до­шел до нашего времени. Составной частью иконостаса была каменная алтарная преграда высотой в 3,5 м, почти полностью сохранившая пер­воначальную роспись, выполнен­ную, вероятнее всего, в 1481 г.

Вытянутые пропорции, хрупкие формы, сдержанная палитра кра­сок, золотистые вохрения и плави личного письма —? эти и другие чер­ты, присущие фрескам Успенского собора, стали классическими для русского изобразительного искусст­ва конца XV —г начала XVI вв.

Самыми яркими памятниками, происходящими из Успенского собо­ра Московского Кремля и созвучны­ми творчеству Дионисия, являются парные иконы, посвященные двум самым прославленным московским митрополитам —Петру, впервые пе­ренесшему центр русской Митропо­лии в Москву, и Алексею, искусней-

МУ политику, бывшему на протя-ении четверти века (1354-1378)

тИчески правителем княжества. гтлЯ икон характерны изящные фор­мы персонажей и использование гам-мЫ красок преимущественно свет-nbix тонов: зеленой, желтой, голу­бой, розовой, вишневой, красной. Особенно активную роль играет здесь белый цвет. Фигуры митрополитов в средниках икон даны фронтально в полный рост и буквально распласта­ны на плоскости.

Репрезентативность центрально­го образа усиливает почти белый с легким зеленоватым налетом фон, словно воссоздающий воздушную среду.

Примерно в одно время с изобра­жениями митрополитов были напи­саны иконы «О тебе радуется» и «Апокалипсис». В них со всей оче­видностью обозначилась общая тен­денция в развитии русской живопи­си с ее тягой к многофигурным сложным композициям, имеющим приподнятое праздничное звучание.

Последние работы Дионисия вы­полнены им совместно с сыновьями. Это росписи собора Рождества Бо­городицы Ферапонтова монастыря.

Дионисий умер до 1508 г.

Формирование облика Москвы ц Кремля

В отличие от западноевропейских Замков, изолированных и обособ­ленных в структуре города, древне-РУсский кремль являлся централь­ным ядром планировочной структу-ры средневекового русского города Главным сооружением кремля был не донжон, а собор, нередко един­ственное каменное сооружение, все­гда располагавшееся на открытом пространстве.

Типичным примером фортифика­ционного сооружения был Москов­ский Кремль.

Москва расположена на плавной излучине, при впадении Неглинки в Москву-реку. Первоначально цен­тром города была деревянная цер­ковь Иоанна, стоявшая у нынешних Боровицких ворот Кремля. Иван Ка­лита расширил Кремль, укрепил его новыми дубовыми стенами и постро­ил из камня в качестве усыпальни­цы митрополитов Успенский, а в ка­честве усыпальницы московских Великих князей Архангельский со­бор. Рядом располагался деревян­ный княжеский дворец с примыкав­шим к нему придворным Благове­щенским собором.

При Дмитрии Донском Кремль был окружен белокаменными стена­ми, а Москва — двумя рядами мона­стырей-крепостей. На Сиверском озере располагался Кириллов-Бело­зерский монастырь, строительство оборонительных сооружений кото­рого началось в 1523 г. Соловецкий монастырь, расположенный на ост­рове Белого моря, был практически недоступной крепостью. Его высо­кие гладкие стены были сложены из валунов до 8 тонн весом, толщина стен достигала 6 м, длина по пери­метру — более километра. Крепост­ной ансамбль Борисоглебовского мо-

ястыря близ Ростова относится к началу XVI в.

В 1474 г. Иван III велел построить

Кремле Успенский собор, взяв за образец соименный собор во Влади­мира но шиРе и Длиннее. Недостро­енный собор обрушился. Тогда из Италии был приглашен шестидеся­тилетний мастер из Болоньи Аристо­тель Фиораванти, родившийся око­ло 1415 г. в семье наследственных строителей Болоньи. После смерти отца в 1447 г. Аристотель вместе с дядей работал на ряде строек город-скойкоммуны.В1451 г.он отправил­ся в Рим, где занимался установкой монолитных колонн древнего храма Минервы. В 1456 г. Аристотель из­бран старшиной цеха каменщиков Болоньи, в 1458 г. он отправился в Милан, а в 1459 г. в Парму, где зани­мался исправлением шлюзов. Затем он работал на постройке канала в Кремоне, занимался обновлением замков. Он вел жизнь военного инже­нера, переезжающего с места на мес­то. В 1464 г. был назначен городским инженером Болоньи. В 1475 г. Ари­стотель прибыл в Москву по пригла­шению Князя Московского. Аристо­тель не стал восстанавливать обру­шившийся храм. Подкопанные сте­ны были обложены поленьями и по­дожжены, после чего разрушены. Зодчий отправился во Владимир, где изучил Успенский собор. Затем были заложены для собора фундаменты глубиной 3,5 м. Собор возводился из белого камня и из специального, осо­бо прочного кирпича. Вместо обыч­ной для московского строительства  забутовки кладка стен была сплощ-ной. Раствор был очень прочный Наиболее ответственные части зда­ния — подпружные арки, столбы своды и купол были возведены из кирпича. Четырнадцать равных по ширине и высоте прясел заверша­лись совершено одинаковыми полу­кружиями закомар.

Аристотель выстроил интерьер со­вершенно независимо от внешнего облика сооружения. Длина собора была почти равна ширине храма и до­стигала 40 м. В храме не планирова­лись галереи. План собора был разбит на 12 равных квадратов, сторона каж­дого из них равнялась ширине сред­ней апсиды Успенского собора во Вла­димире. Внутри собора воображае­мые углы квадратов обозначались 6 столбами, снаружи — далеко выне­сенными лопатками. Если в русских церквях апсиды выступали с восточ­ной стороны собора, то в новом ка­федральном соборе они оказались вдавлены в массив здания, боковые апсиды заслонялись пилонами. Лишь среднее полукружие воспри­нимается как продолжение нефа, двум боковым нефам соответствуют четыре плоских выступа. Успенс­кий собор внутри был просторен и светел из-за отсутствия хоров. Убрав опоры между двумя крайними нефа­ми, Аристотель оставил в них по две апсиды, тем самым пятинефность как бы сохранилась. Успенский собор стал образцом для нескольких поколе­ний русских зодчих.

В 1484 г. на Соборной площади закладываются два храма — Ризопо-

я             и Благовещения — домо-

ie церкви митрополита и Великого кНязя. Осуществляли строительство псковские мастера. Ризоположен-сКая церковь небольшая, стоит на высоком подклете. У нее три прясла, килевидные завершения стен и вытя­нутая, поставленная на восьмигран­ный пьедестал главка. Особую наряд­ность придают храму декоративные пояса, выполненные из терракото­вых плиток. Благовещенский собор строился до 1489 г. Княжеский храм наряднее митрополичьего, он трех­главый, среднюю главу обступают килевидные кокошники, все бараба­ны украшены аркатурно-колончаты-мипоясами. Колонки и откосы север­ного и западного порталов — работа итальянских декораторов. Между со­борами была заложена «Большая» палата — главное правительственное здание, построенное Марко Фрязи-ным — почти квадратное в плане, нижний этаж представляет подклет. Верхний этаж: образует помещение площадью в 500 кв. м с центральным столбом полутораметровой толщины посередине, на который опирались крестовые своды. Внешний облик па­лате придал Пьетро Антонио Солари. Палата была облицована белым гра­неным камнем, отсюда ее назва­ние — Грановитая. С трех сторон сте­ны были прорезаны парными окна­ми с двумя стрельчатыми арочками и колонками посредине. Венчала па­лату высокая четырехскатная кров­ля, фасады были ярко раскрашены. По диагонали южной стены шла тРехмаршевая лестница, каждый  марш ее завершался площадкой украшенной фигурой льва, установ­ленной на каменных перилах.

Окончательно ядро дворцового комплекса Соборной площади офор­милось в начале XVI в., когда был сооружен Архангельский собор 1505-1508 гг. —храм-усыпальница представителей московского кня­жеского дома, второе по величине и значимости сооружение Московско­го Кремля. Его создатель — Алевиз Новый выделил центральный квад­рат здания, как это делали русские зодчие. Сдвинутые к востоку купо­ла перевешивают западную часть здания. Внешне фасады пышно украшены. Намеченное снаружи де­ление на этажи не отражает внут­реннюю структуру здания. Необыч­но выглядели круглые окна запад­ного фасада, раковины в тимпанах и выточенные из камня сосуды на за­комарах. Собор был обстроен с трех сторон открытыми арками-галерея­ми. Церковь Иоанна Лествичника 1505-1508 гг. возводилась под руко­водством Бона Фрязина. Достигав­шая в высоту 70 м церковь состояла из трех ярусов. Первый ярус удержи­вал два остальных, поэтому его сте­ны достигали 5 м в толщину. В два раза тоньше стены второго яруса, но в их кладку заложены металличес­кие связи. Третий ярус имеет тол­щину стен не более метра. Массив­ный барабан был надстроен в 1600 г. После этого за церковью закрепилось название «Иван Великий». Со време­ни Ивана III градообразующее значе­ние Кремля все время росло. Зона

круг него была очищена, улицы прямлены в 1500 г. Новые кремлев-

ские

стены и башни возведены в

1485-1495 гг. План Кремля прибли­жен к треугольнику. На углах были возведены три круглые башни, сере­дину каждой стены заняли проезд­ные прямоугольные в плане башни. Главный проезд в Кремль вел через фроловские (Спасские) ворота.

Архитектура

и градостроительство XVI в.

Первая половина XVI в. отмечена расцветом столпообразного и осо­бенно шатрового типа храма.

Тяга к своего рода национальной классике проявилась не только в пристрастии к стройным, гармонич­ным, завершенным пирамидальным композициям, но и во всем архитек­турном языке. Архитекторы отказа­лись от прямоугольных оконных проемов, от угловых лопаток, заме­нив их более стройными ордерными пилястрами, использовали много­профильные карнизы, отделяющие закомары от четверика.

Одним из сооружений нового типа стала церковь Вознесения в селе Коломенском в подмосковной цар­ской усадьбе на берегу Москвы-реки. Церковь выстроена из кирпича, ар­хитектурные детали — из белого кам­ня. Вертикальный объем расчленен на три части: стоящий на подклете четверик, затем восьмерик и шатер с плоской главкой. По своей высоте в 62 метра она превосходила все соору­жения русской архитектуры того вРемени. Церковь была квадратной  в плане, имела выступы со всех сто. рон, равные по ширине половине сто. роны квадрата основания. В здании не было апсид, внутреннее простран­ство незначительно, так как две тре­ти занимает толщина стен, отсут­ствуют росписи. Церковь окружала широкая терраса — гульбище.

Покровский собор 1551-1560 гг. стал памятником победы над Каза­нью. Первоначально здание не име­ло привычной нам наружной яркой окраски, его симметричная компо­зиция еще не включала придел Ва­силия Блаженного и шатровую ко­локольню, галерея вокруг здания была открытой. Архитекторам по­ручалось построить восемь церквей, посвященных тем святым, в дни по­читания которых шли бои за Ка­зань. Название собора определялось посвящением центральной церкви празднику Покрова Богородицы, дня, когдабыла взята Казань. Одна­ко архитекторы добавили девятую церковь — башню, в которой не про­водилась церковная служба. Сред­няя башня напоминает церковь в Коломенском, ее высота 47 м, внут­реннее пространство 9 на 9 м, к ней примыкают по диагонали еще 4 квадратные бесстолпные церкви, увенчанные несколькими рядами кокошников. Между четырьмя уг­ловыми церквями поставлены ори­ентированные по сторонам света вы­сокие восьмигранные башни.

В 1-ой половине XVI в. на терри­тории России было 160 городов, осо­бенно интенсивно росли города на севере в связи с ростом торговли че-

северный морской путь, на вос-„.*> — в связи с освоением новых ррИторий. Для русских городов была не характерна тесная фасадная застройка улиц. Особенность рус­ского города — свободная усадебная застройка, когда жилой дом распо­ложен в глубине участка.

Укрепленная территория запад­ноевропейских городов редко была больше 50-60 км, в то время как в Угличе в XIV в. составляла 150 га, 8 XV в. в Пскове —- 220, в Новгоро­де Великом — 410 га. Обычная ши­рина улиц западноевропейских го­родов — 3, а русских — 5-6 м. В Москве Указом 1585 г. была уста­новлена ширина главных улиц в 24, а остальных в 12 м.

В 1535-1538 гг. под руковод­ством Петрока Малого была выст­роена система укреплений посада, примкнувшая каменной стеной к восточной стене Кремля. В конце XVI в. посад столицы был обнесен стенами Белого города. Новые кремлевские укрепления впервые в русском крепостном, зодчестве были выстроены из кирпича под руководством итальянских зод­чих. Площадь Кремля выросла до 24 га, сохранив форму треугольни­ка. Углы треугольника закрепле­ны тремя круглыми башнями, выступающими из плоскости сте­ны. Каждая стена имеет 5 башен.

1593 г. специальным указом была полностью снесена городская застройка против Кремля по право­му берегу Неглинки на расстоянии 200 м от берега.

Живопись

В живописи XVI века усиливает­ся символизм, а также государствен­но-дидактическое начало. Показа. тельны в этом отношении росписи кремлевских царских палат Сред. ней, Золотой и Грановитой, в кото-рых изображены космические виды а также «пути человеческой жиз­ни» — Спас, евангелисты, врата рая земной, огненный, лунный и времен­ный круги и аллегорические образы.

Стремление к новой сюжетике дало начало жанру видений, очень сильны были эсхатологические на­строения. Сцены мучения изобража­лись предельно экспрессивно, под­час излишне натуралистично. Из церковных жанров «реалистичес­кие» тенденции сильнее всего про­явились в житийном. Реалистичес­кая струя наиболее откровенно про­явилась в росписях Золотой палаты Кремля в таких композициях, как крещение Руси, история царских ре­галий и Владимира Мономаха. Ху­дожественные работы в Кремле про­водились после пожара 1547 г. и были подчинены главной идее — бо­гоизбранности русских государей, представленной на фоне всемирно-исторического развития человечес­кой цивилизации. Используя цент­рический принцип расположения сюжетов, в верхней части палаты — на сводах — художники поместили Иисуса Христа, сидящего на радуге. Надпись, окружавшая Христа, гла­сила: «Бог-отец премудростию своею основа Землю и человека Не­бом благослови».

Историзмом проникнут много-

мНый лицевой свод XVI в., содер-ящий в первых трех томах всемир-

юисторию, а в остальных семи — историю российскую. В нем было 16 тысяч миниатюр.

г?о царскому указу в 1551 г. вето-лИДУ съехались многие художники, большинство из них составляли нов-г0родцы и псковичи. Самой извест-Ной из икон, изготовленной пскови­чами, была «Четырехчастная ико­на». В ней показаны сюжеты, посвя­щенные сотворению мира и челове­ка, деяниям и страданиям Бога-сына — в верхнем ряду; утвержде­нию основного догмата («Приидите трисоставному божеству поклоним­ся…*) и возвращению Христа на небо в нижнем ряду.

Образцом произведения нового типа явилась икона «Благословен­но воинство небесного царя» (144 на 396 см). Эта композиция посвяще­на взятию Казани в 1552 г. На ико­не изображены три колонны вои­нов, направляющихся слева напра­во от объятого пламенем города к «Горнему Сиону». Возглавляет ше­ствие Михаил Архангел, показан­ный в кругу небесной сферы. В ме­дальонах в правом и левом углу иконы — очищающийся в огне го­род нечестивых и идеальный град — Иерусалим Небесный с пре­бывающими в нем Богоматерью и Христом-младенцем.

Основной контекст изображений составляли истолкованные аллего­рически композиции ветхозаветной Истории. В тесной связи с развитием портретного жанра находилась эво. люция портрета. Портреты русских князей выполнялись в Золотой и Гра, ноеитой палатах, Благовещенском храме и Архангельском соборе В росписи паперти Благовещенского собора были изображения Аристоте­ля, Гомера, Вергилия.

Искусство России XVIIвека

Почти сразу после Смутного вре­мени общий подъем жизни страны вызвал интенсивное строительство, которое главным образом шло в по­садском жанре и светской, так на­зываемой палатной, архитектуре. Характерным для этого времени становится стремление к архитек­турно-декоративной пластике фаса­дов. Существенным качеством ар­хитектуры стало понимание глав­ного архитектурного объема как ку­бической клети, к которой могли примыкать несколько других кле­тей, в чем сказалось непосредствен­ное воздействие народной по своим истокам архитектуры. Господству­ющим стал принцип дифференци­рованное™ и слагаемости, при ко­тором общий облик складывался из множества крупных и мелких час­тей, создающих впечатление живо­писной дробности.

Живопись

Традиционный легендарно-исто­рический жанр теперь предельно символизируется, даже аллегоризи-руется. Так, тема «Распятие» пре­вращается в композицию «Плоды креста» в росписи ярославской цер-

 Иоанна Предтечи, в которой аЯСдый лепесток процветшего кре-содержит плод жертвенной смер­ти Христачто выражено следующи-я изображениями — «победа над смертью», «прикование сатаны на 1000 лет», «увенчание церкви» и т д. Все эти изображения даны на фоне многоярусной картины мироз­дания. Другая тенденция живопи­си — преподнесение событий Свя­щенной истории как историко-быто-вых сцен. Так, распятие может быть показано на фоне архитектуры Иерусалима. В лирико-догматичес-ком жанре Богоматерь выступает в виде коронованной царицы, в эсха­тологическом изображении наряду с подчеркиванием апокалиптичес­ких мотивов проявляются идущие от Андрея Рублева гуманистические тенденции. Так, образ души челове­ка трактуется как статный юноша. Во второй четверти XVII в. появля­ются первые парсуны (царя Федора Иоанновича, боярина Скопина-Шуйского).

Симультанная многоплановость воспринимается не как многоярус-ность, но как разноудаленность. Это позволяло художнику согласно принципам панорамности строить обширные композиции, напомина­ющие картины художников италь­янского Кватроченто.

Начавшийся еще в искусстве XVI в. процесс слияния отдельных клейм в общее повествование теперь захватывает и средник иконы, так что Центральная фигура выступает на об-Щем фоне с различными сценами.

Архитектура

В последнее десятилетие XVII в развернулось интенсивное церков. ное строительство, блестящими об-разцами которого стали церкви, по­строенные в стиле «нарышкинского барокко*. Одной из церквей нарыш­кинского стиля стала церковь По­крова Богородицы в Филях, постро­енная по заказу дяди Петра I Льва Кирилловича Нарышкина. Четве­рик церкви был поставлен на высо­кий подклет, окружен галереей-гульбищем. Храм увенчан пятью главами, объединен в одно целое с колокольней. Особую роль в декора­тивном убранстве храма играет соче­тание краснокирпичных стен и бе­локаменного резного декора — коло­нок, фронтончиков, гребней, налич­ников. Центричность построения подчеркнута одинаковым оформле­нием всех его фасадов. Поражал рос­кошью интерьер храма с девятичас-тным иконостасом. Позднее вокруг храма был разбит «регулярный* парк.

Последние десятилетия XVII в. были временем радикальных пере­мен в культуре. К этому времени по­явились такие виды и жанры искус­ства, как театр, портрет, светская поэзия. Усилилось проникновение западных культурных образцов. В России работали европейские жи­вописцы.

Происходившие в искусстве XVII в. изменения в сторону свет­скости свидетельствовали о том, что культура России находилась на по­роге Нового времени.

автор опубликовано в рубрике Статьи из периодической печати | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

Рубрики

Метки

Административное право Анатомия человека Биология с основами экологии Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский финансовый учет Гражданское и торговое право зарубежных стран Гражданское право Документационное обеспечение управления (ДОУ) Зоопсихология Избирательное право и избирательный процесс Инновационный менеджмент История государства и права зарубежных стран История зарубежных стран Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Краеведение Макроэкономика Менеджмент гостиниц и ресторанов Основы менеджмента Отечественная история Пляж в стиле FIT Психология Психология управления Растениеводство Региональная экономика Событийный туризм Социальная психология Социальная экология Социология Теневая экономика Туризм Туристские ресурсы Уголовное право Физиология ВНД Физиология нервной системы Физиология человека Физическая география Экология рыб Экология человека Экономика Экономическая география Экономическая психология Экскурсия Этнопсихология Юридическая психология Юриспруденция